Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования у курсантов мотивов профессиональной деятельности в средних специальных военных учебных заведениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изменения социально-экономических ориентиров и общественной практики Российского государства привели к кардинальным преобразованиям военной организации. Переход Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактную основу требует увеличения подготовленных, хорошо обученных, отвечающих современным требованиям военных кадров. Проводимая военная реформа должна стать действенным фактором обеспечения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования у курсантов средних специальных военных учебных заведений мотивов профессиональной деятельности
    • 1. 1. Категориальные понятия проблемы исследования
    • 1. 2. Мотивационная модель профессиональной деятельности специалиста — выпускника среднего специального военного учебного заведения
    • 1. 3. Характеристика состояния у курсантов уровней сформированности мотивов профессиональной деятельности
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования мотивов профессиональной деятельности у курсантов средних специальных военных учебных заведений
    • 2. 1. Образовательный процесс по подготовке курсантов средних специальных военных учебных заведений к профессиональной деятельности
    • 2. 2. Педагогические условия эффективного формирования у курсантов мотивов профессиональной деятельности
    • 2. 3. Динамика процесса формирования мотивов профессиональной деятельности у курсантов средних специальных военных учебных заведений

Педагогические условия формирования у курсантов мотивов профессиональной деятельности в средних специальных военных учебных заведениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения социально-экономических ориентиров и общественной практики Российского государства привели к кардинальным преобразованиям военной организации. Переход Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактную основу требует увеличения подготовленных, хорошо обученных, отвечающих современным требованиям военных кадров. Проводимая военная реформа должна стать действенным фактором обеспечения обороны и безопасности России, ее активной и конструктивной роли в современном мире. Перед государством и обществом стоит сложная задача совершенствования системы профессиональной подготовки военных специалистов, способных постоянно повышать уровень своей квалификации, умеющих принимать решения и брать ответственность на себя в сложных ситуациях службы в армии.

Повышение роли субъективного фактора в воинской службе, усложнение условий профессиональной деятельности в современной армии определяют необходимость обогащения личности воина культурообразующими профессиональными качествами, выступают исходными причинами смены учебно-дисциплинарной образовательной практики личностно-ориентированной моделью образования, в центре которой находится удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, в приобретении профессионального военного образования.

Развитие многоуровневости образования и поэтапной подготовки военных кадров обострило проблемы преемственности содержания разных уровней и ступеней профессионального обучения. В современных условиях значительно возросли требования к системе подготовки автомобильных кадров среднего звена Вооруженных Сил Российской Федерации и, особенно, к уровню их образованности, профессионализму. Это обусловлено, как минимум, тремя причинами: военно-технической революцией и интенсификацией процессов противоборства боевых систем различных уровней, социальным заказом общества на подготовку военных специалистов, потребностью образовательной практики в научно-обоснованных рекомендациях по формированию профессионализма будущих воинов автомобильной службы. [56].

Решению задач удовлетворения потребности общества и государства в высокообразованных, квалифицированных специалистах подчинено развитие средних специальных военных учебных заведений автомобильной службы Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом одной из кардинальнейших проблем образовательного процесса выступает проблема формирования у курсантов мотивов профессиональной деятельности воина-автомобилиста. Как известно, мотивы профессиональной деятельности специалиста в значительной мере определяют его отношение к решению поставленных перед ним профессиональных задач, выбору методов и форм реализации содержания предполагаемой деятельности и, таким образом, создают предпосылки эффективности и результативности самой профессиональной деятельности.

Изучение проблемы формирования мотивов учебной деятельности школьников общеобразовательных учебных заведений раскрыто в работах О. С. Ивасюк, А. И. Капичникова, М. Лукьяновой, Г. И. Щукиной и других, образовательного процесса студентов в средних специальных учебных заведениях — в работах И. А. Бахтиной, Т. А. Голубевой, Н. В. Надеиной, Т.К. Ох-ременко, O.JI. Палиновой, И. А. Попенко, С. В. Пыховой, К. Р. Четыркина, Jl.П. Широковой и других. Особенности профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений освещаются А. А. Вербицким, Е. С. Врублевской, К. К. Закирьяновым, Н. И. Кивва, И. Э. Надуткиной и других.

Исследование профессиональной подготовки курсантов в высших учебных заведениях МВД и других видах Вооруженных Сил РФ ведут А. В. Барабанщиков, В. Н. Бешенцев, Ю. В. Богомолов, Н. В. Вдовенко, П. Н. Городов, Л. Ф. Железняк, В. Я. Кикоть, К. Э. Комаров, А. И. Лутовинов, Д. М. Нуждин, А. Н. Полосин, С. В. Раздивилов, А. А. Семенов, В. В. Слепов, В. А. Тубальцева, Л. Д. Шарый и другие.

Профессиональная подготовка рядового и сержантского состава в условиях прохождения срочной службы и воспитательная работа по становлению и развитию мотивов профессиональной деятельности у военнослужащих-контрактников представлена в работах И. И. Малопурина, В. А. Михалева, С. Л. Рыкова, Ю. В. Савина.

Диссертационных работ, исследовавших проблему формирования у курсантов мотивов профессиональной деятельности в средних специальных военных учебных заведениях ВС РФ, обнаружено не было.

Таким образом, существует противоречие между потребностью формирования у курсантов мотивов профессиональной деятельности в образовательном процессе средних специальных военных учебных заведений и недостаточной разработанностью в педагогической науке вопросов организации и функционирования соответствующего процесса.

Данное положение определило проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у курсантов мотивов профессиональной деятельности в образовательном процессе средних специальных военных учебных заведений.

Решение этой проблемы составило цель исследованиявыявить педагогические условия формирования у курсантов мотивов профессиональной деятельности в средних специальных военных учебных заведениях.

Объект исследования — образовательный процесс в средних специальных военных учебных заведениях.

Предмет исследования — педагогические условия формирования у курсантов мотивов профессиональной деятельности в образовательном процессе средних специальных военных учебных заведений.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать категориальные понятия проблемы исследования.

2. Разработать мотивационную модель профессиональной деятельности специалиста — выпускника среднего специального военного учебного заведения.

3. Выявить внешние и внутренние факторы формирования у курсантов мотивов профессиональной деятельности.

4. Выявить и обосновать педагогические условия формирования у курсантов мотивов будущей профессиональной деятельности в образовательном пространстве среднего специального военного учебного заведения.

5. Представить динамику процесса формирования мотивов профессиональной деятельности у курсантов в образовательном процессе средних специальных военных учебных заведений.

Гипотеза исследования: процесс формирования у курсантов средних специальных военных учебных заведений мотивов профессиональной деятельности будет успешным, если:

• в целостном образовательном процессе конкретно определены соответствующие целевые установки;

• личностно-деятельностный подход в организации образовательного процесса является системообразующим принципом по отношению к другим принципам профессиональной подготовки;

• формирование мотивов профессиональной деятельности у курсантов имеет явно выраженный личностно-ценностный и социально-значимый аспекты;

• четко определены и задействованы основные факторы формирования у курсантов мотивов профессиональной деятельности.

Методологической основой исследования являются: общая теория развития и деятельности (В.И. Загвязинский, Д. А. Кикнадзе и др.) — принцип единства сознания и деятельности (В. Зинченко, Д. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — идеи системного подхода (В.П. Беспалько, В. В. Краевский, Я. Л. Морено, Ю. М. Орлов, М. Н. Скаткин, Е. В. Яковлев и др.) — деятельностный подход в анализе процесса формирования мотивов профессиональной деятельности (Б.В. Ломов и др.) — психолого-педагогические положения о закономерностях и детерминантах формирования профессиональных мотивов (В.Г. Асеев, Е. П. Ильин, Э.Э. Лин-чевский, Г. И. Щукина и др.).

Теоретической основой исследования послужили научные труды по теории мотивационной структуры деятельности (В.И. Ковалев, B.C. Мерлин, В. Г. Третьяк и др.) — теории профессионального самоопределения (Г.С. Никифоров, В. А. Фадеев, Н. Ю. Хусаинова и др.) — развивающего обучения (Л.И. Божович, А. С. Выготский, С. А. Косенкова, В. Н. Максимова и др.) — технологическим основам профессиональной подготовки (Д.В. Бирюков, П. Н. Городов, С. П. Крягжде, И. И. Малопурин, З.А. Реше-това, Н. Ф. Талызина и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:

•теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, нормативных и инструктивно-методических документов и материалов;

•диагностические методы (педагогическое наблюдение, опрос, беседы, анкетирование, анализ продуктов деятельности курсантов, метод экспертной оценки);

• моделирование;

• системный анализ материалов, полученных в ходе исследования;

• констатирующий и формирующий эксперименты.

Исследование осуществлялось в три этапа (2002 — 2006 гг.) на базе факультета среднего специального образования Военного автомобильного института им. генерала армии В. П. Дубынина в г. Рязани. В нем были заняты 128 курсантов, обучавшихся по двухгодичной программе. В качестве экспертов выступали преподаватели профилирующих дисциплин и командиры подразделений в количестве 11 человек.

Первый этап диссертационного исследования (2002 — 2003 гг.) был посвящен анализу философско-педагогической и психолого-педагогической литературы и диссертационных работ по проблеме исследования. Уточнялись объект и предмет исследованияразрабатывалась гипотезаопределялись цель и задачи научного исследования и опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2003 — 2005 гг.) диагностировались уровни сформированности у курсантов мотивов профессиональной деятельностиосуществлялась разработка образовательной программы, предусматривающей формирование у курсантов средних специальных военных учебных заведений мотивов профессиональной деятельности и проводился формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2005 — 2006 гг.) анализировались и систематизировались полученные экспериментальные данные, формулировались выводы, оформлялась диссертация.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

•разработана мотивационная модель профессиональной деятельности специалиста — выпускника среднего специального военного учебного заведения;

• выявлены внешние и внутренние факторы формирования мотивов профессиональной деятельности у курсантов средних специальных военных учебных заведений;

•выявлены и обоснованы педагогические условия формирования мотивов профессиональной деятельности у курсантов в образовательном процессе средних специальных военных учебных заведений.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

•представлена характеристика образовательного процесса по подготовке курсантов в средних специальных военных учебных заведениях, направленная на формирование и развитие у обучаемых мотивов профессиональной деятельности;

•определены критерии и показатели оценки уровней сформированности мотивов профессиональной деятельности у курсантов;

• представлена динамика формирования мотивов профессиональной деятельности в образовательном процессе среднего специального военного учебного заведения.

Практическая значимость работы определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения, полученные в ходе эксперимента данные, выводы и результаты могут быть использованы в средних специальных военных учебных заведениях, а также адаптированы к использованию в образовательном процессе военных школ по подготовке сержантского состава срочной службы в ВС РФ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Мотивационная модель профессиональной деятельности специалиста-выпускника среднего специального военного учебного заведения представлена в виде трех взаимосвязанных компонентов, формируемых в процессе освоения будущей специальности:

• мотивы, формируемые в образовательном процессе;

• мотивы, формируемые в учебной практике осуществления профессиональной деятельности;

• мотивы, формируемые в социуме в процессе свободного общения в образовательном пространстве вуза.

2. Внутренними и внешними факторами формирования у курсантов мотивов будущей профессиональной деятельности в образовательном процессе среднего специального военного учебного заведения являются:

•внутренние — личная заинтересованность обучаемых в своем профессиональном развитии, особенности их мотивационной сферы, межличностные отношения в курсантском коллективе, положительное отношение к профессиональной подготовке;

• внешние — межпредметная технология подготовки специалистов, комплексная система учебно-методических пособий, рейтинговая система непрерывного контроля знаний, индивидуализация и дифференциация обучения, творческая самостоятельная работа, меры воспитательного характера, методы поощрения и стимулирования.

3. Формирование мотивов профессиональной деятельности у курсантов средних специальных военных учебных заведений в ходе образовательного процесса будет эффективным при обеспечении следующих педагогических условий:

• системном определении целевой установки на формирование мотивов профессиональной деятельности в целостном образовательном процессе: аудиторных учебных занятиях, учебной практики в профессиональной деятельности вне учебного заведения (полевые выходы, войсковая стажировка, ремонтная практика и др.)> социуме образовательного пространства;

• реализации в образовательном процессе личностно-деятельностного подхода как системообразующего по отношению к другим принципам профессиональной подготовки;

• акцентуации личностно-ценностного и социально-значимого аспектов профессиональной деятельности во всем многообразии различных направлений (культурно-мировоззренческом, социально-нравственном и др.) и форм организации межличностного общения будущих специалистов;

• обеспечении органичного взаимодействия внешних и внутренних факторов формирования мотивов профессиональной деятельности.

Достоверность результатов исследования достигается научной обоснованностью основных методолого-теоретических исходных положений исследованиярепрезентативностью экспериментальных данныхмногообразием используемых методов диагностики, адекватным цели и задачам экспериментасочетанием количественных и качественных критериев, использованных в опытно-экспериментальной работе и успешном апробировании ее результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения, выводы и результаты проведенного исследования опубликованы в печати, докладывались автором и обсуждались на ежегодных научно-практических конференциях РВАИ им. Генерала армии В. П. Дубынина, на международной научно-методической конференции «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» (г. Пенза, 2005 г.). Разработанная образовательная программа по формированию у курсантов мотивов профессиональной деятельности прошла апробацию и внедрена в практику РВАИ, может быть использована в образовательном процессе средних специальных военных учебных заведений по профессиональной подготовке специалистов среднего звена.

Структура и объем диссертационного исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы 179 наименований, 7 таблиц, 3 рисунков, 8 диаграмм, 11 приложений.

Выводы по главе.

Профессиональное становление будущих военных специалистов-выпускников средних специальных военных учебных заведений включает в себя три этапа — самоопределения, подготовки и адаптации. Образовательный процесс состоит из пяти взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, методического, научно-педагогического и организационного. Каждый компонент рассматриваемого процесса выполняет важную функцию в профессиональной подготовке будущих военных специалистов.

Основными педагогическими условиями формирования мотивов профессиональной деятельности у курсантов в образовательном процессе явились: системное определение.

• целевой установки на формирование мотивов профессиональной деятельности в целостном образовательном процессе: аудиторных учебных занятиях, учебной практики в профессиональной деятельности вне учебного заведения, социуме образовательного пространствареализация в образовательном процессе личностно-деятельностного подхода как системообразующего по отношению к другим принципам профессиональной подготовкиакцентуация личностно-ценностного и социально-значимого аспектов профессиональной деятельности во всем многообразии различных направлений и форм организации межличностного общения будущих специалистовобеспечение органичного взаимодействия внешних и внутренних факторов формирования мотивов профессиональной деятельности.

Анализ результатов опытно-экспериментального.

Ф исследования показал, что содержательные и динамические характеристики мотивов профессиональной деятельности курсантов различаются на разных этапах профессионального становления. В ходе эксперимента наблюдался процесс постепенного перемещения курсантов внутри выявленных групп, переход от менее высоких к более высоким уровням сформированности исследуемых мотивов.

Опытно-экспериментальная работа показала необходимость ф описания критериев и показателей сформированности исследуемых мотивов для проведения анализа и коррекции процесса профессиональной подготовки курсантов. Адекватные критерии и показатели делают возможной диагностику мотивов профессиональной деятельности у курсантов, количественную и качественную оценку уровня их развития.

В ходе исследования были выделены мотивационно-целевой,.

• мировоззренческий и качественно-деятельностный критерии сформированности мотивов профессиональной деятельности у курсантов и их показатели. Результаты применения метода экспертных оценок свидетельствует о следующем — уровень сформированности исследуемой категории может быть оценен на различных этапах профессионального становления будущих специалистов среднего звена. Данная методика дает возможность объективно и всесторонне оценивать профессиональные качества курсантовобеспечивать научный подход к планированию и проведению мероприятий для эффективной организации профессиональной подготовки специалистов-выпускников средних специальных военных учебных заведений.

Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы была подтверждена гипотеза, заключающаяся в выявлении педагогических условий целенаправленного формирования мотивов профессиональной деятельности у курсантов, а также личностно-деятельностном подходе в организации образовательного процесса с позиции всех его участников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ научной литературы по проблеме профессиональной подготовки свидетельствует о том, что профессиональное становление специалистов-выпускников средних специальных военных учебных заведений находится в диалектической взаимосвязи с экономическим и политическим состоянием общества и государства, с развитием военно-профессиональных потребностей государства, связанных с научно-техническим прогрессом и изменением внешнеполитической ситуации, со сложившимися традициями в обществе. В современных условиях профессиональное становление военных специалистов среднего звена имеет важное значение и призвано повлиять на формирование профессиональных и личностных качеств, компетентность в избранной специальности, качественное выполнение задач профессиональной деятельности.

Для того чтобы человек стремился успешно выполнить стоящие перед ним задачи, необходимо наличие у него мотивов, т. е. причин, побуждающих его стремиться к той или иной цели. Представленный в настоящем диссертационном исследовании теоретический анализ разрабатываемой проблемы и ее экспериментальное обоснование свидетельствует о том, что формирование мотивов профессиональной деятельности у курсантов в образовательном процессе становится органической частью профессионального становления будущих военных специалистов среднего звена. Гипотеза о повышении уровня сформированности исследуемых мотивов в результате обоснования и апробации эффективных педагогических условий нашла подтверждение в проведенном исследовании, определяющем содержание следующих выводов:

• Уровень разработанности проблемы категориальных понятий мотивов профессиональной деятельности свидетельствует о достижениях в области разрешения проблем содержания, структуры мотивов, выявления их свойств и функций, классификации. Одна из наиболее актуальных задач исследования мотивов профессиональной деятельности представляется как поиск научно-обоснованных путей педагогического воздействия на личность обучаемых, способствующих развитию личности будущего специалиста-выпускника среднего специального военного учебного заведения. Для разрешения этой проблемы необходимо понимание мотива как осознанного побуждения, обуславливающего действие для удовлетворения какой-либо потребности.

• Теоретический анализ проблемы показал: в основе мотивов профессиональной деятельности находятся потребность в труде и ценностные ориентации, понимаемые как обобщенные представления общественного сознания в профессиональной деятельности. Среди содержательных характеристик мотивов целесообразно выделять их структуру, иерархию, множественность, среди динамических — силу и устойчивость.

• Проведенное исследование подтверждает тот факт, что источником формирования мотивов профессиональной деятельности у курсантов является учебно-познавательная и служебная деятельность. Формирование исследуемых мотивов проходит на всех этапах профессионального становления: самоопределения, подготовки и адаптации, имеющих объективные и субъективные особенности, которые следует учитывать при осуществлении образовательного процесса.

С целью формирования мотивов профессиональной деятельности у курсантов в образовательном процессе необходимо создание мотивационной модели данной деятельности специалиста-выпускника среднего специального военного учебного заведения, к реализации которой он должен стремиться. В связи с этим рассмотрены понятия «профессионализм», «профессиональная деятельность», «профессионал».

Данная модель конкретизирована в рамках освоения определенной специальности и состоит из трех взаимосвязанных компонентов, формируемых в процессе освоения будущей специальности:

1. мотивы, формируемые в образовательном процессе;

2. мотивы, формируемые в учебной практике осуществления профессиональной деятельности;

3. мотивы, формируемые в социуме в процессе свободного общения в образовательном пространстве вуза.

• Проведение констатирующего эксперимента позволило охарактеризовать уровни сформированности мотивов профессиональной деятельности у курсантов на этапе самоопределения. На основе содержательных и динамических характеристик рассматриваемой категории был выявлен достаточно низкий уровень ее сформированности и определены основные пути по ее повышению.

• Основываясь на описании основных компонентов мотивационной модели дана характеристика образовательного процесса по подготовке курсантов средних специальных военных учебных заведений к профессиональной деятельности. Образовательный процесс обозначен как совместная деятельность курсантов и командно-преподавательского состава, и состоит из 5 взаимосвязанных компонентов — целевого, содержательного, методического, научно-педагогического и организационного. Выделены основные трудности и противоречия, с которыми приходится сталкиваться в процессе профессиональной подготовки курсантов.

Экспериментальное исследование показало, что для формирования мотивов профессиональной деятельности у курсантов средних специальных военных учебных заведений необходимо наличие определенных педагогических факторов эффективной организации образовательного процесса. Основными факторами, адекватными образовательному процессу в средних специальных военных учебных заведениях и способствующих повышению уровня сформированности потенциальных мотивов являются: внутренние — личная заинтересованность курсантов в своем профессиональном развитии, особенности их мотивационной сферымежличностные отношения в курсантском коллективеположительное отношение к профессиональной подготовке. внешние — межпредметная технология подготовки специалистовкомплексная система учебно-методических пособийрейтинговая система непрерывного контроля знанийиндивидуализация и дифференциация обучениятворческая самостоятельная работамеры воспитательного характераспособы поощрения и стимулирования.

• Для эффективной организации образовательного процесса и разрешения основных трудностей и противоречий профессиональной подготовки курсантов средних специальных военных учебных заведений обоснованы и апробированы педагогические условия формирования мотивов профессиональной деятельности, а именно:

1. в целостном образовательном процессе конкретно определены соответствующие целевые установки;

2. личностно-деятельностный подход в организации образовательного процесса является системообразующим принципом по отношению к другим принципам профессиональной подготовки;

3. формирование мотивов профессиональной деятельности у курсантов имеет явно выраженный личностно-ценностный и социально-значимой аспекты;

4. четко определены и задействованы основные факторы формирования у курсантов мотивов профессиональной деятельности.

В ходе формирующего эксперимента усилия командно-преподавательского состава были направлены на формирование и развитие социально-ориентированных, коммуникативных, познавательных мотивов, а также мотивов профессионального самосовершенствования и самореализации.

• Проведенное исследование доказало эффективность обоснованных педагогических условий формирования мотивов профессиональной деятельности у курсантов в образовательном процессе. Результаты анализа сформированности мотивов профессиональной деятельности на основе содержательных и динамических характеристик свидетельствуют о повышении уровня сформированности исследуемых мотивов у курсантов экспериментальной группы, в то время как уровень развития данных мотивов у курсантов контрольной группы остался достаточно низким.

• Для объективной оценки результатов исследования были сопоставлены уровни сформированности мотивов профессиональной деятельности у курсантов на основе выделенных критериев и их показателей. Опытно-экспериментальная работа, результаты, полученные с применением мировоззренческого, мотивационно-целевого и качественно-деятельностного критериев оценки сформированности исследуемых мотивов, позволяют утверждать, что выявление педагогических факторов, обоснование эффективных условий и их апробация способствуют повышению уровня развития мотивов профессиональной деятельности у курсантов в образовательном процессе.

Осмысление результатов экспериментальной работы позволяет утверждать, что для формирования мотивов профессиональной деятельности у курсантов среднего специального военного учебного заведения в образовательном процессе необходимо следующее:

• Командно-преподавательскому составу рекомендовать к практическому использованию «Комплексную программу формирования мотивов профессиональной деятельности у курсантов среднего специального военного учебного заведения в образовательном процессе» для согласованности в педагогических действиях по формированию профессионально-значимых качеств, умений и навыков будущей профессиональной деятельности (см. приложение 11).

• Постоянному составу факультета среднего специального образования практиковать индивидуальное и дифференцированное планирование профессионального обучения и воспитания курсантов, обеспечив четкую согласованность по содержанию, времени и направлениям с общим планом профессиональной подготовки учебного заведения.

• Рекомендовать использование разработанных анкетных материалов и методику оценивания уровня сформированности мотивов профессиональной деятельности в практике отделения психологического обеспечения по изучению личностных качеств курсантов и абитуриентов.

• В интересах совершенствования методики процесса профессиональной подготовки курсантов в ходе образовательного процесса необходимо: 1) изучение командно-преподавательским составом в ходе научно-методических сборов мотивационной модели профессиональной деятельности специалиста-выпускника среднего специального военного учебного заведения- 2) организация практических и методических занятий по рассмотрению педагогических условий формирования мотивов профессиональной деятельности с целью эффективной организации образовательного процесса и разрешению педагогических ситуаций, возникающих в ходе профессиональной деятельности- 3) использование методики оценки уровня сформированности мотивов профессиональной деятельности на основе выделенных критериев и показателей;

4) углубление межпредметной координации в аспекте содержания обучения и формирования необходимых профессиональных навыков по согласованию с циклами профилирующих дисциплин;

5) введение факультативного 4-х часового курса для развития навыков творческой самостоятельной подготовки.

Изложенные в исследовании выводы не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение проблемы формирования мотивов профессиональной деятельности специалистов-выпускников средних специальных военных учебных заведений. Направление дальнейших поисков может быть связано с исследованием психолого-педагогических особенностей абитуриентов и курсантовповышения квалификации и переподготовки командно-преподавательского составаучета специфики военных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена для ВС РФ в рамках их перехода на контрактную основу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., Наука, 1980. — 335 с.
  2. О.Ф. Модель профессиональной подготовки выпускника вуза, адаптивного к рынку труда: Дисс.. канд. пед. наук. Калуга, 2002. 205 с.
  3. Т.И. Дидактические условия формирования профессионально важных качеств личности у будущих юристов в ВУЗе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Казань, 2003. 21 с.
  4. М.М. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении дисциплин педагогического цикла. М. Прометей, МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. — 239 с.
  5. В.Г. Единство содержательной и динамической сторон мотивации. // Сб. статей «Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. — С. 7885.
  6. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976. 158 с.
  7. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М., 1997. — 256 с.
  8. Ю.К., Журавлев В. И. Введение в научное исследование по педагогике. М., 1988. — 239 с.
  9. А.В. Основы военной психологии и педагогики. Изд. 2-е, перераб. М.: Воениздат, 1981. — 366 с.
  10. А.В., Давыдов В. П. и др. Военная педагогика и психология. М.: Воениздат, 1986. — 240 с.
  11. А.В., Котов Н. Ф. М.И.Калинин о воспитании советских воинов. М.: ВПА им. Ленина, 1983. — 155 с.
  12. И.А. Мотивация учебной деятельности студентов ССУЗ: Дисс.. канд. псих. наук. Казань, 1997. 180 с.
  13. В.В. Организация процесса профессиональной подготовки студентов на военной кафедре: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. 21 с.
  14. Т.И. Вузовское учебное пособие как средство управления познавательной деятельностью студентов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Томск, 2003. 22 с.
  15. В.П. Слагаемые педагогических технологий М.: Педагогика, 1989 г. — 192 с.
  16. В.Н. Творческое сотрудничество и учет индивидуальных особенностей курсантов как направление развития их познавательной активности. // Научно-методический сб. М.: Военное издательство, 1992. № 42. -160 с.
  17. Д.В. Две неразделимые стороны учения мотивация и техника. — М.: Наука, 1978. — 252 с.
  18. B.C. Проблемы личностно-ценностного и профессионального развития курсантов будущих офицеров внутренних войск МВД России: Автореф.. канд. пед. наук. Владикавказ, 2003. — 22 с.
  19. В.К., Савельев Б. М. Современный ВУЗ: Ориентация на контекстное обучение. // Научно-методический сб. М., Военное изд-во, 1995. № 45. — С. 80−86.
  20. Ю.В. Совершенствование профессионального воспитания курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России в процессе обучения: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1999 г. 228 с.
  21. Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности.// Вопросы психологии. 1971. № 1. — С.144 — 146.
  22. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995.- 212 с.
  23. С. Научно-педагогическое исследование, опыт конструирования. // Высшее образование в России. 2003. № 5 -С. 115−118.
  24. В.И., Вдовюк В. И., Давыдов В. П. и др. Психология и педагогика высшей военной школы. М.: Воениздат, 1989. -366 с.
  25. А.А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной ориентации. М., 1986. -14 с.
  26. Ю., Майборода Т. Инженерное образование: смена парадигмы. // Высшее образование в России. 2003. № 5. — С. 48−50.
  27. В.К. Мотивационное опосредование как универсальный принцип воспитания. // Вестник МГУ, серия «Психология». 1989. № 2. — С. 16−27.
  28. Н.В. Оптимизация качества подготовки специалистов в вузе посредством использования межпредметных профессиональных задач: Дисс.. канд. пед. наук. Саратов, 1999. 177 с.
  29. В.И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров: Дисс.. докт. пед. наук. М., ВПА, 1983.
  30. Н., Бодряков В. Мониторинг результативности учебного процесса. // Директор школы. 1997. № 1. — С. 33−37.
  31. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. 207 с.
  32. А., Кругликов В. Контекстное обучение: формирование мотивации. // Высшее образование в России.1998. № 1. С. 101−107.
  33. А. А. Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. -М.: НИИВШ, 1986. Вып. 3. — 40 с.
  34. Воспитание патриотизма. / Под ред. Н. И. Резника. М.: ГУВР ВС РФ, 2003. — Вып. 2. — 96 с.
  35. Е.С. Индивидуализация содержания самостоятельной работы студентов как фактор развития их профессиональной компетентности: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 2002. 185 с.
  36. JI.C. Избранные психологические исследования. -М&bdquo- АПН, 1956. 51 с.
  37. Т.А. Профессиональная деятельность субъектов образования по развитию адаптивности личности студентов-первокурсников ССУЗА: Дисс.. канд. псих. наук. Тверь, 2003. 176 с.
  38. И.В. Развитие педагогической системы профессионального образования в учебных заведениях МВД России: Дисс. в виде научного доклада. докт. пед. наук, М., 1999.- 57 с.
  39. П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА, 1983. — 123 с.
  40. Н.А. Современная подготовка специалистов в высшей военной школе. // Научно-методический сб. М.: Военное изд-во, 1994. — № 44. — С. 24−28.
  41. В.В. Военно-патриотическое воспитание курсантов (слушателей) высших учебных заведений: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Рязань, 2004. 20 с.
  42. С.А. Формирование профессионального менталитета у курсантов высших учебных заведений (1861 2003 г.): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ярославль, 2004. — 23 с.
  43. М.А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология: Учеб. пособие / Под ред. Крылова. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1979. — 224 с.
  44. Л.В. Формирование профессиональных качеств у слушателей ВУЗов МВД: Дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1998. 163 с.
  45. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. М.: ВПА. 1980. — 144 с.
  46. В.И., Краевский В. В. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1981. -160 с.
  47. К.К. Методологические и педагогические основы процесса профессионального становления студентов университета в условиях многоступенчатой системы образования: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Алматы, 1995. -46 с.
  48. И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997. -480 с.
  49. В. Деятельность. Знание. Духовность. // Высшее образование в России. 2003. № 5. — С. 81−84.
  50. В.А. Потребности как жизненные задачи. // Вестник МГУ, серия «Психология» 1997. № 1 — С. 14−20.
  51. И.П. Развитие курсанта как субъекта учебно-познавательной деятельности в условиях информатизации ВУЗов МВД России: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Барнаул, 2003. 18 с.
  52. С. У России и ее армии великое будущее: Дайджест выступлений министра обороны ВС РФ. // Ориентир. 2003. № 1.-С. 3−6.
  53. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987. -208 с.
  54. О.С. Индивидуализация как фактор самообразования старших школьников: Автореф.. канд. пед. наук. Ульяновск, 2004.- 23 с.
  55. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003. -512 с.
  56. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.- 238 с.
  57. С.Б. Мотивация труда. М., 1998. — 224 с.
  58. А.С. Технология педагогического эксперимента. -Глазов: Изд-во Глаз. гос. пед. ин-та, 1999. 191 с.
  59. А.И. Формирование мотивации учебной деятельности в системе «лицей университет»: Дисс.. канд. пед. наук. Саратов, 2000. — 175 с.
  60. Качество подготовки специалистов в техническом вузе (проблемы, пути и методы совершенствования и управления). / Новосибирск: Изд-во НГАСУ. 2000. 180 с.
  61. Н.И. Индивидуальный подход в обучении педагогике студентов юридических факультетов вузов как важнейший фактор повышения эффективности их профессиональной иобщегуманитарной подготовки: Дисс.. канд. пед. наук. М., 2000. 132 с.
  62. Д.А. Система факторов действия и развития личности. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1982. — 227 с.
  63. В.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей ВУЗов МВД России: Дисс.. докт. пед. наук. СПб, 1998 г. 410 с.
  64. М.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов военно-технических вузов в условиях дидактической информационной среды: Дисс.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. 172 с.
  65. В.П. Оптимизация воспитания курсантов ВВУЗов на основе комплексного подхода (на материалах командно-инженерных училищ РВ): Дисс.. канд. пед. наук. М., 1994. -291 с.
  66. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М., 1986. — 80 с.
  67. Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 221 с.
  68. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. — 192 с.
  69. В.П. Педагогическая технология личностно-ориентированного обучения в военном вузе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Рязань, 2004. 20 с.
  70. К.Э. Мотивация учебной деятельности курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России и ее основные детерминанты: Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 2000.- 206 с.
  71. Я.А. Избранные педагогические произведения. Т. 1. М.: Учпедгиз, 1939. — 163 с.
  72. Констатирующий эксперимент в педагогике: Сб. ст. аспирантов и докторантов. // Рос. Гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Vebra Magistri, 2000. — 120 с.
  73. Концептуальные основы и технологии гуманизации образования и воспитания: Материалы Всероссийской научно-практ. конф. Рязань: Изд-во РГПУ, 1997. — 182 с.
  74. Н.М., Ребейко И. М. Активные методы обучения и воспитания и их влияние на мотивационную сферу учащихся. // Межвузовский сб. научн. трудов «Мотивация учебной деятельности». Новосибирск, 1983. — С. 26−32.
  75. С.А. Проблемы фундаментализации и профессиональной направленности при обучении студентов в высших учебных заведениях. М.: МГАВМиБ, 2002. — 236 с.
  76. А.В. Формирование потребности в профессиональной самореализации личности курсантов вузов ВВ МВД РФ: Дисс.. канд. пед. наук. Саратов, 2000. 182 с.
  77. В.В. Методология педагогического исследования. -Самара, 1994. 165 с.
  78. В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  79. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  80. В.Н. Активное обучение в техническом вузе (теоретико-методологический аспект): Дисс.. докт. пед. наук. СПб., 2000. 379 с.
  81. В.Н., Саксеев В. А. Пути повышения мотивационной направленности обучаемых на получение профессиональных знаний. / Научно-метод. сб. М.: Военное изд-во, 1994. № 44. -С. 43−47.
  82. С.П. Управление формированием профессиональных интересов. // Вопросы психологии. 1985. № 3. — С. 23−30.
  83. В.А. Формирование профессиональных качеств у курсантов училища федеральной системы разведки, использования и контроля воздушного пространства: Дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1998. 213 с.
  84. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Изд-во ЛГУ, 1970. — 114 с.
  85. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  86. В.Г., Банков С. А. Мотив как интегральный побудитель и регулятор деятельности. // Межвузовский сб. научн. трудов «Мотивация учебной деятельности». Новосибирск, 1983. С. 11- 20.
  87. Д.А. Современная психология мотивации. Изд-е первое. М.- Смысл, 2002. — 343 с.
  88. Э.Э. Мотивация основа деятельности. — СПб., 2000. — 53 с.
  89. .Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  90. М. Учебная мотивация школьников: психолого-дидактический аспект. // Учитель. 2001. № 4. — С. 18−27.
  91. А.И. Индивидуализация и дифференциация обучения в вопросе подготовки слушателей Российской таможенной академии: Дисс.. докт. пед. наук. М., 2001. -237 с.
  92. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  93. И.И. Психологические основы обучения воинов Сухопутных войск. М.: Воениздат, 1983. — 272 с.
  94. А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. Курск: РОСИ, 1998. — 167 с.
  95. В. Искусство учить и учиться. // Армейский сборник. 2003. № 5.
  96. В.М. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. — 256 с.
  97. О.А. Социальные основы реформирования военной службы в современных условиях: Дисс.. канд. соц. наук. М., 2005. 151 с.
  98. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. // Вопросы психологии. 1987. № 5.-С. 129−138.
  99. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. // Вопросы психологии. 1997. № 4. — С. 28 — 38.
  100. В.А. Профессиональное воспитание военнослужащих контрактников (на опыте воспитания рядового и сержантского состава): Дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. 198 с.
  101. Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Акад. Проект, 2004. — 315 с.
  102. Н.В. Формирование положительной мотивации учения в ходе дидактического контроля (на примере среднего специального учебного заведения): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Майкоп, 2003. 27 с.
  103. А.Я. Педагогический эксперимент: методика и его организация. Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 125 с.
  104. Н.Э. Диагностика и оптимизация воспитательного процесса в высшей школе: Дисс.. канд. пед. наук. Белгород, 1997. 187 с.
  105. Г. С. и др. Психология профессиональной подготовки. СПб., 1993. — 172 с.
  106. Г. С. Самоконтроль человека. JI.: Изд-во Ленинградского университета, 1989. — 192 с.
  107. Новые информационные технологии и совершенствование учебных планов профессионального образования. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000. 188 с.
  108. Д.М. Педагогические условия патриотического воспитания курсантов военного вуза: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. 27 с.
  109. В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. — 382 с.
  110. О.В. Педагогическая система развития коммуникативных способностей курсантов высших военно-учебных заведений: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб, 2000. 16 с.
  111. А.А. Индивидуализация обучения средствами новых информационных технологий: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. 23 с.
  112. Ю.М. Эксперимент в педагогике. М.: Импринт-Гольфстрим, 1998. — 28 с.
  113. Т.К. В помощь преподавателю учреждений начального профессионального образования. Рязань, 2001. -42 с.
  114. О.Л. Теория управления и практика профессиональной подготовки специалистов в Сузах Минсельхоза России: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. СПб, 2004.- 35 с.
  115. Педагогические идеи К. Д. Ушинского. М.: Знание, 1971. -80 с.
  116. Педагогическая энциклопедия. Под ред. И. А. Каирова, Т. 2 -М.: «Сов. Энциклопедия», 1965 С. 875.
  117. А.И., Воробьев Г. В. Методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
  118. Ю.П. Психология коллективной деятельности. -Л., 1990. 184 с.
  119. А.В. Содержание военного образования и пути его совершенствования. / Научно-метод. сб. М.: Военное изд-во, 1995. — № 45. — С. 3−9.
  120. А.Н. Формирование профессиональных качеств у курсантов вузов танковых, мотострелковых войск: Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 2000. 206 с.
  121. И.А. Оптимизация производственной практики в учреждениях начального профессионального образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 2003. 27 с.
  122. Преемственность содержания образовательных программ средней и высшей школы основа фундаментальной подготовки специалиста: Тез. докл. межвузовской научно-метод. конф. — Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. — 196 с.
  123. Проблемы обучения и воспитания студентов в ВУЗе. Л.: Изд-во Ленинградского Университета, 1976. — 111 с.
  124. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. Аза Л. А. и др. Киев., 1987. — 304 с.
  125. С.В. Организация продуктивной самостоятельной деятельности студентов ССУЗов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Саратов, 2003. 22 с.
  126. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы // А. П. Дьяков, Г. В. Горченко, А. И. Стеценко и др. Воронеж: Изд-во ВГУ. — 160 с.
  127. С.В. Мотивационное обеспечение учебной деятельности курсантов высших военных учебных заведений: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Саратов, 2001. 18 с.
  128. А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. Спб.: Питер, 2003. — 432 с.
  129. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб: Питер, 1999. — 416 с.
  130. З.А. Психологические основы профессионального обучения. МГУ, 1985. — 207 с.
  131. Е.Г., Зязюн И. А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В. А. Сухомлинского. М.: Педагогика, 1991.-112 с.
  132. Н., Семушина Л. На базе среднего профессионального. // Высшее образование в России. 1999. № 3. — С. 81 — 84.
  133. Российская педагогическая энциклопедия, т. 1. М., 1993. -608 с.
  134. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.П. -М.: Педагогика, 1989. 328с.
  135. Н.М. Информационная подготовка специалистов на основе моделирования ситуаций профессиональной деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Воронеж, 2001. 24 с.
  136. С.Л. Социально-педагогические основы повышения эффективности использования средств массовой информации в воспитании военнослужащих полка: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1994.- 267 с.
  137. А.Н. Становление авторитета военного педагога: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Краснодар, 2003. 23 с.
  138. Ю.В. Социальное воспитание военнослужащих в условиях военной реформы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Тамбов, 2003. 45 с.
  139. O.K., Четырева Л. Б. Студент и образовательное пространство: мотивация и социально-профессиональные ориентации. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001. — 180 с.
  140. В.Д. Совершенствование системы высшего образования офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 2002. 47 с.
  141. А.А. Самообразование курсантов ВВУЗа как фактор непрерывной профессиональной подготовки: Дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1999. 205 с.
  142. М.В. Дидактические основы подготовки инженеров в вузе средствами гуманитарных дисциплин: Дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 1997. 162 с.
  143. Ю.В., Тамарин В. Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. М., 1989. — 80 с.
  144. А.С., Новикова Т. Г. Эксперимент в образовании. -М.: АПК и ПРО, 2002. 94 с.
  145. М.М. Индивидуализация обучения курсантов военно-экономического вуза: Дисс.. канд. пед. наук. Ярославль, 2002. 159 с.
  146. Я.И. и др. Методология и методы педагогического исследования. М., 1989. — 224 с.
  147. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  148. В.В. Процесс обучения как фактор воспитания будущих офицеров внутренних войск МВД России: Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1996. 217 с.
  149. Н.В. Активизация личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Хабаровск, 2004. 21 с.
  150. В.П., Смирнов И. П. Стандарты профессионального образования: типы, структура, оценка качества (сравнительный анализ зарубежной и российской практики). -М., 2002. 145 с.
  151. Современные проблемы гуманистической педагогики (методологические, научно-теоретические, технологические): опыт и перспективы развития: Тез. докл. международной научно-метод. конф. Рязань, 1999. — 91 с.
  152. Содержание и разнообразие форм современного образовательного процесса в технических вузах: Тез. докл. научно-метод. семинара вузов Северо-Кавказского региона. -Новочеркасск: Изд-во НГТУ, 1998. 218 с.
  153. Студент и образовательное пространство: мотивации и социально-профессиональные ориентации. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001. — 180 с.
  154. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — 168 с.
  155. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки моделей специалиста. // Современная школа. 1986. № 2/54. — С. 75−83.
  156. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983. — 96 с.
  157. O.K., Богданова Т. Г. Исследование структурирующей функции мотива. // Психологический журнал. 1983. № 6. — С. 54 — 61.
  158. В.Г. Мотивация учебной деятельности слушателей юридических институтов МВД. Краснодар: КЮИ, 1996.-47 с.
  159. В.А. Формирование мотивации учебной деятельности курсантов ВВУЗ в проблемном обучении: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Казань, 2004. 23 с.
  160. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961. — 389 с.
  161. А.В. Современные подходы к организации профессионально-этического самосовершенствования курсантов Высших военных учебных заведений: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Рязань, 2004. 20 с.
  162. В.А. Некоторые пути формирования интереса к избранной профессии. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994. — 104 с.
  163. М.Ф. Воспитание специалиста. Изд-во Казанского ун-та, 1990. -149 с.
  164. Г. Межпредметные связи и познавательный интерес в обучении. // Народное образование. 1988. № 9. — С. 70 — 72.
  165. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.- 576 с.
  166. Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения у школьников. Ростов н/Д, 1975. — 166 с.
  167. X. Мотивация и деятельность- в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1986. — С. 234 — 248.
  168. Н.Ю. Целеполагание в педагогических процессах. Казань, 1996. — 33 с.
  169. К.Р. Оптимизация учебно-воспитательного процесса на основе мотивационных предпочтений учащихся системы НПО: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2003. -22 с.
  170. В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991. — 50 с.
  171. В.В. Активизация познавательной деятельности слушателей ВУЗов МВД: Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1997. 140 с.
  172. Л.Д. Педагогические основы индивидуализации обучения курсантов военных институтов пограничных войск Российской Федерации: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. -197 с.
  173. Л.П. Воспитание профессионально важных качеств в личности у учащихся учреждений начального профессионального образования: Дисс.. канд. пед. наук. Пенза, 1996. 171 с.
  174. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. — 208 с.
  175. Ю.М. Формирование профессиональной мотивации учебной деятельности у будущих офицеров-воспитателей в инженерном вузе: Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 2005. 161 с.
  176. Е.В. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. -136 с.
  177. В.А. Психология учебной деятельности студентов. -М., 1994. 156 с.
  178. Ярская-Смирнова В.Н., Григорьева Н. Ю. и др.
  179. Целеполагание. Саратов, 1998. — 28 с.
  180. Основные качества личности курсанта и их краткаяхарактеристика
  181. Мировоззренческие и гражданские качества.
  182. Способность принимать решение и нести за него ответственность:32.1. Привычка своевременно принимать обоснованные решения и без излишних задержек переходить к их выполнению.32.2. Наличие развитого чувства ответственности за порученное дело.
  183. Предлагаем Вам ответить на вопросы, которые помогут нам в определении выбора профессии военного автомобилиста среднего звена.
  184. Ваше фамилия, имя, отчествоВозраст1. Социальное происхождение1. Профессия родителей
  185. Постоянное место жительства
  186. ОбразованиеСредний балл аттестата
  187. Почему Вы выбрали именно профессию военного специалиста среднего звена?1. желание получить интересную специальность2. увлечение автомобильной техникой3. гарантированное трудоустройство3. по настоянию родителей4. материальные соображения5. другое
  188. Почему Вы выбрали именно это учебное заведение?1. престижность2. желание избежать «армии"3. бесплатное среднее профессиональное образование4. хорошая репутация учебного заведения5. попал в учебное заведение случайно6. другое
  189. Считаете ли Вы свой выбор правильным?1. убежден в правильности выбора2. интерес к профессии повысился3. испытываю разочарование4. считаю неправильным шагом5. затрудняюсь ответить6. другое
  190. Имеете ли Вы достаточно полное представление о будущей профессии?1. достаточно полное2. недостаточно полное3. слабое4. другое
  191. Какие планы имеете Вы по окончании данного учебного заведения?1. работать по специальности2. служить в ВС РФ3. уволиться из ВС РФ4. затрудняюсь ответить5. другое
  192. Определите значение Ваших ориентаций в процессе учебы и службы.
  193. Реальные ориентации Значениеимеет большое значение имеет некоторое значение не имеет значения затрудняюсь ответить
  194. Профессиональная ориентация (на профессионализм, компетентность в данной области знания, профессиональной деятельности)
  195. Материальная ориентация (на экономический статус, уровень дохода, степень благосостояния)
  196. Политическая ориентация (на реализацию властных функций)
  197. Нравственная ориентация (в основе -общечеловеческие ценности, долг)
  198. Социальная ориентация (в основе желание сохранить или изменить социальный статус)
Заполнить форму текущей работой