Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

О новых учебниках чтения для 5 класса специальных образовательных учреждений VIII вида

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В учебник З. Ф. Малышевой включено множество различных текстов разнообразной тематики, все они сгруппированы по нескольким темам, традиционным для коррекционной школы, т. е. принцип структурирования материала — тематический: Устное народное творчество; Сказки; Картины родной природы: Лето. Осень; О друзьях-товарищах; Басни И. Крылова; Спешите делать добро; Картины родной природы: Зима. Весна… Читать ещё >

О новых учебниках чтения для 5 класса специальных образовательных учреждений VIII вида (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в методике обучения литературе в средней и в коррекционной школе VIII вида сложилась практика многовариантного использования учебников различных авторов-составителей. Для 5 класса средней школы Министерство образования и науки в приказе на 2010;2011 учебный год рекомендовало к использованию 10 различных учебников для 5 класса и 9 различных учебников было допущено к использованию в 5 классе на уроках литературы. Для коррекционной школы VIII вида тем же приказом рекомендован к использованию 1 учебник — З. Ф. Малышевой и 2 учебника допущено: учебник Г. М. Гусевой и Т. И. Островской, а также учебник И. М. Бгажноковой и Г. В. Савельевой (издательством «Просвещение»).

Сравним учебники для 5 класса средней школы (учебник А.Г. Кутузова) и учебники для 5 класса коррекционной школы (учебник З. Ф. Малышевой и учебник И. М. Бгажноковой и Г. В. Савельевой).

Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы» для 5 класса общеобразовательной школы выбран потому, что он является одним из самых распространенных в современной школе и отражает современные тенденции школьной литературной методики. В основе лежит современная концепция литературного образования, постигать которую предложено через систему творческой деятельности. Учебник А. Г. Кутузова состоит из двух частей и построен на жанрово-родовой основе, что является не совсем обычным для школьной методической практики, и отражает литературоведческий подход к преподаванию литературы.

Первая часть учебника включает разделы: «Фольклор», «Духовная литература», Эпос. Вторая часть учебника: Эпос. Лирика. Драма.

От других аналогичных учебников для 5 класса средней школы данный учебник отличается наличием раздела «Духовная литература» с включением переложений библейских сюжетов, оригинальной структурой и системой заданий и вопросов. Путеводителями по стране Литературия являются мальчик книжонок Проша и профессор Иван Калинович, которые ведут друг с другом (и с учениками) постоянный диалог. Этот интересный ход уместен в средней школе, однако, в коррекционную школу его привносить вряд ли возможно, так как за ходом диалога и за точками зрения его участников ученикам 5 класса коррекционной школы трудно уследить.

В каждом разделе присутствуют задания под названием «Творческая мастерская» (Например, просто и доступно рассказывается о том, что такое жанр), задания «Проба пера», призванное способствовать развитию фантазии, творческих способностей учеников.

Учебник ориентирован на постижение законов, специфики литературного творчества, и уместны поэтому перед каждым разделом теоретико-литературные предисловия, доступные пятиклассникам. Например, во 2-ой части вначале раздела «Драма» дается предисловие «Что такое драма», что обычно в 5 классе не делается, о теории драмы говорят в старших классах. Говорится о специфике драмы. В разделе «Лирика» рассказывается о происхождении лирики и её музыкальности, о её главном свойстве — безсобытийности и выражении чувств и мыслей автора. В учебнике усилен теоретико-литературный раздел, или, точнее, фон для текстов, включенных в учебник. Попутно с изучением текстов дается понятие об авторе, вымысле в литературе, эпосе, лирике и драме, различных жанрах, о композиции и её элементах, олицетворении, сравнении, эпитете, рифме, ритме и т. д.

Несмотря на значительное число литературоведческих терминов и в целом литературоведческую ориентированность учебник доступен, интересно написан и во многих школах он находит применение.

Неоднозначную реакцию среди учителей и родителей вызвало включение в учебник А. Г. Кутузоваа раздела «Духовная литература», в котором приводятся библейские сюжеты в переложении для детей. Особое неприятие вызвала вступительная статья к разделу «Духовная литература», из которой мы приведем некоторые цитаты: «Вы, любезные дети, верно, не забыли, что первые люди, Адам и Ева, были созданы непорочными и невинными, какими их создал Бог. Помните первый грех в раю, когда люди не послушались Бога, вкусили запрещенного плода?» [Кутузов 2007: 58]. Возникает вопрос к автору-составителю: откуда дети должны помнить, что первые люди были созданы непорочными и невинными? Как им объяснить, что такое запрещенный плод — яблоко и почему он плохой? Эта метафизика в голове пятиклассников вряд ли уложится. На этой же странице читаем обращение к детям: «А нечестивые жители городов Содома и Гоморры! Какое страшное наказание постигло их!» Учителю здесь придется объяснять, что такое Содом, содомский грех. Не рано ли для пятиклассников?

С точки зрения педагогики вряд ли верной является следующая воспитательная установка, обращенная к детям: «Если вы будете веровать в Сына Божия, Он простит вам грехи и возьмет к себе на Небо» [Кутузов 2007, 1: 62]. Я думаю, что уместнее был бы акцент на другом: надо детям объяснить, что такое хорошо и что такое плохо, и совершенно верно назван подобный раздел в учебнике З. Ф. Малышевой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — «Спешите делать добро» [Малышева 2003: 105]. Именно так и должен называться (и быть таким по сути) раздел о формировании нравственно-этических понятий в 5 классе и общеобразовательной, и специальной школы.

Появление новых учебников по литературе для средней школы, современные тенденции так или иначе, в той или иной степени учитываются и методистами — составителями учебников чтения для коррекционной школы VIII вида. Например, обновлен состав авторов и произведений в современных коррекционных учебниках, разнообразнее стали вопросы и задания по текстам, хотя, конечно, коррекционные учебники более традиционны и их авторы-составители ограничены в использовании новаций.

Учебники для коррекционной школы с 5 по 6 класс располагают материал по тематическому принципу, в отдельных случаях — по жанровому, см. раздел «Сказки». Сравним два учебника по «Чтению» для учащихся 5 класса коррекционных школ: учебник З. Ф. Малышевой (2003) и учебник И. М. Бгажноковой и Г. В. Савельевой (2008).

В учебник З. Ф. Малышевой включено множество различных текстов разнообразной тематики, все они сгруппированы по нескольким темам, традиционным для коррекционной школы, т. е. принцип структурирования материала — тематический: Устное народное творчество; Сказки; Картины родной природы: Лето. Осень; О друзьях-товарищах; Басни И. Крылова; Спешите делать добро; Картины родной природы: Зима. Весна; О животных; Из прошлого нашего народа; Из произведений зарубежных писателей. Как видим, разнообразие тем не только позволяет познакомиться ученикам с произведениями разных жанров, но и ориентировано на нравственное воспитание: содержание текстов прививает любовь к дружбе, родному краю, истории своего народа.

В учебнике «Чтение» И.М. Бгажноковой и Г. В. Савельевой (М., 2008), в отличие от учебника З. Ф. Малышевой, практически нет тематических разделов. Выделяются три части — основная (она никак не озаглавлена), «Тексты для дополнительного чтения» и «Литературные сказки».

Начинается учебник с темы «Народное творчество: заклички, песенки, считалочки, загадки, пословицы», однако следующие за этой темой произведения никак тематически не совпадают с названием раздела, даже противоречат ему. Нелогично, например, включение в данный раздел рассказа «Барсучий нос» по К. Паустовскому, это явный и досадный недосмотр авторов-составителей и тех, кто учебник рецензировал. Вообще, этот раздел эклектичен, тексты случайно оказываются рядом, что только запутывает учителей и учеников, может привести к неразличению произведений устного народного творчества и авторских рассказов.

Кроме того, небесспорно включение в учебник для 5 класса коррекционной школы рассказа об Иисусе Христе и о христианской вере в Бога. Вряд ли сознание ученика способно адекватно воспринять слова в учебнике о том, что Иисус родился «в пещере, где размещался скот» (с. 109), и как должны ученики понять слова о том, «что для рождения Иисуса Христа Бог выбрал не дворец, а пещеру и первых навестил не богачей, а простых пастухов» (с. 109). Надо думать в таком случае, что Бог не любит «богачей», а любит «простых пастухов», но зачем детям 5 класса коррекционной школы размышлять над этими проблемами?

В целом можно сделать вывод, что структура учебника, последовательность расположения текстов в учебнике И. М. Бгажноковой и Г. В. Савельевой для 5 класса, в отличие от учебника З. Ф. Малышевой, менее логичны, менее мотивированы, что затрудняет их восприятие учениками, приводит к путанице.

В характере и формулировке вопросов и заданий, которые адресованы ученикам в двух сравниваемых учебниках, естественно, много общего, но имеются и некоторые количественные и качественные различия.

Среди схожих методических приемов можно назвать вопросы и задания повторительного характера. В учебнике З. Ф. Малышевой они называются «Вопросы и задания к теме», а в учебнике И. М. Бгажноковой и Г. В. Савельевой — «Повторяем!». Повторение изученного материала осуществляется на протяжении всего обучения.

С целью выявления различий между учебниками был проведен детальный качественный и количественный анализ вопросов и заданий по текстам. Из учебников были выбраны по 10 прозаических текстов разной тематики и вопросы к ним. Методика начального и коррекционного обучения чтению рекомендует начинать задавать вопросы по тексту с выявления эмоциональной реакции на текст, затем проводить детальную работу с текстом, для пополнения словарного запаса учеников, затем следует работа над образами персонажей, вопросы на осмысление содержания произведения. Результаты анализа вопросов учебниках сведены в следующих таблицах:

Таблица № 1

Учебник Кутузова Всего вопросов — 77.

Учебник Малышевой Всего вопросов — 232.

Учебник Бгажноковой, Савельевой Всего вопросов — 142.

Вопросы на выявление эмоционального восприятия (Какие чувства вызывает у вас поступок Фильки — удовольствия, грусти, радости или несправедливости?).

