На основе проведенного исследования пространственных представлений старших дошкольников со стертой дизартрией можно сделать следующие выводы:
Наиболее часто встречается нарушение зрительно-пространственного анализа и синтеза. Это выражается:
- 1. В затрудненности понимания сторон (левая-правая) у себя и напротив сидящего;
- 2. В плохом представлении пространственных и объемных фигур. Эта особенность сказывается на понимании значения пространственных предлогов;
Нередко наблюдаются нарушения пространственной организации движений, их последовательности. Детям трудно дается усвоение как игровых, так и трудовых процессов.
Трудности в развитии пространственных представлений у детей данной категории объясняются нарушенной деятельностью двигательно-кинестетического анализатора, недостаточностью пространственного анализа и синтеза, а особенности последних рассматриваются как следствие нарушения высших корковых функций. В связи с этим развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми. Таким образом, включение в систему коррекционной работы заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственных представлений будет способствовать совершенствованию речи, положительно отразится на формировании неречевых процесса (внимания, памяти, мышления), упредит возникновение графических ошибок на письме в школе. Всё это неизбежно положительно скажется и на речевом, и на общем развитии ребёнка.