Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Идеи воспитания толерантности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для демократического образования неприемлема идея абсолютной толерантности. Эта идея не только невозможна, но и социально опасна, поскольку предполагает воспитание предельного конформизма или готовности поступиться принципами толерантности. Между тем у учащихся путем воспитания надо формировать активное неприятие социальной несправедливости, ксенофобии и агрессивного национализма. С концепциями… Читать ещё >

Идеи воспитания толерантности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С концепциями воспитания в духе диалога культур пересекаются идеи толерантности. Воспитание толерантности в общем виде означает развитие способности снижать уровень эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия, терпеливое или снисходительное (в позитивном смысле слова) отношение к инакодействиям и инакомыслию.

В России идеи воспитания толерантности понимаются в первую очередь как воспитание терпимости в отношении иных культур и этносов (Ш. А. Амонашвили, А. Г. Асмолов, С. К. Бондырева, В. Н. Гуров, Л. В. Кириллова, А. Г. Козлова, Н. М. Лебедева, В. Г. Маралов, В. С. Собкин и др.). На Западе главным условием достижения толерантности утверждается персональная свобода личности (А. Камю, Ж.-II. Сартр, С. Л. Франк, Э. Фромм, О. Шпенглер, К. Ясперс и др.).

В конечном счете воспитание толерантности выступает как универсальный демократический принцип, связанный с социальными и нравственными ценностями плюрализма и прав человека, обеспечивающий принятие и учет особенностей образа мыслей и поведения другого.

Достаточной ясности о педагогическом смысле толерантности нет. Попытки рассмотреть толерантность в предметном педагогическом контексте зачастую приводят к политизации, формулировке идеологических символов. Примечательна в этой связи популярная на Западе идея «политической корректности». В «Декларации принципов терпимости» (ЮНЕСКО, 1995) формулировки толерантности даны не как педагогические, а как социальные нормы уважения разнообразия культур и навыков межкультурного взаимодействия[1].

Проблематика воспитания толерантности остается недостаточно разработанной. Определения воспитания толерантности формулируются скорее в общей форме. Часто они слишком расплывчаты. Педагогика не дает прозрачных ответов на вопросы о целях толерантного воспитания. Предпринимаются попытки сформулировать конкретные задачи воспитания толерантности как навыков терпимости по отношению к объектам и процессам повседневной жизни.

При воспитании толерантности предлагается учитывать возрастные и гендерные различия. Утверждается, что наибольшую склонность к толерантности проявляют девочки-подростки. Отмечена возрастная динамика движения подростков к приятию толерантности. Центральным фактором формирования у школьника-подростка толерантности рассматривается процесс самоидентификации, прежде всего отнесение личности к той или иной этнокультуре.

Воспитание толерантности играет особую роль, будучи механизмом, с помощью которого возможно запустить эмоциональную, психологическую, духовную консолидацию многонационального социума. Однако воспитание толерантности, понимаемой как терпимость в отношении иных субкультур, — лишь нижняя ступенька воспитания в духе диалога культур. Далее должны следовать воспитание уважения, понимания иных культур, формирование готовности к межкультурному диалогу и сотрудничеству.

Для демократического образования неприемлема идея абсолютной толерантности. Эта идея не только невозможна, но и социально опасна, поскольку предполагает воспитание предельного конформизма или готовности поступиться принципами толерантности. Между тем у учащихся путем воспитания надо формировать активное неприятие социальной несправедливости, ксенофобии и агрессивного национализма.

  • [1] Декларация принципов терпимости. Париж. ЮНЕСКО, 1995.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой