Формирование в вузе коммуникативной культуры будущих преподавателей средствами тренинга педагогического общения
Диссертация
Проверка эффективности разработанной нами модели формирования коммуникативной культуры средствами тренинга педагогического общения на основе личностно-ориентированной технологии обучения осуществлялась в ходе формирующего эксперимента на базе ГОУ ВПО «Орловский государственный университет». ''Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о положительной динамике, так на контрольном… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Научно-теоретические основы формирования коммуникативной культуры педагогов
- 1. 1. Коммуникативная культура преподавателя как психолого-педагогический феномен
- 1. 2. Теоретическая модель формирования коммуникативной культуры будущих преподавателей средствами тренинга педагогического общения
- 1. 3. Выбор и обоснование критериев, показателей и уровней сформированное&trade- коммуникативной культуры будущих преподавателей
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования в вузе коммуникативной культуры будущих преподавателей средствами тренинга педагогического общения
- 2. 1. Разработка личностно-ориентированной технологии формирования ЮЗ коммуникативной культуры будущих преподавателей средствами тренинга педагогического общения
- 2. 2. Динамика формирования коммуникативной культуры будущих преподавателей на основе использования тренинга педагогического общения 128 (результаты экспериментальной работы)
- 2. 3. Педагогические условия формирования в вузе коммуникативной культуры будущих преподавателей
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абрамова, Г. С. Деловые игры: теория и организация / Г. С. Абрамова, В. А. Степанов. Екатеринбург, 1999. — 152 с.
- Авершин, В.И. Пути повышения учительского мастерства в современных условиях / В. И. Авершин // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 4−8.
- Аксенова, Г. И. Студент .как субъект образовательного процесса / Г. И. Аксенова. Москва-Рязань: РИНФО, 1998. — 160 с.
- Алексеев, М.В. Культурологический подход к образовательной технологии / М. В. Алексеев // Педагогические технологии. 2005. — № 3. — С. 3−15.
- Андреев, A.JI. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / A.JT. Андреев // Педагогика, 2005, № 4, стр. 19−27.
- Андреева, Г. М. Социальная психология. Учеб. для высших учеб. завед. / Г. М. Андреева. М.: Аст Пресс, 1998. 376 с.
- Арнольдов, А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию / А. И. Арнольдов. М., 1992. — 124 с.
- Ахизер, A.C. Философские основы социокультурной теории и методологии / A.C. Ахизер // Вопросы философии. 2000. — № 9. — С. 8−14.
- Ахияров, К.Ш. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей / К. Ш. Аиняров, А. Ф. Амиров // Педагогика. 2002. — № 3. -С.50−54.
- Ахметова, Д. Преподаватель вуза и инновационные технологии / Д. Ахметова, JI. Гурье // Высшее образование в России. — 2001. № 2. — С. 138−145.
- Базелюк, В. Деструктивно-тормозящая и конструктивно-развивающая стратегии разрешения педагогических конфликтов / В. Базелюк // Педагогическая техника. 2005. — № 5. — С. 117−124.
- Баранов, Г. Ю. От творчества преподавателя к творчеству студента / Г. Ю. Баранов // Специалист. 1999. — № 6. — С. 22−24.
- Беляева, А.П. Тенденции развития профессионального образования / А. П. Беляева // Педагогика. 2003. — № 6. — С. 21−27.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: 1995. — 144 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Борисова, С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга / С. Е. Борисова // Вопросы психологии. 1999. -№ 4.-С. 52−58.
- Боуд, Д. Включение рефлексии в профессиональные курсы / Д. Боуд, Д. Уолкер // Психология обучения. 1999. — № 6. — С. 24.
- Вачков, И.В. Технология проведения группового тренинга / И. В. Вачков // Школьные технологии. 2001. — № 1. — С. 6−12.
- Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. М., 1991. — 208 с.
- Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. М.: НМЦСПО, 1999.-538 с.
- Видт, И. Культура учителя условие желаемое или необходимое? / И. Видт // Учитель. — 2001. — № 6. — С. 79 — 81.
- Виленский, М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебн. пособие / В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман /под ред. В. А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 192 с.
