Формирование декоративного восприятия на занятиях по рисунку у студентов художественного колледжа
![Диссертация: Формирование декоративного восприятия на занятиях по рисунку у студентов художественного колледжа](https://westud.ru/work/4857795/cover.png)
Диссертация
В лекциях теоретический материал призван помочь студентам в изучении основ декоративного изображения натуры, а также в ознакомлении с различными формами стилизации и множеством графических приемов и средств, применяемых в декоративной композиции. Лекционные занятия последовательно раскрывали способы стилистической интерпретации натурной постановки с учетом закономерностей построения декоративной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Психолого-педагогические аспекты формирования декоративного восприятия на занятиях по рисунку
- 1. 1. Сущность понятия восприятия в контексте декоративного рисования
- 1. 2. Условия формирования декоративного восприятия у студентов художественного колледжа
- 1. 3. Критерии оценки сформированное&trade- декоративного восприятия у студентов художественного колледжа
- ГЛАВА 2. Методика формирования декоративного восприятия у студентов специальности «декоративно-прикладное искусство» на занятиях по рисунку
- 2. 1. Диагностика уровня графической подготовки студентов (констатирующий эксперимент)
- 2. 2. Методика формирования декоративного восприятия на занятиях по рисунку
- 2. 3. Динамика формирования декоративного восприятия на занятиях по рисунку (формирующий эксперимент)
Список литературы
- Авсиян, O.A. Натура и рисование по представлению: Учеб. пособие /i
- O.A. Авсиян. — М.: Изобразительное искусство, 1985. — 152 е., ил.
- Аксенов, К.Н. Рисунок. (В помощь начинающему художнику-оформителю) / К. Н. Аксенов. М.: Плакат, 1987. — 192 е., ил.
- Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. — М.: Изд-во Академия пед. наук РСФСР, 1960. 478 с.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. — М.: Педагогика, 1980. т. 1 — 230 е.- т.2 — 287 с.
- Анисимов, Н. Н. Основы рисования: Учеб. пособие для строительныхспециальностей вузов / 'H.H. Анисимов. М.: Стройиздат, 1977. — 168 с. i
- Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
- Асмус, В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики / В. Ф. Асмус. — М. г Искусство, 1968. 654 с.
- Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. — М.: Высш. школа, 1980.-368 с.
- Бабанский, Ю.К. Избр. пед. соч. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989.-с 558. :•
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Байметов, Б.Б. Основы изучения национального орнамента и методика его обучения на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Автореф.. дисс. канд.пед.наук / Б. Б. Байметов. -М., 1994.- 16 с.
- Барадулин, В.А. Сельскому учителю о народных промыслах / В. А. Барадулин. М.: Просвещение, 1979. — 112 с.
- Басин, Е. Я. Поихология художественного творчества / Е. Я. Басин. —, М.: Знание, 1985.-64 с.
- Барщ, А.О. Наброски и зарисовки / А. О. Барщ. — М.: Искусство, 1970.- 166 с.
- Барщ, А.О. Рисунок в средней художественной школе / А. О. Барщ. — М.: Искусство, 1957. — с. 196, ил.
- Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция / Г. В. Беда. — М.: Просвещение, 1981.
- Беджанов, Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства" в подготовке студентов художественно-графических .факультетов пед. институтов. Автореф. дисс. канд.пед.наук / Ю.К.
- Беджанов. М., 1975. — 25 с.
- Белкин, А. С. Основы возрастной психологии / A.C. Белкин. М.: Академия, 2000. -192 с.
- Белютин, Э. М. Основы изобразительной грамоты / Э. М. Белютин. — М.: Сов. Россия, 1957. 83 с.
- Беляева, С.Е. Спецрисунок и художественная графика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. Е. Беляева, Е. А. Розанов. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 е.: ил., 16, цв. вкл.
- Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. Пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур М.: Высшая школа, 1989. — 144 е., ил.
- Бесчастнов, Н.П. Изображение растительных мотивов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. П. Бесчастнов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 — 176 с. с ил.
- Бесчастнов, Н. П. Черно-белая графика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. П. Бесчастнов. -М.: Владос, 2002. 272 е., ил.
- Бернштейн, М." Д. Проблемы учебного рисунка / М. Д. Бернштейн.. Л.- -М.: Искусство, 1940. — 162 е., ил.
- Бжалава, И.Т. Установка и механизмы мозга / И. Т. Бжалава. — Тбилиси: Мецниерета, 1971. 257 с.
- Блонский, П.Н. Избранные психологические произведения / П. Н. Блонский. М.: Просвещение, 1969. — 222 с.
- Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2004. — 272 с.
- Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов' высш. учебн. Заведений / Д. Б. Богоявленская. — М.: ' Академия, 2002. —320 с.
- Богуславская, А.Я. Русское народное искусство / А. Я. Богуславская. -Л., 1968.
- Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М.: Политиздат, 1981. — 399 с.
- Ботвинников, А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников: Науч.-исслед. Ин-т содержания и методов обучения Академии наук СССР / А. Д. Ботвинников, Б. Ф. Ломов. — М.: Педагогика, 1979. 56 с.
- Брунер, Дж. С.'Процесс обучения / Дж.С. Брунер. М.: Изд-во АПН • РСФСР, 1962.-с. 84.
- Брунер, Ф.Х. Психология познания / Пер. К. Н. Бабанского // Под ред. А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977. — 411 с.
- Боос, В.В. Самостоятельная работа по рисунку как средство активизации учебной и творческой деятельности студентов. Автореф. дис.. канд.пед.наук / В. В. Боос. М., 1992. — 16 с.
- Брушлинский, А. В. Деятельность субъекта как единство теории и практики / A.B. Брушлинский // Психол. журнал. 2000. — № 6. — Т.21. — с. 5−11.
- Брушлинский, A.B. С.Л. Рубинштейн родоначальник деятельностного подхода в психологической науке / A.B. Брушлинский // Психол. журнал. — 1989. — № 3. — т. 10 — с. 43−60.
- Брушлинский, A.B. Психология мышления и проблемное обучение / •
- A.B. Брушлинский. — М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Бунге, М. Интуиция и наука / М. Бунге. М., 1967.
- Вагнер, Г. К. Искусство Древней Руси / Г. К. Вагнер, Т. Ф. Владышская. -М.: Искусство, 1993. 255 с.
- Ван Гог, В. Письма / В. Ван Гог. Л.- М., 1966. — С. 379−380.
- Ванслов, В.В. Содержание и форма в искусстве / В. В. Ванслов. М.: Искусство, 1956. — 369 с.
- Василенко, В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X — XX веков / В. М. Василенко. — М.: Сов. Худ-к., 1974. 294 с.
- Ваше мнение о творчестве // Декоративное искусство. — М., 1972, № З.-С. 16−18.
- Введение в психологию. / Под общ. Ред. Проф. A.B. Петровского. —
- М.: Изд. Центр «Академия», 1996. с. 496.
- Величковский, Б.М. Психология восприятия / Б. М. Величковский,
- B.П. Зинченко, А. О. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 245 е., ил.
- Виппер, Б.Р. Проблема развития натюрморта / Б. Р. Виппер. СПб.: Азбука — классика, 2005. — 384 е., ил.
- Власов, В.Г. Стили в искусстве / В. Г. Власов. СПб.: Кельн, 1995. -Т. 1 — 672 с. с илл.
- Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1979. -288 с.
- Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и1студентов. М.: МГПИ, 1979. — 104 с.
- Волков, H. Н. Восприятие предмета и рисунка / H.H. Волков. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1950. — 508 с.
- Волков, H. Н. Восприятие картины. Учебник для учителя. 2-е изд., доп / H.H. Волков. М.: Просвещение, 1976 — 32 е., ил.
- Волков, H.H. О константности восприятия величины и формы / H.H. Волков // Исследования по психологии восприятия. — М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1948.-с. 201−25^.
- Воронов, B.C. О крестьянском искусстве. Избранные труды / B.C. Воронов. М., 1972. — 350 с.
- Восприятие и деятельность / Под ред. А. Н. Леонтьева. — М.: Изд-во МГУ, 1976.-320 с.
- Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М.: Искусство, 1986.-573 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте — 2-е изд / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1967. — 96 с.
- Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Л.- М.: Соцэкгиз, 1934.-с. 323.
- Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. М., 1950.
- Гаврилко, В. А. Научно-педагогическое исследование роли рисунка натюрморта в системе подготовки учителя рисования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / В. А. Гаврилко. М., 1972. — 21 с.
- Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1965. — с. 92.
- Ганзен, В.А. Восприятие целостных объектов / В. А. Ганзен. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 152 е., ил.
- Гете, И.В. Об искусстве / И. В. Гете. М.: Искусство, 1975. — с. 623.
- Гильденбранд, А. Проблема формы в изобразительном искусстве / А. Гильденбрандт. М., 1914. — с. 196.1.,
- Гинзбург, И. П.П. Чистяков и его педагогическая система / И. Гинзбург. M.-JL: Искусство, 1940. — 203 с.
- Грегори, P. JI. Разумный глаз / P.JI. Грегори. М.: Мир, 1972. — 209с.
- Грибакин, Н.В. Формирование образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией в живописи пейзажа. Дисс.. к.п.н. / Н. В. Грибакин. — М.: МГПУ, 2000. 183 с.
- Давыдов, В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности / В. В. Давыдов // Психол. журнал. —1988. — № 6. — Т. 19. С. 2028.
- Даниэль, С.' М. Искусство видеть / С. М. Даниэль. Л.: Искусство, 1990. — 223 с.
- Движение глаз и зрительное восприятие / Под ред. Б. Ф. Ломова, Н. Ю. Вергилеса, A.A. Митькина. -М.: Наука, 1978. 277 с.
- Дейнека, А. А. Учитесь рисовать. Беседы с изучающими рисование /
- A.A. Дейнека. -М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1961.
- Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания. Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина / Н. С. Боголюбов и др. — М.: Прметей МГПУ им. В. И. Ленина, 1990 168 с. с ил.
- Дерябин, A.C. педагогическая система и методы Д.Н. Кардовского в учебной деятельности его учеников и последователей: Автореф. дисс.. .канд. пед. наук / A.C. Дерябин. М., 1976. — 24 с.¦ 141t
- Дюрер, А. Дневники, письма, трактаты / А. Дюрер. JL- М.: искусство, 1957. — т. 2. — 253 с.
- Ермолаева-Томина, Г. Б. Психология художественного творчества / Г. Б. Ермолаева-Томина. — М.: Академический проект, 2003. — с. 302.
- Ермаш, Г. JL Искусство и мышление / Г. Л. Ермаш. — М.: Искусство, 1982.-277 с.
- Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский // Сов. Педагогика. 1988, № 1. — С. 70 — 75.
- Запорожец, А. В. Избранные педагогические труды: В 2-т. Т.1: Психологическое развитие ребенка / A.B. Запорожец. М.: Педагогика, 1986. — 320 е., ил.
- Запорожец, A.B. Восприятие и действие / A.B. Запорожец, JI.A. Венгер, В. П. Зинченко, -А.Г. Рузская. -М.: Просвещение, 1967. 323 с.
- Запорожец, A.B. Актуальные проблемы возрастной психологии /
- A.B. Запорожец, П. Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 118 с.
- Зинченко, В. П. Формирование зрительного образа / В. П. Зинченко, Н. Ю. Вергилес. М.: Изд-во МГУ, 1966. — 106 с.
- Зинченко, В. П. Развитие творческих способностей студентов ХГФ на начальных этапах обучения рисунку: Автореф. дисс.. канд.пед. наук /
- B.П. Зинченко. -М., 1980. 16 с.
- Жаксыбергенов, А.К. Развитие познавательной активностистудентов в процессе обучения рисунку головы человека. Автореф. дис.канд.пед.наук / А. К. Жаксыбергенов. М., 1986. — 16 с.
- Иванов, С.В. Народный орнамент как исторический источник / С. В. Иванов // Сов. Этнография, 1958, № 2. С. 3- 23.
- Ивахнова, Л. А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп / JI.A. Ивахнова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. — 130 е., ил.
- Игнатьев, Е. И. Психология рисунка и живописи / Е. И. Игнатьев. -М.: Просвещение, 1954. 254 с.
- Игнатьев, Е. И. Психология. Пособие для пед. училищ / Е. И. Игнатьев. М.: Просвещение, 1967. — 450 с.
- Игнатьев, Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е. И. Игнатьев. — М.: Знание, 1968. — 32 с.
- Игнатьев, Е.И. Вопросы психологии анализа процесса рисования / Е. И. Игнатьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — Вып. 23. — С. 71−112.
- Игнатьев, Е.И. О некоторых особенностях изучения представления и воображения / Е. И. Игнатьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — Вып. 76. -С. 2−17.
- Ижанов, Б.И. Художественное образование студентов художественно-графичёского факультета педагогических институтов на -прогрессивных традициях народной педагогики. Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Б. И. Ижанов. М., 1994. — 18 с.
- Иконников, А. С. Пути совершенствования системы обученияакадемическому рисунку на ХГФ педагогических вузов. Дисс.докт. пед. наук / A.C. Иконников. Хабаровск, 1998. — 651 с.
- Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. -Белгород, 1993. -217 с.
- Ищук, Н.С. Формирование у студентов творческого композиционного * подхода к рисунку. Автореф. дис.. канд.пед.наук / Н. С. Ищук. М., 1988. — 17 с.
- Кардовский, Д.Н. Пособие по рисованию / Д. Н. Кардовский. М.: Госстройиздат, 1933.
- Кибрик, Е.А. Об искусстве и художнике / Е. А. Кибрик. — М.: Изд-во АХ СССР, 1961.-311 е., ил.
- Кибрик, Е. А/ Работа и мысли художника / Е. А. Кибрик. — М.:I
- Искусство, 1984.— 255 е., ил.
- Кириенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В. И. Кириенко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 304 с.
- Кожуховская, С.М. Структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных . образовательных учреждений. Автореф. дисс. .канд. пед. наук / С.М. -Кожуховская. — М.: 1998.
- Козлов, В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий / В. Н. Козлов, -г М.: Изд. Легкая и пищевая промышленность, 1981. —I264 е., ил.
- Кошаев, В.Б. Композиция в русском народном искусстве. Учебное пособие для вузов / В. Б. Кошаев. М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006.-116 с.
- Красило, А. И. Психология обучения творчеству. Учеб. пособие для психологов и педагогов / А. И. Красило. — М.: Ин-т практ. психологии, 1991. — 136 с.
- Кузин, B.C. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. 4е изд., испр / B.C. Кузин. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 12 005.-304 е.: ил.
- Кузин, B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971.
- Кузин, B.C. Наброски и зарисовки. 2-е изд / B.C. Кузин. — М.: Просвещение, 1981. — 160 е., ил.
- Кулак, И.А. Психологические принципы обучения / И. А. Кулак. -М.: Изд-во БГУ, 1981. 280 с. г
- Кулебакин, Г. И. Рисунок и основы композиции: Учебник для средн. проф. техн. училищ. — 2-е изд., переработ, и доп / Г. И. Кулебакин. — М.: Высш. школа, 1983. — 127 е., ил
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Наука, 1977. — 304 с.
- Лернер, И. Я. Дидактическая система обучения / И. Я. Лернер. — М.: Знание, 1976. — 64 с.
- Ли, Н. Г. Основы учебного академического рисунка: Учебник / Н. Г. Ли. М.: ЭКСМО, 200 $. — 480 е., ил.
- Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Логвиненко. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. — 144 е., 16 с. ил.: ил.
- Ломов, Б. Ф. Проблема деятельности в психологии / Б. Ф. Ломов // Психол. журнал. 1981. — № 5. — Т.2. С. 3−23.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Изд-во Наука, 1984. — 444 с.
- Ломов, Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся / Под ред. В. Ананьева. М.: АПН РСФСР, 1959. — 270 е., ил.
- Ломов, Б.Ф. Психология восприятия / Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1989.-194 с.
- Ломов, Б.Ф. Сенсорные и сенсомоторные процессы / Б. Ф. Ломов. -М.: Педагогика, 1972. 312 с.
- Ломов, С.П. Система оптимальной живописной подготовки ' учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Дисс.. докт. пед. наук / С. П. Ломов. -М.: 2000. -403 с.
- Лук, А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. М.: Политиздат, 1976.-144 с. -'
- Лурия, А. Р. Ощущение и восприятие / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1975.- 112 с.
- Магомедова, П.Н. Научные основы преподавания искусства ковроделия на художественно-графическом факультете педагогического института (в условиях Дагестана), Автореф. дисс.. канд. пед. наук / П. Н. Магомедова. М., 1994. — 18 с.
- Макаров, К.А. Выразительность условных форм / К. А. Макаров // Декоративное искусство СССР. 1965. — № 1. — С. 25−26.
- Максимов, Ю.В. У истоков мастерства / Ю. В. Максимов. М.: Просвещение, 1983. — 159 с.
- Материалы и техника рисунка. Учеб. пособие / Отв. ред. В. А. Королев- 3-е изд., испр. — М.: Изобраз. искусство, 1987. 96 е., ил.
- Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 311 с.
- Медведев, Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студ. худ.-граф. фак. пед. ин-тов / Л. Г. Медведев.-—М.: Просвещение, 1986.
- Медведев, Л.Г. Академический рисунок в процессе художественного образования / Л. Г. Медведев. — Омск: Издательский дом «Наука», 2008. 290 е.: с ил.
- Мейлах, Б.С. Процесс творческого и художественного восприятия / Б. С. Мейлах. -М.: Искусство, 1985.-317 с.
- Найда, Ю. И. Исследование методов обучения технике рисования на старших курсах. Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Ю. И. Найда. М., 1978.- 16 с.
- Недошвин, Г. Н.' Некоторые теоретические проблемы эстетики, в сб. Вопросы эстетики, вып. 6 / Г. Н. Недошвин. — М.: Искусство, 1964.
- Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры / М. А. Некрасова. М: Изобразит. Искусство, 1983. — 343 с.
- Николаева, H.A. Стилизация и экспериментальность / H.A. Николаева // Декоративное искусство СССР. М., 1975.
- Павлинов, П.Я. Каждый может научиться рисовать / П. Я. Павлинов. М.: Советский художник, 1966. — 104 с.
- Павлов, И.П. Избранные труды / И. П. Павлов. М.: АПН СССР, 1951.-615 с.
- Павловский, О.В. Формирование профессиональных умений и навыков по художественной обработке металла в процессе творческойдеятельности у студентов педвузов. Автореф. дисс.канд. пед. наук / О.В.
- Павловский. — Омск, 2006. 18 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 4-е изд. М.: Школьная пресса, 2002. — 512 с.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. — М.:. Просвещение, 1969. 659 с.
- Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1970. — 280 с.
- Пономарев, — Я. А. Психология творческого мышления / Я. А. Пономарев. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1960 — 351 с.
- Повышение эффективности уроков изобразительного искусства / Под ред. В. С. Кузина. М.: Просвещение, 1975. — 151 с.
- Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов педаг. институтов / В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Е. Н. Корнеева и др. — М.: Просвещение, 1990. 142 е., ил.
- Познавательные процессы: ощущения, восприятия. М.: Педагогика, 1982.-336 е., ил.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика Пресс, 1999. — 440 с.
- Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа / Под общ. ред. Е. И. Игнатьева. — М.: АПН РСФСР, 1954. 224 с.
- Психологические исследования представлений и воображения. Тр. Ин-та психологии / Отв. ред. Е. И. Игнатьев. — М.: Академия пед. наук РСФСР, 1956.-248 с.: «
- Пучков, А. С. Методика работы над натюрмортом / A.C. Пучков, A.B. Триселев. — М.: Просвещение, 1982. — 160 с.
- Ратонова, Т. А. Экспериментальное исследование условий возникновения установки в зрительном восприятии. Новые исследования в педагогических науках / Т. А. Ратонова. М.: Просвещение, 1965. — с. 19−123.
- Рисунок: Учеб. Пособие для вузов / Ф. В. Антонов, Н. П. Бесчастнов, Б. А. Бурмистров и др. -М.: Легпромбытиздат, 1988. 176 е.: ил.
- Рождественская, С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе / С. Б. Рождественская. М.: Наука, 1981. — 200 с.
- Рок, И. Введение в зрительное восприятие. Кн. 1 Пер. с англ. / Под ред. Б. М. Величковского, В. П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1980. 312 е., ил.
- Ростовцев, H.H. Очерки по истории методов преподавания рисунка. Учебное пособие для высших художественных учебных заведений / H.H. Ростовцев.- М.: Изобразительное искусство, 1983. — 287 е.: ил.
- Ростовцев, H.H. Рисование с натуры как учебный предмет: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук / H.H. Ростовцев. — М., 1965. 33 с.
- Ростовцев, H. H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож-граф.фак-тов. пед. ин-тов. 3-е изд., доп. и перераб / H.H. Ростовцев. — М.: АГАР, 2000. — 256 с.
- Ростовцев, H. Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием / H.H. Ростовцев, А. Е. Терентьев. — М.: Просвещение, 1987. — 176 с. '
- Рубинштейн, С. JI. Воображение. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М., 1940.
- Рубинштейн, C.JI. О мышлении и путях его исследования / Отв. Ред. Е. В. Шорохова. -М.: АПН РСФСР, 1958. 147 с.
- Рубинштейн, C.JI. Проблемы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 416 с.
- Рыбаков, Б.А. Ремесло древней Руси / Б. А. Рыбаков. М., 1948. -135 с.
- Рязанцева, И'.М. Формирование художественного воображения в • специальной подготовке студентов художественно-графических факультетов. Дисс. .докт. пед. наук / И. М. Рязанцева. — М.: 2003. 405 с.
- Савостьянов, Е. А. Единство познания и творчества в искусстве / Е. А. Савостьянов. М.: Изобраз. искусство, 1977. — 312 с.
- Савостьянов, Е. А. Изобразительность и выразительность в искусстве / Е. А. Савостьянов. -М.: Изобраз. искусство, 1970. 270 с.
- Салтыков, А.Б. Самое близкое искусство / А. Б. Салтыков. — М., 1969.-296 с.
- Сапожников, А.П. Полный курс рисования. / Под ред. главного ред. • журнала «Худ. совет» В. Н. Ларионова. Четвертое издание / А. П. Сапожников. М.: Изд-во «АЛЕВ-В» творческой школы «Мастер-класс», 2003.
- Сафиуллин, Р. А. Формирование художественного восприятия на занятиях по рисунку у студентов начальных курсов: Дисс.. канд. пед. наук / P.A. Сафиуллин. Омск, 2005. — 150 с.
- Сеченов, И. М. Элементы мысли / И. М. Сеченов. СПб.: Питер, 2001,-404 с.
- Сеченов, И. М! Впечатление и действительность / И. М. Сеченов. //. Избр. фил. и псих, произв. — М.: Огиз, 1947. — с. 328−343.
- Сеченов, И.М. Избранные философские и психологические произведения / И. М. Сеченов. М.: АН СССР, 1948. — т.1. — 772 с.
- Славин, А. В. Наглядный образ в структуре познания / A.B. Славин. -М.: Политиздат, 1971.-271с.
- Сластенин, В.А. Формирование социально активной личности учителя / В. А. Сластенин // Советская педагогика. — 1981. № 4. — С. 76−84.
- Смирнов, С. Д. Психология образа: Проблемы активности психологии отражения / С. Д. Смирнов. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 231 с.
- Смирнов, Б.А. Художник о природе вещей / Б. А. Смирнов. JL: Художник РСФСР, 1970 — 186 с. с ил.
- Словарь философских терминов / Науч. ред. проф. В. Г. Кузнецова. М.: ИНФРАМ, 2004. — 731 с.
- Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
- Соколов, М.В. Художественная обработка металла. Азы филиграни: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Дизайн» / М. В. Соколов. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — • 143с., 8 с. ил: ил.
- Сокольникова, Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания / Н. М. Сокольникова. М., 1997. — с. 242.
- Соловьев, А. М. Учебный рисунок / А. М. Соловьев, Г. Б. Смирнов, Е. С. Алексеева -М.: Искусство, 1953. 240 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону. Феникс, — 2001.- с.193
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. -М.: Изд-во МГУ, 1975. с. 343.
- Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. Психодиагностика: интеллекта / Н. Ф. Талызина, Ю. В. Карпов. М.: МГУ, 1987. — 64 с. -
- Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: Ин-т праьст. Психологии- Воронеж: НПО МО ДЕК, 1998.-544 с.
- Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. — М.: Изд-во Апн РСРФСК 1961. с. 536.
- Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б. М. Теплов. — М.: Учпедгиз, 1947. — Вып. 2. — 325 с.
- Терентьев, А. Е. Рисование в педагогической практике учителя изобразительного искусства / А. Е. Терентьев. -М.: Просвещение, 1981. — 120 с.
- Терентьев, А. Е. Существенные аспекты специализации подготовки художника-педагога по рисунку / А. Е. Терентьев. М.: Просвещение, 1978. — 13 с.
- Узнадзе, Д. Hi Экспериментальные основы психологии установки /, Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: АН ГрузССР, 1961. — 178 с.
- Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. Питер, 2001. -414 с.
- Фаворский, В. А. О рисунке. О композиции / В. А. Фаворский. — Фрунзе: Кыргызстан, 1966. 77 с.
- Философия и педагогика: проблемы взаимодействия. — Свердловск: Изд-во СГПИ, 1988. 109 с.
- Философия. Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриченко, проф. В. П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000. 584 с.
- Хворостов, A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе / A.C. Хворостов. -М.: Просвещение, 1981. 176 с.
- Хворостов, A.C. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством: ' Автореф. дисс.докт. пед наук / A.C. Хворостов.— М., 1983. 29 с.
- Хогарт, У. Анализ красоты. Пер. с англ / Вступ. статья и примеч. М. П. Алексеева- 2-е изд., исправ. и доп / У. Хогарт. — JL: Искусство, 1987. — 254 с. — '
- Художественное восприятие: Сб. статей под ред. Б. С. Мейлаха. —. Л.: Наука, 1971.-387 с.
- Художественное творчество и психология. — М.: Наука, 1991. — 189с.
- Шадриков, В.Д. Познавательные процессы и способности в ! обучении. Учебное пособие для студентов пед. институтов / В. Д. Шадриков.- М.: Просвещение, 1990. 142 с.
- Школа изобразительного искусства. В десяти выпусках. — М.: Изобразительное искусство, 1994.
- Шорохов, Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе / Е. В. Шорохов. М.: Просвещение, 1974.- 144 с.
- Шорохов, Е. В. Композиция: Учебник для студентов худож-граф.фак-ов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп / Е. В. Шорохов. М.: Просвещение, 1986. — 207 е., ил.
- Шпикалова, Т.Я. народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной -школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания. Дисс.докт.пед.наук / Т. Я. Шпикалова. — М., 1988. 346 с.
- Щербаков, С. Формат картины и выразительность / B.C. Щербаков // Художник. -1980. № 5. — С. 62−63.
- Щербаков, B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество / B.C. Щербаков. -М.: Просвещение, 1969. — 272 е., ил.
- Щербаков, А. В. Композиция в работе с натуры / A.B. Щербаков // Художник. 1971. -№ 1. — С. 57−60.
- Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1979. 160 с.
- Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. -М.: Педагогика, 1971.-351с.
- Эльконин, Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Возрастные особенности усвоения знаний. / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — 442 с.
- Энциклопедия натюрморта. — М.: OJIMA-ПРЕСС Образование, 2002.-352 е., ил.
- Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989. 447 с.
- Юон, К. Ф. Об искусстве: В 2 т / К. Ф. Юон. М.: Сов. художник,. 1959. — Т.1 — 384 е., 27 л. ил- Т.2. — 285 е., 14 л. ил.
- Юсов, Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка. Автореф. .к.п.н/Б.П. Юсов. -М., 1963.-23 с.
- Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
- Ярошевский, М. Г., История психологии / М. Г. Ярошевский. М., 1966.