Педагогические основы взаимодействия преподавателей и студентов гуманитарных факультетов с информационными технологиями: При обучении математике и информатике
Эффективность обучения математике и информатике студентов гуманитарных специальностей вузов в первую очередь зависит от правильного отбора содержания читаемых курсов. Основной задачей проблемы межпредметных и внутрипредметных связей является построение целостной системы структур учебных предметов, которая обеспечивала бы эффективное использование связей между содержанием этих предметов… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретическая модель обучения математике и информатике студентов гуманитарных факультетов на основе использования информационных и коммуникационных технологий
- 1. 1. Стратегические направления развития системы образования, основанные на новых информационных и коммуникационных технологиях
- 1. 2. Влияние информатизации на методическую систему обучения математике и информатике
- 1. 3. Научно-методические основы взамодействия преподавателей и студентов с информационными и коммуникационными технологиями при обучении математике и информатике
- 1. 4. Психолого-педагогические основы взаимодействия студентов с компьютером
- Выводы к первой главе
- Глава 2. Практическая модель взаимодействия преподавателей и студентов с информационными технологиями при обучении математике и информатике
- 2. 1. Разработка содержания дисциплин в области информатики и математики на основе использования методов системного анализа
2.2.Компьютерные программы учебного назначения по математике и информатике для студентов гуманитарных факультетов как один из важнейших факторов реализации взаимодействия студентов с информационными технологиями
2.3.Реализация моделей взаимодействия с информационными технологиями преподавателей и студентов при использовании персонального компьютера на занятиях по математике как мощного инструментального средства
2.4. Педагогический эксперимент
Выводы по второй главе
Список литературы
- Информационные технологии для гуманитариев: Учебное пособие // Под ред. B. J1. Акимова, Н. М. Арсентьева, Л. И. Бородкина, И. М. Гарсковой. Москва-Саранск. 1998.
- Айламазян А.К. Образование и телекоммуникации. // Педагогическая информатика. 1993, N1. С. 5−11.
- Ашкинузе Е.В. Формирование основных понятий математического анализа в школе с использованием вычислительной техники: Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. М.: 1987.
- Аникеев А. А., Брановский Ю. С. Количественные методы информационные технологии в изучении истории. Ставрополь: СГПУ, 1995.-91 с.
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. — 528 с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та. 1977. -304 с.
- Белошапка В.К. Информационное моделирование в примерах и задачах: Учебное пособие. Омск: ОГПИ, 1992. — 163 с.
- Белошапка В.К. Информатика как наука о буквах. // Информатика и образование. 1992, N1. С.6−12.
- Бешенков С. А., Кузнецов Э. И. О программе факультативного курса «Основы компьютерного подхода к решению задач» (34 часа). // Информатика и образование, 1987, № 6.
- Бешенков С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для гуманитарных факультетов педагогических вузов. Екатеринбург, 1995. — 144 с.
- Берг А.И. Применение ЭВМ в учебном процессе // Сб. научно-методического семинара. М., 1969.
- Богданова Д.Л., Саттон. Д., Федосеев A.A. Международные образовательные проекты на базе электронной почты. New Computer
- Technology in Education. Материалы IV Междунар. конф. «Применение новых компьютерных технологий в образовании» (NCTE '93). Троицк: Байтик, 1993. С. 125- 126.
- Историческая информатика. / Под ред. Л. И. Бородкина и И. М. Гарсковой. М., 1996.
- Брановский Ю.С., Аникеев А. А., Аникеев И. А. Информационные технологии при изучении истории в педагогическом вузе. // Тезисы докладов научно-практической конференции «Информатизация образования 95». Ставрополь: СГПУ, 1995. С.42−44.
- Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие для студентов нефизико-математических специальностей педвузов. Ставрополь: СГПУ, 1995. — 205 с.
- Брановский Ю.С. Информатика абитуриенту. Учебное пособие. Ставрополь: СГПИ, 1994. 37 с.
- Брановский Ю.С., Шаповалов В. А. Информационные технологии в обучении студентов гуманитарных факультетов. // Педагогическая информатика, 1993, № 1. С.49−53.
- Брановский Ю.С. Информатика и информационные технологии обучения в учебном плане факультета педагогики и психологии педагогических вузов: Методические рекомендации. Ставрополь, 1993. -13 с.
- Бир.С. Кибернетика и управление производством. -М., 1965.
- Буняев М.М. Научно-методические основы проектирование разветвленно-диалоговых обучающих систем Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. -М., 1992. -34 с.
- Брановский Ю.С. Информатика и информационные технологии обучения в системе подготовки учителя в педагогическом вузе. // В сборнике «Непрерывное педагогическое образование». Вып. VI. Р 24 РГПУ- УМО ОППО- СГПУ. Ставрополь: СГПУ, 1994. С.49−60.
- Брановский Ю. С. Компьютеризация процесса обучения в педагогическом вузе и средней школе: Учебное пособие. Ставрополь: СГПИ, 1990. — 144 с.
- Брановский Ю.С. Информационные технологии в обучении и управлении образованием. Региональная программа информатизации образования в Ставропольском крае. Ставрополь: СГПИ, 1994. — 36 с.
- Брановский Ю.С. Реализация межпредметных связей школьных курсов математики и информатики: Межвузовский сборник научных трудов «Математические методы решения прикладных задач в практике преподавания». Пермь: ПГПИ, 1990. С.63−69.
- Брановский Ю.С., Намчук В. П. Методические материалы по математике и информатике. Ставрополь: СГПИ, 1992. — 112 с.
- Брановский Ю.С. Методические материалы по информатике для школы будущего учителя. Ставрополь: СГПИ, 1991. — 26 с.
- Брановский Ю.С. Методические указания по оценке эффективности ППС. Применение ПЭВМ в учебном процессе ВУЗа. // Тем. сб. Методические рекомендации. Выпуск 1, НИИ педагогики УССР, Измаильский пед. ин.-т., -Измаил, 1991. С.27−29.
- Брановский Ю.С., Проку дин Д.Е. Использование интегрированных пакетов прикладных программ и инструментальных средств на лабораторных работах по математике в школе. // Педагогическая информатика, 1993, № 2. С.25−31.
- Брановский Ю.С. Информационные технологии в образовании. // Тезисы докладов краевой научно практической конференции «Обновление содержания общего среднего образования». Ставрополь, 1993. С.68−70.
- Брановский Ю.С. Гуманитарные и социальные аспекты информатики. // Вестник Ставропольского государственного педагогического университета. Выпуск 1. Ставрополь: СГПУ, 1995. С. 153−156.
- Брановский Ю.С. Информационные технологии в обучении гуманитарным дисциплинам в вузе. // Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции «Информатизация базового гуманитарного образования в высшей школе». М:1995. С.22−26.
- Брановский Ю.С. Электронный репетитор по математике: Учебное пособие. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. -112.
- Брановский Ю.С. Новая дисциплина «Введение в педагогическую информатику в структуре многоуровневого педагогического образования». // Педагогическая информатика, 1995, № 2. С. 18−29.
- Брановский Ю.С. Новое научно-методическое направление педагогическая информатика. // Тезисы докладов научно-практической конференции «Информатизация образования'95». Ставрополь, 1995. С.23−28.
- Брановский Ю.С. Модель обучения математике на основе использования информационных технологий. // Вестник Ставропольского государственного педагогического университета. Выпуск 2. Ставрополь: СГПУ, 1995. С. 153 156.
- Брановский Ю.С. Совершенствование методической системы обучения математике в средней школе на основе использования персональных компьютеров: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1991. — 16 с.
- Брановский Ю.С., Войтюк З. М. Практикум по информатике: Учебное пособие для студентов нефизико-математических факультетов педвузов. -Ставрополь: СГПУ, 1995.- 193 с.
- Брой М. Информатика. Основополагающее введение: В 4-х ч./ Пер. с нем. -М.: Диалог-МИФИ, 1996, с. 8.
- Ваграменко Я.А., Мороз В. К., Колыхалов П. И., Григорьев С. Г., Рыжов В. А., Марченко Е. К., Галкина А. И. и др. Анализ исследований и разработок в области информатизации образования. ИНИНФО. М., 1994. 39 с.
- Ваграменко Я.А., Галкина А. И., Мороз В. К., Роберт И. В. Отраслевой стандарт. Оценка качества информационно-программных средств учебного назначения. -М.:ИНИНФО, 1994. 5 с.
- Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе. // Информатика и образование, 1986, № 1. С. 21.
- Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе.- М.:Прогресс, 1988. 336 с.
- Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. -М.: Наука, 1983.
- Вихрев В.В., Федосеев A.A., Христочевский С. А. Практическое внедрение информационных технологий на основе метода проектов. //Педагогическая информатика. 1993. № 1. С. 26- 28.
- Воген Е. Мультимедиа / Пер. с англ.- -Мн.: ООО «Попурри», 1997. 504 с.
- Выготский С. Л. Методика рефлексологического исследования // проблемы современной психологии. Л., 1926.
- Гейтс Билл. Дорога в будущее. / Пер. с англ. -М.: Издательский отдел «Русская редакция» ТОО «Channel Trading Ltd.», 1996. 312 с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. // Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т.1.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. 264 с.
- Горохов Ю.П., Жевнов И. И., Иванников А. Д., Татарников Ю. А. О главных направлениях и задачах информатизации высшей школы. // Высшее образование в России, № 1, 1994.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. // Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. М., 1995. — 383 с.
- Готская И.Б. Проблемы применения мультимедиатехнологий в образовании // Тезисы докладов научно-практической конференции «Информатизация образования'95». Ставрополь: СГПУ, 1995. С.76−77.
- Глушков В. М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987. С. 355.
- Гузеев В. В. О технологии обучения и предмете педагогической информатики. // Информатика и образование, 1989, № 1.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М., 1986.
- Далингер В. А. Диалоговые обучающие программы и требования к ним. // Информатика и образование, 1988, № 6.
- Денисова A.JI. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1994. — 32 с.
- Долинер Л.И. Курс информатики как полигон для отработки методологии использования НИТ в обучении. // Компьютерные учебные программы. -М., 1999. С.4−9.
- Долинер Л.И., Пашкова P.P., Данилина И. И. Компьютерные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов пединститута и учителей. -Екатеринбург: УГПИ, 1993.- 120 с.
- Ершов А. П. Концепция информатизации образования.// Информатика и образование, 1988, № 6.
- Ершов А. П. Компьютеризация школы и математическое образование. // Математика в школе, 1989, № 1. С. 20 21.
- Экономическая информатика. / Под ред. В. М. Жеребина. М., 1977.
- Забродин Ю.М. Процессы принятия решений на сенсерно-перцептивном уровне. // Психологические проблемы принятия решений. М., 1976.
- Загузов Н.И. Проблема информатизации образования в диссертационных исследованиях. // Информатика и образование. № 3. 2000. С. 1 6.
- Зобов Ю.С. Информатизация и информационная культура. // Сборник статей «Проблемы информационной культуры». -М., 1995. С.5−11.
- Информатика и информационные технологии обучения в учебном плане филологического факультета педвуза: Методические рекомендации / редактор-составитель Лапчик М. П. Омск: ОГПИ, 1992. — 38 с.
- Информатика и информационные технологии обучения в учебном плане химического и естественно-географического факультетов педвуза. методические рекомендации. / Редактор-составитель Лапчик М. П. Омск: ОГПИ, 1992. — 45 с.
- Каймин В.А. Основы компьютерной технологии. М.: Финансы и статистика, 1992. 208 с.
- Каплан Б. С., Рузин Н. К., Столяр А. А. Методы обучения математике. -Минск. Народная асвета, 1981. 191 с.
- Кибернетика. Становление информатики. М: Педагогика, 1981.
- Клейман Г. М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. М.: Радио и связь, 1987. 176 с.
- Колмогоров А. Н. Современная математика в современной школе. // Математика в школе, 1971, № 6.
- Клименко Б. И. Универсальный пакет для персонального компьюттера: Framework. Версии II и III. — М.: Финансы и статистика, 1992. — 240 с.
- Компьютер в обучении: психолого-педагогические проблемы. Круглый стол // Вопросы психологии, 1986, №№ 5, 6.
- Компьютеры, модели, вычислительный эксперимент. Введение в информатику с позиции математического моделирования. М.: Наука, 1988.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. Т.1. — С. 537.
- Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. «Зеленый мир». М., 1996. № 12.
- Колин К.К. Информатика в системе опережающего образования. РАН. Институт проблем информатики. М., 1996. -24 с.
- Кузнецов А.А. Формирование представлений о научных основах автоматизации производства на уроках математики. // Математика в школе. 1985. № 6.
- Кузнецов Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1990. — 38 с.
- Лаптев В.В., Швецкий М. В. Метод демонстрационных примеров в обучении информатике студентов педагогического вуза. // Педагогическая информатика. 1994, № 2. С.7−16.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975.
- Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения. // Информатика и образование. 1989. № 3.
- Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-400 с.
- Малютин В.В., Брановский Ю. С. Объективный контроль знаний и его реализация в программе TEST // Педагогическая информатика, 1994, № 3. С. 39−47.
- Информатика: Учебник / Под ред. проф. Макаровой П. В. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
- Машбиц Е. И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. // Информатика и образование, 1986, № 1. С. 125 126.
- Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика, 1988. 192 с.
- Машбиц Е.И., Андриевская В. В., Комиссарова Е. Ю. Диалог в обучающей системе. К.:Высшая школа. 1989. — 184 с.
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.
- Марченко Е.К., Мисюра Я. С., Светлова И. П. Электронная учебно-методическая библиотека «Педагогические информационные технологии». М., 1993.-49 с.
- Монахов В. М. Проблемы обеспечения компьютерной грамотности. -М.: Просвещение, 1986.
- Монахов В. М., Гуревич В. Ю. Об одном методе системного анализа внутрипредметных связей // Математики в школе, 1980, № 2. С. 54−57.
- Монахов В.М. Что такое новая информационная технология обучения? // Математика в школе, 1990, № 2.
- Могилев A.B., Титоренко С. А. Дидактические принципы в компьютерном обучении // Педагогическая информатика, 1993, № 2. С. 1016.
- Одегова В.В. Учебный процесс и ЭВМ. Дидактические проблемы управления. Львов. 1988. — 174 с.
- Окунь В. Введение в общую дидактику. -М.:Высшая школа, 1990. -382 с.
- Пасхин E.H. Педагогическая информатика. //Высшее образование в России, 1994, № 1. С.77−81.
- Пакулова Е.И. Фасилитация учебного взаимодействия с помощью ЭВМ: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Краснодар, 1995. 18 с.
- Первин Ю.А. Опыт проектирования сквозного курса «Информационная культура «. // Педагогическая информатика, № 2. 1994. С.54−55.
- Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
- Половина И.П. Педагогические программные средства. Ч. 1. Основные идеи / Методические рекомендации для разработчиков ППС. Под ред. проф. М. П. Лапчика. Омск, Республиканский Центр НИТО, 1991, — 70 с.
- Проблемы информационной культуры: Сб. статей / Под ред. .С.Зубова и И. М. Андреевой. М.:Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1994. — 215 с.
- Пугач В.И., Добудько Т. В. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Самара: Самаровский гос. пед. ин-т, 1993.-250 с.
- Роберт И. В. Средства новых информационных технологий- школе // Информатика и образование, 1989, № 2. С. 62.
- Роберт И.В. Концепция внедрения средств новых информационных технологий в учебный процесс общеобразовательной школы. М.: Ротапринт НИИ ШОТСО АПН, 1990.
- Роберт И. В. Какой должна быть обучающая программа // Информатика и образование, 1986, № 2.
- Рубцов В. В., Марголис А. Д., Пажитнов А. Н. Компьютер как средство учебного моделирования // Информатика и образование, 1987, № 3.
- Рассолов М.М., Элькин В. Д., Рассолов И. М. Правовая информатика. -М., 1996.
- Рыжов В.А. Классификация образовательных программ и систем. -М.: ИНИНФО, 1994.-28 с.
- Рыжов В., Трофимов С. Латентные развивающие компьютерные игры для формирования системы опорных подсознательных образов основного объема современных знаний // Педагогическая информатика, 1994, № 3. С. 50−54.
- Рыжов В.А. Мультимедиа, виртуальная реальность, сознание и обучение. //Педагогическая информатика, 1993, № 1. С.63−69.
- Рейзема Я.В. Информационный анализ социальных процессов. Проблемы социологической информатики. М., 1982.
- Сендов Бл. Инструмент обучения компьютер. // Информатика и образование, 1986, № 1.С. 93.
- Сергеева Т.В. Новые информационные технологии и содержание обучения. // Информатика и образование. 1991, № 1.
- Софронова Н.В. Дидактическое назначение инструментальных программных средств. //Педагогическая информатика. 1993, № 2. С.31−37.
- Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.
- Соловьева Е.Г. Модификация математической подготовки будущих учителей математики, ориентированная на изучение и использование информатики: Диссертация на соискание учен, степени канд. пед. наук.-Курск: 1998.
- Сакулин В. А. Об оценке эффективности педагогического процесса. // Педагогическая информатика, 1994, № 2. С. 23−27
- Тихонов А.Н. и др. Управление современным образованием. / Под ред. А. Н. Тихонова. -М.: Вита-Пресс, 1998. -256 с.
- Талызина Н. Ф. Габай Т.В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М., 1977.
- Талызина Н. Ф. Управление познавательной деятельностью. М., 1975. С.З.
- Талызина Н. Ф. Компьютеризация и программированное обучение. // Вопросы психологии. М., 1986. № 6. С. 43.
- Урсул А.Д. Устойчивое развитие цивилизации и образование в XXI веке. «Зеленый крест». М., 1995.
- Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. Изд-во «Луг». М., 1993.
- Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. -М., 1990.
- Уваров А.Ю. Компьютерные коммуникации в учебном процессе. // Педагогическая информатика. 1993, № 1. С. 12−20.
- Фролова Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Новосибирск: Наука, 1988. — 173 с.
- Фролов Г. Д., Кузнецов Э. И. Элементы информатики: Учебное пособие для пед. институтов. М.:Высшая школа, 1989. — 304 с.
- Федосеев JI.JI. Проектирование учебной деятельности как методическая основа внедрения информационных технологий в образование //Системы и средства информатики. М.: Наука, 1995. Вып. 5. С. 160- 163.
- Федосеев A.A. О моделях и методах использования информационных технологий в обучении .// Системы и средства информатики. Вып.8. РАН. Институт проблем информатики. -М.: Наука-Физматлит, 1996. С. 54−68.
- Хеннер Е.К., Сайдашев A.A. Компьютер на уроке математики: Учебное пособие. Пермь: Издательство Пермского университета, 1992. — 132 с.
- Христочевский С.А. Информатизация образования. // Информатика и образование. 1994, № 1. С.13−19.
- Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 152 с.
- Щеголев А.Г. Принципы применения компьютерной техники при изучении гуманитарных дисциплин. М.-.ИНИНФО, 1993. — 19 с.