- Воронин, В.Н. Тренинг делового общения / В. Н. Воронин. М., 1991.-234 с.
- Горбушина, О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения / О. П. Горбушина. Cri6.: Питер, 2007. — 176с.
- Горгонова, Т.А. Путь к профессии учителя / Т. А. Горгонова, И. И. Королева. М., 1981. — 168 с.
- Грехнев, B.C. Культура педагогического общения / Грехнев B.C. -М., 1990.- 187 с.
- Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков / А. Г. Грецов. -СПб.: Питер, 2007.- 160 с.
- Гуревич П.С. Философия культуры / П. С. Гуревич. М., 1994.136 с.
- Дахин, А.Н. Содержание образования как культуросообразная модель жизнедеятельности / А. Н. Дахин // Стандарт и мониторинг в образовании. 2003. — № 6. — С.3−15.
- Деркач, A.A. Психология развития профессионала / A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. М., РАГС, 2000. — 124 с.
- Дмитриенко, Т.А. Образовательные технологии в системе высшей школы / Т. А. Дмитриенко // Педагогика. 2004. — № 2. — С.54−60.
- Добрович, А.Н. Общение: наука и искусство / А. Н. Добрович. -М., 1980.-98 с.
- Дубовицкая, Т.Д. '' Диагностика профессиональной направленности студентов / Т-.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. 2004. — № 2. — С. 82−86.
- Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга / О. В. Евтихов. СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 256 с.
- Емельянов, Ю.Н. Дктивное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. Л., 1995. — 342 с.
- Емельянов, Ю.Н. Активные групповые методы социально-психологической подготовки специалистов / Ю. Н. Емельянов // Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С. 88−95.
- Емельянов, Ю.Н. Социально-психологическое проектирование в педагогике / Ю. Н. Емельянов // Вопросы психологии. 1988 — № 1. -С.26−33.
- Жуков, Ю.М. Введение в практическую социальную психологию / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, ПЗ. Растянников. М.: Смысл, 1996. — 373 с.
- Жутикова, Н. В. Учителю о практике психологической помощи / Н. В. Жутикова. М., 1998. — 176 с.
- Захарченко, Е.Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация / Е. Ю. Захарченко // Педагогика. 1999. — № 3. -С. 6−10.
- Ивашов, А.Н. Методика исследования коммуникативных установок личности / А. Н. Ивашов, Е. В. Заика // Вопросы психологии. -1991. -№ 5. С.162−167. ,!
- Исаев, И.Ф. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность / И. Ф. Исаев, Л. Н. Макарова. Белгород, 2002. — 340 с.
- Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -208 с.
- Исаев, И.Ф. Творческая самореализация учителя, культурологический подход / И. Ф. Исаев, М. И. Ситникова. М. — Белгород, 1999.-287 с.
- Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. М. Белгород, 1993. — 367 с.
- Казанцева, Л. А. Мониторинг развития методологической культуры студентов будущих преподавателей / Л. А. Казанцева, С .Я. Казанцев // Педагогическое образование и наука. — 2005. — № 4. — С. 11−14.
- Казаренков, В.П. Выскпая школа: социально-педагогическое взаимодействие / В. П. Казаренков, Т. Б. Казаренкова // Педагогика. 2000. -№ 5.-С. 64−69.
- Калюжный, А. Технология построения имиджа учителя / А. Калюжный // Педагогическая техника. 2005. — № 5. — С. 103−109.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическое общение как предмет •теоретического и прикладного исследования / В.А. Кан-Калик, Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С. 9−17.
- Кан-Калик, В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения / В.А. Кан-Калик. М., 1990. — 32 с.
- Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. -М., 1987.-48с.
- Караваев, А.Ф. Психологическое обеспечение формирования и развития личности: учебно-методическое пособие / А. Ф. Караваев, В. Е. Петров. М., 2006. — 144 с.
- Карякина, С.Н. Методики изучения профессиональной деятельности и личности педагога / С. Н. Карякина. Орел: издат-во ОГУ, 2004.-30 с.
- Клюева, Н.В. Программа социально-психологического тренинга для педагогов (руководство для ведущего группы) / Н. В. Клюева. СПб, 1992.-221 с.
- Конюшенко, С.М. Формирование информационной культуры педагога / С. М. Конюшенко // Стандарты и мониторинг в образовании. -2004. -№ 3, — С. 41−48.
- Кореляков, Ю.А. Психологические аспекты оптимизации развития профессиональной направленности личности в контекстешкольного взаимодействия / Ю. А. Кореляков // Журнал прикладной психологии. 2003, -№ 1.-С. 10−13.
- Кочюнас, Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия / Р. Кочюнас. М., 2002. — 240 с.
- Кравченко, А.И. Культурология: уч. пособие для вузов / А. И. Кравченко. -М.: Проект, 2001. 96, с.1ч
- Кривцова, С. Учитель и проблемы дисциплины или как приемлемо отвечать на неприемлемое поведение учеников / С. Кривцова, Е. Мухаматуллина // Педагогическая техника. 2004. — № 2. — С. 43−51.
- Крупник, Е.П. Теоретические аспекты психологической11культуры межличностных взаимодействий / Е. П. Крупник, Т. Б. Сизова // Мир психологии. Москва-Воронеж, 2001. — № 3. — С. 15−19.
- Крушельницкая, О.Б. Условия эффективности перцептивного общения преподавателя со студентами / О. Б. Крушельницкая, A.C. Панасюк // Психологическая наука и образование. 2003. — № 3. — С. 11−18.
- Кузнецова, Т.В. Культура: теории и проблемы / Т. В. Кузнецова, В. М. Межцев, И. Ю. Шайтанов. М., 1995. — 299 с.
- Культурологический подход в теории и практике педагогического образования / под ред. И. Ф. Исаева. — Белгород, 1999. -321 с.
- Лабункая, В.А. Психология затрудненного общения / В. А. Лабункая, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. М., 2001. — 286 с.
- Лазарев, B.C. Критерии и уровни готовности будущего педагога к исследовательской деятельности / B.C. Лазарев, H.H. Ставринова // Педагогика. 2006. — № 2. — С. 51−59.
- Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М. М. Левина. М., Издательский центр «Академия», 2001. -272 с.
- Лебедева, М.М. Некоторые психологические аспекты проведения имитационных игр / М. М. Лебедева // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. — 1980. № 3. — С.9−11.
- Леонтьев, A.A. Психология общения Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / A.A. Леонтьев. 4-е изд. — М.: Смысл- Академия, 2007. — 366с.
- Лепедина, Р.Н. Шаг к формированию профессионализма / Р. Н. Лепедина, Л. Н. Мельникова // Специалист. 2000. — № 6. — С. 26−27.
- Лобанов, A.A. Основы профессионально-педагогичекого общения / A.A. Лобанов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. -192 с.
- Ломов, Б. Ф. Общение и социальная регуляция в поведении / Б. Ф. Ломов М., 1985. — 167с.
- Лопухова, О.Г. Методика диагностики устойчивости профессиональной направленности личности / О. Г. Лопухова // Журнал прикладной психологии. 2003. — № 1. — С. 21−24.
- Лотова, И.П. Психологические условия личностно-профессионального развития студентов вуза / И. П. Лотова // Педагогика. -2008. № 5. — С.59−63.
- Лукина, B.C. Исследование мотивации профессионального развития / B.C. Лукина // Вопросы психологии. 2004. — № 5. — С. 25−33.
- Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М. И. Лукьянова // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 56−61.
- Максакова, В.И. Педагогическая антропология / В. И. Максакова. М.: Академия, 2004. — 208 с.
- Марасанов, Г. И. Методы моделирования и анализа ситуации в социально-психологическом тренинге / Г. И. Марасанов. Киров, 1994. -143 с.
- Марасанов, Г. И. Социально-психологический тренинг / Г. И. Марасанов. М., 2001. — 153 с.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М., 1996.-268 с.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М., 1993.-274 с.
- Матьяш, О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование / О. И. Матьяш // Образовательные технологии. 2004. — № 1. — С. 10−2.
- Мижериков, В.А. Введение в педагогическую профессию / В.А.
- Мижериков, М.Н. Ермоленко. М., 1999. — 288 с.1
- Митина, JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя / JI.M. Митина // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С.58−64.
- Морева, H.A. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / H.A. Морева. М.: Издательский центр «Академия», 2(|05. — 432 с.
- Москвина, Н.Б. Минимизация личностно-профессиональных деформаций педагогов / Н. Б. Москвина // Педагогика. 2005. — № 5. — С. 6471.
- Москаленко, О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека / О. В. Москаленко // Мир психологии. 2004.-№ 4. -С. 168−178.
- Мудрик, A.B. Учитель: мастерство и вдохновение / A.B. Мудрик. -М., 1986.-289 с.
- Мясищев, В.Н. Психология отношений Текст.: избр.псих.труды / В. Н. Мясищев- под ред. Бодалева A.A. М.-Воронеж: Изд-во Мое. психолого-соц.ин-та- МОДЭК, 2004. — 400 с.
- Неверкович, С.Д. Рефлексия профессиональной деятельности в игровом обучении / С. Д. Неверкович // Психологическая наука и образование. 2000. — № 2. — С.
- Образование в вузе и прикладная психология / под ред. JI. B Шибаевой. Орел, ОГУ, 2002. — 74 с.
- Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П. И. Образцов. СПб.: Питер, 2004. — 268 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М., Русский язык, 1982. — 816 с.
- Орлов A.A. Динамика личностного и профессионального роста студента педвуза / A.A. Орлов, Е. И. Исаев, И. Л. Федотенко, И. М. Туревский // Педагогика. 2004. — № 3.- С. 53−60.
- Орлов, A.A. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус / A.A. Орлов // Педагогика. 1999. — № 6. — С.
- Орлова, И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии / И. В. Орлова. СПб.: Речь, 2006.-128 с.
- Основы педагогического мастерства / под ред. И. А. Андриани,
- И.В. Котова, E.H. Шиярова. М., 1999. — 247 с.1
- Основы педагогического мастерства / под ред. И. А. Зязюна. -М., 1989. -213 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. М., 1998. — 236 с.
- Петрова, Е.А. Знаки общения / Е. А. Петрова М., 2001. — 256 с.
- Петровская, JI.A. Компетентность в общении / JI.A. Петровская. -М., 1989.- 147 с.
- Пидкасистый, П.И. Искусство преподавания / П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов. М., 1999. — 148 с.
- Пилыцикова, Т.Н. Коммуникативная компетентность педагога-менеджера / Т. Н. Пилыцикова, И. А. Сасова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. -№ 3.~ С. 48−51.
- Прутченков, A.C. Социально-психологический тренинг межличностного общения / A.C. Прутченков. М., 1991. — 190 с.
- Прутченков, A.C. Школа жизни / A.C. Прутченков. М., 2000. — 127 с.
- Пряжников, Н.С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении / Н. С. Пряжников // Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С.92−100.
- Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. Изд-во Питер, 2003. — 867 с.
- Разенкова, Н.Е. Формирование психологической и эмоционально-экспрессивной культуры школьников / Н. Е. Разенкова // Педагогическое образование и наука. 2003. — № 31. — С. 42−46.
- Рамендик, Д.М. Тренинг личностного роста: Учебное пособие / Д. М. Рамендик. -М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. 178 с.
- Регуш, JI.A. Тренинг педагогической наблюдательности JI.A. Регуш // Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С.86−93.
- Реуцкая, Н. Творческая мастерская преподавателя педагогики / Н. Реуцкая, Н. Подольская // Дошкольное воспитание. 1997. — № 9. -С.8−12.
- Решетников, П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: рождение мастера / П. Е. Решетников. М.: В л ад ос, 2000.-304 с.
- Решетников, П.Е. Обучение профессиональной деятельности студентов педколледжа / П. Е. Решетников // Педагогика. 1997. — № 4. -С.10−14. |!
- Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / под общ. ред. Л. П. Петровской. 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993. — 368 с. с ил.
- Рыданова, И.И. Основы педагогики общения / И. И. Рыданова. -Минск, 1998.-319с.
- Сарсенбаева, Б. И. Психологические условия подготовки будущих учителей / Б. И. Сарсенбаева // Психологическая наука и образование. 2005.-№ 1.-С. 16−27.
- Сартан, Г. Н. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников / Г. Н. Сартан. М.: изд-во «Смысл», 1993. -32 с.
- Сенько, Ю.А. Учебный процесс: сотворчество педагогов иучащихся / Ю. А. Сенько // Педагогика, 1997. — № 3. — С. 12−16.i!
- Скрипкина, Т.П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий / Т. П. Скрипкина // Вопросы психологии. 1999. — № 5. -С.21−34.
- Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. -М., 2003.-278 с.
- Сластенин, В.А. Человек творческий как цель воспитания / В. А. Сластенин, JI.C. Подымова // Ученые записки Курского государственногоуниверситета: сб. ст. Курск, 2004. — № 1. — С. 148−156.i!
- Сморчкова, В.П. Проблемы социально-педагогического образования: коммуникативный подход / В. П. Сморчкова // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 1. — С.24−27.
- Советский энциклопедический словарь / под общ. ред. Г. М. Прохорова. 3-е изд. — М.: «Советская энциклопедия», 1985. — 1600 с. с ил.
- Соснин, В.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг / В. А. Соснин, П. А. Лунев. М., 1993. — 179 с.
- Станкин, М.И. Психология общения. Курс лекций / М. И. Станкин. — Москва-Воронеж, 2000. 242 с.
- Суховершина, Ю.В. Тренинг коммуникативной компетенции / Ю. В. Суховершина, Е. П. Тихомирова, Ю. Е. Скоромная. М.: Академический проект- Трикста, 2006. — 112 с.
- Творогова, Н.Д. Формирование приемов общения студентов и преподавателей / Н. Д. Творогова // Вопросы психологии. 1983. — № 6. -С.88−91.
- Теория и технология формирования профессионально-педагогической культуры / под ред.'И.Ф. Исаева. Белгород, 1999. -228 с.
- Тесле, Е.Б. Формирование профессионального интереса у будущих учителей / Е. Б. Тесле // Педагогика. 2000. — № 7. — С. 23−26.
- Торн, К. Тренинг: настольная книга тренера / К. Торн, Д. Маккей. СПб, 2001.- 178 с.
- Уман, А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы / А. И. Уман. М., 1997. — 208 с.
- Федорова, С.Н. Профессиональная культура педагога / С. Н. Федорова // Педагогика. 2006. — № 2. — С. 65−71.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
- Фоппель, К.В. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего /К.В. Фоппель. -М., 2001. 123 с.
- Форверг, М. Характеристика социально-психологического тренинга поведения / М. Форверг, Т. Альберт // Психологический журнал. -1984.-№ 4.-С. 32−34.
- Ходусов, А.Н. Научно-теоретические основания прикладных исследований формирования методологической культуры учителя А.Н. Ходусов // Ученые записки Курского государственного университета. -2004, 31.-С. 156−163.
- Черникова, О.В. Особенности профессиональных умений в деятельности педагога / О. В. Черникова // Психологическая наука и образование. 2005. — № 3. С. 68−74.
- Чернобай, В.А. Социальная психология / В. А. Чернобай. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 256 с.
- Чернявская, А.П. Педагогическая техника в работе учителя / А. П. Чернявская. М., 2001. — 157 с.
- Шейн, С. А. Диалог как основа педагогического общения / С. А. Шейн // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 44−53.
- Шеховская, Н.Л. Реализация педагогического творчества / Н. Л. Шеховская // Специалист. № 5 — 1999. — С.2−5.
- Штангль, А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и1обыденной жизни / А. Штангль. М., 1988. — 168 с.
- Штейнмец, А.З. Развитие эмпатии в психологической подготовке учителя / А. З. Штейнмец // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 79−84.
- Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С: Якиманская // Вопросы психологии. -1995.-№ 2.-С. 31−42.
- Ярмакеев, И.Э. Развитие профессионально-смыслового потенциала личности будущего учителя / И. Э. Ярмакеев // Педагогика. -2006.-№ 2.-С. 43−51.
- Яценко, Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей / Т. С. Яценко. Киев, 1987. — 134 с.