Теория и методика обучения педагогической технологии в системе непрерывного профессионального образования учителя
Диссертация
С позиции системного взгляда на педагогическое воздействие обнаружились элементы этого феномена, представляющие собой систему слагаемых педагогической технологии как компонента профессионализма учителя. Основные элементы педагогической технологии: педагогическое общение, педагогическая оценка, педагогическое требование, педагогическое разрешение и создание конфликта, информативное речевое… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ ОБНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ
- 1. 1. Становление и развитие гуманистических представлений в педагогике
- 1. 2. Культурологический взгляд на воспитательный процесс
- 1. 3. Концептуальные подходы к непрерывному профессиональному педагогическому образованию
- Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
- 2. 1. Исторические и научные предпосылки педагогической технологии
- 2. 2. Содержание и принципы педагогической технологии
- 2. 3. Педагогическое воздействие как основное понятие педагогической технологии
- Глава III. СЛАГАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
- 3. 1. Ключевые операции педагогической технологии
- 3. 2. Основные слагаемые педагогической технологии
- 3. 3. Дополнительные слагаемые и перспективы развития педагогической технологии
- Глава IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- 4. 1. Содержание учебного предмета «Педагогическая технология»
- 4. 2. Специфика организации учебных занятий по педагогической технологии
- 4. 3. Место учебного предмета «Педагогическая технология» в 325 системе педагогических дисциплин
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1985. — 448 с.
- Акинфиева Н.В. Конструирование педагогических технологий: Учеб.-метод. пособие. Саратов: Пароход, 1999. — 59 с.
- Активизация форм и методов развития духовной культуры личности студента / Под ред. Л. Е. Серебрякова. — Вологда: ВГПИ, 1991. 84 с.
- Алексашина И.Ю. Использование шкал оценок конструктивных умений будущего учителя // Методы изучения профессиональной направленности личности учителя: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. образования взрослых. М.: АПН СССР, 1980. — С. 78−83.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1980. Т. 1. — 228 с.
- Аристотель. Сочинения: В 4-х т. М.: Мысль, 1976. — Т. 2. — 686 с.
- Ю.Асмолов А. Г. Психология индивидуальности: Методол. основы развитияличности в историко-эволюц. процессе: Учебно-метод. пособие для студентов фак. психологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С. 37.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог: Психопедагог: Психоисторик / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 767 с.
- Баланюк Г. И. О педагогической технике // Советская педагогика. — 1965. -№ 1.-С. 125−130.
- Байко А.Н. Теория и методика формирования воспитывающих отношений в общеобразовательной школе. Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1991.-24 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. псих. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. 3-е изд. — М.: МПСИ, 2001. — 352 с.
- Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие. Ярославль: Ярослав, гос. ун-т. — 1986. — 80 с.
- Батракова С.Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся: Учеб. пособие. Ярославль: Ярослав, гос. ун-т. — 1986. — 82 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр. / Прим. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. — М.: Искусство, 1979. 423 с.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. — М: Педагогика, 1989. 205 с.
- Белостоцкая Н.Г. Культура публичного выступления: Краткие метод, указания и упражнения. — М.: Б. и. — 1972. 117 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
- Берулава М.Н. Принципы гуманизации образования // Гуманизация образования. Международный журнал по педагогике и психологии. -2001.- № 1. С. 15−34.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во Ин-та профобразования Министерства образования России, 1995. — 336 с.
- Бобырев Н.Д. Формирование элементов педагогического мастерства у студентов высшего учебного заведения: Дис. канд. пед. наук. — Казань, 1983.- 138 с.
- Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 123−128.
- Боголюбов В.М. Введение в педагогическую технологию. Пятигорск: ПГЛУ, 1996.-233 с.
- Богуславский С.Р. Пока сердца для чести живы. М.: Знание, 1990. — С. 50−51.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.-199 с.
- Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. — Л.: Ленинградский ун-т, 1970. 135 с.
- Бодалев А.А. Психология общения. М.: Знание, 1978. — 82 с.
- Бодалев А.А. Психология межличностного общения. — Рязань: РВШ МВД РФ, 1994.-89 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. тр. М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
- Божович JI.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна- Вступ. ст. Д. И. Фельдштейна. — 3-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-352 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — С. 79.
- Большая советская энциклопедия: В 30-ти т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1976. — Т. 25. — С. 653.
- Бухвалова Э.О. О требованиях к речи педагога // Народное образование. — 1982.-№ 1.-С. 17−18.
- Бушелева В.В. Поговорим о воспитании: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1988. 137 с.
- Василенко Ю.С. О голосе педагога // Советская педагогика. — 1972. — № 7. -С. 12−14.
- Верб М.А., Куценко В. Г. Педагогическая техника // Теория и методика коммунистического воспитания в школе: Учеб. пособ. для пед. ин-тов / Под ред. чл.-кор. АПН СССР Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1974. — 288 с.
- Вербовая Н.П., Головина О. Н., Урнова В. В. Искусство речи. — М.: Просвещение, 1977. 234 с.
- Возрастная психология. Курс лекций / Под ред. Н. Ф. Добрынина. М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
- Волков Г. Н. Педагогика жизни. — Чебоксары: Б. и., 1989. 134 с.
- Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
- Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
- Габдреева Г. Ш. Самоуправление психическим состоянием. — Казань: Казанский ун-т, 1981. — 82 с.
- Галахова П.В. Влияние элементов педагогической техники на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики // Психическая саморегуляция в педагогическом процессе: Сб. науч. статей / Отв. ред. И. Е. Шварц. Пермь: Б. и., 1977. — 79 с.
- Гален К. О назначении частей человеческого тела. Пер. с древнегреч. — М.: Академия, 1971. 132 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентир. образоват. концепций). — М.: Совершенство, 1998. — 605 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? 3-е изд., испр. и доп. — М.: ЧРо, 2002.-239 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учеб. пособие для ст-ов вузов, обуч-ся по спец. психология. — М.: Ч Ро: Юрайт, 2002. 322 с.
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. — M.-JL: Искусство, 1967. 295 с.
- Гиппиус С.В. Место и значение тренинга в актерском воспитании: Автореф. дис.. канд. пед. наук —М., 1967. 24 с.
- Гиппократ. Сочинения. Пер. с греч. В. И. Руднева. Ред. и прим. В. П. Карпова: В 2-х т. M.-JL: Медгиз, 1941. — 364 с.
- Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. — Воронеж: Воронеж, пед. ин-т, 1988. 96 с.
- Головенко О. М. Система К.С. Станиславского в процессе формирования педагогической техники будущего учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1991.-24 с.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1988. — 319 с.
- Голубовский Б. Г. Пластика в искусстве актера. М.: Искусство, 1986. — 188 с.
- Горбушина JI.A. Выразительное чтение и рассказывание: Учеб пособ. для пед. уч-щ, 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1975. 144 с.
- Гордин Л.Ю., Коротов В. М., Лихачев Б. Т. Методика педагогического воздействия. -М.: Просвещение, 1967. — 144 с.
- Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. — М.: Педагогика, 1971. 200 с.
- Гордин Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования: Автореф. дис.. доктора пед. наук. -М., 1979. — 37 с.
- Гришин Э.А. Этика воспитания. — Владимир: Владимирский пед. ин-т, 1983.-112 с.
- Грэхэм Д. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик или Как пользоваться своим биокомпьютером в голове в поисках счастья. — М.: ТОО Класс, 1993. 206 с.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996.- 112 с.
- Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. — М.: Народное образование, 2001. 126 с.
- Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. М.: Знание, 1998. — 69 с.
- Гурова Р.Г. О методологии и методах исследования проблем воспитания.- М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1989. 67 с.
- Дарвин Ч. Сочинения / Ред. коллегия: акад. В. Н. Сукачев (глав, ред.) и др.- М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953. Т. 5. — 1040 с.
- Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. М., 1935. — С. 211−236.
- Джайнот X. Дж. Родители и дети: Пер. с англ. М.: ПНАМП «Арбат», 1992.-95 с.
- Динейка К. Движение, дыхание, психофизиологическая тренировка. 3-е изд., перераб., доп. — М.: Физ-ра и спорт, 1986. 64 с.
- Дмитрик И.С. Теоретические основы обучения будущих учителей педагогической технологии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Киев, 1989.-24 с.
- Добрович А.Б. Общение: Наука и искусство. 2-е изд. — М.: Знание, 1980. — 159 с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. — М.: Просвещение, 1987. — 205 с.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. -М.: Просвещение, 1989. 189 с.
- Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга: Учеб. пособ. JL: ЛГУ, 1983. — 103 с.
- Ершова Л.Д. Особенности восприятия учителем личности ученика: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1973. — 24 с.
- Ерастов Н.П. Психология общения: Пособ. для студ-ов-псих-гов. — Ярославль: ЯрГУ, 1979. 96 с.
- Закон РФ «Об образовании» // Высшее образование в России. 1992. -№ 3.
- Зарецкая И.И. Нравственное воспитание учащихся: Метод, пособ. для препод, ср. проф.-тех. уч-щ. М.: Выш. шк., 1986. — 243 с.
- Зарецкая И.И., Ломизе Л. С. Формирование личности — цель воспитания // Советская педагогика. — 1989. № 12. — С. 17—23.
- Зимбардо Ф. Застенчивость: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1991. — 207 с.
- Иванова С.П. Современное образование и проблема его гуманизации // Психологические аспекты гуманизации образования: сб. нач. ст. / Под ред. Рыбаковой Н. А. Псков: ПГПИ, 1999. — 140 с. — С. 4−20.
- Иванова С.Ф. Специфика публичной речи: В помощь слушателям школ молод, лектора М.: Знание, 1978. — 126 с.
- Игры для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петрусинского. — М.: Просвещение, 1991. 112 с.
- Изучаем язык мимики и жестов: Методич. Разработки / Сост. И. А. Фролова и др. Н. Новгород: НГПИ, 1991. — 77 с.
- Ильин Е.Н. Искусство общения: Из опыта работы учителя лит-ры. -Минск: Нар. асвита, 1987. 108 с.
- Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособ. для студ-тов пед. ин-ов. М.: Просвещение, 1984. — 495 с.
- Ильинский И.М. О терроре и терроризме. М.: МГСА, 2001. — 76 с.
- Иоч Э. О. Основы педагогического мастерства преподавателей высшей школы // Совершенствование педагогической работы в вузе: Сб. ст. / Редкол.: Тащев А. К. и др. Челябинск: ЧПИ, 1979. — С. 100−105.
- Использование психолого-педагогических знаний в практической деятельности: Сб. научных трудов / АПН СССР, НИИ общ. образования взрослых / Отв. ред. Г. С. Сухобская. М., 1983. — 70 с.
- Кабуш В.Т. Воспитание школьников в условиях обновления общества. -Минск: ИПК и ПРР и СО, 1994. 182 с.
- Каган М.С. Философия культуры. Становление и развитие: Учеб. пособ. для студентов вузов. — СПб., 1998. — 204 с.
- Кальней В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик»: Метод, пособие для учителя. М.: Пед. о-во России, 1999.-75 с.
- Кампанелла Т. Город солнца. M.-JL: Просвещение, 1954. — С. 51−56.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. — М.: НИИВШ, 1977.-64 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
- Кармин А.С. Культурология социальных отношений. СПб.: Лань, 2000. — 125 с.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В. П. Зинченко, Ю. М. Жукова. -Новосибирск: Наука Сиб. отд-е, 1990. 259 с.
- Квинтилиан М.Ф. Двенадцать книг риторических наставлений. Пер. с латинс. М.: Просвещение, 1973.-201 с.
- Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. — М.: Класс, 1993.-222 с.
- Кларин М.В. Оценка эффективности психолого-педагогической подготовки будущих учителей. М.: Знание, 1987. — 64 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубеж. опыта. М.: Знание, 1989. -15 с.
- Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: Всерос. театр, о-во, 1976. — 527 с.
- Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. — М.: Политиздат, 1975. -271 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1970.-391 с.
- Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1978. 158 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения М.: Просвещение, 1955. — 532 с.
- Кон И. С. Личность как субъект общественных отношений. — М.: Знание, 1966.-48 с.
- Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности: Лекции. — М.:Б. и., 1991.-135 с.
- Коротов В.М. Педагогическое требование. М.: Просвещение, 1966. — 211 с.
- Коротов В.М. Методика воспитательного процесса. Лекции по педагогике. М.: Б. и., 1969. — 84 с.
- Коротов В.М. Идущему на первые уроки. 2-е изд., дораб. М.: Педагогика, 1977. — 88 с.
- Коротов В.М. Учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе: Метод, рекомендации в помощь лекторам и методистам ин-тов усоверш. учителей. М.: Б. и, 1980. — 38 с.
- Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров школ и студентов пединститутов. -М.: Просвещение, 1983. —223 с.
- Коротов В.М. Воспитание ученика: Книга для учителя. — М.: Б. и., 1990.- 112 с.
- Коротов В.М. Методика воспитательной работы. М.: Б.и., 1990. -116 с.
- Коротов В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980. -191 с.
- Коротов В.М. Педагогическая технология гуманистического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. — Соликамск: СГПИ, 1996. 78 с.
- Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: Традиции и перспективы. -М.: Знание, 1993.-112 с.
- Корчак Я. Избранные педагогические произведения: Пер. с польского / Сост. и автор примеч. Е. С. Рубенчик. — М.: Педагогика, 1979. 473 с.
- Кочетов А. Техника педагогического воздействия // Народное образование. 1969. — № 9. — С. 7−9.
- Краевский В.В. Образование, воспитание, социализация в контексте педагогической науки // Мир образования образование в мире. Научно-методический журнал. — 2001. — № 2. — С. 5—12.
- Краевский В.В. Проблемы целостного учебно-воспитательного процесса в средней школе // Советская педагогика. 1984. — № 9. — С. 7−11.
- Краткая философская энциклопедия. — М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994.-576 с.
- Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1997. — 64 с.
- Кроль Э.М., Михайлова E.JI. Человек-оркестр: Микроструктура общения. -М.: Класс, 1993. 154 с.
- Ксенофонтова Н.Г. Элементы театральной педагогики в обучении студентов: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1979. — 143 с.
- Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития познавательных способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984.-№ 1.-С. 23−26.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Лениздат, 1985.-195 с.
- Куликов В.Н. Психология внушения: Учеб. пособие. — Иваново: ИПК, 1978.-112 с.
- Курс педагогических технологий: В помощь будущему учителю / О. И. Казенкина, Е. В. Кирова и др. М.: Альфа, 1999. — 196 с.
- Кухарев Н.В. Педагогическая теория и школьная практика: Экспер.-дидакт. иссл-е на матер, обуч-я уч-ей мастерству форм-я уме. самос-ти уч-ся Минск: БГУ, 1978. — 296 с.
- Куценко В.Г. Управление самовоспитанием учащихся. Спец. курс лекций Л.: Б. и, 1973. — 64 с.
- Лебединский В.В. Развитие современного подростка. М.: Б.и., 1990.
- Леванова Е.А. Готовясь работать с подростком. М.: МПГУ, 1993. — 151 с.
- Леви В.Л. Охота за мыслью: Заметки психиатра. 2-е изд., перераб. — М.: Мол. гвардия, 1971.-224 с.
- Леви В.Л. Искусство быть собой. — М.: Знание, 1990. — 253 с.
- Левина М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования. Минск: Акад. последиплом. образ-я, 1988. — 343 с.
- Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964. 344 с.
- Левитов Н.Д. Психология характера. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1969.-424 с.
- Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М.: Политиздат, 1976.-Т. 18.-С. 337.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 47 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Лернер И.Я. Внимание технологии обучения // Советская педагогика. -1990.-№ 3.-С. 139−141.
- Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения: Уч. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Для студентов высш. учеб. заведений и слушателей ФПК. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Прометей, 1993. -462 с.
- Локк Д. Сочинения: В 3-х т. Пер. с англ. Ред. и авт. примеч. И. С. Нарский, А. Л. Субботин. М.: Мысль, 1985. — Т. 1. — С. 72−221.
- Лосавно О.В. Педагогическая техника как средство повышения работоспособности студентов: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1990. — 24 с.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981.-208 с.
- Львова Ю.А. О некоторых вопросах психологии труда учителя. — М.: Б. и., 1968.-17 с.
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
- Ляудис В.Я. Развитие памяти в процессе обучения: Автореф. дис.. доктора психол. наук. — М., 1977. 38 с.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. — М.: Педагогика, 1983−1986.
- Мальковская Т.Н. Учитель ученик. — М.: Знание, 1977. — 64 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуман. Фонд «Знание», 1996. — 308 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 30-и т. 2-е изд. — М.: Госкомиздат, 1956−1966.-Т. 18.-С. 476.
- Методология профессионального туристского образования: Монография / М. Я. Виленский, В. А. Горский, В. И. Жолдак и др. — М.: Советский спорт, 2001. 200 с.
- Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Мироненко В.В. История и состояние проблемы психологии выразительных движений // Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 91— 104.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. — Волгоград: Перемена, 1995. — 125 с.
- Монтень М. Опыты. М.-Л.: Политиздат, 1960. — Кн. 1. — С.189−212.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 111 с.
- Мудрик А.В. Общение школьников. М.: Знание, 1987. — 76 с.
- Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений: В помощь лектору. М.: Знание, 1990. — 39 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. / Под ред. А.А. Бодалева- Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 362 с.
- Насбит Д., Эбурдин П. Мегатенденции. Год 2000. Что нас ждет в 90-е годы. М.:Эрудит, 1991. — 209 с.
- Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия: Учеб. пособие для пед. ин-тов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1972. — 215 с.
- Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность: Пособие для пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1968. 207 с.
- Новикова Л.И. Школа и среда / Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология». М.: Знание, 1985. — № 8. — С. 3.
- Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. 3-е изд., перераб.- М.: Политиздат, 1989. 254 с.
- Общественно-педагогическая работа — необходимое звено в профессиональной подготовке будущего учителя / Под ред. М. С. Тесемницина. М.: МГПИ, 1974. — 68 с.
- Огородников И.Т., Шимбирев П. Н. Педагогика. Учебник для учительских институтов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Учпедгиз, 1950. — 432 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой 22-е изд. — М.: Рус. яз., 1990. — 921 с.
- Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И. Я. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
- Основы педагогического мастерства: Метод, рекомендации / Сост. Л. П. Стрельницкая. Душанбе: Б. и. — 1991. — 72 с.
- Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М.: Знание, 1980. — 191 с.
- Педагогические задачи и ситуации по теории и методике воспитания: Учебно-методические материалы / Сост. Р. Г. Асмолова, Е. А. Леванова и др.-М.: Прометей, 1991.-С. 41−65.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для пед. вузов и ун-тов / Авт. колл-в И. А. Каиров, Н. Д. Левитов, К. И. Львов и др. М.: Учпедгиз, 1939. — 514 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
- Педагогическая технология: Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника / Сост. Н. Е. Щуркова. М.: МИПКРО, 1992. — 88 с.
- Педагогическая техника: Программа для педвузов / Под ред. В. А. Сластенина. М.: МГПИ, 1985. — 34 с.
- Педагогическая технология: Программа учебного курса / Под ред В. А. Сластенина. — М.: Прометей, 1991. 29 с.
- Пекелис В.Д. Твои возможности, человек! 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Знание, 1986.-270 с.
- Петерсон И.Р. Педагогическая игра как средство формирования коммуникативных умений у будущих учителей: Автореф. дис.. канд. пед. наук Л., 1984. — 24 с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. -М.: МГУ, 1982. 168 с.
- Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. — Новгород: АЙ КЬЮ, 1992. 262 с.
- Пинкевич А.П. Педагогика. М.: Работник просвещения, 1928. — Т. 1., Изд. 4. — 256 с. г
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». «РОСПЕДАГЕНТСТВО», 1997. 176 с.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гном-Пресс, Московское городское педагогическое общество, 1999. — 192 с.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Гном и Д., 2001. — 192 с.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Программа экспериментального курса. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского педуниверситета, 1992. — 32 с.
- Питюков В.Ю. Люберецкий Центр семейного воспитания рекомендует, как разговаривать со своим ребенком, чтобы уберечь его от наркомании // Классный руководитель. — 2000. — № 1. С. 110−111.
- Питюков В.Ю. Педагогическая операция как единица воспитательного процесса и проявление технологического подхода в воспитании // А. С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. — Нижний Новгород: НГПИ, 1992. С. 200−202.
- Питюков В.Ю. Психологическая служба в школе и проблемы педагогической технологии // Практическая психология и развитие таланта. Сумы: Б. и., 1992. — С. 41−43.
- Питюков В.Ю. Построение программы по педагогической технологии // Материалы научной сессии МПГУ им В. И. Ленина за 1991 г., посвященной 120-летию основания университета. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: МПГУ, 1992. — С. 192−194.
- Питюков В.Ю. Педагогическая технология как проявление ненасильственного подхода в воспитании // Материалы третьей международной конференции «Педагогика ненасилия в деятельности породненных школ». — М.: Прометей, 1992. С. 63−65.
- Питюков В.Ю. Педагогическая технология как элемент педагогического мастерства // Современные проблемы воспитательной работы школы и подготовка учителя-воспитателя. — Барнаул: Барнаульский пед. ун-т, 1992. -С. 95−96.
- Питюков В.Ю. Студенты и учителя о технологии педагогического воздействия // Педагогика. 1992. — № 11−12. — С. 54−58.
- Питюков В.Ю. Педагогическая технология как элемент духовной культуры учителя // Анализ, поиск, опыт. — Петрозаводск: Респуб. ИПК, 1994.-С. 20−23.
- Питюков В.Ю. Философия жизни как учебный предмет. Методика одного урока // Анализ, поиск, опыт. Петрозаводск: Респуб. ИПК, 1994. -С. 61−63.
- Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология // Воспитание школьников. 1995. — № 1. — С. 8−10.
- Питюков В.Ю. Положительное подкрепление // Воспитание школьников. 2000. — № 3. — С. 19.
- Питюков В.Ю. Роль центра семейного воспитания в работе с семьей // Материалы международной научно-практической конференции «Детигруппы риска»: социальная, психолого-педагогическая помощь". — М.: ИПК и ПРНО МО, 1998. С. 32−36.
- Питюков В.Ю. Концептуальные основы деятельности Центра семейного воспитания // Дети «группы риска». Проблемная семья. «Помощь, поддержка, защита»: Материалы и тезисы всероссийской научно-практической конференции. М.: ИПК и ПРНО МО, 1999. — С. 76−78.
- Питюков В. Ю Концепция развития центров дневного пребывания детей // Дети «группы риска». Проблемная семья. «Помощь, поддержка, защита»: Материалы и тезисы всероссийской научно-практической конференции. М.: ИПК и ПРНО МО, 1999. — С. 78−80.
- Питюков В.Ю. Психолого-педагогическая подготовка специалистов в сфере туризма // Актуальные проблемы туризма — 2001: Ежегодный сборник научных трудов РМАТ. М.: Советский спорт, 2002. — Вып. 5. — С. 209−218.
- Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для ст-ов пед. ин-тов / Сост. и авт. вводных ст. А. И. Пискунов. 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1981. 528 с.
- Платон. Сочинения: В 3-х т. Перевод с древнегреч. Под общ. ред. А. Ф Лосева и В. Ф. Асмуса М.: Мысль, 1968. — Т. 1. — С. 159−160.
- Платонов К.К. Осознанное и неосознанное в формировании личности // Педагогическое воздействие на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики: Сб. науч. ст. Пермь: Б. и., 1975. — 186 с.
- Поляков С.Д. Технологии воспитания: Учеб.-метод. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2002. 143 с.
- Программы для педагогических институтов по курсу «Педагогика» / М-во нар. образования РСФСР. Ленингр. Гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. — Л.: Б. и., 1990.-37 с.
- Программы пединститутов. — М.: Просвещение, 1987. Сб. № 22. -126 с.
- Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения.-М.: Знание, 1991.-48 с.
- Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: Методич. разработки занятий социально-психологического тренинга. М.: Новая школа, 1993. -47 с.
- Психологические аспекты гуманизации образования: Сб. науч. ст. / Под ред. Н. А. Рыбаковой. Псков: ПГПИ, 1999. — 140 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 438 с.
- Психология индивидуальных различий: Тексты. Учеб. пособ. для психол. фак. ун-тов / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1982. -319 с.
- Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психолого-педагогические основы лекторского мастерства: Методич. рекомендации / Сост. Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев, Г. Г. Гусева. — Гомель: Гомельск. обл. ин-т усов, учит., 1983. — 36 с.
- Разумный В.А. Системы образования на рубеже третьего тысячелетия (опыт философии педагогики). — М.: Б. и., 1996. -55 с.
- Рахматулина Ф.М., Курбанова А. Г. Основы педагогического общения. -Казань: Казанский ун-т, 1984. 170 с.
- Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV первой половины XV века. — М.: Б.и., 1977. — С. 5.
- Родари Дж. Грамматика фантазии. Пер. с итал. Ю. А. Добровольской. 2-е изд.-М.: Прогресс, 1990.- 191 с.
- Роджерс К. Свобода учиться: Пер. с англ. М.: Смысл, 2002. — 527 с.
- Роллан Р. Жизнь великих людей. — М.: Мысль, 1993. С. 197.
- Россия в цифрах, 2002: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. — М.: Госкомстат, 2002. С. 140−142.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. -423 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: Учеб. пособие для высш. пед. уч. завед. и ун-тов. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. — М.: Ин-т философии АН СССР, 1957.-328 с.
- Румнев А.А. О пантомимике. Театр, кино. М.: Искусство, 1964. — 243 с.
- Русская философия. Словарь / Под общей ред. М. А. Масленина. — М.: Советская энциклопедия, 1995. — С. 329.
- Русская грамматика: Фонетика, фонология, ударение, интонация, словообразование, морфология: В 2-х т. — М.: Рус. яз., 1982. — Т. 1. — С. 358.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. Ярославль: Яр. обл. ИПК, 1993. — 102 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. М.: Нар. Образование, 1998. — 256 с.
- Сибирская М.П. Профессиональное обучение: Педагогические технологии: Учеб. пособие. — М.: Изд. центр Акад. проф. образования, 2002. 126 с.
- Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. — М.: Наука, 1970.-141 с.
- Ситаров В.А. Изучение профессиональной активности личности будущего учителя: Некоторые теоретические и практические вопросы. — М.: Прометей, 1990.-45 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1988. — 608 с.
- Смирнов F.JI. На пути обновления // Коммунист. 1998. № 11 — С. 38.
- Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. — JL: Лениздат, 1977. 232 с.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1985. — 1600 с.
- Современные педагогические технологии: Учеб. пособие / В. Д. Симоненко, Н. В. Фомин. Брянск: Брян. гос. ун-т, 2001. — 394 с.
- Соколова Н.Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике. — Ульяновск: Ульян. ИПК, 1992. — 124 с.
- Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. — М.: Прометей, 1993.-198 с.
- Спирин Л.Ф., Степинский Н. А., Фрункин М. Л. Основы педагогического анализа. Ярославль: Ярославский пед. ин-т, 1985. — 186 с.
- Станиславский К.С. Работа актера над ролью. Дневник ученика. Ч. 1 и 2. -М.: Искусство, 1951.-668 с.
- Стрельницкая Л.П. Формирование у студентов педвуза основ мастерства педагогического стимулирования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1993.-24 с.
- Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. 2-е изд. М.: Сов. Россия, 1981.-93 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-343 с.
- Технология педагогической деятельности: Программа учебного курса / Сост. Т. Н. Кузнецова и др. Белгород: Белгор. ИПК, 1993. — 34 с. 262. «Учитель года»: Как это делается в США // Учительская газета. — 1989. — 24 сент.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании: Собр. соч. -М.-Л.: Просвещение, 1948. Т. 2. — С. 69−166.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 8-ми т. / Ред. колл.: A.M. Еголин, Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский. М.-Л.: АПН РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики, 1948—1950.
- Фельдштейн Д.И. Избр. психол. труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 366 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
- Феномен человека: Антропология / Сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. — М.: Высш. шк., 1993.-347 с.
- Филонов Г. Н. Воспитание в российском обществе: тенденции теории и практики. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. — 198 с.
- Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева и др. М.: Советская энциклопедия. — 1983.-839 с.
- Фромм Э. Душа человека: Перевод. М.: Республика, 1992. — 430 с.
- Хайруллин Г. Т. Технология и техника взаимодействия. 2-е изд., доп. — Алматы: КИЦ «АВС», 1999. 245 с.
- Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. М: ЮНИТА-ДАНА, 2002. — 437 с.
- Шамова Т.П., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 384 с.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1962−1964. -Т. 3.-С. 412.
- Шварц И.Е. Подготовка педагога к суггестопедической практике // Педагогическое воздействие на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики. — Пермь: Б. и., 1975. — 186 с.
- Шепель В.М. Управленческая антропология: Человековедческая компетентность менеджера. — М.: Дом педагогики, 2000. — 543 с.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. Ставрополь: Б.и., 1991. — 216 с.
- Школа диалога культур: Основы программы / Под общ. ред. B.C. Библера. Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный центр, 1992. — 96 с.
- Шмайлова О.В. Формирование коммуникативной культуры будущих учителей. Автореф. Дис.. канд. пед. наук. Сургут, 1997. — 23 с.
- Шмачилина С.В. Технологии. Технологии? Технологии!: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. Омск: ОмГПУ, 1999. — 217 с.
- Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор / Пер. с англ. А. Малышевой М.: Дубль-В, 1992. — 127 с.
- Щербаков А.И. Психология труда и личности учителя. Л.: Б. и., 1976. — 94 с.
- Щуркова Н.Е. и др. Культура современного урока. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 112 с.
- Щуркова Н.Е. и др. Философия жизни в школе: Методические материалы к учебному курсу человековедения. — М.: Новая школа, 1994. — 48 с.
- Щуркова Н.Е., Залекер О. П. Педагогическая студия. М.: Знание, 1993. -62 с.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Пед. общество России, 2001. 250 с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Пед. общество России, 2002. — 224 с.
- Щуркова Н.Е. Три принципа воспитания. — Смоленск: Смоленский ОИУУ, 1996.-56 с.
- Щуркова Н.Е. Новое воспитание. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 128 с.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: Теория, методика, технология: Настол. кн. учителя. — М.: Пед. общество России, 1999. 221 с.
- Энциклопедия педагогических технологий: Материалы для специалистов образоват. учреждений / А. К. Колеченко. — СПб: Каро, 2001. -367 с.
- Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С .Я. Батышева. М.: АПО, 1999. — 440 с.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптив. модель: Теорет. основы и практич. реализация. М.: Новая школа, 1997. — 346 с.