Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современные представления о развитии ЭП и задачах его участников на каждом этапе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После повторения и закрепления изученного, установления связей с тем, что школьники уже знают, умеют и могут, результаты обучения-воспитания постепенно возрастают и достигают почти максимально возможного на данном уроке уровня. Цели эдукационного процесса достигаются, если результаты-продукты отвечают запроектированному уровню. Таким образом, обучениевоспитание представляет собой постепенный… Читать ещё >

Современные представления о развитии ЭП и задачах его участников на каждом этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как известно, обучение и воспитание осуществляются в виде отдельных отрезков (циклов), последовательность которых и составляет эдукационный процесс. Обычно законченный отрезок обучения-воспитания занимает один урок. Поэтому рассмотрим данную модель ЭП применительно к системе его осуществления — уроку.

Современная педагогика в центр учебно-воспитательного процесса ставит деятельность ученика. Руководителем ЭП остается педагог. Его управляющая роль состоит в том, что он, учитывая сложность предмета, конкретные условия, возможности, возраст учеников, оказывает им необходимую помощь, поднимается вместе с ними по ступеням познания, все больше опираясь на их собственную активность и самостоятельность. В совместной деятельности выделяют следующие основные этапы:

  • 1) мотивация обучения школьников;
  • 2) актуализация известных знаний, умений и опыта учеников;
  • 3) организация изучения нового материала;
  • 4) совершенствование изученного;
  • 5) определение результативности процесса.

На каждом этапе у учителя и у учеников свои задачи, своя особая деятельность, но цели деятельности общие. Сущность деятельности учителя — управление, деятельности учеников — учение. В процессе идет усвоение знаний, умений, способов деятельности, поведения, применение усвоенных знаний, умений, опыта поведения и деятельности на практике. На рис. 2.3 представлена современная интерпретация модели развития эдукационного процесса, выделены главные этапы общей деятельности учителя и учеников. Рассмотрим последовательность и содержание действий участников ЭП.

1. Задана цель. Ее достижение начинается с мотивации. Запускает мотивацию стимул. Мотивация — это не обучение, а чистой воды воспитание. Она необходима для того, чтобы вызвать интерес учеников к материалу, изучаемому на уроке, добиться.

Этапы эдукационного процесса.

Рис. 2.3. Этапы эдукационного процесса.

положительного отношения к учебному труду, собственному совершенствованию. Если надлежащая мотивация отсутствует, обучение-воспитание не будет успешным. Традиционная педагогика обычно относит мотивацию к обучению, но не дает ответа, чему же на этапе мотивации обучают. Когда мы говорим, что мотивация является воспитательным компонентом, все становится на свои места.

Уже на стадии мотивации формируются начальные продукты — отношения, представления; формируются и принимаются решения: нужно мне то, к чему зовет учитель, или нет?

  • 2. Чтобы знать, как ему действовать дальше, учитель осуществляет актуализацию чувственного опыта, опорных знаний школьников. Сделать актуальными, т. е. действенными, уже известные ученикам знания, вспомнить именно те, что понадобятся на данном уроке, — главное назначение этапа. С помощью целенаправленных вопросов учитель будет пытаться выяснить, что школьники уже знают о предмете изучения, что они умеют. Эффективный педагог будет искать ассоциативные связи для «сцепления» нового с уже известным материалом. Еще при подготовке к уроку он попытается выяснить:
    • — что из ранее изученного, знакомого может служить опорой для введения новых знаний, формирования нового опыта;
    • — какие из уже сформированных умений и навыков станут основанием для выработки новых знаний, умений и навыков;
    • — как вызвать в памяти учеников сформированные умения и навыки, какие вопросы следует поставить;
    • — какой наглядный материал подобрать для наблюдений, какие упражнения предложить ученикам;
    • — как эмоционально подготовить учеников, чтобы вызвать их интерес.
  • 3. С актуализацией сливается этап первичного восприятия предмета обучения-воспитания. Главная цель учеников — усвоить знания, умения, идеи, опыт, способы деятельности и поведения и т. д., т. е. сделать их своими. Но усвоение невозможно без принятия учебной задачи, что, в свою очередь, зависит от готовности школьника. Если он не видит смысла в новом знании или умении лично для себя и сейчас, если его ум не созрел для понимания важности и необходимости изучаемых знаний, то усвоение их сразу же ставится под угрозу. Скорее всего, знания, умения будут пройдены формально, принудительно. Пусть школьник еще не знает, что ему нужно, не умеет этого высказать, но подсознательно он, прежде чем вникнуть в материал, принимает или отвергает его либо принимает частично. На этот важный момент учитель будет обращать пристальное внимание.

Восприятие создает отражение в сознании ученика предмета обучения-воспитания. Восприятие может быть непосредственным (с помощью органов чувств) или опосредствованным (с помощью слов учителя). Восприятие предполагает такие действия ученика, как наблюдение за процессами или предметами, слушание, чтение. Восприятие — активный процесс, но активным он станет только тогда, когда педагог его надлежащим образом направит: даст установку, скажет, на что обратить внимание, спросит мнение учеников.

4. Ключевую роль играет понимание (осознание). Именно оно обеспечивает переход от восприятия к мышлению и усвоению. Ученик может многое запомнить, не понимая, и принять, не осознавая. В этом случае перехода работы мысли на новую ступень обучения-воспитания нет. Не будет и осознанного учения.

Понимание (осознание) требует выполнения определенных действий:

  • анализа, синтеза (деления объекта изучения на части и соединение целого из частей);
  • выделения главного (умение выделить главную мысль, найти ключевые слова, сформулировать заголовки, составить план и т. д.);
  • сравнения, сопоставления (установление схожести или различия между предметами, отдельными элементами по определенным признакам);
  • абстрагирования (отвлечения от несущественных признаков и выделения лишь того, что необходимо в данной ситуации) и конкретизации (подчеркивание определенного признака);
  • аргументации, доказательности (обоснование отдельных положений, установление причинно-следственных связей);
  • обобщения (объединение элементов в целое, определение обобщающих признаков).

Используются разнообразные формы организации восприятия новых знаний. Это могут быть и устное изложение знаний, подкрепленное наглядностью, и самостоятельные наблюдения учеников, и выполнение поисковых задач.

Теперь воспринятые и осознанные знания должны в сознании ученика соединиться с уже имеющимися там представлениями. Результат усвоения — образование понятий, отражающих собственные представления ученика о сущности предметов, явлений, процессов, которые изучались на уроке или самостоятельно. Первоначально эти понятия не всегда четкие и правильные, в связи с чем работа над ними продолжается на следующих этапах. Развиваясь, процесс усвоения нового материала, формирования новых знаний и умений ведет к увеличению и развитию результатов в количественном и качественном отношении. Постепенно у учеников образуются полноценные суждения, понятия, знания.

5. На этапе первичного закрепления осуществляется дальнейшее совершенствование новообразованных понятий, представлений. Это происходит преимущественно в процессе применения изученных знаний, умений на практике. В арсенале средств, используемых учителем, разнообразные упражнения, проблемные и поисковые задачи, работа с опорными конспектами и т. д. На данном этапе значительная часть знаний запоминается.

Часто первичным закреплением учитель не ограничивается и организует специальные упражнения по укреплению (упрочению) изученного материала. Ученики учатся применять знания, умения во взаимосвязи с уже известными им знаниями, умениями, способами деятельности. Лучшие педагоги ищут возможность организовать закрепление и упрочение материала несколько раз на уроке.

Учитель проявляет заботу о сохранении в памяти учеников основных элементов знаний. Без прочных знаний не может быть и речи о развитии ребенка: мышление и память тесно взаимодействуют между собой. Поэтому на каждом уроке в разнообразных формах организуется повторение. Оно не только препятствует забыванию, но помогает связать новый материал со старым, обеспечивает возможность уточнить, углубить, расширить усвоенное, систематизировать изученное. Активное, интересное, опирающееся на мышление школьника, а не на его механическую память повторение — мощное средство упрочение изученного. Например, видный педагог-практик В. Ф. Шаталов применяет многоразовое повторение материала в различных вариантах, постепенно сжимая его в объеме и достигая таким способом прочного усвоения главных понятий.

  • 6. Этан обобщения изученного основывается на включении приобретенных знаний, умений в общую систему имеющихся у учеников понятий и представлений. Применяется система обобщающих действий, которые постепенно усложняются в зависимости от цели. Сначала используются частичные обобщения, потом понятийные, далее следуют поурочные, тематические и междутематические обобщения.
  • 7. Завершающий этап — определение результативности (продуктивности) процесса — распадается на две части:
  • 1) анализ преподавания. Цель — обнаружить недостатки и выявить резервы в деятельности педагога;
  • 2) анализ учения. Цель — самоконтроль и самооценка своих знаний, умений, уровня обученности самими учениками. На данном этапе ученик под руководством учителя осуществляет диагностику обученности — устанавливает, на каком уровне сформированы знания, умения. Результаты диагностики (самодиагностики) становятся ориентиром для дальнейшей работы: возвратиться назад и повторить материал еще раз, изучать заново, обратить внимание на отдельные пробелы, переходить к новому материалу и т. д.

После повторения и закрепления изученного, установления связей с тем, что школьники уже знают, умеют и могут, результаты обучения-воспитания постепенно возрастают и достигают почти максимально возможного на данном уроке уровня. Цели эдукационного процесса достигаются, если результаты-продукты отвечают запроектированному уровню. Таким образом, обучениевоспитание представляет собой постепенный, управляемый педагогом переход учащихся с низшей ступени обученности и воспитанности на более высокую.

Последовательность этапов (ступеней) эдукационного процесса называют логикой развития ЭП, поскольку она жестко определена природой человека и закономерностями его умственной деятельности. Изменить тут ничего нельзя: можно лишь приспосабливаться.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой