Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование в вузе коммуникативной культуры будущих преподавателей средствами тренинга педагогического общения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проверка эффективности разработанной нами модели формирования коммуникативной культуры средствами тренинга педагогического общения на основе личностно-ориентированной технологии обучения осуществлялась в ходе формирующего эксперимента на базе ГОУ ВПО «Орловский государственный университет». ''Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о положительной динамике, так на контрольном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-теоретические основы формирования коммуникативной культуры педагогов
    • 1. 1. Коммуникативная культура преподавателя как психолого-педагогический феномен
    • 1. 2. Теоретическая модель формирования коммуникативной культуры будущих преподавателей средствами тренинга педагогического общения
    • 1. 3. Выбор и обоснование критериев, показателей и уровней сформированное&trade- коммуникативной культуры будущих преподавателей
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования в вузе коммуникативной культуры будущих преподавателей средствами тренинга педагогического общения
    • 2. 1. Разработка личностно-ориентированной технологии формирования ЮЗ коммуникативной культуры будущих преподавателей средствами тренинга педагогического общения
    • 2. 2. Динамика формирования коммуникативной культуры будущих преподавателей на основе использования тренинга педагогического общения 128 (результаты экспериментальной работы)
    • 2. 3. Педагогические условия формирования в вузе коммуникативной культуры будущих преподавателей
  • Выводы по второй главе

Формирование в вузе коммуникативной культуры будущих преподавателей средствами тренинга педагогического общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одним из путей, обеспечивающих качественную подготовку выпускников вуза, сегодня является профессионально-образовательная ориентация при подготовке специалистов на овладение ими профессиональной культурой, которая приобретает приоритетную роль в развитии личностных качеств будущих специалистов.

В общефилософском плане понятие «культура» рассматривается в работах К.А. Абульхановой-Славской, А. И. Арнольдова, М. М. Бахтина, B.C. Библера, М. С. Кагана, JI.H. Когана, Э. С. Маркаряна, М. К. Мамардашвили и др., к исследованию профессионально-педагогической культуры педагога обращались A.B. Барабанщиков, Е. П. Белозерцев, Т. Н. Бондаревская, И. Е. Видт, М. Я. Виленский, Е. Ю. Захарченко, Т. В. Иванова, И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, В. А. Челнокова, Н. Л. Шеховская и др.

Коммуникативная функция занимает особое место в числе других функциональных компонентов педагогической культуры в силу того, что педагогический процесс немыслим вне общения, вне установления многообразных коммуникативных связей между обучающими и обучающимися, поэтому коммуникативная культура выступает одной из важных составных частей как общей культуры, так и профессионально-педагогической культуры преподавателя (B.C. Грехнев, Г. В. Звездунова, В.А. Кан-Калик, Г. П. Максимова, М. Г. Рудь, О. В. Фролушкина и др.).

Кроме того, коммуникативная культура трактуется как ведущее требование современного образования (Е.В. Бондаревская, Т. Ф. Белоусова, В. А. Сластенин, В. Т. Фоменко, И. Д. Чечель, E.H. Шиянов и др.), существенный критерий социализированности человека (A.B. Мудрик), качество личности специалиста (М.А. Лимонова, В. В. Соколова и др.).

В настоящее время понятие «коммуникативная культура» активно используется в педагогике и психологии, в учебных пособиях нового поколения (М.Б. Буланова-Топоркова, H.A. Морева и др.) — В РяДе исследований последних лет процесс формирования коммуникативной культуры в вузе рассматривается применительно к будущему педагогу (В.Ф. Жеребкина, Е.И. Мычко) — будущему педагогу дошкольного образовательного учреждения (О.И. Максимкина). Особенно интенсивно исследуются проблемы формирования коммуникативной культуры учителя (Г.И. Бабий, P.M. Антропова, В. В. Соколова, B.C. Грехнев, И. И. Зарецкая, Г. Ф. Ковтун, И.Ф. Комогор-цева, A.B. Мудрик, М. Г. Рудь, И. П. Терновая, О. В. Фролушкина, B.C. Чернявская, Т. Ю. Юдеева и др.).

Наряду с этим результаты анализа научной и методической литературы свидетельствуют о том, что в рамках проводимых психолого-педагогических исследований недостаточное внимание уделяется сегодня обоснованию путей и средств формирования коммуникативной культуры будущего преподавателя в высшей школе.

Об этом также свидетельствуют результаты опроса студентов педагогических вузов. Так, в частности, 33% респондентов в период обучения имеют низкий уровень коммуникативной культуры. Вместе с тем важно подчеркнуть, что 92% участников опроса осознают необходимость в развитии собственной культуры общения, подчеркивая, что необходимо специально формировать ее в процессе обучения в вузе.

Одним из средств формирования коммуникативной культуры будущих преподавателей является тренинг педагогического общения. Но, к сожалению, его организация недооценивается в практике высшей школы, где чаще всего теоретическая подготовка преобладает над практической (направлена преимущественно на повышение фундаментальности образования, его теоретизацию). Это ориентирует профессорско-преподавательский состав на теоретическое содержание обучения студентов. В результате будущие специалисты оказываются не способными к переносу знаний в сферу практической деятельности, что значительно снижает качество их подготовки и превращает производственную практику в учебную, на которой студенты только начинают овладевать профессией преподавателя.

В данных условиях тренинг выступает средством активной социально-психологической подготовки к профессиональному общению, мостиком между, безусловно, необходимыми теоретическими знаниями, с одной стороны, и практической деятельностью, с другой стороны (В.Ю. Большаков, И. В. Бачков, Ю. А. Емельянов, Т. В. Зайцева, В. П. Захаров, Г. А. Ковалев, О. П. Кондаурова, Г. И. Лидере, С. И. Макшанов, H.A. Морева, JI.A. Петровская, В. Г. Ромек, Е. В. Сидоренко, А. П. Ситников, Н. Ю. Хрящева, Т. С. Яценко и др.).

Участники тренинга получают возможность за короткое время увидеть себя и других в общей ситуации общенияучатся слышать и понимать противоположные мнения, относиться с уважением к мнению другого, мыслить по предложенной профессиональной теме и рефлексировать результаты мыслительного труда, видеть целостность всех проблем обсуждаемого вопроса.

Безусловно, проблему формирования коммуникативной культуры будущих специалистов невозможно решить в рамках только одной учебной дисциплины, но именно тренинг педагогического общения дает мощный толчок к дальнейшему самосовершенствованию личности студентов, запускает механизмы их саморазвития.

Однако, несмотря на позитивные результаты использования тренингов в педагогической практике и описание этого процесса в научной и методической литературе (И.В. Вачков, Ю. А. Емельянов, Г. А. Ковалев, H.A. Морева, К. Рудестам и др.), до настоящего времени технология формирования коммуникативной культуры будущих преподавателей средствами тренинга педагогического общения не была предметом специального исследования.

Вышесказанное позволило сделать вывод о необходимости разрешения следующих объективно сложившихся противоречий между:

— требованиями, предъявляемыми обществом и государством к личности преподавателей, и фактическим уровнем его профессиональнокоммуникативной подготовки в системе традиционного вузовского образования;

— потребностью в формировании коммуникативной культуры будущих преподавателей, подготовку которых осуществляет вуз, и практикой использования традиционных моделей обучения;

— практической потребностью реализации субъектной позиции студентов в процессе обучения и существующими условиями организации учебного процесса, недостаточно обеспечивающими эту позицию.

Необходимость разрешения данных противоречий определяет выбор проблемы исследования: каковы педагогические условия формирования в вузе коммуникативной культуры будущих преподавателей средствами тренинга педагогического общения.

Недостаточная разработанность и актуальность проблемы послужили основанием для выбора темы данного научного исследования: «Формирование в вузе коммуникативной культуры будущих преподавателей средствами тренинга педагогического общения».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования в вузе коммуникативной культуры будущих преподавателей средствами тренинга педагогического общения.

Объектом исследования является процесс формирования в вузе коммуникативной культуры будущих преподавателей.

Предмет исследования: педагогические условия формирования в вузе коммуникативной культуры будущих преподавателей средствами тренинга педагогического общения.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

1. Выявить и обосновать сущность, содержание и структуру коммуникативной культуры педагога, психолого-педагогические аспекты её формирования в вузе у будущих преподавателей.

2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативной культуры будущих преподавателей.

3. Разработать модель формирования коммуникативной культуры студентов средствами тренинга педагогического общения и реализовать ее в вузе в виде личностно-ориентированной технологии обучения.

4. Выявить и обосновать педагогические условия формирования в вузе коммуникативной культуры будущих преподавателей средствами тренинга педагогического общения.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что процесс формирования в вузе коммуникативной культуры будущих преподавателей будет более результативным, если: целеполагание, отбор и структурирование содержания курса производить с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, его индивидуального развития и освоения им ценностей педагогической культурыв процессе тренинга педагогического общения осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и студентовформировать устойчивый интерес и мотивацию студентов к овладению ими коммуникативной культуройспособствовать развитию рефлексии и самооценки будущих специалистов на основе организации преподавателем обратной связи.

Методологическую основу исследования составляют положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающей действительности, о единстве теории и практики. Методологическими ориентирами избраны системный, деятельностный, личностно-ориентированный, коммуникативный и технологический подходы к процессу обучения.

Теоретической базой исследования являются научно обоснованные положения и идеи системного (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько, Т. А. Ильина, Ю.А. Кустов), деятельностного (Л.С. Выготский,.

П.Я. Гальперин, B.B. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин), контекстного (A.A. Вербицкий), личностно-ориентирован-ного (И.А. Зимняя, В. В. Сериков, И.С. Якиманская), коммуникативного (Н.И. Гез, Г. А. Китайгородская, A.A. Леонтьев, A.B. Мудрик, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова и др.), технологического (В.П. Беспалько, М. В. Кларин, Н. В. Кузьмина, П. И. Образцов, В. А. Сластенин, С. А. Смирнов, Ю. Г. Татур,.

A.И. Уман и др.) подходов к организации образовательного процесса. В теоретическом плане исследование опирается на концептуальные положения в области теории и практики высшего профессионального образования (С.И. Архангельский, Е. П. Белозерцев, A.A. Вербицкий, А. Д. Гонеев,.

B.В. Давыдов, И. Ф. Исаев, Н. И. Костина, Л. Н. Макарова, А. Г. Пашков, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, Л. М. Фридман, И. А. Шаршов и др.) — мотивации учебной деятельности (А.Г. Асмолов, H.A. Бакшаева, A.A. Вербицкий, Н. Е. Кузовлева, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, С.Л. Рубинштейн) — тренинговой подготовки (H.H. Богомолова, Т. К. Губкина, Ю. Н. Емельянов, П. М. Ершов, И. А. Зимняя, Б.А. Кан-Калик, Г. А. Ковалев, Г. И. Марасанов, H.A. Морева, Л. П. Новицкая, Е. П. Пассов, Л. А. Петровская, П.Н. Филатов).

Решение поставленных задач и проверка гипотезы осуществлялись с использованием следующего комплекса методов исследования: теоретических (анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, нормативной документации) — эмпирических (анкетирование, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, самооценка, ранжирование, тестирование).

Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Орловский государственный университет». Всего исследованием были охвачены 150 обучающихся.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2004;2005 гг.) — изучение и анализ философской, научно-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, нормативных документовопределение теоретико-методологических основ исследования, его научного аппарата: объекта, предмета, цели, задач, гипотезыобоснование сущности, структуры и содержания коммуникативной культуры преподавателякритериев и показателей ее сформированноститеоретическое обоснование педагогических условий, разработка модели формирования коммуникативной культуры средствами тренинга педагогического общения.

Второй этап (2005 — 2007 гг.) — разработка комплекса тренинговых занятийпроведение опытно-экспериментального исследования (констатирующий, формирующий и контрольный этапы работы). Констатирующий этап эксперимента был посвящен выявлению начального уровня сформированности коммуникативной культуры студентов. Формирующийреализации в вузе модели формирования коммуникативной культуры средствами тренинга педагогического общения через личностно-ориентированную технологию обученияэкспериментально проверялись и уточнялись педагогические условия формирования коммуникативной культуры будущих преподавателей. На контрольном этапе исследования сравнивались показатели сформированности коммуникативной культуры после проведения комплекса тренинговых занятий с результатами начального (констатирующего) этапа работы.

Третий этап (2007;2008 гг.) — теоретическое осмысление, систематизация и обобщение результатов исследованияуточнение положений, выносимых на защитуоформление текста диссертации и автореферата.

Основные результаты исследования, их научная новизна состоят в следующем:

— в ходе анализа педагогической теории и практики обучения студентов в вузе уточнены и конкретизированы сущность, содержание и структура коммуникативной культуры будущих преподавателей;

— разработана модель формирования в вузе коммуникативной культуры будущих преподавателей средствами тренинга педагогического общения;

— выявлены и определены критерии, показатели и уровни сформированное&tradeв вузе коммуникативной культуры будущих преподавателей;

— обоснованы и опытно-экспериментальным путем проверены педагогические условия, способствующие формированию коммуникативной культуры будущих преподавателей в условиях учебного процесса в вузе средствами тренинга педагогического общения.

Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации понятия «коммуникативная культура будущего преподавателя" — теоретическом обосновании модели формирования коммуникативной культуры будущих преподавателей средствами тренинга педагогического общения. Результаты научного исследования расширяют научно-педагогические представления о путях, методах и средствах формирования коммуникативной культуры студентов в образовательном процессе высшей школы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы позволяют осмыслить иреализовать процесс формирования коммуникативной культуры студентов вузаразработанный тренинг педагогического общения может быть использован в процессе преподавания аналогичных дисциплин на гуманитарных факультетах вузапрактические рекомендации для преподавательского состава по реализации личностно-ориентированной технологии обучения могут быть востребованы в системе дополнительного педагогического образования и в условиях многоуровневой системы повышения квалификации преподавателей, а также сотрудников дошкольных образовательных учреждений.

Технология формирования коммуникативной культуры средствами тренинга педагогического общения успешно применяется при обучении студентов всех специальностей дошкольного и коррекционного отделений факультета педагогики и психологии ГОУ ВПО «Орловский государственный университет». Тренинг педагогического общения доказал свою эффективность в работе с педагогами Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 58 г. Орла, а также в рамках программы дополнительного педагогического образования «Психологическое образование школьников», реализуемой на факультете педагогики и психологии в Орловском государственном университете.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены четкостью исходных методологических принципов и методов познания исследуемого процессарепрезентативностью эмпирических результатовопытно-экспериментальным подтверждением правомерности теоретических выводов и практических рекомендацийвоспроизводимостью и использованием полученных результатов в педагогической практике факультета педагогики и психологии на различных специальностях.

Положения выносимые на защиту:

1. Коммуникативная культура будущих преподавателей представляет собой интегративное, динамическое, структурно-уровневое образование, представленное совокупностью мотивационного компонента будущей профессиональной деятельности и педагогического общения, коммуникативных знаний, коммуникативных умений и навыков, коммуникативно-значимых качеств личности, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную профессиональную коммуникативную деятельность.

Содержательно коммуникативная культура преподавателя предполагает ценностное отношение к другому человеку, к общению в целом, к профессиональному общению в частностидостаточный уровень развития рефлексии, эмпатии, общительности, толерантности и др.- определенный уровень коммуникативной компетентности, знание коммуникативных техник и т. д.

2. Уровни сформированности коммуникативной культуры будущих преподавателей в вузе определяются следующими критериями и раскрывающими их показателями:

— ценностное отношение. к профессиональной деятельности (тип мотивациинаправленность профессиональной деятельностиосознание необходимости профессионального совершенствованияпостроение собственных перспектив профессиональной деятельности);

— системное владение коммуникативными знаниями (уровень знаний студента об общении, средствах коммуникации, коммуникативных техниках, конфликтах, педагогическом общении и т. д., осознанность коммуникативных действий);

— наличие совокупности коммуникативно-значимых качеств личности (уровни контактности, коммуникативной совместимости, адаптивности в общении, потенциальный уровень успешности общения);

— системное владение коммуникативными умениями (самооценка и экспертная оценка коммуникативных умений).

Сочетание четырех критериев и соответствующих им показателей позволило выделить четыре уровня сформированности коммуникативной культуры будущих преподавателей: репродуктивно-стихийный, пассивный, продуктивный, творческий.

3. Модель представляет собой схематическое описание процесса формирования коммуникативной культуры средствами тренинга педагогического общения. Структурно она состоит из следующих компонентов: целевого, диагностического (критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативной культуры), проектирования и реализации тренинга педагогического общения (состоит из подготовительного, основного и контрольного этапов работы).

Рассматриваемая модель реализуется с помощью личностно-ориентированной технологии обучения, которая базируется на стратегии личностного развития студентов через постоянное обогащение их субъектного опыта. Эта технология создает условия для самоисследования и самокоррекции поведения, деятельности, общения студентов, она способствует осуществлению психологически безопасной (безоценочной) диагностики профессиональных качеств и использованию полученных результатов для своего профессионального совершенствования. Тренинг педагогического общения является активной социально-психологической подготовкой к профессиональному общению.

4. Формирование коммуникативной культуры будущих преподавателей в вузе обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий:

— целеполагание, отбор и структурирование содержания курса происходят с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, его индивидуального развития и освоения им ценностей педагогической культуры;

— в процессе тренинга педагогического общения осуществляется лич-ностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и студентов;

— формируется устойчивый интерес и мотивация студентов к овладению ими коммуникативной культурой;

— развивается рефлексия и самооценка будущих специалистов на основе организации преподавателем обратной связи.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы отражены в учебном пособии, статьях, докладах и тезисах докладов. Материалы и результаты данного исследования были представлены и обсуждены на международных (Санкт-Петербург, 2004, Москва, 2004), всероссийских (Орел, 2004, 2006, 2007, Курск, 2006), межвузовских научно-практических конференциях (Орел, 2004, 2005), на заседаниях кафедры психолого-педагогической технологии Орловского государственного университета. Результаты исследования внедрены в практику работы Орловского государственного университета, дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 58 компенсирующего вида» г. Орла.

По теме диссертации опубликовано 16 научных работ, одно учебно-методическое пособие.

Структура диссертации определена целью и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объём диссертации составляет 183 страницы, в том числе 20 таблиц, 6 рисунков, 8 приложений. Библиографический список включает 157 наименования.

Выводы по второй главе.

1. Реализация личностно-ориентированной технологии обучения в практике работы преподавателя вуза как последовательность этапов, процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, приводит к достижению гарантированных целей формирования коммуникативной культуры будущих преподавателей, о чем свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы. Проверка эффективности технологии осуществлялась в рамках формирующего эксперимента.

2. Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили резуль.

11! тативность применения разработанной модели формирования коммуникативной культуры будущих преподавателей средствами тренинга педагогического общения. Об этом свидетельствует тот факт, что репродуктивно-стихийный уровень коммуникативной культуры был зафиксирован незначительно (у 11% испытуемых). Отмечено увеличение числа студентов, находящихся на пассивном и продуктивном уровнях сформированности коммуникативной культуры, 5% студентов по уровню были отнесены к творческому уровню коммуникативной культуры, который не был представлен на констатирующем этапе эксперимента. 1.

Обобщая итоги опытно-экспериментальной работы, можно утверждать, что разработка и применение в образовательном процессе вуза тренинга педагогического общения способствует формированию коммуникативной культуры будущих специалистов.

3. Опытно-экспериментальная работа позволила выявить педагогические условия, обеспечивающие результативность обучения студентов с применением модели формирования коммуникативной культуры будущих преподавателей средствами тренинга педагогического общения:

— целеполагание, отбор и структурирование содержания курса производить с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, его индивидуального развития и освоения им ценностей педагогической культуры;

— в процессе тренинга педагогического общения осуществлять личностно-ориентированное (субъект-субъектное) взаимодействие преподавателя и студентов;

— формировать устойчивый интерес и мотивацию студентов к овладению ими коммуникативной культурой;

— способствовать развитию рефлексии и самооценки будущих специалистов на основе организации преподавателем обратной связи.

Названные педагогические условия способствовуют формированию коммуникативной культуры у студентов, получающих квалификацию преподаватель дошкольной педагогики и психологии в процессе вузовской подготовки, что и было подтверждено результатами проведенной опытно-экспериментальной работы.

Заключение

.

Исследование показало, что решение проблемы формирования коммуникативной культуры будущих преподавателей педагогического колледжа в вузе лежит в плоскости использования передовых достижений педагогической науки, в частности, системно-деятельностного, личностно-ориентированного, технологического и профессионально-ориентированного подходов к подготовке специалистов с высшим образованиемсоздания психолого-педагогических условий, способствующих формированию профессионально-педагогической культуры будущих специалистов.

В результате проведенного теоретического анализа психолого-педагогической литературы и современных изысканий в предметной области исследования, мы пришли к выводу, что коммуникативную культуру студентов вуза необходимо рассматривать как важнейшую составляющую профессионально-педагогической культуры будущих преподавателей дошкольной педагогики и психологии. На основании этого нами было уточнено и конкретизировано понятие «коммуникативная культура будущего преподавателя». Коммуникативная культура — это интегративное, динамическое, структурно-уровневое образование, представленное совокупностью мотивационного компонента будущей профессиональной деятельности и педагогического общения, коммуникативных знаний, коммуникативных умений и навыков, коммуникативно-значимых качеств личности, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную профессиональную коммуникативную деятельность.

Определение критериев, показателей и уровней сформированности коммуникативной культуры составило одну из задач исследования. Для ее решения были выявлены и. обоснованы следующие критерии и раскрывающие их показатели:

— ценностное отношение к профессиональной деятельности;

— системное владение коммуникативными знаниями о психологии общения, педагогическом общении);

— совокупность коммуникативно-значимых качеств: эмпатии, толерантности, уравновешенности, искренности, ответственности, вежливости, доброжелательности и др.

— системное владение коммуникативными умениями.

На основе вышеназванных критериев в рамках исследования были выделены четыре уровня коммуникативной культуры будущих преподавателей: репродуктивно-стихийный, пассивный, продуктивный, творческий.

В рамках нашего диссертационного исследования мы попытались показать, какие возможности для формирования коммуникативной культуры будущих преподавателей открывает тренинг педагогического общения. В основе данного тренинга лежит модель социально-психологического тренинга, ведущей целью которого является повышение компетентности студентов в общении, и, прежде всего, компетентности в педагогическом общении.

Проверка эффективности разработанной нами модели формирования коммуникативной культуры средствами тренинга педагогического общения на основе личностно-ориентированной технологии обучения осуществлялась в ходе формирующего эксперимента на базе ГОУ ВПО «Орловский государственный университет». ''Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о положительной динамике, так на контрольном этапе эксперимента репродуктивно-стихийный уровень коммуникативной культуры был зафиксирован незначительно (у 11% испытуемых). Отмечено увеличение числа студентов, находящихся на пассивном и продуктивном уровнях развития коммуникативной культуры, 5% студентов по уровню были отнесены к творческому уровню коммуникативной культуры, который не был представлен на констатирующем этапе эксперимента.

Была подтверждена гипотеза исследования о том, что процесс формирования коммуникативной культуры у будущих преподавателей будет наиболее результативным при реализации в учебном процессе вуза тренинга.

167 педагогического общения и создании следующих психолого-педагогических условий:

— целеполагание, отбор и структурирование содержания курса производить с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, его индивидуального развития и освоения им ценностей педагогической культуры;

— в процессе тренинга педагогического общения осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и студентов;

— формировать устойчивый интерес и мотивацию студентов к овладению ими коммуникативной культурой;

— способствовать развитию рефлексии и самооценки будущих специалистов на основе организации преподавателем обратной связи.

Изложенные в настоящем исследовании результаты теоретического 1 анализа, проведенный эксперимент подтвердили в целом выдвинутую гипотезу исследования. Однако полученные на этой основе выводы и предложения не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение проблемы формирования коммуникативной культуры у будущих преподавателей педагогического колледжа средствами тренинга педагогического общения.

Дальнейшее изучение проблемы может быть связано с более глубоким исследованием закономерностей, принципов, механизмов, условий индивидуализации становления коммуникативной культуры у будущих преподавателей педагогического колледжа в условиях вуза на основе взаимосвязи и взаимообусловленности их развития и формирования в ситуации социокультурного и образовательного кризиса, непрестижности педагогических профессий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Деловые игры: теория и организация / Г. С. Абрамова, В. А. Степанов. Екатеринбург, 1999. — 152 с.
  2. , В.И. Пути повышения учительского мастерства в современных условиях / В. И. Авершин // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 4−8.
  3. , Г. И. Студент .как субъект образовательного процесса / Г. И. Аксенова. Москва-Рязань: РИНФО, 1998. — 160 с.
  4. , М.В. Культурологический подход к образовательной технологии / М. В. Алексеев // Педагогические технологии. 2005. — № 3. — С. 3−15.
  5. , A.JI. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / A.JT. Андреев // Педагогика, 2005, № 4, стр. 19−27.
  6. , Г. М. Социальная психология. Учеб. для высших учеб. завед. / Г. М. Андреева. М.: Аст Пресс, 1998. 376 с.
  7. , А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию / А. И. Арнольдов. М., 1992. — 124 с.
  8. , A.C. Философские основы социокультурной теории и методологии / A.C. Ахизер // Вопросы философии. 2000. — № 9. — С. 8−14.
  9. , К.Ш. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей / К. Ш. Аиняров, А. Ф. Амиров // Педагогика. 2002. — № 3. -С.50−54.
  10. , Д. Преподаватель вуза и инновационные технологии / Д. Ахметова, JI. Гурье // Высшее образование в России. — 2001. № 2. — С. 138−145.
  11. , В. Деструктивно-тормозящая и конструктивно-развивающая стратегии разрешения педагогических конфликтов / В. Базелюк // Педагогическая техника. 2005. — № 5. — С. 117−124.
  12. , Г. Ю. От творчества преподавателя к творчеству студента / Г. Ю. Баранов // Специалист. 1999. — № 6. — С. 22−24.
  13. , А.П. Тенденции развития профессионального образования / А. П. Беляева // Педагогика. 2003. — № 6. — С. 21−27.
  14. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: 1995. — 144 с.
  15. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  16. , С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга / С. Е. Борисова // Вопросы психологии. 1999. -№ 4.-С. 52−58.
  17. , Д. Включение рефлексии в профессиональные курсы / Д. Боуд, Д. Уолкер // Психология обучения. 1999. — № 6. — С. 24.
  18. , И.В. Технология проведения группового тренинга / И. В. Вачков // Школьные технологии. 2001. — № 1. — С. 6−12.
  19. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. М., 1991. — 208 с.
  20. , С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. М.: НМЦСПО, 1999.-538 с.
  21. , И. Культура учителя условие желаемое или необходимое? / И. Видт // Учитель. — 2001. — № 6. — С. 79 — 81.
  22. , М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебн. пособие / В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман /под ред. В. А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 192 с.
  23. , В.Н. Тренинг делового общения / В. Н. Воронин. М., 1991.-234 с.
  24. , О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения / О. П. Горбушина. Cri6.: Питер, 2007. — 176с.
  25. , Т.А. Путь к профессии учителя / Т. А. Горгонова, И. И. Королева. М., 1981. — 168 с.
  26. , B.C. Культура педагогического общения / Грехнев B.C. -М., 1990.- 187 с.
  27. , А.Г. Тренинг общения для подростков / А. Г. Грецов. -СПб.: Питер, 2007.- 160 с.
  28. П.С. Философия культуры / П. С. Гуревич. М., 1994.136 с.
  29. , А.Н. Содержание образования как культуросообразная модель жизнедеятельности / А. Н. Дахин // Стандарт и мониторинг в образовании. 2003. — № 6. — С.3−15.
  30. , A.A. Психология развития профессионала / A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. М., РАГС, 2000. — 124 с.
  31. , Т.А. Образовательные технологии в системе высшей школы / Т. А. Дмитриенко // Педагогика. 2004. — № 2. — С.54−60.
  32. , А.Н. Общение: наука и искусство / А. Н. Добрович. -М., 1980.-98 с.
  33. , Т.Д. '' Диагностика профессиональной направленности студентов / Т-.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. 2004. — № 2. — С. 82−86.
  34. , О.В. Практика психологического тренинга / О. В. Евтихов. СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 256 с.
  35. , Ю.Н. Дктивное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. Л., 1995. — 342 с.
  36. , Ю.Н. Активные групповые методы социально-психологической подготовки специалистов / Ю. Н. Емельянов // Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С. 88−95.
  37. , Ю.Н. Социально-психологическое проектирование в педагогике / Ю. Н. Емельянов // Вопросы психологии. 1988 — № 1. -С.26−33.
  38. , Ю.М. Введение в практическую социальную психологию / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, ПЗ. Растянников. М.: Смысл, 1996. — 373 с.
  39. , Н. В. Учителю о практике психологической помощи / Н. В. Жутикова. М., 1998. — 176 с.
  40. , Е.Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация / Е. Ю. Захарченко // Педагогика. 1999. — № 3. -С. 6−10.
  41. , А.Н. Методика исследования коммуникативных установок личности / А. Н. Ивашов, Е. В. Заика // Вопросы психологии. -1991. -№ 5. С.162−167. ,!
  42. , И.Ф. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность / И. Ф. Исаев, Л. Н. Макарова. Белгород, 2002. — 340 с.
  43. , И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -208 с.
  44. , И.Ф. Творческая самореализация учителя, культурологический подход / И. Ф. Исаев, М. И. Ситникова. М. — Белгород, 1999.-287 с.
  45. , И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. М. Белгород, 1993. — 367 с.
  46. , Л. А. Мониторинг развития методологической культуры студентов будущих преподавателей / Л. А. Казанцева, С .Я. Казанцев // Педагогическое образование и наука. — 2005. — № 4. — С. 11−14.
  47. , В.П. Выскпая школа: социально-педагогическое взаимодействие / В. П. Казаренков, Т. Б. Казаренкова // Педагогика. 2000. -№ 5.-С. 64−69.
  48. , А. Технология построения имиджа учителя / А. Калюжный // Педагогическая техника. 2005. — № 5. — С. 103−109.
  49. Кан-Калик, В. А. Педагогическое общение как предмет •теоретического и прикладного исследования / В.А. Кан-Калик, Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С. 9−17.
  50. Кан-Калик, В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения / В.А. Кан-Калик. М., 1990. — 32 с.
  51. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. -М., 1987.-48с.
  52. , А.Ф. Психологическое обеспечение формирования и развития личности: учебно-методическое пособие / А. Ф. Караваев, В. Е. Петров. М., 2006. — 144 с.
  53. , С.Н. Методики изучения профессиональной деятельности и личности педагога / С. Н. Карякина. Орел: издат-во ОГУ, 2004.-30 с.
  54. , Н.В. Программа социально-психологического тренинга для педагогов (руководство для ведущего группы) / Н. В. Клюева. СПб, 1992.-221 с.
  55. , С.М. Формирование информационной культуры педагога / С. М. Конюшенко // Стандарты и мониторинг в образовании. -2004. -№ 3, — С. 41−48.
  56. , Ю.А. Психологические аспекты оптимизации развития профессиональной направленности личности в контекстешкольного взаимодействия / Ю. А. Кореляков // Журнал прикладной психологии. 2003, -№ 1.-С. 10−13.
  57. , Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия / Р. Кочюнас. М., 2002. — 240 с.
  58. , А.И. Культурология: уч. пособие для вузов / А. И. Кравченко. -М.: Проект, 2001. 96, с.1ч
  59. , С. Учитель и проблемы дисциплины или как приемлемо отвечать на неприемлемое поведение учеников / С. Кривцова, Е. Мухаматуллина // Педагогическая техника. 2004. — № 2. — С. 43−51.
  60. , Е.П. Теоретические аспекты психологической11культуры межличностных взаимодействий / Е. П. Крупник, Т. Б. Сизова // Мир психологии. Москва-Воронеж, 2001. — № 3. — С. 15−19.
  61. , О.Б. Условия эффективности перцептивного общения преподавателя со студентами / О. Б. Крушельницкая, A.C. Панасюк // Психологическая наука и образование. 2003. — № 3. — С. 11−18.
  62. , Т.В. Культура: теории и проблемы / Т. В. Кузнецова, В. М. Межцев, И. Ю. Шайтанов. М., 1995. — 299 с.
  63. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования / под ред. И. Ф. Исаева. — Белгород, 1999. -321 с.
  64. , В.А. Психология затрудненного общения / В. А. Лабункая, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. М., 2001. — 286 с.
  65. , B.C. Критерии и уровни готовности будущего педагога к исследовательской деятельности / B.C. Лазарев, H.H. Ставринова // Педагогика. 2006. — № 2. — С. 51−59.
  66. , М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М. М. Левина. М., Издательский центр «Академия», 2001. -272 с.
  67. , М.М. Некоторые психологические аспекты проведения имитационных игр / М. М. Лебедева // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. — 1980. № 3. — С.9−11.
  68. , A.A. Психология общения Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / A.A. Леонтьев. 4-е изд. — М.: Смысл- Академия, 2007. — 366с.
  69. , Р.Н. Шаг к формированию профессионализма / Р. Н. Лепедина, Л. Н. Мельникова // Специалист. 2000. — № 6. — С. 26−27.
  70. , A.A. Основы профессионально-педагогичекого общения / A.A. Лобанов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. -192 с.
  71. , Б. Ф. Общение и социальная регуляция в поведении / Б. Ф. Ломов М., 1985. — 167с.
  72. , О.Г. Методика диагностики устойчивости профессиональной направленности личности / О. Г. Лопухова // Журнал прикладной психологии. 2003. — № 1. — С. 21−24.
  73. , И.П. Психологические условия личностно-профессионального развития студентов вуза / И. П. Лотова // Педагогика. -2008. № 5. — С.59−63.
  74. , B.C. Исследование мотивации профессионального развития / B.C. Лукина // Вопросы психологии. 2004. — № 5. — С. 25−33.
  75. , М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М. И. Лукьянова // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 56−61.
  76. , В.И. Педагогическая антропология / В. И. Максакова. М.: Академия, 2004. — 208 с.
  77. , Г. И. Методы моделирования и анализа ситуации в социально-психологическом тренинге / Г. И. Марасанов. Киров, 1994. -143 с.
  78. , Г. И. Социально-психологический тренинг / Г. И. Марасанов. М., 2001. — 153 с.
  79. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М., 1996.-268 с.
  80. , А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М., 1993.-274 с.
  81. , О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование / О. И. Матьяш // Образовательные технологии. 2004. — № 1. — С. 10−2.
  82. , В.А. Введение в педагогическую профессию / В.А.
  83. , М.Н. Ермоленко. М., 1999. — 288 с.1
  84. , JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя / JI.M. Митина // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С.58−64.
  85. , H.A. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / H.A. Морева. М.: Издательский центр «Академия», 2(|05. — 432 с.
  86. , Н.Б. Минимизация личностно-профессиональных деформаций педагогов / Н. Б. Москвина // Педагогика. 2005. — № 5. — С. 6471.
  87. , О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека / О. В. Москаленко // Мир психологии. 2004.-№ 4. -С. 168−178.
  88. , A.B. Учитель: мастерство и вдохновение / A.B. Мудрик. -М., 1986.-289 с.
  89. , В.Н. Психология отношений Текст.: избр.псих.труды / В. Н. Мясищев- под ред. Бодалева A.A. М.-Воронеж: Изд-во Мое. психолого-соц.ин-та- МОДЭК, 2004. — 400 с.
  90. , С.Д. Рефлексия профессиональной деятельности в игровом обучении / С. Д. Неверкович // Психологическая наука и образование. 2000. — № 2. — С.
  91. Образование в вузе и прикладная психология / под ред. JI. B Шибаевой. Орел, ОГУ, 2002. — 74 с.
  92. , П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П. И. Образцов. СПб.: Питер, 2004. — 268 с.
  93. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М., Русский язык, 1982. — 816 с.
  94. A.A. Динамика личностного и профессионального роста студента педвуза / A.A. Орлов, Е. И. Исаев, И. Л. Федотенко, И. М. Туревский // Педагогика. 2004. — № 3.- С. 53−60.
  95. , A.A. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус / A.A. Орлов // Педагогика. 1999. — № 6. — С.
  96. , И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии / И. В. Орлова. СПб.: Речь, 2006.-128 с.
  97. Основы педагогического мастерства / под ред. И. А. Андриани,
  98. И.В. Котова, E.H. Шиярова. М., 1999. — 247 с.1
  99. Основы педагогического мастерства / под ред. И. А. Зязюна. -М., 1989. -213 с.
  100. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. М., 1998. — 236 с.
  101. , Е.А. Знаки общения / Е. А. Петрова М., 2001. — 256 с.
  102. , JI.A. Компетентность в общении / JI.A. Петровская. -М., 1989.- 147 с.
  103. , П.И. Искусство преподавания / П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов. М., 1999. — 148 с.
  104. , Т.Н. Коммуникативная компетентность педагога-менеджера / Т. Н. Пилыцикова, И. А. Сасова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. -№ 3.~ С. 48−51.
  105. , A.C. Социально-психологический тренинг межличностного общения / A.C. Прутченков. М., 1991. — 190 с.
  106. , A.C. Школа жизни / A.C. Прутченков. М., 2000. — 127 с.
  107. , Н.С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении / Н. С. Пряжников // Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С.92−100.
  108. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. Изд-во Питер, 2003. — 867 с.
  109. , Н.Е. Формирование психологической и эмоционально-экспрессивной культуры школьников / Н. Е. Разенкова // Педагогическое образование и наука. 2003. — № 31. — С. 42−46.
  110. , Д.М. Тренинг личностного роста: Учебное пособие / Д. М. Рамендик. -М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. 178 с.
  111. , JI.A. Тренинг педагогической наблюдательности JI.A. Регуш // Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С.86−93.
  112. , Н. Творческая мастерская преподавателя педагогики / Н. Реуцкая, Н. Подольская // Дошкольное воспитание. 1997. — № 9. -С.8−12.
  113. , П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: рождение мастера / П. Е. Решетников. М.: В л ад ос, 2000.-304 с.
  114. , П.Е. Обучение профессиональной деятельности студентов педколледжа / П. Е. Решетников // Педагогика. 1997. — № 4. -С.10−14. |!
  115. , К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / под общ. ред. Л. П. Петровской. 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993. — 368 с. с ил.
  116. , И.И. Основы педагогики общения / И. И. Рыданова. -Минск, 1998.-319с.
  117. , Б. И. Психологические условия подготовки будущих учителей / Б. И. Сарсенбаева // Психологическая наука и образование. 2005.-№ 1.-С. 16−27.
  118. , Г. Н. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников / Г. Н. Сартан. М.: изд-во «Смысл», 1993. -32 с.
  119. , Ю.А. Учебный процесс: сотворчество педагогов иучащихся / Ю. А. Сенько // Педагогика, 1997. — № 3. — С. 12−16.i!
  120. , Т.П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий / Т. П. Скрипкина // Вопросы психологии. 1999. — № 5. -С.21−34.
  121. , В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. -М., 2003.-278 с.
  122. , В.А. Человек творческий как цель воспитания / В. А. Сластенин, JI.C. Подымова // Ученые записки Курского государственногоуниверситета: сб. ст. Курск, 2004. — № 1. — С. 148−156.i!
  123. , В.П. Проблемы социально-педагогического образования: коммуникативный подход / В. П. Сморчкова // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 1. — С.24−27.
  124. Советский энциклопедический словарь / под общ. ред. Г. М. Прохорова. 3-е изд. — М.: «Советская энциклопедия», 1985. — 1600 с. с ил.
  125. , В.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг / В. А. Соснин, П. А. Лунев. М., 1993. — 179 с.
  126. , М.И. Психология общения. Курс лекций / М. И. Станкин. — Москва-Воронеж, 2000. 242 с.
  127. , Ю.В. Тренинг коммуникативной компетенции / Ю. В. Суховершина, Е. П. Тихомирова, Ю. Е. Скоромная. М.: Академический проект- Трикста, 2006. — 112 с.
  128. , Н.Д. Формирование приемов общения студентов и преподавателей / Н. Д. Творогова // Вопросы психологии. 1983. — № 6. -С.88−91.
  129. Теория и технология формирования профессионально-педагогической культуры / под ред.'И.Ф. Исаева. Белгород, 1999. -228 с.
  130. , Е.Б. Формирование профессионального интереса у будущих учителей / Е. Б. Тесле // Педагогика. 2000. — № 7. — С. 23−26.
  131. , К. Тренинг: настольная книга тренера / К. Торн, Д. Маккей. СПб, 2001.- 178 с.
  132. , А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы / А. И. Уман. М., 1997. — 208 с.
  133. , С.Н. Профессиональная культура педагога / С. Н. Федорова // Педагогика. 2006. — № 2. — С. 65−71.
  134. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  135. , К.В. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего /К.В. Фоппель. -М., 2001. 123 с.
  136. , М. Характеристика социально-психологического тренинга поведения / М. Форверг, Т. Альберт // Психологический журнал. -1984.-№ 4.-С. 32−34.
  137. , А.Н. Научно-теоретические основания прикладных исследований формирования методологической культуры учителя А.Н. Ходусов // Ученые записки Курского государственного университета. -2004, 31.-С. 156−163.
  138. , О.В. Особенности профессиональных умений в деятельности педагога / О. В. Черникова // Психологическая наука и образование. 2005. — № 3. С. 68−74.
  139. , В.А. Социальная психология / В. А. Чернобай. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 256 с.
  140. , А.П. Педагогическая техника в работе учителя / А. П. Чернявская. М., 2001. — 157 с.
  141. , С. А. Диалог как основа педагогического общения / С. А. Шейн // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 44−53.
  142. , Н.Л. Реализация педагогического творчества / Н. Л. Шеховская // Специалист. № 5 — 1999. — С.2−5.
  143. , А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и1обыденной жизни / А. Штангль. М., 1988. — 168 с.
  144. , А.З. Развитие эмпатии в психологической подготовке учителя / А. З. Штейнмец // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 79−84.
  145. , И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С: Якиманская // Вопросы психологии. -1995.-№ 2.-С. 31−42.
  146. , И.Э. Развитие профессионально-смыслового потенциала личности будущего учителя / И. Э. Ярмакеев // Педагогика. -2006.-№ 2.-С. 43−51.
  147. , Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей / Т. С. Яценко. Киев, 1987. — 134 с.
Заполнить форму текущей работой