Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На сегодня ученые-дидактики и учителя-новаторы разработали оптимизационную технологию организации учебного процесса на уроке (Ю.К.Бабанский); технологический процесс поэтапного формирования умственных действий (Н.Р.Талызина); основные технологические приемы укрупнения дидактических единиц усвоения математического учебного материала (Г.М.Эрдниев); опорные листы (В.Ф.Шаталов); комментированное… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основания педагогических технологий
    • 1. 1. Понятие и сущность педагогических технологий
    • 1. 2. Классификация педагогических технологий
    • 1. 3. Характеристика развивающего обучения и принципы организации учебного процесса с использованием технологии Эльконина-Давыдова
  • Глава II. Методика организации учебной деятельности с использованием элементов технологии Эльконина-Давыдова
    • 2. 1. Особенности уроков русского языка с использованием технологии Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова
    • 2. 2. Особенности уроков математики с использованием технологии Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова
    • 2. 3. Рекомендации по использованию элементов технологии Эльконина-Давыдова в учебной деятельности младших школьников
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, создали определенные условия для перестроечных процессов в системе образования.

В инновационном движении российское начальное образование приобретает развивающий характер. Но, несмотря на то, что термин «развивающее обучение» активно используется в психологической, педагогической и методической литературе, содержание этого понятия остается проблематичным, а ответы на вопрос «что такое развивающее обучение» довольно противоречивы.

Но может ли обучение не быть развивающим? Ведь развитие — один из необходимых результатов любого педагогически разумного обучения. Но отношение этого результата к целям и задачам обучения может быть различным.

Обучение в современной школе направлено на решение двух основных задач. Во-первых, школа должна вооружить учащихся «Прочными и глубокими знаниями основ наук»; во-вторых, она обязана подготовить своих питомцев «к жизни», сформировать у них важнейшие умения и навыки, необходимые для включения в различные сферы жизни общества. Развивающий эффект обучения, подчиненного задаче усвоения знаний, умении и навыков, может быть различным. Но в любом случае развитие учащихся оказывается «побочным» результатом, «внеплановым» продуктом такого обучения.

Когда говорят о развивающем обучении, речь идет не столько о повышении его развивающей эффективности, сколько о его направленности на решение задачи развития учащихся.

Однако, нельзя не согласиться с тем, что в одном случае обучение как бы надстраивается над развитием, как говорил Л. С. Выготский «плетется в хвосте» у развития, оказывая на него стихийное влияние, в другом целенаправленно обеспечивает его, «ведет за собой развитие» и активно использует его для усвоения новых званий, умений и навыков. В первом случае мы имеем приоритет информационной функции обучения, его целенаправленность на отработку знаний, умений и навыков, во втором — приоритет развивающей функции обучения.

Д.Б. Эльконин пишет, что ответ на вопрос, «каком отношении находятся эти два процесса», осложне тем, что сами категории обучения и развития разные. Эффективность обучения изменяется количеством и качеством приобретенных знаний, а эффективность развития изменяется уровнем, которого достигают способности учащихся, т. е. тем, насколько развиты у учащихся основные формы их психической деятельности, позволяющей быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности.

Таким образом, темой данной курсовой работы является Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдова.

Объектом данного исследования можно считать педагогические технологии, а предметом технологию развивающего обучения Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдова.

Целью этой работы является изучение сущностных характеристик и приемов организации развивающего обучения по Д. Б. Эльконину и В. В. Давыдову.

Для решения данной цели необходимо осуществить ряд задач:

1. изучить теоретические основания педагогических технологий

2. дать характеристику сущностному аспекту развивающего обучения по Эльконину-Давыдову

3. описать организацию развивающего обучения на практике

Гипотеза данного исследования такова: Применение технологии развивающего обучения, предложенной Элькониным и Давыдовым, помогает активизировать процесс получения знаний, умений и навыков учащимися младшего школьного возраста.

Глава I Теоретические основания педагогических технологий

1.1. Понятие и сущность педагогических технологий

В законах об образовании Российской Федерации указывается на необходимость совершенствования образования, повышения качества воспитательной работы, целенаправленного развития творческих способностей учащихся.

Еще К. Д. Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что учение есть труд, полный активности и мысли. Но именно активная (деятельностная и мыслительная) творческая сторона учения недостаточно актуализирована при традиционной организации обучения.

Повышение эффективности урока одна из насущных задач совершенствования качества учебно-воспитательного процесса.

Проблемой педагогических технологий как составляющей педагогической системы занимаются многие педагоги и психологи: В. П. Беспалько, М. В. Кларин, С. А. Маврин определенияи педагогической технологии; Б. Т. Лихачев задачами педагогической технологии; Г. И. Щукина, М. Н. Скаткин, А. К. Маркова и другие деятельностным подходом в обучении.

Но аспект практической реализации современных педагогических технологий на уроке остается актуальным.

Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогических технологий, которое стало одной из важнейших проблем педагогической науки и практики.

На сегодня ученые-дидактики и учителя-новаторы разработали оптимизационную технологию организации учебного процесса на уроке (Ю.К.Бабанский); технологический процесс поэтапного формирования умственных действий (Н.Р.Талызина); основные технологические приемы укрупнения дидактических единиц усвоения математического учебного материала (Г.М.Эрдниев); опорные листы (В.Ф.Шаталов); комментированное управление учебным процессом (липецкий опыт, С.Н.Лысенкова); технологические опорные моменты процесса обучения творчеству: знание как фундамент творчества, строгий отбор учебного материала, многократное повторение по-разному организованного материала, разностороннее развитие личности ученика, постоянный контроль учителя за работой ученика и индивидуальный подход (И.П.Волков).

Уроки истории педагогики весьма поучительны. Чтобы многое понять, обратимся к истории развития педагогических технологий.

Педагогическая деятельность начала «технологизироваться» задолго до того, как большинство педагогов, ученых и практиков осознали объективность протекающих процессов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. — 1991;
  2. Готовность детей к школе / Под ред. В. В. Слободчикова. — 1992;
  3. В.В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогика, 1972;
  4. В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986;
  5. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996;
  6. В. В. и др. Организация развивающего обучения в V-IX классах средней школы //Психологическая наука и образование — 1997. М. 1;
  7. Л.К. Дважды два = икс? — М.: Знание, 1985;
  8. А.К. Загадка птицы Феникс. — М.: Знание, 1978;
  9. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. — М.: Дом педагогики, 1996;
  10. Издательство «Пеленг» (Томск): Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. — 1992;
  11. Э. Школа должна учить мыслить // Народное образование. — 1964;
  12. В. Воспитание творчества. — М.: Знание, 1977;
  13. Ю. Воображение и способности. — М.: Знание, 1982;
  14. Репкина Н. В. Что такое развивающее обучение? — 1993;
  15. Философско-психологические проблемы развития образования. — М.: Педагогика, 1981;
  16. Г. А. Виды общения в обучении. -1993.
  17. Д. Как учить детей чиать. — М.: Знание, 1976;
  18. Д. Психология обучения младшего школьника. — М: Знание, 1974;
  19. И.С. Развивающее обучение М. 1979.
Заполнить форму текущей работой