Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Использование межпредметных связей в процессе развития речи на уроках русского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задача совершенствования методики развития речи учащихся является одной из наиболее важных задач современной методической науки. Указанная проблема сложна и многогранна. Она рассматривалась учеными в различных ее аспектах и нашла отражение в методической классике (труды Ф. И. Буслаева, А. М. Пешковского, К. К. Срезневского, К.Д.Ушинско-го), в исследованиях психологов и психолингвистов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психолингвистические и методические основы осуществления межпредметных связей в процессе развития речи на уроках русского языка
    • 1. 1. К истории вопроса об использовании межпредметных связей в процессе обучения в школе
    • 1. 2. Система межпредметных связей учебного предмета «Русский язык»
    • 1. 3. Психолого-педагогическое обоснование осуществления межпредметных связей предметов гуманитарно-эстетического цикла на уроках развития речи
  • Выводы
  • Глава II. Интегрированный урок развития речи как форма реализации межпредметных связей на уроках русского языка с целью -формирования коммуникативной компетенции учащихся
    • 2. 1. Определение интегрированного урока развития речи, его структура, место в методической системе развития речи
    • 2. 2. Методика организации и проведения интегрированного урока развития речи
    • 2. 3. Коммуникативный потенциал интегрированных уроков развития речи
  • Выводы
  • Глава III. Организация и проведение комплексного эксперимента
    • 3. 1. / Задачи и методы исследования
    • 3. 2. Организация и проведение обучающего эксперимента
    • 3. 3. Количественный и качественный анализ уровней развития письменной речи учащихся как одного из показателей сформированное&trade- коммуникативной компетенции на разных этапах исследования
  • Выводы

Использование межпредметных связей в процессе развития речи на уроках русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертационная работа посвящена важной психолого-педагогической и лингвометодической проблеме — развитию коммуникативной компетенции учащихся на основе осуществления межпредметных связей в процессе развития речи на уроках русского языка.

Осознание учеными и учителями-практиками необходимости обновления как содержания, так и форм образовательного процесса определило особенности переходного этапа, который переживает педагогическая наука. По мнению ряда исследователей, причина неудач школы, в том числе культурной и речевой безграмотности учащихся, заключается в потере равновесия в образовании, в настоящее время направленном преимущественно на интеллектуальное развитие при недостаточном внимании к воспитанию культуры чувств и культуры труда. Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости усиления роли гуманитарного образования, под которым понимается совокупность учебных предметов, создающих у учащихся целостное представление о человеке как носителе гуманистических идеалов и ценностей. Учебные дисциплины гуманитарного цикла способствуют формированию у школьников чувства собственного достоинства, готовности к взаимопониманию и взаимодействию.

В связи с этим основная цель обучения родному языку, актуальность которой подчеркнута в ныне действующих программах, состоит в том, чтобы научить школьников пользоваться родным языком как средством общения, познания мира и себя в нем, приобщения к культуре, развить в них умение активно и творчески владеть всеми видами речевой деятельности на родном языке, то есть научить слушать, говорить, читать, писать (создавать тексты).

При определении целей обучения, его содержания, уровня знаний, умений, навыков используются понятия: языковая, лингвистическая и коммуникативная компетенция, — что нашло отражение во «Временном государственном образовательном стандарте по русскому языку», в «Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку». Применительно к методике преподавания языка «компетенция» означает «осведомленность, совокупность знаний» (если речь идет о знании языка) и «способность» (если речь идет об умениях и навыках, практическом владении языком). Коммуникативная компетентность, являясь высшей ступенью в иерархии компетенций (языковой, лингвистической, правописной, речевой, лингвострановедческой (или этнокультуроведческой)), представляет собой нерасторжимое их единство, расширяет и углубляет их. В самом общем смысле коммуникативная компетентность — это способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Наиболее широкие возможности для формирования коммуникативной компетенции учащихся предоставляют уроки литературы, русского языка и особенно отведенные программами по этим предметам уроки развития речи.

Задача совершенствования методики развития речи учащихся является одной из наиболее важных задач современной методической науки. Указанная проблема сложна и многогранна. Она рассматривалась учеными в различных ее аспектах и нашла отражение в методической классике (труды Ф. И. Буслаева, А. М. Пешковского, К. К. Срезневского, К.Д.Ушинско-го), в исследованиях психологов и психолингвистов (Л.С.Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия), в работах по методике развития речи учащихся (М.А.Рыбникова, В. А. Добромыслов, Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Н. Е. Богуславская, А. Д. Дейкина, Т.Е.Зе-палова, П. Ф. Ивченков, В. И. Капинос, Е. А. Корсунский, А. Ю. Купалова, М. Р. Львов, С. И. Львова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, Н. А. Пленкин, М. С. Соловейчик, Т. И. Тамбовкина, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, Л.А.Хо-дякова и другие).

Тем не менее развитие речи как определенная область теории методики по-прежнему остается одной из актуальных, требующих дальнейших исследований, выводов, реализации в школьной практике эффективных путей и средств ее решения. Это оправдывает поиск новых подходов к проблеме.

Общая тенденция, наблюдаемая в современной науке, заключается в разработке комплексных, пограничных проблем, в освоении смежных областей. Процесс интеграции лингвистических (и не только лингвистических) наук, их взаимосвязи и взаимопроникновения, дает более надежную основу для построения теоретической базы преподавания языка. Методика обучения русскому языку как родному, а вместе с ней методика развития речи основывается на данных ряда наук: языкознания, психологии, логики, педагогики, этики и эстетики, русистики.

Усиление междисциплинарного характера обучения становится приоритетным направлением гуманизации учебно-воспитательного процесса. Интерес школы к такой интеграции учебных предметов, когда реализуются межпредметные связи и обеспечивается устойчивая мотивация учения, необычайно высок. Очевидно, что формирование коммуникативной компетенции, в том числе обучение устной и письменной речи разных типов, стилей и жанров будет успешнее, если руководствоваться принципом интегрированного использования межпредметных связей.

Проблема межпредметных связей в обучении — это отражение реально существующей всеобщей связи явлений, о которой писали Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский и другие. В дидактике и в частных методиках она была одной из ведущих в 60−80г.г. нашего столетия (М. Т. Баранов, Г. И. Беленький, Г. Б. Вершинина, Ф. Д, Дейкина, И. Д. Зверев, Н. А. Лошкарева, В. Н. Максимова, Т. М. Пахнова, Н. А. Пленкин, Н. Н. Ушаков, Л. А. Ходякова и другие). Ученые видят в межпредметных связях средство решения ряда общепедагогических и методических задач: усиления познавательных интересов учащихся, формирования целостного мировоззрения, усиления глубины и прочности знаний, обеспечения успешности обучения, его практической направленности, расширения интеллектуального кругозора учащихся.

Русский язык принадлежит к числу тех учебных дисциплин, где вопрос о межпредметных связях разработан недостаточно глубоко и многогранно. В частности, необходим поиск новых возможностей для реализации различных уровней связи предметов гуманитарного цикла при формировании коммуникативной компетенции учащихся.

Наиболее широкие возможности для развития навыков общения средствами языка предоставляют уроки развития речи. Основа этих уроковработа с текстом, когда текст рассматривается в качестве высшей единицы обучения, в которой «интегрируются, объединяются, синтезируются все элементы языковой системы» (Н.А.Ипполитова). Это позволяет реализовать все цели обучения в их комплексе: коммуникативную, образовательную, воспитательную. Уроки развития речи нельзя сводить просто к сумме определенных речевых умений и навыков, а следует понимать как одну из сторон деятельности и общения в ходе этой деятельности. Необходимо осознать: каждый урок сегодня должен стать средством общения, воздействия, убеждения. С изменением цели урока меняются методы и формы обучения.

Возникает необходимость во взаимосвязи между различными сторонами работы по развитию речи и объединяющем их принципе. Одним из возможных путей решения поставленной задачи видится комплексный подход к развитию речи. Суть его заключается в единстве и взаимообусловленности принципов интеграции, ситуативности, активизации речемыслительной деятельности, коммуникативности, функциональности, индивидуализации, новизны, что отражено в схеме N1.

Принципы ситуативности, активизации речемыслительной деятельности, коммуникативности, функциональности, индивидуализации, новизны, составляющие основу коммуникативно-деятельностного подхода к обучению языку, описаны в психологической и методической литературе (С.Л.Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, Н.И.ЖинкинВ.Г.Костомаров,.

Схема N1.

О.Д.Митрофанова, В. С. Коростелев, Е. И. Пассов, В. П. КузовлевГ.А.Золо-това, Н. А. Ипполитова, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова, Г. В. Каминский, Т. А. Ладыженская, С. И. Львова, Е. В. Мамушин, М. С. Соловейчик, Л. В. Щерба и другие).

Остановимся подробнее на принципе интеграции. Принцип интеграции, предполагая взаимодействие и взаимосвязь различных сторон деятельности учителя и учеников, приемов и форм, позволяет-.

— опираясь на общие моменты, объединить несколько предметов в рамках нового по своему качеству урока развития речи и показать своеобразие каждого интегрируемого предмета;

— осуществить единство образования, обучения, развития, воспитанияпринимая во внимание особенности творческого характера работы по развитию речи, опираться на законы учебного процесса и искусства, творчества;

— разнообразить виды деятельности учителя и учеников и объединить их в акте сотворчества на уроке.

В контексте урока развития речи интеграция как перспективное и актуальное направление в методике преподавания гуманитарных дисциплин — это не форма, а комплексное содержание, которое способствует активизации знаний, порученных из разных источников. Помимо задач усвоения/передачи знаний и формирования различных, в том числе речевых, умений и навыков на уроках развития речи создаются благоприятные условия для приобретения опыта эмоционально — ценностного отношения ребенка к действительности и опыта творческой работы. На уроке в процессе интеллектуальной деятельности высшего порядка раскрываются природные возможности ребенка, совершается работа по познанию мира и осознанию себя в нем, формируются умение жить в единстве и гармонии с природой, людьми, окружающей средой, навыки общения на родном языке.

Задача нашего исследования — внести в методику организации и проведения уроков развития речи необходимые коррективы с учетом усиления коммуникативной направленности обучения. Отметим, что разработанная нами система организации и проведения уроков развития речи, на которых активно используются межпредметные связи для формирования коммуникативной компетенции учащихся, органично входит в ныне действующую программу по развитию речи учащихся. Это позволяет организовать экспериментальное обучение школьников, развивая имеющую богатые традиции и опыт обучения русскому языку программу, основа которой была создана М. Г. Барановым, Т. А. Ладыженской, И. И Кулибабой в 1965 — 67 годах.

Все сказанное дает возможность предположить, что вопрос об использовании межпредметных связей как стимула и источника устных /письменных/ высказываний учащихся (наряду с учетом их воспитательного и развивающего воздействия) с целью Формирования коммунитативной компетентности школьников можно и нужно решать как методическую проблему в рамках программы по развитию речи учащихся в общеобразовательной школе.

Актуальность данного исследования определяется возрастающей практической необходимостью усиления коммуникативной направленности школьного курса развития речи и обогащения его содержания данными современных научных исследований по психолингвистике, методике обучения речи.

Данная работа имеет целью методическое обоснование возможности интегрированного использования межпредметных связей (в дальнейшем в качестве рабочего термина мы будем использовать аббревиатуру МСмежпредметные связи) для формирования коммуникативной компетентности учащихся, разработку и экспериментальную проверку методики проведения интегрированных уроков развития речи, определение их места в сложившейся методической системе развития речи учащихся.

Предмет исследования — разработка методики организации и проведения интегрированных уроков развития речи — одной из форм использования МС в процессе развития речи на уроках русского языка как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Объект исследования — письменная речь учащихся в процессе формирования их коммуникативной компетенции на интегрированных уроках развития речи.

Гипотеза исследования заключается в следующем: если на уроках развития речи активно использовать МС как стимулирующий материал для организации речевой деятельности учащихся, то это создаст условия для более эффективной работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

— установить степень разработанности различных аспектов проблемы в психологической, педагогической, лингвистической и методической литературе;

— определить (или уточнить) объем и содержание некоторых понятий, имеющих принципиальное значение в определении сути данного исследования («речевая ситуация», «речемыслительная активность», «речевое действие» и другие) — раскрыть содержание методических категорий «коммуникативно-деятельностный подход», «интегративный подход» применительно к теме исследования;

— выявить состояние исследуемой проблемы в практике обучения русскому языку;

— разработать методику организации и проведения интегрированных уроков развития речи, определить ее место в сложившейся методической системе развития речи;

— отобрать наиболее действенные приемы для использования межпредметных связей на уроках развития речи;

— создать пакет дидактических материалов;

— проверить эффективность разработанной методики в условиях классно-урочной системы с целью экспериментального подтверждения результативности ее применения для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:

— теоретический (анализ и обобщение фактов по проблеме диссертации на основе изученной литературы по лингвистике, психологии, философии, педагогике, дидактике, психолингвистике, методике преподавания русского языка, литературы, иностранных языков, и, в частности, методике развития речи);

— социально-педагогический (наблюдение за учебным процессом и его сторонами (учительученик) на уроках развития речианализ уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся на основе устных и письменных высказываний учеников, бесед с их учителями и родителями) ;

— социолого-педагогический (анкетирование учителей и школьников, беседы с педагогами и учащимися);

— экспериментальный (организация и проведение комплексного педагогического эксперимента (констатирующего, обучающего, контролирующего);

— статистический (обработка данных комплексного педагогического эксперимента, обобщение результатов исследования).

Основные этапы исследования.

На первом этапе (1989;1991 г. г.) главными методами были наблюдения и эксперименты, не выходившие за пределы собственного опытапопытка осмысления и теоретизации накопленного материала .

На втором этапе (1991;1993 г. г.) рассматривались и уточнялись исходные положения ряда наук (лингвистики, психологии, педагогики, философии, дидактики), выступающих в качестве теоретической основы данной работыанализировался педагогический опытопределялись основные положения исследования (его предмет, цель, задачи) — разрабатывалась гипотеза.

На третьем этапе (1993;1995 г. г.) проводились констатирующий и обучающе-разведывательный эксперименты, которые позволили установить уровень сформированности письменной речи учащихся пятых классов, выявить недостатки созданных сценариев интегрированных уроков развития речи, уточнить требования к их организации и проведению, подвергнуть материалы необходимой переработке. В то же время продолжалось изучение литературы по теме исследования, составлялся план спецсеминара по данной проблеме для слушателей курсов Курского областного ИПК и ПРО, разрабатывались методические рекомендации для учителей.

На четвертом этапе (1995;1997 г. г.) проводился обучающий эксперимент, в ходе которого проверялась эффективность предлагаемой методики в условиях средней школы и лицея, обобщались и систематизировались результаты работы, формулировались выводы.

Методологической основой исследования являются:

— осмысление философами реально существующей всеобщей связи явлений;

— выводы психологов о взаимообусловливающей связи процессов мышления и речи, о важности эмоций в деятельности человека;

— взгляд ученых-психологов на человека как гармонично функционирующее целое, познающее, чувствующее и действующее;

— разработка психолингвистами теории речевой деятельности;

— предложенная дидактами концепция многостороннего обучения;

— обоснование методистами коммуникативно-деятельностного подхода к обучению языку.

При проведении исследования мы опирались на труды по лингвистике, педагогике, психологии, методике русского языка и, в частности, методике развития речи.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность интегрирования ряда предметов школьного курса на уроках развития речи как стимула и источника устных и письменных высказываний учащихся, в процессе которых формируется коммуникативная компетенция.

2. Создана с учетом психолингвистических и педагогических требований методика формирования коммуникативной компетенции учащихся с помощью осуществления межпредметных связей в контексте урока развития речи.

3. Определено понятие «интегрированный урок развития речи», место данных уроков в методической системе развития речи учащихся.

4. Разработана и описана структура интегрированных уроков развития речи.

5. Определены критерии отбора содержания уроков в исследуемом нами аспекте, представлены разработки уроков.

6. Доказана эффективность разработанной методики.

Практическая значимость выполненного диссертационного исследования состоит в том, что в нем предлагается теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методика формирования коммуникативной компетенции учащихся на основе использования межпредметных связей.

Теоретические положения и практические материалы исследования могут быть использованы учителями школ, лицеев, гимназий, колледжей в их работепреподавателями вузов на лекционных и практических занятиях по методике развития речи, на спецсеминарах и спецкурсах, связанных с изучением проблем речевой деятельности и развития креативности личности, в процессе подготовки и проведения педагогической практики студентов, в работе курсов повышения квалификации учителей. Представленные в диссертации материалы могут найти применение при совершенствовании программ, методических пособий, при создании коммуникативно направленных учебников, пособий для учащихся и учителей.

Разработаны конспекты интегрированных уроков развития речи, собран богатый дидактивный материал (аудиои визуальные ряды, художественные тексты, разработаны карточки, задания, упражнения), отобраны сочинения учащихся, которые могут служить материалом для образцов и анализа.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется опорой на достижения лингвистической, психологической, методической наукобеспечивается комплексным экспериментом на базе средней школы N39 и школы-лицея N21 г. Курскаподтверждается положительными результатами эксперимента, количественным и качественным анализом письменных работ учащихся, сведениями, почерпнутыми из анкет, бесед с учителями, учениками и их родителями. В работу включены результаты длительных наблюдений диссертанта (тринадцать лет работы в качестве учителя русского языка и литературы в школе, в том числе три года — в качестве старшего преподавателя кафедры гуманитарного образования Курского областного ИПК и ПРО.).

Апробация и внедрение результатов исследований проводились на заседании лаборатории русской словесности Института общего образования МОПО РФ, на научно-практических конференциях в городах Москве, Воронеже, Курске, на кафедре гуманитарного образования Курского ИПК и ПРО, на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы при Курском областном ИПК и ПРО, на заседаниях методических объединений учителей русского языка в школах, где проходил эксперимент, а также в публикациях, в которых изложены основные направления исследовательской работы.

