Лингводидактическое обоснование содержания практического компонента курса современного русского языка в национальных группах педагогических вузов России: На материале раздела «Падежная система русского языка»
Диссертация
Употребление падежных и предложно-падежных форм в речи требует знаний категориального поведения слова в речи, которое характеризуется взаимодействием категорий морфологических, лексических, семантических и синтаксических. Падежные предложно-падежные формы являются не только морфологическими единицами, но и «конститутивными единицами синтаксиса» (Золотова, 1988, с. 4.), синтаксемами, которые… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛАХ РОССИИ (на примере Удмуртии)
- 1. 1. Цели и условия преподавания русского языка в национальной школе
- 1. 2. Характеристика двуязычия в Удмуртии
- 1. 3. К лрактовке термина «Методика обучения неродному языку .2 / - j>
- Выводы
- ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- 2. 1. Компоненты структуры педагогической деятельности
- 2. 2. Профессионально-педагогическая компетенция как показатель уровня подготовленности преподавателя русского языка как неродного
- 2. 3. Лингвометодические умения преподавателя русского языка как неродного
- Выводы
- ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПАДЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА В УЧЕБНЫХ ЦЕЛЯХ
- 3. 1. 0. различных подходах к описанию падежа
- 3. 2. Особенности категории падежа в русском языке в сопоставлении с тшуртским языком (формально-смысловой аспект)
- 3. 3. Функционально-семантическая направленность в рассмотрении падежа
- 3. 4. Контрасшвный анализ падежной системы русского и удмуртского языков в функционально-семантическом аспекте
- Выводы.119- 12!
- ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА СОВРЕМЕННОГО. РУССКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
- 4. 1. Учет практических целей обучения студентов в теоретическом курсе современного русского языка
- 4. 2. Линлвокоммуникативное содержание практического компонента курса современного русского языка
- 4. 3. Методическое содержание практического компонента курса современного русского языка для нерусских (на материале падежной системы русского языка)
- 4. 4. Система работы на семинарских и практических занятиях по курсу современного русского языка
- 4. 4. 1. Семинарские занятия по курсу современного русского языка как теоретическая основа для практических занятой
- 4. 4. 2. Практические занятия по курсу современного русского языка
- 4. 4. 3. Использование учебно-методических задач на практических занятиях по курсу современного русского языка со студентами-филологами национальных групп педагогических вузов России
- Выводы
Список литературы
- Абдуллина OA. Обшепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1984. -207 с.
- Агабабян Г. М. Есаджанян Б.М. Структура и содержание методической подготовки учителя русского языка армянской школы. Ереван: Луис. 1985.- 158 с.
- Акимова Г. Н. Синтаксические характеристики слова при изучении морфологии // Языковая системность при коммуникативном обучении. -М.: Русский язык. 1988. С.66−75.
- Азимов Э. Г. Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). Спб.: Златоуст. 1999. — 472 с.
- Аркадьева О.М. Употребление падежей в речи. М.: МГУ. 1970.149 с.
- Аствацатарян М.Г. Дифференциальный подход в обучении с учетом развития билингвизма учащихся // Русский язык в национальной школе. 1991. -N>6. -С. 19−22.
- Атгила Шалга. Венгерский язык в зеркале русского // Вопросы совершенствования подготовки и повышения квалификации венгерских преподавателей русского языка в СССР. Владимир, 1981. — С.22−25
- Бакеева Н.З. Сочетание принципов коммуникативности и системности как важное условие повышения эффективности обучения русскому языку в национальной школе // Русский язык в национальной средней и высшей школе. Сб. научных трудов. М., 1984. — С.32−43.
- Бакеева Н.З. Структурно-типологическая характеристика языков в методическом освещении // Лингвистические основы преподавания язы-ка/Н А. Байскаков. A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1983. — С.19−28.
- Б алых и на Т. М. Структура и содержание российского филологического образования. Методические проблемы обучения русскому языку. -М., 2000. 400 с.
- Бархударов С.Г. Основные проблемы методики преподавания русского языка в национальных группах вузов // Русский язык в национальной школе. 1964. — jsfe 2. — С. 14−22.
- Баш Е.Г. О некоторых принципах описания языкового материала II Русский язык в национальной школе. 1965. — № 6. — С.34−39.
- Белоусов В.Н. Диалог национальных культур и межнациональное общение в странах СНГ и Балтии//Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999: Доклады и сообщения российских ученых. М., 1999. -С.51−69.
- Белошапкова В А. О принципах описания русской синтаксической системы в целях преподавания русского языка нерусским // Русский язык за рубежом. 1981. — № 5. — С.58−63.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. — 227 с.
- Бим ИЛ. Выделение единицы обучения иностранным языкам -важнейшая предпосылка управляемого формирования иноязычной речевой деятельности II Иностранные языки в школе. 1975. — Jsfe 6. — С.34−44.
- Блума Д.П. Педагогическая направленность учебного процесса в университете в подготовке учителей иностранных языков. Автореф. дисс. канд. педагог, наук. Рига, 1982. — 22 с.
- Бондарко А.В. Функциональная грамматика. Л.: Наука, 1984.136 с.
- Бородулина М.К., Минина Н. М. Основы преподавания иностранных языков в языковом вузе. М., 1968. -118 с.
- Бухбиндер В А., Роман С. В. Роль учебно-профессиональной задачи в формировании профессиональных умений на занятиях вторым языком в педвузе // Актуальные проблемы подготовки учителя русского языка для национальной школы. Тарту, 1978. — С.9−11.
- Быстрова Е.А. Преподавание русского языка в современной национальной школе. Нальчик, 1996. — 33 с.
- Ван-Валин Р., Фоли У. Референциально-ролевая грамматика // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1982. — Вып. 11. Современные синтаксические теории в американской лингвистике. — С.376−412.
- Вартапетова С.С. Состояние и проблемы преподавания курсов современного русского языка и стилистики на филологических факультетах национальных педвузов // Русский язык в национальной средней и высшей школе. Сб. научных трудов. М., 1984. — С .75−85.
- Василевич А.П. Проблема измерения языковой компетенции // Лингвистические основы преподавания языка/Н А. Байскаков, A.M. Шах-нарович. М.: Наука, 1983. — С.113−137.
- Василенко Е.И., Добровольская В. В. Сборник методических задач по русскому языку. М.: Русский язык, 1990. -130 с.
- Вахар Н.М. Формирование профессионально-педагогической компетенции преподавателя русского языка как иностранного // Материалы YII Конгресса МАПРЯЛ. «Круглый стол»: Доклады и сообщения. -М., 1990.-С. 143−144.
- Верещагин Е.М. К проблеме разносистемной принадлежности лексем при билингвизме: Дисс. канд. фил. наук. М., 1966.
- Верещагин Е.М. Порождение речи: латентный процесс. М.: Изд. Моск. ун-та, 1968. — 91 с.
- Верещагин Е.М. Психолингвистическая проблематика теории языковых контактов // Вопросы языкознания. 1967. — № 6. — С. 122−133.
- Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М.: Изд-во МГУ, 1968. — 160 с.
- Виноградов ВА. Стратификация нормы, интерференция и обучение языку//Лингвистические основы преподавания языка/НА. Байскаков, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1983. — С.44−65.
- Всеволодова М.В. Методологические аспекты функционально-коммуникативного описания языка//Русский язык за рубежом. 1986.-№ 4. — С.50−53.
- Всеволодова М.В. Основания практической функционально-коммуникативной грамматики // Языковая системность при коммуникативном обучении. М.: Русский язык, 1988. — С.26−36.
- Всеволодова М.В. Способы выражения временных отношений в современном русском языке. М.: МГУ, 1975. — 281 с.
- Всеволодова М.В., Владимирский Е. Ю. Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке. М.: Русский язык, 1982. — 264 с.
- Всеволодова М.В., Ященко Т. А. Причинно-следственные отношения в современном русском языке. М.: Русский язык, 1988. — 207 с.
- Гадалова В.В. Профессионально-методические умения учителя русского языка, формируемые в вузе // Профессионально-методическая подготовка студентов в педуниверситете и в педвузе. М., 1996. — С. 18−21.
- Газалиева М.Ш. Через реальное двуязычие к диалогу культур // Русский язык в национальной школе. 1990. — № 12. — С.8−12.
- Гайсина P.M. Дисциплина «Современный русский язык» в концептуальном аспекте // Общие проблемы преподавания языков: Преподавание русского языка финно-угорской аудитории (тезисы международной научно-методической конференции). Сыктывкар, 1998. — С. 13−15.
- Гак В. Г. Межъязыковое сопоставление и преподавание иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1979. — № 3. — С.3−11.
- Гальскова Н.Д. И лингводидактика и методика обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1997. — № 5. — С. 12−15.
- Герасимова Р.Н. Формирование методического мышления студентов факультета иностранных языков во время первой педагогической практики. Автореф. дисс. канд. педагог, наук. М., 1980. — 21 с.
- Глухов Б А., Щукин А. Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1993. — 359 с.
- Гольдин ЗД. Методика обучения иностранцев русскому склонению (на материале беспредложного управления). Автореф. дисс.. канд. педагог, наук. М., 1970. — 27 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление «Филология». М., 2000.
- Гохлернер М.М., Ейгер Г. В. К вопросу о роли операционных знаний в обучении языкам // Лингвистические основы преподавания язы-ка/Н.А. Байскаков, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1983. — С. 137−146.
- Грамматика современного удмуртского языка. Фонетика. Морфология. Ижевск: Удмуртское книжное издательство, 1962. — 376 с.
- Губашева К.Ш. Проблема изучения значений падежей русского языка в национальной аудитории // Некоторые аспекты изучения грамматического строя русского языка. Алма-Ата, 1979. — С. 144−149.
- Добровольская В.В. Функции преподавателя и стадии процесса обучения // Русский язык за рубежом. 1986. — № 4. — С.42−46.
- Донская Т.К. Формирование языковой личности учителя-билингва // Общие проблемы преподавания языков: Преподавание русского языка финно-угорской аудитории (тезисы международной научно-методической конференции). Сыктывкар, 1998. — С. 15−17.
- Донченко Г. В. Соотношение теоретического и практического курсов русского языка // Вопросы совершенствования подготовки и повышения квалификации венгерских преподавателей русского языка в СССР. -Владимир, 1981.-С.18−22.
- Дорофеева Т.М. Синтаксическая сочетаемость русского глагола. -М.: Русский язык, 1986. 103 с.
- Дьяченко Л.И. Типичные нарушения норм русского словоупотребления в речи башкир // Психологические и лингвистические аспекты проблемы языковых контактов. Калинин, 1984. — С. 106−110.
- Егизарян A.M. Какой же билингвизм нам нужен? // Русский язык в национальной школе. 1992. — №№ 4−6. — С.5−9.
- Елисеева Т.Ю. Структура профессиональной деятельности преподавателя (при обучении русскому языку иностранных учащихся высших школ): Учебное пособие. Л.: Ленинградский унт, 1988. — 99 с.
- Еремин Ю.В. Вопросы профессионально направленной подготовки учителя иностранного языка. СПб.: Образование, 1996. — 89 с.
- Ершова Е.Н. Лингвистический аспект комплексного введения учебного материала //Лингвистические основы преподавания языка I Н. А. Байскаков, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1983. — С.65−74.
- Есаджанян Б.М. Научные основы методической подготовки преподавателей русского языка. М.: Русский язык, 1984. — 97 с.
- Есаджанян Б.М. Профессиональная направленность преподавания русского языка студентам-филологам как компонент их методической подготовки II Русский язык за рубежом.- 1982. Jvfo 6. — Cj66−72.
- Жаналина Л.К. Подготовка учителя-билингва в педагогическом вузе. Алма-Ата, 1993. — 189 с.
- Журавлев В.К. Проблема цели преподавания русского языка в национальной школе II Лингвистические основы преподавания языка/Н А. Байскаков, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1983. — С.5−19.
- Журинский А.Н. Лингвистические задачи как форма проблемного обучения II Лингвистические основы преподавания языка/Н А. Байскаков, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1983. — С. 146−155.
- Закирьянов К.З. Взаимосвязанное изучение морфологии и синтаксиса.-Уфа: Б ГУ, 1981.-87 с.
- Закирьянов К.З. Двуязычие и интерференция. Уфа, 1984. — 80 с.
- Закирьянов К.З. Двуязычие и национальная школа: Учебное пособие. Уфа: Б ГУ, 1991. — 75 с.
- Закирьянов К.З. Работа над структурой русского предложения. -Уфа: Башкирский ун-т, 1983. 80 с.
- Закирьянов К.З. Теоретические основы курса современного русского языка в башкирской школе. Уфа: БГУ, 1990. 72 с.
- Залевская А .А. Вопросы овладения вторым языком в психолингвистическом аспекте. Тверь: ТГУ, 1996. — 195 с.
- Зализняк АА. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. М.: Русский язык, 1977. — 879 с.
- Зализняк А.А. О понимании термина «падеж» в лингвистических описаниях // Проблемы грамматического моделирования. М., 1973. -С.53−87.
- Захаров В.Н. Изучение связи слов русского языка в удмуртской школе. Ижевск: Удмуртия, 1968. — 27 с.
- Захаров В.Н., Никольская Г. Н., Толстых Г. Н. Русский язык в удмуртской школе. Ижевск: Удмуртия, 1973. — 300 с.
- Зимняя ИА. Некоторые психологические предпосылки моделирования речевой деятельности при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. М., 1964. — Вып. 3.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс. — 480 с.
- Зимняя И А. Психология обучения неродному языку. М. 1989.218 с.
- Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. -М.: Наука, 1982.-368 с.
- Золотова Г. А. Об основаниях классификации предложений // Русский язык за рубежом. 1989. — № 5. — С.66−73.
- Золотова Г. А. О коммуникативной значимости синтаксических единиц // Языковая системность при коммуникативном обучении. М.: Русский язык, 1988. — С.5−17.с *
- Золотова Г. А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М.: Наука, 1988. — 439 с.
- Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998. -528 с.
- Иевлева З.Н. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка для иностранцев. М.: Русский язык, 1981. -144 с.
- Иевлева З.Н. Презентация грамматики в коммуникативно-ориентированном курсе русского языка // Вопросы практической методики преподавания русского языка как иностранного. М., 1994. -Вып. 2. -С.70−92.
- Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. 1990. — № 4. — С.54−60.
- Инчина Л.Г. К изучению вопроса об употреблении управляемой падежной формы при переходных глаголах // Совершенствование преподавания русского языка в национальной школе. Уфа, 1988. — С.34−42.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.- 190 с.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.-259 с.
- Карклинь Ю.Ю. О подходе к категории падежа на уровне синтаксиса // Категория падежа в структуре и системе языка: Материалы научной конференции- под ред. ЯЛ. Розенберг. Рига, 1971. — С.65−61.
- Карлинский А.Е. Диалингвальный анализ и его применение в обучении второму языку // Лингвистические основы преподавания язы-ка/Н.А. Байскаков, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1983. — С. 103−113.
- Карпов А.С. Психолого-методические проблемы в подготовке будущих учителей // Иностранные языки в школе. -1997. JMo 3. — С.162−67.
- Качалина Н.С., Шутова НА. Имя прилагательное в русском и удмуртском языках: Пособие для учителей. Ижевск: Удмуртия, 1991. -112 с.
- Кленина А.В. Лекция-беседа // Русский язык за рубежом. 1984. -JMb 6. — С.58−61.
- Кленина А.В., Соколовская Т. Д. Лингвометодические основания координации теоретических курсов современного русского языка во включенном обучении // Русский язык за рубежом. 1989. — № 1. — С.76−81.
- Кодухов В.И. Функции языка и речи и функциональная грамматика // Языковая системность при коммуникативном обучении. М.: Русский язык, 1988.-С. 17−26.
- Кокорина С.И. Об основах прикладного описания грамматики в целях преподавания русского языка как иностранного // Русский язык за рубежом. 1985. — № 6. — С.45−50.
- Колодезнев В.М., Сааведра Родригес К. Методика преподавания русского языка как иностранного (грамматика): Учебное пособие по спецкурсу. Тула: Тул. гос. пед. ин-т им. Л .Н. Толстого, 1988. — 88 с.
- Костомаров В.Г. Мир сегодня и русский язык // Русский язык в национальной школе. 1990. -№ 11.- С.3−8.
- Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. М.: Просвещение, 1975. — 176 с.
- Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. М.: Педагогика-Пресс, 1994.-247 с.
- Костомаров В.Г., Григорьева Л. Н., Хруслов Г. В. Функционирование русского языка: итоги, состояния, перспективы. / Пленарный доклад на VII Конгрессе МАПРЯЛ. М.: Русский язык, 1990. — 22 с.
- Костомаров В.Г., Митрофанова ОД. Методика как наука. Статья вторая: Методическая проблема двуязычия // Русский язык за рубежом. 1979.-№ 6. С.67−73.
- Костомаров В.Г., Митрофанова ОД. Родной язык и другие языки // Русский язык в национальной школе. 1990. — № 9. — С.3−8.
- Кошелев А.Д. Референциальный подход к анализу языковых значений // Московский лингвистический альманах. М., 1996. — Вып. 1. Спорное в лингвистике. — С.82−194.
- Кубаева О.В. Обучение временным предложно-падежным конструкциям русского языка студентов-дагестанцев: Автореф. дисс.. канд. педагог, наук. Махачкала, 1997. — 19 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд. Ленинградского ун-та, 1967.- 183 с.
- Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.-Рыбинск, 1993. — 53 с.
- Кунанбаева С.С. Проблема лексико-грамматической интерференции при формировании грамматической стороны иноязычной речи у билингвов // Языковые контакты и интерференция. Алма-Ата, 1985. -С.40−48.
- Курбейра КА. Проблема создания курса лексикологии русского языка для испаноговорящих студентов-филологов: Дисс.. канд. фил. наук. М.: Институт русского языка им. А. С. Пушкина, 1984. — 188 с.
- Курилович Е. Очерки по лингвистике. М.: Изд. иностр. лит., 1962. — 456 с.
- Лапидус Б А. Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе. М.: Высшая школа, 1986. — 143 с.
- Лаптева OA. Идея коммуникативной лингвистики в коммуникативной методике // Русский язык за рубежом. 1990. — № 2. — С.66−71.
- Левина М.М. Проблема интеграции дидактической и методической подготовки студентов // Теория и практика высшего педагогического образования: Сб. статей/Отв. ред. В. А. Сластенин. М.: Прометей, 1991. — С .30−35.
- Леонтьев, А А. Универсально-сопоставительное изучение языков и описание языка в учебных целях //Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного. М., 1987. — С.5−12.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с. ы 7
- Манакова Л. М О специфике практических, лабораторных и семинарских занятий по методике преподавания русского языка // Русский язык в национальной школе. 1990. — JSfo 5. — С.43−47.
- Мамедов Г. Г. Обучение русскому речевому общению в нерусской школе // Русский язык в национальной школе. 1990. — № 7. — С. 13−16.
- Методика изучения морфологии русского языка в 5 6 классахимарийской школы. Йошкар-Ола: Маркнигиздат, 1959. — 423 с.
- Методика обучения русскому языку в 4 10 классах школ народов финно-угорской группы. / Г. Н. Никольская, В. Г. Бирюков и др. — JI.: Просвещение, 1985. — 351 с.
- Методика обучения русскому языку как иностранному: Хрестоматия. / Сост. А. Н. Щукин. Воронеж: Изд-во Воронежского педуниверси-тета, 1998.-368 с.
- Методика преподавания русского языка. / М. Т. Баранов., ТА. Ладыженская и др.- под ред. М. Т. Баранова. М., 1990. — 365 с.
- Методика преподавания русского языка в школах народов финно-угорской группы. / Под ред. С. С. Филиппова. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963.-391 с.
- Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов (включенное обучение). / Под ред. А. Н. Щукина. М.: Русский язык, 1990. — 231 с.
- Милославский И.Г. Краткая практическая грамматика русского языка. М.: Русский язык, 1987. — 283 с.
- Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М.: Просвещение, 1981. — 254 с.
- Митрофанова ОД., Костомаров В. Г. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. — 268 с.
- Михайлов М.М. Двуязычие (принципы и проблемы). Чебоксары, 1969.- 136 с.
- Михеев И.С. Вторая книга для обучения русскому языку в инородческих школах. Казань, 1913.
- Михеев И.С. Вторая книга для чтения и практических упражнений по русскому языку для инородцев. Казань, 1907.
- Михеев И.С. Методика преподавания русской грамматики в школах нацмен. / Под ред. проф. Н. И. Ашмарина. Казань: Маробиздат, 1929.-200 с.
- Михеев И.С. Основные правила русской грамматики для нацменов. Казань: госуд. объедин. типо-лит. Татполиграфа, 1928. — 61 с.
- Михеев И.С. Первая книга для обучения русскому языку в школах нацмен. 15-е исправл., дополн. изд. Казань: Татгиз, тип. «Красный печатник» Татполиграфа, 1927. -186 с.
- Михеев И.С. Руководство ко второй книге для чтения и практических упражнений в русском языке для инородцев. Казань, 1906.
- Мокиенко В.М. Сопоставление в теории и практике преподавания русского языка как иностранного // Русский язык за рубежом. 1987.- № 5. С.54−60
- Молчановский В.В. Деятельностный подход к моделированию профессиограммы преподавателя русского язык, а как иностранного // Материалы VII Конгресса МАПРЯЛ. «Круглый стол»: Доклады и сообщения.- М.: Русский язык, 1990. С. 139−143.
- Молчановский В.В. Преподаватель русского языка как иностранного. Опыт системно-функционального анализа. М., 1998. — 320 с.
- Москальская О.И. Грамматика текста (пособие по грамматике немецкого языка для институтов и факультетов иностранных языков): Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1981. — 183 с.
- Мотина Е. И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. М.: Русский язык, 1988.- 176 с.
- Нечаева А.И. Функционально-семантическое поле как универсальная типологическая категория при сопоставлении разносистемных языков. // Русский язык за рубежом. 1987. — № 5. — С.60−65.
- Нечаева Е.В. Причины возникновения и некоторые способы устранения ошибок иностранцев, овладевающих русским языком: Дисс.. канд. педагог, наук. М.: ИРЯП, 1990. — 153 с.
- Никольская Г. Н. Уроки русского языка в 7 классе: Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1990. — 289 с.
- Никольская Г. Н. Уроки русского языка в 6 классе: Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1982. — 288 с.
- Общая методика преподавания иностранных языков в средних и специальных учебных заведениях. / Под ред. А. А. Миролюбова и А.В. Па-рахиной. М., 1978.
- Пассов Е И. Уровни механизма порождения речевого высказывания. // Материалы V Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. Л., 1975. — 4.1. — С.47−50.
- Первые шаги в профессию учителя иностранного языка: Пособие для студентов. / К. И. Саломатов, ТА. Волкова, Т. Н. Добронравова и др. Л.: Просвещение, 1983. — 175 с.
- Пете И. Морфология русского языка в сопоставлении с венгерским. Будапешт: Танкёньвкиадо, 1988. — 377 с.
- Пете И. Способы выражения пространственных отношений в русском языке в зеркале венгерского языка. Сегед, 1973. — 240 с.
- Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М. 1934. — 353 с.
- Поздеева И.П. Проявление общего и специфического в формировании удмуртско-русского двуязычия. // Вопросы грамматики и контактирования языков: Сб. статей. Ижевск, 1990. — С. 115−118.
- Попова З.Д. Падежное значение как компонент семантического метаязыка. // Категория падежа в структуре и системе языка: Материалы научной конференции- под ред. ЯЛ. Розенберг. Рига, 1971. — С. 103−105.
- Попова З.Д. Падежные и преддожно-падежные формы русского языка в связной речи. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1974. — 91 с.
- Поройкова Н.И. Принципы функциональности в описании грамматического материала. // Русский язык за рубежом. 1985. — № 6. С.50−55.
- Практикум по методике преподавания иностранных языков./ Под ред. К. И. Саломатова и С. Ф. Шатилова. М.: Просвещение, 1985. -224 с.
- Присяжнюк Н.К. Формирование предметной компетенции при обучении русскому языку как иностранному. // Русский язык за рубежом. -1983.-№ 2.-С.67−72.
- Прокуровская НА. Город в зеркале своего языка (на языковом материале г. Ижевска). Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1996. — 224 с.
- Решетова Л.В. Категория падежа в языках разных систем. Ташкент: Фан, 1982.-136 с.
- Рожкова Г. И. К лингвистическим основам методики преподавания русского языка иностранцам: спецкурс для иностранных студентов-филологов. М.: Изд-во Московского ун-та, 1977. — 144 с.
- Рожкова Г. И. Очерки практической грамматики русского языка. М.: Высшая школа, 1987. — 160 с.
- Рожкова Г. И. Проблемность в обучении русскому языку нерусских (Практикум по функциональной морфологии для слушателей ФПК). -М.: МГУ, 1994. 60 с.
- Рожкова Г. И. Проблемные задачи в практическом курсе современного русского языка. // Материалы VII Конгресса МАПРЯЛ. «Круглый стол»: Доклады и сообщения. М.: Русский язык, 1990. — С .5459.
- Розенберг ЯЛ. О некоторых проблемах значений и функций падежей. // Категория падежа в структуре и системе языка: Материалы научной конференции- под ред. ЯЛ. Розенберг. Рига, 1971. — С.116−117.
- Розенцвейг В.Ю. Языковые контакты: Лингвистическая проблематика. Л.: Наука, 1972. — 80 с.
- Pvскова М.П. О взаимосвязях меду падежами и предлогами. // Категория падежа в структуре и системе языка: Материалы научной конференции- подред.ЯЛ. Розенберг. Рига, 1971. — С.119−121.
- Русская грамматика. Т. 1−2.-М., 1980.
- Русский язык в национальной школе. Проблемы лингводидак-тики. / Под ред. Н. М. Шанского, Н. З. Бакеевой. М.: Педагогика, 1977. -248 с.
- Русско-удмуртский словарь (с приложением краткого очерка грамматики удмуртского языка/Под ред. П. Н. Перевощикова. М., 1956. -1360 с.
- Сааведра К.Р. Изучение грамматических категорий на первом курсе языкового педагогического вуза (на материале категории рода существительных): Дисс. канд. педагог, наук. М.: ИРЯП, 1988. — 197 с.
- Саломатов К.И. Методика профессионально-направленного обучения иностранному языку как педагогической специальности. Куйбышев: КГПИ, 1984. -94 с.
- Сигуан М., Макки У. Ф. Образование и двуязычие. М.: Педагогика, 1990.- 180 с.
- Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М.: Высшая школа, 1980. — 143 с.
- Сироткина З.И. Учет родного языка на продвинутом этапе обучения. // Русский язык за рубежом. 1987. — JMS? 5. — С.50−54.
- Ситаров В А. Формирование методической компетентности будущего учителя. // Теория и практика высшего педагогического образования: Сб. статей. / Отв. ред. В А. Сластенин. М.: Прометей, 1991. С.74−81.
- Сламу-Казаку Т. Методика психолингвистического исследования при контрастивном анализе. Корпус языковых фактов, полученных в процессе обучения языку: корпус ошибок и их иерархия. // Психолингвистика. М., 1984. — С.283−306.
- Слесарева И.П. Владение и овладение языком: правила и интуиция. II Языковая системность при коммуникативном обучении. М.: Русский язык, 1988. — С.36−44.
- Скорикова Т.П. Теория функционально-семантического поля и проблема соотношения системности функциональности — коммуникативности. II Языковая системность при коммуникативном обучении. — М.: Русский язык, 1988. — С.86−94.
- Супрун А.Е. Лингвистические основы изучения грамматики русского языка в белорусской школе. Минск: Нар. асвета, 1974. — 144 с.
- Сусов И.П. Падеж и реляционность (к постановке вопроса о сущности категории падежа). II Категория падежа в структуре и системе языка: Материалы научной конференции- под ред. Я .Я. Розенберг. Рига, 1978. — С.132−134.
- Текучев А.В. Очерки по методике обучения русскому языку. -М.: Педагогика, 1980. 230 с.
- Тойрак ФА. Линппвометодические основы теоретического курса морфологии в системе обучения кубинских филологов-русистов: Дисс.. канд. пед. наук. М.: Институт русского языка, им. А. С. Пушкина, 1988. -162 с.
- Турсунов Д. Методика преподавания русского языка. Алма-Ата: Мектеп, 1968. — 288 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.451 с.
- Уфимцева Н.В. Лингвистический и психолингвистический анализ структуры падежной системы (на материале русского язьпса): Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1975. — 21 с.
- Уфимцева Н.В. Психолингвистические характеристики функционирования категории падежа существительного в русском языке // Психолингвистические проблемы грамматики. М., 1979. — С.5−65.
- Ушаков ГА. Актуальные вопросы методики русского язьпса в национальной школе. // Из опыта преподавания русского языка в удмуртской школе. / Науч. ред. Т. Г. Гаврилова, ГА. Ушаков. Ижевск: Удмуртия, 1984.-С.З-14.
- Ушаков ГА. Основные принципы описания языка в учебных целях. // Вопросы грамматики и контактирования языков: Сб. статей. -Ижевск, 1990. С. 10−17.
- Федосов В А. Венгерско-русские языковые контакты: преподавание языка в речевой среде с учетом родного языка студентов. -Nyiredvhaza (Венгрия), 1997. 215 с.
- Федосов В.А. Слово и его сочетаемость. Волгоград: ВГПИ, 1980.-71 с.
- Филмор Ч. Дело о падеже. // Новое в зарубежной лингвистике. -М., 1981. Вып. 10. Лингвистическая семантика. — С.369−495.
- Филмор Ч. Дело о падеже открывается вновь. // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1981. — Вып. 10. Лингвистическая семантика. -С.496−530.
- Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М: ИРЯП, 1998. — 291 с.
- Формановская Н.И. О коммуникативно-семантических группах и функционально-семантических полях. // русский язык за рубежом. 1986. -JM&3.-C.71−76.
- Фурашов В.И. Система определительных отношений, выражаемых присубстантивными косвенными падежами существительных. // Языковая системность при коммуникативном обучении. М.: русский язык, 1988.-С.132−141.
- Халеева И.И. Вторичная языковая личность как рецепиент ино-фонного текста. // Язык система. Язык — текст. Язык — способность: Сб. статей. — М., 1995.
- Хасенова М. Методика комплексного изучения предложно-падежных конструкций русского языка в старших классах казахской школы: Автореф. дисс. канд. педагог, наук. Алма-Ата, 1985. — 24 с.
- Хельбиг Г. Языкознание сопоставление — преподавание иностранных языков. // Новое в зарубежной лингвистике. — М., 1989. — Вып. XXV. Контрастивная лингвистика. — С.307−326.
- Чепелите Д.Ю. К вопросу о профессиональной направленности занятий по практическому курсу русского языка. // Актуальные проблемы подготовки учителя русского языка для национальной школы. Тарту, * 1978. — С.41−42.
- Чеппель B.C. Значение и значимость падежных флексий. // Категория падежа в структуре и системе языка: Материалы научной конференции- под ред. Я. Я. Розенберг. Рига, 1971. — С.24−26.
- Шелякин М.А., Сигалов П. С., Гаспаров Б. М. О лингвистической подготовке учителей русского язык, а для эстонской школы. // Актуальные проблемы подготовки учителя русского языка для национальной школы. -Тарту, 1978. С.42−45.
- Щерба Л.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1958. Т. 1. — 182 с.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. М.: Высшая школа, 1974. — 112 с. Ш
- Юсупов Ф.Ю., Жданова ГА. Развитие билингвизма в школах Татарии. // Русский язык в национальной школе. 1990. — № 12. — С.20−22.
- Якобсон Г. К теоретическому обоснованию сопоставительного описания языков. // Русский язык за рубежом. 1979. — № 6. — С.79−84.
- Языкова Н.В. Формирование профессионально-методической деятельности у студентов педагогических факультетов иностранных языков. Улан-Уда, 1994. — 236 с.
- Яшина Р.И. О преодолении интерференции при обучении русскому языку (на материале лексики и орфоэпии). // Из опьгга преподавания русского языка в удмуртской школе. Ижевск: Удмуртия, 1984. — С. 105 112.
- Hellmich Н. Die Didaktik des Fremdsprachenunterrichts als integrative Wissenschaftsdisziplin. !! Deutsch als Fremdsprache (17) 1980 -H.4.-S.218−224.
- Jook VJ. Einige Bemerkungen zum Verhaltnis von Zweisprachen -Lernforscutng und Sprachunterricht. // Deutsch als Fremdsprache (26) 1989 -H. 5. — S.20−24.
- Reinecke W. Einige Bemerkungen zur Linquodidaktik als Bestandteil einerTheorie des Fremdsprachenunterrichts. // Deutsch als Fremdsprache (16) — 1979 H. 5. — S.263−272.
- Weinreich. U. Languages in Contakt. The Hague. 1962.
- Всеволодова М.В. Практикум по курсу «Функционально-коммуникативный синтаксис». М.: МГУ, 1995. — 112 с.
- Гвоздев А.Н. Современный русский язык. Сборник упражнений.- М.: Просвещение, 1964. 327 с.
- Клабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». -М., 1977.
- Колодезнев В.М. Морфология русского языка. Практический курс: Учебное пособие для студентов филологических и гуманитарных специальностей. Тула: Изд-во Тул гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1997. -282 с.
- Одинцова И.В., Малашенко Л. М., Бархударова EJI. Рабочая тетрадь по русской грамматике для иностранных учащихся. М.: МГУ, 1997.-Вып. 1.- 151 с.
- По-русски без ошибок (пособие по грамматике русского языка для иностранных учащихся). / Под ред. Г. А. Битехтиной, -Т.П. Клобуковой, А. В. Фролкиной. — М.: МГУ, 1995. — 310 с.
- Программа курса «Новое в изучении и описании современного русского языка при обучении иностранцев (для российской магистратуры и ФПК). / Н. Д. Бурвикова, OA. Лаптева, Н. И. Формановская, НА. Федя-нина, А. В. Кленина, О. П. Рассудова. М., 1999. — 24 с.
- Программа по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся на филологических факультетах вузов СССР. / Под ред. НА. Лобановой. М., 1988. — 53 с.
- Русский язык: Учебник для 6 классов национальных школ. /Н.Э. Бакеева, Г. Н. Никольская. СПб.: Просвещение, 1998. — 319 с.
- Русский язык: Учебник для 6−7 классов национальных школ./ Н. З. Бакеева, А. Т. Басиева, Т. Г. Гаврилова, Г. Н. Никольская. СПб.: Просвещение, 1995. — 463 с.
- Сборник упражнений по современному русскому языку. / Под ред. Валгиной Н. С. М.: Высшая школа, 1966. — 398 с.
- Современный русский язык. Морфология. Синтаксис. / Под ред. Е.М. Галкиной-Федорук. М., 1964. — Ч. 2. — 638 с.
- Старт -3. Учебник русского языка для подготовительн ых факультетов вузов СССР. Основной курс. Книга для студента. М.: Русский язык, 1984.-272 с.
- Учебник русского языка для иностранных студентов-филологов. Основной курс (второй год обучения). / Аверьянова Г. Н., Братусь Б. В., Матвеева В.М.- под ред. Н. А. Лобановой, К. А. Роговой. М.: Русский язык, 1982. — 240 с.
- Учебник русского языка для иностранных студентов-филологов. Основной курс (первый год обучения). / Войнова Е. И., Матвеева В. М., Аверьянова Г. Н.- под ред. Н. А. Лобановой, К. А. Роговой. М., 1981. -309 с.
- Учебник русского языка для иностранных студентов-филологов. Систематизирующий курс (третий год обучения), i Лобанова Н. А., Слеса-рева И.П.- под ред. В. Г. Гака. М.: Русский язык, 1980. — 375 с.
- Учебник русского языка для иностранных студентов-филологов. Систематизирующий курс (четвертый пятый год обучения). / Лобанова Н. А., Слесарева И.П.- под ред. В. Г. Гака. — М.: Русский язык, 1980. — 231 с.
- Шанский Н.М., Тихонов А. Н. Современный русский язьпс. Словообразование. Морфология. М., 1987. — 4.2. — 254 с.
- Айкай: Серия «Золотые гусли» / Сост. Т. Г. Перевозчикова. Перевод поэтических тексов Вл. Емельянова. Ижевск: Удмуртия, 1989. — 144 с.
- Загуляева Б.Ш. Русско-удмуртский разговорник. Ижевск: Удмуртия, 1991.-268 с.
- Кенеш. Ижевск, 1996. — № JSfo 4,5,7.
- Инвожо. Ижевск, 1995. — № 3,4,6.
- Краткий удмуртско-русский, русско-удмуртский словарь. / Сост. Р. Ш. Насибуллин, С. А. Максимов. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1995. — 368 с.
- Мелодия небесной росы. Инву утчан гур: Серия «Золотые гусли"/ Сост. и перевод прозы Т. Г. Перевозчиковой. Перевод поэтических текстов А. Шилкина. Ижевск: Удмуртия, 1988. — 120 с.
- Удмурт дунне. Ижевск, 1999. — 20 июля. — № 84 (22 484).
- Удмуртский фольклор: пословицы, афоризмы, поговорки / Сост. Т. Г. Перевозчикова. Устинов: Удмуртия, 1987. — 274 с.
- Удмуртско-русский словарь/Под ред. В. М. Вахрушева. М.: Русский язык, 1983.-591 с.