Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование умений и навыков самоконтроля в учебной деятельности школьников начальных классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных возрастных этапов на пути формирования целостной личности учащегося. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения. Не случайно, различным аспектам личностного и интеллектуального развития, учебной деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • jt ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Изучение основных подходов к решению проблемы формирования умений и навыков самоконтроля в ф учебной деятельности младших школьников
    • 1. 2. Анализ факторов, влияющих на процесс формирования умений и навыков самоконтроля в учебной деятельности учащихся начальных классов
    • 1. 3. Исследование современной практики формирования умений и навыков самоконтроля в учебной деятельности учащихся начальных классов
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ' ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
    • 2. 1. Содержание и методика экспериментальной работы
    • 2. 2. Обоснование критериев оценки эффективности формирования умений и навыков самоконтроля в учебной деятельности школьников начальных классов. ф
    • 2. 3. Исследование динамики формировашм. умений и навыков самоконтроля в учебной деятельности^ школьников начальных классов
  • ГЛАВА III. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
    • 3. 1. Совершенствование технологии формирования у младших школьников умений и навыков самоконтроля в ходе решения учебных задач

    3.2. Повышение профессионально-педагогической подготов- ленности учителей начальных классов к осуществлению эффективной деятельности по формированию у младших школьников умений и навыков самоконтроля в ходе осуществления учебной деятельности.

Формирование умений и навыков самоконтроля в учебной деятельности школьников начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Логика изменений, происходящих в современном российском обществе, выдвигает на первый план требование готовить подрастающее поколение не только к успешному усвоению и воспроизводству унаследованных от прошлого ценностей и навыков, но, главное, к самостоятельной творческой активности, постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений. В этой связи становится актуальным поиск таких подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе, который обеспечивал бы целостное формирование личности школьника, развитие его индивидуальности, способность к эффективной саморегуляции.

При этом младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных возрастных этапов на пути формирования целостной личности учащегося. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения. Не случайно, различным аспектам личностного и интеллектуального развития, учебной деятельности в младшем школьном возрасте и у нас, и за рубежом посвящено столь значительное количество работ (личностно-ориентированному подходу в образовании — Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский и др.- формированию «Я-концепции», открытию «Я» — Р. Берне, В. В. Давыдов, И. С. Кон, Ж. Пиаже и др.- социализации, появлению в самосознании общественных мотивов, целей и жизненных перспектив, готовности к нравственному самоопределению — Н. Ф. Голованова, Я. Л. Коломинский, А. И. Петрова, Э. Эриксон и др.- интеллектуальному развитию — Г. А. Бакулина, С. П. Филиппов и др.- учебной деятельности — Т. В. Бондарь, Н. А. Бахольская, Г. И. Вергелес, М. В. Матюхина, Л. А. Немчикова и др.- коммуникативному поведению — Н. А. Лемяскинаразвитию уверенности — Н. Б. Парфеноваэмоциональной напряженности — Е. Н. Арбузова и т. д.).

Среди условий, обеспечивающих эффективное личностное развитие младшего школьника, его высокую учебную успешность, в психолого-педагогической литературе отмечается формирование у учащихся начальных классов самоконтроля в учебной деятельности (В.В. Давыдов, А. С. Лында, Д. Б. Эльконин и др.).

Необходимо отметить, что проблема формирования самоконтроля в учебной деятельности не относится к числу новых. Она неоднократно становилась предметом изучения многих психологов (О.М. Анисимова, М. И. Боришевский, В. В. Власенко, Л. Б. Ительсон, К. И. Мальцева, Г. С. Никифоров, В. В. Чебышева, В. А. Якунин и др.) и педагогов (Б.А. Белькевич, М. А. Бондаренко, Е. П. Бочарова, А. Б. Воронцов, Т. И. Гавакова, И. В. Гладкая, JI.B. Жарова, З. Д. Жуковская, JI.A. Запорожец, Е. В. Луцай, Ю. В. Сурков, B.C. Уманский, Ю. А. Цицельская и др.). Большое внимание при этом уделялось и младшей школе. Психологические аспекты развития самоконтроля исследовались К. И. Мальцевой, В. И. Махновской, Г. С. Никифоровым, А. К. Сердюком, И. А. Симоненко, Р. Е. Тарашанской и др., педагогические проблемы формирования самоконтроля Д. Г. Бобришвили (во взаимосвязи с внешним контролем у учащихся 3 класса), Т. И. Газеевой (процессуальный самоконтроль в ходе усвоения орфографии учащимися 4 класса), Л. Я. Жогло (процессуальный и итоговый самоконтроль на уроках труда и математики в 3−4 классах), B.C. Ивановым (итоговый самоконтроль у учащихся 3 класса), Б. А. Сейдуллаевой и Г. А. Собиевой (итоговый самоконтроль на уроках русского языка), Г. М. Сосниной (процессуальный самоконтроль при усвоении простых арифметических задач в 1 классе).

В то же время, несмотря на обилие работ, посвященных данной проблеме, среди них отсутствуют те, которые рассматривали бы общие механизмы формирования самоконтроля в учебной деятельности учащихся начальной школы. Кроме того, практика свидетельствует, что на сегодняшний день эффективность формирования самоконтроля в учебной деятельности младших школьников остается достаточно низкой. Об этом наглядно говорит большое количество слабоуспевающих и неорганизованных учеников, переходящих в среднюю школу, хотя к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что проблема формирования самоконтроля у учащихся начальных классов является весьма актуальной и значимой для педагогики в научном и прикладном отношении.

Объектом исследования избран учебно-воспитательный процесс в начальной школе, а предметом — процесс формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности младших школьников.

Цель исследования заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании педагогических путей повышения эффективности формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности у школьников начальных классов.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что повысить эффективность формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности учащихся начальных классов можно, если: а) разработать и реализовать в обучении специальную технологию, учитывающую, во-первых, логику развития самоконтроля, которая проявляется в том, что первоначально он выступает как отдельная, самостоятельная форма деятельности по отношению к решению учебных задач младшими школьниками, во-вторых, неразвитость психических функций, личностных и субъектных свойств школьников начальных классов и, в-третьих, сложность перехода от одной ведущей формы деятельности (игры) к другой (учебной деятельности) — б) обеспечить профессиональную подготовленность учителей начальных классов к осуществлению эффективной деятельности по формированию у младших школьников навыков самоконтроля в ходе решения учебных задач.

Задачи исследования состоят в том, чтобы:

1. Осуществить научно-теоретический анализ проблемы формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности школьников начальных классов.

2. Обосновать педагогические пути повышения эффективности формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности у школьников начальных классов.

3. Показать педагогическую результативность реализации путей повышения эффективности формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников.

4. Сформулировать теоретические выводы и практические рекомендации из проведенного исследования.

Теоретико-методологическую базу исследования составили: идеи личностно-ориентированного подхода к рассмотрению педагогических проблем (Ш.А. Амонашвили, А. Ф. Назаренко, B.C. Олейников, В. А. Сухомлинский, А. П. Тряпицына, В. И. Хальзов, И. С. Якиманская и др.) — представление о деятельности как основе общего психического развития человека (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — теоретические основы педагогики и психологии, концепции формирования учебной деятельности (Ю.К. Бабанский, С. П. Безносов, В. Л. Васильев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Гейжан, В. В. Давыдов, А. Т. Иваницкий, В. В. Карпов, Л. И. Коновалова, С. В. Кошелева, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, В. Ю. Рыбников, В. Я. Слепов, Г. С. Сухобская, Н. Ф. Талызина, Ю. А. Шаранов, А. Г. Шестаков, Г. И. Щукина, Я. Я. Юрченко, В. А. Якунин и др.) — особенности развития детей в младшем школьном возрасте (Л.И. Божович, Н. Ф. Голованова, Е. Ф. Рыбалко, Д. Б. Эльконин и др.) — современные подходы к разработке психологопедагогических технологий формирования самоконтроля в учебной деятельности (Е.П. Бочарова, Л. Я. Жогло, А. С. Лында, Г. С. Никифоров и др.).

Выбор методов исследования определялся многоплановым характером исследовательских задач и включал в себя применение как общетеоретических (анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация, систематизация и др.), так и эмпирических методов (педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, изучение документов и результатов деятельности и др.). Количественный анализ эмпирических данных производился с помощью методов математической статистики.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечивались четким методологическим подходом к организации исследованияприменением взаимодополняющих методов, адекватных цели исследованиястрогостью использования понятийного аппараташирокой эмпирической базой данных.

Этапы и организация исследования. По времени исследование проводилось с сентября 1997 года по февраль 2005 года и осуществлялось в три этапа.

Первый этап (сентябрь 1997 г. — август 1998 г.) — этап формулирования проблемы, определения проблемной области, цели и задач, гипотезы исследования, разработки методики исследования, накопления и систематизации знаний о формировании самоконтроля в учебной деятельности учеников начальных классов.

Второй этап (сентябрь 1998 г. — май 2004 г.) — этап экспериментальной работы — был посвящен проведению эксперимента, в ходе которого проверялась выдвинутая диссертантом гипотеза.

На третьем — заключительном — этапе (май 2004 г. — апрель 2005 г.) осуществлялась обработка и обобщение полученных результатов.

Экспериментальная работа проводилась на базе средней школы № 352 г. Санкт-Петербурга.

На защиту выносятся:

1. Положения о сущности и технологии формирования навыков ijl самоконтроля в учебной деятельности у школьников начальных классов.

Под формированием навыков самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников понимается система специально организованных взаимодействий между учителем и учениками, обеспечивающих развитие у обучающихся постоянного стремления к самопроверке и выработку для этого необходимых структурных компонентов учебной деятельности (умение .Щг выбирать эффективные способы установления степени совпадения того, как должно быть — эталоны, правила, — с тем, что еще только может быть или фактически имеет место — планируемые или реально полученные результаты, действия).

Технология эффективного формирования самоконтроля в учебной деятельности младших школьников включает в себя: Iнепрерывное управление процессом формирования самоконтроля в учебной деятельности младших школьников на всем протяжении их обучения в начальной школе;

— постепенный переход от формирования самоконтроля как отдельной, самостоятельной формы деятельности по отношению к решению учебных задач младшими школьниками к его развитию как неотъемлемой составной части учебной деятельности,.

— соблюдение последовательности в организации развития навыков самоконтроля: от занятий с преобладанием наглядно-действенного мышления к занятиям с преобладанием логического мышления (трудестествознание — математика — русский язык), от внешнего контроля — к взаимоконтролю — и затем к самоконтролюШ.

— организацию на начальном этапе обучения младших школьников интенсивных стимулирующих воздействий, направленных на развитие мотивации к осуществлению самоконтроля в ходе решения учебных задач с последующим увеличением функций учащихся в организации своей познавательной деятельности;

— обеспечение прочного усвоения младшими школьниками правил (стандартов) решения учебных задач, а также навыков самостоятельного сравнения фактического и/или возможного решения учебной задачи с нормативно установленным;

— активное применение приемов и средств развивающего обучения, используемых на игровом фоне.

2. Критерии оценки уровня сформированности навыков самоконтроля в учебной деятельности у школьников начальных классов (умение безошибочно решать учебные задачи — показателем выступает наличие ошибок при выполнении учебного заданияумение находить и исправлять ошибки при взаимои самопроверке — показателем выступает наличие ошибок, пропущенных в ходе проверки работы другого ученика и своей собственной работыумение безошибочно решать учебные задачи в аналогичной работе после проведения работ над ошибками).

3. Педагогические пути повышения эффективности формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности у школьников начальных классов (совершенствование технологии формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности у школьников начальных классовповышение профессиональной подготовленности учителей начальных классов к осуществлению эффективной деятельности по формированию у младших школьников навыков самоконтроля в ходе решения учебных задач).

Основные результаты работы и их научная новизна состоит в том, что:

1. Установлены педагогические пути повышения эффективности формирования самоконтроля в учебной деятельности у школьников начальных классов.

2. Разработана современная технология эффективного формирования самоконтроля в учебной деятельности у школьников начальных классов.

3. Обоснованы критерии оценки эффективности формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности у школьников начальных классов.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что:

1. Систематизированы представления о сущности понятия «формирование навыков самоконтроля в учебной деятельности у учащихся начальных классов «.

2. Проанализированы причины, негативно влияющие на процесс формирования самоконтроля в учебной деятельности у учащихся начальных классов.

3. Раскрыто содержание педагогических путей формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности у школьников начальных классов.

4. Обоснованы критерии оценки эффективности формирования самоконтроля в учебной деятельности у школьников начальных классов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют: предложить учителям начальных классов технологию деятельности по формированию навыков самоконтроля у учащихся начальных классовиспользовать полученные материалы в учебном процессе в ходе подготовки учителей начальных классовпродолжить дальнейшие исследования по данной проблеме в ходе обучения школьников начальных классов.

Апробация результатов исследования осуществлялась путем проведения многоступенчатой экспертизы разработанных в диссертации проектов документов, обсуждения результатов исследования на межвузовских конференцияхна методических объединениях учителей начальных классов средней школы N352 г. Санкт-Петербурга, общеобразовательных школ Красносельского района г. Санкт-Петербурга, а также посредством использования разработанных рекомендаций в педагогической деятельности учителей начальных классов общеобразовательных школ Красносельского района г. Санкт-Петербурга.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержание работы сопровождается 6 рисунками, 5 таблицами и 2 графиками.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

1. Проведенное исследование показало, что стремление к самоконтролю в учебно-познавательной деятельности обучающихся младших классов может побуждаться различными мотивами, так как мотивационная сфера младшего школьника динамична и имеет сложную структуру. В мотивационной сфере может изменяться сила отдельных мотивов, устойчивость мотивации в целом и соподчиненность различных групп мотивов.

Исследование показало, что для устойчивой, высокоэффективной учебно-познавательной деятельности младшего школьника необходимы: f) во-первых, развитость мотивов учебно-познавательной деятельности (их множественность), обеспечивающая положительное к ней отношениево-вторых, достаточность их силыв-третьих, отсутствие ограниченийв-четвертых, определенная структура мотивациив-пятых, устойчивостьв-шестых, определенная иерархия мотивов.

При развитии мотивации младших школьников к осуществлению ф самоконтроля в учебной деятельности основная идея заключается в том, чтобы, опираясь на психологические механизмы формирования мотивации (усвоение смыслового содержания идей о необходимости внимательно следить за осуществлением своих познавательных действий через внутреннюю сознательно-волевую работу и «опредмечивание» значимых для личности ученика потребностей), придать учебному процессу наибольший личностной смысл, создать «культ учебы». С учетом этого следует определять основные способы деятельности, которые должны быть направлены на: а) развитие стремления достижения высокой оценкиб) включение младших школьников в процесс организации и проведения занятийв) формирование образа успешной учебной деятельностиг) создание реально достижимых перспектив в учебно-познавательной деятельности учащихсяд) разъяснение значения успешной учебы для будущего ученикае) применение различных способов стимулирования эффективной учебно-познавательной деятельности и др.

2. Умения, входящие в структуру самоконтроля в учебной деятельности, ^ представляют собой психологическое образование, объединяющее знания с действиями и выражающееся в правильном использовании знаний об осуществлении самоконтроля для решения учебных задач.

Навыки, входящие в структуру самоконтроля в учебной деятельности, представляют собой автоматизированное действие, сформированное в результате многочисленных повторений и выполняемое правильно, быстро, экономно (легко), с высокими качественными показателями, при слабой концентрации внимания на способах его выполнения. Навыки позволяют сосредоточиться на главном в учебно-познавательной деятельности: поисках наилучших способов решения учебной задачи. Они экономят силы, позволяют школьнику действовать успешно в условиях ограниченного времени, отведенного на решение задачи. Системы физиологических и психологических процессов, неразрывно связанные между собой, составляют «внутреннюю схему» навыка самоконтроля, проявления которой видятся в быстрых, точных, мастерски и непринужденно выполняемых действиях школьника.

Формирование умений и навыков самоконтроля имеет свои этапы. К таким этапам относятся:

5) аналитико-синтетический — этап членения контрольного действия на составные части (движения, приемы, операции) и их компоновка в единое целое;

6) этап совершенствования (растет точность, легкость, скорость, но соблюдение правильности действий требует еще интенсивного внимания и мышления);

7) этап автоматизации (все начинает получаться быстро, легко и непринужденно, характерен перенос внимания с техники выполнения на достижение высокого конечного результата);

8) момент генерализации (приобретается способность достигать результата несколькими способами в разных условиях, причем постоянно на высоком уровне).

Поэтому при выборе последовательности применяемых методов формирования самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников следует придерживаться такого порядка: сначала отрабатывается правильность действий, затем скорость и, наконец, проводятся упражнения для выработки умения решать задачи наиболее оптимальным способом в заданных условиях. Иначе ошибки и неточности в последовательности и технике учебной работы школьника, закрепившись, устраняются затем с большим трудом.

Основными способами развития умений и навыков являются: воспитание интереса и добросовестного отношения к учебе, стремления к саморазвитиювсемерная активизация мышления, творческих сил и способностей каждого школьниканедопущение шаблона, элементов механического заучивания, неполного понимания материаланепрерывное усложнение учебных задач.

Главный метод, используемый учителями начальных классов при формировании умений и навыков самоконтроля в учебной деятельности — упражнение — представляет собой многократное, сознательное повторение действий с целью их усовершенствования. Обучение идет эффективнее, если упор делается не только на многократность, но и на сознательность. Процесс овладения навыком идет успешнее при активизации мышления младших школьников.

3. Совершенствование технологии деятельности учителей начальных классов по формированию навыков самоконтроля учебной деятельности младших школьников предполагает:

— непрерывное управление процессом формирования самоконтроля в учебной деятельности младших школьников на всем протяжении их обучения в начальной школе;

— постепенный переход от формирования самоконтроля как отдельной, самостоятельной формы деятельности по отношению к решению учебных задач младшими школьниками к его развитию как неотъемлемой составной части учебной деятельности,.

— соблюдение последовательности в организации развития навыков самоконтроля: от занятий с преобладанием наглядно-действенного мышления к занятиям с преобладанием логического мышления (труд — естествознаниематематика — русский язык), от внешнего контроля — к взаимоконтролю — и затем к самоконтролю;

— организацию на начальном этапе обучения младших школьников интенсивных стимулирующих воздействий, направленных на развитие мотивации к осуществлению самоконтроля в ходе решения учебных задач с последующим увеличением функций учащихся в организации своей познавательной деятельности и осуществлении самооценки;

— обеспечение прочного усвоения младшими школьниками правил (стандартов) решения учебных задач, а также навыков сравнения того, как должно быть, с тем, что еще только может быть или фактически имеет место в ходе учебной деятельности;

— активное применение приемов и средств развивающего обучения, используемых на игровом фоне.

4. Формирование самоконтроля учащихся осуществляется тем успешнее, чем эффективнее педагогическая деятельность учителя начальных классов. При этом анализ деятельности учителей начальных классов с позиций теории управления свидетельствует, что она имеет свою внутреннюю логику и определенные закономерности.

В частности, на этапе целеполагания, центральным звеном которого является принятие управленческого решения (программирования) и планирования деятельности по формированию самоконтроля учебной деятельности учащихся начальных классов осуществляются: осмысление проблем, которые необходимо решить учителю и их формулировкасбор информации, необходимой для принятия решенияанализ и оценка соответствия исходных параметров самоконтроля учебно-познавательной деятельности обучающихся нормативным представлениям, определение причин отклонений исходных показателей результативного самоконтроля учебно-познавательной деятельности от идеальной моделиизучение характера своей деятельности и оценка ее соответствия предъявляемым педагогической наукой требованиямоценка возможностей по формированию самоконтроля учебной деятельности младших школьниковопределение задач и общего замысла действий по формированию личного опыта учащихся в области самоконтроля учебной деятельностивыбор конкретных способов решения стоящих задачпланирование действий, направленных на формирование самоконтроля учебно-познавательной деятельности обучающихся и полную реализацию их познавательного потенциала в ходе учебы.

Следующим этапом, обеспечивающим достижение поставленных целей, является этап реализации намеченной программы и плана деятельности на практике. В ходе данного этапа: формируется готовность учащегося к осуществлению эффективной учебной деятельностиосуществляются действия, связанные с информационным, психолого-педагогическим, методическим обеспечением процесса формирования самоконтроля учебно-познавательной деятельности младших школьниковорганизуется контроль за ходом достижения поставленных целей.

На заключительном этапе управленческой деятельности — этапе анализа эффективности осуществляемой работы и внесения коррективов в намеченную программу и план действий: полученные результаты сравниваются с планируемымиопределяются допущенные ошибки и их причинывносятся изменения и дополнения в намеченную программу действий.

Изучение деятельности учителей начальных классов по формированию самоконтроля учебной деятельности младших школьников и осуществление опытно-экспериментальной работы позволили выработать ряд требований, соблюдение которых способствует повышению эффективности педагогической деятельности. Эти требования сводятся к следующему:

— Любое принимаемое учителем решение должно соответствовать современным требованиям педагогической науки, быть целесообразным и максимально способствующим развитию мотивов, навыков и умений самоконтроля в учебно-познавательной деятельности, полному раскрытию познавательного потенциала младшего школьника.

— В ходе деятельности по формированию самоконтроля у младших школьников необходимо сочетать учительские требования и контроль с предоставлением ученику права широкой инициативы.

— Педагогическая деятельность по формированию самоконтроля учебной деятельностью младших школьников требует комплексного подхода к ее осуществлению.

— Для результативного решения проблемы формирования самоконтроля в учебной деятельности младших школьников необходимо четко уяснить суть проблемы и ясно сформулировать те задачи, которые предстоит решить учителю, как руководителю учебного процесса.

Принятие обоснованного решения должно быть обеспечено непрерывным сбором достоверной информации, ее оперативной обработкой и накоплением до достаточного уровня.

— Решение должно быть оптимальным, то есть обеспечивающим эффективное протекание процесса формирования самоконтроля в учебной деятельности в заданных условиях, учитывающим как положительные, так и отрицательные воздействия различных факторов.

При планировании деятельности по управлению процессом формирования самоконтроля у младших школьников необходимо учитывать все вопросы, которые стоят перед учителемчетко определить задачи, которые ставятся перед собой и перед родителями ученика, согласовать их усилия по целям, способам, месту и времениопределить конкретные меры по достижению поставленных целей.

— Необходимо согласовать разрабатываемые планы на всех уровнях управления.

— Успешное претворение программы и плана работы предполагает проявление целеустремленности и непрерывности в управлении познавательной активностью учащихся.

— Чтобы обеспечить успешное достижение поставленных целей, необходимо проявлять твердость и гибкость в процессе педагогической деятельности по формированию у младших школьников самоконтроля в учебной деятельности.

— Управление познавательной активностью учащихся в процессе учебной деятельности должно основываться на четких и предельно ясных для учащихся требованиях.

Необходимо обеспечивать объективность в оценке уровня сформированности у учащихся действий самоконтроля и своевременно вносить коррективы в планы деятельности.

Практические рекомендации:

1. В деятельности школ необходимо использовать разработанную автором программу повышения эффективности формирования у младших школьников самоконтроля в учебной деятельности (см. главу III).

2. В интересах повышения готовности учителей начальных классов к эффективному решению задач по формированию у младших школьников самоконтроля в учебной деятельности организовать их профессионально-педагогическую подготовку в соответствии с обоснованными в диссертации предложениями (см. главу III, параграф 3).

3. В целях организации диагностики уровня сформированности у младших школьников навыков самоконтроля в учебной деятельности применять разработанную в диссертации методику (см. главу II).

4. Муниципальным управлениям образования, руководству школ организовать постоянно действующие семинары, в тематику которых ввести обсуждение проблем формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Абакумова JI.B. Формирование самоконтроля у школьников: методология исследования // Новые методы и технологии обучения, пути их внедрения в образовательный процесс. СПб.: СПВИ ВВ МВД России, 2003. 0,3 п.л.

Абакумова JI.B. Развитие самоконтроля как фактор повышения качества образовательной деятельности обучающихся // Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания (Смирновские чтения). СПб:

Международный банковский институт, 2004. 0,15 п.л.

Абакумова JI.B. Самоконтроль у учащихся начальных классов: проблемы эффективного формирования // Диалог культур -2004, в поисках новой гуманитарной парадигмы. СПб.: Институт управления и экономики, 2004. 0,2 п.л.

Абакумова JI.B. Формирование навыков и умений осуществления самоконтроля в учебной деятельности школьников начальных классов // Герменевтика в гуманитарном знании. — СПб.: Невский институт языка и культуры, 2004. 0,2 п.л.

Абакумова JI.B. Формирование самоконтроля у учащихся начальных классов // Инновационные технологии в современном обществе. — СПб.: Институт управления и экономики, 2004. 0,7 п.л.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип.-М.: Изд. центр «Академия», 1999. 672 с.
  2. B.C. Научные проблемы текстового контроля знаний: Монография. — М.: Исследовательский центр, 1994. 135 с.
  3. В.А. Психология для детей и подростков: Учеб. Пособие. -2-е изд. Перераб. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с.
  4. В.Р. Формирование у младших школьников умения оценивать учебную деятельность: Дисканд. пед. наук. СПб, 1997. 193 с.
  5. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция педагогической оценки учения школьников. М., 1984. 68 с.
  6. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Институт практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1998. 539 с.
  7. Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: Знание, 1980. 96с.
  8. Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев, 1985. 132 с.
  9. Ю.Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Л.: Ин-т мозга, 1935. -Т. 4.146 с.
  10. П.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
  11. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. 1 З. Ануфриева Н. В. Особенности самоконтроля учащихся в системе развивающего обучения: Дис.. кант.пед.наук. СПб, 2000. 184 с.
  12. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985. 208 с.
  13. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. 78 с.
  14. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Обще дидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. 254 с.
  15. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  16. Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 класс. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. 212 с.
  17. Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 224 с.
  18. Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 216 с.
  19. И.С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе // Автореф.. докт. пед. наук. СПб., 1995. 37 с.
  20. Н.А. Личностная ориентация учебной деятельности как фактор развития творчески одаренных младших школьников: Автореф.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. 25 с.
  21. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х томах. Т.2./ Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. 400 с.
  22. Д.Г. Формирование контроля и самоконтроля в учебной деятельности младших школьников: Автореф.. канд. пед. наук. Тбилисси, 1982. 27с.
  23. Т.В. Особенности формирования мотивации учения младших школьников на основе уровневой дифференциации обучения: Авторефканд. пед. наук. Краснодар, 2000. 18 с.
  24. М.И. Психологические условия формирования самоконтроля в поведении у младших школьников: Автореф.. канд. психол. наук. Л., 1966. 16 с.
  25. Е. П. Обучение учащихся самоконтролю знаний как средство повышения их учебной успешности: Автореф.. канд. пед. наук. Л, 1985. 23 с.
  26. В. К. Теория и практика самостоятельной работы школьников. Автореф. докт. пед. наук. Тбилиси, 1986. 42 с.
  27. В.А. Мотивы творчества рационализаторов. Дис. кан. психол. наук. Киев 1977. 193 с.
  28. Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Дис.. докт. пед. наук. Л, 1990. 383 с.
  29. Л.Е. Педагогическое общение молодого учителя как фактор его профессионального становления. Дисканд. пед. наук. М., 1988.155 с.
  30. И.М. Формирование учебной деятельности младших школьников в групповых формах организации обучения: Дис.. канд. пед. наук. СПб, 1994. — 184 с.
  31. А.Б. Педагогические технологии контроля и оценки в учебной деятельности (система развивающего обучения Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова): Дисканд. пед. наук. — СПб, 2001. 234 с.
  32. JI.C. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  33. Т.И. Формирование навыков самоконтроля при усвоении орфографии учащимися 4 класса: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1973. 235 с.
  34. И.В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в системе модульного обучения. Дис.. канд. пед. наук. -СПб, 1996. 200 с.
  35. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. 150 с.
  36. И.В. Особенности контроля уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения Дис.. канд. Пед. наук СПб. 1996.210 с.
  37. И.В. Особенности контроля уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1996.211 с.
  38. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  39. В.В. О понятии развивающего обучения. // Педагогика, 1995. -№ 1.29−39 с.
  40. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  41. В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973. С. 66−69.
  42. В.В. Самоконтроль // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1994. С. 305−306.
  43. В. Обучение по способностям. // Народное образование, 1994. № 2−3. 89−91 с.
  44. В.Б. Теория методов воспитания в педагогическом процессе // Автореф.. докт. пед. наук. СПб., 1993. 40 с.
  45. В.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 1961.240 с.
  46. Жарова J1.B. Управление самостоятельной деятельностью учащихся: Учебное пособие. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982. 75 с.
  47. Л.В. Учить самостоятельности: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1993. 205 с.
  48. Л.В. Формирование самоконтроля // Народное образование. -1971.-N4. С.74−76.
  49. Л.Я. Формирование у младших школьников умения контролировать учебную деятельность: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1986. 207 с.
  50. Закон Российской Федерации «Об образовании»: Российская газета. 1992. 31 июля.54.3анков JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996. 426 с.
  51. B.П. и Мещерякова Б. Г. М.: Изд-во Институт практической психологии. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 544 с.
  52. B.C. Развитие навыков самоконтроля у учащихся начальной школы (3 кл.) // Ученые записки Омского пединститута. Омск, 1963.1. C.19−24.
  53. Л.Б. Об особенностях формирования самоконтроля. // Вопросы психологии. 1961.-N 2. С. 5−16.
  54. И.А., Петров Ф. Н. Самоконтроль в деятельности / Педагогическая энциклопедия. М., 1996. 775 с.
  55. В.К. Методологическая культура учителя, ее формирование в учебном процессе педагогического вуза // Новые исследования в педагогических науках. Выпуск I (57) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1991. С.75−78.
  56. Г. Д. Совершенствование урока как целостной системы. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983.76 с.
  57. А.А., Зайцева Ж. А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе. Казань, 1995, 15 с.
  58. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. 192 с.
  59. B.C. Формирование критичности младших школьников в учебной деятельности: Дисканд. пед. наук. СПб., 1995. 205 с.
  60. Я.А. Великая дидактика // Коменский Я. А. Избр. Пед. соч.: В 2-х т. М.: АПН РСФСР, 1982. Т. 1. 655 с.
  61. С.В. Психолого-педагогические основы интенсификации профессиональной подготовки в техническом вузе. Л., 1989. 80 с.
  62. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования умений самостоятельной учебной работы в младшем школьном возрасте: Автореф.. канд. пед. наук. Майкоп., 2000. 22 с.
  63. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. М., 1980. 368 с.
  64. Е.К. Пути совершенствования методов профессионально-педагогической подготовки учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1980. 24 с.
  65. Ю.Н. Знание и мышление // Вечерняя средняя школа. 1985. № 5. 71−73 с.
  66. О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: Автореф.. докт. пед. наук. СПб., 1992. 38 с.
  67. Н.Ю. Самостоятельная работа на уроке как фактор активизации учебно-познавательной деятельности школьника. Дис.. канд. Пед. наук. Л., 1984. 264 с.
  68. А.А. Педагогическое общение. М., 1879. 114 с.
  69. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Наука, 1980. 168 с.
  70. И.Я. Качество знаний учащихся: какими они должны быть? // Новое в науке, жизни и технике. Серия «Педагогика и психология» № 1, М.: Педагогика, 1978. 208 с.
  71. И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся. В сб. «Новые исследования в педагогических науках». Вып. 2, М.: Знание, 1971.21 с.
  72. Н.Н. Формирование умственного действия планирования у младших школьников: Дис.. канд. психол. наук. — Л., 1978. 189 с.
  73. Н.Н. Формирование умственного действия планирования у младших школьников: Дис.. канд. психол. наук. — Л., 1978. 189 с.
  74. .Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека// Психол. журн. 1985. Т. 6., вып. 6.
  75. Е.В. Контроль и оценка личностных достижений учащихся в современной развивающейся школе: Дис.. канд. пед. наук. Псков, 2001.214 с.
  76. А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной работы учащихся. М.: Высшая школа. 1979. 159 с.
  77. А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. Автореф. дис.. канд.пед. наук. М.: 1978. 38 с.
  78. А.С. Методика формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий. — М.: Высшая школа, 1973. 137 с.
  79. С.И. Методом опережающего обучения. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  80. А.С. Педагогическая поэма. Лекции о воспитании детей. Л. В. Конисевичу // Макаренко А. С. Пед. соч.: В 8 т. М.: Педагогика. 1986. Т.З. 8−457 е.- Т.4. 59−117 е.- Т.8. С.107−108.
  81. К.И. Самоконтроль в учебной работе младших школьников. // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М.: Педагогика, 1962. С. 186−232.
  82. А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. -М., 1990. 191 с.
  83. М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 142 с.
  84. М.И. Современный урок: вопросы теории. М.: Педагогика, 1981. 191 с.
  85. В.И. Развитие мотивов контрольно-оценочной деятельности в структуре учения младших школьников: Автореф.. канд. психол. наук. М., 1999. 18 с.
  86. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1997. 231 с.
  87. И.А. Формирование у младших школьников умения анализировать и принимать учебную задачу: Дис.. канд. пед. наук. -Л., 1989. 240 с.
  88. М.И. Проблема обучения и воспитания и психологического развития ребенка / Под. Ред. Божович Е. Д. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж- Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. 448 с.
  89. М.И. Проблемы учения и развития (к вопросу о теории учения). // Современная педагогика, 1979, № 9.
  90. Г. И. Коммуникационные умения педагога. СПб.: СПбГУ, 1996.64 с.
  91. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. М.: Педагогика, 1981. 120 с.
  92. В.Ф. Творчество учителя в концепции многомерного развития личности //Творчество и педагогика. М., 1988. С. 153−154.
  93. Т. Е. Организаторская деятельность учителя в процессе обучения: Автореф. .канд. пед. наук. М., 1977. 18 с.
  94. Г. С. Самоконтроль человека. JL, 1989. 279 с.
  95. Обучение процесс сотрудничества учителей и учащихся. Методические рекомендации. Новгород: Новгородский институт, 1990. 71 с.
  96. Ю.О. Формирование приемов самоконтроля в процессе обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: 1969. 19 с.
  97. А.Б. и др. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: 1983. 96 с.
  98. А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирования активной личности. — М.: Знание, 1986. 80 с.
  99. К. Т. Формирование самостоятельности учащихся первого класса в общественно-полезной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. JI., 1981. 164 с.
  100. Н.Б. Психологические особенности развития уверенности в младшем школьном возрасте: Дис.. канд. пед. наук. — СПб., 1993.202 с.
  101. Педагогика. Учеб. пособ. для педучилищ./ Баранов С. П., Болотина JI.P., Воликова Т. В. М.: Просвещение, 1981. 367 с.
  102. Педагогика. Учеб.пособ. Для студентов пед. вузов и пед. колледжей./ Под ред. Пидкасистого П. И. М.: Пед-ое общество России, 1998. 640 с.
  103. Педагогика./ Под ред. Груздева П. Н. М.: Педгиз, 1940. 28 с.
  104. Педагогическая энциклопедия. М.: Знание, 1986. 80 с.
  105. Педагогическая энциклопедия. / Под ред. Каирова И. А. М.: Сов. Энциклопедия, 1968. 215 с.
  106. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Под ред. Г. И. Щукиной. JL: ЛГПИ им А. И. Герцена, 1983. 156 с.
  107. Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариантной образовательной системы./ Под ред. Лебедева О. Е. -СПб., 1994. 100 с.
  108. А.И. Воспитание у младших школьников готовности к нравственному самоопределению: Дисканд. пед. наук. СПб, 2001.133 с.
  109. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества).-М.: Педагогика. 1972. 184 с.
  110. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. -М.: Педагогика. 1980. 240 с.
  111. П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. -М.: Знание, 1985. 80 с.
  112. Н.И. О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий// Пирогов Н. И. Избр.пед.соч.М.: Педагогика, 1985. С. 166−172.
  113. А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981. 426 с.
  114. Н.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении: Дис.. докт. пед. наук. Казань, 1976. 390 с.
  115. М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт: Пособие для учителя. Киев: Радн. школа, 1988. 189 с.
  116. A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дис.. канд. пед.наук., 1977.
  117. Психология. Словарь./ под общ. ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. М.: Просвещение, 1990. 494с.
  118. Л.В. Проблемное обучение. М.: ЦОЛИУВ, 1990. 65 с.
  119. А.И. Управление умственной деятельностью младшего школьника. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. 133 с.
  120. Реан А.А., Бордовская Н. В. Педагогика СПб: Питер, 2004. 304 с.
  121. А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1994. 82 с.
  122. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АНКССР, 1958. 147 с.
  123. С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М.: Госучпедгиз, 1946. 704 с.
  124. .А. Формирование действия контроля в учебной деятельности младших школьников. // Психологические проблемы учебной деятельности. Киев, 1977. С.63−69.
  125. А.К. Психологические особенности воспитания самоконтроля у учащихся 1−3 классов в учебной работе: Автореф.. канд. пед. наук. Киев., 1953. 16 с.
  126. И.А. Развитие адекватности и устойчивости самооценки младших школьников в учебной деятельности: Автореф.. канд. психол. наук. СПб., 2000. 22 с.
  127. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1971. 207 с.
  128. Г. А. Формирование самоконтроля у учащихся начальных классов на уроках русского языка: Автореф.. канд. пед. наук. Л., 1964. 18 с.
  129. Г. М. Формирование самоконтроля в процессе овладения первоклассниками умения решать простые арифметические задачи: Дис. .канд. пед. наук. Л., 1979. 185 с.
  130. В.И. Самоконтроль в трудовой деятельности учащихся // Советская педагогика. — 1962. — N 2. С.46−54.
  131. В.П. Организация процесса обучения в школе. М.: Просвещение, 1968. 248 с.
  132. Ю.В. Формирование самоконтроля при осмыслении учебного текста: Автореф. .канд. пед. наук. М., 1973. 19 с.
  133. Н.Н. Пректирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя: Автореф.. докг. пед. наук. Москва, 1995,40 с.
  134. Сухомлинский В. А Разговор с молодым директором школы.: Беседа первая. Основные проблемы творческого труда педагога // Сухомлинский В, А Избр. пед. соч.: В 3 т. М: Педагогика, 1981. Т.3.9−34 с.
  135. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. 343 с.
  136. JI.H. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1953. 398 с.
  137. Е.П. Обобщение и применение знаний учащихся IV классов в процессе обучения: Дисс.. канд. пед. наук. JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1962. 472 с.
  138. Г. П. Взаимодействие учителя и учащихся при формировании обобщенных знаний и способов деятельности в процессе обучения: Дис.. канд.пед.наук. СПб., 1993. 168 с.
  139. А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Дис.. докт. пед. наук. Л., 1991.396 с.
  140. К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии // Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 10 т. М.: АПН РСФСР. 1948. Т.З. 87−254 с.
  141. Г. В. Возрастная динамика прогнозирования учащимися результатов учебной деятельности: Автореф.. канд. психол. наук. Л., 1987. 17 с.
  142. Н.Н. Формирование учебных умений у первоклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1985. 17с.
  143. С.П. Особенности взаимосвязи мышления и уровня притязаний у младших школьников: Автореф.. канд. психол. наук. -М&bdquo- 1997. 16 с.
  144. И.П. Формирование умения самоконтроля на уроках трудового обучения // Начальная школа 1985. — N 6. С. 50−52.
  145. М.А. Психология интеллекта. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1999. 434 с.
  146. С.Е. Проверка решения задачи и формирование самоконтроля у учащихся // Начальная школа. 1984. — N 2. С. 31−35.
  147. С.Т. Новая общественно-педагогическая работа. Метод. Работа наркомпроса и местных органов по народному образованию // Шацкий С. Т. Пед. соч.: В 4 т. М.: Просвещение, 1964. Т.1.195−292 с, Т.3.88−104 с.
  148. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.142 с.
  149. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 554 с.
  150. И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьника.// Вопросы психологии, 1994, № 2. 64 с.
  151. В. А., Силенок М. М. Педагогическая оценка как фактор формирования личности учащихся // Вестник ЛГУ, 1983. № 17.
  152. В.А. Обучение как процесс управления Л., 1988. 160 с.
  153. В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998. 639 с.
Заполнить форму текущей работой