Средства и технологии интерактивного учебного взаимодействия для организации совместной работы
![Реферат: Средства и технологии интерактивного учебного взаимодействия для организации совместной работы](https://westud.ru/work/6464409/cover.png)
Обучение в «Проектном инкубаторе 2015» позволяет педагогам познакомиться с новой технологией организации и проведения учебных сетевых проектов; осознать различие между сетевым и локальным проектом; подойти к конструированию проекта с методологической точки зрения; задуматься над вопросом «как сделать участие детей в проекте не только деятельностным и обучающим новым технологиям, но и рассмотреть… Читать ещё >
Средства и технологии интерактивного учебного взаимодействия для организации совместной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Интерактивному взаимодействию и организации совместной работы в сети способствуют уникальные возможности сервисов Web 2.0. Если сервисы Web 1.0 были направлены на планирование статических сайтов, которые не мог создавать или изменять каждый пользователь, то Web 2.0 — развитие Всемирной Паутины, «методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий, становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются» [3].
Приведем примеры интернет-сервисов, которые позволяют организовать интерактивное учебное взаимодействие в условиях совместной работы пользователей:
- — онлайн-офис (Google Docs);
- — инфографические материалы (Tagul, Wordle);
- — интерактивные плакаты (Gloster, WikiWall);
- — интерактивные доски он-лайн (DabbleBoard, Twidda, DreamsBoard);
- — интерактивные панели (Symbaloo);
- — интерактивные рабочие листы (Сервисы Google Диска, сервисы для создания ментальных карт — Mindomo, SpiderScribe, Mind42 — и интерактивных упражнений — LearningApps, ClassTools);
- — информационно-ознакомительные материалы (фотосервисы, видеосервисы, сервисы для создания презентаций);
- — контролирующие материалы (Формы Google, Simpoll, Твой тест, 99 polls);
- — учебные проекты (среда wiki-wiki).
Сервисы Web 2.0, условно называемые интерактивными досками онлайн (Lino, WikiWall, Twidda и др.), позволяют организовывать совместные действия обучающихся в тематических группах, обмен информацией и комментирование работ.
Для организации интерактивного учебного взаимодействия удобными сетевыми сервисами являются Сайт Google и викисайт. Реализация проектов в вики-среде возможна при условии наличия развернутой вики-платформы в самом образовательном учреждении или доступа к вики-сайту партнерской площадки (например, региональная Вики).
По определению Википедии, «Гугл документы (Google Docs) — бесплатный онлайн-офис, включающий текстовый, табличный процессор, сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена, разрабатываемый Google» [15]. Одной из уникальных возможностей онлайн-офиса является сохранение документов, таблиц, презентаций, создаваемых пользователем, на специальном сервере Google, а также возможность экспорта его в файл. Доступ к данным может иметь каждый пользователь, компьютер которого подключен к Интернету, но вход осуществляется под паролем. Если создается новый документ, то он является «частным», доступ к этому документу имеет только тот человек, который его создал. Однако в дальнейшем можно предоставить доступ и другим пользователям. Настройка «частный» рекомендуется для личных документов, ее можно использовать для совместной работы с узким крутом пользователей. Для этого нужно прописать их электронные адреса при настройке доступа и дать права редактора. Пользователь, пытающийся открыть документ, должен будет через аккаунт Google, подтвердить право доступа к документу. Владельцы документов могут вносить изменения в документы, таблицы, презентации и рисунки онлайн-офиса Google, приглашать других пользователей в качестве редакторов и читателей ит.д.
Для интерактивного учебного взаимодействия быструю обратную связь с обучающимися можно обеспечить прохождением текущих экспресс-опросов, анкет, викторин, которые можно создавать с помощью сервисов «Google формы», доступные в сетевом Диске Google, веб-сервиса «Simpoll» (http:// simpoll.ru), «Твой тест» (http://www.make-test.ru), сервис «99 polls» (http://ru.99polls.com). В таких сетевых мероприятиях может принять участие неограниченное количество респондентов.
Новый взгляд на организацию интерактивного учебного взаимодействия привнесло программное обеспечение SMART Notebook и специальное приложение для проведения интерактивного взаимодействия SMART Response. На занятии с его помощью можно успешно реализовывать технологии геймификации, перевернутого класса, BYOD (от англ. Bring Your Own Device — принеси свое собственное устройство), скрайбинга и т. д. Условием для дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса становится обязательная установка программы SMART Notebook в домашних условиях (допускается бесплатная демо-версия).
Для реализации интерактивного учебного взаимодействия в условиях дистанционного обучения преподаватель переносит часть лекционного материала на самостоятельное изучение обучающимися дома, при этом в сети, в режиме реального времени может быть организована совместная работа, решение сложных задач, обсуждение, дискуссии, выполнение учебного телекоммуникационного проекта и др. Такая технология получила название «перевернутый класс» или перевернутое обучение. Перевернутый класс является составной частью смешанного обучения. Эта технология была известна и ранее, так как обучающимся часто задавали прочитать лекцию, сделать по ней конспект или выписать основные понятия. С распространением информационно-коммуникационных технологий стало возможно усовершенствовать этап знакомства с новым материалом. Лекции даются в виде видеофрагментов, подготовленных, в том числе с помощью технологии скрайбинга или создания скринкастов.
Скрайбинг — это техника презентации (от английского scribe — набрасывать эскизы или рисунки). Эта техника пришла из мультипликации. Речь выступающего иллюстрируется на лету рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги); получается, как бы эффект параллельного следования, когда мы и слышим, и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. Подготовить компьютерный скрайбинг можно с помощью сервиса PowToon и программы VideoScribe.
В отличие от скрайбинга, скринкаст — это видеофрагмент, записывающий экран компьютера преподавателя, лектора. Параллельное следование при такой технологии также присутствует. Особенность технологии — создания видеоряда — короткие видеоролики, описывающие порядок использования программных продуктов, работы программного обеспечения и пр.
Также все чаще для работы с понятиями, лучшего усвоения материала, проверки достижения предметных и метапредметных результатов обучения применяется технология геймификации [13]. Геймификация — технология обучения, в основе которого лежит принцип компьютерных игр, но применяется она для неигровых процессов с целью большего вовлечения обучающихся в решение прикладных задач. Каждая подобная игра требует детальной проработки: составления правил, продумывания визуализации игрового процесса, разработки форм и возможностей сотрудничества в процессе игры, продумывание систем наград и поощрений, способов выделения лидеров. Для создания игры, проводимой в дистанционной или очной форме, можно привлекать интерактивные элементы, располагающиеся на ресурсах.
- • http: //school-collection.edu.ru;
- • http://teacherslovesmartboards.com;
- • http://notebookgallery.com;
- • http://www.igraemsa.ru;
- • http://www.game01.ru/7typeMl=287;
- • http://www.ourgames.ru/igry/matiematika.
Компания SMART разработала для создания интерактивных элементов шаблоны LAT 2.0 — RU. Коллекция шаблонов LAT доступна в галерее SMART Notebook. С помощью нее можно создавать различные интерактивные упражнения, такие как Анаграммы, Поиск пары, Сортировка, Выбор изображения, Активные точки и другие.
Технологиями, основанными на удаленном взаимодействии, могут являться, в частности, учебные сетевые проекты (УСП) — «совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата этой деятельности, организованная на основе компьютерной телекоммуникации» [4]. Решение проблемы, заложенной в сетевом проекте, почти всегда требует привлечения интегрированного знания (знания из разных предметных областей). Учебные сетевые проекты в образовательном пространстве Российской Федерации можно реализовывать во внеурочной деятельности или на уроках, проводимых по рабочим программам, при условии знакомства педагогов с методикой организации подобных проектов.
Для формирования навыков педагогов по реализации учебных сетевых проектов проходят дистанционные тренинги: «Педагогические секреты учебных ситуаций» http://fgoscom. ги/ [2].
Учебные сетевые проекты для детей можно найти в Путеводителе [16]: https://sites.google.com/site/putevoditelusp/, в котором приведена каталогизация сетевых проектов по предметам (темам) и по возрасту обучающихся (классам). Можно получить приглашение участвовать в сетевых проектах от коллег. Преимущество сетевого сотрудничества проявляется в быстром сборе объемных данных. УСП опирается на внедрение метапредметного подхода в школьное образование, решает проблему разобщенности отдельных учебных предметов. Деятельность в рамках метапредметного подхода подводит к формированию метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе и метапредметных компетенций в основной школе, как актуальной цели современного образования.
В процессе реализации учебного сетевого проекта у школьников совершенствуются способности к организации своей деятельности, умение формулировать цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять рефлексию и, как следствие, самокоррекцию своей деятельности, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Таким образом, через участие в УСП достигаются предметные и метапредметные образовательные результаты, а также развиваются личностные качества обучающихся в условиях коллективной совместной работы.
Обучение в «Проектном инкубаторе 2015» [2] позволяет педагогам познакомиться с новой технологией организации и проведения учебных сетевых проектов; осознать различие между сетевым и локальным проектом; подойти к конструированию проекта с методологической точки зрения; задуматься над вопросом «как сделать участие детей в проекте не только деятельностным и обучающим новым технологиям, но и рассмотреть этот вопрос с воспитательной точки зрения?»; позволяет научиться строить задания так, чтобы достичь личностных, предметных, метапредметных образовательных результатов у обучающихся.
Описанные интерактивные формы, средства, технологии учебного взаимодействия, занимают прочные позиции при эффективной организации повышения квалификации и переподготовки работников образования в условиях дистанционного обучения. Это требует от современного педагога постоянного совершенствования информационно-коммуникационных компетенций, развития, непрерывного образования, как формального (курсы повышения квалификации, программы переподготовки и пр.), так и неформального (общение на форумах, в блогах, вебинары, семинары, конференции).