Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Способы распределения ролей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную со­циально-экономическую систему. Такой моделью может стать фабрика, завод, магазин, музей, библиотека или отдельное подразде­ление какой-либо организации с достаточно подробным описани­ем специфики, имеющихся ресурсов (материально-технических, финансовых, кадровых, социально-психологических); Преподаватели, использующие этот метод… Читать ещё >

Способы распределения ролей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возможны, как правило, два варианта распределения ролей:

  • -роли распределяются между некоторыми слушателями, а остальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями, наблюдателями или выполняют функции «арбитра», записывая особенности поведения участников и затем оценивая его последствия;
  • -слушатели разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая группа коллективно берет на себя роль отдельно­го лица — участника ситуации или возглавляемого им подразделения.

Сегодня ролевые игры применяются повсюду и незаменимы в разнообразных областях применения психологии и в системе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Характеристики ролевых игр

К основным характеристикам ролевых игр относят:

  • · наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную со­циально-экономическую систему. Такой моделью может стать фабрика, завод, магазин, музей, библиотека или отдельное подразде­ление какой-либо организации с достаточно подробным описани­ем специфики, имеющихся ресурсов (материально-технических, финансовых, кадровых, социально-психологических);
  • · наличие ролей;
  • · различие целей участников игры, исполняющих разные роли;
  • · взаимодействие ролей;
  • · наличие общей цели у всего игрового коллектива;
  • · многоальтернативность решений;
  • · наличие группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры;
  • · наличие управляемого эмоционального напряжения.

Преподаватели, использующие этот метод в учебном процессе, часто путают такие его разновидности, как «разыгрывание ситуаций в ролях» и ролевые игры. С нашей точки зрения, эти методы, хотя и имеют между собой много общего, все же весьма существенно различаются.

При «разыгрывании» ситуаций в ролях участники исполняют роль так, как сами считают нужным, определяя самостоятельно свою стратегию поведения, свой вербальный сценарий. При этом они могут позволить себе импровизацию, исходя из своего видения заданной роли. Как правило, на таких игровых занятиях слушатели или играют самих себя, демонстрируя свой стиль, ценности, компетентность, эмоциональную культуру, или подражают кому-то из тех, кого хорошо знают.

При обсуждении результатов такой игры преподаватель может не только решать образовательные задачи, но и осуществлять коррекцию личности. Основное отличие ролевых игр от разыгрывания ситуаций в ролях прежде всего в том, что тому, кто исполняет роль участника анализируемой ситуации, наряду с описанием выдается инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какой стратегии придерживаться, какой характер изображать, как оценивать сложившуюся ситуацию, какие интересы отстаивать и какие цели достигать. Инструкция к ролевой игре должна, с одной стороны, детально описывать все аспекты ситуации. Вместе с тем, с другой стороны, она не должна ставить жестких границ, препятствующих участникам сыграть свои роли в соответствии с их собственными представлениями о том, как необходимо действовать в таких случаях. Таким образом, ролевые игры — это игры по заданному сценарию, который требует не только знакомства с материалом, но и вхождения в заданный образ, то есть в какой-то степени даже перевоплощения, актерского мастерства. Задача, к решению которой стремятся члены группы, участвующие в ролевой игре — создание модели поведения, характерного в повседневной жизни для реальных людей. Следует подчеркнуть, что именно поведение, а не просто проявление талантов выступающих будет основой последующей дискуссии. Группа должна наблюдать за содержанием каждой разыгрываемой сцены. Методы проигрывания ролей являются интерактивными, как правило, они используются в программах по изучению руководителями и специалистами сферы человеческих отношений (взаимодействие деловых партнеров, межличностная коммуникация, взаимопонимание), помогают им стать более восприимчивыми к чувствам других.

Проигрывание ролей может быть приятным и недорогим средством получения многих новых навыков. Участники занятия мо­гут также отказаться от правил и экспериментировать. Например, играющий может поэкспериментировать со стилями руководства или стратегиями взаимодействия, применяя то демократический, то авторитарный стиль, демонстрируя то конкуренцию, то уступку, то компромисс при принятии решений. При внедрении этой технологии занятия проводятся в форме либо совещания, либо свободно развивающегося ролевого общения (диалога) между участниками.

В заключение занятия слушатели, так же как и в АКС, обсуждают итог и ход решения проблемы (конфликта), оценивают поведение в данной ситуации каждого из ее участников, его продуктивность. При этом начинают дискуссию «зрители», а заканчивает педагог, который проводит критический разбор итогов ролевого общения, отмечая достижения и потери. Наблюдения могут быть более эффективными, если будет сделана видеозапись ролевой игры, которая в случае необходимости может быть использована для обеспечения обратной связи и подтверждения тех или иных положений, а также для консультирования. Метод ролевых игр позволяет слушателю «походить в чужих ботинках», посмотреть как бы со стороны на себя и своего «героя», чью роль он исполняет, что имеет большое значение для перцеп­тивного обучения руководителей и специалистов, развития у них навыков адекватного восприятия деловых партнеров и достижения взаимопонимания, выбора эффективного сценария поведения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой