Дидактические условия активизации творческой познавательной деятельности учащихся 5-7 классов: На материале преподавания математики
Диссертация
Другое направление — алгоритмизация обучения — направлено на выявление и использование алгоритмов умственной деятельности, в процессе которого учащимися усваиваются средства управления своими мыслительными и практическими действиями, и предоставляет учащимся больше возможностей для проявления самостоятельности, чем программированное обучение. Основное понятие — алгоритм (предписание о выполнении… Читать ещё >
Содержание
- Глава II. ервая
- Теоретические основы активизации творческой познавательной деятельности учащихся
- 1. 1. Историко-методологический анализ психолого-педагогических исследований творческой познавательной деятельности учащихся
- 1. 2. Дидактические условия и способы активизации творческой познавательной деятельности учащихся
- Глава вторая.
- Опытно-экспериментальная работа по активизации творческой познавательной деятельности учащихся
- 2. 1. Построение модели обучения, способствующей активизации познавательной деятельности учащихся
- 2. 2. Экспериментальное исследование модели обучения, способствующей активизации творческой познавательной деятельности учащихся
- 2. 3. Учебно-организационные особенности реализации дидактических условий и способов активизации творческой познавательной деятельности учащихся
Список литературы
- Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Франция, 1959. — Пер. с франц. — М.: Советское радио, 1970.- 152 с.
- Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973.-296 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Педагогика творчества. Казань: Изд-во Казанского университета, 1988.-240 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. — 320 с.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1981.-240 с.
- Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. — М.: Наука, 1978. — 400 с.
- Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике (очерк истории: XVII начало XX в.). — М.: Мысль, 1965. — 312 с.
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. Перевод с анг. -М.: Прогресс, 1980. 528 с.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Байков ФЯ. Ученье и творчество (Исследование передового опыта работы учителей Псковской области). Л.: Лениздат, 1979. — 150 с.
- Бацаева Т.Е. Психолого-педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к руководству творческойпроектной деятельностью учащихся: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Брянск, 1998. 20 с.
- Башмаков М.И., Поздняков С. Н., Резник H.A. Планирование учителем своей деятельности // Школьные технологии, 2001. № 1, С. 133 158.
- Белкин A.C. Ситуация успеха. Как её создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
- Берлянд И.Е., Курганов С. Ю. Математика в Школе диалога культур. Кемерово: Гуманитарный центр «Алеф», 1993. — 64 с.
- Бернштейн М.С. Психология научного творчества // Вопросы психологии, 1965. № 3, С. 156−164.
- Беспалъко В.П. Программированное обучение: Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. — 300 с.
- Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. — 176 с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с. -(Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология», № 10).
- Божович ЕД. Исследование умственной деятельности школьников в процессе обучения их решению задач по образцам (на материале русского языка): Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1975. 28 с.
- Божович ЕД. Исследования умственной работы учащихся при выполнении ими грамматических заданий по образцам // О путях повышения эффективности обучения русскому языку в средней школе. Выпуск 3. Под ред. Г. Г. Граник. М.: Педагогика, 1972. — С. 34−52.
- Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1978.-т. 8.
- Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов-Н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
- Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-392 с.
- Брюггенер К.-Х. Пути формирования творческого мышления школьников // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. Уфа: Башкирский пединститут, 1985. — С. 39−48.
- Бунге М. Интуиция и наука. М.: Прогресс, 1967. — 188 с.
- Буслова С.К. Вопросы учащихся как средство повышения качества их знаний. Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1979. — 215 с.
- Буш Г. Методологические основы научного управления изобретательством Рига: Лиесма, 1974. — 166 с.
- Васильев Ю.П. Воспитание способности учащихся к творческой самореализации в процессе обучения в лицее: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Самара, 1998. — 20 с.
- Вейт М.А., Вейт С. М. Теоретическое осмысление понятия «непрерывное профессиональное самообразование» // Непрерывное педагогическое образование, 1999. № 1, С. 19−21.
- Вербицкий A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.
- Виленкин Н.Я., Блох А. Я. О развитии логических и творческих способностей школьников при изучении математики // Заочное обучениематематике школьников VIII-X классов. Сборник научных трудов. М., 1982.-С. 127−132.
- Виленский М.Я., Зайцева СИ. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя. М.: Прометей, 1993. -117 с.
- Винокурова И. К Использование системы познавательных задач для развития творческих способностей младших подростков в процессе обучения. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1997. 156 с.
- Внукова Н.В., Ершова A.A. Дидактическая игра в учебном процессе // Методические проблемы в курсе математики. Липецк: ЛГПИ, 1997. С. 31−35
- Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. A.B. Петровского. — М.: Просвещение, 1973. -288 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. Под ред. И. С. Якиманской. — Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989.-224 с.
- Волков И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской обл. 2-е изд., с испр. и доп. — М.: Педагогика, 1988. — 96 с. — (Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки).
- Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Книга для учителя // Под ред. A.A. Бодалева. М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
- Волович М.Б. Наука обучать. / Технология преподавания математики. М.: LINKA-PRESS, 1995. — 280 с.
- Волович М.Б. Система ориентиров условие успешности обучения // Советская педагогика, 1988. — № 4, С. 54−58.
- Воробьёва Н.Г. Творческие задания средство активизации познавательной деятельности учащихся // Математика в школе, 1987. -№ 4, С. 32−35.
- Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова / Из опыта работы ЭУК «Школа развития» (подразделения школы № 1133 г. Москвы). М.: ЦПРО «Развитие личности», 1998. — 360 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология // Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с. — (Психология: классические труды).
- Галагузова М.А. Теоретические основы формирования творческой личности школьника в процессе политехнической подготовки: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1988. — 32 с.
- Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С. 236−277
- Гамезо М.В. О роли и функции знаков и знаковых моделей в управлении познавательной деятельностью человека // Теоретические проблемы познавательной деятельности человека. М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. — С. 35−47
- Гамезо М.В., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем //
- Психологические проблемы переработки знаковой информации. М.: Наука, 1977.-С. 5−48.
- Гарунов М.Г. Самостоятельная работа учащихся как средство накопления опыта творческой деятельности // Советская педагогика, 1973. № 4, С. 52−57.
- Гафитулин М.С. Формирование интереса к творческой познавательной деятельности у учащихся младшего школьного возраста на основе АТРИЗ. Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 165 с.
- Гирнык А.Н. Методологические проблемы формирования творческого мышления у студенческой молодёжи: Автореф. дисс.. канд. филос. наук. Львов, 1982. — 26 с.
- Голиков В.Д. Использование алгоритма в процессе воспроизводящей и творческой деятельности учащихся. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1983. -185 с.
- Гохват Б.А. Формирование у учащихся общих методов построения алгоритмов преобразования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1970. -22 с.
- Границкая A.C. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 175 с.
- Григорович JI.A. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности. Дисс.. канд пед. наук. М., 1996.- 181 с.
- Гузенко И.Г. Вербально-графическая технология обучения в контексте непрерывного образования // Непрерывное педагогическое образование, 1999. № 1, С. 29−35.
- Гузенко И. Г Теоретические и технологические основы вербально-графической системы обучения студентов. Дисс.. д-ра пед. наук. -Липецк, 1995.
- Гузенко И.Г. Теория и практика вербально-графической системы учебной деятельности студентов. М.: МПГУ-ЛГПИ, 1994. — 200 с.
- Гузенко И. Г. Техническая механика. Дидактические технические игры. Авторский курс избранных лекций. М.: Новая школа, 1995.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
- Давыдов В.В., Репкин В. В. Организация развивающего обучения в V-IX классах средней школы // Психологическая наука и образование, 1997. -№ 1, С. 15−34.
- Далингер В.А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей. Омск: ОмИПКРО, 1993.-323 с.
- Диалектика процесса познания II Под ред. М. Н. Алексеева, A.M. Коршунова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 367 с.
- Дик Ю.И., Рыжаков М. В. Естественно-математическое образование в современной школе // Педагогика, 1999. № 8, С. 24−30.
- Дмитриев А.Е. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при обучении умениям и навыкам // Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении. Сборник трудов. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1978. — С. 152−170.
- Добровольская Н.А. Формирование обобщённых умений по решению некоторых классов творческих задач: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1979. — 18 с.
- Дрозина В.В. Контекстно-интенсифицированный подход к организации творческой самостоятельной деятельности: теория и практика. Монография. Челябинск: Изд-во «Факел» ЧГПУ, 1998. — 174 с.
- Дрозина В. В. Теория и практика формирования и развития творческой самостоятельной деятельности учащихсяобщеобразовательной школы (на примере изучения естественных дисциплин): Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Челябинск, 1999. — 42 с.
- Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления //Психология мышления. Под ред. A.M. Матюшкина. — М.: Прогресс, 1965.-С. 86−234.
- Дьяченко В.Е. Алгоритмы проблемного обучения и их использование в процессе передачи обобщающих теоретико-методических знаний по физической культуре. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1993. -196с.
- Евдокимова JI.M. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления у младших школьников. Дисс.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1998. 212 с.
- Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. Учебное пособие. Д.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982. — 76 с.
- Жирков Е.П. Соотношение логического и интуитивного аспектов обучения началам анализа в 9−10 классах средней школы. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1985. 153 с.
- Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности (сборник статей) // Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. — 240 с.
- Зеленцов Б.П. Обучающий словарь по математике // Математика в школе, 2000. № 5, С. 38−45.
- Зелинская Т.Я. Развитие информационной культуры учащихся на основе систематического подхода к реализации прикладнойнаправленности школьного курса математики (на примере курса алгебры 7−9 классов). Дисс.. канд. пед. наук. Тула, 1997. — 207 с.
- Зембатова Л. Т. Активизация познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения решению задач (на примере математики): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Владикавказ, 1998. -24с.
- Зилъберберг Н.И. Урок математики: Подготовка и проведение: Книга для учителя. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. — 178 с.
- Зиновкина М.М. Теоретическая модель креативной педагогической системы в вузе // Креативная педагогика: Сб. научных трудов. Под ред. М. М. Зиновкиной. — М.: МГИУ, 1998. — С. 28−44.
- Ивакина И. О-Э. Компьютерные игры индивидуализированное средство развития творческой активности детей 7-го года жизни: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996. — 16 с.
- Извозчиков В.А. Методологические знания как основа учебно-познавательной творческой деятельности учащихся // Методологические и теоретические проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в свете реформы школы. Л., 1986. — С. 13−19.
- Ильинская И.В. Развитие творчества младших школьников в домашней учебной работе. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. — 152 с.
- Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1985. — 80 с. — (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология», № 1).
- Индивидуализация и дифференциация обучения в вечерней школе / Под ред. Г. Д. Глейзера. М.: Просвещение, 1985. — 143 с.
- Ирина В.Р., Новиков А. А. В мире научной интуиции. М.: Наука, 1978.- 192 с.
- Исаев Д.И., Станкевич В. А. Урок в липецкой школе: традиции и современность. Липецк, 1996. — 31 с.
- Исследование проблем психологии творчества II ред. Я. А. Пономарёв. М.: Наука, 1983. — 336 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости // Науч.- исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР М.: Педагогика, 1981.- 200 с.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный поход). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 168 с.
- Калошина И.П. Формирование технического мышления // Управление познавательной деятельностью учащихся. Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — С. 11−82.
- Каплан Б. С. и др. Методы обучения математике: Некоторые вопросы теории и практики. Под ред. A.A. Столяра. — Минск: Нар. асвета, 1981. -191 с.
- Кащей В. В. Дидактические основы формирования у учащихся средней общеобразовательной школы алгоритмического способа решения задач: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. — 22 с.
- Кедров Б.М. О теории научного открытия // Научное творчество. -М.: Наука, 1969. С. 23−94.
- Кедров Б.М., Гиндилис Н. Л. Творческий процесс и ступени познания // Природа, 1981 № 7, С. 14−22.
- Кедровский О.И., Соловей Л. А. Алгоритмичность практики, мышления, творчества. Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1980.-184 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 224 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 80 с. (Новое в жизни, науке и технике. Серия: «Педагогика и психология», № 6).
- Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 1999. — 180 с.
- Колягин Ю.М. Учебные математические задания творческого характера // Роль и место задач в обучении математике. Выпуск 2. М., 1974.-С. 6−20.
- Концепция структуры и содержания общего среднего образованияв 12-летней школе) // Математика в школе, 2000. № 2, С. 6−13.
- Корнещук Н.Г. Методика формирования творческих способностей студентов педвуза на занятиях по информатике (на примере конструирования графического интерфейса пользователя). Дисс.. канд. пед. наук. М., 1997. — 185 с.
- Коротяев Б.И. Учение процесс творческий: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1980. — 120 с.
- Коршунов A.M., Мантатов В. В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М.: Изд-во Московского ун-та, 1974. — 216 с.
- Коршунов A.M., Шаповалов В. Ф. Творчество и отражение в * историческом познании. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. — 192 с.
- Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 144 с.
- Креативная педагогика: Сборник научных трудов // Под ред. М. М. Зиновкиной. М.: МГПУ, 1998.- 186 с.
- Кричевец А.Н. Четыре шага интуиции в математике // Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. Под общей ред. B.C. Библера. -Кемерово: Гуманитарный центр «АЛЕФ», 1993. С. 387−405.
- Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. Москва-Воронеж: МОДЭК, 1998. — 412 с. — (Серия «Избранные психологические труды. Психологи отечества»).
- Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. -303 с.
- Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. — 80 с. — (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология», № 4).
- Кузнецова Е.В. Занимательные задачи как средство формирования творческой деятельности учащихся 5−6 классов в обучении математике: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1997. — 17 с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. — 232 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. Д., 1967. — 40 с.
- Ланда JI.H. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966. -524 с.
- Ланда Л.Н. О соотношении эвристических и алгоритмических процессов // Научное творчество. М.: Наука, 1969. С. 357−368.
- Ланда Л.Н. Приём, метод, алгоритм // Вопросы психологии, 1973. -№ 4, С. 71−83.
- Ларъкина Е.В. Методика формирования элементов исследовательской деятельности учащихся основной школы на уроках геометрии. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996. 256 с.
- Лейтес И. С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-448 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество. М.: Наука, 1969. — С. 413−418.
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
- Лунева И.Г. Формирование у старшеклассников готовности к творческому усвоению знаний: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Казань, 1987.- 16 с.
- Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
- Макарычева О. О. Эвристические задачи как педагогическое средство развития умственной самостоятельности учащихся. Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1996. — 144 с.
- Маркова А. К Формирование учебной деятельности и развитие личности школьника // Формирование учебной деятельности школьника. -Под. ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1982.-С. 22−27.
- Мартынюк Н.Г. Структурирование учебного материала школьниками как способ развития их теоретического мышления: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1988. -24 с.
- Маслова C.B. Задачи на поиск закономерностей как средство формирования творческой деятельности младших школьников. Саранск: Мордовский, гос. ин-т., 1998. — 116 с.
- Матюшкин A.M. Некоторые проблемы психологии мышления // Психология мышления. — Под ред. A.M. Матюшкина. — М.: Прогресс, 1965.-538 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
- Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
- Меньшикова Н.П. Развитие исследовательского творчества студентов в образовательной системе педагогического колледжа: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ставрополь, 1997. — 22 с.
- Мигунова Н.П. Некоторые приёмы активизации познавательной деятельности учащихся // Математика в школе, 2000. № 6, С. 15−16.
- Милехина Т.Е. Развитие познавательного интереса младших подростков в процессе обучения с помощью индивидуальных творческих заданий: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996. 17 с.
- Миракова Т.Н. Система творческих задач курса алгебры 6−8 (7−9) классов и методика её использования. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1989. -251 с.
- Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одарённости // Вопросы психологии, 1994. № 5. — С. 86−95.
- Монахова Л.Ю. Адаптация информационных технологий к формированию тезауруса у студентов технических вузов (профессионально-педагогический, теоретико-методический, информационный аспект): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1997. — 20 с.
- Москаленко К.А. Комментированное письмо // К. А. Москаленко (сборник педагогических статей). Липецк, 1985. — С. 96−116.
- Налчаджян A.A. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества). -М.: Мысль, 1972. -271 с.
- Некоторые методические аспекты формирования творческого мышления учащихся на уроках математики. (Методические рекомендации). — Ташкент, 1981. — 26 с.
- Нестерова JJ.H. Стимулирование творческой активности учащихся в процессе обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1968. — 32 с.
- Никифоров A.JT. Деятельность, поведение, творчество // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. -(Над чем работают, о чём спорят философы). — С. 52−69.
- Ниренберг Дж. И. Искусство творческого мышления: Пер. с англ. -Минск, 1996.-240 с.
- Ньюэлл А., Шоу Дж.С., Саймон Г. А. Процессы творческого мышления // Психология мышления. Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Прогресс, 1965. — С. 500−530.
- Орехов А.Н. Формирование приёмов эффективного решения творческих задач: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1985. — 22 с.
- Орлова Е.А. Графические опоры в структуре формирования учебных умений и навыков у младших школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1999.-16 с.
- От теории творчества — к педагогической практике // Под общ. ред. А. П. Аношкина. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. — 106 с.
- Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 144 с.
- Пальянов М.П. Дидактические условия формирования опыта творческой деятельности учащихся (на примере предметов естественнонаучного цикла): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1977. — 18 с.
- Певчева Т. В. Обучение самостоятельной постановке проблемных вопросов и составлению задач как условие развития творческих возможностей учащихся. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1994. 233 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980. 240 с.
- Пикапов Б.Х. Комплексное учебное задание как средство развития творческой активности школьника (на опыте начальной школы): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, 1999. — 18 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие для учебных заведений профтехобразования. М.:г Высшая школа, 1984. 174 с.
- Повышение эффективности обучения математике в школе: Книга для учителя: Из опыта работы // Сост. Т. Д. Глейзер. М.: Просвещение, 1989.-240 с.
- Подвойский В.П. Психологические условия развития творческой мотивации студентов педвуза в учебно-познавательной деятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1988. 16 с.
- Пойа Дж. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. М.: Наука, 1970. — 452 с.
- Пономарёв Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с. яг 164. Пручкина Н. М. Педагогические условия формирования творческогомышления учащихся: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1998.-24 с.
- Психологические исследования творческой деятельности II Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Наука, 1975. — 256 с.
- Психологические исследования творческой деятельности. Под ред. O.K. Тихомирова. — М.: Наука, 1975. — 256 с.
- Психологические проблемы переработки знаковой информации. -М.: Наука, 1977.-276 с. 1. Уч
- Пуанкаре А. Математическое творчество // в сб: Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Франция, 1959. Пер. с франц. — М.: Советское радио, 1970. — С. 135−145.
- Развитие и воспитание творческого мышления учащихся в образовательных учреждениях инновационного типа: Сборник научно-методических статей. М.: Ml 11 У, 1998. — 158 с.
- Развитие мышления средствами программированного обучения. Формирование алгоритмических и эвристических процессов II Под ред. Л. Н. Ланды, Л. Н. Сорокиной. М., 1969. — 172 с.
- Развитие творческой активности школьников II Под ред. A.M. Матюшкина. Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
- Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975.-272 с.
- Раковер Б. Д. Алгоритмические аспекты в обучении математике (алгебра и элементарные функции): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1968.-24 с.
- Рахимов А.З. Сущность творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. Уфа: Башкирский пединститут, 1985. — С. 12−23.
- Родак И.И. Творческая активность учащихся в процессе обучения. -М., 1969.-38 с.
- Розенберг Н.М. Обучение алгоритмам умственных и практических действий // Советская педагогика, 1965. № 8, С. 59−69.
- Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — т. 1.
- Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 240 с.
- Сашина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 136 с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.-288 с.
- Салмина Н.Г., Сохина В. П. Обучение математике в начальной школе (на основе экспериментальной программы) // Под ред. П. Я. Гальперина. -М.: Просвещение, 1975. 184 с.
- Самойлова Т.С. Пути активизации умственной деятельности учащихся // Развитие и воспитание творческого мышления учащихся в образовательных учреждениях инновационного типа: Сб. научно-методических статей. М.: Mill У, 1998. — С. 59−68.
- Сариенко В.К. Содержание и методика творческого овладения учащимися знаниями и умениями (при изучении математики): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1974. 24 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Селюч М.Г. Реализация творческого Я в познавательной деятельности учащихся лицея: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1999.-24 с.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопросы психологии, 1989. № 2, С. 35−42.
- Семья Ф.Ф. Самостоятельное составление задач учащимися начальных классов как средство обучения решению задач и развития творческих способностей учащихся: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Киев, 1970.-24 с.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. — 208 с.
- Славин A.B. Проблема возникновения нового знания. М.: Наука, 1976. — 296 с.
- Современные проблемы методики преподавания математики: Сб. статей. М.: Просвещение, 1985. — 304 с.
- Спиридонов В.Ф. Роль эвристических средств в развитии процессов решения творческой задачи // Вестник Московского университета, серия 14. Психология, 1994. — № 2. — С. 13−25.
- Станкин М.И. Психология мышления // Вечерняя средняя школа, 1994. -№ 4, С. 27−30.
- Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-672 с.
- Страчевский Э. А. Составление задач по математике как средство активизации мыслительной деятельности учащихся (на материале седьмых-десятых классов). Дисс.. канд. пед. наук. Петрозаводск, 1972.- 183 с.
- Суходольский Г. В. Анализ и синтез равновесных структур (основы теории и психологические приложения) // Психология и математика. -Под ред. В. Ф. Рубахина. -М.: Наука, 1976. С. 140−162.
- Таубаев Т. Развитие творческой активности учащихся в процессе обучения математике в 8-летней школе (на материале школ Каракалпакской АССР): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Нукус, 1967. -20 с.
- Тимофеева З.М. Формирование опыта творческой деятельности у студентов-географов в процессе методической подготовки в университете: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1997. 16 с.
- Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
- Тихонова Н.Б. Процессуальные задачи как средство формирования операционного стиля мышления при взаимосвязанном обучении математике и информатике в 1−5 классах. Дисс.. канд. пед. наук. -Пенза, 1997.-166 с.
- Третьяков П.И., Сенновский КБ. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография // Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
- Тряпицына А.П. Некоторые особенности творческой учебно-познавательной деятельности старшеклассников // Методологические и теоретические проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в свете реформы школы. Л., 1986. — С. 147−155.
- Тряпицына А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Дисс.. д-ра пед. наук. -Л., 1991. 396 с.
- У розова А. К. Педагогическое управление как фактор развития творческого потенциала подростка. Дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, 1998.-243с.
- Фарман И.П. Воображение в структуре познания. М.: ИФРАН, 1994.-215 с.
- Федеральная программа развития образования // Народное образование, 1999. № 9, С. 25−65.
- Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1962.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
- Фридман JIM. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. — 207 с.
- Фридман JI.M. Методы формирования ориентировочной основы умственных действий по решению задач // Вопросы психологии, 1975. -№ 4, С. 51−1.
- Хазанкин Р.Г. Развивать творческие способности! // Математика в школе, 1989. -№ 2, С. 10−13.
- Ханиш Я. Теоретико-методические основы развития творческих умений младших школьников при обучении математике: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. Минск, 1998. — 38 с.
- Червочкина Л.П. Система формирования элементов алгоритмической культуры учащихся в процессе изучения основного и факультативного курсов математики: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1976.-24 с.
- Чернова H.A., Чибизова A.M. Творческая деятельность как средство развития личности учащихся. Учебное пособие. Кемерово, 1995. — 106 с.
- Шабаев И.Г. К вопросу о понятиях алгоритмической и эвристической познавательной деятельности учащихся // Советская педагогика, 1977. -№ 2, С. 28−32.
- Шабаев И. Г Сочетание алгоритмической и эвристической познавательной деятельности учащихся в процессе обучения (наматериале предметов физико-математического цикла старших классов средней школы): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1977. — 16 с.
- Шабалина З.П. Педагогические условия применения дидактических стихов и сказок в процессе обучения предметам естественно-математического цикла: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000.- 16 с.
- Шабанова М.В. Роль и место творческих задач при изучении элементов математического анализа. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1994. -232 с.
- Шамова Т.И., Давыденко Т. М. Управление процессом формирования качеств знаний учащихся: Методическое пособие. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. — 112 с.
- Шапиро С.И. От алгоритмов к суждениям (Эксперименты по обучению элементам математического мышления). М.: Советское радио, 1973.-288 с.
- Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
- Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. -336 с.
- Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. М.: Просвещение, 1991. — 175 с.
- Шевырёв A.B. Технология творческого решения проблем (эвристический подход) или Книга для тех, кто хочет думать своей головой. Белгород: Крестьянское дело, 1995. — 210 с.
- Шеин И.Г. Алгоритмический подход к обучению математике IV-V классов и алгебре восьмилетней школы: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1983.- 185 с.
- Шмаков С.А. Её величество — игра. М.: NB Магистр, 1992. — 160 с.
- Шоломий Рациональная последовательность тренировочных задач при компьютерном обучении // Педагогика, 1999. -№ 8, С. 51−59.
- Шрайнер A.A. Повышение качества математического образования учащихся посредством формирования и развития их алгоритмической культуры. Дисс.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1997. — 191 с.
- Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988.-80 е.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 8).
- Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества: Монография. М.: Высшая школа, 1989. — 143 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971.-351 с.
- Эрдниев П.М., Эрдниев Б. П. Обучение математике в школе //Укрупнение дидактических единиц. Книга для учителя. М.: АО «Столетие», 1996. — 320 с.
- Ярлыкова З.П. Дидактические основы развития творческой познавательной активности у будущих учителей технологии при выполнении учебных самостоятельных работ: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Липецк, 2000. — 26 с.