Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Что еще может быть левым?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У 79% правшей не только правая рука длиннее левой, но и левая стопа длиннее правой. Это объясняют тем, что, опираясь на левую сторону, человек освобождает правую для мелких движений. Только у 7% людей выявлены большая левая рука и большая правая стопа, у 19% отмечаются большие правые стопа и рука и у 5% — левые стопа и рука. Но величина стопы не свидетельствует о том, какая нога ведущая. Большая… Читать ещё >

Что еще может быть левым? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Весьма часто, зная о своей леворукости или праворукости, большинство людей не может сказать, с какой ноги они встают утром или какая нога первая выходит за порог дома. Даже в плохом настроении они лишь предполагают, что встали с левой ноги, никогда не фиксируя свое внимание на этом факте. Но практически все жители земли будут едины в том, что новая обувь неодинаково сидит на ногах. Особенно хорошо это известно опытным продавцам, которые всегда заставляют покупателей мерить оба ботинка, а не один. Ученым известно, что у человека есть не только ведущая рука, но и ведущие нога, глаз, ухо и даже ноздря и части языка.

Ведущая нога при движении делает несколько больший шаг, чем неведущая. При ходьбе с закрытыми глазами (когда отсутствует зрительный контроль) человек всегда отклоняется в сторону, противоположную ведущей ноге. Потому заблудившийся в лесу ходит по кругу. Движения ведущей ноги лучше осознаются, точнее рассчитываются по силе, направлению к цели, лучше координируются. Поскольку ее активнее используют, то и вероятность травматизма у нее выше.

Опросите своих знакомых: если кто-то из них ломал конечности несколько раз, то более вероятно, что это была одна и та же конечность. Другие варианты редки и обычно связаны с особенностью получения травмы, а не поведения человека.

У 79% правшей не только правая рука длиннее левой, но и левая стопа длиннее правой. Это объясняют тем, что, опираясь на левую сторону, человек освобождает правую для мелких движений. Только у 7% людей выявлены большая левая рука и большая правая стопа, у 19% отмечаются большие правые стопа и рука и у 5% — левые стопа и рука. Но величина стопы не свидетельствует о том, какая нога ведущая. Большая стопа отмечена у опорной ноги, тогда как активной в действиях может быть другая нога. До сих пор идут споры о том, какую ногу считать ведущей — опорную, маховую или толчковую. Опорная нога — та, на которую удобно опереться, маховой удобно делать движения, толчковой отталкиваются при прыжке. Весьма у многих людей в разных движениях преимущество получают разные ноги. Следовательно, и определение ведущей ноги требует проведения нескольких проб.

Большая длина левой стопы у правшей может иметь и другую причину. Известно, что правое полушарие контролирует движения левой ноги, а левое — правой. Правое полушарие у правшей, кроме того, отвечает за организацию поз, поэтому посылает больше управляющих импульсов к левой ноге. Величина кости определяется активностью мышц, ее покрывающих. Чем более активны мышцы стопы, тем больше ее размер.

Известно, что людей с ведущей правой ногой меньше, чем людей с ведущей правой рукой. Следовательно, у людей ноги более симметричны (одинаковы), чем руки. Это объясняется участием ног в формировании вертикального положения тела — наиболее распространенной позы. Вертикальное устойчивое положение тела — лишь видимость. Оно состоит из множества мельчайших падений: как только рецепторы сигнализируют о падении в одну сторону, мышцы противоположной стороны сжимаются, не просто выправляя позу, но с небольшим превышением приводя к падению уже в другую сторону. Следующая порция сигналов уже от новых рецепторов приведет к сокращению других мышц и т. д. Подобные падения становятся особенно заметными при длительном стоянии и усталости, когда амплитуда раскачиваний увеличивается.

В любой момент удержания позы происходит смена опоры, когда одна из ног является преимущественно управляющей, другая — опорной, следовательно, попеременно меняется напряжение их мышц. Поскольку в основных функциях — и в поддержании позы, и в движении — обе ноги задействованы одинаково (человек же не может при ходьбе пользоваться лишь одной ногой), то и другие движения ноги чаще задействованы одинаково, т. е. симметричны.

Предпочтения в сенсорной сфере практически не заметны, если нет повреждений глаз или ушей. Тем не менее у большинства людей есть явное преимущество одного глаза, как и предпочтение руки. Преобладание правого глаза обнаружено у 62,6% обследованных, левого — у 30%, симметрия зрения отмечена в 7,4% случаев. У большинства близоруких людей один глаз видит хуже, другой — лучше, причем лучше обычно видит ведущий глаз. Когда человек делает грубую настройку на объект в бинокле, он ориентируется на свой ведущий глаз. Если другой человек затем возьмет этот бинокль и посмотрит в каждый из его окуляров одним глазом, то обнаружит различную четкость изображения. Следовательно, тот, кто делал настройку бинокля, ориентировался на один глаз — ведущий.

Подобное предпочтение известно и для уха. Число людей с ведущим левым ухом больше, чем леворуких. И точно также, как и предыдущие параметры, ведущее ухо определить непросто. Более того, в случае уха многие методики недоступны для людей, не имеющих специальных технических устройств. Ученые определили, что у большинства людей левое ухо более чувствительно к громкости звука, а правое — к различению его высоты. Кроме того, большинство людей лучше запоминает слова, сказанные в правое ухо (это называется «эффектом правого уха»), а мелодии, птичьи голоса, лучше различает левым ухом («эффект левого уха»). Следовательно, нельзя просто говорить о ведущем ухе, часто каждое из них является ведущим в той или иной деятельности.

Есть различия в чувствительности левой и правой ноздрей к запахам, разных частей языка ко вкусу продуктов. Однако они не имеют значения в повседневной жизни, и люди не обращают на них внимания.

У каждого человека возможны разные сочетания ведущих показателей, например ведущая правая рука, левое ухо, правый глаз и симметричные (одинаково функциональные) ноги. О чем может говорить это сочетание? Можно ли использовать набор таких показателей для предсказания психологических особенностей человека, его стрессоустойчивости, а у детей — для освоения ими школьной программы? Можно ли по этим показателям предсказать будущую профессию ребенка?

Было проведено множество исследований, которые выявили определенные взаимосвязи, но они оказались не такими простыми для практического использования, как хотелось бы. Позднее мы поговорим об этих работах подробнее.

Сейчас в ряде авиакомпаний не берут леворуких летчиков. Но это не связано с их психологическими особенностями. Такое требование обусловлено тем, что вся аппаратура создана для удобства праворукого человека. В экстренных ситуациях, когда жизни людей зависят от скорости движений экипажа, праворукие действуют успешнее и быстрее. По этой же причине леворукие водители чаще попадают в аварии.

Первые исследования психологических особенностей праворуких и леворуких людей происходили еще тогда, когда не были разработаны точные правила проведения психологического эксперимента. Часто в таких работах участвовало мало людей, результаты не были достаточно статистически обработаны, поэтому в ряде из них были получены результаты, которые в дальнейшем не подтвердились другими исследователями. В то же время до сих пор в популярной литературе встречаются ссылки на них. Например, есть данные, в которых говорится о том, что леворукие люди имеют худшие показатели по многим психологическим параметрам по отношению к праворуким. Отсюда делается ложный вывод о необходимости тренировки правой руки у леворуких детей. Сейчас известно, что группы леворуких и праворуких людей слишком неоднородны, поэтому данные результаты не рассматриваются как достоверные, а некоторые выводы из них просто ошибочны.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой