Использование межпредметных связей в процессе развития речи на уроках русского языка
Диссертация
Задача совершенствования методики развития речи учащихся является одной из наиболее важных задач современной методической науки. Указанная проблема сложна и многогранна. Она рассматривалась учеными в различных ее аспектах и нашла отражение в методической классике (труды Ф. И. Буслаева, А. М. Пешковского, К. К. Срезневского, К.Д.Ушинско-го), в исследованиях психологов и психолингвистов… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Психолингвистические и методические основы осуществления межпредметных связей в процессе развития речи на уроках русского языка
- 1. 1. К истории вопроса об использовании межпредметных связей в процессе обучения в школе
- 1. 2. Система межпредметных связей учебного предмета «Русский язык»
- 1. 3. Психолого-педагогическое обоснование осуществления межпредметных связей предметов гуманитарно-эстетического цикла на уроках развития речи
- Выводы
- Глава II. Интегрированный урок развития речи как форма реализации межпредметных связей на уроках русского языка с целью -формирования коммуникативной компетенции учащихся
- 2. 1. Определение интегрированного урока развития речи, его структура, место в методической системе развития речи
- 2. 2. Методика организации и проведения интегрированного урока развития речи
- 2. 3. Коммуникативный потенциал интегрированных уроков развития речи
- Выводы
- Глава III. Организация и проведение комплексного эксперимента
- 3. 1. / Задачи и методы исследования
- 3. 2. Организация и проведение обучающего эксперимента
- 3. 3. Количественный и качественный анализ уровней развития письменной речи учащихся как одного из показателей сформированное&trade- коммуникативной компетенции на разных этапах исследования
- Выводы
Список литературы
- Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях.- М.: Педагогика, 1986.160с.
- Актуальные проблемы развития речи учащихся. Сб. статей. Под ред. А. П. Еремеевой. М.: Просвещение, 1980. — 151с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Т. 1 /Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика. 1980.- 230с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Т.2 /Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика. 1980.- 287с.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1983,-224с., нот., ил.
- Антонова Е. А. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности при изучении синтаксиса: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989.- 19с.
- Баранов М.Т. Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка //Урок русского языка на современном этапе.- М.: Просвещение, 1978.- С. 24−29.
- Баранов М.Т. Межпредметные связи русского языка в учебном процессе //Русский язык в школе.- 1979.- N3- С.9−14.
- Белинский В.Г. Избранное.- М.: Московский рабочий, 1954.552с.
- Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1973.399с.
- Богоявленская Д.П. О подходе к исследованию интеллектуального творчества //Вопросы психологии.- 1976.- N4.- С.69−79.
- Богоявленская Д. П. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.-96с, — (Новое в жизни, науке, технике. Сер."Педагогика и психология" — N10).
- Богоявленская Д. П. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1983.- 176с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: Изд-во МГУ, 1982.- 200с.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды.- М.: Педагогика, 1983.- 272с.
- Боженова Л.М. Использование комплекса искусств в формировании художественных взглядов подростков.- М., 1981, — 31с.
- Буслаев Ф.И. О преподавании Отечественного языка. М.-Л.: Учпедгиз, 1941.-248с.
- Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка //Русский язык в школе.- 1996.- N1.- С.3−9.
- Ванелов В.В. Изобразительное искусство и музыка.: Очерки.-Л.: Художник РСФСР, 1977.- 229с.
- Вершинина Г. Б. Использование музыки в процессе работы поразвитию связной речи учащихся на уроках русского языка (в IV кл.). Дисс. канд. пед. наук.- М, 1985.-301с.
- «author»>Вершинина Г. Б. ".Вольно о музыке глаголить": Музыка на уроках развития речи: Пособие для учителя, М.: Новая шк., 1996.-191с.
- Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности.- М.: Русский язык.- 1985.- 116с.
- Взаимосвязь чувственного опыта и понятия в учебной деятельности //Межвузовский сборник.- М.: МГПИ, — 1983.- 185с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд. МГУ. 1990. 288с.
- Виноградов В.В. 0 теории художественной речи.- М.: Высшая школа, 1974.- 270с.
- Виноградов Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности // Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975.-253с.
- Виноградова Л.А., Горчак А. Н. Сборник текстов для изложений (4−8 классы): Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. — 175с.
- Витт Н.В. Речь и эмоции. Учебное пособие к спецкурсу по психологии.- М.: МНПИ иностр. языков им. Мориса Тореза, 1974.- 74с.
- Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения //Вопросы педагогики. 1984.- N4.- С. 60−69.
- Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речи. Автореферат дисс. доктора психологических наук.- М.: АН СССР. Институт психологии.-18с.
- Волкова Е. И. Интегративный подход к разработке теоретических основ преподавания иностранного языка //Иностранные языки в школе. -1988.- N1.- С. 20−24.
- Вопросы психологии личности школьника. Сборник статей. Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Изд-во Акад. пед. наук1. РСФСР, 1961.- 407с.
- Вопросы психологии способностей. Сборник статей. Под ред. В. А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1973. -216с.
- Воробьев Г. Г. Ищи свой талант. М.: Молодая Гвардия, 1983.267с.
- Вульфсон Р.Е. Эмоционально-оценочная лексика и контекст //Русский язык в школе.- 1991.- N4.- С. 33−42.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти Т. Т.З.- М.: Педагогика, 1983.- 368с.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти Т. Т.4.- М.: Педагогика, 1983.- 372с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93с.- илл.
- Гаврилова Г. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста //Вопросы психологии- 1974.-N5.- С. 107−114.
- Галкина-Федорук Е. М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке. Сб. статей по языку. М.: Изд-во МГУ, 1958.- С. 103−124.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.- М.: Наука, 1981.- 139с.
- Герцен А.И., Огарев Н. П. О воспитании и образовании /Сост. В. И. Ширяев. М.: Педагогика, 1990.- 368с.
- Глесс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии школьника. Перевод с англ. Л. И. Хайрусовой. Обш. ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976.- 495с.
- Годфруа Ж. Что такое психология : В 2-х т. Т.1: Пер. с- 142 франц. М.: Мир, 1992. — 496с., илл.
- Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. М.: Международные отношения, 1993. — 280с.
- Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации.- М.: Наука, 1981.- 134с.
- Горький A.M. Собр. сочинений Т.29.- М.: Наука. 1972.- 392с.
- Горчак А.Н. Картина как средство развития речи.- М.-Л.: Искусство, 1965.- 307с.
- Грибанская Е.Э. Психолого-педагогические условия развития творческого мышления учащихся 8−9 профильных технологических классов (на опыте интегрированных уроков трудового обучения и развития связной речи). Дис. канд.пед.наук Брянск. 1995, 163 с.
- Громова Е.И.К вопросу о влиянии музыки на речь в норме и патологии. Вестник Московского ун-та. (Сер. 14. Психология). 1984.-N1.- С59−67.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: ИНТОР, 1996.- 544с.
- Дейкина А. Д. Методика изучения лексики в 4−6 классах с учетом межпредметных связей. Дисс. канд. пед. наук, — М., 1979.- 16с.
- Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990.-176 с.
- Дмитриева Н.А. Изображение и слово.- М.: Искусство, 1962.314с.- 143
- Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведения.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.- 734с.
- Добромыслов В.А. К вопросу о языке рабочего подростка.- М.: Учпедгиз, 1932.- 98с.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. -272с. (Над чем работают, о чем спорят философы).
- Донская Т.К. Обучение и развитие на уроках русского языка.-Л.: 1981.
- Еремеева А. П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского (родного) языка: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1991.- 44с.
- Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. — N6.
- Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе //Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку.- М.: 1969.-104с.
- Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.-М.: Наука, 1982.-160 с.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития мышления и речи. //Русский язык в школе.- 1985.- N1, — С.47−54.
- Жумадилова Г. А. Речевое развитие учащихся при восприятии и продуцировании текста. Дисс. канд. пед. наук, — СПб., 1994.- 262с.
- Журавлев А. П. Звук и смысл : Кн. для внеклассного чтения (8−10 кл.) М.: Просвещение, 1981. — 160с., илл.
- Зельманова Л.М., Ивченков П. Ф. Использование звукозаписи на уроках русского языка и развития речи //Русский язык в школе.- 1977.-N6.- С. 65−71.
- Зельманова Л.М. Теоретические основы создания и использования средств обучения для развития устной речи учащихся IV-VIII классов: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1982.- 32с.- 144
- Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1984.-159с., ил.
- Зинченко В.П. От генезиса ощущений к образу мира //А.Н.Леонтьев и современная психология: Сб. статей памяти А. Н. Леонтьева.-М.: Изд-во МГУ, 1983.- С140−143.
- Иваницкая Г. М. Уроки развития связной речи. Пособие для учителя. К.: Рад. шк., 1984. — 208с.
- Иванов С.М. Быстрый холод вдохновенья. М.: Сов. Россия, 1988. -272с.
- Ивченков П.Ф. Обучающие изложения: 5−9 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 224с.
- Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности.- М.: Знание, 1968.- 30с.
- Изаренков Д. И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов //Русский язык за рубежом.- 1990.- N4.- С.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков Сб. статей.. Под ред. [и с предисл. ] Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972.- 351с.
- Интеграция и межпредметные связи в системе непрерывного профессионального образования: Тезисы докл. Межвузовской конференции, 15−16 ноября 1990 г.- Ленинград, 1990.- 63с.
- Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе (Материалы к спецкурсу).-М.: Наука, 1992.-126с.
- Исследование проблем психологии творчества/ Я. А. Пономарев, Н. Н. Семенов и др. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 336с.- 145
- Исскуство и школа: Книга для учителя./ Сост. А. К. Василевский. М.: Просвещение, 1981.- 288с.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя./ Сост. В. И. Викторов.- М.: Просвещение, 1981.-192с.
- Капинос В.И., Львова С. И. Об интегрированном курсе «язык и речь» // Русская словесность.- 1994.- N4.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход).- М.: Изд-во МГУ, 1983.- 168с.
- «author»>Колокольцев Е.Н. ". Неразделимы в России живопись, музыка, проза, поэзия." /// Лвш.- 1990.- N3.- С.86−89.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский.- М.: Педагогика, 1987.- 416с.
- Коренева А.В. Коммуникативно-ситуативные задачи как средство обучения речевому общению. Дис. канд. пед. наук: 13.00.02.- М., 1994.- 174с.
- Коростелев B.C., Пассов Е. И., Кузовлев В. П. Принципы создания системы коммуникативного обучения иноязычной культуре //Иностранные языки в школе.- 1988.- N2.- С.40−46.
- Коротаева Е.В. Обучение, погруженное в общение // Русский язык в школе. 1997.- N2.- С. 3−7.
- Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.- ML: Изд-во МГУ, 1979.- 144с.
- Красникова Е.И. Обзор зарубежных работ по проблемам восприятия музыки //Вопросы психологии.- 1981.- N2.- С.150−155.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996. 208с., ил.
- Кудрявцева Т. е. Современные подходы к обучению речи //Русский язык в школе.- 1996, — N3, — С.3−8.
- Купалова А.Ю. Базовый компонент содержания обучения родному языку (проект) // Базовый компонент и пути перестройки курса обучения предмету «Родной язык», — М., 1989.
- Ладыженская Т. А. Развитие речи учащихся как теоретическая и практическая проблема межпредметного характера //Советская педагогика. 1978.- N9.- С. 75−80.
- Ладыженская Т. А. Резервы развития дара слова у школьников //Начальная школа.- 1983.- N6.- С.72−75.
- Ладыженская Т.к. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся: Метод, рекомендации.- М.: МГПИ, 1985
- Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения, — М.: Просвещение, — 1986.- 127с.: илл.
- Латюк Л. А. Методика использования произведений живописи в системе работы по развитию связной речи учащихся IV класса. Дис. канд. пед. наук. М., 1974.- 257с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. — 214с.
- Леонтьев А.А. Принцип коммуникативности сегодня //Иностранные языки в школе, — 1986, — N2.- С.27−33.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.- 304с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т1 М.: Педагогика, 1983. — 320с., илл.
- Лем Ст. Игра в драконы //Семья и школа.- 1997.- N2.- С. 19.
- ИЗ. Лернер И. Я. Дидиактические основы методов обучения.- М.:1. Педагогика, 1981.- 185с.
- Липатова В.Ю. Развитие коммуникативно-речевых умений на основе знаний по риторике. Дис. канд. пед. наук: 13.00.02, — М., 1993.-162с.
- Львов М.Р. О речевом развитии учащихся средней школы //Советская педагогика.- 1973.-N9.
- Львов М.Р. К характеристике письменной речи учащихся средней школы //Вопросы психологии.- 1974.- N2.- С.150−155.
- Львов М.Р. К поискам теоретических основ развития речи учащихся //Советская педагогика.- 1976.- N8.- С.55−61.
- Львов М.Р. Методы развития речи учащихся //Русский язык в школе.- 1985.- N4.
- Львова С.И. Уроки словесности. 5−9 кл.: Пособие для учителя.- М.: Дрофа, 1996.- 416с.
- Максимова В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения. Дисс. доктора пед. наук.- Л., 1981.-476с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения.-М.: Просвещение, 1988.- 192с.
- Максимова В.Д. Развитие творческой активности учащихся сельской школы. Дисс. канд. пед. наук, — СПб., 1993, — 198с.
- Мамушин Вс.Евг. Изучение и развитие письменной речи учащихся в свете теории речевой деятельности. Дис. доктора пед. наук.-Иваново, 1979.- 409с.
- Мамушин В. Е. О развитии умения совершенствовать текст // Русский язык в школе, — 1972.- N2.- С.30−35.
- Мантатов В. В. Образ, знак, условность, М.: Высшая школа, 1980.- 160с.
- Маркова А. К. Проблема формирования мотивации учебной дея- 148 тельности //Советская педагогика.- 1979, — N11.- С.63−71.
- Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников //Вопросы психологии, — 1980.- N5.- С.47−60.
- Маркова А.К., Орлов А. П., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. //Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психол. Академии пед. наук СССР-М.: Педагогика, 1983.- 64с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/А.К.Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение. 1988. 207с.
- Матюшин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.: Педагогика, 1972.-208с.
- Межпредметные связи в преподавании лингвистических дисциплин: Методические рекомендации.- М.: МГПИ, 1988.- 114с.
- Межпредметные связи в преподавании русского языка. (Сб. ст. из опыта работы.) Пособие для учителей. Сост. Н. Н. Ушаков. М.: Просвещение, 1977.- 176с.
- Межпредметные связи в преподавании искусства в школе. Сб. научн. трудов /Под ред. Е. В. Квятковского.-М.: Изд-во АПН СССР, 1981.-97с.
- Межпредметные связи в учебном процессе. (Тематич. сб. статей) Ред.- сост.: Г. В. Воробьнв.- М.: НИИ ОП АПН СССР, 1974, — 309с.
- Межпредметные связи в процессе обучения. Сб. статей. Под ред. Кулагина П. Г. Пенза., 1971.- 59с.
- Меняйло И.Ю. О коммуникативно направленном преподавании русского языка в VIII классе //Русский язык в школе.- 1997.- N4.-С. 3−6.
- Мещеряков В.Н. Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка с учетом методической типологии текстов.
- Дис. доктора пед.наук. Сумы, 1985.- 386с.
- Методика преподавания этики в высшей школе. Методическое пособие для преподавателей./ Под ред. С. Ф. Анисимова.- М.: Высшая шк., 1980.- 144с.
- Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/ Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.- Под ред. Т. А. Ладыженской. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Просвещение, 1991. -240 с.
- Методика преподавания русского языка. /М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др. Под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990, — 365с.
- Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5−7 класса общеобразовательных учебных заведений. Науч. ред. В. В. Бабацева. М.: Просвещение, 1993. — 192с.: илл.
- Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975.
- Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов /В.В.Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова и др.- Под ред. В. В. Богословского и др.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1981., -383с., илл.
- О едином курсе русского языка на коммуникативно-деятель-ностной основе: Сб. статей. / Отв. ред. А. Ю. Купалова.- М.: МПРСФСР, НИИ школ, 1988.- С.
- Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М.: Высш. шк., 1990. — 382с.
- Орлова О.Б. Эмоционально-экспрессивные средства языка как основа формирования творческого отношения к слову у младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997.- 17с.
- Основы теории речевой деятельности. Под ред. А. А. Леонтьева.- М.: Наука, 1974.- 368с.
- Пахнова Т.М. Реализация внутрипредметных связей при изучении лексики как средства совершенствования речи учащихся. Дисс. канд. пед. наук. М.: МОПИ, 1983.- 215с.
- Пахнова Т.М. Работа над словом и текстом во время подготовки к сочинению в сельской школе //Русский язык в школе, — 1984, — N6.-с.5−11.
- Пахнова Т.М. Тема одна классы разные //Русский язык в школе.- 1988.- N4.- с.15−26.
- Пахнова Т.М. Анализ текста и работа со словарем на уроке-зачете в VIII-IX классах. //Русский язык в школе.- 1990.- N4.-с.42−53.
- Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка //Русский язык в школе.- 1993.- N3.- с.3−10.
- Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом в старших классах //Русский язык в школе.- N1-N3.
- Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9−11 кл.- Просвещение, 1997.- 176с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Пер. с франц. В. А. Летарского и др. М.: Просвещение, 1969.-659с.
- Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. Под ред. Т. А. Ладыженской и В. Н. Мещерякова. М.: Флинта, Наука, 1997.- 388с.
- Пленкин Н.А. О понятии «богатство речи» //Русский язык в школе.- 1987.- N3.
- Пленкин Н. А. Уроки развития речи: 5−9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1995.- 224с., илл.
- Плотникова Ю.П. Изучение эмоционально-экспрессивной лексики в V классе. //Русский язык в школе.- 1974.- N4.- С.33−36.
- Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.- 108с.
- Проблемы анализа художественного произведения в школе: Meтод. рекомендации для студентов/ МПГУ. Редкол. О. Ю. Богданова и др.-М.: Прометей, 1956.- 65с.
- Проблемы диагностики умственного развития учащихся. Сб. статей. Под ред. В. И. Калмыковой. М.: Педагогика, 1975.- 207с.
- Просецкий П.А., Семиченко В. А. Психология творчества. Учебное пособие/ Научный ред. М. И. Дьяченко. М.: Прометей, 1989.- 82с.
- Просвиркина И.И. Обогащение речи учащихся средствами оценки: Дисс. канд. пед. наук.- М., 1996.- 192с.
- Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Наука, 1974.- 147с.
- Психолингвистика. Сб. статей. Сост. A.M. Шахнарович. М.: Прогресс, 1984.- 367с.
- Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983.- 448с., ил.
- Психология восприятия.- М.: Наука, 1989.-197с.
- Психология процессов художественного творчества Сб. статей.- Л.: Наука, 1980.-285с.
- Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная.- М.: Наука, 1990.- 222с.
- Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю.Б.Гип-пенрейтер.- М.: Изд-во МГУ, 1984.- 287с.
- Путляева Л.В. О функциях эмоций в мыслительном процессе //Вопросы психологии.- 1979.- N1, — С.28−37.
- Развивайте дар слова: практика сочинений разных жанров (VII—VIII кл.) /Пособие для учащихся / Ю. И. Ровенский, П. Ф. Ивченков, Г. А. Богданова, С. А. Никольская. Сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова.-3-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1986.- 176с., илл.
- Развитие и диагностика способностей/ Л. Г. Алексеева, А. Н. Воронин, Т. В. Галкина и др.: АН СССР. Ин-т психологии.- М.: Наука, 1991.- 177с.
- Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 кл.: Кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1991. — 342с.: илл.
- Развитие творческой активности школьников/ А. М. Матюшкин, М. С. Аверина, Г. Д.Чистякова- Под ред. Матюшкина A.M.- НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1991.- 160с.: илл.
- Рейновский Я. Экспериментальная психология эмоций.- М.: 1979, — 159с.
- Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1978.-214с.
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности //Вопросы психологии.- 1982.- N4, — С.106−110.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. T.I.- М.: Педагогика, 1989.- 332с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.Н. М.: Педагогика, 1989.- 328с.
- Рыбникова М. А. Избранные труды: К 100-летию со дня рождения /Сост. И. Е. Каплан, — М.: Педагогика, 1985/7- 248с.
- Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знако-во-символической деятельности дошкольника.- Тула: Приок. кн. изд-во, 1993.- 264с.
- Сборник материалов II научно-практической конференции «Готовность учителя к воспитанию человека новой эпохи».- М.: ТЩЩ «Парус», 1995.- 104с.
- Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5−9 кл. Кн. для учителя/ В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик, — 153
- JI. Jl. Новоселова. М.: Просвещение, 1991. -192с.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996, — 192с., ил.
- Система обучения сочинениям в 4−8 классах. Под ред. Т. А. Ладыженской. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1973.- 367с.
- Сергеева Н.Н. Работа по картине с точки зрения современных представлений о типах речи //Русский язык в школе.- 1979.- N6.-С.30−34.
- Слезак-Шиндлер К. Искусство речи в школьном возрасте: Перевод с нем. / М.: Парсифаль, 1996.- 288с.
- Словарь синонимов: Справочное пособие.- Л.: Наука.- 1975.643с.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Педагогика, 1968.- 107с.
- Стрелкова Л. П. Уроки сказки. М.: Педагогика, 1989.- 128с.:илл.
- Стоуне Э. Психологическая теория и практика обучения- Пер с англ. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984.- 472с.: илл.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996.-240с., ил.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека /Сост. 0.В.Сухомлинская.- М.: Педагогика, 1989, — 288с.
- Творчество и личность. Тезисы докладов международного симпозиума (16 мая 1995 г.): Курск: КГТУ, 1995.- 192с.
- Теоретические проблемы использования искусства на уроках гуманитарного цикла. Сб. научных трудов, — М., 1977.- 42с.
- Теория и практика в школьном курсе русского (родного) языка. Межвузовский сб. научных трудов. Под ред. А. Ю. Купаловой.- М.: — 154
- Изд. НИИ школ MHO РСФСР, 1990.- 152с.
- Тихомиров O.K., Клочко В. Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности //Вопросы психологии.- 1980.- N5.- С.23−32.
- Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие.- М.: Изд-во МГУ, 1984.-272с.
- Учитель и общество: Сб. /Сост. А. И. Леонтьева.- М.: РИЦ «Татьянин день», 1995.- 144с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.-Л.: Изд-во Академии педагогических наук, 1950. Т9 327с.
- Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку: Учебное пособие Курск: изд. КГПИ, 1994, — 205с.
- Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981.- 445с.
- Фрумкина P.M. Вероятность элементов текста и речевое поведение.- М.: Наука, 1971, — 168с.
- Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. М.: Просвещение, 1983, — 128с.
- Ходякова Л.А. Работа над сочинением по картине //Русский язык в школе. N6 С. 14−17.
- Ходякова Л.А. Пейзажная живопись на уроках развития речи //Русский язык в школе.- 1993. N2. — С.12−15.
- Художественное творчество и ребенок/ Под общ. ред. Н.А.Вет-лугиной. М.: Педагогика, 1972.- 287с.- 155
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Просвещение, 1982, — 143с.
- Шацких В.М. Методика интегративного обучения иноязычной культуре детей дошкольного возраста (на примере интеграции французского языка, рисования, ритмики и музыки). Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: МПГУ, 1997.- 16с.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность,— Л.: Наука, 1974, — 247с.
- Шиф Ж.И., Петрова В. Г. Крупный вклад в решение проблемы развития в процессе обучения //Вопросы психологии.- 1976.- N4,-С.139−144.
- Эльконин Д.П. Психология обучения младшего школьника, — Знание. Серия «Педагогика и психология». 1974. N10.- 64с.
- Юнг К. Г. Психология бессознательного.- М.: Канон, 1994.317с.