Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культурно-историческое наследие региона в профессиональной подготовке специалистов туристской анимации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессиональному становлению специалиста туристкой анимации, способного создавать и реализовывать анимационные программы на основе использования культурно-исторического наследия региона способствуют разнообразные модели анимационной подготовки, реализуемые системно и последовательно, и обеспечивающие студенту: предметно-функциональное восприятие культурно-исторических ценностей в анимационных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основные предпосылки и условия подготовки студентов туристских вузов к анимационной деятельности и её культурологический компонент
    • 1. 1. Проблема развития туристской анимации в РФ
    • 1. 2. Роль культурно-исторического наследия в профессиональной подготовке специалиста туристской анимации
    • 1. 3. Психолого-педагогические оценки культурно-исторического наследия (на примере Восточного региона Московской области)
  • Глава 2. Содержание подготовки специалистов-аниматоров с использованием культурно-исторического наследия
    • 2. 1. Модель профессиональной анимационной подготовки специалистов в туристском ВУЗе средствами культурно-исторического наследия
    • 2. 2. Формирование содержания профессионального образования менеджеров аниматоров с использованием культурно-исторического наследия
    • 2. 3. Итоги опытно-экспериментальной работы
  • Заключение

Культурно-историческое наследие региона в профессиональной подготовке специалистов туристской анимации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

з.

Актуальность исследования обусловлена потребностью профессионального туристского образования в построении туристско-экскурсионных программ на основе культурно-исторического наследия и недостаточным методическим обеспечением изучения культурно-исторического наследия в учебном процессе туристского вуза.

Актуальность данной проблемы обусловлена духовно-нравственным кризисом, который переживает современное общество. Это связано с эпохой глобализации, для которой характерно экономическое объединение мира при стирании культурных, языковых и этнических различий и доминировании прагматической ориентации на материальные ценности.

Профессионально-туристское освоение культурно-исторических ценностей является одним из перспективных направлений развития туризма, особенно применительно к условиям региона.

Анализ проблемы приобщения молодежи к культурно-историческим ценностям региона показывает, что современная ситуация обучения и воспитания в сложных социальных условиях интеграции и глобализации общества требует поиска новых подходов. Одним из таких подходов, как отмечается в ряде исследований (Гальперина Т.И., Курило JI.B., Приезжева Е. М. и др.) является построение процесса профессиональной анимационной подготовки студентов туристского вуза на основе культурно-исторического наследия региона.

Противоречие между социальной актуальностью проблемы приобщения студентов к культурно-историческим ценностям и недостаточным педагогическим обеспечением ее решения, между универсальным и локальным (как сохранить культурные уникальные ценности народов под натиском планетарной унификации, не оставшись при этом в технологической изоляции) определило проблему исследования: какими должны быть содержание, структура и методическое обеспечение профессиональной анимационной подготовки студентов туристского вуза на основе культурно-исторического наследия региона?

Объект исследования — профессиональная подготовка специалистов туристской анимации.

Предмет исследования — культурно-исторический потенциал региона в профессиональной подготовке специалистов туристской анимации.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что профессиональная подготовка специалистов туристской анимации на основе культурно-исторического наследия будет эффективной, если: в качестве основных компонентов структуры процесса приобщения к культурно-историческим ценностям определены формирование положительного отношения к региональному культурно-историческому потенциалу, формирование нравственных чувств, переход нравственных чувств в личностные качестваактивизируется самостоятельная познавательная деятельность студентов по изучению культурно-исторического наследия как личностная потребность, реализуемая в деятельности на концептуальном, процедурном и реализующем уровняхе на основе предметно-функционального представления культурно-исторических ценностей будут разработаны вариативные модели, системно представляющие в анимационных программах цели, содержание, структуру, виды деятельности студентов по освоению культурного наследияразработана методика обучения, формирующая у студентов единство профессиональных решений с научно обоснованными практическими действиями, понимание профессиональных задач образования на концептуальном, процедурном и реализующем уровнях.

Проблема определила цель и задачи исследования:

1. Проанализировать состояние исследований проблемы культурно-исторического наследия региона и определить педагогические условия приобщения студентов к культурно-историческим ценностям в процессе их профессиональной анимационной подготовки.

2. Разработать вариативные модели профессиональной анимационной подготовки туристского вуза на основе культурно-исторического наследия.

3. Разработать и экспериментально проверить методику обучения студентов, будущих аниматоров, на основе культурно-исторического наследия региона.

Методологической основой решения поставленных задач явились положения о формировании отношений человека к мировым культурно-историческим ценностям (И.А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Н. А. Морозовой и др.) — реализация принципов самостоятельного обучения в современных концепциях образования (Е.С. Полат, А. А. Андреев, И. В. Роберт, В. А. Кальней, С. С. Кравцов, Г. А. Андрианова и др.) — принцип трехфазности деятельности, в том числе учебной деятельности (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) — по вопросам профессионального туристского образования (И.В. Зорин, В. А. Квартальное, В.А. ГорскийА.А. Остапец-Свешников) — по проблемам формирования содержания профессионального образования (A.M. Новиков, В. А. Сластенин, М.Я. Виленский) — по проблемам формирования содержания профессионального образования (А.И. Сеселкин, В. И. Жолдак, Т. А. Ирисова, Т. К. Горячева, В.А. Кабачков) — по проблемам многоуровневой системы профессионального туристского образования (В.А. Квартальное) и др.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретическое обобщение и анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературывзаимодополняющие методы (наблюдение, анкетирование, беседа, методы моделирования и статистической обработки данных и др.) — педагогический эксперимент.

База исследования: Российская международная академия туризма, Дмитровский филиал РМАТ, Волоколамский филиал РМАТ.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (1999;2000 гг.) анализировалась философская, психолого-педагогическая литература по проблеме исследованияопределялись гипотеза, понятийный аппарат и программа исследования. Изучалось состояние проблемы в современных условиях, систематизировался опыт по профессиональной анимационной подготовке студентов .

На втором этапе (2001;2004 гг.) разрабатывалась и экспериментально апробировалась методика обучения студентов, будущих аниматоров, средствами культурно-исторического наследия регионаопределялись классификации вариативных моделей профессиональной анимационной подготовки студентов средствами культурно-исторического наследияанализировались и вносились дополнения.

На третьем этапе (2004;2007г. г.) велась обработка экспериментальных данныхсистематизировались полученные результатыосуществлялась корректировка основных положений и выводов исследованияразрабатывались практические рекомендации по реализации предложенной методикиоформлялась диссертационная работа.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Определены педагогические условия, которые обеспечивают эффективность приобщения студентов к культурно-историческим ценностям: формирование у студентов фиксированной личностной установки на познание культурно-исторических ценностей регионаориентация студентов на самостоятельную познавательную деятельность, на умения самостоятельно приобретать и перерабатывать информациюобеспечение деятельностного развития личности в процессе обучения, ориентированности на формирование личности будущего специалистаинтеграция и дифференциация видового ряда образовательной программы изучения культурно-исторического наследия региона.

2. Разработаны вариативные модели профессиональной анимационной подготовки студентов туристского вуза на основе культурно-исторического наследия: познавательная (предметно-функциональное представленное культурно-исторических ценностей в анимационных программах в виде системной структуры), поисково-созидательная (организация и управление процессом познания в процессе деятельности по восстановлению и реставрации культурно-исторических памятников) — социально-реабилитационная (разработка и реализация анимационных программ на основе культурно-исторических памятников с целью оказания воспитывающего воздействия) — исследовательская с учебно-методическим уклоном (исследовательская деятельность в процессе изучения культурно-исторических памятников и разработка новых анимационных программ).

3. Разработана методика обучения студентов, будущих аниматоров, культурно-историческому потенциалу региона, формирующая у студентов единство профессиональных решений с научно обоснованными практическими действиями, понимание профессиональных анимационных задач образования на концептуальном, процедурном и реализующем уровнях.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены педагогические условия, направленные на повышение профессиональной подготовки студентов — будущих аниматоров на основе культурно-исторического наследия регионасистемно представлено профессионально ориентированное содержание обучения на основе культурно-исторического наследия.

Практическая значимость состоит в том, что в нем разработаны учебные программы элективных курсов по изучению культурно-исторического наследия регионаметодические рекомендации для преподавателейдидактические материалы для студентовсборник профессиональных анимационных задач для студентов.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии РМАТ и заседаниях научно-методического совета Дмитровского и Волоколамского филиалов РМАТ, на заседаниях Комитета по культуре, молодежной политики и туризму Администрации городского округа Железнодорожный, на научно-практических конференциях (Москва — 1994,1995, 2002,2006; Сергиев Посад — 2006; Одинцово — 2006).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическими условиями, направленными на повышение эффективности обучения студентов культурно-историческим ценностям, являются: формирование у студентов фиксированной личностной установки на познание культурно-исторических ценностей регионаориентация студентов на самостоятельную познавательную деятельность, на умения самостоятельно приобретать и перерабатывать информациюобеспечение развития личности в процессе освоения культурно-исторических ценностей на основе деятельностного подхода, ориентированности на формирование личности будущего специалистаинтеграция и дифференциация видового ряда образовательной программы изучения культурно-исторического наследия региона.

2. Системным представлением профессиональной подготовки специалистов туристской анимации на основе культурно-исторического наследия являются вариативные модели: познавательная (предметно-функциональное представленное культурно-исторических ценностей в анимационных программах в виде системной структуры), поисково-созидательная (организация и управление процессом познания в процессе деятельности по восстановлению и реставрации культурно-исторических памятников) — социально-реабилитационная (разработка и реализация анимационных программ, направленных на решение задач по социализации, воспитанию, реабилитации и адаптации молодежи в современном обществе) — исследовательская с учебно-методическим уклоном (исследовательская деятельность в процессе изучения культурно-исторических памятников и разработка новых анимационных программ).

3. Методика обучения студентов, будущих аниматоров, культурно-историческому потенциалу региона формирует у студентов единство профессиональных решений с научно обоснованными практическими действиями, понимание профессиональных задач образования на концептуальном, процедурном и реализующем уровнях.

Заключение

.

В итоге проведенного исследования нам удалось подтвердить справедливость выдвинутой гипотезы и сформулировать следующие выводы:

1. Культурно-историческое наследие и заложенные в нем системы духовных ценностей человечества выступают необходимым фундаментом профессиональной подготовки специалиста и профессионального становления личности работника в сфере туристкой анимации за счет того, что нацеливают его на внимательное отношение к культурно-историческому наследию человечества, отдельной страны, конкретного региона, в котором происходит его профессиональная самореализация. Подобная устойчивая мотивация способствует развитию не только познавательных интересов студентов, но и умений самостоятельно приобретать и перерабатывать культурологическую, историческую и профессиональную информацию на основе систематизированных в ходе обучения знаний по общегуманитарным и специальным дисциплинам.

2. Профессиональному становлению специалиста туристкой анимации, способного создавать и реализовывать анимационные программы на основе использования культурно-исторического наследия региона способствуют разнообразные модели анимационной подготовки, реализуемые системно и последовательно, и обеспечивающие студенту: предметно-функциональное восприятие культурно-исторических ценностей в анимационных программахнацеливающие его на организацию и управление деятельности по восстановлению и реставрации культурно-исторических памятниковразработку и реализацию анимационных программ на основе культурно-исторических памятников с целью оказания воспитывающего воздействия на широкие слои населения, и особенно на молодежную категориювключение студента в исследовательскую деятельность для создания новых анимационных программ.

3. Методика обучения специалистов туристской анимации, основанная на использовании культурно-исторического наследия региона включает в себя последовательное решение задач восприятия, ознакомления, понимания, сопоставления ценностей того или иного объекта культурно-исторического наследия, а также практической деятельности, направленной на реставрацию и сохранение этого объекта путем создания привлекательных анимационных программ, повышающих значимость этого объекта для других людей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Дж. Узнай свой собственный 1. — М., Прогресс, 1993.
  2. А.И. и др. Криминологическая профилактика (теория, опыт, практика). М., Норма, 2001.
  3. А.И. Введение в культурологию. М., 1993.
  4. А.И. Культура и история. М., «Альфа», 1997 г.
  5. Т.И. Проблема способностей (личностный аспект). Психологический журнал, 1984, № 3.
  6. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль, 1976.
  7. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М., Педагогика, 1987.
  8. Н.К. Профессиональное мастерство работников культуры. -М., Альфа, 1994.
  9. С.Я. Профессиональная педагогика (Учебник). М., Педагогика, 1999.
  10. В.Г. Избранные произведения в 3-х томах, м., ГПИ, 1955, т. I.
  11. Н.И. Философские истоки. Смысл истории. М., 1990. — С.29.31.
  12. В.А. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-С. 174−180.
  13. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., Высшая школа, 1989.
  14. Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М., Значение, 1979.
  15. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности в самообразовании. М., Просвещение, 1985.
  16. У. Менеджмент в организации. М., Альфа, 1998. — С. 3235.
  17. П. Программное обеспечение для гостиниц (ATOUS, «Санаторий» отель) // Туринфо. 1998. — 15 ноября. — С. 31.
  18. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1988.
  19. А.А. и др. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., высшая школа, 1991.
  20. А.А. Менеджер в роли учителя (психология и педагогика) уч. пособие, г. Жуковский, Моск. Обл., 2001, принт.
  21. М.Я., Горский В. А., Жолдак В. И. и др. Методология профессионального туристского образования. М., Советский спорт, 2001.
  22. Н. Кибернетика, изд. 2-е. М., Наука, 1983.
  23. Н.И. Сборник нормативных правовых актов, действующих в сфере туризма. М., Финансы и статистика, 1998.
  24. JI.C. Педагогическая психология. М., Педагогика, 1991.
  25. П. Я. Талызина Н.Ф., Решетова Е. Н. и др. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. М., Высшая школа, 1979.
  26. Глобальный кодекс этики туриста (принят на XXIII сессии Генеральной ассамблеи ВТО, 1999 г.).
  27. Л.П. Резервы человеческой психики. М., Политиздат, 1980.
  28. Л.Н. Древняя Русь и Велика Степь. М., Экспресс, 1990. -С. 174.
  29. Л.Н. От Руси к России. М., Экспресс, 1992. — 257 с.
  30. Р.Г. Духовный мир молодежи в меняющейся России. Журн. «Диалог», 2001, № 2.
  31. В.Е., Жданов Ю. М. Сущность культуры. Ростов-на-Дону. 1979.
  32. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986.
  33. А.Г., Данилина И. В. Как спасти детей от наркотиков. М., Центр-полиграф, 2000.
  34. А. Избранные сочинения. М., Учпедгиз, 1956.
  35. И.В. Мы живем среди людей (кодекс поведения). М., ИПЛ, 1989.
  36. А.П. и др. Организация туризма. Минск, ООО «Новое знание», 2003.
  37. А.Д., Чижиков В. М. Культурно-досуговая деятельность. М, Просвещение, 1998.
  38. А.Д. Организация культурно-просветительской работы. М., ИПЛ, 1989.
  39. М.Ф. Культура, антикультура и контркультура. Сб. «Философия истории: диалог культур». М., 1989, № 9.
  40. В.И. Основы менеджмента (учебное пособие). М., РМАТ, 1994.
  41. Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 4-го октября 1996 г.
  42. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере профессионального дополнительного образования. М., 1998 г.
  43. Закон Российской Федерации «Об образовании» // высшее образование в России. 1992 г.
  44. И.В. О месте туризма в ряду истинных ценностей. Сб. Актуальные проблемы туризма, РМАТ, 1999 г.
  45. И.В. Развитие личности в координатах туристского пространства. Сб. «Актуальные проблемы туризма», РМАТ, 1999.
  46. И.В. Теоретические основы формирования и создания профессионального туристского образования. М., Советский спорт, 2001.
  47. И.В., Квартальнов В. А. Туристский словарь (терминологический). М., Советский спорт, 1999.
  48. А.П. Судьба русского Отечестве (взгляд на историю из XXI века). М., 2002.
  49. В.А., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования. М., Педагогика, 1998.-С. 10−14.
  50. П.Ф. Дидактические очерки. «Теория образования», 2003 № 3 (библиотека, журн. «Вестник образования»).
  51. JI.B. и др. Организационное поведение (учебник). М., Инфра, 2000.
  52. В.А. Биосфера и туризм. М., Наука, 2002, т.1. — С. 3134.
  53. В.А. Педагогика и туризм (учебник). М., Советский спорт, 2000. — С. 74−76.
  54. В.А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профобучения и подготовки специалистов для целей туризма в России. М., РМАТ, 1998.-С. 81−85
  55. В.А. Туризм: теория и практика. Избр. произ. В 5 томах.- М., Финансы и статистика. 1998, т. 2. С.81−83.
  56. В.А. Туризм: теория и практика. Избр. произ. В 5 томах.- М., Финансы и статистика. 1998, т. 3. С 92.
  57. В.А. Туризм: теория и практика. Избр. произ. В 5 томах.- М., Финансы и статистика. 1998, т. 3. С. 324−325.
  58. В.А. Туризм: теория и практика. Избр. произ. В 5 томах.- М., Финансы и статистика. 1998, т. 4. С. 42- 44.
  59. В.А. Туризм: теория и практика. Избр. произ. В 5 томах.- М., Финансы и статистика. 1998, т. 4. С. 318−319.
  60. И.Ф. Культурология (Основы теории и истории). СПб, 1996.
  61. Т.Г., Красильииков Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М., изд-во МГУ, 1995.
  62. В.О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти томах. М., Мысль, 1987, т. 1, ч. 1-я.
  63. К. Фундаментальные основы информатики (уч. Пособие для вузов). М., Гаудеамус, 2000.
  64. Я.А. Великая дидактика / Сб. Педагогическое наследие. Я. А. Коменский и др. М., Педагогика, 1989. — С. 37−110.
  65. .Г. Подросток и наркотики. Выбери жизнь! Ростов-на-Дону, Феникс, 2001.
  66. Кон И. С. Социология личности. М., 1986.
  67. Конституция Российской Федерации, М., Известия, 1993. Раздел II, гл. 5 Права и свободы человека и гражданина- разд. 6 — Обязанности граждан РФ.
  68. Н.И. Словарь-справочник практического психолога. -Воронеж, НПО, 1996.
  69. Р.И., Марков B.C. Свобода и ответственность. М., Политиздат, 1969.
  70. JI.B. и др. Основы туристской деятельности (гл. 8-я). М., Советский спорт, 2000.
  71. JI.B. История архитектурных стилей (краткий курс). М., РМАТ, 1998.
  72. JI.B. Сб. «Учебные программы». М., РИБ «Турист», 2002 г.
  73. Л.В. Туризм и краеведение. М., РМАТ, 1996. — С. 28−29.
  74. Ф.Н. Профессиональная подготовка менеджеров-аниматоров в образовательных учреждениях туристского профиля. М., РМАТ, 2000.
  75. Г. Н. Комплексный анализ профессионально значимых личностных свойств и качеств менеджеров в туризме.
  76. Ю.М. Воспитательные процессы туристского образования. -М., Советский спорт. 2000.
  77. A.M. Самоучитель работы на компьютере, начиная с Windows, изд. 2-е. М., Патер, 2003, гл. 3-я.
  78. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., Педагогика. 1981.
  79. .Т. Философия воспитания (спецкурс). М., Прометей, 1995. С. 37−40.
  80. Локк Джон. Мысли о воспитании. Об управлении разумом. Сб. Педагогическое наследие. Д. Локк и др. М., Педагогика 1989. — С. 103−105.
  81. М.В. Сб. произведений о воспитании и образовании. -М., Педагогика. 1991.
  82. А.С. Книга для родителей. Соч. в 5 томах. М., Правда, 1971, т. 4.
  83. Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних (учебное пособие). Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.
  84. Дж. Личность и сознание. М., Прогресс 1986.
  85. А.К. Психология профессионализма. М., Педагогика, 1996.
  86. А.К. Формирование мотивации обучения. М., Просвещение. 1990.
  87. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., Педагогика. 1972.
  88. В.М. Культура и история. М., Альфа, 1997.
  89. .Г. Досуг (методология и методика социологических исследований. М., изд-во МГУ, 1995.
  90. Р.С. Психология в 3-х кн. М., Владос, 2001, т. 2.
  91. Л.М., Надеин В. В. Методические основы самообразовательной деятельности студентов в процессе их профподготовки.
  92. Остапец-Свешников А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М., Просвещение. 1987.
  93. А.С. О возможностях отечественной культуры. Журн. Новый менеджер, 1996, № 9, стр. 177−183.
  94. Педагогическая энциклопедия в 4-х томах, М., 1964.
  95. Г. Лебединая песня. Сб. Педагогическое наследие. Г. Песталоцци и др. М., Педагогика, 1989. — С. 51−92.
  96. К.К. Проблемы способностей. М., Наука, 1972. — С. 2731.
  97. И.П. Педагогика (учебник для вузов), новый курс в 2-х кн., ч. 1 (общие основы процесса обучения). М., Владес, 2001. — С. 47−53.
  98. Е.М. Автореферат кандидатской диссертации. РМАТ, 2001.-С. 3.
  99. Е.М. Педагогические условия подготовки студентов к анимационной деятельности в процессе профессионального туристского образования. М., РМАТ, 2000.
  100. Е.М. Сб. «Учебная программа «Анимация в туристском обслуживании». М., РИБ «Турист», 2002 г.
  101. Проект Закона «О туристской деятельности в Московской области» (1998 г.). См. В. А. Квартальное. Туризм: Теория и практика в 5 томах. Мм Финансы и статистика, 1998, приложение № 2, стр. 365−375.
  102. С.Л. Бытие и сознание. М., изд-во АН СССР, 2−5 изд., СПб, 1999.
  103. С.Л. Основы общей психологии в 2-х томах. М., 1989, т. III.
  104. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  105. З.П. Общее управление организацией (теория и практика).- М., Инфра, 2001.
  106. E.B. г. Реутов от хутора до града. Реутов, «Принт», 1997.
  107. Словарь. Криминология. СПб., изд-во ЛенГУ, 2001.
  108. Г. Воспитание умственное, нравственное, физическое. М., изд-во УРАО, 2003.
  109. Л.Ф. Анализ учебно-воспитательной ситуации и решение педагогических задач (уч. Пособие). Ярославль. ЯрГУ, 1974.
  110. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М., Педагогика. 1997.
  111. Справочник для руководителя (составитель Марков Г. Н.). СПб, Альфа, 2000.
  112. Е.В. Педагогические основы обучения историческому краеведению студентов вузов туристского профиля. М., РМАТ, 2000.
  113. В.А. Избранные произведения в 3-х томах, тт. 1−3. -М., Педагогика, 1980.
  114. Н.Ф. Управление процессами усвоения знаний. М., изд-во МГУ, 1984.
  115. .Т. Способности и одаренность (психология индивидуальных различий). М., Наука, 1982.
  116. Л.Н. Анна Каренина. Л., ГИХЛ, 1968, т. 3, стр. 354−358 (история самоубийства героини на ст. Обираловка (ныне г. Железнодорожный)).
  117. А.П. Управление творческой учебно-познавательной деятельностью школьников. СПб, изд-во ЛенГУ, 1989.
  118. Учебное издание / Под ред. Д. В. Чернилевского. М., 1996. — С. 288.
  119. К.Д. Опыт педагогической, антропологии Соч. в 6-ти томах. М., Педагогика, 1988, т. 5. — С. 108−127.
  120. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  121. В.Г. История усадьбы Соколово-Кучино. Железнодорожный, изд. Народно-краеведческого музея, 2002.
  122. Хартия туризма (одобрена на VI сессии Генеральной ассамблеей ВТО, 1985 г.).
  123. В.Д., Кальней В. А., Сеселкин А. И. Подготовка научно-педагогических кадров для туризма // Актуальные проблемы туризма-89: Сборник докладов и тезисов сообщений II Всероссийской научно-практической конференции.-М., 1998. Ч. 1.-С. 13−15.
  124. Г. Д. Развитие творческой активности школьников. М., Педагогика. 1991.
  125. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., Педагогика. 1986.
  126. В. Д. Социальные науки и гуманизация высшего образования в России // Вопросы образования, № 3.
  127. Швейцер Альберт. Культура и этика. М., Прогресс, 1973.
  128. В.М. Управленческая этика. М., Экономика, 1989.
  129. Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. -М., Финансы и статистика, 1983.
  130. С.Т. Избранные педагогические сочинения. М., Госучпедгиз, 1958.
  131. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., Просвещение. 1988.
  132. И.С. Развивающее обучение (общие и специальные умственные способности). М., Педагогика. 1979. — С. 137−140.
  133. В.А. Основы туристской деятельности (учебник). М., Финансы и статистика, 2000.
  134. В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью. JI. изд-во ЛенГУ, 1986.
  135. М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1976.
Заполнить форму текущей работой