Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическое стимулирование как фактор профессионально-творческой подготовки будущего учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложность и противоречивость кардинальных изменений, происходящих во всех областях жизни современного общества, объясняют особую остроту, приобретаемую процессами, которые протекают в сфере профессионального образования. Произошедший в девяностых годах XX века общесистемный социально-экономический кризис не только существенно затормозил позитивные процессы в образовании, но и привел… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты проблемы педагогического стимулирования как фактор профессионально-творческой подготовки будущего учителя
    • 1. Состояние проблемы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя в теории и практике педагогики
    • 2. Система педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя
    • 3. Педагогические условия эффективного функционирования и развития системы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Экспериментальная работа по осуществлению педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя
    • 1. Цели и задачи экспериментальной работы
    • 2. Реализация педагогических условий функционирования и развития системы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя
    • 3. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы
  • Выводы по II главе

Педагогическое стимулирование как фактор профессионально-творческой подготовки будущего учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сложность и противоречивость кардинальных изменений, происходящих во всех областях жизни современного общества, объясняют особую остроту, приобретаемую процессами, которые протекают в сфере профессионального образования. Произошедший в девяностых годах XX века общесистемный социально-экономический кризис не только существенно затормозил позитивные процессы в образовании, но и привел к существенному снижению его эффективности и качества, к оторванности от реальных потребностей современной жизни. Неэффективность профессионального образования объясняется его оторванностью от актуальных и перспективных потребностей России в кадрах, а так же от современных требований к их квалификации. Сегодня повышенное внимание педагогической общественности направлено на проблемы управления качеством профессионального образования. Это в значительной степени актуализирует исследование проблемы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя.

В Законах Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и других нормативных документах определены принципы государственной политики в области образования: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свобода развития личности. В Законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркивается необходимость создания условий для развития профессионального творчества и опыта самостоятельной деятельности будущих специалистов по усвоению содержания высшего профессионального образования. Развитие идей педагогического стимулирования находится в прямой зависимости от соблюдения названных принципов, от процессов демократизации общества, от роли человека в системе социальных ценностей.

Актуальность проблемы педагогического стимулирования обусловлена тенденциями гуманизации образовательного процессатребованиями государственной политики в области образованиянеобходимостью в повышении уровня готовности будущего учителя к профессионально-творческой деятельности, в развитии творческой личностинедостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике педагогики высшей школы.

Идея осуществления педагогического стимулирования предполагает потребность общества в повышении уровня профессионально-творческой ф подготовки будущего учителя, в развитии творческой, самосовершенствующейся и саморазвивающейся личности. Педагогическое стимулирование может оказывать существенное влияние не только на повышение эффективности деятельности, но и на совершенствование социальных отношений в коллективе, формирование, становление и развитие профессионально-творческих качеств личности будущего учителя. Вместе с тем анализ научной литературы, собственные изыскания в этом направлении показали, что эффективность воздействия на студентов различных стимулов в настоящее время недостаточно высока. Практика выявляет большое количество искажений и недостатков. Недостаточно учитываются факторы, определяющие эффективность действия педагогических стимулов на различные группы студентов в их профессионально-творческой подготовке. Различные виды и формы организации педагогического стимулирования применяются не комплексно, а в отрыве друг от друга.

Отечественная педагогика и психология накопили значительный опыт исследований различных аспектов профессиональной подготовки будущего учителя. Изыскания базировались на фундаментальных трудах Б. Г. Ананьева, С. И. Архангельского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, С. А. Репина, СЛ. Рубинштейна, В. А. Сластенина, А. В. Усовой и др., в которых были * изложены теоретические основы формирования разнообразных знаний, умений, навыков. В вузовской педагогике многие стороны формирования творческой личности учителя стали предметом диссертационных работ (В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Н. М. Яковлева и др.). Исследованиями, в которых рассматривались теоретико-методологические основы социального управления, занимались В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Г. Х. Попов, Э. Г. Юдин и др.

Непосредственно проблемам стимулирования посвящены труды представителей различных отраслей научных знаний: философии (В.Г. Афанасьев, А. Г. Богданович, В. Т. Бурдов, М. В. Демин, И. Г. Кислицина,.

А.И. Сизонов, Ф. Н. Щербак и др.) — социологии (О.А. Бояркин, Я. Зеленевский, И. М. Попова, А. А. Ручка, Н. А. Сакада, Е. М. Самохина и др.) — экономики (Д. Аршакян, Н. А. Бровкин, Е. Ф. Кашин, И. Я. Обломская, У. Оучи, И. П. Поварич, JI.C. Чижова и др.) — права (В.М. Баранов, В. М. Лебедев, Р. З. Лившиц, А. А Фатуев, Г. В. Хныкин и др.) — психологии (К. Обуховский, Ж. Пиаже, Ф. Розет, П. Фресс, В. М. Шепель, П. М. Якобсон и др.) — педагогики (Ю.К. Бабанский, ЛЛО. Гордин, А. В. Зосимовский, В. Г. Пряникова, З. И. Равкин, В. Н. Тарасюк, Г. И. Щукина и др.). Сравнительно-исторический анализ позволил нам сделать вывод о существовании серьезных диспропорций в соотношении материального и духовного, позитивного и негативного стимулирования. Если недостаточный учет экономических и социальных преимуществ коллективных форм организации стимулирования в последнее время постепенно преодолевается, то другие диспропорции пока очень значительны.

Существует ряд фундаментальных исследований, в которых в различной степени исследуется проблема педагогического стимулирования (Ю.К. Бабанский, С. Г. Вершловский, П. Я. Гальперин, ЛЛО. Гордин, З. И. Равкин, В. Н. Тарасюк, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др.). Основная их часть проведена в области дидактики и нацелена на совершенствование содержания, организационных форм и методов обучения. Можем выделить ряд проблемно-тематических направлений развития теории и практики педагогического стимулирования. К ним относим:

— исследование педагогического стимулирования как специфического педагогического процесса;

— установление его основных компонентов и закономерностей осуществления;

— более глубокое проникновение в сущность взаимодействия стимулов как объективных внешних побудителей и мотивов как побудителей внутреннего, субъективного планаф — изучение теоретических основ стимулов как специфических методов и средств обучения и воспитания;

— выявление специфики отдельных педагогических стимулов. Определенное освещение проблема педагогического стимулирования получила и в ряде историко-теоретических исследований (Г.Н. Волков, Ш. И. Ганелин, Н. К. Гончаров, Д. О. Лордкипанидзе, В. Г. Пряникова и др.). В последнее время появились работы, посвященные характеристике воспитательных возможностей отдельных стимулов: положительного примера (Г.А. Бойчук, Б. Д. Леухин и др.) — общественного мнения (А.А. Вайсбург, Ж. Е. Завадская и др.) — педагогической оценки (Т.В. Вершинина, I I.В. Селезнев и др.) — перспективы (С.Э. Карклипа, В. И. Ковалевский и др.), в которых наряду с характеристикой ряда методических и насущных практических проблем педагогического стимулирования раскрываются важные аспекты общетеоретического уровня: развитие идей стимулирования в истории педагогической мысли, анализ концепций стимулирования зарубежных педагогов и психологов, соотношение педагогического и этического аспектов проблемы.

Тем не менее, несмотря на всю значимость проблемы осуществления стимулирования в педагогическом процессе в современной теории и практике встречается известная недооценка его роли в профессионально* творческой подготовке студентов. Некоторые педагоги даже игнорируют идею стимулирования. Это в значительной степени объясняется тем, что в психолого-педагогической литературе нет единства взглядов на роль и место педагогических стимулов в развитии видов деятельности.

Резюмируя изложенное, подчеркнем, что диапазон исследований по педагогическому стимулированию колеблется от консервативных взглядов на сохранение содержания в прежнем виде до радикальных взглядов на коренную ломку педагогического знания.

Изучение научной литературы, обобщение педагогического опыта показали, что усиление роли педагогических стимулов в повышении ff эффективности профессионально-творческой подготовки будущих учителей сдерживается в настоящее время недостаточной разработкой теоретико-методологических вопросов педагогического стимулирования. Требуют решения и такие аспекты проблемы, как классификация педагогических стимулов, степень их воздействия на профессионально-творческую подготовку как отдельных студентов, так и групп, комплексного использования всего арсенала педагогических стимулов в практической педагогической деятельности.

До настоящего времени остались слабо изученными следующие аспекты проблемы: не рассмотрены возможности различных подходов к осуществлению педагогического стимулирования как фактора профессионально-творческой подготовки будущего учителя, не разработана система педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя, а также педагогические условия ее эффективного функционирования и развития.

На основании анализа научной философской и психолого-педагогической литературы, изученного опыта работы средней и высшей школы была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между возросшей потребностью общества в * самосовершенствующейся, саморазвивающейся, творческой личности учителя и недостаточной теоретико-методологической и практической разработанностью системы педагогического стимулирования, которая обеспечивала бы профессионально-творческий рост будущего учителя.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между: потребностью общества в повышении уровня профессионализма будущего учителя, в развитии творческой, самосовершенствующейся и саморазвивающейся личности и существующими стереотипами осуществления педагогического стимулирования в системе высшего педагогического образования;

• — требованиями государственной политики в области образования гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свобода развития личности) и отсутствием специальной, целенаправленной работы по проблеме педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего педагогапотребностью высшей школы в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении педагогического стимулирования и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике педагогики высшей школы.

Важность, актуальность и профессиональная значимость рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы нашего исследования «Педагогическое стимулирование как фактор профессионально-творческой подготовки будущего учителя».

Цель исследования состоит в разработке и обосновании системы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя и педагогических условий ее эффективного функционирования и развития.

Объект исследования — профессионально-творческая подготовка будущего учителя.

Предмет исследования — процесс педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя.

Гипотеза исследования — профессионально-творческая подготовка будущего учителя значительно улучшится, если:

1) разработать систему педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя;

2) создать комплекс педагогических условий эффективного Ф функционирования и развития этой системы, включающий: гармонизацию педагогических стимулов репродуктивно-творческой, творческой и эмоциональной сферы деятельности будущего учителярейтинговую систему оценки уровня и качества профессионально-творческой подготовки будущего учителяразвитие профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя в теории и практике педагогики.

2. Уточнить и конкретизировать основные понятия проблемы исследования: «педагогический стимул», «педагогическое стимулирование», «педагогическое стимулирование будущего учителя».

3. На основе системно-деятельностного подхода разработать систему педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя.

4. Выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс * педагогических условий эффективного функционирования и развития системы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя.

5. Подготовить научно-методические рекомендации по реализации системы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя в образовательном процессе высшей педагогической школы.

Общей теоретико-методологической основой исследования являются положения диалектико-материалистической теории познанияфилософские положения о социальной природе психической деятельности человека, активности и ведущей роли личности в процессе ее формированиядиалектическая теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явленийположения о творческой сущности человека, развитии его профессиональных способностей в процессе деятельностиположения о деятельности как о способе реализации личности в труде и общении.

Разработка теоретических аспектов проблемы опирается на: философские труды отечественных и зарубежных ученых, в которых рассмотрены основные идеи многообразных подходов к рассмотрению профессионально-творческой подготовки, в частности системный и деятельностный подходы (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, J1.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, В. Н. Садовский, Г. Н. Сериков, Э. Г. Юдин и др.) — труды по проблемам методологии педагогики (Ю.К. Бабанский,.

B.И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.) — фундаментальные исследования по психологии творчества, по проблемам единства в развитии сознания и деятельности, сознания и самосознания, индивидуальной и самообразовательной работы (Л.С. Выготский, В.А. Кан-Калик, A.M. Матюшкин, Я. А. Пономарев,.

C.Л. Рубинштейн, В. М. Теплов и др.) — труды по теории педагогического творчества (Ф.Н. Гоноболин,.

B.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, Н. Д. Никандров, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, Н. М. Яковлева и др.) — новейшие исследования по вопросам управления качеством профессионального образования (П.К. Анохин, Н. В. Кузьмина, Д. Ш. Матрос,.

C.А. Репин, Е. В. Яковлев, В. А. Якунин и др.) — идеи общей теории стимулирования (А.В. Зосимовский, В. М. Коротов, Э. И. Моносзон, И. П. Поварич, В. Г. Пряникова, З. И. Равкин, В. Н. Тарасюк и др.) — психологические и дидактические исследования по вопросам активизации познавательной деятельности учащихся (А.А. Вербицкий, П. Я. Гальперин, J1.B. Занков, А. В. Усова, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др.) — новейшие исследования отечественных педагогов по вопросам общепедагогической подготовки будущего учителя (В.И. Андреев, В. П. Беспапько, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Н. М. Яковлева и др.), в которых рассматриваются пути и средства развития творческой личности в различных видах деятельности.

Организация, база и этапы исследования:

Экспериментальная работа осуществлялась с 1996 года на базе Челябинского государственного педагогического университета и проводилась в четыре этапа.

На первом этапе (1996 — 1997 гг.) — аналитико-диагностическом — изучалась философская, психолого-педагогическая литература, осуществлялось исследование проблемы педагогического стимулирования на базе Челябинского государственного педагогического университета, а также диссертационные исследования по исследуемой проблеме, проводился анализ существующих концепций, что позволило сформулировать исходные позиции настоящей работы. С целыо выяснения состояния проблемы были проведены обобщение и анализ педагогического опыта работы преподавателей вузов и учителей школ по проблеме исследования, анализировался собственный опыт. Разрабатывался понятийный аппарат, формулировалась рабочая гипотеза, цели и задачи исследования, проводился констатирующий этап эксперимента. На этом этапе был разработан исследовательский аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, теоретико-методические основы.

Ведущими методами исследования на данном этапе явились: теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, анализ учебных программ высшей школы и изучение государственных стандартов высшего образования, обобщение эффективного педагогического опыта, наблюдение, беседы, анкетирование, анализ результатов стимулирования деятельности студентов, педагогический эксперимент.

На втором этане (1997 — 2002 гг.) — поисково-экспериментальном — уточнялась рабочая гипотеза исследования, разрабатывалась теоретико-методологическая стратегия осуществления педагогического стимулирования как фактора профессионально-творческой подготовки будущего педагога, что в свою очередь потребовало использование системно-деятельностного подхода в рамках нашего исследования. Разрабатывалась и обосновывалась система педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя, выявлялись педагогические условия ее эффективного функционирования и развития. Экспериментальная часть данного этапа включала в себя: создание и апробацию, как отдельных педагогических стимулов, так и их целых блоковсоздание, проверку и уточнение теоретико-методических выводов, полученных в ходе проводимого экспериментаоценку его итоговсовершенствование и анализ результативности работынаблюдение за реальным учебным процессом в высшей педагогической школе и его участниками, осуществлялся формирующий этап эксперимента. Проведение формирующего этапа эксперимента было посвящено проверке действенности разработанных педагогических условий эффективного функционирования и развития системы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя.

Основными методами исследования на данном этапе явились: теоретическое моделирование, педагогический эксперимент, самооценка, методы научного сравнения, анализ, методы математической статистики.

На третьем этапе (2002 — 2003 гг.) — обобщающем — уточнялись теоретико-экспериментальные выводы, проводилось обобщение, систематизация и описание полученных результатов, оформлялось диссертационное исследование, осуществлялось внедрение полученных результатов в практику работы высшей школы.

Математические и статистические методы позволили оценить результаты констатирующего и формирующего экспериментов на различных этапах исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Необходимость системы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя обусловлена возрастающими требованиями, которые предъявляются к личности учителя и его профессиональной деятельности, общественной потребностью в педагогическом творчестве, спецификой профессионально-творческой подготовки будущего учителя и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы.

2. Особенностью построенной на основе системно-деятельностного подхода системы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя является интеграция трех блоков (педагогическое стимулирование методолого-теоретической, методической и практической профессионально-творческих подготовок будущего учителя), взаимодействие с внешней средой, целостность, развитие во времени. Система имеет многоуровневый характер, включающий ознакомительнорепродуктивный, поисково-познавательный и профессионально-творческий уровни готовности будущего учителя к профессионально-творческой деятельности. Системообразующим элементом выступает педагогический стимул.

3. Эффективность функционирования и развития системы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя обеспечивается следующим комплексом педагогических условий: гармонизация педагогических стимулов репродуктивно-творческой, творческой и эмоциональной сферы деятельности будущего учителярейтинговая система оценки уровня и качества профессионально-творческой подготовки будущего учителяразвитие профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя.

Научная новизна настоящего исследования заключается в следующем: на основе системно-деятельностного подхода разработана система педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителятеоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия успешного функционирования и развития системы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя.

Теоретическая значимость исследования заключается: в аналитическом представлении историографии. проблемы педагогического стимулирования и выявления этапов ее становления, а так же в анализе роли педагогического стимулирования в совершенствовании профессионально-творческой подготовки будущего учителяв уточнении, конкретизации и установлении взаимосвязи таких понятий как «педагогический стимул» и «педагогическое стимулирование» с основным понятием проблемы исследования педагогическое стимулирование будущего учителя", которое рассматривается как педагогическое стимулирования, направленное на обеспечение готовности будущего учителя к профессионально-творческой деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны: методические материалы по организации педагогического стимулирования в образовательном процессе высшей педагогической школыспецкурс «Педагогическое стимулирование в профессиональио-творческой подготовке будущего учителя" — научно-методические рекомендации для преподавателей по проблемам педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущих учителей в образовательном процессе высшей педагогической школы, изданные по материалам диссертационного исследованиякритерии оценки сформированности готовности будущего учителя к профессионально-творческой деятельности.

Материалы настоящего диссертационного исследования могут быть использованы в массовой практике подготовки студентов всех специальностей, при создании спецкурсов, а также в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы.

Обоснованность и достоверность исследования определяются анализом современных достижений психолого-педагогической науки, комплексной методикой исследования, воспроизводимостью его результатов и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, проверкой результатов на различных этапах экспериментальной работы, количественным и качественным анализом, обработкой данных эксперимента методами математической статистики с использованием вычислительной техники.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: — посредством публикаций результатов исследования;

— посредством участия в научно-практических конференциях: научно-практические конференции по итогам работы за год на кафедре педагогики Челябинского государственного педагогического университета (2000 — 2002 гг.) — конференции по итогам научно-исследовательской работы преподавателей математического факультета Челябинского государственного педагогического университета (2000;2003 гг.) — Всероссийская научно-практическая конференция по проблеме модернизации системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования (Челябинск, ноябрь 2002 г.) — Всероссийская научно-практическая конференция по проблеме интеграции методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров (Челябинск, февраль 2003 г.) — Всероссийская научно-практическая конференция по проблеме психолого-педагогических исследований в системе образования (Москва — Челябинск, июнь 2003 г.);

— посредством участия в заседаниях научно-исследовательской лаборатории «Управление качеством образования в высшей школе», на заседаниях кафедры педагогики, а так же на заседаниях кафедры алгебры, геометрии и методики преподавания математики Челябинского государственного педагогического университета (1999 — 2003 гг.);

— посредством работы в качестве преподавателя средней и высшей школы.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав,.

Выводы по II главе.

1. Основной целью экспериментальной работы была проверка выдвинутой нами гипотезы. Положения гипотезы проверялись в ходе экспериментальной работы, которая поводилась с преподавателями и студентами математического и физического факультетов Челябинского государственного педагогического университета в процессе изучения дисциплин математического цикла.

2. Результаты констатирующего этапа эксперимента доказывают то, что формирование готовности студентов к профессионально-творческой деятельности в образовательном процессе высшей школы осуществляется стихийно и в недостаточной степени, поэтому необходимо специальное целенаправленное педагогическое стимулирование профессионально-творческой подготовки студентов. Нами выделены три уровня сформированности готовности студентов к профессионально-творческой деятельности: ознакомительно-репродуктивный, поисково-познавательный и профессионально-творческий.

3. Целью и результатом функционирования нашей системы является готовность будущего учителя к профессионально-творческой деятельности. Основными критериями готовности студентов к профессионально-творческой деятельности являются: владение специально-предметными знаниямивладение способами и приемами изучения источников профессионально-творческой информациисформированность профессиональной самостоятельностивладение творческими способами и приемами решения профессионально-творческих задачпознавательная и творческая активность.

4. Комплекс педагогических условий (гармонизация педагогических стимулов репродуктивно-творческой, творческой и эмоциональной сферы деятельностирейтинговая система оценки уровня и качества профессионально-творческой подготовки будущего учителяразвитие профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя) является необходимым и достаточным для эффективного функционирования системы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя, обеспечивающей формирование готовности студентов к профессионально-творческой деятельности.

5. Студенты экспериментальных групп ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3, в которых осуществлялось педагогическое стимулирование профессионально-творческой подготовки, на фоне выделенных педагогических условий, показали более высокий уровень сформированности готовности к профессионально-творческой деятельности.

Заключение

.

Анализ современного состояния профессионально-творческой подготовки студентов высших учебных заведений, психолого-педагогической литературы, опыт работы в высшей школе и проведенное нами исследование показали, что педагогическое стимулирование профессионально-творческой подготовки будущего учителя необходимо. В настоящее время существует потребность в поиске новых средств активизации процесса повышения готовности будущего специалиста к профессионально-творческой деятельности. Настоящее диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме — разработке и реализации системы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя, а также выявлению и проверке педагогических условий ее эффективного функционирования и развития.

В первой главе диссертационного исследования рассмотрены такие вопросы, как: состояние проблемы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя в теории и практике педагогикиразработка системы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки педагогапедагогические условия эффективного функционирования и развития системы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки молодого специалиста.

Вторая глава посвящена экспериментальной работе осуществлению педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя. В ней были рассмотрены цели и задачи, а так же реализованы педагогические условия функционирования и развития системы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя и проведены анализ и оценка результатов работы.

Первым шагом в нашей работе явился анализ понятия «педагогическое стимулирование будущего учителя», которое было соотнесено с такими, как «педагогическое стимулирование», «стимул», «педагогический стимул», и определено нами как педагогическое стимулирование, направленное на обеспечение готовности будущего учителя к профессионально-творческой деятельности.

Разработанная нами система педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя опирается на системно-деятельностный подход. Система педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя ориентирована на конкретную цель: формирование профессионально-творческой готовности будущего учителя.

Состав системы включает в себя три блока: педагогическое стимулирование методолого-теоретической, методической и практической профессионально-творческих подготовок будущего учителя. Характеристика содержания системы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя способствовала определению и разработке специальной классификации педагогических стимулов, при этом педагогический стимул является системообразующим элементом. В предлагаемой нами классификации выделяются следующие педагогические стимулы: педагогические стимулы репродуктивно-творческой деятельности, педагогические стимулы творческой деятельности и педагогические стимулы эмоциональной сферы деятельности. Система характеризуется целесообразностью, наличием компонентов и структуры, взаимодействием с внешней средой, целостностью, развитием во времени. Кроме того, наша система имеет многоуровневый характер: ознакомительно-репродуктивный, поисково-познавательный и профессионально-творческий уровни готовности будущего учителя к профессионально-творческой деятельности.

Проведенное исследование показало, что система педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя может быть успешно реализована при выполнении следующего комплекса педагогических условий: гармонизация педагогических стимулов репродуктивно-творческой, творческой и эмоционально сферы деятельностирейтинговая система оценки уровня и качества профессионально-творческой подготовки будущего учителяразвитие профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя.

Для получения объективной информации об уровне сформированности у студентов готовности к профессионально-творческой деятельности нами был выделен комплекс критериев и описано их проявление на ознакомительно-репродуктивном, поисково-познавательном и профессионально-творческом уровнях готовности будущего учителя к профессионально-творческой деятельности. Критериями, составляющими этот комплекс, являются: владение специально-предметными знаниямивладение способами и приемами изучения источников профессионально-творческой информациисформированность профессиональной самостоятельностивладение творческими способами и приемами решения профессионально-творческих задачпознавательная и творческая активность.

В исследовании получены данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых заключается в следующем: уточнены и конкретизированы понятия: «педагогический стимул», «педагогическое стимулирование», «педагогическое стимулирование будущего учителя" — разработана система педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителявыявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия успешного функционирования и развития системы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя.

Результаты теоретико-экспериментального исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующие выводы.

1. Актуальность проблемы педагогического стимулирования обусловлена тенденциями гуманизации образовательного процессатребованиями государственной политики в области образованиянеобходимостью в повышении уровня готовности будущего учителя к профессионально-творческой деятельности, в развитии творческой личностинедостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике педагогики высшей школы.

2. Уточнены и конкретизированы такие понятия, как «педагогический стимул», «педагогическое стимулирование», а так же установлены их взаимосвязи с основным понятием проблемы исследования «педагогическое стимулирование будущего учителя», которое рассматривается как педагогическое стимулирование, направленное на обеспечение готовности будущего учителя к профессионально-творческой деятельности.

3. Педагогическое стимулирование профессионально-творческой подготовки студентов осуществляется стихийно и в недостаточной степени, следовательно, необходима специальная система педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя, а так же педагогические условия, обеспечивающие ее эффективное функционирование и развитие.

4. Педагогическое стимулирование профессионально-творческой подготовки студентов протекает более успешно в рамках реализации системы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя, включающей в себя три блока (педагогическое стимулирование методолого-теоретической, методической и практической профессионально-творческих подготовок будущего учителя), которые соотносятся с педагогическими стимулами репродуктивно-творческой, творческой, эмоциональной сферы деятельности.

5. Комплекс педагогических условий (гармонизация педагогических стимулов репродуктивно-творческой, творческой и эмоциональной сферы деятельностирейтинговая система оценки уровня и качества профессионально-творческой подготовки будущего учителяразвитие профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя) является необходимым и достаточным для успешного осуществления педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущего учителя. Это проявилось в том, что в ходе экспериментальной работы значительно повысился уровень готовности студентов к профессионально-творческой деятельности во всех трех экспериментальных группах, а результаты контрольной группы, обучающейся по традиционной методике, оказались значительно ниже.

Проведенное нами исследование показало общедидактическую значимость внедрения результатов исследования. В тоже время, наше исследование не исчерпывает содержание рассматриваемой проблемы.

Дальнейшее развитие исследований по этой проблеме может быть продолжено в следующих направлениях: разработка технологий педагогического стимулированияпоиск других педагогических условийвыделение новых педагогических стимуловразработка критериев эффективности действия тех или иных педагогических стимулов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993, № 3. — С. 54 — 63.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990.- 141 с.
  3. В., Купцов А. Рейтинг-контроль успеваемости курсантов // Высшее образование в России. 1998, № 1. — С. 95 — 102.
  4. А.Ф., Худяков В. Н. Математические методы и модели в экономике. Челябинск: ЧГПУ, 1999. — 368 с.•Л 5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — JL: Изд-во ЛГУ, 1968.—336с.
  5. В.И. Интенсификация творческой деятельности студентов. Казань, 1990.-234 с.
  6. П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональных систем. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы.-М.: Высшая школа, 1980.-495 с.
  8. Д. Особенности управления социотехническими системами в современных условиях // Проблемы теории и практики управления. — 1998, № 5.-С. 29 — 38.
  9. В.Г. Системность и общество. М.: Наука, 1980. — С. 3 — 15.
  10. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977.-382 с.
  11. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  12. Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. -М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  13. В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов: Изд. Сарат. Ун-та, 1978. — 145 с.
  14. A.M. Психология управления: Учебп. пособие для студентов институтов искусства и культуры. Челябинск: Чел. гос. ип-т искусства и культуры, 1993.- 182 с.
  15. А., Попов С. Приемы мотивации к труду и профессиональному росту // Проблемы теории и практики управления. -1999, № 1. С. 104- 109.
  16. В.П. Основы теории педагогических систем: (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем). Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. — 304 с.
  17. В.М. Общие основы рефлексологии человека. J1., 1926.-е. 13.
  18. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
  19. Бляхман J1.C. Производственный коллектив. М.: Политиздат, 1978.— 192с.
  20. В.А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. -JI.: Изд-во ЛГУ, 1987. 143 с.
  21. А.Г. Стимулирование социальной активности рабочей молодежи в социалистическом соревновании. Дис. канд. филос. наук. М., 1984.-195 с.
  22. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1975.
  23. Е.В. Рейтинговая система контроля знаний студентов на факультете информатики // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001, № 6.-С. 101−103.
  24. О.А. Социальные факторы регулирования трудового поведения человека в современном обществе. Дис. канд. социол. наук. М., 1999. — 143 с.
  25. Н.А. Материальные и моральные стимулы к труду как факторы гармонизации взаимодействия экономических интересов социалистического общества. Дис.канд. экон. наук. Ленинград, 1970. — 148 с.
  26. В.Т. Природа и стимулы технического творчества. Дис. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1972. — 186 с.
  27. П. Десять заповедей творческой личности. М.: Наука, 1990.
  28. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  29. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. -М.: Педагогика, 1987. 184 с.
  30. Е.И. Из истории развития теории педагогического стимулирования // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001, № 6. — С. 75 — 81.
  31. Е.И. К вопросу об управлении качеством образования // Методика вузовского преподавания: материалы 5-й межвузовской научно-методической конференции. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, ч. II. 2001.-С. 155- 156.
  32. Е.И. Педагогическое стимулирование в управлении качеством образования // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002, № 10. — С. 250 — 256.
  33. Е.И. Педагогическое стимулирование профессионально-творческой подготовки будущего учителя // Сб. научных работ аспирантов и соискателей Челябинского государственного педагогического университета. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. С. 25 — 27.
  34. Е.И. Проблемы педагогического стимулирования профессионально-творческой подготовки будущих учителей в образовательном процессе высшей школы: Научно-методическое пособие. -Челябинск: ООО «Абрис-принт», 2003. 62 с.
  35. Е.И. Различные классификации стимулирования//Актуальные проблемы управления качеством образования. Труды научно-исследовательского центра «Управление качеством профессионального образования». Вып. 5. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. — С. 86 — 90.
  36. Е.И. Рейтинговая система оценки знаний // Актуальные проблемы управления качеством образования. Труды научно-исследовательской лаборатории «Управление качеством образования в высшей школе». Вып. 3. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. — С. 91 — 95.
  37. Т.Ф. Мотив как социологическая категория. М.: Вестник МГУ. Серия «Философия». — 1971, № 3. — С. 52 — 58.
  38. Т.Л. Формирование у студентов готовности к педагогическому самообразованию в условиях университета. Автореф. дис. канд. пед. наук. -1986.-19 с.
  39. JI.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519 с.
  40. Ю., Миллер Дж., Прибрам К. Планы и структура поведения. — М.: Прогресс, 1964. 225 с.
  41. П.Я. Поэтапное формирование умственной деятельности. -М.: МГУ, 1965.-213 с.
  42. М. Развитие творческой самостоятельности специалиста // Высшее образование в России. 1998, № 4. — С. 83 — 86.
  43. В., Мартынова Т., Наделяев В. Рейтинговая система оценки знаний при изучении общетехнических дисциплин // Высшее образование в России, 1997, № 2. С. 103−107.
  44. .С., Никандров Н. Д. Методологическое знание в педагогике. М.: Знание, 1986. — С. 3 — 36.
  45. Дж., Стенли Дж., Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. // Под общ. ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. -495 с.
  46. Л.Ю. Методологические проблемы педагогического стимулирования // Советская педагогика. 1979, № 12. — С. 72 — 79.
  47. Л.Ю. Педагогическое стимулирование как проблема методики воспитательного процесса // Советская педагогика. 1974, № 12. — С. 52 — 61.
  48. Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования. Дис. д-ра пед. наук.-М., 1979.-378 с.
  49. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность моделирование. -Ереван, 1981.-213 с.
  50. М.В. О мотивации человеческой деятельности // Вестник Моск. ун-та. Серия «Философия». 1988. — № 2. — С. 24 — 32.
  51. А.А., Щербак С. Ф. Педагогическая эвристика. М.: Педагогика, 1991.-224 с.
  52. В.И., Алексеев М. Н. Формы и методы логического мышления в педагогических исследованиях // Методология педагогических исследований / Под ред. Пискунова А. И., Воробьева Г. В. М., 1980.- С. 10- 47.
  53. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета. -1992,31 июля.-С. 3−6.
  54. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Российская газета. 1996, 29 августа.
  55. В. Проверка знаний или поиск истины? // Высшее образование в России.-1999, № 2.-С. 93−96.
  56. Я. Организация трудовых коллективов. — М.: Прогресс, 1971.
  57. А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 200 с.
  58. Т.А. Структурно-системный подход. М.: Наука, 1974. — 125 с.
  59. И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 200 с.
  60. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва -Белгород, 1993.-219 с.
  61. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 168 с.
  62. И.С. Очерки теории нравственного воспитания учащихся. Саратов. Изд-во Саратовского университета, 1962. — 239 с.
  63. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный, 1976.-286 с.
  64. Р.Я., Зинченко Е. А., Грандберг И. И. Рейтинговый контроль // Высшее образование в России, 1994, № 2. С. 83−92.
  65. Е.Ф. Совершенствование системы стимулирования труда по промежуточным и конечным результатам производства. Дис.канд. экон. наук. — М., 1976.- 153 с.
  66. И.Г. Мотивация трудовой активности рабочих промышленных предприятий. Дис.канд. филос. наук. М., 1992. — 187 с.
  67. Ю.А. Анализ урока. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.-336 с.
  68. Ю.А. Проблемы внутришкольного управления. -Челябинск, 1989.-151 с.
  69. Ю.А. Что нужно знать директору школы о системе и системном подходе. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 135 с.
  70. А.П., Корнилов Б. И. Педагогические основы и организация воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях. Учеб.-метод. пособие для сред. спец. учеб. заведений. М.: Высшая школа, 1979. — 175 с.
  71. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002, № 1. С. 3 — 16.
  72. К.Н. Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма. М.: Работник просвещения, 1929. — 238 с.
  73. Г. С. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1988.-301 с.
  74. И.О. Теоретические основы личностно ориентированного повышения профессионально-педагогической квалификации работников образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1999.-40 с.
  75. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. 2-е изд., расширен., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  76. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. Л. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. 2-е изд., расширен., испр. и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-505 с.
  77. Краткий психологический словарь-хрестоматия. -М.: Высшая шкала, 1974. -134 с.
  78. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JI.: Изд-во ЛГУ, 1970.-144 с.
  79. Н.В. Методы системного педагогического исследования. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.- 172 с.
  80. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986, № 2. — С. 21 — 30.
  81. В.М. Стимулирование социалистической дисциплины труда. -Томск: Изд. Томск, ун-та, 1973. 112 с.
  82. Н.Д. Детская и педагогическая психология: учебное пособие для институтов. М.: Просвещение, 1964. — 478 с.
  83. Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. — 340 с.
  84. А.Н. Деятельность. Сознание.Личность.-М.: Политиздат, 1977.-304с.
  85. Лсо1 пъев А. Н. Проблема развития психики. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. -495 с.
  86. Р.З. Трудовое законодательство: настоящее и будущее. М.: Наука, 1989.- 192 с.
  87. А.С. Сочинения. В 5 т. / Под общ. ред. А. Терновского. М.: Правда, 1971, Т. 2,384 с.
  88. A.M. Основные направления исследования мышления и творчества// Психологический журнал. 1984, № 1. — С. 9 — 17.
  89. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-208 с.
  90. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  91. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986.-253 с.
  92. Методика воспитательного процесса / Под ред. В. М. Коротова. М.: Просвещение, 1969. 336 с.
  93. Э.И. Проблемы педагогического стимулирования // Советская педагогика. 1973, № 5.-С. 135- 139.
  94. Н.Ф. О социальном и экономическом подходе к трудовой мотивации // Сб. тр. ВНГШ системных исследований М., 1980. Вып. 11.
  95. Н.Д., Кан-Калик В.Л. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя // Советская педагогика. -1982, № 4.-С. 90−92.
  96. Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. -М.: Наука, 1970.-206 с.
  97. Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: Дис.. д-ра пед. наук. — Челябинск, 2001. 427 с.
  98. И.Я. Стимулы трудовой активности // Полит, самообраз., 1986.-230 с.
  99. Образовательная политика России на современном этапе. Справка Госсовета РФ //Официальные документы в образовании. 2002. № 2.-С. 2−49.
  100. Образовательная политика России. В 3-х ч. // Проект к заседанию рабочей группы Госсовета РФ 03.07.2001. М., 2001.
  101. Л.Ф. Этапы развития детского мышления (Формирование элементов науч. мышл. у ребенка). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 152 с.
  102. К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972.—247 с.
  103. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». -М.: Новая школа, 1996. 63 с.
  104. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999.-944 с.
  105. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ Министерства Образования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393 // Вестник образования России: Сб. приказов и инструкций Мин. Обр., 2002, № 6.-С. 10−40.
  106. У. Методы организации производства: японский и американский подходы. М.: Экономика, 1984. — 183 с.
  107. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского, — М., 1983, С. 195−202.
  108. Педагогика и психология высшей школы для студентов ВУЗа. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.
  109. Педагогический словарь. М.:Изд. ЛПН РСФСР, 1960. — 542 с.
  110. К.К. О системе психологии. М., 1972.
  111. Н.А. Биометрия. 2-е изд. М.: МГУ, 1970. 368 с.
  112. И.П. Принцип системности в стимулировании труда. -Кемерово, 1989.-235 с.
  113. И.П. Проблема системности в стимулировании труда: вопросы теории, методологии и практики. Дис. д-ра экон. наук. Москва, 1991.-435 с.
  114. В.Г. Методологические аспекты стимулирования и мотивации труда // Вопросы философии. 1979, № 5. — С. 58 — 69.
  115. В.Г. Человек в трудовом коллективе. (Проблемы социологии труда). М.: Экономика, 1982. — 176 с.
  116. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  117. Г. Х. Эффективное управление. М.: Экономика, 1985. — 336 с.
  118. И.М. Стимулирование трудовой деятельности как способ управления. Дис. д-ра филос. наук. Одесса, 1974. — 437 с.
  119. И.М. Стимулирование трудовой деятельности как способ управления. (Социологический анализ). Киев: Наукова думка, 1976. — 206 с.
  120. Программа развития высшего профессионального, послевузовского и дополнительного Профессионального образования в Челябинской области на 2000 2005 годы. — Челябинск, 2000. — 34 с.
  121. Программа развития педагогического образования России на 2001 -2010 годы // Педагогическое образование и наука. 2000, № 1. С. 14−25.
  122. В.Г. Развитие концепции педагогического стимулирования //Советская педагогика. 1985, № 11.-С. 29−33.
  123. В.Г. Становление и развитие концепции педагогического стимулирования в теории советской педагогики. Дис. д-ра пед. наук. М., 1992.-417 с.
  124. Психологические исследования творческой деятельности / Гл. ред. Тихомиров O.K. М.: Наука, 1975. — 154 с.
  125. Психология. Учебник для пединститутов / Под ред. А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. А. Рубинштейна и Б. М. Теплова. М.: Учпедгиз, 1962. — 559 с.
  126. З.И. Актуальные вопросы педагогического стимулирования // Советская педагогика. 1974, № 10. — С. 69 — 79.
  127. З.И. К истории развития теоретических основ педагогического стимулирования // Советская педагогика. 1973, № 8. — С. 77 — 91.
  128. Развитие общественного труда в условиях зрелого социализма // Под ред. И. Я. Обломской М.: Экономика, 1980. — 248 с.
  129. С.А. Программно-целевой принцип управления образованием. -Челябинск: Изд-во «Факел», 1999. 180 с.
  130. С.А. Управление областной образовательной системой: Науч. метод, пособие / Под ред. Г. Н. Серикова. Челябинск: Изд-во «Факел», 1997.-152 с.
  131. С.Л., Котлярова И. О., Цирипг Р. А. Реализация непрерывности педагогического образования: Науч.-метод. пособие / Под ред. Г. М. Серикова. -Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 1999. 204 с.
  132. И.М. Психология фантазии. Минск. Изд-во БГУ, 1991. -312 с.
  133. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: ЛИ СССР, 1958.-147 с.
  134. СЛ. Основы общей психологии. М.: Госучпедгиз, 1940. — 205 с.
  135. СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  136. А.А., Сакада Н. А. Стимулирование и мотивация труда на промышленном предприятии. — Киев: Наук, думка, 1988. — 223 с.
  137. В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974.-280 с.
  138. Е.М. Взаимодействие экономических и социальных факторов стимулирования труда личности в новых условиях хозяйствования. Дис. канд. социол. наук. М., 1990. — 156 с.
  139. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. — Курган: Изд-во «Зауралье», 1997.-464 с.
  140. Г. Н. Образование и развитие человека. М.: Мнемозина, 2002. — 416 с.
  141. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -Санкт-Петербург: ООО «Речь», 2001. 350 с.
  142. А.И. Моральные стимулы и стимулирование трудовой активности на социалистическом предприятии. Дис. канд. филос. наук. -Ленинград, 1979.-213 с.
  143. М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). — М.: Наука, 1986.
  144. В.А. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. — 488 с.
  145. В.А. Теория и практика высшего педагогического образования. Межвуз. сб. научн. тр. / Под ред. В. А. Сластенина. М., 1986.-177 с.
  146. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  147. А.Г. Философия. М.: Гардарика, 1998. — 816 с.
  148. Ю. Дисциплина по выбору: рейтинговый подход // Высшее образование в России. 1999, № 1. С. 80 — 82.
  149. В.Н. Теоретические основы педагогического стимулирования. Дис. д-ра пед. наук. Карачаевск, 1997. — 372 с.
  150. А.В. Актуальные проблемы развития современной системы школьного образования: Лекция. Челябинск: «Факел», 1998. — 20 с.
  151. А.В. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся. ЧГПУ. 2-е изд. Челябинск: «Факел», 1997. — 16 с.
  152. А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное. Челябинск: ЧГПУ, 2000. — 221 с.
  153. В.П. Творчество в системе образования. Магнитогорск, 1995.-217с.
  154. А.А. Вознаграждение за труд. М.: Юрид. лит-ра, 1987. — 88 с.
  155. Федеральная программа развития образования. Организационная основа государственной политики РФ в области образования. М.: Минобразование, 1999. — 68 с.
  156. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  157. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
  158. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1966.-429 с.
  159. В. Формы и методы экономического стимулирования труда на предприятиях Японии // Проблемы теории и практики управления. 1998, № 2.-С. 98−105.
  160. Г. В. Правовые стимулы трудовой активности членов производственных бригад: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1984.-30 с.
  161. Хон P. J1. Педагогическая психология. Принципы обучения. М.: Деловая книга, 2002. — 736 с.
  162. Чижова J1.C. Повышение эффективности материального стимулирования на основе учета действия социологических факторов. Дис.канд. экон. наук. М., 1970. — 169 с.
  163. В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984. — 248 с.
  164. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристъ, 1997. — 311 с.
  165. Т. Социальная психология. Ростов-па-Допу: Феникс, 1999.-538 с.
  166. В.П. Актуальные вопросы дидактики. Владимир: Владимир, пед. ун-т, 1975.-60 с.
  167. А.Т. Проблемы теории творчества. — М.: Высшая школа, 1989.-141 с.
  168. А., Тихомирова Н., Ершиков С., Лобова Т. Тестовый контроль в системе рейтинга // Высшее образование в России. 1995, № 3. — С. 100−102.
  169. Ф.Н. Стимулы трудовой деятельности. Л., 1976. — 280 с.
  170. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1967. — 266 с.
  171. Г. И. Педагогическая проблема формирования познавательных интересов учащихся / АПН СССР. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
  172. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  173. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
  174. Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997.-445 с.
  175. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 392 с.
  176. В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. Самара: Самар. ун-т., 1995. — 328 с.
  177. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Наука, 1969. — 317 с.
  178. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 128 с.
  179. Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис.. д-ра пед. наук. — Челябинск, 1992.-403 с.
  180. В.А. Педагогическая психология. Санкт-Петербург: Полиус, 1998.-639 с.
  181. JI.B. Способы управления творческим процессом (Обзор зарубежных методик научного и технического творчества) // Природа научного открытия. -М.: Наука, 1986.-С. 191 -212.
  182. Achinstein P. Models, Analogies and Theories. Philosophy of Scicnce. Vol. 31, № 4, Oct. 1964.
  183. Autorenkollektiv. 1978. Das Studieren lehren. In: Studien zur Hochschulentwicklung, Nr. 94, Berlin.
  184. Glass, G. V., Stanley, J.C. 1970. Statistical Methods in Education and Psychology. Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs, New Jersey.
  185. Ouchi William G. 1981. Theory Z: How American business can meet the Japanese challenge. New York: Academic Press.
  186. Shibutani Famotsu. 1969. Society and personality. London: Longmen.
  187. , J. 1992. Discovering the brain. New York: National Academy of Sciences.
Заполнить форму текущей работой