Двигательная культура младшего школьника и её влияние на личностное развитие в учебной деятельности
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования внедрены в практику работы школы № 26, школы-интерната № 4 г. Воронежа. Результаты исследования обсуждались на кафедре общей и педагогической психологии Воронежского государственного педагогического университетана учёных Советах факультета физической культуры ВГПУна педагогических советах школыпредставлены… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки овладения двигательной культурой младшими школьниками
- 1. 1. Двигательная культура в системе общей культуры личности
- 1. 2. Двигательная активность младших школьников как основа овладения двигательной культурой
- 1. 3. Урок двигательной активности как условие овладения двигательной культурой младшим школьником
- ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по овладению 86 двигательной культурой младшим школьником в учебной деятельности
- 2. 1. Диагностика уровня двигательной культуры младших 88 школьников
- 2. 2. Разработка программы по овладению двигательной 111 культурой младшим школьником
- 2. 3. Пути эффективного овладения двигательной культурой в 131 различных видах деятельности на уроках двигательной активности
Список литературы
- Абасов 3. Формирование самоконтроля как условие становления ученика субъектом учебной деятельности / 3. Абасов // Наука и школа. — 2000. — № 2. — С.25−27.
- Алексеева Л. Ф. Психология активности личности / Л. Ф. Алексеева. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1990. 146 с.
- Амиров Л. Я. Образ «Я» на занятиях музыкальным движением / Л. Я. Амиров // Управление школой: жен. прил. к газ. «Первое сент.» 1997. — №. 5.-С. 9.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск, 1990. — 560 с.
- Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта / Б. Г. Ананьев. Человек и общество. — Л., 1967. — Вып. 2. — С. 241 -242.
- Андрущенко Т. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников / Т. Андрущенко, Н. Карабенова. Волгоград: Перемена, 1993. -59 с.
- Анохина И. А. Ритмическая гимнастика как средство компенсации дефекта двигательной активности: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / И. А. Анохина- М., 1992. — 20с.
- Антропова М. В. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / М. В. Антропова, А. Г. Хрипкова. М.: Педагогика, 1982. — С. 237−240.
- Артамонова В. Н. Двигательная активность важное условие здорового образа жизни / В. Н. Артамонова, В. К. Велитченко // Теория и практика физической культуры. — 1990. -№ 1.-С.14−15.
- Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М., 1979. — 179 с.
- Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогического исследования в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978.-223 с.
- Бабарыгин С. В. Ценностно-нормативные и психологические аспектыформирования физической культуры: Дисс.. канд. культуролог, наук/C.B. Бабарыгин.-Спб., 1994.- 180 с.
- Бальсевич В. К. Феномен физической активности человека, как социально-биологическая проблема / В. К. Бальсевич // Вопросы философии.- 1988. — №. 8. — С. 78−89.
- Бальсевич В. К. Физическая активность человек / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанова. Киев, 1987. — 226 с.
- Бармин С. В. Танцы в школе как элемент воспитания нравственности / С. В. Бармин // Научные записки психологов-педагогов города Твери и области. Тверь, 1998. — № 6. — С.26 — 30.
- Барышникова Т. К. Азбука хореографии / Т. К. Барышникова. СПб.: Респекс, 1994.-256 с.
- Басов М. Я. Избранные педагогические произведения / М. Я. Басов. -М.: Педагогика, 1975.-432 с.
- Бекина С. И. Музыка и движение / С. И. Бекина, Т. Н. Ломова, Е. Н. Соковникова. — М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
- Белик А. А. Культурология. Теория культуры / А. А. Белик. М., 1997- 230 с.
- Белик А. П. Социальная форма движения / А. П. Белик. М.: Наука, 1982.-270 с.
- Бердяев Н. А. Философия, творчество, культура и искусство / Н. А. Бердяев. М.: Искусство, 1994. — Т.1. — 542 с.
- Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений / Н. А. Бернштейн. -М.: Медгиз, 1966. 274 с.
- Бернштейн Н. А. Физиология движения и активности / Н. А. Бернштейн. M., 1990 — 314 с.
- Берлянд И. Е. Игра как феномен сознания / И. Е. Берлянд. Кемерово: Алеф, 1992 — 94 с.
- Библер В. С. Культура. Диалог культур / В .С. Библер // Вопросы философии 1989. — № 6. — С. 31 — 34.
- Блонский П. П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский. -Воронеж: Ин-тут практ. психологии- Модек, 1997. 575 с.
- Боброва Г. А. Художественная гимнастика в школе / Г. А. Боброва. -М.: Физкультура и Спорт, 1978. 208 с.
- Богданова О. С. Раннее развитие детей в процессе обучения и воспитания / О. С. Богданова, Н. М. Трофимова, Т. А. Крутских. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1998. — 145 с.
- Боген М. М. Обучение двигательным действиям: / М. М. Боген. М.: ГЦОЛИФК, 1981.-60 с.
- Богомолова JI. В. Основы танцевальной культуры / JI. В. Богомолова.
- М.: Новая школа, 1993. 80 с."1
- Божович JI. И. Сознательно управлять своим поведением / J1. И.
- Божович//Семья и школа. — 1981. — № 3. -С.23 -36.
- Божович JI. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М., 1989. — 464 с.
- Борисов А. Г. Философская культура личности / А. Г. Борисов. — Саратов, 1986.-26 с.
- Бурлаков В. В. Психология художественного восприятия / В. В. Бурлаков. Калуга, КГПУ, 1999. — 64 с.
- Бурлина Е. А. О культуре в научном и мифологическом ключе / Е. А. Бурлина. М.: Знание, 1989. — 51 с.
- Бурцева М. Е. Художественное движение / М. Е. Бурцева. М.: Физкультура и спорт, 1930. — 65 с.
- Буц Л. М. Подвижные игры под музыку / Л. М. Буц. Киев, 1987. — 93
- Быкова А. Движение и музыка / А. Быкова // Дошкольное воспитание. -1987 № 12. — С.5 — 8.
- Ванюшкин В. А. Коррекция координационных способностей учащихся младших классов с недостатками интеллектуального развития / В. А. Ванюшкин // Дефектология. 2000. — № 1. — С.47 — 51.
- Визитей Н. А. Физическая культура и спорт как социальные явления: философские очерки / Н. А. Визитей. Кишенёв, 1986. — 162 с.
- Визитей H.H. О компонентном составе физической культуры / H.H. Визитей, В. В. Естафьев // Филос-социол. Теория и практика: Тез. док. Всесоюз. науч.-прак. конф. по философии и социологии физической культуры и спорта. М., 1986. — С. 175 -176.
- Витковская Н. С. Формирование эстетической культуры младшего школьника: из опыта работы / Н. С. Витковская. Киев, 1998. — 151 с.
- Возрастные закономерности развития двигательных возможностей человека: сб. науч. ст. / Б. К. Корожанов. Алма-Ата: Каз. ИФК, 1987 -230 с.
- Волков Л. В. Физические возможности детей и подростков / Л. В. Волков. Киев: Здоровье, 1981. — 115 с.
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика / Г. А. Волкова. М.: Просвещение, 1985.- 191 с.
- Воробьёв Ю. А. Природа человеческой активности: автореф. дисс.. .д-ра филос. наук / Ю. А. Воробьёв- Воронеж, 2002. — 41 с.
- Воронков Л. П. Становление человека и культура / Л. П. Воронков. -М.: МГУ, 1997.-120 с.
- Восприятие и действие / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, А. Г. Рузская. -М., 1967. 189 с.
- Временной государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Физическая культура. / В. И. Лях, В. П. Шаулин, Е. Н. Литвинов, Г. Б. Мейксон. М.: ВНИК «Российский образовательный стандарт», 1993. — 28 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. СПб., 1997.
- Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. -1966. № 6. — С. 62 — 76.
- Выготский Л. С. Проблемы развития психики. / Л. С. Выготский, соб. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т.З. 368 с.
- Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1987.-344 с.
- Выдрин В. М. Физическая культура как ценность / В. М. Выдрин. Л., 1976.
- Габай Т. В. Учебная деятельность и её средства / Т. В. Габай. М .: МГУ, 1988.-254 с.
- Газман О. С. В школу с игрой / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова. — М., 2001.-96 с.
- Газман О. С. Роль игры в формировании личности школьника / О. С. Газман // Вопросы психологии. 1981. -№ 2. — С.68 — 76.
- Гальперин С. И. Физиологические особенности детей / С. И. Гальперин. М.: Просвещение, 1965. — 128 с.
- Гегель Г. Философия духа. Сочинения. Т. 3. / Гегель Г. М.: Госполитиздат, 1965. Т. 3 -320 с.
- Гердер И. Идём к философии истории Человечества / И. Гердер. М., 1977.-326 с.
- Глушак А. А. Формирование у школьников самооценки движений в процессе физического воспитания / А. А. Глушак. -М., 1971 120 с.
- Годик М. А. Стретчинг : Подвижность, гибкость, элегантность / М. А. Годик. М.: Сов. спорт, 1991.-91 с.
- Голиков А. П. Жить в движении / А. П. Голиков, В. А. Максимов. М .: Знание, 1985.-64 с.
- Голубева А. Д. Формирование красоты. Очерки о культуре человеческого тела / А. Д. Голубева. М.: Сов: Россия, 1968. — 101 с.
- Горбачёва Ж. С. Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.04 / Ж. С. Горбачёва- Спб., 2000. — 24с.
- Гордеева А. В. Эстетическая культура: проблемы вечные и современные / А. В. Гордеева, А. П. Ситник. М., 1992. — 97 с.
- Гордеева Н. Д. Функциональная структура действия / Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко. М.: Изд-во МГУ, 1982 — 165 с.
- Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности / Л. П. Гримак. М., 1987. — 286 с.
- Гужаловский А. А Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский. Минск: Полыня, 1978. — 87 с.
- Гужаловский А. А. Этапность развития двигательных качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: автореф. дисс. доктора пед. наук: 13.00.04 / А. А. Гужаловский- М., 1979. -23с.
- Гуревич П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. М., 1999.
- Гусева Е. А. Особенности развития психомоторики у детей младшего школьного возраста / Е. А. Гусева, Г. Н. Голоухова. М., 1987 — 145 с.
- Давидович В. Е. Сущность культуры / В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов.- Ростов-на-Дону, 1979. 210 с.
- Давыдов В. В. Концепция учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов, А. К. Марков // Вопросы психологии. 1981. — № 6. — С. 13 — 26.
- Давыдов В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. -1992.-№ 3−4.
- Даль В. И. Толковый словарь / В. И. Даль. Л., 1981. — Т. 2. — С. 642.
- Детский танец в системе воспитания и образования / сост. А. С. Фомин.- Новосибирск, 1989. 53 с.
- Ефимов Ю. И. Человеческий фактор и культура / Ю. И. Ефимов, А. И. Громов. Л.: Наука, 1989. — 191 с.
- Жак-Далькроз Э. Ритм, музыка и воспитание / Э. Жак-Далькроз. Женева, 1920.
- Жаров Л. В. Человеческая телесность : философский анализ / Л. В. Жаров. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1988. — 125 с.
- Журина Т. Н. Педагогические условия формирования двигательной культуры у будущих учителей: автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Н. Журина- Брянский гос. пед. ун-т. Брянск, 2000. — 18 с.
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец. М. 1986. — Т 2. — 296 с.
- Засыпкина Л. Ритмическая гимнастика: Подготовка к школе / Л. Засыпкина, Т. Солдатенкова, А. Шестова // Дошкольное воспитание. 1996. -№ 11.-С. 15−19.
- Зимина А. Н. Образные упражнения и игры в музыкально ритмическом развитии детей / А. Н. Зимина. М., 1998. — 82 с.
- Зинченко В. П. Перспектива ближайшего развития развивающего образования / В. П. Зинченко // Психологическая наука и образование. 2002. -№ 2.- С. 18−44.
- Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардошвили / В. П. Зинченко. М.: Новая школа, 1997. — 336 с.
- Злобин Н.С. Культура и общий прогресс / Н. С. Злобин. — М.: Наука, 1980.-340 с.
- Зыков Б. К. Музыкальные ритмы здоровья / Б. К. Зыков. -Воронеж, 1990.- 180 с.
- Ильенков Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991.-463 с.
- Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребёнка / С. Н. Карабанова. М.: Роспедагенство, 1997. — 191 с.
- Карташова Л. С. Самоорганизация детей седьмого года жизни в играх с правилами преимущественно подвижного характера / Л. С. Карташова. -Куйбышев, 1983.-235 с.
- Коган М. С. Человеческая деятельность: Опыт системногоманализа / М. С. Коган. М.: Политиздат, 1974. — 228 с.
- Коджаспиров Ю. Г. Функциональная музыка на уроке / Ю. Г. Коджаспиров // Физическая культура в школе. 1986. — № 12. — С.24−26.
- Колёсов В. В. Культура речи — культура поведения / В. В. Колёсов, Л.: Лениздат, 1988−274 с.
- Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду / Т .С. Комарова. М., 1984. — 120 с.
- Комков А. Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и когнитивного развития школьников / А. Г. Комков. И Теория и практика физической культуры. -1988. № 6. — С. 2 — 7.
- Копорова Е. В. Танец и ритмика в начальной школе / Е. В. Копорова. -М.: Музиздат, 1960.-235 с.
- Косов А. И. Психомоторное развитие младших школьников / А. И. Косов.-М., 1989.-108 с.
- Круткин В. Л. Онтология человеческой телесности : автореф. дисс. д-ра. филос. Наук / В. Л. Круткин. Екатеринбург, 1994. 25 с.
- Крылова Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. М.: Народное образование, 2000. — 272 с.
- Кряж В. Н. Гимнастика. Ритмика. Пластика / В. Н. Кряж. Минск: Полыня, 1987.-175 с.
- Кудрявцев, В. Т. Учение: движение, фантазия, здоровье / В. Т. Кудрявцева // Образование в современной школе. 2000. — № 8. — С. 11 — 18.
- Купцов И. И. О развитии произвольной активности младшего школьника в коллективе / И. И. Купцов, В. Г. Хроменюк // Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива. Рязань, 1984. — С. 25−8.
- Кур С. Д. Ритмопластика: подпрог. Курса «Окружающий мир красивый и некрасивый» для 1 класса / С. Д. Кур \ Частные школы. -1997. -№ 2. С. 161−166.
- Куракина С. Н. Феномен танца / С. Н. Куракина. Ростов-на-Дону, 1994.-187 с.
- Лебедева Н. Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников / Н. Т. Лебедева. Минск.: Народная асвета, 1979. — 35 с.
- Леоньтьев А. Н. Актуальные проблемы развития психики ребёнка / А. Н. Леонтьев // Изв. АПН РСФСР. -1948. Вып. 14. — С. 18 — 31.
- Леоньтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движения / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. -М., 1945. -267 с.
- Лесгафт П. Ф. Задачи физического развития в школе / П. В. Лесгафт. -М., 1951. Т.1. — С.287−313.
- Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П. Ф. Лесгафт. собрание пед. соч. М., Т. 1. — 1951. -444 е., 1952.-384 с.
- Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение / П. Ф. Лесгафт. СПб. 1900.-С. 170−172.
- Лисина М. И. О некоторых условиях превращения реакций из непроизвольных в произвольные / М. И. Лисила. // Доклады АПН РСФСР. -1957.-№ 1.
- Личность младшего школьника — объект психолого-педагогического изучения и нравственного воспитания / Н. М. Трофимова, Н. И. Солдатова, Н. Б. Трофимова и др. Воронеж: ВГПУ, 2003. — 75 с.
- Локк Д. Собрание пед. соч. / Д. Локк. М. -1985., Т. 3. -291 с.
- Лоуэн А. Предательство тела. / А. Лоуэн. Екатеринбург: Деловая книга, 1999−192 с.
- Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. Новосибирск: Наука, 1992. — 120 с.
- Лурия А. Р О генезисе произвольных движений / А. Р. Лурия // Вопросы психологии. 1957. -№ 6. — С. 13−21.
- Лях В. И Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 3, 4, 5.
- Малахов В. А. Культура и человеческая ценность / В. А. Малахов. -Киев: Наукова думка, 1984. С. 242.
- Маркарян Э. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ / Э. Маркарян. М. Мысль, 1983. — 386 с.
- Мартынова Е. С. Ритмика психических состояний в аспекте социальной адаптации личности / Е. С. Мартынова. М., 2001. — 174 с.
- Матвеев А. П. Теория и методика физического воспитания / А. П. Матвеев.-М., 1991.-С.62−70.
- Мдивани М. О. Методика оценки представления о движении у младших школьников/ М. О. Мдивани. Тезисы науч-практ. конфер. -Казань, 1986- 130с.
- Медведева Е. С. Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений: автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.04 / Е. С. Медведева- Спб., 2000 20с.
- Межуев В. М. Культура как проблема философии / В. М. Межуев. -М., 1987. -45 с.
- Миллер С. Психология игры / С. Миллер. СПб., 1999. — 320 с. 128. .Мир через культуру: Ежегодник. М .: Сов. писатель, 1990. — 333 с.
- Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей / Р. М. Миронова. -Минск.: Народная асвета., 1989. 175 с.
- Мисаилова И. Чувство ритма? Это очень просто. / И. Мисаилова // Дошкольное воспитание. — 1995.-№ 3.-С.112−115.
- Михайлов В. Язык культуры / В. Михайлов. М.: Изд-во МГУК, 1997. — 230 с.
- Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М. А. Михайлова. Ярославль: Академия развития, 2000.- 112 с.
- Назаренко JI. Д. Полезное качество пластичность. / JI. Д. Назаренко // Физическая культура в школе. — 2000. — № 6. — С. 33−36.
- Недвецкая Г. Д. Движения великий смысл / Г. Д. Недвецкая. Минск: Полымя, 1987.-75 с. п
- Никитин В. Н. Энциклопедия тела: психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент / В. Н. Никитин. -М.: Алетейна, 2000.-624 с.
- Никифоров Ю. Б. Учитесь наслаждаться движением / Ю. Б. Никифоров. М.: Сов. спорт, 1989. — 46 с.
- Нилов В. Н. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников: теория и практика / В. Н. Нилов. М., 1999. 153 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Русский язык. -1984.-797 с.
- Орлов В. И. Активность и самостоятельность учащихся в обучении / В. И. Орлов // Специалист. 2002. — № 5. — С.29−31.
- Пасютинская В. Волшебный мир танца. / В. Пасютинская. — М.: Просвещение, 1985. 222 с.
- Петровский, В.А. К психологии активности личности / В. А. Петровский // Вопросы психологии. 1975. -№ 3. — С.26−38.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М., 1969. -377 с.
- Пиз А. Язык жестов./ А. Пиз. Нижний Новгород: Ай Кью, 1992. -263с.
- Пономарёв Н. И. Социальные функции физической культуры и спорта / Н. И. Пономарёв. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 310 с.
- Пономарчук В. А. Физическая культура и становление личности / В. А. Пономарчук, О. А. Алшев. М.: Физкультура и спорт, 1991.-118 с.
- Попова 3. Н. Учимся танцевать / Н. П. Попова. Якутск, 1992 — 146 с.
- Проведение учебных занятий по ритмической гимнастике в школе / рязанский гос. пед. ун-т. Рязань, 1994. — 37 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца -М., 1983.- 175 с.
- Развитие двигательных качеств школьников / под ред. 3. И. Кузнецовой. М.: Просвещение, 1967. — 207 с.
- Развитие школьников в процессе обучения / под ред. Л. В. Занкова. -М.: Просвещение, 1967. — 175 с.
- Рамишвили Д. К природе некоторых видов выразительных движений / Д. Рамишвили. Тбилиси, 1976. — 126 с.
- Резникова Н. Е. Формирование психологической и эмоциональной экспрессивной культуры школьников / Н. Е. Резникова // Педагогическое образование и наука 2003. — № 1. — С 15−18.
- Розе Н. А. Психомоторика взрослого человека / Н. Арозе. Л., 1970. -125 с.
- Ром С. Движение, которое доставляет удовольствие / С. Ром. -Мюнхен, 1983.-64 с.
- Ротерс Т. Т. Танцевальные упражнения в начальных классах / Т. Т. Ротерс // Физическая культура в школе. 1988. -№ 10. — С. 17−22.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. -Т.2. 615 с.
- Руднева С. Ритмика. Музыкальное движение / С. Руднева, Э. Фиш,-М., 1997.-203 с.
- Рябкова Н. Г. Противоречия гуманизации воспитания в современной школе как педагогическая проблема / Н. Г. Рябкова. Петропавловск-Камчатский, 1998.-312 с.
- Самоукина И. В. Игра в школе и дома / И. В. Самоукина. -М.: Новая школа, 1995. 144 с.
- Самохвалова С. Ю. Эстетическое развитие младшего школьника в условиях музыкально-практической деятельности: Дис.канд.пед. наук / С.Ю. Самохвалова- Ростов-на-Дону, 2001. — 155 с.
- Сеченов И. М. Очерки рабочих движений человека / И. М. Сеченов. -М., 1901.-139 с.
- Сеченов И. М. Психология поведения / И. М. Сеченов. Воронеж: Ин-т практ. психологии, МОДЭК, 1999 320 с.
- Сикорский Б. Ф. Физического воспитание с элементами пластики движений под музыкальное сопровождение для 1−3 класса // Спорт в школе: Еженед. прил. к газ. «Первое сент.». 2000. — № 47. — С.4−7.
- Смирнов С. Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения / С. Д. Смирнов. М., 1985. — 229 с.
- Смолевский В. М. Ритмическая гимнастика в школе: доступно, эффективно, эмоционально / В. М. Смолевский // Физическая культура в школе. 1985. — № 3. — С. 46 — 49.
- Соколов Э. В. Культура и личность / Э. В. Соколов. М., 1992. — 226 с.
- Соколов Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры / Э. В. Соколов. Д., 1989. — 315 с.
- Спектор Р. И. Двигательное воображение и самосознание / Р. И. Спектор // Формирование образа «Я» и проблемы физического воспитания. — М., 1990. -171 с.
- Станкин М. И. Принципы обучения •• двигательным действиям на занятиях физической культурой. / М. И. Станкин. М.: Высшая школа, 1985. — 67 с.
- Столяров В. И. Философско-культурологический анализ физической культуры / В. И. Столяров // Вопросы философии. 1988. — № 4.
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Избранные труды в 2 т. М., 1985. — Т. 1. — С. 22 — 42.
- Ткачёв Ф. Т. В поисках мышечной радости / Ф. Т. Ткачев. Киев: Здоровье, 1988. — 86 с.
- Трофимова Н. М. Нравственное формирование личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе: дисс. д-ра пед. наук: 13.00.01/ Н. М. Трофимова- Воронеж, 1992 -290с.
- Тухман И. В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников / И. В. Тухман // Начальная школа 2004. — № 2. — С 21 — 25.
- Уледов А. К. К определению специфики культуры как социального явления / А. К. Уледов // Философские науки. — 1974. № 2. — С. 22 — 29.
- Уткин В. Л. Культура движений / В. Л. Уткин. М.: Знание, 1984. — 160 с.
- Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Избр. Пед. сочинения / К. Д. Ушинский. т 1. 510 с.
- Федякина Л. К. Развитие координационных и интеллектуальных способностей школьников младших классов на основе возрастных закономерностей организации движений : автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.01 ./Л.К. Федякина- Майкоп, 1998.-22с.
- Фельденкрайз М. Осознавание через движение / М. Фельденкрайз. — М., 1994.-189 с.
- Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве — времени Детства / Д. И. Фельдштейн. М: Моск. психол-соц. ин-т, 1997. — 160 с.
- Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д. И. Фельдштейн. М.: Моск. психол-соц. ин-т: Флинта, 2004. — 672 с.
- Филатов С. В. От образного слова к выразительному движению / С. В. Филатов. — М.: Магистраль, 1993. — 128 с.
- Филимонова Р. В. Культура тела / Р. В. Филимонова. М.: ГИТИС, 1991.- 102 с.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-559 с.
- Фомина H. А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4−6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности: автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Фомин Волгоград, 1996. -21с.
- Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В. В. Давыдова, И. Компшера, А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1982. — 216 с.
- Хейзенга Й Человек играющий / Й. Хейзенга. М.: Мысль, 1991 — 458 с.
- Холодицкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей / Г. А. Холодицкий. М., 2000. — 63 с.
- Цукерман В. С. Актуальные проблемы развития культуры / В. С. Цукерман, С. С. Соковиков. Челябинск, 1990. — 74 с.
- Цукерман Г. А. Две фазы младшего школьного возраста / Г. А. Цукерман // Психологическая наука и образование. 2002. — № 2. — С.45−67.
- Чибрикова-Луговская А. Е. Ритмика: Ходьба. Упражнения. Игры. Танцы / А. Е. Чибрикова-Луговская. М.: Дрофа, 1998. — 102 с.
- Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду / Т. И. Чиркова. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 224 с.
- Чистякова М. И Психо-гимнастика / М. И. Чистякова. М.: Просвещение, 1990.- 128 с.
- Чурбанов В. Б. Культура и развитие личности / В. Б. Чурбанов. М.: Педагогика, 1981. — 152 с.
- Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996. — 135 с.
- Шаповалов, В. А. Высшее образование в социокультурном контексте / В. А. Шаповалов. -М.: Высшая школа, 1996. 218 с.
- Шацкий С. Г. Собр.соч., / С. Г. Шацкий Т.2, М., 1962 198 с.
- Швейко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швейко. М., 1988. — 87 с.
- Шимина А. Н. Философские основы образования: Монография / А. П. Шимина. ВГПУ. Воронеж, 1999. — 118 с.
- Шкурко Т. А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе / Т. А. Шкурко // Психологический вестник РГУ. -Ростов- на Дону, 1996 В. 1, ч. 1. — С. 327 — 348.
- Шкурко Т. А. Танцевально-экспрессивный тренинг как фактор динамики отношений личности / Т. А. Шкурко // Психологический вестник РГУ. Ростов- на Дону, 1999. -В.4. С. 260−270.
- Шлемин А. М. Формирование у детей двигательных функций /А. М. Шлемин // Физкультура в школе. 1983. -№ 1. — С.12−14.
- Шмаков С. А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры / С. А. Шмаков. М., 1997 — 336 с.
- Штерн В. Психология раннего детства / В. Штерн. ПБг., 1922 — 369 с.
- Штука А. Т. Психологические особенности формирования произвольности действий у младших школьников. / А. Т. Штука Киев, 1987.-167 с. ft
- Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. М., 1960. — 378 с.
- Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии обучения и воспитания. — Киев, 1961. С. 12−13.
- Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М., 1999. — 360 с.
- Юнг К. Психология бессознательного / К. Юнг. М., 1994 — С. 39.
- Berdychova. Sana. Rytmika gymnastika a tanec pro deti. Praga Olimpia-1973.
- Bolton T. L. Rhythm American, Journal of Psychology., 1994.
- Hitz P. Koordinative Fahigkeiten -Kennzeichnung, Altersgang und Beeinflussungsmoglichkeiten Med. U. Sport. -1982.-V 21, s. 348−351.
- Kosel A. Schulung der Bewegungskoordination. 2. Aufl. — Schorndorf- Hofmann, 1993.
- Perret-Clermont A. N. Solialinteraction and cognitive development in children. L. etc 1980. -473p.
- Rubin K. H Free play behavior in preschool and kinder garten children // Child Devel 1978. V. 49 p.534−536.I