Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Полоролевая дифференциация педагогического воздействия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нельзя сказать, чтобы полоролевая дифференциация была проста в своем воплощении. Сложность связана с тем, что человек одновременно выступает в нескольких своих социальных ролях: человека, товарища, покупателя, слушателя, пассажира, члена семьи, профессионала, гражданина, мужа, жены, бабушки… и т. д. Мальчики и девочки тоже одновременно выступают в разных своих ролях: вообще человека… Читать ещё >

Полоролевая дифференциация педагогического воздействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Присутствие в группе, с которой работает педагог, мальчиков и девочек, предписывает еще одну особенность профессионального воздействия, а именно: оно должно содержать в себе полоролевую дифференциацию детей, ориентированную на природно-социальное противоречие между мужчиной и женщиной как двух полярностей и проецирующую формирование в мальчиках и девочках основных черт будущих мужчин и женщин, а если точнее, развитие у мальчиков и девочек способности выполнять достойно свои социальные роли мужчины и женщины.

Во взаимодействии взрослых людей такая дифференциация естественна, но и она не всегда реализуется в силу социально-исторических и культурологических причин. Роль мужчины и роль женщины в обществе стирается под влиянием женской эмансипации, из-за наделения женщин и мужчин одинаковыми политическими и гражданскими правами, вторжения женщин в сферу деятельности, исторически принадлежавшей мужчинам, перерождения семейного патриархата в биархат («двувластие») и других социально-психологических причин.

Но язык, невзирая на все перевороты и падения общественного развития, сохраняет открытую человечеством амбивалентность: «дама — господин», «девушка — юноша», «девочка — мальчик», «парень — девка», «девица — молодец», «сударыня — сударь», «мужик — баба», «мужчина — женщина».

Сохранение полоролевого различия — залог гармонии отношений мужчины и женщины. Пренебрежение половыми различиями вносит рассогласование отношений, пустые конфликты, немотивированную конфронтацию и в итоге проживание состояния несчастья одинокого мужчины или одинокой женщины. Педагоги, зная о жизненно важной роли половых взаимоотношений, содействуют в рамках своей профессиональной работы воспитанию у детей культуры этих отношений «здесь и сейчас». И производят такое различие во всех возрастах, наделяя подрастающего человека чудесными способностями достойно играть роль сильного мужчины и прекрасной дамы — по мере возрастания и возмужания.

Педагогические границы этих влияний ограничивают социальнопсихологическую сферу, оставляя за пределами вопросы физиологического, физического, сексуального порядка — того, что не входит в профессиональную компетенцию педагога.

Нельзя сказать, чтобы полоролевая дифференциация была проста в своем воплощении. Сложность связана с тем, что человек одновременно выступает в нескольких своих социальных ролях: человека, товарища, покупателя, слушателя, пассажира, члена семьи, профессионала, гражданина, мужа, жены, бабушки… и т. д. Мальчики и девочки тоже одновременно выступают в разных своих ролях: вообще человека и человека-мальчика или человека-девочки, вообще товарища и друга или подруги, вообще ученика и ученика-мальчика или ученицы, вообще ребенка и сына или дочери. Говоря о половом различении, ни в коем случае нельзя пренебрегать общей ролью человека, школьника, юного гражданина.

Профессиональная тонкость прячется лишь в умении педагога исходить из ситуации, которая обусловливает центральную социальную роль.

Полоролевая дифференциация — это производимые педагогом различия во взаимодействии с детьми, помогающие ребенку осваивать свою социальную роль, предписанную культурой пола.

«Быть человеком» и «быть мужчиной» или «быть дамой» необходимо в любой ситуации. Это совмещение — нелегкое искусство.

Амбивалентность мира разграничивает социально-половые роли прямо противоположным порядком. Культура предписывает мужчине роль «сильного», роль «лидера» и роль «почитателя дамы». Женщине предписана роль «слабой», роль «ведомой», роль «прекрасной». Не вдаваясь в глубину вопроса, отметим, что ни одна из этих ролей не может быть реально исполнена без наличности полярной роли противоположного пола.

Нет «сильного» там, где нет «слабой». Не может появиться «лидер» там, где нет «ведомых», и трудно «почитать» того, кто не хочет исполнять роль «прекрасной».

Что же касается качественных характеристик такого ролевого поведения, то они не вызывают сомнений в общественном мнении, подкрепленные опытом исторического развития человечества на земле.

Мужчина:

  • • защитник, помощник, исполняет тяжелую работу;
  • • стратег, наделен ответственностью и полномочиями лидера;
  • • оказывает знаки внимания даме, поет гимны женщине;
  • • великодушен и нежен по отношению к детям и женщинам.

Женщина:

  • • заботится о защитниках;
  • • просит мужчин о помощи;
  • • выполняет тонкую работу;
  • • хороший тактик, возлагает на мужчину ответственность и особые полномочия;
  • • принимает знаки внимания;
  • • благодарит за гимны;
  • • вдохновляет на большие дела, считая это своей основной миссией.

Укажем на некоторые моменты воздействия педагога, могущие содействовать такой дифференциации:

  • • обращение к детям, подчеркивающее социальные половые роли всех присутствующих;
  • • просьба в адрес детей, произносимая с учетом половой принадлежности адресата просьбы;
  • • внедрение традиционных различий поведения детей;
  • • наделение детей разными полномочиями в соответствии с их половой принадлежностью;
  • • различие в реакции на поступок с учетом пола субъекта поступка;
  • • педагогическая реплика по поводу события, персонажами которого были носители того либо другого пола.

Если обобщить все конкретные воздействия, то производимую педагогом полоролевую дифференциацию можно представить как систему трех профессиональных операций: номинации, инициирования и организации.

Номинация производится во имя того, чтобы ребенок соотносил себя со своей социально-половой ролью при выстраивании поведения — идентифицировал себя как представителя мужчин или женщин.

Педагог обращается к ученикам: «Дамы и господа!», «Юноши и девушки!», «Девочки и мальчики!», «Судари и сударыни!», «Милые леди и уважаемые джентльмены!».

Педагог говорит: «В нашей группе есть дамы…», или «Присутствующие здесь юноши…», или «Девушкам будет удобнее, если юноши…».

Номинация совершается через обращение или через простое указание на половую принадлежность присутствующих.

Инициирование предъявляет культуросообразное поведение мужчины и женщины как общепринятый эталон культуры и благодаря такой картинке стимулирует активное следование детьми предложенному образцу. Назначение инициирования — формировать в сознании детей культуросообразный поведенческий эталон мужского и женского вариантов.

Демонстрируется фрагмент кинофильма… Рассматриваются репродукции портретов сильных мужчин и прекрасных женщин… В школе педагоги предстают перед детьми в своем полоролевом поведении как пример этико-психологического различия мужчин и женщин. Ссылки на обычаи, намеки на ожидаемое поведение мальчиков или девочек, инструментовка ожидаемого поведения — все это педагогические формы операции инициирования.

В сущности, инициирование — это тонкая инструкция поведенческого плана, помогающая детям выстроить адекватное образу мужчины и образу женщины поведение.

На уровне организационном полоролевая дифференциация проводится, если первые две операции успешно осуществлены, и можно оснащать детей опытом культуросообразного поведения. Накопление практического поведенческого опыта и поведенческих привычек организуется педагогической просьбой, деловым распоряжением, возложением особых полномочий в каких-то делах, предварительным договором о поведении в предстоящем деле.

Туристы договорились, что тяжелые рюкзаки несут «мужчины», костер разводят тоже они, а обед приготовлять станут «дамы» — у них это получится очень хорошо…

Педагог просит «джентльменов» остаться, чтобы приготовить зал к танцам, пока «леди» приведут в порядок свой танцевальный наряд…

Учитель физики распорядился относительно завершения лабораторной работы: юноши переносят аппаратуру в шкафы. А девушек он попросил вымыть стеклянную посуду…

В заключение выделим главнейшее условие реализации идеи полоролевой дифференциации детей.

Педагоги-мужчины и педагоги-женщины предъявляют своим каждодневным поведением эталонный вариант полоролевого поведения, обладающего наибольшей силой педагогического влияния.

Педагоги не могут забывать о собственной половой принадлежности, и все высокие нормы культуры в отношении социальной роли мужчины и социальной роли женщины касаются их напрямую, несмотря на то что для детей, казалось бы, они выступают прежде всего в облике «преподавателя», «учителя», «педагога», «администратора». Все педагоги-женщины — это прекрасные дамы. Все педагоги-мужчины — сильные и благородные люди. Так должно быть. Разумеется, с некоторыми отступлениями.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой