Организационно-педагогические условия реализации активного обучения в системе повышения квалификации руководителей общеобразовательных школ
Диссертация
В диссертации показано, что системность и комплексность обучения в системе повышения квалификации может быть достигнута за счет определенной логической схемы, структуры построения образовательного процесса. В условиях обозначившейся неадекватности образовательного процесса в ИПК инновационным процессам в школе возникает необходимость разработки и использования иной схемы обучения руководителей… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
- 1. 1. Анализ состояния и тенденций развития современной школы как основного звена системы общего образования
- 1. 2. Основные направления совершенствования системы повышения квалификации руководителей общеобразовательных школ в современных условиях
- 1. 3. Сущность активного обучения и условия его реализации для совершенствования системы повышения квалификации руководителей общеобразовательных школ
- Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
- 2. 1. Структурирование процесса повышения квалификации руководителей общеобразовательных школ на основе диагностического подхода
- 2. 2. Вариативная модульная программа повышения квалификации руководителей общеобразовательных школ
- 2. 3. Профессионально ориентированное взаимодействие участников процесса повышения квалификации
- 2. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению в образовательный процесс ИПК организационно-педагогических условий реализации активного обучения руководителей общеобразовательных школ
Список литературы
- Аверин С. П. Учителя о задачах повышения педагогической квалификации // Образование и социализация личности в современном обществе. — Красноярск, 1999.-С. 217−221.
- Адольф В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М. 1998. — 49 с.
- Активные методы обучения в системе непрерывной подготовки кадров: Сб. науч. трудов / Отв. ред. Р. Ф. Жуков. Л., 1990. — 127 с.
- Актуальные проблемы педагогики творческого саморазвития и педагогического мониторинга: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Часть 2. Казань — Йошкар-Ола, 1998. — 140 с.
- Актуальные проблемы управления школой и образованием: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. Самара, 25−28 апреля 1994 г. // Науч. ред. Л. И. Фишман, Е. А. Курак. Самара, 1994. — 36 с.
- Алексеев Н. П. и др. Оргдеятельностная игра: ее возможности и области применения // Вестник высшей школы. 1987. — № 7. — С. 30−35.
- Алферов Ю. С., Осовский Е. Г. К вопросу о профессиограмме советского учителя // Сов. педагогика. 1971. — № 2. — С. 83−90.
- Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бода-лева. -М., 1996. -337 с.
- Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.- 159 с.
- Ю.Андриенко Е. В. Подготовка учителя к самоактуализации в педагогической деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1994. — 17 с.
- И.Арнаутов В. В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика. 1998.- № 1.- С. 18−23.
- Аронов A.M., Васильев В. Г., Фрумин И. Д., Хасан Б. И. Комплексный психолого-педагогический эксперимент: методическое пособие. Красноярск, 1994. -60 с.
- Арстанов М. Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. Алма-Ата, 1980. — 226 с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва-Воронеж, 1996. — 768 с.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
- П.Богомолова Н. Н. Ситуационно-ролевая игра как метод активной социально-психологической подготовки. М., 1977. — 95 с.
- Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентиро-ванного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
- Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С.26−36.
- Борисова Н. В. Методика выбора форм и методов активного обучения (теоретическая модель). М., 1991. — 131 с.
- Борисова Н. В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в ИПК: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1887.- 18 с.
- Васильев Ю. В. Ищем новые формы обучения // Среднее специальное образование. 1990. — № 11. — С. 11−12.
- Васильев Ю. В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М., 1990. — 144 с.
- Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе. М., 1991. — 207 с.
- Вершловский С. Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М., 1987.- 184 с.
- Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе М: Юристъ, 1998. — 496 с.
- Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. М., 1991. — 192 с.
- Вопросы школоведения / Под ред. М. И. Кондакова, Г. В. Зимина. М.: Просвещение, 1982. — 288 с.
- Воробьев Н. Н. Основы теории игр. М., 1984. — 495 с.
- Воронцова В. Г. Развитие социально-педагогических ориентаций учителей в процессе повышения квалификации: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1990.- 15 с.
- Гаргай В. Г. Повышение квалификации учителей в США: социально-психологический подход // Педагогика. 1992. — № 7−8. — С.
- Гендин А. М. Проблема преемственности между дошкольными учреждениями и начальной школой в процессе социализации детей // Образование и социализация личности в современном обществе. Красноярск, 1997. — С. 226−231.
- Гендин А. М., Майер Р. А., Сергеев М. Е. Отношение учителей к некоторым проблематичным направлениям реформирования школы // Образование и социализация личности в современном обществе. Красноярск, 1999. — С. 210−213.
- Гершунский Б. С. О прогностическом подходе к методической работе в школе // Содержание и формы методической работы в школе по оптимизации учебно-воспитательного процесса в условиях реформы. М., 1988. — С. 55−58.
- Гершунский Б. С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика 1996. — № 5. — С. 46−55.
- Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.-215 с.
- Громыко Ю. В. Организационно-деятельностные игры и проблемы образования. -М., 1992. 130 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 240 с.
- Давыдов В. В., Лазарев В. С., Неверкович С. Д. К проблеме совершенствования методов подготовки руководителя // Психологический журнал. 1989. -№ 1.-е. 32−41.
- Даринский А. В. Пути улучшения системы повышения квалификации педагогических кадров // Сов. педагогика. 1976. — № 8. — С. 9−17.
- Дескрипторный словарь «Пединноватика» / Сост. В. И. Журавлев. Банк инноваций ЦПИ/МОПИ им. Н. К. Крупской. — М., 1992. — 45 с.
- Директор школы в системе повышения квалификации. М., 1983. — 92 с.
- Инновационные и традиционные процессы в современном образовании: Материалы Вторых Сибирских педагогических чтений 2−4 ноября 1995 г. /Под ред. Г. В. Залевского и др. Томск, 1996. — 390 с.
- Инновационные процессы в педагогической практике и образовании /Под ред. Г. Н. Прозументовой. Барнаул-Томск, 1997. — 128 с.
- Инновационные процессы в повышении профессиональной компетентности организаторов народного образования: Материалы научно-практической конференции / Сост. Е. П. Тонконогая. СПб., 1994. — 137 с.
- Инновационные процессы в школе: организация и управление. Владимир, 1994. — 76 с.
- Институт усовершенствования учителей центр научно-методической работы в системе непрерывного повышения квалификации педагогических кадров. Материалы научно-методической конференции. — М., 1988.
- Каплунович И. Я., Пушкина Т. А. Концептуально-технологическая модель развивающего обучения в системе повышения квалификации педагогов. -Новгород, 1993. 34 с.
- Кармаев А. Г. Организационно-педагогические основы инновационных образовательных процессов в школе: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1997. — 53 с.
- Кларин В. М. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1997. — 75 с.
- Кларин В. М. Развитие инновационных моделей обучения в мировой педагогике: контуры исследования // Свободное воспитание: Пед. альманах.1993. Вып. 3.-С.43−51.
- Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы / Педагогика. 1995. -№ 6. — С. 84−89.
- Конаржевский Ю. А. Внутришкольный менеджмент. М., 1993. — 140 с.
- Коноплина Н. В. Управление инновационными процессами в условиях педагогического колледжа: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1994. — 20 с.
- Краевский В. В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.- 165 с.
- Краевский В. В. Повышение квалификации педагогических кадров // Педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 55−58.
- Красильников Н. Г., Кузьмин Г. И. К обоснованию непрерывности современного образования // Инновационные и традиционные процессы в современном образовании. Томск, 1996. — С.63−66.
- Кричевский В. Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного управления: Автореф. дисс.. доктора пед. наук. СПб., 1993. — 31 с.
- Кулюткин Ю. Н. и др. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат. М., 1990. — 102 с.
- Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. М., 1985. — 126 с.
- Куркин Е. Б. Управление образованием в условиях рынка. М., 1997. — 142 с.
- Лазарев В. С. и колл. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы.-М., 1995.- 158 с.
- Лазарев В. С. Психология стратегических решений. М., 1994. — 82 с.
- Лебедева В. П. и др. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 24−26.
- Левитан К. М. Профессиональное развитие личности педагога в послевузовский период: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1993. — 37 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
- Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск, 1987. — 92 с.
- Личностно-ориентированное обучение в системе повышения квалификации работников образования. Материалы научно-практической конференции. -СПб, 1993. 88 с.
- Лопанова Е. В. Актуализация педагогических технологий в развитии профессионально-педагогического мышления: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Омск, 1998.- 17 с.
- Луценко Л. И. Специфика повышения квалификации директора. Тула, 1990.-71 с.
- Ляудис В. Я. Психологические предпосылки проектирование моделей инновационного обучения в школе // Инновационное обучение: стратегия и практика. М., 1994. — С. 13−32.
- Малахов Н. Д. Педагогические основы среднего образования взрослых. М., 1985.-260 с.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию / Сост. и общ. ред. Ю. П.
- Симонова. -М., 1992.- 415 с.
- Маркова А. К. Педагогические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. — № 6. — С.55−63.
- Менеджмент в управлении школой: Учебн. пособ. для слушателей системы подготовки и повышения квалификации организаторов образования / Науч. ред. Т. И. Шамова. М., 1992. — 234 с.
- Мескон А. и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 1994. — 772 с.
- Молчанов С. Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Челябинск, 1998. — 42 с.
- Найн А. Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996.-№ 5. — С. 10−15.
- Наливайко Т. Е. Опытно-экспериментальная работа в дидактических исследованиях: планирование и комплексная оценка результатов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. — 20 с.
- Неверкович С. Д. Игровые методы подготовки кадров. М., 1995. — 200 с.
- Неверкович С. Д. Методика проведения и структура организационно-обучающих игр // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 3. — С. 25.
- Никитин Э. М. Теоретические и организационно-педагогические основы формирования и развития федеральной системы дополнительного педагогического образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб, 1999. — 47 с.
- Никитин Э. М. Федеральная система повышения квалификации работников образования: Учеб. пособие. М., 1995. — 194 с.
- Никитин Э. М., Ситник А. П. Зарождение и развитие системы повышения квалификации педагогических кадров в России. М., 1993. — 106 с.
- Новиков А. Н. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. -1998.-№ 3.-С.11−17.
- Организационно-управленческая игра как форма и метод психологического исследования практики народного образования // Игровое моделирование. Новосибирск, 1987. — С. 78−85.
- Орлов А. А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1996. — № 3.- С.27−29.
- Ю.Панина Т. С. Региональная модель подготовки и переподготовки учителя. -Кемерово, 1996. 130 с.
- Пахомов В. П. Психологическая практика инноваций // Инновационные и традиционные процессы в современном образовании. Томск, 1996. — С.321−324.
- Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе: Практико-ориентированная монография. Москва-Тюмень, 1994. — 288 с.
- Петрова Г. И. Методологические основы проектирования новой образовательной стратегии // Инновационные и традиционные процессы в современном образовании. Томск, 1996. — С.29−32.
- Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. М.: Профиздат, 1991. — 192 с.
- Плахова Л. М. Технологии управления школой в условиях развития: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997. — 20 с.
- Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993. — 64 с.
- Поташник М. М. Школа разноуровневого и разнонаправленного обучения // Педагогика. 1995. — № 6. — С.3−11.
- Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ / Под ред. Е. П. Тонконогой. М., 1987. — 159 с.
- Программа реформирования в условиях углубления социально-экономических реформ: Приказ министерства образования РФ от 22.08.92 г. // Вестник образования. 1992. — № 8. — С. 22−28.
- Программно-целевой подход в управлении развитием образования в регионе. Новгород, 1994. — 27 с.
- Прозументова Г. Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания в исследовательской деятельности педагогов школы. -Томск, 1994.
- Профессионализм управленческих кадров. Реферативный сборник / Отв. ред. Г. И. Иванов. М.: Российская академия управления, 1994. — С. 55−59.
- Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва — Воронеж, 1996. — 252 с.
- Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования. М., 1994. — 136 с.
- Психолого-педагогические проблемы: организация и управление воспитательным и учебным процессами. Ульяновск, 1995. — 183 с.
- Развитие организаторских способностей руководителей школ. Сб. научных статей. Пермь, 1990. — 116 с.
- Реформа образования в России И Государственная политика в сфере образования РФ от 9.11.92 г.//Вестник образования. 1992.-№ 11.-С. 15−18.
- Родионова Т. К. Регулятивно-коррекционная деятельность руководителя школы в управлении инновационными процессами: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998. — 17 с.
- Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования. М., 1998. — 464 с.
- Ситник А. П. Содержание и организационные формы методической работы в современной образовательной практике: Учебное пособие. М., 1995.- 104
- Современный специалист: проблемы становления: Межвузовский сборник. Нижний Новгород, 1990. 156 с.
- Сластенин В. А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Сов. педагогика. 1991. — № 10. — С. 79−84.
- Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей ф-тов и ин-тов повышения квалификации, преподавателей вузов и аспирантов. М., 1995. — 271 с.
- Состояние, проблемы и стратегия развития педагогического образования / Под ред. А. А. Вербицкого. М., 1996. — 156 с.
- Степанов В. И. Теоретико-методологические основания негосударственного образовательного учреждения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 1996. — 17 с.
- Тагунова И. А. Критический анализ форм организации и методов активного обучения в университетах США: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1986.-24 с.
- Таюрский А. И., Литвинович Г. В. Новые технологии обучения в профессиональном образовании как средство оптимизации спроса и предложения на рынке труда // Образование в Сибири. 1994. — № 1. — С. 85−88.
- Тонконогая Е. П. Дидактические основы обучения руководителей школ в системе повышения квалификации: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 1992.-42 с.
- Тюков А. А. Опыт применения игровых форм профессионального обучения. Новосибирск, 1982. — 80 с.
- Тюков А. А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов развития личности. Игровое моделирование. Методика и практика. Новосибирск, 1987. — 220 с.
- У правление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
- У правление системой образования. Проблемы и решения /Под ред. Федерального Министра образования Е. В. Ткаченко. М., 1996.- 174 с.
- Учебно-тематические планы и программы курсов повышения квалификации руководителей школ и работников отделов народного образования. М., 1977, 1981, 1986.
- Финогенко В. С. Проблемы образовательной среды в социализации личности // Образование и социализация личности в современном обществе. -Красноярск, 1997. С. 19−21.
- Фишман Л. И. и др. Некоторые актуальные проблемы совершенствования управления педагогическими системами // Актуальные проблемы управления школой и образованием. Тезисы докладов. Самара, 1994. — С. 37−39.
- Хомерики О. Г. Инновации в практике обучения // Педагогика. 1993. — № 2. — С.41−44.
- Худоминский П. В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917−1981 гг.). М., 1986.- 184 с.
- Чегодаев Н. М. Организационно-педагогические условия совершенствования системы повышения квалификации педагогических кадров: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1991. — 16 с.
- Шакуров P. X. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М., 1990.
- Шамова Т. И. Исследовательский подход в управлении школой. М., 1992. — 105 с. 151 .Шерайзина Р. М., Марон А. Е. Педагогический анализ и экспертиза инновационной деятельности учителя. Новгород, 1994. — 28 с.
- Шилова М. И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1998. — 196 с.
- Школа совместной деятельности: концепция, проекты, практика развития. Книга 1 и 2 / Под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск, 1997. — 79 е., 91 с.
- Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М., 1995. — 596 с.
- Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М., 1997. — 450 с. 156. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Владос, 1999. — 360 с.
- Юдин Э. П. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. — 392 с.
- Drucker P. Innovation and entrepreneurship. Practici and principles. N. Y. Harper and Rov, 1985.
- Hawleu W. D. Acritical analysis of the Holmes Group & proposals for reforming teacher for reforming teacher education. 1996. -Vol. № 4. — P. 47−51.
- Kyes B. Improving management development through situation gaming. // 'Journal Management Development', 1986, № 3, p. 41−50.
- Tompson A.R. Alternatives in the structure, management and quality of teacher training and staff development// Education and society. 1990. Vol. 8. № 2. P. 4344.