Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование декоративного восприятия на занятиях по рисунку у студентов художественного колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В лекциях теоретический материал призван помочь студентам в изучении основ декоративного изображения натуры, а также в ознакомлении с различными формами стилизации и множеством графических приемов и средств, применяемых в декоративной композиции. Лекционные занятия последовательно раскрывали способы стилистической интерпретации натурной постановки с учетом закономерностей построения декоративной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Психолого-педагогические аспекты формирования декоративного восприятия на занятиях по рисунку
    • 1. 1. Сущность понятия восприятия в контексте декоративного рисования
    • 1. 2. Условия формирования декоративного восприятия у студентов художественного колледжа
    • 1. 3. Критерии оценки сформированное&trade- декоративного восприятия у студентов художественного колледжа
  • ГЛАВА 2. Методика формирования декоративного восприятия у студентов специальности «декоративно-прикладное искусство» на занятиях по рисунку
    • 2. 1. Диагностика уровня графической подготовки студентов (констатирующий эксперимент)
    • 2. 2. Методика формирования декоративного восприятия на занятиях по рисунку
    • 2. 3. Динамика формирования декоративного восприятия на занятиях по рисунку (формирующий эксперимент)

Формирование декоративного восприятия на занятиях по рисунку у студентов художественного колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется возрастающими требованиями к подготовке специалистов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в системе среднего профессионального образования, которая требует постоянного совершенствования и нахождения новых, более эффективных, форм и методов обучения.

Важнейшей задачей художественного образования является сохранение традиционной культуры’и развитие народных ремёсел. Одним из условий профессиональной подготовки художников по декоративно-прикладному искусству является не только овладение технологиями основ народных ремёсел, но и формирование навыков и умений рисования, способствующих развитию образного восприятия и творческой активности студентов. Успешность качественной подготовки будущих специалистов декоративно-прикладного искусства во многом зависит от степени сформированности у них декоративного восприятия в процессе графической подготовки, поскольку профессиональное восприятие является основой творческого процесса художника, i «I.

Психологические особенности процесса изображения исследовали известные ученые (Б.Г. Ананьев, H.H. Волков, Л.Б. Ермолаева-Томина, Е. И. Игнатьев, B.C. Кузин, Б. Ф. Ломов, Б.М. Теплов), что позволило выявить принципиальные особенности восприятия в процессе изобразительной деятельности, а также проанализировать психолого-педагогические аспекты художественного творчества и изобразительного искусства.

Учебно-познавательную деятельность студентов исследовали многие ученые-педагоги (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, Д. Б. Богоявленская, В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М.Н. I.

Скаткин, Г. И. Щукина и др.), что позволило обосновать конкретные педагогические условия оптимизации учебного процесса.

Эмпирические и теоретические исследования многих выдающихся художников-педагогов могут служить основой для решения проблем методики преподавания рисунка применительно к среднему • профессиональному образованию. Так Д. Н. Кардовский, Е. А. Кибрик, В. А. Фаворский, П. П. Чистяков, К. Ф. Юон и др. считали основной целью обучения изобразительному искусству развитие профессионального восприятия (аналитического восприятия натурной формы и последовательного системного рисования).

Творческие проблемы процесса изображения проанализированы в исследованиях В. П. Зинченко, B.C. Кузина, В. К. Лебедко, Л. Г. Медведева, Е. В. Шорохова и других авторов, что позволило обосновать научно-методические принципы творческого подхода к процессу изображения, раскрыть дидактические и методические условия активизации развития творческих способностей студентов на занятиях по академическому рисунку.

Различные методические проблемы декоративно-прикладного искусства в системе профессиональной подготовки студентов художественных факультетов педагогических вузов исследовали ученые К. Ж. Амиргазин, М. В. Соколов, A.C. Хворостов, Т. С. Шпикалова и др.

В настоящее время учебно-методическая литература по рисунку, предназначенная для текстильной, легкой и мебельной промышленности ' (Ф.В. Антонов, Л. А. Бруни, Н. П. Бесчастнов, Б. А. Бурмистров C.B. Герасимов, Г. И. Кулебакин и др.) содержит основные теоретические, практические положения академического и специального рисунка и рассматривает основные принципы изображения, где особенности специальности анализируются как сложное полисистемное образование, основанное на утверждении: от образа учебной постановки к образу спроектированной вещи.

В исследованиях А. Н. Витковского, С. П. Ломова, Ю. М. Ютюновой обосновываются отдельные вопросы подготовки художников декоративно- • прикладного искусства и народных промыслов по живописи и рисунку в высшей школе. Авторы рассматривают компоненты профессиональной подготовки художников и отмечают необходимость разработки комплексного подхода: к обучению академическому рисунку с учетом специфики специальности.

В методической литературе и научных работах по изобразительному искусству успешно исследуются проблемы, связанные с формированием художественного восприятия, развитием изобразительных умений, а также различные аспекты творческих способностей студентов педагогических вузов. Вместе с тем, недостаточно специальных исследований, посвященных специфике обучения рисунку в системе среднего профессионального образования.

Особенность обучения в художественном колледже заключается в необходимости подготовки не просто квалифицированного мастера-исполнителя, но и воспитании творческой личности, способной к дальнейшему самосовершенствованию, что невозможно без развитого декоративного восприятия студентов. Являясь частной формой проявления художественного восприятия, декоративное восприятие представляет собой комплекс индивидуально-психологических свойств личности, способствующих созданию декоративного изображения и оказывающих влияние на процесс практического исполнения творческой работы.

Необходимость активизации творческого начала в изобразительной I деятельности студентов ДЛИ и определила выбор данной темы исследования.

Цель исследования — изучение психолого-педагогических особенностей процесса формирования декоративного восприятия у студентов на занятиях по рисунку на отделении декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в художественном колледже.

Объект исследования — процесс обучения рисунку студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в системе среднего профессионального образования.

Предмет исследования — процесс формирования декоративного восприятия у студентов художественного колледжа на занятиях по рисунку.

Гипотеза исследования. Эффективность формирования декоративного восприятия у студентов ДЛИ значительно повысится, если на занятиях по специальному рисунку актуализировать творческие задачи, связанные с построением декоративной композиции натюрморта и декоративной стилизацией изображаемых предметов.

Исходя из общей цели, объекта, предмета и сформулированной гипотезы были поставлены следующие задачи исследования: I.

