Введение.
История школы и педагогической мысли в Беларуси
![Реферат: Введение. История школы и педагогической мысли в Беларуси](https://westud.ru/work/6931031/cover.png)
Важное теоретико-методологическое значение для исследования и осмысления проблем развития образования, школьной политики правительства, педагогической мысли на территории Беларуси пореформенного периода, соотношения общероссийского и национального компонентов в этих процессах имеют взгляды белорусских просветителей и педагогов. Во второй половине ХIХ в. был выдвинут ряд подходов к разработке… Читать ещё >
Введение. История школы и педагогической мысли в Беларуси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Социально-экономическое и духовное развитие любого общества во многом определяется состоянием в нем образования и воспитания. Именно эта сфера человеческой деятельности оказывает решающую роль в разработке научной политики, оптимальной модели реформирования общественных отношений, формирования образа жизни людей.
Обновление и перестройка всех сфер жизни современного общества, в том числе и в области общеобразовательной школы, требует дальнейшего совершенствования образования и воспитания молодежи. Имеется в виду повышение качества учебного процесса, трудового и морального воспитания в школе, укрепление связей обучения с жизнью. Успешное решение этих сложных задач предусматривает широкое и действенное внедрение в школьную практику не только современных достижений педагогической науки и достижений передового педагогического опыта, но и углубленного знания истории становления и развития педагогической мысли Беларуси, в частности, идей национального образования, содержащихся в трудах видных деятелей белорусского народа конца XIX — нач. XX ст. Накопленный опыт педагогической теории и практики не потерял своей значимости и актуальности и в современных условиях.
Научное наследие и достижения прошлого являются и сегодня частью национального образования и культуры. В эпоху, когда общественность республики стремится познать всю правду о нашем прошлом, когда идут интенсивные поиски в определении содержания национального образования, когда разрабатывается новая Концепция национальной системы образования и воспитания, назрела острая необходимость осмысления и творческого использования достижений национальной педагогики прошлого.
Конец XIX — нач. XX столетия — это период необыкновенного динамизма общественных процессов и острых социальных конфликтов в период подъема национального освободительного движения народов бывшей Российской империи, национального возрождения Беларуси. Борьба за белорусскую школу, преподавание на родном языке стала органической частью устремлений народа за свои права, которые в начале столетия приобретают особенное напряжение и остроту, становятся неотъемлемой частью борьбы за демократизацию народного образования в целом.
Вполне понятно, почему в современных условиях усилился значительно интерес исследователей к педагогическому наследию и передовому опыту выдающихся теоретиков и практиков конца XIX — начала XX столетия не только в России, но и в национальных республиках. Новое осмысление специфических черт и особенностей теории и практики образования в Беларуси может явиться одним из источников для более глубокого понимания роли и значения политики Российского государства в области народного образования в целом.
Разработка кардинальных педагогических проблем на современном этапе развития общества требует понимания непреходящей ценности идей и положений передовой педагогической и общественно-политической мысли, сформулированных в трудах лучших ее представителей. Важно объективно оценить их интеллектуальное и духовное наследие и опыт по развитию идей национального образования и воспитания.
Сегодня говорить о воспитании гражданина и патриота Республики Беларусь, сознательного представителя нации — значит заботиться о будущем Родины, своего края. Решение этой актуальной проблемы связано с деятельностью всего педагогического коллектива школы, так как программный материал всех учебных предметов заключает в себе необходимые возможности воспитания любви и серьезного отношения ко всему тому, что является типично белорусским, национальным. Существует извечный закон человеческой природы: все великое может быть создано народом, конкретными личностями только по-своему, все гениальное рождается на почве только своего национального духовного опыта, в том числе и опыта предшествующих поколений. Отсюда вытекает настойчивая необходимость использования этого опыта в практике работы современной школы, активизация тех педагогических методов и приемов, которые наилучшим образом будут способствовать его внедрению в учебный и воспитательный процесс.
Изучение истории становления национальной школы и педагогической мысли Беларуси, путей и направлений развития образования являются важной и актуальной задачей современной историко-педагогической науки. Разработка кардинальных проблем воспитания национального сознания молодежи на современном этапе развития общества требует иного подхода к переосмыслению прошлого, пониманию непреходящей ценности идей и положений передовой педагогической и общественно-политической мысли, сформулированных в трудах лучших ее представителей.
Чрезвычайно важно сегодня объективно оценить интеллектуальное и духовное наследие выдающихся представителей белорусского национального возрождения, педагогов-исследователей и методистов, фольклористов-этнографов, писателей, роль которых в развитии идей национального образования и воспитания и создании национальной школы чрезвычайно велика. Изучение и обобщение их опыта — необходимая предпосылка формирования современной педагогической науки.
Важное теоретико-методологическое значение для исследования и осмысления проблем развития образования, школьной политики правительства, педагогической мысли на территории Беларуси пореформенного периода, соотношения общероссийского и национального компонентов в этих процессах имеют взгляды белорусских просветителей и педагогов. Во второй половине ХIХ в. был выдвинут ряд подходов к разработке этнокультурного аспекта в образовании и воспитании (В. Дунин-Марцинкевич, К. Калиновский, Ф. Богушевич). В дальнейшем эти идеи нашли воплощение в формировании концепции белорусской школы лидерами национально-культурного возрождения, педагогами, народными учителями, писателями, публицистами начала ХХ в. (Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович, С. Полуян, В. Ластовский, Тетка, А. и И. Луцкевичи).
- 1. Объект исследования — система образования и педагогическая мысль Беларуси.
- 2. Предмет исследования — процесс развития образования и педагогической мысли на территории Беларуси.
- 3. Цель исследования — представить в целостном виде процесс развития образования и педагогической мысли на территории Беларуси.
- 4. Задачи:
- · изучение педагогической литературы по теме исследования;
- · изучение зарождения и развития педагогической мысли в Беларуси;
- · изучение педагогических идей в Беларуси XX — XXI века.
- 5. Гипотеза исследования — процесс творческого совершенствования функционирования общеобразовательной школы обуславливается использованием педагогических идей представителей педагогических учений прошлого в очерченный в исследовании период.
- 6. Методы исследования — анализ педагогической мысли по теме исследования, сравнение этапов развития педагогической мысли в Беларуси.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и списка использованной литературы.