Автором проводились открытые уроки по теме диссертации для студентов Курского государственного педагогического института и учителей-словесников г. Курска и Курской области.

Материалы исследования внедрены в практику работы учителей России (этому способствуют публикации в журнале «Русский язык в школе»), видеозаписи двух интегрированных уроков развития речи используются в качестве учебного материала на занятиях студентов КГПУ и слушателей курсов Курского областного ИПК и ПРО.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Последовательное осуществление коммуникативной направленности уроков русского языка должно учитываться при построении методической системы развития речи учащихся средней школы.

2. Эффективность уроков развития речи повышается с введением в их структуру межпредметных связей, которые позволяют осуществлять целенаправленное воздействие на формирование мыслительных процессов, обогащение сенсорной и эмоциональной сфер учащихся, что активизирует речемыслительную деятельность школьников и в конечном счете благотворно сказывается на. воспитании духовно богатых и творчески активных личностей, имеющих навыки владения «правильной» и «хорошей» речью.

3. В системе работы по развитию речи учащихся возможно и необходимо использовать следующие приемы Формирования коммуникативной компетенции:

— естественные и созданные с помощью интеграции ряда предметов школьного курса речевые ситуации как средство мотивации речевой деятельности школьника, позволяющие на всех этапах формирования коммуникативных навыков вносить элемент творчества даже в репродуктивную деятельность учеников;

— сбалансированное соотношение всех видов речевой деятельности (слушание-говорение, чтение-письмо), приближающее речевые действия учащихся к реальным жизненным условиям.

3.4. Выводы.

Среди специально отведенных программой по русскому языку часов на развитие речи, которые используются для написания изложений, сочинений и их анализа, должное место следует отвести интегрированным урокам подготовки к сочинению, в чем убеждают, несмотря на некоторые расхождения, определяемые спецификой классов, результаты проведенного исследования. Эти уроки не только суммируют проделанную ранее работу по обогащению лексики, грамматического строя языка и синтаксиса письменной речи учащихся, но благодаря использованию МС создают обучающую среду, воздействие которой на внутренний мир учащихся благоприятно влияет на становление личностных качеств, индивидуальных творческих способностей каждого ученика.

Учащиеся, выступая в качестве говорящего (пишущего), обретают способность к общению, к реализации любого высказывания с учетом условий, при которых осуществляется акт говорения (слушания, чтения, письма), статуса адресата, объекта обсуждений. Они учатся осуществлять выбор нужных форм, типа речи, учитывать ее функционально-стилевые разновидности.

Интегрированные уроки развития речи способствуют формированию у школьников умений и навыков свободного изложения мыслей и чувств в устной и письменной форме, обучают их нормам русского литературного языка, приобщают учащихся к другим, помимо искусства слова, видам искусства, воспитывают у ребят уважение к творческому процессу и человеку-творцу.

Заключение

.

Полученные данные подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют в заключении сделать следующие выводы:

1. Интеграция гуманитарных дисциплин на уроках развития речи, являясь стимулом и материалом для речемыслительной деятельности учащихся, позволяет обеспечить развитие их интеллекта, сенсорно-эмоциональной сферы, речи.

2. Для эффективного применения разработанной методики интегрированных уроков развития речи необходимо учитывать, что интегрирование различных предметов школьного курса становится возможным на базе объединяющего их начала — образности. Такой подход позволяет развивать у учащихся чувство образно-композиционной пластики художественного пространства, составляющими которого являются общие для всех искусств понятия: форма, идея, объем, ритм, интонация и т. п. — эстетические и художественные.

Работа над средствами, с помощью которых создается образ в произведениях литературы, живописи, музыки, скульптуры, театра, кино и т. п.) пополняет опыт учащихся, расширяет их кругозор, обогащает лексику, грамматический и синтаксический строй речи, формирует навыки общения.

3. Обогащение с помощью реализации межпредметных связей окружающей школьника среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами поддерживает устойчивую мотивацию, стремление учащихся к самообразованию, потребность общения с искусством и, в процессе его осмысления и оценки, со сверстниками, учителями, развивает творческие способности, в частности, формирует правильную и закладывает основы хорошей речи.

4. Созданная с помощью интеграции различных видов искусства атмосфера обеспечивает возможности для сознательного и активного творчества. упражнений и практики самореализации учащихся в вербальной и невербальных Формах. Стимулирующая сила созданной на интурре речевой ситуации проявляется в демонстрируемой учащимися многоаспектности мышления, остроте мышления, смелости ассоциаций, яркости образного видения.

Предлагаемая методика будет эффективна в том случае, если педагог, предпринимая усилия для необходимых сдвигов в технологии обучения, сменит позицию «непререкаемого авторитета» на позицию внимательного и заинтересованного собеседника, сотрудника, сотворца, владеющего приемами «диалогового» общения с классом.

Отметим также, что данное исследование не претендует на создание полной и исчерпывающей системы работы по развитию связной речи учащихся в школе. Мы рассматривает его как одну из попыток проникновения в сущность сложной и фундаментальной проблемы. Реализованный в работе комплексный подход к организации и проведению интегрированных уроков развития речи сохраняет преемственную связь с той системой работы над связной речью, которая отражена в действующих программах, принята в современной школе и основу которой составляют коммуникативные умения.

Дальнейшей разработки, на наш взгляд, требует ряд аспектов обозначенной проблемы:

1. Определение существующих различных связей между обучением и развитием на уроках русского языка, в частности, на уроках развития речи. Дифференцируя понятия «учение» и «творчество», следует выяснить что усваивает ученик путем учения и путем творчествав чем своеобразие руководства учебным процессом, когда учитель применяет приемы обучения и творческого задания.

2. Разработка методики развития воображения, интуиции, словесных и других видов ассоциаций, т.к. их роль в раскрытии личностью ученика своих созидательных возможностей, в самореализации учащихся в словесном творчестве, в решении коммуникативных задач велика и не менее важна, чем наличие у школьников знаний, умений, мотивов.

— 137.

3. Определение роли последующей работы с ученическими сочинениями в формировании у школьников чувства самоценности и важности для других их творческих работ.

4. Формулировка в соответствии с возрастными особенностями, интересами, наклонностями, ценностями и эмоциональными установками тем, дающих возможность многовариантной их трактовки.

5. Разработка методов тестирования различных аспектов усвоения, роста, эволюции навыков письменной и устной речи учащихся как проявления степени развития их коммуникативной компетенции.

6. Определение роли личности учителя в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся при использовании МС на уроках развития речи. Поиск ответа на вопрос: Какие качества должны наличествовать у абитуриентов, развиваться у студентов филологических факультетов педагогических вузов, совершенствоваться у учителей в системе институтов по повышению квалификации и переподготовки работников просвещения (психо-эмоциональные характеристики, коммуникативно-речевые умения, социально-возрастной авторитет)?

— 138.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.С. Сочинение о сочинениях.- М.: Педагогика, 1986.160с.
  2. Актуальные проблемы развития речи учащихся. Сб. статей. Под ред. А. П. Еремеевой. М.: Просвещение, 1980. — 151с.
  3. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Т. 1 /Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика. 1980.- 230с.
  4. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Т.2 /Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика. 1980.- 287с.
  5. О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1983,-224с., нот., ил.
  6. Е. А. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности при изучении синтаксиса: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989.- 19с.
  7. М.Т. Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка //Урок русского языка на современном этапе.- М.: Просвещение, 1978.- С. 24−29.
  8. М.Т. Межпредметные связи русского языка в учебном процессе //Русский язык в школе.- 1979.- N3- С.9−14.
  9. В.Г. Избранное.- М.: Московский рабочий, 1954.552с.
  10. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1973.399с.
  11. Д.П. О подходе к исследованию интеллектуального творчества //Вопросы психологии.- 1976.- N4.- С.69−79.
  12. Д. П. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.-96с, — (Новое в жизни, науке, технике. Сер."Педагогика и психология" — N10).
  13. Д. П. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1983.- 176с.
  14. А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: Изд-во МГУ, 1982.- 200с.
  15. А.А. Личность и общение: Избр. труды.- М.: Педагогика, 1983.- 272с.
  16. Л.М. Использование комплекса искусств в формировании художественных взглядов подростков.- М., 1981, — 31с.
  17. Ф.И. О преподавании Отечественного языка. М.-Л.: Учпедгиз, 1941.-248с.
  18. Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка //Русский язык в школе.- 1996.- N1.- С.3−9.
  19. В.В. Изобразительное искусство и музыка.: Очерки.-Л.: Художник РСФСР, 1977.- 229с.
  20. Г. Б. Использование музыки в процессе работы поразвитию связной речи учащихся на уроках русского языка (в IV кл.). Дисс. канд. пед. наук.- М, 1985.-301с.
  21. «author»>Вершинина Г. Б. ".Вольно о музыке глаголить": Музыка на уроках развития речи: Пособие для учителя, М.: Новая шк., 1996.-191с.
  22. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности.- М.: Русский язык.- 1985.- 116с.
  23. Взаимосвязь чувственного опыта и понятия в учебной деятельности //Межвузовский сборник.- М.: МГПИ, — 1983.- 185с.
  24. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд. МГУ. 1990. 288с.
  25. В.В. 0 теории художественной речи.- М.: Высшая школа, 1974.- 270с.
  26. Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности // Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975.-253с.
  27. Л.А., Горчак А. Н. Сборник текстов для изложений (4−8 классы): Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. — 175с.
  28. Н.В. Речь и эмоции. Учебное пособие к спецкурсу по психологии.- М.: МНПИ иностр. языков им. Мориса Тореза, 1974.- 74с.
  29. Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения //Вопросы педагогики. 1984.- N4.- С. 60−69.
  30. Н.В. Эмоциональная регуляция речи. Автореферат дисс. доктора психологических наук.- М.: АН СССР. Институт психологии.-18с.
  31. Е. И. Интегративный подход к разработке теоретических основ преподавания иностранного языка //Иностранные языки в школе. -1988.- N1.- С. 20−24.
  32. Вопросы психологии личности школьника. Сборник статей. Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Изд-во Акад. пед. наук1. РСФСР, 1961.- 407с.
  33. Вопросы психологии способностей. Сборник статей. Под ред. В. А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1973. -216с.
  34. Г. Г. Ищи свой талант. М.: Молодая Гвардия, 1983.267с.
  35. Р.Е. Эмоционально-оценочная лексика и контекст //Русский язык в школе.- 1991.- N4.- С. 33−42.
  36. Л.С. Собр. соч.: В 6-ти Т. Т.З.- М.: Педагогика, 1983.- 368с.
  37. Л.С. Собр. соч.: В 6-ти Т. Т.4.- М.: Педагогика, 1983.- 372с.
  38. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93с.- илл.
  39. Г. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста //Вопросы психологии- 1974.-N5.- С. 107−114.
  40. Галкина-Федорук Е. М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке. Сб. статей по языку. М.: Изд-во МГУ, 1958.- С. 103−124.
  41. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.- М.: Наука, 1981.- 139с.
  42. А.И., Огарев Н. П. О воспитании и образовании /Сост. В. И. Ширяев. М.: Педагогика, 1990.- 368с.
  43. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии школьника. Перевод с англ. Л. И. Хайрусовой. Обш. ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976.- 495с.
  44. . Что такое психология : В 2-х т. Т.1: Пер. с- 142 франц. М.: Мир, 1992. — 496с., илл.
  45. И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. М.: Международные отношения, 1993. — 280с.
  46. И.Н. Невербальные компоненты коммуникации.- М.: Наука, 1981.- 134с.
  47. A.M. Собр. сочинений Т.29.- М.: Наука. 1972.- 392с.
  48. А.Н. Картина как средство развития речи.- М.-Л.: Искусство, 1965.- 307с.
  49. Е.Э. Психолого-педагогические условия развития творческого мышления учащихся 8−9 профильных технологических классов (на опыте интегрированных уроков трудового обучения и развития связной речи). Дис. канд.пед.наук Брянск. 1995, 163 с.
  50. Громова Е.И.К вопросу о влиянии музыки на речь в норме и патологии. Вестник Московского ун-та. (Сер. 14. Психология). 1984.-N1.- С59−67.
  51. В.В. Теория развивающего обучения.- М.: ИНТОР, 1996.- 544с.
  52. А. Д. Методика изучения лексики в 4−6 классах с учетом межпредметных связей. Дисс. канд. пед. наук, — М., 1979.- 16с.
  53. А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990.-176 с.
  54. Н.А. Изображение и слово.- М.: Искусство, 1962.314с.- 143
  55. Н.А. Избранные педагогические произведения.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.- 734с.
  56. В.А. К вопросу о языке рабочего подростка.- М.: Учпедгиз, 1932.- 98с.
  57. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. -272с. (Над чем работают, о чем спорят философы).
  58. Т.К. Обучение и развитие на уроках русского языка.-Л.: 1981.
  59. А. П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского (родного) языка: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1991.- 44с.
  60. Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. — N6.
  61. Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе //Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку.- М.: 1969.-104с.
  62. Н. И. Речь как проводник информации.-М.: Наука, 1982.-160 с.
  63. Н.И. Психологические основы развития мышления и речи. //Русский язык в школе.- 1985.- N1, — С.47−54.
  64. Г. А. Речевое развитие учащихся при восприятии и продуцировании текста. Дисс. канд. пед. наук, — СПб., 1994.- 262с.
  65. А. П. Звук и смысл : Кн. для внеклассного чтения (8−10 кл.) М.: Просвещение, 1981. — 160с., илл.
  66. Л.М., Ивченков П. Ф. Использование звукозаписи на уроках русского языка и развития речи //Русский язык в школе.- 1977.-N6.- С. 65−71.
  67. Л.М. Теоретические основы создания и использования средств обучения для развития устной речи учащихся IV-VIII классов: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1982.- 32с.- 144
  68. Л.М. Наглядность в преподавании русского языка: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1984.-159с., ил.
  69. В.П. От генезиса ощущений к образу мира //А.Н.Леонтьев и современная психология: Сб. статей памяти А. Н. Леонтьева.-М.: Изд-во МГУ, 1983.- С140−143.
  70. Г. М. Уроки развития связной речи. Пособие для учителя. К.: Рад. шк., 1984. — 208с.
  71. С.М. Быстрый холод вдохновенья. М.: Сов. Россия, 1988. -272с.
  72. П.Ф. Обучающие изложения: 5−9 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 224с.
  73. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности.- М.: Знание, 1968.- 30с.
  74. Д. И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов //Русский язык за рубежом.- 1990.- N4.- С.
  75. Изучение мотивации поведения детей и подростков Сб. статей.. Под ред. [и с предисл. ] Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972.- 351с.
  76. Интеграция и межпредметные связи в системе непрерывного профессионального образования: Тезисы докл. Межвузовской конференции, 15−16 ноября 1990 г.- Ленинград, 1990.- 63с.
  77. Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе (Материалы к спецкурсу).-М.: Наука, 1992.-126с.
  78. Исследование проблем психологии творчества/ Я. А. Пономарев, Н. Н. Семенов и др. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 336с.- 145
  79. Исскуство и школа: Книга для учителя./ Сост. А. К. Василевский. М.: Просвещение, 1981.- 288с.
  80. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя./ Сост. В. И. Викторов.- М.: Просвещение, 1981.-192с.
  81. В.И., Львова С. И. Об интегрированном курсе «язык и речь» // Русская словесность.- 1994.- N4.
  82. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход).- М.: Изд-во МГУ, 1983.- 168с.
  83. «author»>Колокольцев Е.Н. ". Неразделимы в России живопись, музыка, проза, поэзия." /// Лвш.- 1990.- N3.- С.86−89.
  84. Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский.- М.: Педагогика, 1987.- 416с.
  85. А.В. Коммуникативно-ситуативные задачи как средство обучения речевому общению. Дис. канд. пед. наук: 13.00.02.- М., 1994.- 174с.
  86. B.C., Пассов Е. И., Кузовлев В. П. Принципы создания системы коммуникативного обучения иноязычной культуре //Иностранные языки в школе.- 1988.- N2.- С.40−46.
  87. Е.В. Обучение, погруженное в общение // Русский язык в школе. 1997.- N2.- С. 3−7.
  88. Л.С. Воображение и его роль в познании.- ML: Изд-во МГУ, 1979.- 144с.
  89. Е.И. Обзор зарубежных работ по проблемам восприятия музыки //Вопросы психологии.- 1981.- N2.- С.150−155.
  90. Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996. 208с., ил.
  91. Т. е. Современные подходы к обучению речи //Русский язык в школе.- 1996, — N3, — С.3−8.
  92. А.Ю. Базовый компонент содержания обучения родному языку (проект) // Базовый компонент и пути перестройки курса обучения предмету «Родной язык», — М., 1989.
  93. Т. А. Развитие речи учащихся как теоретическая и практическая проблема межпредметного характера //Советская педагогика. 1978.- N9.- С. 75−80.
  94. Т. А. Резервы развития дара слова у школьников //Начальная школа.- 1983.- N6.- С.72−75.
  95. Т.к. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся: Метод, рекомендации.- М.: МГПИ, 1985
  96. Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения, — М.: Просвещение, — 1986.- 127с.: илл.
  97. Л. А. Методика использования произведений живописи в системе работы по развитию связной речи учащихся IV класса. Дис. канд. пед. наук. М., 1974.- 257с.
  98. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. — 214с.
  99. А.А. Принцип коммуникативности сегодня //Иностранные языки в школе, — 1986, — N2.- С.27−33.
  100. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.- 304с.
  101. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т1 М.: Педагогика, 1983. — 320с., илл.
  102. Лем Ст. Игра в драконы //Семья и школа.- 1997.- N2.- С. 19.
  103. ИЗ. Лернер И. Я. Дидиактические основы методов обучения.- М.:1. Педагогика, 1981.- 185с.
  104. В.Ю. Развитие коммуникативно-речевых умений на основе знаний по риторике. Дис. канд. пед. наук: 13.00.02, — М., 1993.-162с.
  105. М.Р. О речевом развитии учащихся средней школы //Советская педагогика.- 1973.-N9.
  106. М.Р. К характеристике письменной речи учащихся средней школы //Вопросы психологии.- 1974.- N2.- С.150−155.
  107. М.Р. К поискам теоретических основ развития речи учащихся //Советская педагогика.- 1976.- N8.- С.55−61.
  108. М.Р. Методы развития речи учащихся //Русский язык в школе.- 1985.- N4.
  109. С.И. Уроки словесности. 5−9 кл.: Пособие для учителя.- М.: Дрофа, 1996.- 416с.
  110. В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения. Дисс. доктора пед. наук.- Л., 1981.-476с.
  111. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения.-М.: Просвещение, 1988.- 192с.
  112. В.Д. Развитие творческой активности учащихся сельской школы. Дисс. канд. пед. наук, — СПб., 1993, — 198с.
  113. Мамушин Вс.Евг. Изучение и развитие письменной речи учащихся в свете теории речевой деятельности. Дис. доктора пед. наук.-Иваново, 1979.- 409с.
  114. В. Е. О развитии умения совершенствовать текст // Русский язык в школе, — 1972.- N2.- С.30−35.
  115. В. В. Образ, знак, условность, М.: Высшая школа, 1980.- 160с.
  116. А. К. Проблема формирования мотивации учебной дея- 148 тельности //Советская педагогика.- 1979, — N11.- С.63−71.
  117. А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников //Вопросы психологии, — 1980.- N5.- С.47−60.
  118. А.К., Орлов А. П., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. //Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психол. Академии пед. наук СССР-М.: Педагогика, 1983.- 64с.
  119. А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/А.К.Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение. 1988. 207с.
  120. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.: Педагогика, 1972.-208с.
  121. Межпредметные связи в преподавании лингвистических дисциплин: Методические рекомендации.- М.: МГПИ, 1988.- 114с.
  122. Межпредметные связи в преподавании русского языка. (Сб. ст. из опыта работы.) Пособие для учителей. Сост. Н. Н. Ушаков. М.: Просвещение, 1977.- 176с.
  123. Межпредметные связи в преподавании искусства в школе. Сб. научн. трудов /Под ред. Е. В. Квятковского.-М.: Изд-во АПН СССР, 1981.-97с.
  124. Межпредметные связи в учебном процессе. (Тематич. сб. статей) Ред.- сост.: Г. В. Воробьнв.- М.: НИИ ОП АПН СССР, 1974, — 309с.
  125. Межпредметные связи в процессе обучения. Сб. статей. Под ред. Кулагина П. Г. Пенза., 1971.- 59с.
  126. И.Ю. О коммуникативно направленном преподавании русского языка в VIII классе //Русский язык в школе.- 1997.- N4.-С. 3−6.
  127. В.Н. Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка с учетом методической типологии текстов.
  128. Дис. доктора пед.наук. Сумы, 1985.- 386с.
  129. Методика преподавания этики в высшей школе. Методическое пособие для преподавателей./ Под ред. С. Ф. Анисимова.- М.: Высшая шк., 1980.- 144с.
  130. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/ Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.- Под ред. Т. А. Ладыженской. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Просвещение, 1991. -240 с.
  131. Методика преподавания русского языка. /М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др. Под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990, — 365с.
  132. Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5−7 класса общеобразовательных учебных заведений. Науч. ред. В. В. Бабацева. М.: Просвещение, 1993. — 192с.: илл.
  133. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975.
  134. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов /В.В.Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова и др.- Под ред. В. В. Богословского и др.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1981., -383с., илл.
  135. О едином курсе русского языка на коммуникативно-деятель-ностной основе: Сб. статей. / Отв. ред. А. Ю. Купалова.- М.: МПРСФСР, НИИ школ, 1988.- С.
  136. В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М.: Высш. шк., 1990. — 382с.
  137. О.Б. Эмоционально-экспрессивные средства языка как основа формирования творческого отношения к слову у младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997.- 17с.
  138. Основы теории речевой деятельности. Под ред. А. А. Леонтьева.- М.: Наука, 1974.- 368с.
  139. Т.М. Реализация внутрипредметных связей при изучении лексики как средства совершенствования речи учащихся. Дисс. канд. пед. наук. М.: МОПИ, 1983.- 215с.
  140. Т.М. Работа над словом и текстом во время подготовки к сочинению в сельской школе //Русский язык в школе, — 1984, — N6.-с.5−11.
  141. Т.М. Тема одна классы разные //Русский язык в школе.- 1988.- N4.- с.15−26.
  142. Т.М. Анализ текста и работа со словарем на уроке-зачете в VIII-IX классах. //Русский язык в школе.- 1990.- N4.-с.42−53.
  143. Т.М. Художественный текст на уроках русского языка //Русский язык в школе.- 1993.- N3.- с.3−10.
  144. Т.М. Комплексная работа с текстом в старших классах //Русский язык в школе.- N1-N3.
  145. Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9−11 кл.- Просвещение, 1997.- 176с.
  146. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Пер. с франц. В. А. Летарского и др. М.: Просвещение, 1969.-659с.
  147. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. Под ред. Т. А. Ладыженской и В. Н. Мещерякова. М.: Флинта, Наука, 1997.- 388с.
  148. Н.А. О понятии «богатство речи» //Русский язык в школе.- 1987.- N3.
  149. Н. А. Уроки развития речи: 5−9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1995.- 224с., илл.
  150. Ю.П. Изучение эмоционально-экспрессивной лексики в V классе. //Русский язык в школе.- 1974.- N4.- С.33−36.
  151. И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.- 108с.
  152. Проблемы анализа художественного произведения в школе: Meтод. рекомендации для студентов/ МПГУ. Редкол. О. Ю. Богданова и др.-М.: Прометей, 1956.- 65с.
  153. Проблемы диагностики умственного развития учащихся. Сб. статей. Под ред. В. И. Калмыковой. М.: Педагогика, 1975.- 207с.
  154. П.А., Семиченко В. А. Психология творчества. Учебное пособие/ Научный ред. М. И. Дьяченко. М.: Прометей, 1989.- 82с.
  155. И.И. Обогащение речи учащихся средствами оценки: Дисс. канд. пед. наук.- М., 1996.- 192с.
  156. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Наука, 1974.- 147с.
  157. . Сб. статей. Сост. A.M. Шахнарович. М.: Прогресс, 1984.- 367с.
  158. Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983.- 448с., ил.
  159. Психология восприятия.- М.: Наука, 1989.-197с.
  160. Психология процессов художественного творчества Сб. статей.- Л.: Наука, 1980.-285с.
  161. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная.- М.: Наука, 1990.- 222с.
  162. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю.Б.Гип-пенрейтер.- М.: Изд-во МГУ, 1984.- 287с.
  163. Л.В. О функциях эмоций в мыслительном процессе //Вопросы психологии.- 1979.- N1, — С.28−37.
  164. Развивайте дар слова: практика сочинений разных жанров (VII—VIII кл.) /Пособие для учащихся / Ю. И. Ровенский, П. Ф. Ивченков, Г. А. Богданова, С. А. Никольская. Сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова.-3-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1986.- 176с., илл.
  165. Развитие и диагностика способностей/ Л. Г. Алексеева, А. Н. Воронин, Т. В. Галкина и др.: АН СССР. Ин-т психологии.- М.: Наука, 1991.- 177с.
  166. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 кл.: Кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1991. — 342с.: илл.
  167. Развитие творческой активности школьников/ А. М. Матюшкин, М. С. Аверина, Г. Д.Чистякова- Под ред. Матюшкина A.M.- НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1991.- 160с.: илл.
  168. Я. Экспериментальная психология эмоций.- М.: 1979, — 159с.
  169. Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1978.-214с.
  170. С.Л. Принцип творческой самодеятельности //Вопросы психологии.- 1982.- N4, — С.106−110.
  171. С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. T.I.- М.: Педагогика, 1989.- 332с.
  172. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.Н. М.: Педагогика, 1989.- 328с.
  173. М. А. Избранные труды: К 100-летию со дня рождения /Сост. И. Е. Каплан, — М.: Педагогика, 1985/7- 248с.
  174. Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знако-во-символической деятельности дошкольника.- Тула: Приок. кн. изд-во, 1993.- 264с.
  175. Сборник материалов II научно-практической конференции «Готовность учителя к воспитанию человека новой эпохи».- М.: ТЩЩ «Парус», 1995.- 104с.
  176. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5−9 кл. Кн. для учителя/ В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик, — 153
  177. JI. Jl. Новоселова. М.: Просвещение, 1991. -192с.
  178. А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996, — 192с., ил.
  179. Система обучения сочинениям в 4−8 классах. Под ред. Т. А. Ладыженской. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1973.- 367с.
  180. Н.Н. Работа по картине с точки зрения современных представлений о типах речи //Русский язык в школе.- 1979.- N6.-С.30−34.
  181. Слезак-Шиндлер К. Искусство речи в школьном возрасте: Перевод с нем. / М.: Парсифаль, 1996.- 288с.
  182. Словарь синонимов: Справочное пособие.- Л.: Наука.- 1975.643с.
  183. А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Педагогика, 1968.- 107с.
  184. Л. П. Уроки сказки. М.: Педагогика, 1989.- 128с.:илл.
  185. Э. Психологическая теория и практика обучения- Пер с англ. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984.- 472с.: илл.
  186. Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996.-240с., ил.
  187. В.А. Как воспитать настоящего человека /Сост. 0.В.Сухомлинская.- М.: Педагогика, 1989, — 288с.
  188. Творчество и личность. Тезисы докладов международного симпозиума (16 мая 1995 г.): Курск: КГТУ, 1995.- 192с.
  189. Теоретические проблемы использования искусства на уроках гуманитарного цикла. Сб. научных трудов, — М., 1977.- 42с.
  190. Теория и практика в школьном курсе русского (родного) языка. Межвузовский сб. научных трудов. Под ред. А. Ю. Купаловой.- М.: — 154
  191. Изд. НИИ школ MHO РСФСР, 1990.- 152с.
  192. O.K., Клочко В. Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности //Вопросы психологии.- 1980.- N5.- С.23−32.
  193. O.K. Психология мышления: Учебное пособие.- М.: Изд-во МГУ, 1984.-272с.
  194. Учитель и общество: Сб. /Сост. А. И. Леонтьева.- М.: РИЦ «Татьянин день», 1995.- 144с.
  195. К.Д. Собрание сочинений. М.-Л.: Изд-во Академии педагогических наук, 1950. Т9 327с.
  196. Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку: Учебное пособие Курск: изд. КГПИ, 1994, — 205с.
  197. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981.- 445с.
  198. P.M. Вероятность элементов текста и речевое поведение.- М.: Наука, 1971, — 168с.
  199. Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. М.: Просвещение, 1983, — 128с.
  200. Л.А. Работа над сочинением по картине //Русский язык в школе. N6 С. 14−17.
  201. Л.А. Пейзажная живопись на уроках развития речи //Русский язык в школе.- 1993. N2. — С.12−15.
  202. Художественное творчество и ребенок/ Под общ. ред. Н.А.Вет-лугиной. М.: Педагогика, 1972.- 287с.- 155
  203. С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Просвещение, 1982, — 143с.
  204. В.М. Методика интегративного обучения иноязычной культуре детей дошкольного возраста (на примере интеграции французского языка, рисования, ритмики и музыки). Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: МПГУ, 1997.- 16с.
  205. Л.В. Языковая система и речевая деятельность,— Л.: Наука, 1974, — 247с.
  206. Шиф Ж.И., Петрова В. Г. Крупный вклад в решение проблемы развития в процессе обучения //Вопросы психологии.- 1976.- N4,-С.139−144.
  207. Д.П. Психология обучения младшего школьника, — Знание. Серия «Педагогика и психология». 1974. N10.- 64с.
  208. Юнг К. Г. Психология бессознательного.- М.: Канон, 1994.317с.
Заполнить форму текущей работой