— конкретизировать сущность понятия декоративного восприятия в контексте обучения студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»;

— выявить психологические особенности формирования декоративного восприятия на занятиях декоративным рисункомсформулировать педагогические условия формирования декоративного восприятия в процессе обучения специальному рисункуобосновать критерии оценки степени сформированности декоративного восприятия у студентов на занятиях специальным рисунком;

— разработать методику, включающую в себя систему заданий и упражнений, направленных на формирование декоративного восприятияв процессе экспериментальной работы выявить динамику формирования декоративного восприятия у студентов на занятиях по специальному рисунку.

Методологическую базу исследования составляют: психологические исследования, посвященные проблемам формирования восприятия, представления, воображения (Р. Арнхейм, Б. Г. Ананьев, H.H. Волков,. Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Р. Грегори, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, B.C. Кузин, Д. Н. Узнадзе, П. Я. Якобсон и др.);

— фундаментальные положения психологии о закономерностях процесса познания и особенностях художественного мышления (Б.Г. Ананьев, Л.С.

Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л, Рубинштейн, И. М. Сеченов, Б. М. Теплов и др.);

— теоретические исследования по методике обучения изобразительному искусству, посвященные проблемам активизации учебной и творческой деятельности студентов (Г.В. Беда, H.H. Волков, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, А. И. Иконников, B.C. Кузин, В. К. Лебедко, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, H.H. Ростовцев, Е. В. Шорохов и др.) — методические исследования практических проблем освоения профессионального мастерства декоративно-прикладного искусства (К.Ж. Амиргазин, В. В. Корешков, М. В. Соколов, A.C. Хворостов, Т. С. Шпикалова и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретические, включающие анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблемеизучение и обобщение опыта учебной работы в художественных колледжахизучение научных, исследований, сравнение, анализ и обобщение документации.

— эмпирические: опытно-экспериментальная работа, тестирование, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, экспертное оценивание, изучение продуктов деятельности.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в течение 2003 — 2009 г. г. на базе Новосибирского техникума легкой промышленности (Новосибирский Колледж Сервиса), параллельно экспериментальная работа проводилась на базе отделения декоративно-прикладного искусства Новосибирского, Областного Колледжа Культуры и Искусств.

На первом этапе (2003 — 2005 г. г.) изучалось состояние процесса преподавания академического рисунка на отделениях декоративно-прикладного искусства, проводилось изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, разрабатывался научный аппарат исследования.

На втором этапе (2005 — 2006 г. г.) конкретизировались психолого-педагогические условия формирования декоративного восприятия, обосновывались критерии оценки. Проводился констатирующий эксперимент по выявлению уровня графической подготовки студентов отделения декоративно-прикладного искусства, была сформулирована гипотеза, определены задачи исследования.

На третьем этапе (2007 — 2009 г. г.) теоретически обобщались полученные результаты, в соответствии с теорией разрабатывалась система учебных заданий и упражнений, способствующих формированию декоративного восприятия. Проводился формирующий эксперимент, формулировались теоретические и практические выводы, подтверждающие гипотезу исследованияосуществлялось внедрение результатов исследования в систему художественно-профессионального образования.

Научная новизна исследования:

— в контексте исследования определены критерии оценки степени сформированности декоративного восприятия студентов на стадии стилизации предметов, композиционного и технического воплощения замысла;

— выявлены и обоснованы психолого-педагогические возможности рисования, обеспечивающего процесс формирования декоративного восприятия у студентов художественных колледжей;

— выявлена динамика формирования декоративного восприятия на занятиях специальным рисунком.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в следующем:

— конкретизировано понятие «декоративное восприятие» в контексте применения его в теории и методике обучения специальному рисунку на отделениях декоративно-прикладного искусства средних профессиональных учебных заведений;

— определены псйхолого-педагогические условия, способствующие эффективному формированию декоративного восприятия у студентов ДЛИ на занятиях специальным рисунком в системе среднего профессионального образования: наличие у студентов базовых знаний, умений и навыков по академическому рисункуосознанное усвоение знаний специального рисунка (закономерности построения декоративной композиции, приемы стилизации и т. п.) — наличие устойчивой потребности в художественной деятельностиреализация творческого взаимодействия педагога и студента на занятиях по рисунку;

— научно обоснована и проверена на практике методика обучения специальному рисунку, направленная на формирование декоративного восприятия;

— разработаны методические указания, формирующие декоративное восприятие в процессе графической деятельности, которые могут использоваться при составлении учебных программ, учебных пособий по рисунку и композиции на отделениях декоративно-прикладного искусства средних профессиональных учебных заведений.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечены исходными методологическими данными, положительными результатами показателей эффективности предлагаемых педагогических условий, приемов и методов формирования декоративного восприятия у студентов на занятиях по рисунку, всесторонним качественным и количественным анализом результатов эксперимента, апробацией и внедрением основных положений исследования в педагогическую практику.

Апробация и внедрение результатов исследования:

— основные положения отражены в статьях, опубликованных в различных сборниках научных трудов;

— материалы исследования обсуждались на заседаниях предметно-цикловых комиссий отделения декоративно-прикладного искусства Новосибирского Областного Колледжа Культуры и Искусств, а также на научно-методических конференциях Института искусств Омского государственного педагогического университета;

— результаты диссертационного исследования были отражены в докладах — на научных конференциях в г. Томске (сентябрь 2008 г.) и в г. Иркутске (апрель 2009 г.);

— результаты исследования апробированы и внедрены в практику работы отделения декоративно—прикладного искусства Новосибирского Областного Колледжа Культуры и Искусств, Новосибирского государственного художественного училища, Детской художественной школы № 1 г. Новосибирска.

Результаты исследования могут широко использоваться в учебном процессе колледжей искусств, детских художественных школ и школ искусств, где проблема развития декоративного восприятия весьма актуальна.

На защиту выносятся следующие положения:

— декоративное восприятие как комплекс психологических свойств личности, отвечающих требованиям декоративного рисования и влияющих на процесс практической реализации декоративно-графического замысла;

— формирование декоративного восприятия как целенаправленный процесс, основанный на наблюдении натуры и её мысленном преобразовании, результатом которого является декоративное изображение, построенное на приёмах стилизации, обобщения, трансформации, плоскостного решения пространства и др.;

— психолого-педагогические условия, способствующие эффективному формированию декоративного восприятия у студентов ДЛИ на занятиях специальным рисунком;

— методика обучения специальному рисунку, направленная на формирование декоративного восприятия, включающая в себя систему заданий и упражнений, способствующих активизации творческой деятельности студентов;

— динамика формирования декоративного восприятия, представляющая последовательную систему изучения теоретических и практических принципов выполнения декоративной композиции.

Теоретические положения и практические результаты исследования. отражены в ряде научно-методических работ:

Публикации в журналах, утвержденных ВАК РФ:

1. Кравченко, К. А. Педагогические условия активизации творческой деятельности студентов на занятиях по живописи / О-В. Шаляпин, К. А. Кравченко // Искусство и образование: опыт и взаимодействие: Сборник научно-методических статей / сост. и отв. ред. Г. П. Сергеева. — М.: ГОУ Педагогическая Академия, 2009 — С. 122.

2. Кравченко, К. А. Проблема объемной формы в художественном.

1 образовании / Кравченко К. А., Шаляпин О. В. // Российский экономический. интернет-журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал АТиСО / Акад. труда и социал. отношений — Электрон, журнал. — М.: АТиСО, 2008 № гос. регистрации 420 600 008. — Режим доступа: http: //www/globecsi.ru/Articles/2008/ ShalyapinKravchenko. pdf, свободный — Загл. с экрана.

Научные статьи и материалы выступлений на конференциях:

3. Кравченко, К. А. Методические особенности обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (3−6 лет) / К.А.

Кравченко // ВестникНовосибирского областного колледжа культуры и искусств: Научно-методический, информационный журнал. — Новосибирск: Изд-во НОККиИ, 2006. — С. 19−22.

4. Кравченко, К. А. Основные принципиальные моменты графического образования студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство» / К. А. Кравченко // Вестник Новосибирского областного колледжа культуры и искусств: Научно-методический, информационный журнал. — Новосибирск: Изд-во НОККиИ, 2008. — С.16−19.

5. Кравченко, К. А. Педагогическое управление изобразительным процессом как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на занятиях по рисунку в ДХШ и ДТТТИ / К. А. Кравченко // Культурное и образовательное пространство России: истоки и современность: Сборник научных статей. — Новосибирск: Изд-во НОККиИ, 2008.-С. 51−56.

6. Кравченко, К. А. Рекомендации для педагогов дополнительного образования при обучении детей изобразительной деятельности / К. А. Кравченко // В помощь преподавателю ДМШ, ДШИ, клубному работнику: Сборник методических-' работ. — Новосибирск: Изд-во НОККиИ, 2008. — С. 45−50.

7. Кравченко, К. А. Специфика рисунка в процессе обучения студентов-прикладников в системе среднего профессионального образования / К. А. Кравченко // Педагогическая конференция по вопросам совершенствования деятельности образовательных учреждений культуры и искусства Томской области «Традиции и инновации художественного образования в Томской области». Сборник докладов: в 2 ч. — Томск: ТОУМЦКИ, 2008. Ч. 2 — С. 178 181.

8. Кравченко, К.А.: Изображение натюрморта в специальном рисунке / К. А. Кравченко // Аспирантский сборник НГПУ — 2008 (По материалам научных исследований аспирантов, соискателей и докторантов). — Новосибирск, 2008 — С. 18−24.

9. Кравченко, К. А. Проблема формирования декоративного восприятия на занятиях по рисунку / К. А. Кравченко // Аспирантский сборник НГПУ — 2008 (По материалам научных исследований аспирантов, соискателей и докторантов). — Новосибирск, 2008 — С. 25−30.

Структура и объем диссертации

: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование с привлечением теоретических и, экспериментальных методов, анализ полученных результатов подтвердили правильность гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы.

На основе анализа психологической, педагогической и методической: литературы было рассмотрено понятие «декоративное восприятие», которое в контексте нашего исследования понимается как комплекс психологических ' свойств личности, отвечающих требованиям декоративного рисованиякак обнаружение, постижение характерных признаков и структурных связей натурной постановки, ведущих к созданию стилизованного образа в процессе ' практической реализации декоративно-графического замысла.

Применяя разнообразные методы научного исследования, были обоснованы психологические закономерности и особенности формирования декоративного восприятия у студентов.

Установлено, что решение данной проблемы в специальном рисовании должно исходить из особенностей восприятия натуры и освоения закономерностей ее декоративной переработки. Правильная организация восприятия натурной постановки, направление декоративно-графических изобразительных действий зависит не только от объективного содержания натуры, но и от то? о, что рисующий способен увидеть в натурной постановке.

Выявлено, что процесс формирования декоративного восприятия предполагает более целенаправленное восприятие, основанное на мысленном преобразовании натуры, результатом которого будет передача декоративных начал в композиции. При этом многие задачи, связанные с передачей пространства и объемной формы натуры отодвигаются на второй план, зато значительное внимание уделяется декоративному решению композицииработе над силуэтом, тональным пятном, ритмом и др.

• • 130 I.

Основой для декоративного восприятия является сформированность обостренного чувства декоративности, способности увидеть эту декоративность в натурной постановке и отразить ее в декоративно-графической композиции.

Декоративное восприятие рассматривается нами как процесс, ¦ направленный на формирование умения воспринимать натуру в зависимости от замысла и в контексте декоративно-графического языка, т. е. продуктом декоративного восприятия является понятие «декоративно-графический замысел».

Показано, что эффективное формирование декоративного восприятия обусловлено организацией учебного процесса, в соответствии с принципами проблемного обучения и возможно только в результате целенаправленного педагогического воздействия. Педагогические условия формирования декоративного восприятия у студентов в процессе обучения рисунку создают возможности для постепенного продвижения их от реалистического изображения натуры к ее декоративной переработке, осознанию эмоционально-выразительного воздействия формальных средств изобразительного язык£.

Установлено, что ясные и четкие декоративно-графические представления, реализуемые в специальном рисунке, возникают у студентов под влиянием словесно сформулированной педагогом задачи и служат импульсом к преобразованию реально воспринимаемых объектов в условные: декоративно-изобразительные формы. В основе такого преобразования ¦ лежит обобщение, абстрагирование, т. е. операции перекодирования. информации, связанные с переводом объемных предметов в определенные силуэтные схемы. Освоение в учебном рисунке специальных знаний и умений понимается нал? и как применение изобразительных и выразительных средств, создающих посредством абстрагирования, стилизации и геометризации художественную «декоративность».

Формирование декоративного восприятия и профессиональных умений начинается с овладения языком декоративно-графического изображения, суть, которого заключается в его условности, т. е. обусловлена стилизацией. Учитывая это, декоративно-графическую деятельность студентов следует направлять на формирование декоративного подхода к работе, где реализация декоративного образа должна рассматриваться как взаимодействие замысла с различными выразительными средствами и композиционными решениями.

На основании анализа особенностей обучения декоративной композиции нами выделены и обоснованы критерии оценки сформированности декоративного восприятия у студентов на занятиях по рисунку.

Оценка художественно-декоративной деятельности студентов может осуществляться по трем основным направлениям: восприятие, представление, изображение, каждое из которых рассматривается как. составляющая часть учебной и творческой работы. В этом контексте одним из важнейших параметров является декоративное решение образа, которое. определяется оригинальностью творческого мышления и воображения, разнообразными сопоставлениями силуэтных форм, тональных пятен, линии и фактуры, композиционного и ритмического решения в процессе декоративного восприятия и графического изображения.

При этом стилизация изображения выделяется нами как главный критерий, так как среди множества приемов и средств перевода реального изображения в обобщенный образ, наиболее часто используемый прием, это стилизация — упрощение формы и цвета, т. е. декоративность, которая работает на обогащение образа натурной постановки.

Важнейшим критерием оценки является композиционное решение в специальном рисунке, так как композиция приобретает определенную специфику декоративного изображения, которая направлена на стремление • найти ясный порядок в воспринимаемых объектахсоздать композиционно-декоративную схему, обнаружить тектонику построения всех композиционно-декоративных элементов натюрмортапостроить тональную декоративно-графическую композицию.

Качественным показателем декоративно-графических работ является техника исполнения, включающая в себя определенные умения в работе графическими материалами посредством чего возможно воплотить замысел.

Разработанная нами методика формирования декоративного восприятия у студентов среднего специального учебного заведения художественного профиля, включает в себя различные формы (лекции, беседы, практические ' занятия, самостоятельную работу) и методы (проблемный, творческий, исследовательский), способствующие освоению студентами декоративно-графического языка искусства, целенаправленное восприятие натуры и ее • мысленную трансформацию в декоративный замысел будущей композиции.

Содержание и направленность лекционного материала и практических заданий разрабатывались с учетом гипотезы и задач исследования, и способствовали формированию специальных знаний, умений и навыков декоративно-графического изображения. В целом методическое обеспечение процесса формирования декоративного восприятия включало в себя анализ. предметов в натурной постановке, посредством проведения аналогий и выявления закономерностей развития стилизованной формы предметов, а также нахождения выразительного композиционного решения.

В лекциях теоретический материал призван помочь студентам в изучении основ декоративного изображения натуры, а также в ознакомлении с различными формами стилизации и множеством графических приемов и средств, применяемых в декоративной композиции. Лекционные занятия последовательно раскрывали способы стилистической интерпретации натурной постановки с учетом закономерностей построения декоративной: композиции натюрморта, а также определяли конкретные учебно-творческие задачи, необходимые для выполнения практических заданий. После изучения теоретического материала по созданию декоративной композиции I натюрморта студентам предлагалось выполнить тестовые задания, целью которых была проверка степени усвоения материала лекционного курса.

Практическая работа содержала кратковременно-тренировочные упражнения и длительные специальные задания, которым в обязательном порядке предшествует выполнение форэскизов, которые исполнялись в контексте специальных установок на выявление декоративной сути воспринимаемой натуры. В практической графической деятельности особое внимание уделялось также формированию ассоциативных и образных представлений, умению работать выразительными средствами и материалами I рисунка.

Процесс формирования декоративного восприятия у студентов среднего специального учебного заведения художественного профиля основан на принципе преемственности в обучении: теоретические знания и практические умения, полученные студентами на начальном этапе обучения академическому рисунку, должны обеспечить в дальнейшем понимание стилизации, композиционных закономерностей и технических особенностей построения декоративного изображения. Переход от академического решения натурной постановки к ее изображению в специальном рисунке осуществляется как организованный процесс познания, способствующий активизации декоративного восприятия, а также реализации декоративного замысла в графическом материале.

Динамика формирования декоративного восприятия у студентов прослеживается в развитии чувства декоративности, в повышении качества работ, в свободном оперировании декоративно-графическими средствами.

Педагогическая установка играет большую роль в процессе формирования декоративного восприятия у студентов, способствуя формированию декоративно-графического замысла. При этом один и тот же предмет можно рассматривать с различных точек зрения и установок, раскрывая все его новые качества и связи с окружающим миром. В этом контексте замысел рисунка фиксирует сформировавшееся представление о предмете, т. е. представление в замысле присутствует как первоначальное предвидение всей декоративно-графической концепции изображения. Однако в процессе практической работы замысел существенно корректируется, обогащается и является стержнем целенаправленной, последовательной работы художника.

Выявлено, что для формирования декоративного восприятия и достижения более высокого уровня! профессиональных графических умений необходимо «чередовать задания по академическому рисунку с заданиями по специальному рисунку, что дает возможность не только изучать предметные конструкции, но и получать материал для декоративно-стилизованного изображения натурной постановки.

Сопоставление полученных результатов позволило выявить влияние разработанных методических заданий и упражнений по специальному рисунку на качество работ студентов, которые значительно повышают интерес студентов к изучению нового материала, активно развивают их мыслительные способности, обеспечивают оптимальные условия протекания, учебного процесса.

Введение

предложенной нами методики формирования декоративного восприятия у студентов в педагогическую практику художественного колледжа на занятиях по рисунку не только подтвердило выдвинутую нами гипотезу, но и способствует решению главной задачи — совершенствованию профессиональной подготовки художников декоративно-прикладного искусства.

Результаты проведенного исследования могут широко использоваться в учебном процессе средних специальных учебных заведений и детских ' художественных школ, профилирующих обучение на декоративно-, прикладную деятельность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , O.A. Натура и рисование по представлению: Учеб. пособие /i
  2. O.A. Авсиян. — М.: Изобразительное искусство, 1985. — 152 е., ил.
  3. , К.Н. Рисунок. (В помощь начинающему художнику-оформителю) / К. Н. Аксенов. М.: Плакат, 1987. — 192 е., ил.
  4. , Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. — М.: Изд-во Академия пед. наук РСФСР, 1960. 478 с.
  5. , Б.Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. — М.: Педагогика, 1980. т. 1 — 230 е.- т.2 — 287 с.
  6. , Н. Н. Основы рисования: Учеб. пособие для строительныхспециальностей вузов / 'H.H. Анисимов. М.: Стройиздат, 1977. — 168 с. i
  7. , Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
  8. , В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики / В. Ф. Асмус. — М. г Искусство, 1968. 654 с.
  9. , С. И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. — М.: Высш. школа, 1980.-368 с.
  10. , Ю.К. Избр. пед. соч. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989.-с 558. :•
  11. , Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  12. , Б.Б. Основы изучения национального орнамента и методика его обучения на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Автореф.. дисс. канд.пед.наук / Б. Б. Байметов. -М., 1994.- 16 с.
  13. , В.А. Сельскому учителю о народных промыслах / В. А. Барадулин. М.: Просвещение, 1979. — 112 с.
  14. , Е. Я. Поихология художественного творчества / Е. Я. Басин. —, М.: Знание, 1985.-64 с.
  15. , А.О. Наброски и зарисовки / А. О. Барщ. — М.: Искусство, 1970.- 166 с.
  16. , А.О. Рисунок в средней художественной школе / А. О. Барщ. — М.: Искусство, 1957. — с. 196, ил.
  17. , Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция / Г. В. Беда. — М.: Просвещение, 1981.
  18. , Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства" в подготовке студентов художественно-графических .факультетов пед. институтов. Автореф. дисс. канд.пед.наук / Ю.К.
  19. . М., 1975. — 25 с.
  20. , А. С. Основы возрастной психологии / A.C. Белкин. М.: Академия, 2000. -192 с.
  21. , Э. М. Основы изобразительной грамоты / Э. М. Белютин. — М.: Сов. Россия, 1957. 83 с.
  22. , С.Е. Спецрисунок и художественная графика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. Е. Беляева, Е. А. Розанов. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 е.: ил., 16, цв. вкл.
  23. , В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. Пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур М.: Высшая школа, 1989. — 144 е., ил.
  24. , Н.П. Изображение растительных мотивов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. П. Бесчастнов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 — 176 с. с ил.
  25. , Н. П. Черно-белая графика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. П. Бесчастнов. -М.: Владос, 2002. 272 е., ил.
  26. Бернштейн, М." Д. Проблемы учебного рисунка / М. Д. Бернштейн.. Л.- -М.: Искусство, 1940. — 162 е., ил.
  27. , И.Т. Установка и механизмы мозга / И. Т. Бжалава. — Тбилиси: Мецниерета, 1971. 257 с.
  28. , П.Н. Избранные психологические произведения / П. Н. Блонский. М.: Просвещение, 1969. — 222 с.
  29. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2004. — 272 с.
  30. , Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов' высш. учебн. Заведений / Д. Б. Богоявленская. — М.: ' Академия, 2002. —320 с.
  31. , А.Я. Русское народное искусство / А. Я. Богуславская. -Л., 1968.
  32. , Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М.: Политиздат, 1981. — 399 с.
  33. , А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников: Науч.-исслед. Ин-т содержания и методов обучения Академии наук СССР / А. Д. Ботвинников, Б. Ф. Ломов. — М.: Педагогика, 1979. 56 с.
  34. , Дж. С.'Процесс обучения / Дж.С. Брунер. М.: Изд-во АПН • РСФСР, 1962.-с. 84.
  35. , Ф.Х. Психология познания / Пер. К. Н. Бабанского // Под ред. А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977. — 411 с.
  36. , В.В. Самостоятельная работа по рисунку как средство активизации учебной и творческой деятельности студентов. Автореф. дис.. канд.пед.наук / В. В. Боос. М., 1992. — 16 с.
  37. , А. В. Деятельность субъекта как единство теории и практики / A.B. Брушлинский // Психол. журнал. 2000. — № 6. — Т.21. — с. 5−11.
  38. , A.B. С.Л. Рубинштейн родоначальник деятельностного подхода в психологической науке / A.B. Брушлинский // Психол. журнал. — 1989. — № 3. — т. 10 — с. 43−60.
  39. , A.B. Психология мышления и проблемное обучение / •
  40. A.B. Брушлинский. — М.: Знание, 1983. — 96 с.
  41. , М. Интуиция и наука / М. Бунге. М., 1967.
  42. , Г. К. Искусство Древней Руси / Г. К. Вагнер, Т. Ф. Владышская. -М.: Искусство, 1993. 255 с.
  43. Ван Гог, В. Письма / В. Ван Гог. Л.- М., 1966. — С. 379−380.
  44. , В.В. Содержание и форма в искусстве / В. В. Ванслов. М.: Искусство, 1956. — 369 с.
  45. , В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X — XX веков / В. М. Василенко. — М.: Сов. Худ-к., 1974. 294 с.
  46. Ваше мнение о творчестве // Декоративное искусство. — М., 1972, № З.-С. 16−18.
  47. Введение в психологию. / Под общ. Ред. Проф. A.B. Петровского. —
  48. М.: Изд. Центр «Академия», 1996. с. 496.
  49. , Б.М. Психология восприятия / Б. М. Величковский,
  50. B.П. Зинченко, А. О. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 245 е., ил.
  51. , Б.Р. Проблема развития натюрморта / Б. Р. Виппер. СПб.: Азбука — классика, 2005. — 384 е., ил.
  52. , В.Г. Стили в искусстве / В. Г. Власов. СПб.: Кельн, 1995. -Т. 1 — 672 с. с илл.
  53. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1979. -288 с.
  54. Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и1студентов. М.: МГПИ, 1979. — 104 с.
  55. , H. Н. Восприятие предмета и рисунка / H.H. Волков. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1950. — 508 с.
  56. , H. Н. Восприятие картины. Учебник для учителя. 2-е изд., доп / H.H. Волков. М.: Просвещение, 1976 — 32 е., ил.
  57. , H.H. О константности восприятия величины и формы / H.H. Волков // Исследования по психологии восприятия. — М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1948.-с. 201−25^.
  58. , B.C. О крестьянском искусстве. Избранные труды / B.C. Воронов. М., 1972. — 350 с.
  59. Восприятие и деятельность / Под ред. А. Н. Леонтьева. — М.: Изд-во МГУ, 1976.-320 с.
  60. , Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М.: Искусство, 1986.-573 с.
  61. , Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте — 2-е изд / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1967. — 96 с.
  62. , Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Л.- М.: Соцэкгиз, 1934.-с. 323.
  63. , Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. М., 1950.
  64. , В. А. Научно-педагогическое исследование роли рисунка натюрморта в системе подготовки учителя рисования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / В. А. Гаврилко. М., 1972. — 21 с.
  65. , П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1965. — с. 92.
  66. , В.А. Восприятие целостных объектов / В. А. Ганзен. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 152 е., ил.
  67. , И.В. Об искусстве / И. В. Гете. М.: Искусство, 1975. — с. 623.
  68. , А. Проблема формы в изобразительном искусстве / А. Гильденбрандт. М., 1914. — с. 196.1.,
  69. , И. П.П. Чистяков и его педагогическая система / И. Гинзбург. M.-JL: Искусство, 1940. — 203 с.
  70. , P. JI. Разумный глаз / P.JI. Грегори. М.: Мир, 1972. — 209с.
  71. , Н.В. Формирование образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией в живописи пейзажа. Дисс.. к.п.н. / Н. В. Грибакин. — М.: МГПУ, 2000. 183 с.
  72. , В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности / В. В. Давыдов // Психол. журнал. —1988. — № 6. — Т. 19. С. 2028.
  73. Даниэль, С.' М. Искусство видеть / С. М. Даниэль. Л.: Искусство, 1990. — 223 с.
  74. Движение глаз и зрительное восприятие / Под ред. Б. Ф. Ломова, Н. Ю. Вергилеса, A.A. Митькина. -М.: Наука, 1978. 277 с.
  75. , А. А. Учитесь рисовать. Беседы с изучающими рисование /
  76. A.A. Дейнека. -М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1961.
  77. Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания. Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина / Н. С. Боголюбов и др. — М.: Прметей МГПУ им. В. И. Ленина, 1990 168 с. с ил.
  78. , A.C. педагогическая система и методы Д.Н. Кардовского в учебной деятельности его учеников и последователей: Автореф. дисс.. .канд. пед. наук / A.C. Дерябин. М., 1976. — 24 с.¦ 141t
  79. , А. Дневники, письма, трактаты / А. Дюрер. JL- М.: искусство, 1957. — т. 2. — 253 с.
  80. Ермолаева-Томина, Г. Б. Психология художественного творчества / Г. Б. Ермолаева-Томина. — М.: Академический проект, 2003. — с. 302.
  81. Ермаш, Г. JL Искусство и мышление / Г. Л. Ермаш. — М.: Искусство, 1982.-277 с.
  82. , В.И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский // Сов. Педагогика. 1988, № 1. — С. 70 — 75.
  83. , А. В. Избранные педагогические труды: В 2-т. Т.1: Психологическое развитие ребенка / A.B. Запорожец. М.: Педагогика, 1986. — 320 е., ил.
  84. , A.B. Восприятие и действие / A.B. Запорожец, JI.A. Венгер, В. П. Зинченко, -А.Г. Рузская. -М.: Просвещение, 1967. 323 с.
  85. , A.B. Актуальные проблемы возрастной психологии /
  86. A.B. Запорожец, П. Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 118 с.
  87. , В. П. Формирование зрительного образа / В. П. Зинченко, Н. Ю. Вергилес. М.: Изд-во МГУ, 1966. — 106 с.
  88. , В. П. Развитие творческих способностей студентов ХГФ на начальных этапах обучения рисунку: Автореф. дисс.. канд.пед. наук /
  89. B.П. Зинченко. -М., 1980. 16 с.
  90. , А.К. Развитие познавательной активностистудентов в процессе обучения рисунку головы человека. Автореф. дис.канд.пед.наук / А. К. Жаксыбергенов. М., 1986. — 16 с.
  91. , С.В. Народный орнамент как исторический источник / С. В. Иванов // Сов. Этнография, 1958, № 2. С. 3- 23.
  92. , Л. А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп / JI.A. Ивахнова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. — 130 е., ил.
  93. , Е. И. Психология рисунка и живописи / Е. И. Игнатьев. -М.: Просвещение, 1954. 254 с.
  94. , Е. И. Психология. Пособие для пед. училищ / Е. И. Игнатьев. М.: Просвещение, 1967. — 450 с.
  95. , Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е. И. Игнатьев. — М.: Знание, 1968. — 32 с.
  96. , Е.И. Вопросы психологии анализа процесса рисования / Е. И. Игнатьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — Вып. 23. — С. 71−112.
  97. , Е.И. О некоторых особенностях изучения представления и воображения / Е. И. Игнатьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — Вып. 76. -С. 2−17.
  98. , Б.И. Художественное образование студентов художественно-графичёского факультета педагогических институтов на -прогрессивных традициях народной педагогики. Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Б. И. Ижанов. М., 1994. — 18 с.
  99. , А. С. Пути совершенствования системы обученияакадемическому рисунку на ХГФ педагогических вузов. Дисс.докт. пед. наук / A.C. Иконников. Хабаровск, 1998. — 651 с.
  100. , И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. -Белгород, 1993. -217 с.
  101. , Н.С. Формирование у студентов творческого композиционного * подхода к рисунку. Автореф. дис.. канд.пед.наук / Н. С. Ищук. М., 1988. — 17 с.
  102. , Д.Н. Пособие по рисованию / Д. Н. Кардовский. М.: Госстройиздат, 1933.
  103. , Е.А. Об искусстве и художнике / Е. А. Кибрик. — М.: Изд-во АХ СССР, 1961.-311 е., ил.
  104. Кибрик, Е. А/ Работа и мысли художника / Е. А. Кибрик. — М.:I
  105. Искусство, 1984.— 255 е., ил.
  106. , В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В. И. Кириенко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 304 с.
  107. , С.М. Структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных . образовательных учреждений. Автореф. дисс. .канд. пед. наук / С.М. -Кожуховская. — М.: 1998.
  108. , В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий / В. Н. Козлов, -г М.: Изд. Легкая и пищевая промышленность, 1981. —I264 е., ил.
  109. , В.Б. Композиция в русском народном искусстве. Учебное пособие для вузов / В. Б. Кошаев. М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006.-116 с.
  110. , А. И. Психология обучения творчеству. Учеб. пособие для психологов и педагогов / А. И. Красило. — М.: Ин-т практ. психологии, 1991. — 136 с.
  111. , B.C. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. 4е изд., испр / B.C. Кузин. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 12 005.-304 е.: ил.
  112. , B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971.
  113. , B.C. Наброски и зарисовки. 2-е изд / B.C. Кузин. — М.: Просвещение, 1981. — 160 е., ил.
  114. , И.А. Психологические принципы обучения / И. А. Кулак. -М.: Изд-во БГУ, 1981. 280 с. г
  115. , Г. И. Рисунок и основы композиции: Учебник для средн. проф. техн. училищ. — 2-е изд., переработ, и доп / Г. И. Кулебакин. — М.: Высш. школа, 1983. — 127 е., ил
  116. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Наука, 1977. — 304 с.
  117. , И. Я. Дидактическая система обучения / И. Я. Лернер. — М.: Знание, 1976. — 64 с.
  118. Ли, Н. Г. Основы учебного академического рисунка: Учебник / Н. Г. Ли. М.: ЭКСМО, 200 $. — 480 е., ил.
  119. , Г. М. Декоративная композиция: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Логвиненко. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. — 144 е., 16 с. ил.: ил.
  120. , Б. Ф. Проблема деятельности в психологии / Б. Ф. Ломов // Психол. журнал. 1981. — № 5. — Т.2. С. 3−23.
  121. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Изд-во Наука, 1984. — 444 с.
  122. , Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся / Под ред. В. Ананьева. М.: АПН РСФСР, 1959. — 270 е., ил.
  123. , Б.Ф. Психология восприятия / Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1989.-194 с.
  124. , Б.Ф. Сенсорные и сенсомоторные процессы / Б. Ф. Ломов. -М.: Педагогика, 1972. 312 с.
  125. , С.П. Система оптимальной живописной подготовки ' учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Дисс.. докт. пед. наук / С. П. Ломов. -М.: 2000. -403 с.
  126. Лук, А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. М.: Политиздат, 1976.-144 с. -'
  127. , А. Р. Ощущение и восприятие / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1975.- 112 с.
  128. , П.Н. Научные основы преподавания искусства ковроделия на художественно-графическом факультете педагогического института (в условиях Дагестана), Автореф. дисс.. канд. пед. наук / П. Н. Магомедова. М., 1994. — 18 с.
  129. , К.А. Выразительность условных форм / К. А. Макаров // Декоративное искусство СССР. 1965. — № 1. — С. 25−26.
  130. , Ю.В. У истоков мастерства / Ю. В. Максимов. М.: Просвещение, 1983. — 159 с.
  131. Материалы и техника рисунка. Учеб. пособие / Отв. ред. В. А. Королев- 3-е изд., испр. — М.: Изобраз. искусство, 1987. 96 е., ил.
  132. , М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 311 с.
  133. , Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студ. худ.-граф. фак. пед. ин-тов / Л. Г. Медведев.-—М.: Просвещение, 1986.
  134. , Л.Г. Академический рисунок в процессе художественного образования / Л. Г. Медведев. — Омск: Издательский дом «Наука», 2008. 290 е.: с ил.
  135. , Б.С. Процесс творческого и художественного восприятия / Б. С. Мейлах. -М.: Искусство, 1985.-317 с.
  136. , Ю. И. Исследование методов обучения технике рисования на старших курсах. Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Ю. И. Найда. М., 1978.- 16 с.
  137. Недошвин, Г. Н.' Некоторые теоретические проблемы эстетики, в сб. Вопросы эстетики, вып. 6 / Г. Н. Недошвин. — М.: Искусство, 1964.
  138. , М.А. Народное искусство как часть культуры / М. А. Некрасова. М: Изобразит. Искусство, 1983. — 343 с.
  139. , H.A. Стилизация и экспериментальность / H.A. Николаева // Декоративное искусство СССР. М., 1975.
  140. , П.Я. Каждый может научиться рисовать / П. Я. Павлинов. М.: Советский художник, 1966. — 104 с.
  141. , И.П. Избранные труды / И. П. Павлов. М.: АПН СССР, 1951.-615 с.
  142. , О.В. Формирование профессиональных умений и навыков по художественной обработке металла в процессе творческойдеятельности у студентов педвузов. Автореф. дисс.канд. пед. наук / О.В.
  143. Павловский. — Омск, 2006. 18 с.
  144. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 4-е изд. М.: Школьная пресса, 2002. — 512 с.
  145. , Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. — М.:. Просвещение, 1969. 659 с.
  146. , Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1970. — 280 с.
  147. Пономарев, — Я. А. Психология творческого мышления / Я. А. Пономарев. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1960 — 351 с.
  148. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства / Под ред. В. С. Кузина. М.: Просвещение, 1975. — 151 с.
  149. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов педаг. институтов / В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Е. Н. Корнеева и др. — М.: Просвещение, 1990. 142 е., ил.
  150. Познавательные процессы: ощущения, восприятия. М.: Педагогика, 1982.-336 е., ил.
  151. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика Пресс, 1999. — 440 с.
  152. Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа / Под общ. ред. Е. И. Игнатьева. — М.: АПН РСФСР, 1954. 224 с.
  153. Психологические исследования представлений и воображения. Тр. Ин-та психологии / Отв. ред. Е. И. Игнатьев. — М.: Академия пед. наук РСФСР, 1956.-248 с.: «
  154. , А. С. Методика работы над натюрмортом / A.C. Пучков, A.B. Триселев. — М.: Просвещение, 1982. — 160 с.
  155. , Т. А. Экспериментальное исследование условий возникновения установки в зрительном восприятии. Новые исследования в педагогических науках / Т. А. Ратонова. М.: Просвещение, 1965. — с. 19−123.
  156. Рисунок: Учеб. Пособие для вузов / Ф. В. Антонов, Н. П. Бесчастнов, Б. А. Бурмистров и др. -М.: Легпромбытиздат, 1988. 176 е.: ил.
  157. , С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе / С. Б. Рождественская. М.: Наука, 1981. — 200 с.
  158. Рок, И. Введение в зрительное восприятие. Кн. 1 Пер. с англ. / Под ред. Б. М. Величковского, В. П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1980. 312 е., ил.
  159. , H.H. Очерки по истории методов преподавания рисунка. Учебное пособие для высших художественных учебных заведений / H.H. Ростовцев.- М.: Изобразительное искусство, 1983. — 287 е.: ил.
  160. , H.H. Рисование с натуры как учебный предмет: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук / H.H. Ростовцев. — М., 1965. 33 с.
  161. , H. H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож-граф.фак-тов. пед. ин-тов. 3-е изд., доп. и перераб / H.H. Ростовцев. — М.: АГАР, 2000. — 256 с.
  162. , H. Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием / H.H. Ростовцев, А. Е. Терентьев. — М.: Просвещение, 1987. — 176 с. '
  163. , С. JI. Воображение. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М., 1940.
  164. , C.JI. О мышлении и путях его исследования / Отв. Ред. Е. В. Шорохова. -М.: АПН РСФСР, 1958. 147 с.
  165. , C.JI. Проблемы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 416 с.
  166. , Б.А. Ремесло древней Руси / Б. А. Рыбаков. М., 1948. -135 с.
  167. Рязанцева, И'.М. Формирование художественного воображения в • специальной подготовке студентов художественно-графических факультетов. Дисс. .докт. пед. наук / И. М. Рязанцева. — М.: 2003. 405 с.
  168. , Е. А. Единство познания и творчества в искусстве / Е. А. Савостьянов. М.: Изобраз. искусство, 1977. — 312 с.
  169. , Е. А. Изобразительность и выразительность в искусстве / Е. А. Савостьянов. -М.: Изобраз. искусство, 1970. 270 с.
  170. , А.Б. Самое близкое искусство / А. Б. Салтыков. — М., 1969.-296 с.
  171. , А.П. Полный курс рисования. / Под ред. главного ред. • журнала «Худ. совет» В. Н. Ларионова. Четвертое издание / А. П. Сапожников. М.: Изд-во «АЛЕВ-В» творческой школы «Мастер-класс», 2003.
  172. , Р. А. Формирование художественного восприятия на занятиях по рисунку у студентов начальных курсов: Дисс.. канд. пед. наук / P.A. Сафиуллин. Омск, 2005. — 150 с.
  173. , И. М. Элементы мысли / И. М. Сеченов. СПб.: Питер, 2001,-404 с.
  174. Сеченов, И. М! Впечатление и действительность / И. М. Сеченов. //. Избр. фил. и псих, произв. — М.: Огиз, 1947. — с. 328−343.
  175. , И.М. Избранные философские и психологические произведения / И. М. Сеченов. М.: АН СССР, 1948. — т.1. — 772 с.
  176. , А. В. Наглядный образ в структуре познания / A.B. Славин. -М.: Политиздат, 1971.-271с.
  177. , В.А. Формирование социально активной личности учителя / В. А. Сластенин // Советская педагогика. — 1981. № 4. — С. 76−84.
  178. , С. Д. Психология образа: Проблемы активности психологии отражения / С. Д. Смирнов. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 231 с.
  179. , Б.А. Художник о природе вещей / Б. А. Смирнов. JL: Художник РСФСР, 1970 — 186 с. с ил.
  180. Словарь философских терминов / Науч. ред. проф. В. Г. Кузнецова. М.: ИНФРАМ, 2004. — 731 с.
  181. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  182. , М.В. Художественная обработка металла. Азы филиграни: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Дизайн» / М. В. Соколов. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — • 143с., 8 с. ил: ил.
  183. , Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания / Н. М. Сокольникова. М., 1997. — с. 242.
  184. , А. М. Учебный рисунок / А. М. Соловьев, Г. Б. Смирнов, Е. С. Алексеева -М.: Искусство, 1953. 240 с.
  185. Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону. Феникс, — 2001.- с.193
  186. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. -М.: Изд-во МГУ, 1975. с. 343.
  187. , Н.Ф. Педагогическая психология. Психодиагностика: интеллекта / Н. Ф. Талызина, Ю. В. Карпов. М.: МГУ, 1987. — 64 с. -
  188. , Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: Ин-т праьст. Психологии- Воронеж: НПО МО ДЕК, 1998.-544 с.
  189. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. — М.: Изд-во Апн РСРФСК 1961. с. 536.
  190. , Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б. М. Теплов. — М.: Учпедгиз, 1947. — Вып. 2. — 325 с.
  191. , А. Е. Рисование в педагогической практике учителя изобразительного искусства / А. Е. Терентьев. -М.: Просвещение, 1981. — 120 с.
  192. , А. Е. Существенные аспекты специализации подготовки художника-педагога по рисунку / А. Е. Терентьев. М.: Просвещение, 1978. — 13 с.
  193. Узнадзе, Д. Hi Экспериментальные основы психологии установки /, Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: АН ГрузССР, 1961. — 178 с.
  194. , Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. Питер, 2001. -414 с.
  195. , В. А. О рисунке. О композиции / В. А. Фаворский. — Фрунзе: Кыргызстан, 1966. 77 с.
  196. Философия и педагогика: проблемы взаимодействия. — Свердловск: Изд-во СГПИ, 1988. 109 с.
  197. Философия. Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриченко, проф. В. П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000. 584 с.
  198. , A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе / A.C. Хворостов. -М.: Просвещение, 1981. 176 с.
  199. , A.C. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством: ' Автореф. дисс.докт. пед наук / A.C. Хворостов.— М., 1983. 29 с.
  200. , У. Анализ красоты. Пер. с англ / Вступ. статья и примеч. М. П. Алексеева- 2-е изд., исправ. и доп / У. Хогарт. — JL: Искусство, 1987. — 254 с. — '
  201. Художественное восприятие: Сб. статей под ред. Б. С. Мейлаха. —. Л.: Наука, 1971.-387 с.
  202. Художественное творчество и психология. — М.: Наука, 1991. — 189с.
  203. , В.Д. Познавательные процессы и способности в ! обучении. Учебное пособие для студентов пед. институтов / В. Д. Шадриков.- М.: Просвещение, 1990. 142 с.
  204. Школа изобразительного искусства. В десяти выпусках. — М.: Изобразительное искусство, 1994.
  205. , Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе / Е. В. Шорохов. М.: Просвещение, 1974.- 144 с.
  206. , Е. В. Композиция: Учебник для студентов худож-граф.фак-ов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп / Е. В. Шорохов. М.: Просвещение, 1986. — 207 е., ил.
  207. , Т.Я. народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной -школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания. Дисс.докт.пед.наук / Т. Я. Шпикалова. — М., 1988. 346 с.
  208. , С. Формат картины и выразительность / B.C. Щербаков // Художник. -1980. № 5. — С. 62−63.
  209. , B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество / B.C. Щербаков. -М.: Просвещение, 1969. — 272 е., ил.
  210. , А. В. Композиция в работе с натуры / A.B. Щербаков // Художник. 1971. -№ 1. — С. 57−60.
  211. , Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1979. 160 с.
  212. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. -М.: Педагогика, 1971.-351с.
  213. , Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Возрастные особенности усвоения знаний. / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — 442 с.
  214. Энциклопедия натюрморта. — М.: OJIMA-ПРЕСС Образование, 2002.-352 е., ил.
  215. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989. 447 с.
  216. Юон, К. Ф. Об искусстве: В 2 т / К. Ф. Юон. М.: Сов. художник,. 1959. — Т.1 — 384 е., 27 л. ил- Т.2. — 285 е., 14 л. ил.
  217. , Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка. Автореф. .к.п.н/Б.П. Юсов. -М., 1963.-23 с.
  218. , П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
  219. , М. Г., История психологии / М. Г. Ярошевский. М., 1966.
Заполнить форму текущей работой