;

8 (3,5%).

3 (2,1%).

Вопросы репродуктивного характера.

(Подтвердите примерами из текста, что курица-мама любила необычного цыпленка).

22 (28,6%).

115 (49,5%).

68 (48%).

Вопросы на развитие воображения (Как вы поняли фразу: «Плачет мать-сыра земля на две стороны. Одна сторона — плачет жена по мужу. Другая — девица по жениху»? Метафора).

5 (6,5%).

9 (3,9%).

3 (2,1%).

В этой таблице обращает на себя внимание следующее:

  • 1. отсутствие вопросов на выявление эмоционального восприятия в учебнике А. Г. Кутузова для 5 класса, и это логично, так как вопросы такого рода в большем количестве предлагаются детям в начальной школе и, как мы видим, они сохраняют свою актуальность в 5 классе коррекционной школы;
  • 2. вопросы и задания репродуктивного характера занимают около 50% в учебнике для коррекционной школы, в 5 классе средней школы их уже значительно меньше — 28,6%, что тоже вполне объяснимо;
  • 3. в вопросах на творческое воображение наблюдаются между учебниками не очень значительные различия.

Таблица № 2

Учебник Кутузова.

Учебник Малышевой.

Учебник Бгажноковой, Савельевой.

Вопросы на осмысление композиции (логическое мышление) (Какой заголовок можно дать этой части рассказа?).

1 (1,3%).

22 (9,5%).

14 (10%).

Вопросы на осмысление содержания (Как вы думаете, почему хан Мамай сказал: «На войне ничьих не бывает»? Прав ли хан?).

42 (54,5%).

38 (16,4%).

31 (22%).

Вопросы на осмысление жанра (теоретико-литературного характера) (В чём сходство рассказа «Теплый хлеб» со сказкой? Сделайте вывод о том, почему этот рассказ все-таки нельзя назвать сказкой. Докажите ответ примерами).

7 (9%).

1 (0,4%).

3 (2,1%).

В данной таблице видно, что:

  • 1. вопросы на осмысление композиции (Раздели текст на части, озаглавь каждую часть) уже не актуальны в 5 классе средней школы, но актуальность их велика в 5 классе коррекционной школы. В начальной школе соответствующие навыки уже считаются сформированными;
  • 2. вопросы на осмысление содержания (оценка персонажей, их поступков и т. д. вплоть до осмысления общего содержания произведения) играют важную роль. Естественно, более сложные вопросы задаются в 5 классе средней школы;
  • 3. вопросы на осмысление жанра, что совершенно оправдано, более уместны в 5 классе средней школы и встречаются лишь в единичных случаях в коррекционной школе (вопросы на выявление различия между рассказом и сказкой, например).

Таблица № 3

Учебник Кутузова.

Учебник Малышевой.

Учебник Бгажноковой, Савельевой.

Вопросы на развитие речи (Составьте устный рассказ на тему: «Моя любимая игрушка»).

;

27 (11,15%).

10 (2,1%).

Задания на выразительное чтение, чтение по ролям.

;

9 (3,7%).

9 (6,3%).

Задание выучить наизусть текст.

;

3 (1,2%).

;

Комментарий:

  • 1. вопросы на развитие речи (Перескажи текст и т. п.) в начальной школе уже перестали быть актуальными в силу своей элементарности. В коррекционной школе они значимы и их больше в учебнике З. Ф. Малышевой, что можно отметить как положительный факт. Неудачным надо признать очень частое задание в учебнике И. М. Бгажноковой и В. Г. Савельевой: Перескажи текст своими словами. Неудачна сама формулировка: ребенок может пересказать своими словами в коррекционной школе только снижая стиль текста, выбирая слова из имеющегося словарного запаса, как правило, не очень обширного. Например, затруднительно и взрослому передать своими словами фрагмент из текста «Куликовская битва»: «Столкнулись Пересвет с Челубеем и одновременно пронзили друг друга копьями и пали с коней на землю» (с. 22). Вместо пронзили ученики обязательно поставят проткнули.
  • 2. задания на выразительное чтение практически отсутствуют при чтении прозаических произведений в 5 классе средней школы и, наоборот, нередки в коррекционной школе. В 5 классе средней школы подобные задания должны присутствовать, хотя их и должно быть меньше, чем при чтении лирических и драматических произведений в силу особенностей жанра. литературный школа учебник библейский
  • 3. отсутствует или редко встречается задание Выучи наизусть отрывок из прозаического текста. З. Ф. Малышева считает нужным такие задания детям в коррекционной школе предлагать. С нею следует согласиться, т.к. подобные задания служат развитию речи, отработке навыков правильного чтения и произношения, постановке интонации и т. д.
  • 1. Чтение: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Автор-составитель Малышева З. Ф. 5-е изд., перераб. — М., 2003.
  • 2. Чтение: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Авторы-составители Бгажнокова И. М., Савельева Г. В. — СПб., 2009.
  • 3. В мире литератур. 5 кл. В 2 ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. А. Г. Кутузов, Е. С. Романичева, А. К. Киселев. 12-е изд. — М., 2007.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой