Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические основы взаимодействия преподавателей и студентов гуманитарных факультетов с информационными технологиями: При обучении математике и информатике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность обучения математике и информатике студентов гуманитарных специальностей вузов в первую очередь зависит от правильного отбора содержания читаемых курсов. Основной задачей проблемы межпредметных и внутрипредметных связей является построение целостной системы структур учебных предметов, которая обеспечивала бы эффективное использование связей между содержанием этих предметов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическая модель обучения математике и информатике студентов гуманитарных факультетов на основе использования информационных и коммуникационных технологий
    • 1. 1. Стратегические направления развития системы образования, основанные на новых информационных и коммуникационных технологиях
    • 1. 2. Влияние информатизации на методическую систему обучения математике и информатике
    • 1. 3. Научно-методические основы взамодействия преподавателей и студентов с информационными и коммуникационными технологиями при обучении математике и информатике
    • 1. 4. Психолого-педагогические основы взаимодействия студентов с компьютером
  • Выводы к первой главе
  • Глава 2. Практическая модель взаимодействия преподавателей и студентов с информационными технологиями при обучении математике и информатике
    • 2. 1. Разработка содержания дисциплин в области информатики и математики на основе использования методов системного анализа

    2.2.Компьютерные программы учебного назначения по математике и информатике для студентов гуманитарных факультетов как один из важнейших факторов реализации взаимодействия студентов с информационными технологиями

    2.3.Реализация моделей взаимодействия с информационными технологиями преподавателей и студентов при использовании персонального компьютера на занятиях по математике как мощного инструментального средства

    2.4. Педагогический эксперимент

    Выводы по второй главе

Педагогические основы взаимодействия преподавателей и студентов гуманитарных факультетов с информационными технологиями: При обучении математике и информатике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. В концепции реформирования российской науки важное значение уделяется информатизации различных сфер учебной и научной деятельности. Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса, существенным элементом формирования личности. Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого термина. Информатика — наука молодая, но, несмотря на это, она широко используется во многих областях человеческой деятельности и для нее характерна тесная связь с математикой.

В государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования нового поколения большое внимание уделяется интеграции общих математических и естественно-научных дисциплин, в частности, математики и информатики. Возникает вопрос о теоретических и практических основах моделирования соответствующего дидактического процесса в компьютерной среде. Проблема обучения математике и информатике на основе их интеграции с использованием информационных и коммуникационных технологий является актуальной.

До сих пор традиционные формы обучения математике и информатике оставались неизменными. Компьютерные технологии в этом плане предоставляют несравненно большие возможности. Однако для повышения качества и эффективности образовательного процесса, основанного на широком использовании новых информационных и коммуникационных технологий, необходимо спроектировать соответствующее научно-методическое обеспечение.

Реализация образовательного процесса на основе использования новых информационных технологий во многом зависит от степени разработки организационных моделей учебного взаимодействия преподавателей и студентов с информационными и телекоммуникационными технологиями.

Стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно ориентированного образования. Поэтому есть основания для решения актуальной проблемы — определение роли и места информационных технологий в личностно ориентированном обучении. По сути речь идет о построении теоретической модели личностно ориентированной дидактической информационной среды. Такая модель должна раскрыть педагогические основы конструирования целостной методической системы компьютерного обучения, обеспечивающей оптимальные условия для раскрытия творческого потенциала личности студента для эффективного использования компьютерных технологий в конкретных педагогических ситуациях.

Эффективность использования информационных и коммуникационных технологий при обучении математике и информатике во многом зависит от степени разработанности и качества компьютерных программ учебного назначения, методического сопровождения учебного процесса с помощью электронных средств, целесообразности их использования и порядка сочетания компьютерных программ учебного назначения на различных этапах дидактического цикла, которые в разной мере допускают автоматизацию управления учебным процессом и в различной степени, с точки зрения эффективности, нуждаются во введении такой автоматизации. Разработка единой информационной обучающей среды, составляющими которой являются компьютерное учебно-методическое обеспечение и средства информационных и коммуникационных технологий, является актуальной и важной задачей.

Одной из принципиально важных и конструктивных идей в стратегии повышения интеллектуального потенциала нации является идея опережающего образования, которая заключается в обеспечении приоритетного развития системы образования на фоне других социальноэкономических факторов и своевременной подготовке обучаемых к работе и жизни в информационном обществе. Информатика, информационные технологии и математика позволяют «перекинуть» мостик между гуманитарными и естественно-научными знаниями, осуществить интеграцию различных образовательных областей. По этой причине большое внимание уделяется проектированию различных моделей обучения математике и информатике на основе использования новых информационных технологий.

Проведенный в работе [69] анализ тематики диссертационных исследовании позволил выделить основные направления диссертационных исследований по проблемам информатизации образования: 1. Проблемы информационной подготовки студентов вузов.

2. Проблемы обучения различным предметам с использованием информационных технологий.

3. Проблемы информационной культуры пользователя.

4. Проблемы разработки новых информационных технологий.

5. Проблемы информационной подготовки в общеобразовательной школе.

6. Информационное обеспечение управления образовательными процессами.

7. Информатизация оценки качества знаний.

8. Использование информационных технологий в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.

9. Использование информационных технологий в подготовке военных специалистов.

10. Информационное обеспечение научной деятельности.

11. Психологические аспекты информатизации образования.

Современная образовательная ситуация России характеризуется тенденцией перехода от традиционного к инновационному обучению (В.В. Давыдов, И. А. Колесникова, Е. С. Полат, А. Ю. Уваров и др.). Активно разрабатываются педагогические модели гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемые как направленность на человека, или личностно ориентированный подход (В.В. Бондаревская, В. В. Сериков, C.B. Кульневич,.

A.K. Маркова, A.B. Хуторской, Р. И. Круподеров и др.), формируется тенденция интеграции гуманитарной и технической подготовки на основе новых информационных технологий (НИТ), компьютерных телекоммуникаций и глобальных компьютерных сетей (Ю.С. Брановский,.

B.Г. Буданов, Я. А. Ваграменко, М. П. Лапчик, И. В. Роберт и др.). Профессиональное образование многих высокотехнологичных стран мира уже включает соответствующие курсы и программы, ориентированные на полноценное использование новых информационных технологий во время обучения, в будущей профессиональной деятельности.

Формированию и развитию методической системы обучения информатике в педагогическом вузе посвящено достаточно большое число фундаментальных исследований (Абдукадыров A.A., Бешенков С. А., Брановский Ю. С., Ваграменко Я. А., Готская И. Б., Григорьев С. Г., Жалдак М. И., Козлов O.A., Кузнецов A.A., Кузнецов Э. И, Лапчик М. П., Монахов В. М., Швецкий М. В. и т. д.).

Использованию информационных и телекоммуникационных технологий в образовании посвящены многие исследования (Бидакова Д.А., Роберт И. В., Софронова Н. В., Юнерман Н. Л., Каланова Ш. М., Круподеров Р. И., Филатов O.K. и др.).

Система интегрированного обучения информатике и математике в вузе рассматривалась в научных исследованиях Бекзатова Б. А., Велихова Е. П., Ершова А. П., Хеннера Е. К. и др.

Работы этих авторов явились методологической основой исследования.

В отличии от указанных исследований в данном диссертационном исследовании рассматриваются педагогические, методические и организационные основы взаимодействия преподавателей и студентов гуманитарных факультетов при обучении математике и информатике, научно-методические основы проектирования и использования компьютерных программ учебного назначения по математике и информатике как нетрадиционных дидактических материалов в условиях формирующегося информационного общества.

Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что разработка различных педагогических моделей взаимодействия преподавателей и студентов гуманитарных факультетов с информационными и телекоммуникационными технологиями при обучении математике и информатике, педагогических, методических и организационных подсистем реализации образовательного процесса в информационной учебной среде является актуальной проблемой.

Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности педагогических, методических и организационных основ взаимодействия преподавателей и студентов гуманитарных факультетов с информационными технологиями при обучении математике и информатике в условиях информатизации образования, реализации системы непрерывного и интегрированного обучения и личностно-ориентированного образования.

Цель исследования — разработка педагогических, методических и организационных основ взаимодействия преподавателей и студентов гуманитарных факультетов с информационными технологиями при обучении математике и информатике в условиях информатизации образования, реализации системы непрерывного и интегрированного обучения и личностно ориентированного образования.

Объектом диссертационного исследования является процесс совершенствования математической и информационной подготовки студентов гуманитарных факультетов университетов и педагогических вузов на основе использования новых информационных технологий.

Предметом исследования выступают педагогические основы взаимодействия преподавателей и студентов гуманитарных факультетов с информационными технологиями при обучении математике и информатике в условиях информатизации образования, реализации системы непрерывного и интегрированного обучения и личностно ориентированного образования.

В основу диссертационного исследования положена гипотеза, согласно которой эффективность и качество обучения студентов математике и информатике значительно повысится, если использование новых информационных технологий будет сопровождаться радикальными изменениями во всех подсистемах: технологической, педагогической, методической, организационной, экономической — и даже существенно затрагивать теоретические и методологические основания образовательной системы, т. е. новые информационные технологии только тогда могут быть эффективны в образовании, когда они не встраиваются в уже существующую образовательную систему, а входят как элемент в новую систему образования, что инициирует разработку педагогических основ взаимодействия преподавателей и студентов гуманитарных факультетов при обучении информатике и математике в условиях реализации системы непрерывного и интегрированного обучения и личностно ориентированного образования.

Исходя из гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа развития педагогических технологий показать, что их невозможно отделить от информационных и коммуникационных технологий, которые позволят изменить саму парадигму образования, и, что только новые информационные технологии позволяют наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.

2. Разработать теоретическую модель обучения математике и информатике студентов гуманитарных факультетов на основе использования информационных и коммуникационных технологий в условиях реализации государственных образовательных стандартов нового поколения, системы непрерывного и интегрированного обучения и личностно-ориентированного образования.

3. Рассмотреть влияние информатизации образования на совершенствование методической системы обучения математике и информатике студентов гуманитарных факультетов универстетов и педвузов.

4. Рассмотреть различные модели использования информационных технологий при обучении математике и информатике студентов гуманитарных специальностей вузов и на основе этого разработать педагогические, методические и организационные основы взаимодействия преподавателей и студентов гуманитарных факультетов с информационными технологиями при обучении математике и информатике в условиях информатизации образования, реализации системы непрерывного и интегрированного обучения и личностно ориентированного образования.

5. Провести педагогический эксперимент, подтверждающий правильность гипотезы диссертационного исследования.

Для достижения целей исследования, проверки гипотезы и решения поставленных выше задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы по проблеме исследованияанализ материалов по информатизации образования с целью выявления современных особенностей и тенденций использования информационных технологий в математическом образованиианализ стандартов, программ, учебных пособий, методических материалов по математике и информатикенаблюдение за ходом образовательного процесса, за деятельностью студентовбеседы с преподавателями, анкетирование и тестирование студентовметоды системного анализаматематические методы обработки результатов педагогических исследований и метод групповых экспертных оценоканализ и обобщение экспериментальной работы.

Исследование проводилось с 1996 по 2000 год в несколько этапов. На первом этапе (1996 — 1997 год) осуществлялось теоретическое изучение проблемы совершенствования математической и информационной подготовки студентов гуманитарных факультетов университетов и педагогических вузов на основе использования информационных и коммуникационных технологий, интеграции образовательных областей и реализации непрерывного образования.

На втором этапе исследования (1998 -1999 год) продолжались поиски повышения качества и эффективности математической и информационной подготовки студентов гуманитарных факультетов университетов и педагогических вузов на основе разработки педагогических основ взаимодействия преподавателей и студентов гуманитарных факультетов с информационными технологиями.

На третьем этапе (1999 -2000 год) осуществлялся анализ и обобщение полученных результатов, формулировались и уточнялись основные теоретические и экспериментальные выводы и практические рекомендации. На этом этапе выкристаллизовались педагогические, методические и организационные составляющие системы взаимодействия преподавателей и студентов гуманитарных факультетов с информационными технологиями, а также завершено проведение педагогического эксперимента.

Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается в следующем:

• На основе анализа развития педагогических технологий показана невозможность их отделения от информационных и коммуникационных технологий, которые позволят изменить саму парадигму образования;

• разработана теоретическая модель обучения математике и информатике студентов гуманитарных факультетов на основе использования информационных и коммуникационных технологий в условиях реализации государственных образовательных стандартов нового поколения, системы непрерывного и интегрированного обучения и личностно ориентированного образования;

• в соответствии с изменившейся парадигмой образования обоснована необходимость использования новых моделей взаимодействия преподавателей и студентов с информационными технологиями и спроектированы педагогические, методические и организационные основы взаимодействия преподавателей и студентов гуманитарных факультетов с информационными технологиями при обучении математике и информатике в условиях информатизации образования, реализации системы непрерывного и интегрированного обучения и личностно ориентированного образования.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что на основе результатов работы выделено содержание совершенствования математической и информационной подготовки студентов гуманитарных факультетов в условиях формирующегося информационного общества, разработаны конкретные рекомендации по реализации педагогических, методических и организационных составляющих системы взаимодействия преподавателей и студентов гуманитарных факультетов с информационными технологиями при обучении математике и информатике.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обусловлена выбором методов исследования, адекватных его предмету, задачам и логикеметодологической обоснованностью теоретических положений, связанных с концептуальными позициями информатизации высшего образованиярепрезентативностью экспериментальных данныхиспользованием математического аппарата для оценки результатов педагогического исследованиясопоставлением результатов исследования с массовым опытом.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие педагогических технологий невозможно отделить от информационных и коммуникационных технологий, которые позволят изменить саму парадигму образования.

2. Качество обучения студентов гуманитарных факультетов математике и информатике значительно повысится, если использование новых информационных технологий будет основано на новых педагогических моделях взаимодействия преподавателей и студентов с ними, реализации системы непрерывного и интегрированного обучения и личностно ориентированного образования.

Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования были обсуждены и апробированы на научно-методических семинарах кафедр информационных технологий в обучении и управлении учебным процессом Ставропольского государственного университета и информатики и вычислительной техники Дербентского филиала Дагестанского государственного университета, на Всероссийской телеконференции «Информационные технологии в преподавании гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузе» (г. Ставрополь, 1999 год), на региональных научно-методических конференциях «Университетская наука — региону» (г. Ставрополь, 1999;2000 гг.). Основной опытно-экспериментальной базой исследования являлись гуманитарные факультеты Дербентского филиала Дагестанского государственного университета, Ставропольского государственного университета и Дербентского педагогического колледжа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 178 с. Работа содержит 5 таблиц, 6 рисунков.

Список литературы

включает 145 источников.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Эффективность обучения математике и информатике студентов гуманитарных специальностей вузов в первую очередь зависит от правильного отбора содержания читаемых курсов. Основной задачей проблемы межпредметных и внутрипредметных связей является построение целостной системы структур учебных предметов, которая обеспечивала бы эффективное использование связей между содержанием этих предметов. Несовершенство структур учебных предметов существенно снижает эффективность любой методики применения межпредметных и внутрипредментых связей. По этой причине автор исследования уделил большое внимание отбору структур учебных предметов по математике и информатике, используя один из методов системного анализа для оценки потенциальной эффективности внутрипредметных и межпредментных связей рассматриваемых дисциплин.

В результате проведенного исследования предложена система учебных дисциплин и курсов по выбору, позволяющих сформировать информационную и математическую культуру студентов гуманитарных факультетов педвузов и университетов.

Одним из важнейших факторов реализации взаимодействия преподавателей и студентов с информационными технологиями являются компьютерные программы учебного назначения по математике и информатике. В работе проведен анализ существующих компьютерных педагогических программных средств, рассмотрена методика разработки педагогических сценариев и электронных средств обучения, их применения в рамках предлагаемых работе педагогических основ взаимодействия студентов с информационными технологиями.

Эффективное использование информационных технологий в обучении во многом зависит от технологии создания образовательных проектов (проектирования учебной деятельности). Рассмотренные в работе конкретные модели взаимодействия студентов и преподавателей с информационными технологиями на примерах использования персонального компьютера как мощного инструментального средства для решения различных математических задач показали высокую эффективность как в смысле освоения самого метода, так и в смысле снятия «барьеров» у преподавателей и студентов перед использованием информационных технологий.

Проведенный педагогический эксперимент позволяет полагать, что найдено эффективное средство взаимодействия преподавателей и студентов с информационными технологиями, позволяющее как организовать внедрение и использование компьютеров в образовании, так и выявить потребности сферы образования в информационных технологиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одним из важнейших аспектов использования образовательных информационных технологий является качественное изменение самого образования. Новые образовательные информационные технологии позволяют решать принципиально новые дидактические задачи, их применение обеспечивает повышение качества и эффективности (включая экономическую эффективность) образования.

В результате теоретического исследования и анализа развития новых педагогических технологий показано, что их невозможно отделить от информационных и коммуникационных технологий, которые позволят изменить саму парадигму образования, и, что только новые информационные технологии позволяют наиболее эффективно реализовать возможности инновационных педагогических технологиях. В диссертационном исследовании предлагается теоретическая модель обучения математике и информатике студентов гуманитарных факультетов на основе использования информационных и коммуникационных технологий в условиях реализации государственных образовательных стандартов нового поколения, системы непрерывного и интегрированного обучения и личностно ориентированного образования.

В работе исследовано влияние информатизации образования на совершенствование методической системы обучения математике студентов гуманитарных факультетов универстетов и педвузов и рассмотрены различные модели использования новых информационных технологий при обучении математике и информатике студентов гуманитарных специальностей вузов. На основе этого спроектированы педагогические, методические и организационные основы взаимодействия преподавателей и студентов гуманитарных факультетов с информационными технологиями при обучении математике и информатике.

Проведенный педагогический эксперимент показал что, качество подготовки студентов по математике и информатике значительно повысится, если образовательный процесс будет основан на разработанной методической системе обучения, спроектированных педагогических моделях взаимодействия преподавателей и студентов гуманитарных специальностей вузов с информационными технологиями.

Появление новых средств информационных технологий, их широкое применение в образовательном процессе, формирование информационного общества и обновление методической системы обучения инициируют поиски более совершенных систем взаимодействия преподавателей и студентов с информационными и коммуникационными технологиями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Информационные технологии для гуманитариев: Учебное пособие // Под ред. B. J1. Акимова, Н. М. Арсентьева, Л. И. Бородкина, И. М. Гарсковой. Москва-Саранск. 1998.
  2. А.К. Образование и телекоммуникации. // Педагогическая информатика. 1993, N1. С. 5−11.
  3. Е.В. Формирование основных понятий математического анализа в школе с использованием вычислительной техники: Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. М.: 1987.
  4. А. А., Брановский Ю. С. Количественные методы информационные технологии в изучении истории. Ставрополь: СГПУ, 1995.-91 с.
  5. Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. — 528 с.
  6. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та. 1977. -304 с.
  7. В.К. Информационное моделирование в примерах и задачах: Учебное пособие. Омск: ОГПИ, 1992. — 163 с.
  8. В.К. Информатика как наука о буквах. // Информатика и образование. 1992, N1. С.6−12.
  9. С. А., Кузнецов Э. И. О программе факультативного курса «Основы компьютерного подхода к решению задач» (34 часа). // Информатика и образование, 1987, № 6.
  10. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для гуманитарных факультетов педагогических вузов. Екатеринбург, 1995. — 144 с.
  11. А.И. Применение ЭВМ в учебном процессе // Сб. научно-методического семинара. М., 1969.
  12. Д.Л., Саттон. Д., Федосеев A.A. Международные образовательные проекты на базе электронной почты. New Computer
  13. Technology in Education. Материалы IV Междунар. конф. «Применение новых компьютерных технологий в образовании» (NCTE '93). Троицк: Байтик, 1993. С. 125- 126.
  14. Историческая информатика. / Под ред. Л. И. Бородкина и И. М. Гарсковой. М., 1996.
  15. Ю.С., Аникеев А. А., Аникеев И. А. Информационные технологии при изучении истории в педагогическом вузе. // Тезисы докладов научно-практической конференции «Информатизация образования 95». Ставрополь: СГПУ, 1995. С.42−44.
  16. Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие для студентов нефизико-математических специальностей педвузов. Ставрополь: СГПУ, 1995. — 205 с.
  17. Ю.С. Информатика абитуриенту. Учебное пособие. Ставрополь: СГПИ, 1994. 37 с.
  18. Ю.С., Шаповалов В. А. Информационные технологии в обучении студентов гуманитарных факультетов. // Педагогическая информатика, 1993, № 1. С.49−53.
  19. Ю.С. Информатика и информационные технологии обучения в учебном плане факультета педагогики и психологии педагогических вузов: Методические рекомендации. Ставрополь, 1993. -13 с.
  20. Бир.С. Кибернетика и управление производством. -М., 1965.
  21. М.М. Научно-методические основы проектирование разветвленно-диалоговых обучающих систем Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. -М., 1992. -34 с.
  22. Ю.С. Информатика и информационные технологии обучения в системе подготовки учителя в педагогическом вузе. // В сборнике «Непрерывное педагогическое образование». Вып. VI. Р 24 РГПУ- УМО ОППО- СГПУ. Ставрополь: СГПУ, 1994. С.49−60.
  23. Ю. С. Компьютеризация процесса обучения в педагогическом вузе и средней школе: Учебное пособие. Ставрополь: СГПИ, 1990. — 144 с.
  24. Ю.С. Информационные технологии в обучении и управлении образованием. Региональная программа информатизации образования в Ставропольском крае. Ставрополь: СГПИ, 1994. — 36 с.
  25. Ю.С. Реализация межпредметных связей школьных курсов математики и информатики: Межвузовский сборник научных трудов «Математические методы решения прикладных задач в практике преподавания». Пермь: ПГПИ, 1990. С.63−69.
  26. Ю.С., Намчук В. П. Методические материалы по математике и информатике. Ставрополь: СГПИ, 1992. — 112 с.
  27. Ю.С. Методические материалы по информатике для школы будущего учителя. Ставрополь: СГПИ, 1991. — 26 с.
  28. Ю.С. Методические указания по оценке эффективности ППС. Применение ПЭВМ в учебном процессе ВУЗа. // Тем. сб. Методические рекомендации. Выпуск 1, НИИ педагогики УССР, Измаильский пед. ин.-т., -Измаил, 1991. С.27−29.
  29. Ю.С., Проку дин Д.Е. Использование интегрированных пакетов прикладных программ и инструментальных средств на лабораторных работах по математике в школе. // Педагогическая информатика, 1993, № 2. С.25−31.
  30. Ю.С. Информационные технологии в образовании. // Тезисы докладов краевой научно практической конференции «Обновление содержания общего среднего образования». Ставрополь, 1993. С.68−70.
  31. Ю.С. Гуманитарные и социальные аспекты информатики. // Вестник Ставропольского государственного педагогического университета. Выпуск 1. Ставрополь: СГПУ, 1995. С. 153−156.
  32. Ю.С. Информационные технологии в обучении гуманитарным дисциплинам в вузе. // Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции «Информатизация базового гуманитарного образования в высшей школе». М:1995. С.22−26.
  33. Ю.С. Электронный репетитор по математике: Учебное пособие. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. -112.
  34. Ю.С. Новая дисциплина «Введение в педагогическую информатику в структуре многоуровневого педагогического образования». // Педагогическая информатика, 1995, № 2. С. 18−29.
  35. Ю.С. Новое научно-методическое направление педагогическая информатика. // Тезисы докладов научно-практической конференции «Информатизация образования'95». Ставрополь, 1995. С.23−28.
  36. Ю.С. Модель обучения математике на основе использования информационных технологий. // Вестник Ставропольского государственного педагогического университета. Выпуск 2. Ставрополь: СГПУ, 1995. С. 153 156.
  37. Ю.С. Совершенствование методической системы обучения математике в средней школе на основе использования персональных компьютеров: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1991. — 16 с.
  38. Ю.С., Войтюк З. М. Практикум по информатике: Учебное пособие для студентов нефизико-математических факультетов педвузов. -Ставрополь: СГПУ, 1995.- 193 с.
  39. М. Информатика. Основополагающее введение: В 4-х ч./ Пер. с нем. -М.: Диалог-МИФИ, 1996, с. 8.
  40. Я.А., Мороз В. К., Колыхалов П. И., Григорьев С. Г., Рыжов В. А., Марченко Е. К., Галкина А. И. и др. Анализ исследований и разработок в области информатизации образования. ИНИНФО. М., 1994. 39 с.
  41. Я.А., Галкина А. И., Мороз В. К., Роберт И. В. Отраслевой стандарт. Оценка качества информационно-программных средств учебного назначения. -М.:ИНИНФО, 1994. 5 с.
  42. Е.П. Новая информационная технология в школе. // Информатика и образование, 1986, № 1. С. 21.
  43. Р., Маклин К. Компьютеры в школе.- М.:Прогресс, 1988. 336 с.
  44. Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. -М.: Наука, 1983.
  45. В.В., Федосеев A.A., Христочевский С. А. Практическое внедрение информационных технологий на основе метода проектов. //Педагогическая информатика. 1993. № 1. С. 26- 28.
  46. Е. Мультимедиа / Пер. с англ.- -Мн.: ООО «Попурри», 1997. 504 с.
  47. С. Л. Методика рефлексологического исследования // проблемы современной психологии. Л., 1926.
  48. Гейтс Билл. Дорога в будущее. / Пер. с англ. -М.: Издательский отдел «Русская редакция» ТОО «Channel Trading Ltd.», 1996. 312 с.
  49. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. // Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т.1.
  50. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. 264 с.
  51. Ю.П., Жевнов И. И., Иванников А. Д., Татарников Ю. А. О главных направлениях и задачах информатизации высшей школы. // Высшее образование в России, № 1, 1994.
  52. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. // Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. М., 1995. — 383 с.
  53. И.Б. Проблемы применения мультимедиатехнологий в образовании // Тезисы докладов научно-практической конференции «Информатизация образования'95». Ставрополь: СГПУ, 1995. С.76−77.
  54. В. М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987. С. 355.
  55. В. В. О технологии обучения и предмете педагогической информатики. // Информатика и образование, 1989, № 1.
  56. В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М., 1986.
  57. В. А. Диалоговые обучающие программы и требования к ним. // Информатика и образование, 1988, № 6.
  58. A.JI. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1994. — 32 с.
  59. Л.И. Курс информатики как полигон для отработки методологии использования НИТ в обучении. // Компьютерные учебные программы. -М., 1999. С.4−9.
  60. Л.И., Пашкова P.P., Данилина И. И. Компьютерные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов пединститута и учителей. -Екатеринбург: УГПИ, 1993.- 120 с.
  61. А. П. Концепция информатизации образования.// Информатика и образование, 1988, № 6.
  62. А. П. Компьютеризация школы и математическое образование. // Математика в школе, 1989, № 1. С. 20 21.
  63. Экономическая информатика. / Под ред. В. М. Жеребина. М., 1977.
  64. Ю.М. Процессы принятия решений на сенсерно-перцептивном уровне. // Психологические проблемы принятия решений. М., 1976.
  65. Н.И. Проблема информатизации образования в диссертационных исследованиях. // Информатика и образование. № 3. 2000. С. 1 6.
  66. Ю.С. Информатизация и информационная культура. // Сборник статей «Проблемы информационной культуры». -М., 1995. С.5−11.
  67. Информатика и информационные технологии обучения в учебном плане филологического факультета педвуза: Методические рекомендации / редактор-составитель Лапчик М. П. Омск: ОГПИ, 1992. — 38 с.
  68. Информатика и информационные технологии обучения в учебном плане химического и естественно-географического факультетов педвуза. методические рекомендации. / Редактор-составитель Лапчик М. П. Омск: ОГПИ, 1992. — 45 с.
  69. В.А. Основы компьютерной технологии. М.: Финансы и статистика, 1992. 208 с.
  70. . С., Рузин Н. К., Столяр А. А. Методы обучения математике. -Минск. Народная асвета, 1981. 191 с.
  71. Кибернетика. Становление информатики. М: Педагогика, 1981.
  72. Г. М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. М.: Радио и связь, 1987. 176 с.
  73. А. Н. Современная математика в современной школе. // Математика в школе, 1971, № 6.
  74. . И. Универсальный пакет для персонального компьюттера: Framework. Версии II и III. — М.: Финансы и статистика, 1992. — 240 с.
  75. Компьютер в обучении: психолого-педагогические проблемы. Круглый стол // Вопросы психологии, 1986, №№ 5, 6.
  76. Компьютеры, модели, вычислительный эксперимент. Введение в информатику с позиции математического моделирования. М.: Наука, 1988.
  77. Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. Т.1. — С. 537.
  78. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. «Зеленый мир». М., 1996. № 12.
  79. К.К. Информатика в системе опережающего образования. РАН. Институт проблем информатики. М., 1996. -24 с.
  80. А.А. Формирование представлений о научных основах автоматизации производства на уроках математики. // Математика в школе. 1985. № 6.
  81. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1990. — 38 с.
  82. В.В., Швецкий М. В. Метод демонстрационных примеров в обучении информатике студентов педагогического вуза. // Педагогическая информатика. 1994, № 2. С.7−16.
  83. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975.
  84. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения. // Информатика и образование. 1989. № 3.
  85. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-400 с.
  86. В.В., Брановский Ю. С. Объективный контроль знаний и его реализация в программе TEST // Педагогическая информатика, 1994, № 3. С. 39−47.
  87. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Макаровой П. В. М.: Финансы и статистика, 1997.
  88. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  89. Е. И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. // Информатика и образование, 1986, № 1. С. 125 126.
  90. Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика, 1988. 192 с.
  91. Е.И., Андриевская В. В., Комиссарова Е. Ю. Диалог в обучающей системе. К.:Высшая школа. 1989. — 184 с.
  92. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.
  93. Е.К., Мисюра Я. С., Светлова И. П. Электронная учебно-методическая библиотека «Педагогические информационные технологии». М., 1993.-49 с.
  94. В. М. Проблемы обеспечения компьютерной грамотности. -М.: Просвещение, 1986.
  95. В. М., Гуревич В. Ю. Об одном методе системного анализа внутрипредметных связей // Математики в школе, 1980, № 2. С. 54−57.
  96. В.М. Что такое новая информационная технология обучения? // Математика в школе, 1990, № 2.
  97. A.B., Титоренко С. А. Дидактические принципы в компьютерном обучении // Педагогическая информатика, 1993, № 2. С. 1016.
  98. В.В. Учебный процесс и ЭВМ. Дидактические проблемы управления. Львов. 1988. — 174 с.
  99. В. Введение в общую дидактику. -М.:Высшая школа, 1990. -382 с.
  100. E.H. Педагогическая информатика. //Высшее образование в России, 1994, № 1. С.77−81.
  101. Е.И. Фасилитация учебного взаимодействия с помощью ЭВМ: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Краснодар, 1995. 18 с.
  102. Ю.А. Опыт проектирования сквозного курса «Информационная культура «. // Педагогическая информатика, № 2. 1994. С.54−55.
  103. С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
  104. И.П. Педагогические программные средства. Ч. 1. Основные идеи / Методические рекомендации для разработчиков ППС. Под ред. проф. М. П. Лапчика. Омск, Республиканский Центр НИТО, 1991, — 70 с.
  105. Проблемы информационной культуры: Сб. статей / Под ред. .С.Зубова и И. М. Андреевой. М.:Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1994. — 215 с.
  106. В.И., Добудько Т. В. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Самара: Самаровский гос. пед. ин-т, 1993.-250 с.
  107. И. В. Средства новых информационных технологий- школе // Информатика и образование, 1989, № 2. С. 62.
  108. И.В. Концепция внедрения средств новых информационных технологий в учебный процесс общеобразовательной школы. М.: Ротапринт НИИ ШОТСО АПН, 1990.
  109. И. В. Какой должна быть обучающая программа // Информатика и образование, 1986, № 2.
  110. В. В., Марголис А. Д., Пажитнов А. Н. Компьютер как средство учебного моделирования // Информатика и образование, 1987, № 3.
  111. М.М., Элькин В. Д., Рассолов И. М. Правовая информатика. -М., 1996.
  112. В.А. Классификация образовательных программ и систем. -М.: ИНИНФО, 1994.-28 с.
  113. В., Трофимов С. Латентные развивающие компьютерные игры для формирования системы опорных подсознательных образов основного объема современных знаний // Педагогическая информатика, 1994, № 3. С. 50−54.
  114. В.А. Мультимедиа, виртуальная реальность, сознание и обучение. //Педагогическая информатика, 1993, № 1. С.63−69.
  115. Я.В. Информационный анализ социальных процессов. Проблемы социологической информатики. М., 1982.
  116. Бл. Инструмент обучения компьютер. // Информатика и образование, 1986, № 1.С. 93.
  117. Т.В. Новые информационные технологии и содержание обучения. // Информатика и образование. 1991, № 1.
  118. Н.В. Дидактическое назначение инструментальных программных средств. //Педагогическая информатика. 1993, № 2. С.31−37.
  119. М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.
  120. Е.Г. Модификация математической подготовки будущих учителей математики, ориентированная на изучение и использование информатики: Диссертация на соискание учен, степени канд. пед. наук.-Курск: 1998.
  121. В. А. Об оценке эффективности педагогического процесса. // Педагогическая информатика, 1994, № 2. С. 23−27
  122. А.Н. и др. Управление современным образованием. / Под ред. А. Н. Тихонова. -М.: Вита-Пресс, 1998. -256 с.
  123. Н. Ф. Габай Т.В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М., 1977.
  124. Н. Ф. Управление познавательной деятельностью. М., 1975. С.З.
  125. Н. Ф. Компьютеризация и программированное обучение. // Вопросы психологии. М., 1986. № 6. С. 43.
  126. А.Д. Устойчивое развитие цивилизации и образование в XXI веке. «Зеленый крест». М., 1995.
  127. А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. Изд-во «Луг». М., 1993.
  128. А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. -М., 1990.
  129. А.Ю. Компьютерные коммуникации в учебном процессе. // Педагогическая информатика. 1993, № 1. С. 12−20.
  130. Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Новосибирск: Наука, 1988. — 173 с.
  131. Г. Д., Кузнецов Э. И. Элементы информатики: Учебное пособие для пед. институтов. М.:Высшая школа, 1989. — 304 с.
  132. JI.JI. Проектирование учебной деятельности как методическая основа внедрения информационных технологий в образование //Системы и средства информатики. М.: Наука, 1995. Вып. 5. С. 160- 163.
  133. A.A. О моделях и методах использования информационных технологий в обучении .// Системы и средства информатики. Вып.8. РАН. Институт проблем информатики. -М.: Наука-Физматлит, 1996. С. 54−68.
  134. Е.К., Сайдашев A.A. Компьютер на уроке математики: Учебное пособие. Пермь: Издательство Пермского университета, 1992. — 132 с.
  135. С.А. Информатизация образования. // Информатика и образование. 1994, № 1. С.13−19.
  136. В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 152 с.
  137. А.Г. Принципы применения компьютерной техники при изучении гуманитарных дисциплин. М.-.ИНИНФО, 1993. — 19 с.
Заполнить форму текущей работой