Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Словарь ключевых понятий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Понятие толерантности в его современном значении предполагает не смиренновыносливое отношение к неприятным людям или воздействиям, а расположенность и доброжелательность, уважение и признание других, признание их прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе. Отношение к другому как… Читать ещё >

Словарь ключевых понятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Адаптация социальная — процесс активного освоения личностью новой социальной среды, в котором личность выступает не только объектом, но и субъектом адаптации, а социальная среда — не только адаптирующей, но и адаптируемой стороной.

Адаптация этнокультурная — психологическое и социальное привыкание к новой культуре, в ходе которого согласовываются нормы-требования и ожидания участников межэтнического взаимодействия.

Аккультурация — процесс взаимовлияния людей с определенной культурой друг на друга; результат этого взаимовлияния.

Архетип — универсальные образы и символы, содержащиеся в коллективном и бессознательном, предрасполагающие человека испытывать определенные чувства или мыслить определенным образом относительно какого-то объекта или ситуации.

Ассимиляция этническая — объединительные этнические процессы, связанные с утратой одним из народов своего языка, культуры, национального самосознания. А. Э. предшествует языковая и культурная ассимиляция.

Аттракция — взаимное тяготение лиц разной национальности друг к другу.

Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Гражданское самосознание — исторически отраженное в сознании личности и окрашенное в идеологические и нравственные тона представление о себе как гражданине государства и члене общества.

Дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовнонравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня.

Воспитательная система — комплекс взаимосвязанных компонентов, развивающийся во времени и пространстве: исходной концепции (совокупности идей, для реализации которых она создается); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих; отношений, интегрирующих субъектов в некую общность; среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность.

Геноцид — физическое истребление отдельных групп населения по национальным, расовым или религиозным мотивам.

Государство — способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся, в необходимых случаях, на средства и меры принуждения.

Гражданин — лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей; член политического сообщества, имеющий права и обязанности, связанные с его членством в нем. Гражданские права — права по закону, данные всем гражданам.

Гражданство — это устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством. Государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности. Совокупность прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, что отличает его от иностранных граждан и лиц без гражданства.

Гражданственность — комплекс нравственно-политических качеств личности, проявляющихся в умении реализовать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других граждан, осознанной правозаконности; в свободной приверженности к ориентациям на общечелевеческие ценности и нравственные нормы; способности к диалогу с властными структурами, с другими гражданами и их объединениями; наличие ответственности за свои поступки и свой выбор, понимание юридических и моральных обязанностей перед обществом и государством;

критическое и преобразующее отношение к окружающей действительности.

Гражданское общество — понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе, экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т. д. Гражданское общество —сфера самопроявления свободных граждан, добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти.

Гражданское воспитание — формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Вид целенаправленной духовнопрактической деятельности учителя и учащихся по формированию у учащихся гражданской позиции и гражданских качеств личности.

Гражданское сознание — особая форма массового, группового и индивидуального сознания, в основе которого лежит устойчивая связь между человеком как личностью, обществом и государством как Родиной, т. е. совокупностью географических, этнических, Исторических, культурных (в том числе религиозных) и т. п. представлений, скрепленных эмоционально и являющихся ценностной основой ее (личности) гражданского поведения.

Гражданская сознательность показывает степень овладения человеком мировоззренческими гражданскими установками, включая политические, правовые и нравственные, способностью их реализации в жизни. Гражданская сознательность определяется следующими параметрами: ощущение себя гражданином России, доверие к государству, способность защищать и отстаивать свои гражданские позиции, взгляды, убеждения, Родину как ценность.

Гражданское самосознание — исторически отраженное в сознании личности и окрашенное в идеологические и нравственные тона представление о себе как гражданине государства и члене общества, а также своей роли в их развитии и процветании, а также и защите.

Гражданское мышление — способность глубоко осмысливать происходящие в стране события политического и социального плана, давать им объективную оценку на уровне не бытового, а социального сознания; делать объективные стратегические и тактические выводы относительно развития гражданского общества и построения правового государства.

Гражданская позиция — это устойчивая система отношений личности к различным явлениям социальной действительности, проявляющаяся в соответствующих ценностных ориентациях, суждениях, поступках. Позиция фиксирует как мировоззрение человека (общее понимание мира и ценностное отношение к нему, определяющие его деятельность), так и саму деятельность.

Гражданские потребности — потребность в политических, правовых и нравственных знаниях, социальной активности.

Гражданское поведение (гражданская активность) — совокупность устойчивых стереотипов поведения, увязанных с понятием гражданства и базирующихся на гражданском сознании личности; деятельность индивидов и социальных групп, направленная на изменение и развитие гражданского общества.

Гражданская культура — уровень, характер и содержание нравственных, политических, правовых, эстетических и иных знаний и навыков человека, помогающих ему осознать свои гражданские права и обязанности, а также определить свое место и роль в решении задач, стоящих перед обществом.

Гражданский форум — способ принятия совместных решений, выбора общей позиции в условиях открытого общественного диалога, через серию обсуждений гражданами страны ее наиболее важных проблем. Цель участия школьников в гражданском форуме — научиться вести продуктивный диалог, понимать позиции сограждан, искать и находить компромисс, предвидеть последствия принимаемых решений (Н. С. Коваленко).

Гражданское образование — система и процесс формирования социально-политических, правовых, экономических, экологических, морально-этических способов практической деятельности растущего человека как члена общества и государства. Гражданское образование включает в себя обучение — передачу школьнику граждановедческих знаний (из области права, политики, социологии, культуры…) и формирование определенных социальных умений (критически мыслить, дискутировать, сотрудничать с другими людьми…), а также развитие в ребенке гражданских качеств личности (свободолюбия, ответственности, толерантности, уважения прав других…).

На основе этого у юного гражданина формируются демократические взгляды и убеждения, мировоззрение и нравственноволевые качества как субъекта социальной деятельности.

Гуманизм — общефилософское понятие, отражающее отношение к человеку как к высшей ценности, признание его права на свободу, счастье и творческое проявление своих сущностных (физических и духовных) сил.

Гуманизация воспитания и обучения — это интегрированный и многогранный процесс взаимодействия детей и взрослых, предполагающий доброжелательность и терпимость отношений друг к другу, диалоговый характер общения, возможность выбора ребенком способов жизни, свободу для творчества и саморазвития.

Дополнительное профессиональное образование — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.

Инновации — актуально значимые новообразования, возникающие на основе разнообразных инициатив и новшеств. Нововведенческая работа в школе в сфере воспитания состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование нововведения (кристаллизация идей и проектирование хода их реализации); реализация нововведения; закрепление новшества (С. Д. Поляков).

Интегративный подход в гражданском образовании —

рассмотрение гражданского образования как процесса, интегрирующего педагогические усилия различных его субъектов, проведение школьного курса «Граждановедение» через преподавание самых разнообразных учебных и факультативных курсов, через организацию жизнедеятельности детей вне уроков, через создание благоприятного демократического климата в школе.

Интерактивные методы обучения — методы, основанные на взаимодействии учащихся в учебных группах, где школьники учатся свободно выражать и отстаивать свою позицию по какой-либо проблеме; устанавливать контакты друг с другом, конструктивно взаимодействовать и участвовать в выработке коллективного решения; определять свое место в группе и оценивать вклад других ребят в общую работу.

Интернализация (интериоризация) — процесс усвоения человеком или группой людей социальных ценностей, норм, установок, стереотипов тех, с кем они взаимодействуют.

Информация (от лат. informatio — разъяснение, изложение) первоначально понималась как сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т. д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений.

Информационная безопасность — состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, государств; область знаний, которая изучает все виды опасностей, угрожающих человеку и его сообществам (государству, общественным и иным организациям) со стороны информации и информационной среды, разрабатывает методы и механизмы их предвидения и предупреждения, способы и средства защиты человека и социума от этих опасностей, а также закономерности, психолого-педагогические и организационные основы формирования качеств личности безопасного типа поведения с характерно выраженной информационной составляющей.

Информационная грамотность — набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения.

Информационная компетентность — интегративное качество личности, включающее знания, умения и способности субъекта в сфере информации и информационно-коммуникационных технологий, опыта их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств.

Компетенция — динамическая комбинация знаний, умений, и способность применять их для успешной деятельности в определенной области.

Компетентность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, в заданной предметной области.

Коммуникативная угроза в Интернете — специфические речевые действия, вызывающие нарушение устоявшихся в обществе этико-психологических, юридических и языковых норм, приводящие к деструкции безопасности ситуации общения в Сети.

Контент-анализ — метод исследования, используемый в педагогике, заключающийся в выявлении и оценке специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписи теле и радиопередач, интервьюирования, ответов на открытые вопросы, детских работ, школьной документации).

Конфессия — религиозная общность людей.

Критическое мышление — умение аргументированно отстаивать свое мнение; видеть ситуацию в целом, а не ее отдельные аспекты; умение оценить проблему и увидеть ее причины; поиск альтернативы; умение не отходить от проблемы в процессе поиска ее решения; умение добывать информацию из разных источников; умение анализировать информацию (достоверность источников).

Кросскультурная грамотность — желание и готовность понимать и принимать людей другой национальности, культуры и веры; умение создавать атмосферу толерантности и уважения; способность анализировать собственные предубеждения.

Культура — творческая деятельность по освоению мира, в процессе которой социальные ценности и нормы производятся, сохраняются, распределяются и потребляются в своей совокупности.

Личность — человек нравственный, присвоивший общественно ценные нормы отношений.

Медийная грамотность — готовность к использованию ресурсов и возможностей глобальной медиасреды.

Межкультурный диалог — это развивающийся, протекающий в рамках взаимного уважения процесс интерактивного обмена между индивидуумами, группами и организациями с различными культурными корнями и мировоззрениями.

Мультикультурная (поликультурная, многокультурная) позиция — подразумевает удержание человеком в своем сознании различных культурообусловленных точек зрения, признание их равноценности, проявление терпимости к ним, умение оперировать ими, учитывать их в общении и деятельности.

Национализм — идеология, психология, социальная практика, мировоззрение и политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигания национальной вражды, недоверия и конфликтов. Групповое поведение, основанное на представлении о примате национальных интересов своего этноса, его противопоставлении другим народам.

Национал-экстремизм — идеология и практика использования силы как самого эффективного средства решения национального вопроса.

Патриотизм (от греч. patris — отечество) — «нравственный политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины». Патриотизм — нравственный аспект гражданственности, обязательным условием созидательного функционирования которого является понимание сопричастности и ответственности за сохранение национального наследия и уважительное отношение к другим нациям.

Поликультурное воспитание — процесс, направленный на подготовку активных граждан в этнически и социально поляризованном мире, способствующий приобщению к собственным языкам, культурам, к мировой культуре через понимание особенностей отдельных этносов, их истории на основе диалога макрои субкультур, обладающих особыми достоинствами и ценностями, лишенных национального снобизма.

Поликультурность в образовании и воспитании — это интеграция человека в культуру, бесконфликтная идентификация личности в многокультурном обществе. Поликультурная компетентность в образовании — часть педагогических усилий, обеспечивающих социокультурную идентификацию личности в духе идеалов гражданского общества.

Поликультурная компетентность — междисциплинарное и интегрированное понятие, которое означает наличие объективных представлений, знаний о своей и иной культуре, реализующихся через умения и навыки, модели поведения, позволяющие специалисту правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей.

Поликультурная компетентность работников образования — свойство, качество личности, содержанием которого является не только совокупность представлений о специфике той или иной культуры, но и умение применять эти знания в практике взаимодействия с представителями разных этнокультур, учитывая их особенности.

Поликультурная личность — это личность, являющаяся субъектом полилога культур, имеющая активную жизненную позицию, обладающая развитым чувством эмпатии и толерантности, эмоциональной устойчивостью.

Поликультурная позиция — критерий толерантности, подразумевает удержание человеком в собственном сознании различных культурно обусловленных точек зрения, признание их равноценности, проявление терпимости к ним, умение оперировать ими, учитывать их в общении и деятельности.

Правосознание — совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

Правовая культура — обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Расизм — идеология, общественная психология и практика разделения людей на полноценных и неполноценных, на высших и низших, на основе расовых черт и признаков; индивидуально предвзятые установки и дискриминирующее поведение по отношению к людям определенной расы; общественная практика навязывания определенной расе подчиненного положения.

Социальная активность (гражданская активность) — совокупность устойчивых стереотипов поведения, базирующихся на гражданской сознательности и определяющаяся конкретным участием в общественной жизни группы, факультета, вуза, города; гражданское поведение, характеризующееся качествами ответственности и милосердия при проведении социальных акций.

Социализация — это развитие человека в процессе его взаимодействия с обществом, усвоения и воспроизводства культуры данного общества.

Социальный институт — исторически сложившаяся форма организации и регулирования общественной жизни (семья, религия, образование и т. д.), обеспечивающий выполнение жизненно важных для общества функций, включающий совокупность норм, ролей, предписаний, образцов поведения, специальных учреждений, систему контроля.

Социокультурная идентичность — совокупность устойчивых черт, позволяющая той или иной группе (этнической или социальной) отличать себя от других.

Толерантность — терпение, терпимость, готовность допускать без осуждения, уважать, принимать «чужих», взаимодействуя с ними в условиях поликультурного социума.

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Понятие толерантности в его современном значении предполагает не смиренновыносливое отношение к неприятным людям или воздействиям, а расположенность и доброжелательность, уважение и признание других, признание их прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе. Отношение к другому как к самому себе, а отсюда недопущение насилия, презрения к другому является предельной максимой для всех этических систем, на которой основаны нравственные принципы. В повседневной жизни толерантность проявляется прежде всего в отношениях человека с другими людьми. Массовые проявления интолерантности среди молодежи выражаются сегодня в жестокости, повышенной агрессивности, отчужденности и пр.

Традиция — переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи. Формы и установления жизни, идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся в группе, организации, коллективе в течение длительного времени и передаваемые из поколения в поколение.

Фрустрация этнопсихологическая — состояние слияния, переживаемого социально-психологического дискомфорта представителями той или иной этнической общности, в которых находит отражение их историческое своеобразие.

Ценности — значимость для людей тех или иных объектов и явлений. Ценности выполняют роль смыслов человеческой жизни. К общечеловеческим ценностям (отметим их вариативный характер) относят следующие: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.

Ценностные ориентации — система устремлений личности, выражающаяся в предпочтении определенных ценностей, и построение на их основе способов поведения; направленность сознания и поведения на общественные и духовные ценности, предпочтение к тем или иным; особое личностное образование, являющееся результатом освоения его социально-значимых моделей деятельности, трансформации этих норм и моделей в индивидуальный опыт глобального отношения к миру и самому себе, помогающий личности занять позицию активного взаимодействия с обществом.

Экстремизм (от лат. extremus — крайний) — приверженность к крайним взглядам, мерам.

Этнос (этническая общность) — исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией; термин близок к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов (этнолингвические группы, например, русские, украинцы, поляки — славянская этническая общность), а также обособленные части внутри народа (этнографические группы).

Этническая группа — обособленна часть народности или нации, сохраняющая некоторые наиболее значимые особенности языка, культуры, религии, быта.

Этническая миграция — случай массового перемещения, когда представители той или иной этнокультурной группы добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса или его длительного проживания и переселяются в иное географическое или культурное пространство.

Этническая толерантность — способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, идеалам, верованиям. Она может повышаться или понижаться в зависимости от наличия опыта общения с представителями других групп.

Этноцентризм — такая система взглядов, согласно которой ценности, культура, образ жизни, традиции одной этнической группы являются основным критерием для восприятия и оценки других этнических общностей. Убежденность в превосходстве собственной этнической или культурной группы, склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона.

Приложения

Приложение 1

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой