Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические основы семейного воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работающие семейные пары нередко жалуются на дефицит времени, при котором они не могут реализовать свои домашние обязанности. Координирующие графики, при которых в период работы одного супруга другой не работает (разные смены, скользящий график) отчасти решают проблему ухода за детьми, ведения домашнего хозяйства, но могут привести при длительном несовпадении времени отдыха к недовольству… Читать ещё >

Теоретические основы семейного воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы современной семьи

Семья является важнейшей частью жизни любого человека. Именно в ней начинается и протекает социальная жизнь. Здесь регулируются и контролируются различные стороны жизни на основе принципов, норм, правил и установок, принятых в обществе.

Именно семья дарит человеку ощущение стабильности, помогает поддерживать связь со старыми поколениями и создавать новые. Семья рассказывает нам о прошлом, помогает в настоящей и формирует в будущем. Одновременно семья является самой сплочённой и стабильной ячейкой общества. Однако жизнь современного человека сложна и многогранна. Перед ним встает множество проблем. Еще Сухомлинский говорил: «Семейная жизнь, может быть, и никогда не бывает сплошным праздником. Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье». Эти слова актуальны и сейчас.

Существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в большой мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны.

Материальное благополучие семьи определяется наличием необходимых для удовлетворения потребностей каждого члена семьи. В классическом виде выделяются несколько функции семьи. Важнейшей из них является репродуктивная функция. Она заключается в рождении детей. В настоящее время эта функция реализуется не в полной мере. Причиной этого является тяжёлое материальное положение семьи, сексуальная и психологическая несовместимость супругов, занятость женщины, нежелание иметь детей.

Еще одна функция семьи направлена на воспитание ребёнка. Воспитательный процесс, включает в себя: формирование личности ребенка, передачу духовных семейных ценностей, развитие и укрепление здоровья, формирование научного мировоззрения и высоконравственного отношения к труду, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, побуждение к самовоспитанию родителей при постоянном влиянии на них детей.

Хозяйственно-бытовая функция семьи отвечает за организацию и ведение домашнего хозяйства, за распределение обязанностей между всеми членами семьи, обслуживание членов семьи. Проблемы современной семьи возникающие, при выполнении этой функции состоят в противоречии между профессиональной занятостью и домашними, семейными обязанностями членов семьи. Как правило, на женщину ложится основная нагрузка по организации и ведению домашнего хозяйства при ее равной с супругом профессиональной занятости.

Восстановительная функция современной семьи заключается в поддержании здоровья и жизненного тонуса, в организации досуга и отдыха. Очень важно соблюдать режим труда и отдыха.

В современном обществе социологи выделяют еще и коммуникативную функцию семьи. Она состоит в тесной связи семьи со средствами массовой информации, литературой и искусством.

В статье «Причины семейного благополучия» А. Ю. Гостева выделяет следующие тенденции: «За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения. Эти неблагоприятные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной занятости в большинстве регионов России, трансформацией традиционно сложившихся ролевой структуры семьи и распределения ролевых функций между супругами. Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов — алкоголизм, агрессия, — нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства любви и безопасности, нарушений личностного роста и формирования идентичности».

Результатом этих процессов стала напряженность в коммуникации между родителями и детьми, резко увеличился уровень тревожности уже в начальной школе. Доказательством этого стало исследование, описанное во второй главе нашего исследования.

Что касается, проблем, то родители не располагают достаточным временем для выполнения воспитательной работы в необходимом объеме из-за дополнительной нагрузки в профессиональной деятельности, значительно возросшей в последние годы. Стоит признать, что многие родители не обладают достаточными знаниями, позволяющими решить ту или иную конкретную проблему, часто неожиданно возникшую в семейных отношениях.

Проанализировав ситуацию в современном обществе, можно выявить следующие проблемы семьи:

  • · пьянство одного из супругов;
  • · неблагоприятные жилищные и бытовые условия;
  • · несогласие с традиционным распределением ролей в семье;
  • · низкий уровень культуры семейно-брачных отношений;
  • · повышение взаимной требовательности супругов друг к другу
  • · дефицит времени (особенно в мегаполисах)
  • · увлечение новомодными гаджетами
  • · профессиональная занятость родителей

О каждой из проблем стоит поговорить в отдельности. Что касается пьянства одного из супругов, то это является одной из наиболее острых тем в современном обществе. Данная причина занимает первое место среди причин распада семей и сейчас, и в советский период. Тогда по этой причине разваливалось до 50% семей, сегодня по этой причине распадается до 80%. Алкоголизм в семье вызывает особое беспокойство. Ведь от семейного алкоголизма вместе с родителями страдают и дети. Страдают от постоянного нервного напряжения, от избытка негативных эмоций, от своей нелегкой судьбы, от недоедания, от упреков в свой адрес, от несчастливого детства и, что самое печальное, от родительских побоев. Алкоголизм в семье может развиваться по трем сценариям: супруг алкоголик, супруга, страдающая от зависимости, или оба партнера. Третий сценарий является самым печальным и практически безвыходным вариантом, когда муж втягивает жену в алкогольный омут с головой. Наличие алкоголизма или другого вида химической зависимости у одного родителя, созависимости у другого обязательно формирует дисфункциональную семью, в которой страдают дети. Жизнь в дисфункциональной семье приводит к тому, что дети неизбежно берут на себя так называемые роли выживания: герой семьи, козел отпущения, потерянный ребенок, талисман.

Дети больных алкоголизмом, как и другими формами химической зависимости, представляют собой группу высокого риска развития аналогичного заболевания. По данным НИИ наркологии, 65−80% сыновей и 15−20% дочерей больных алкоголизмом отцов по достижении зрелого возраста сами заболевают алкоголизмом и наркоманиями. Детей больных алкоголизмом называют группой «множественного риска». Помимо химической зависимости у них с повышенной частотой обнаруживаются и другие психопатологические нарушения, характер которых зависит от возраста ребенка и от его пола: часты депрессии среди взрослых дочерей, отклоняющееся поведение мальчиков-подростков. Если взрослые члены семей могут найти себе помощь в ряде диспансеров и реабилитационных центров, то организация помощи детям является задачей на будущее.

Еще одной важной проблемой являются неблагоприятные жилищные и бытовые условия. Влияние этого фактора на здоровье и детей, и супругов многогранно. Исследования медиков, физиологов, социал-гигиенистов устанавливают характер патологических изменений в здоровье, обусловленных воздействием различных компонентов жилищной обеспеченности, в первую очередь ее качественных параметров.

Исследователи относят жилищные условия к числу факторов, «ответственных» за возникновение таких заболеваний, как болезни органов дыхания (прежде всего туберкулез), органов чувств, болезни костей и суставов и др. В перечисленных заболеваниях влияние жилищных условий проявляется очевидным образом, однако оно может быть и скрыто опосредованным воздействием других факторов, например, эмоционально-психологических или нервно-психических.

Те или иные недостатки жилья (его неблагоустроенность или теснота) являются причиной постоянного или длительного дискомфорта, нервного напряжения, отрицательно сказывающихся на сопротивляемости организма определенным заболеваниям.

Ребенку важно понимать, что дом является благоприятным местом с комфортным микроклиматом, именно поэтому родители должны создавать условия, в которых возможно жить и трудится. У ребенка должно быть рабочее место, где он сможет учиться и развиваться. К сожалению, все больше детей делают задания «на бегу», в непредназначенных для учебы местах. Это пагубно влияет на успеваемость ребенка и формирования личности. В будущем у него могут сложиться проблемы с самоопределением и нахождением себя в обществе, именно поэтому бытовые и жилищные условия так важны.

Еще одной важной проблемой нашего времени является несогласие с традиционным распределением ролей в семье. Распределение ролей между мужем и женой часто становится причиной раскола в семье. Исторически сложилось, что супруга ведет домашнее хозяйство, воспитывает детей, а муж — работает для обеспечения семьи. Отвоевав свое право наравне с мужчинами работать и приносить в семью деньги, женщина нажила себе проблем. Часто она зарабатывает больше, успевая одновременно выполнять все домашние обязанности, чем ненамеренно делает супруга практически ненужным в семье.

Е. А Кондрашова «Распределение ролей в семье и семейные конфликты» пишет: «Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина — женой и матерью. Отношения между мужчиной и женщиной в семье определяются экономическим строем общества. Матриархат имел свою экономическую основу, патриархат — свою, однако и в том, и в другом случае семья была авторитарной. Превосходство одного пола над другим пронизывало всю семейную жизнь. Вместе с тем существуют семьи, где осуществляется два уровня руководства — материнское и отцовское, все вопросы решаются супругами сообща».

В настоящее время традиционная система семейного уклада с ориентацией на материальные блага, ценностями долга, семейной ответственности, рождения и воспитания детей, заботы о старости родителей, доминированием авторитета родителей и родственников уступает место системе «эгоцентризма» с ценностями индивидуализма, независимости, личных достижений, усилением ощущений сильного «Я». Мужчины и женщины увлечены личностным ростом, желанием сделать карьеру или продолжить обучение. Часто такие желания пагубно влияют на семью.

К сожалению, все чаще в наши дни воспитанием ребенка занимаются не родители, а бабушки, дедушки, няни. Дети не воспринимают своих родителей как маму и папу, перестают видеть в них самых близких людей. Родители испытывают чувство вины и пытаются исправить ситуацию с помощью материальных благ.

Однако это не является выходом из положения, и никакие подарки не могут заменить ребенку семью.

Также отдельно стоит сказать о низком уровне жизни основной массы российского населения. Это и алкоголизм, и наркомания, и полный нигилизм по отношению к традиционным гуманистическим семейным ориентациям и ценностям. Это и идеология потребительства и эгоизма, игровое отношение к жизни, примитивный гедонизм. Л. Б. Шнейдер писал: «Социальные перемены в нашем обществе, происшедшие за последние годы, свели к нулю многие моральные ценности, обусловили отказ от духовно-культурных традиций, которыми жила Россия на протяжении веков и многих десятилетий. Утрачены в числе прочих и идеалы семейной жизни. Огорчает отсутствие у молодых людей ответственности за будущее рожденных ими детей».

Результатом действия комплекса неблагоприятных факторов формирования культуры семейно-брачных отношений, является тенденция ее изменения в сторону негативного социального качества, к отрицанию гуманистических семейных ценностей и ориентаций. «На примере современной молодой семьи можно видеть отход от традиционных условностей. Брак, семья перестают быть самоценностью. Благополучие семьи зависит все больше от личных качеств супругов. Молодежь не настроена на терпимое, внимательное отношение друг к другу в первые годы брака, наоборот, боясь, что период стабильности семьи не настанет по причине разности характеров, взглядов, идей, ценностей, спешит расторгнуть брачные отношения, чтобы попытать счастье с другим человеком».

Таким образом, родители должны помнить, что они являются примером для подражания у своих детей, а значит, им следует соответствовать культурным и морально-этическим нормам.

Кроме того одной из проблем является повышение взаимной требовательности супругов друг к другу. Мужчины и женщины не хотят искать компромисс во взаимоотношениях. Непонимание, неумение находить «золотую середину» заставляет людей расставаться. Многим кажется, что развод является наиболее простым решением проблемы. Отсюда появляется все больше неполных семей. Дети таких родителей в будущем могут испытывать множество трудностей в формировании своей семьи. Отсутствие перед глазами достойного примера отношений порождает разочарованность в жизни и неумение выстраивать взаимоотношения с противоположным полом.

Секретом счастливых взаимоотношений является искренняя поддержка друг друга. Известно, что супружеские отношения проходят несколько этапов и кризисов. Ни одни отношения не являются идеальными, ы каждых возникают свои трудности. Главное не пасовать перед ними, а уметь справляться и преодолевать.

Взаимопонимание и любовь в семье являются той опорой, которая позволяет супругам сохранить брак в самые сложные времена. Если в отношениях этого нет, то между партнерами постоянно возникают конфликты. Собственно, регулярные конфликты — первый признак отсутствия в семье взаимопонимания.

Чтобы добиться взаимопонимания нужно слушать партнера, причем не только умом, но не сердцем. Кроме того важно знать и уважать взгляды и потребности друг друга. Также взаимопонимание в семье предполагает хорошее знание своего супруга. У мужа и жены должны быть больше совместных интересов, различных хобби, которые позволят им понимать друг друга. Но и совершенно непохожие люди могут достичь взаимопонимания, если будут взаимно внимательны.

Необходимо знать, с какими кризисами сталкиваются все семьи и в чем они заключаются. Каждый кризисный этап предполагает разрешение каких-либо внутренних личных конфликтов каждого из супругов — так будет легче понять, что для партнера особенно важно сейчас и как помочь ему справиться с ситуацией.

Наконец, нужно научиться говорить о своих отношениях. Чем откровеннее обсуждаются трудности и проблемы, тем больше возможностей достичь взаимопонимания.

Партнер не обязан точно соответствовать всем идеалам и реализовывать все желания другого. Не существует заранее принятых в браке ролей, кроме тех, о которых супруги заранее договорились. Муж — это не только «добытчик» денег, так же как и жена — не «обслуга». Помня об этом, можно достичь взаимопонимания и преодолеть все трудности.

Одним из самых острых вопросов сейчас является дефицит времени. Живя в мегаполисе, мы вынуждены подстраиваться под его ритм. Так часто он не оставляет нам выбора темпа жизни — мы все привыкли делать на ходу: есть, читать, разговаривать и даже молиться. И даже когда мы неподвижны внешне, в голове все равно хаос и невероятная гонка мыслей, планов, впечатлений.

Работающие семейные пары нередко жалуются на дефицит времени, при котором они не могут реализовать свои домашние обязанности. Координирующие графики, при которых в период работы одного супруга другой не работает (разные смены, скользящий график) отчасти решают проблему ухода за детьми, ведения домашнего хозяйства, но могут привести при длительном несовпадении времени отдыха к недовольству супругов, росту общей психологической напряженности. Однако всегда самый эффективный путь — это путь компромиссов, переговоров, совместный поиск решения (возможно, пересмотр ролей в семье, новая работа для одного из супругов с удобным графиком, приглашение няни, детский сад и т. д.). В любом случае стремление к открытому и дружелюбному решению возникающих проблем в семье — весьма позитивный вариант решение конфликта между требованиями, предъявляемыми работой и домашними обязанностями.

Технический прогресс также влияет на семью и воспитание детей. Увлечение новомодными гаджетами все чаще имеет место в современном обществе. Причем портативными устройствами увлекаются не только родители, но и дети. Нередко виртуальное общение заменяет реальное. Все чаще наблюдается картина, в которой семья привычному общению предпочитает электронные игры или социальные сети.

Исследователи из Бостонского университета доказали, что смартфоны и планшеты оказывают отрицательное воздействие на детей. Они лишают их возможности обучаться самоконтролю.

Ученые отмечают, что если электронное устройство станет единственным способом успокоить ребенка, то он потеряет возможность развивать у себя механизм самоконтроля.

Наиболее опасны гаджеты детям до 3 лет. Они негативно влияют на развитие умственных способностей малышей, предупреждают медики.

Влиянию гаджетов на здоровье стоит уделить отдельное внимание. В первую очередь речь идёт об ухудшении зрения. Если ребёнок регулярно больше 20 минут в день смотрит в монитор компьютера или экран телефона или планшета, то через полгода острота его зрения начинает снижаться. Второй аспект негативного влияния на здоровье связан с тем, что дети, проводящие много времени за играми и мультиками, гораздо меньше двигаются, а это системно сказывается на состоянии всего организма. Дети за компьютером/планшетом/ноутбуком сидят сутулясь, а это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой в будущем.

Кроме того никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни ребёнок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит самые неожиданные решения. Виртуальное пространство лишает его творчества, ведь там он может действовать только в рамках опций, предусмотренных производителем программы.

Кроме того ребёнок буквально выпадает из реальной жизни: все его интересы сосредоточены на виртуальном мире. В этом случае можно говорить о зависимости от гаджетов.

Таким образом, родители должны внимательно следить за собой и своим ребенком. Новые технологии двигаются вперед, однако важно не забывать о вечных ценностях, беречь себя и свое здоровье.

Наконец, важно проблемой является профессиональная занятость родителей.

Следствием этого является недостаток внимания, которое необходимо детям для нормального развития и эмоционального благополучия.

Для того, чтобы предотвратить эту проблему родителям следует искренне интересоваться жизнью своего ребенка. Это не означает, что они должны полностью разделять интересы своего ребенка, однако важно уважать его увлечения.

Родители должны серьезно относиться к тому, что имеет большое значение для ребенка, даже если на их взгляд это не заслуживает внимания вообще. Им необходимо найти время для своего ребенка и заняться общим делом, таким, которое привлечет их. Если они начнут делиться некоторыми своими мыслями, спрашивать мнение ребенка, то очень скоро им будут доверены сердечные переживания.

Таким образом, родители смогут своевременно оказать помощь и поддержку необходимую детям. Помощь родителей — это, прежде всего их внимательное отношение к своим детям, заинтересованность в его друзьях, интерес к жизни класса, школы.

Главным в отношении родителей и детей является то, чтобы добиться того, что нужно и полезно для развития ребёнка, для того, чтобы он стал хорошим человеком, — и в то же время не воевать с ним, не портить с ним отношений. А это достигается тем, что родители постоянно подчёркивают своим отношением к детям: мы — Одно Целое, Семья, у нас общие интересы, мы живем общей жизнью. Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Ее значимость определяется тем, что, во-первых, семья один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис.

Осуществляется постепенный переход от устаревшей модели семьи к новой, отвечающей требованиям современного образа жизни. Это, якобы, нормальное развитие событий и тревожится по этому поводу нет никаких оснований. И все же оснований для тревоги по поводу семьи больше, чем достаточно. Семья действительно находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация, секуляризация и другие, которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев». Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального института общества, изменение ее места в ценностных ориентациях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой