Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интерактивные методы обучения иностранным языкам в средней школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сравнивая традиционные и интерактивные формы обучения можно выделить основное отличие: первые обращаются только к интеллекту ученика, а вторые затрагивают личность обучаемого целиком — его мысли, чувства, знания, интерес и стремление к игре. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного… Читать ещё >

Интерактивные методы обучения иностранным языкам в средней школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

интерактивный обучение сотрудничество английский.

Характеристика интерактивного обучения

Интерактивное обучение нашло широкое применение в современной школе. Существует несколько определений интерактивного обучения.

Слово «интерактивный» происходит от английского «interact» — взаимодействовать, влиять друг на друга. Интерактивное обучение — это форма организации познавательной деятельности, одной из основных целей которой является создание таких условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, уверенность, состоятельность. Активизируется творческая деятельность учащихся, тренируются и развиваются их умения мыслить критически и объективно. (А. А. Вербицкий) Интерактивный (англ. inter — взаимный, act — действовать) означает находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с преподавателем, но и друг с другом, а также на повышение активности учеников в процессе обучения. (Е. В. Ваторопина) Архипова Ж. Ю. Интерактивные методы обучения на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся. 2011. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-152 177.html (дата обращения: 17.02.2013).

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности учеников, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. (В. И. Ефанов) Косолапова М. А., Ефанов В. И., Кормилин В. А., Боков Л. А. Положение о методах интерактивного обучения. Томск, 2012 С. 51.

Интерактивное обучение — способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (В. С. Дьяченко) Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие. М., 2008. С. 58.

Интерактивное взаимодействие способствует интеллектуальной активности субъектов обучения, созданию условий для конкуренции (соперничества) и для кооперации их усилий; кроме этого, действует такой психологический феномен, как заражение, и любая высказанная партнером мысль способна непроизвольно вызвать собственную реакцию по данному вопросу.

Интеракция — это способность индивидов взаимодействовать в ходе коммуникации, влияя при этом своим поведением на других индивидов, мобилизуя внутренние силы каждого из участников (Е. В. Коротаева) Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М., 1997. С. 15.

Интерактивное обучение — это обучение, основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением, с целью получения нового опыта (М. В. Кларин) Кларин М. В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2000. № 7. С.12−17.

Интерактивные методы обучения — это взаимосвязанная совместная деятельность учащихся и учителя, при которой все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу сотрудничества по совместному разрешению проблем (А. Ю. Прилепо) Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. С., 2009. С. 9.

По определению педагогического энциклопедического словаря под редакцией Б. М. Бим-Бада Бим-Бад Б.М. «Педагогический энциклопедический словарь». М., 2002. С. 250., интерактивное обучение — это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску.

Т. С. Панина Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие. С. 120. дает следующее определение «интерактивное обучение — это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем».

В исследовании Е. Е. Лушниковой Лушникова Е. Е. Дидактические условия формирования мотивации достижения и мотивации аффилитации у старших школьников. К., 1995. С. 95. под интерактивными формами обучения понимают систему правил организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующих педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер Под методами интерактивного обучения понимается совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающего условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе взаимодействия и взаимообучения обучающихся между собой и в процессе общения с преподавателем. (Г. И. Харханова) Интерактивный методический подход — это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности. Задача педагога в интерактивном обучении заключается в направлении деятельности обучающихся. Он разрабатывает план урока как совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал. Принципиальное отличие интерактивных заданий от традиционных в том, что в ходе их выполнения ученик получает стимул к внутреннему переживанию, что способствует более глубокого усвоения материала. Другая отличительная особенность интерактивного обучения состоит в том, что в ходе него не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый. (А. А. Вербицкий) Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. С. 100.

Таким образом, ученые едины в следующем:

  • -активное взаимодействие учащихся друг с другом;
  • -активная деятельность;
  • -погружение в реальную атмосферу сотрудничества.

Проблемы современного образования способствуют всё большему противопоставлению интерактивного обучения традиционному. Кризис традиционного образования, наличие которого признают большинство педагогов, таких как В. К. Дьяченко Дьяченко В. К. О преобразовании дидактики в науку // Вестник КСО. 2000. № 9. С.5−8., В. Ф. Шаталов, И. П. Иванов, С. Н. Лысенкова, М. П. Щетинин, прослеживается в следующих противоречиях обучения:

  • — между мотивацией и стимуляцией учения: стимуляция в традиционном обучении превосходит мотивацию, преподаватели жалуются, что ученики не хотят учиться, а учащиеся — на скуку, однообразие, непосильность учебы;
  • — между пассивно-созерцательным и активно-преобразовательным видами учебной деятельности: пассивная созерцательность в традиционном обучении занимает большую часть занятия, например, когда преподаватель объясняет новый материал, а остальные слушают или не слушают;
  • — между психологическим комфортом и дискомфортом: на традиционном уроке редко создаются условия для живого, непринужденного общения;
  • — между воспитанием и обучением: на обычном занятии воспитательное взаимовлияние учащихся пресекается преподавателем, у них нет возможности беседовать, поправлять, оценивать друг друга;
  • — между индивидуальным развитием и стандартами обучения: в традиционном обучении редко осуществляется индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
  • — между субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями: на классическом занятии всегда действует принцип взаимоотношений «субъект-объект».

Использование интерактивного обучения должно включать действия, которые помогают учащимся развивать оценочное и критическое мышление Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Горячев А. В., Данилов Д. Д., Козлова С. А., Чиндилова О. В. Программа развития универсальных учебных действий. URL: http://www.school2100.ru/fgos.php (дата обращения: 15.10.2014), попрактиковаться на реальных задачах и в выработке решений, приобрести навыки, необходимые для дальнейшей эффективной работы над аналогичными проблемами.

Интерактивное обучение в полной мере реализует воспитательную функцию образования, выходя в итоге на внутренний диалог, на душевный отклик обучающегося, без которого невозможно обретение экзистенциальных ориентиров. Внутреннее переживание полученной информации способствует соотнесению её с личным опытом обучающегося, выделению из нее личностных смыслов.

Таким образом, для более полного представления о сущности интерактивных форм обучения необходимо представить сравнительную характеристику традиционной и интерактивной форм обучения в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика интерактивных и традиционных форм обучения.

Традиционная форма обучения.

Интерактивная форма обучения.

  • 1. Определяется физиологическим развитием и социальным принуждением.
  • 2. Планирование учебного процесса осуществляется преподавателем.
  • 3. Учебная деятельность ориентирована на передачу знаний.
  • 4. Оценка деятельности учащихся на занятии осуществляется преподавателем.
  • 5. Групповой и индивидуальный способ обучения.
  • 6. Не учитывается познавательная и эмоциональная сфера ребенка, его индивидуальные возможности
  • 1. Определяется задачами по развитию личности и профессиональными умениями.
  • 2. Планирование учебной деятельности совместно с учащимися.
  • 3. Ориентация на поиск новых знаний на основе опыта.
  • 4. Совместно с детьми самооценка и взаимоконтроль.
  • 5. Комбинирование коллективного, группового, парного, малыми группами и индивидуального способа обучения.
  • 6. Постоянное сочетание в практике обучения познавательной и эмоциональной сфер, ситуация диалога и открытия нового знания

Сравнивая традиционные и интерактивные формы обучения можно выделить основное отличие: первые обращаются только к интеллекту ученика, а вторые затрагивают личность обучаемого целиком — его мысли, чувства, знания, интерес и стремление к игре. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля Борытко Н. М. Теория обучения. В., 2006. С. 25. Обучение с помощью интерактивных форм сопровождается «присвоением знаний».

Интерактивные формы дают возможность использовать психологическую энергию в учебных процессах, они усиливают мотивацию обучения, способствуют пониманию сложных межличностных взаимосвязей, помогают изучить особенности индивидуального поведения. Применение интерактивных форм позволяет достичь широкого спектра учебных целей полнее, чем при традиционных формах обучения.

Говоря об эффективности интерактивных форм обучения по сравнению с традиционными формами обучения, они не только могут противопоставляться, а должны дополнять друг друга. Объединяет их степень активности учащихся на занятии. Оценка степени активности, вызываемой применением тех или иных форм обучения, по нашему мнению, может быть более обоснованной. Для этого выделим несколько аспектов проявления активности слушателей. В образовательном процессе в явном виде проявляется три из них: мышление, действие и речь. При этом под мышлением следует понимать творческое мышление, деятельность считается направленной на приобретение знаний, а содержание речи связанным с процессом или результатом учебной деятельности. С позиций современных взглядов на образовательный процесс и с учетом принципов интерактивного обучения, представляется необходимым добавить еще одно проявление активности — социально-психологическую адаптацию.

Таким образом, цель интерактивного обучения — это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Причем это будет происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества Суворова Н. А. Интерактивное обучение: новые подходы. М., 2005. С. 78. Это является принципиальным отличием целей интерактивного обучения от целей традиционной системы образования.

Интерактивное обучение предполагает использование различных интерактивных методов. Далее будут рассмотрены различные классификации интерактивных методов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой