Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности студента технического вуза к самообразованию средствами информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составили: философские идеи единства теории и практики о человеке как субъекте и объекте общественных отношенийфилософское положение о социальной природе психической деятельности человека, активности и ведущей роли личности в процессе ее развития и формированияположение о творческой сущности человека, развитии его профессиональных способностей в процессе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСЬСИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
    • 1. 1. Самообразование студента технического вуза как педагогическая проблема становления будущего специалиста
    • 1. 2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации самообразования студента технического вуза
    • 1. 3. Система компонентов готовности студента технического вуза к самообразованию
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К САМООБРАЗОВАНИЮ
    • 2. 1. Моделирование процесса формирования готовности студента технического вуза к самообразованию
    • 2. 2. Особенности организации самообразования студента технического вуза с использованием информационных технологий
    • 2. 3. Результаты и анализ опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование готовности студента технического вуза к самообразованию средствами информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Динамизм развития общества обуславливает тот факт, что профессиональная деятельность сегодняшнего молодого специалиста не является предопределенной на весь период его трудовой активности, а предполагает необходимость непрерывного образования, готовность к постоянному повышению его уровня. Способность адаптироваться к меняющимся условиям труда, усложняющимся технологиям на производстве особенно актуальна для инженера. В современных условиях уже в период обучения будущего специалиста происходит смена технического оборудования, программных и аппаратных средств, появляются совершенно новые информационные и инженерные технологии. В связи с этим изменяется процесс профессиональной подготовки специалиста, предполагающий формирование личностных качеств, позволяющих в будущем решать новые профессиональные задачи.

Интегральной характеристикой такой подготовки становится профессиональная компетентность, которая обеспечивается сформированностыо ряда базовых (инженерных) и специальных компетентностей. Среди современных образовательных тенденций стало актуальным направление исследований, связанное с применением средств информационно-коммуникационных, технологий для повышения качества подготовки специалиста (В.П. Беспалько, В. М. Монахов, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Г. К. Селевко). Информационные технологии представляют студенту определенную степень свободы и требуют умения самостоятельной организации своей учебной деятельности, сформированности самообразовательной деятельности, связанной с умением работать с различными источниками информации, самостоятельно находить и выбирать необходимый материал, эффективно решать возникающую информационную проблему.

В последнее десятилетие проблеме самообразования как социальному и психолого-педагогическому явлению уделяется большое внимание в работах отечественных ученых.

Это работы в области теории активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности в процессе познания (Б.Г. Ананьев, ИЛ. Лернер,

П.И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова и др.) — совершенствования образовательного процесса на основе технологизации (В.П. Беспалько, В. М. Монахов, Г. К. Се-левко и др.) — методов оценки уровней развития инициативности как характеристики самообразовательной деятельности (A.JI. Журавлев, В. А. Якунин и др.).

Проблемам развития готовности студентов к самообразованию и самовоспитанию посвящены труды А. К. Громцевой, Г. М. Коджаспировой, И.Я. Лерне-ра, Г. Н. Серикова, В. В. Серикова, М. Н. Скаткина и др.

Особенности и функции самообразования изучают Т. А. Воронова, И. Л. Наумченко и др.

Пути и средства формирования потребности и стремления к самообразованию исследованы Г. М. Гнездиловым, Б. Ф. Райским и др.

Вопросы организации руководства самообразованием рассмотрены Л. Н. Баренбаум, O.E. Лебедевым и др.

В последние годы в России ведутся научные исследования по вопросам взаимосвязи образования и самообразования студентов, интенсификации процесса самообразовательной деятельности молодежи на современном этапе (А.Я. Найн), рассматриваются главные условия и ведущие средства самообразования (Г.Н. Сериков).

О возросшем интересе к проблеме самообразования и самостоятельной учебной работы" студентов, свидетельствует, тематика диссертационных работ последнего десятилетия. Большая часть диссертационных исследований посвящена общим вопросам самообразования студентов (В.В. Догонова, А. Е. Жуков, Ю. В. Литвиненко, Т. В. Минакова, Э. А. Мирошниченко, Ю. М. Насонова, Р. В. Олейник, А. О. Прокубовская, М. Ю. Романюк, М. В. Слипченко, Е.А. Щук-лина, Т.Я. Яковец).

В настоящее время наиболее ярко проявляемой тенденцией является стремление к интеграции в области образования, которое диктует необходимость выхода в единое мировое образовательное пространство. Отсюда такой интерес во всех странах мира к новым информационным технологиям и, в частности, к компьютерным телекоммуникациям. Отечественные педагоги в своих многочисленных трудах разрабатывают возможности применения современных информационных технологий в образовательном процессе школы и вуза (П.П. Беленький, Я. А. Ваграменко, Л. П. Мартиросян, А. О. Прокубовская, И. А. Цвелая, Н. С. Шаблыгина, В. Д. Шадриков и др.).

Внедрение современных технологий в образование ведет к глобальным переменам: система образования встраивается в сетевой мир. Это естественный путь, которому нет альтернативы. Первенство в практическом внедрении информационных и сетевых технологий принадлежит высшему образованию, прежде всего техническому.

В то же время современная система высшего технического образованияэто открытая и достаточно устойчивая система. Такие её компоненты как цели и содержания обучения остаются неизменными, они определяются в соответствии с принятыми государственными программами и стандартами. Другие компоненты системы: методы, организационные формы, средства могут варьироваться от применяемой концепции обучения.

Однако в учебном процессе технического вуза обнаруживаются определенные противоречия:

— Рост количества информации, определяющий содержание образования, несовместим с ограниченным временем обучения.

— Считается, что студенты, как люди, сделавшие свой выбор, готовы к сознательному и самостоятельному получению знаний. Однако на практике оказывается, что для осуществления самообразования студенту необходима специальная подготовка, без которой невозможно добиться каких-либо положительных результатов. Эта подготовка складывается из создания психологической готовности к выполнению самообразования, возбуждения потребности в приобретении знаний из определенных областей науки и культуры и овладения рациональными приемами самостоятельной работы.

— Высшие технические учебные заведения призваны вести массовую подготовку специалистов, соблюдая требования соответствующих государственных стандартов, но при этом обеспечивая учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студентов.

Одним из путей является широкое использование информационных и коммуникационных технологий. Суть и назначение информационных технологий состоит в создании благоприятных условий для преподавателя и обучаемого для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.

Информационные технологии предоставляют обучающемуся определенную степенью свободы и требуют умение самостоятельной организации своей учебной деятельности. Успешность подготовки к будущей профессиональной деятельности во многом зависит от сформированности этого умения. Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс обеспечивает наиболее полную реализацию возможностей самообразования студентов.

Проблема исследования заключается в необходимости создания и научного обоснования целостной педагогической модели формирования готовности к самообразованию в процессе обучения в техническом вузе средствами информационных технологий.

Актуальность, теоретическая значимость рассматриваемой проблемы и недостаточная ее разработанность в педагогической науке позволили определить тему исследования: «Формирование готовности студента технического вуза к самообразованию средствами информационных технологий».

Объект исследования — профессиональная подготовка инженера в системе высшего технического образования.

Предмет исследования — поэтапное формирование готовности к самообразованию студента технического вуза средствами информационных технологий.

Цель исследования — выявить и обосновать педагогическую модель формирования готовности к самообразованию студента технического вуза и экспериментально проверить её эффективность.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования готовности к самообразованию студента в техническом вузе будет эффективным, если:

— определить процесс самообразования как специально организованную, планируемую и управляемую самой личностью познавательную деятельность, углубляющую профессиональную подготовку будущего инженера;

— выявить критериальные характеристики готовности к самообразованию, создать и внедрить диагностику уровня их достижения;

— создать условия, способствующие применению новых информационных технологий и компьютера в профессиональной подготовке инженера в техническом вузе;

— спроектировать педагогическую модель формирования готовности к самообразованию студента технического вуза;

— выстроить результативную последовательность поэтапного осуществления формирования готовности к самообразованию студента в процессе его обучения.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Уточнить педагогическую сущность понятия «самообразование студента технического вуза», выявить его структуры.

2. Охарактеризовать состояние профессиональной подготовки инженера по обеспечению самообразовательной деятельности студентов, выделить её компоненты и уровни.

3. Спроектировать модель профессиональной подготовки инженера в техническом вузе, обеспечивающую формирование навыков самообразования средствами информационных технологий и компьютера.

4. Обосновать организационно-педагогические условия, способствующие реализации модели формирования готовности к самообразованию в процессе обучения.

5. Проверить экспериментально эффективность спроектированной модели образовательного процесса в техническом вузе, обеспечивающего формирование готовности студента к самообразованию и разработать научно-методические рекомендации.

Ведущими методами исследования явились анализ философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблемедидактические основы современных образовательных технологиймоделирование процесса формирования навыков самообразования у студентов технического вуза в системе его профессиональной подготовкипедагогический эксперимент в широком спектре таких его составляющих, как методы наблюдения, анкетирование, беседы, тестирование, статистическая обработка данных и ориентация на результаты обсуждения модели самообразования студента на научных конференциях и методических семинарах.

Методологическую основу исследования составили: философские идеи единства теории и практики о человеке как субъекте и объекте общественных отношенийфилософское положение о социальной природе психической деятельности человека, активности и ведущей роли личности в процессе ее развития и формированияположение о творческой сущности человека, развитии его профессиональных способностей в процессе деятельностисовременные психолого-педагогические концепции о системно-личностном подходе к развитию и формированию личностиведущие принципы современной системы образования, в том числе принципы гуманизации и учета уровня развития и индивидуально-психологических особенностей личностиличностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в высшей школесовременные технологии обучения с применением информационно-комуникационных технологий.

Теоретическая база исследования была определена общетеоретическими подходами к содержанию и технологии профессиональной подготовки специалиста (Ф.Н. Гоноболин, B.C. Ильин, Т. С. Комарова, Н. В. Кузьмина, Ю.Т. Круг-лова, Р. В. Канбекова, Е. А. Леванова, М. М. Левина, Н. Е. Мажар, A.B. Мудрик, В. И. Петрова, А. И. Пискунов, Л. Ф. Спирин, В. А. Сластенин, А. Б. Серых, Э. И. Сокольникова, Г. С. Сухобская, E.H. Шиянов, А. И. Щербаков и др.) — теорией самообразования (В.В. Бондаревский, А. К. Громцева, Н. Д. Иванова, Г. М. Коджаспирова,, Г. Н. Сериков, Н. Д. Хмель и др.) — современными психолого-педагогическими теориями личности, деятельности, мышления (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, И. А. Зимняя и др.) — системным подходом в психолого-педагогических исследованиях (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов и др.) — идей развивающего обучения (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.) и развивающего образования (А.Г. Асмолов, В. А. Петровский и др.) — концепцией жизненного и профессионального самоопределения и становления личности (Е.А. Климов, К. К. Платонов и др.) — теорией организации самостоятельной деятельности (Б.Г. Ананьев, И. А. Зимняя, И. Я. Лернер, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин и др.) — исследованиями, посвященными использованием информационных технологий в учебно-воспитательном процессе (Я.А. Ваграменко, В. А. Извозчиков, И. В. Роберт и др.).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа с 2001 по 2007 гт.:

Первый этап (2001;2003 гг.) — обоснование методологической и теоретической базы исследования, выявление педагогических технологий, способствующих формированию готовности к самообразованию студента инженерных специальностей в образовательном процессе, определение предмета, объекта, цели и задач исследования, понятийно-терминологического аппарата. Основные методы исследования на этом этапе: изучение и теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблемеосмысление, анализ и. обобщение педагогического опыта по реализации исследуемого процессанаблюдение, беседа, опрос, анкетирование, построение гипотезы, прогнозирование.

Второй этап (2003 — 2005 гг.) — разработка программы исследования, конструирование процесса организации самообразования студентов, проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровней готовности к самообразованию будущих инженеров. Основные методы этого этапа: интервью, тестирование, прямое и косвенное наблюдение, количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.

Третий этап (2005 — 2007 гг.) — проведение эксперимента по организации процесса формирования готовности к самообразованию студентов инженерных специальностей, проверка эффективности разработанного учебного. процесса. Подведение итогов, обработка полученных данных, коррекция выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизация и обработка результатов исследования их апробацией, внедрением и публикацией. На этом этапе использовались следующие методы: педагогический эксперимент, анализ конкретных ситуаций и фактов, педагогическое наблюдение, опросы, тестирование, методы математической обработки экспериментальных данных.

Базой исследования послужили филиал Московского государственного университета технологий и управления (МГУТУ) в г. Мелеузе республики Башкортостан факультеты «Управления и информатизации» и «Технологический менеджмент», Оренбургский государственный университет «Транспортный» факультет. В эксперименте приняло участие 600 студентов и 36 преподавателей.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

— уточнена педагогическая сущность понятия «готовность к самообразованию студента технического вуза» как динамического качества личности, основными компонентами которого являются: мотивационный, организационно-ориентационный, процессуально-операционный, нравственно-волевой, когнитивно-оценочный;

— обоснована, разработана и спроектирована прогностическая модель формирования готовности к самообразованию, определены содержание, методы и средства формирования готовности к самообразованию средствами информационных технологий в сфере профессиональной подготовки инженера в вузе на каждом этапе её реализации;

— разработана учебно-методическая документация, электронный учебник, система лабораторных работ на компьютере и уровневых тестов;

— экспериментально доказана эффективность и надежность разработанной модели самообразования студента технического вуза.

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в установлении и обосновании путей формирования у студента навыков самообразования средствами информационных технологий и компьютера в контексте разработанной нами модели профессиональной подготовки инженера в техническом вузе;

— в создании и обосновании модели формирования готовности к самообразованию в учебном процесс, включающей организационные этапы, педагогические условия, педагогические и информационные технологии, результаты адаптации изменений учебного процесса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— научно обоснованы диагностические средства определения уровней сформированное&tradeготовности к самообразованию студента технического вуза;

— разработаны методические рекомендации «Управление самостоятельной работой студентов», «Методы одномерной оптимизации», содержащие совокупность положений, методов и форм организации самообразования студента технического вуза, электронный учебник «Методы одномерной минимизации», лабораторные работы и тесты в электронном варианте.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Поэтапная модель формирование готовности к самообразованию студента в техническом вузе. Её отличительной чертой является использование в формировании готовности студента технического вуза к самообразованию информационных и коммуникационных технологий. Модель организации самообразования студентов инженерных специальностей в учебном процессе состоит из этапов:

1 этап — подготовительный. Данный этап характеризуется начальной подготовкой студентов к самообразовательной деятельности.

2 этап — формирующий. На этом этапе студент овладевает основными способами самообразовательной деятельности.

3 этап — завершающий. Для этого этапа характерно профессиональное становление студента.

Основным свойством, «механизмом» функционирования созданной трех-этапной модели является кооперированная педагогическая деятельность преподавателя и компьютера.

2. Педагогические этапы образовательного процесса включают компоненты готовности к самообразованию: мотивационный (осознание личностью значимости профессионального совершенствования непрерывного образования, наличие у неё высокого познавательного интереса, чувства долга и ответственности) — организационно-ориентационный (предполагает свободную ориентацию и наличие умений выбирать источники познания и формы самообразования, планировать свою деятельность и время, организовывать свое рабочее место, саморегуляцию деятельности, самоконтроль и самооценку) — процессуально-операционный (развитые навыки самостоятельной работы, познавательной деятельности, умение самоанализировать) — нравственно-волевой (любознательность, критичность, дисциплинированность, ответственность) — когнитивно-оценочный (определяется базовой культурой личности, наличием достаточных профессиональных знаний и умений их применять, а также адекватностью самооценки).

3. Комплекс дидактических средств, обеспечивающих формирование готовности к самообразованию студента технического вуза: электронные учебные пособия «Одномерная оптимизация», «Лабораторные работы по методам одномерной минимизации», учебно-методические пособия «Управление самостоятельной работой студентов при изучении предмета „Методы оптимизации“», «Методы одномерной оптимизации» и т. д., учебные обучающие компьютерные программы, тесты.

Достоверность результатов и основных выводов обеспечивалась построением на основе объективных данных педагогических условий организации учебной самообразовательной деятельности студентов инженерных специальностей, обоснованной методологически и фактологически аргументированным анализом практики с позиции результатов педагогического эксперимента. Методы исследования соответствовали проблеме. Цели и задачи работы базировались на использовании результатов современных психолого-педагогических исследований, личном участии автора в опытно-экспериментальной деятельности, обобщении экспериментальных данных методом математической статистики.

Личный вклад автора состоит в осуществлении теоретического анализа проблемы самообразования студента технического вуза средствами информационных технологийв организации и личном участии в проведении педагогического эксперимента по исследуемой проблеме и систематизации эмпирического материалав обосновании педагогических технологий, форм, методов, средств, способствующих эффективному повышению уровня готовности к самообразованию студента технического вуза.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе педагогической деятельности автора в качестве преподавателя в филиале Московского государственного университета технологий и управления в г. Мелеузепубликаций, выступлений автора на научно-практических конференциях: «Трансформация общества: наука, педагогика, производство» (Меле-уз, 2005 г.) «Инновации в интеграционных процессах образования, науки, производства» (Мелеуз, 2006 г.), «Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы» (Уфа, 2006 г.) — обсуждений на кафедре педагогики естественно-математических факультетов СГПА.

Материалы, полученные в исследовании, внедрены в учебный процесс профессиональной подготовки студентов факультетов «Управления и информатизации» филиала Московского государственного университета технологий и управления в г. Мелеузе Республики Башкортостан и «Транспортный» факультет Оренбургского государственного университета.

Структура диссертационной работы определена её логикой. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Кроме текстовых материалов в диссертацию включены рисунки, таблицы, компьютерные программы.

Результаты исследования исходного уровня самооценки студентов экспериментальной группы (в процентах) п.п. Группы вопросов Низкий уровень (%) Средний уровень (%) Высокий уровень (%)

1. Профессиональное самоопределение студента 9 64 27

2. Отношение студента к учебе 9 82 9

3. Степень затруднения студентов при обучении 9 82 9

4. Взаимоотношения с сокурсниками и группой 9 77 14

5. Эмоциональное и физическое состояние студента на занятиях 9 77 14

6. Взаимоотношения студента с преподавателями 18 73 9

7. Эмоциональное состояние студента в период сессии 23 68 9

8. Степень самостоятельности при обучении 14 54 32

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что студенты данной группы внутренне подготовлены к самостоятельной деятельности в процессе получения знаний, однако эту деятельность следует организовать так, чтобы ею было интересно заниматься.

В процессе анкетирования были выделены студенты, у которых: а) самооценка является завышенной, б) соответствует действительности, в) является заниженной. Анализ самооценки студентов проводился в процессе практических, лекционных занятий, наблюдений, бесед и опросов, а также обработки данных самостоятельных и контрольных работ. Были получены следующие результаты: 71% студентов соответствует своему уровню самооценки, 12% имеют завышенную, 17% - заниженную.

Со студентами, имеющими завышенную и заниженную самооценки, в процессе эксперимента проводили индивидуальные беседы, специально составленные самостоятельные и контрольные работы, тесты.

В ходе проведения формирующего этапа эксперимента наметились следующие условия и задачи, которые необходимо решить во второй часть формирующего этапа эксперимента:

1) для успешной организации учебного процесса необходимо личностное и профессиональное самоопределение каждого студента;

2) в учебный процесс следует внедрить систематическую самостоятельную работу под руководством преподавателя, которая в дальнейшем перешла бы в самообразование;

3) для повышения качества подготовки и уровня самообразования специалиста в учебном процессе необходимо использовать новые информационные и коммуникационные технологии.

Вторая часть формирующего этапа эксперимента проходила с 13 по 17 декабря 2004 года. В данном эксперименте участвовали 104 студента 1 и 2 курсов дневной формы обучения факультета «Управления и информатизации».

В соответствии с установленными условиями и задачами, были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Экспериментальная и контрольная группа имели одинаковую степень подготовки на первых этапах исследования.

Поскольку предлагаемый процесс формирования готовности к самообразованию студентов инженерных специальностей использует как средства обучения информационные и коммуникационные технологии, то основной целью второй части формирующего этапа было определение уровня компьютерной грамотности студентов и преподавателей. Это стало актуальным и потому, что к основным видам деятельности студентов инженерных специальностей относят умения использовать информационные и коммуникационные технологии.

Для определения уровня компьютерной грамотности студентов были использованы работы современных зарубежных исследователей [259], [260], [261]. По их мнению, понятие «компьютерная грамотность» является расплывчатым.

Ими была сделана попытка определить данное понятие через выделение ограниченного качества умений:

• Умение использовать текстовый редактор, электронную почту и броузер для навигации по телекоммуникационной сети;

• Умение записывать или переносить информацию на устройство внешней памяти.

К этим умениям Stein, Graig и Scollary добавляют когнитивный аспект: человек должен уметь использовать информационные и коммуникационные технологии для поиска нужной ему информации с целью присвоения знаний и развития критического мышления и творчества. При этом уровень компьютерной грамотности можно определить двумя путями: путем эксперта или путем самооценки.

В проводимом эксперименте был выбран второй путь — самооценка.

Участникам эксперимента была предложена анкета (см. приложение 2), в которой им предлагалось определить свой уровень компьютерной грамотности и охарактеризовать себя не только как пользователя, но и как программиста. Поскольку в эксперименте участвовали студенты, профессия которых непосредственно связана с компьютерами и программированием, в анкету были внесены коррективы: критерии определения уровня компьютерной грамотности стали жестче. Были предложены следующие варианты уровней: профессионал высокого класса, профессионал, грамотный пользователь, пользователь среднего уровня, начинающий пользователь, человек, совсем не умеющий работать на компьютере (см. табл. 7).

Показать весь текст

Список литературы

  1. На практических занятиях рассматриваются в основном задачи прикладного характера, которые играют существенную роль при подготовке инженера.
  2. Проверка знаний на данном этапе осуществляется по уровневым контрольным и самостоятельным работам, а также по тестам на компьютере.
  3. При распределении заданий по уровням использованы идеи В. П. Беспалько 23.
  4. Информационные технологии способствуют не только повышению интереса к обучению, но и являются эффективным средством подготовки будущего специалиста к самостоятельной деятельности.
  5. Владение методом моделирования. Умение применять математические модели для решения практических задач.
  6. Знание математических методов и понятий, используемых на практике при работе с ЭВМ. Умение использовать имеющиеся в математическом обеспечении пакеты прикладных программ.
  7. Знание понятия информация, способы ее хранения и обработки.
  8. Понимание сущности алгоритма. Умение составлять алгоритмы.
  9. Знание языков программирования.
  10. Знание функциональных возможностей, целесообразность применения ЭВМ.
  11. Для того чтобы студенты овладели всеми перечисленные выше умениями, на занятиях по высшей математике применялись ниже перечисленные виды работ.
  12. На лекционных занятиях использовались электронные учебники, которые применялись для ознакомления с новым материалом и для закрепления изученного.
  13. Данный учебник предусматривает выбор определенной темы (пункты меню) для изучения. Блок-схема электронного учебника приведена ниже (см. рис. 4).
  14. Электронный учебник содержит краткую информацию по каждой из перечисленных тем в пункте меню «Содержание». Пользуясь данным пунктом меню можно быстро перейти к необходимому параграфу.
  15. В пункте меню «Модель» содержатся 60 интерактивных учебных моделей задач по перечисленным темам, решаемых с помощью компьютера.
  16. В пункте меню «Графер» содержится программа, с помощью которой можно строить и преобразовывать графики элементарных функций.1. Меню
  17. Содержание Модель Граф ер Поиск Справочник Помощь Открытый кол
  18. Рис. 4. Блок-схема электронного учебника «Открытая математика 2.5″
  19. Справочник» содержит формулы, справочные таблицы, встречающиеся в процессе изучения рассматриваемых тем.
  20. В пункте меню «Помощь» содержится информация о разработчиках программы, основные и дополнительные сведения по работе с программой, методические материалы по изучаемому курсу.
  21. Пользоваться данным учебником достаточно просто, вся необходимая информация о работе содержится в пунктах меню, поэтому этот учебник можно использовать как руководство для самостоятельного изучения, закрепления тем и для самопроверки.
  22. Работая с данным электронным учебником, студент отрабатывает также и навыки работы с информационными источниками информации.1. Раздел Тип вопроса
  23. Простой «Среднннг у } Сложный jF J
  24. Теоретические сведения о функциях R?59 | 53 I 4
  25. Элементарные функции и их графики рj 49 | 54 | 18
  26. Дифференцирование и интегрирование функций 171. J 53 | 102 j 21
  27. Bicero вопросов в тесте: 413
  28. Рис. 5. Окно программы выбора уровня слоэюности теста
  29. При использовании программы «Excel» возникает необходимость определения последовательности вычислительных операций, что является условием составления алгоритма решения.
  30. Данный этап начинается на втором курсе, студенты уже имеют основные навыки работы на компьютере, знают несколько языков программирования, поэтому новые информационные технологии активно внедряются в учебный процесс.
  31. На данном этапе основная часть изучаемого материала предоставляется студенту через электронные учебники, учебно-методические пособия. Преподаватель является корректировщиком учебного процесса, а функции организатора отводятся студенту.
  32. Студенты сами учатся выбирать методы, средства и формы организации самообразования, сами проводят самооценку, составляют свой план работы на семестр, а преподаватель только корректирует или вносит поправки в деятельность студентов.
  33. Например, при изучении предмета «Методы оптимизации» в качестве творческого задания предлагается составление лабораторной работы для вычисления минимума функции с использованием методов дихотомии, золотое сечение и метода Фиббоначи.
  34. Руководство по работе и выполнению лабораторной работы разработано в виде методического пособия.
  35. При выполнении заданий такого вида студенты не только отрабатывают вычислительные навыки и навыки работы с вычислительными программами на компьютере, но и учатся проводить самооценку.
  36. В качестве лабораторно-практической работы студенты получают индивидуальные задания по конкретному предприятию нашего города. Приведем пример таких задач.
  37. Количество молока, необходимое комбинату в день, составляет 25 тонн. Задача состоит в том, чтобы вывезти необходимое количество молока из колхозов с наименьшими затратами на перевозки.
Заполнить форму текущей работой