Лапта оказывает заметное влияние на развитие двигательных качеств, оздоровление и функциональную подготовку учащихся. Активная игровая деятельность на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, без сомнения, должна последовательно повышать устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а также вредным влияниям неблагоприятной внешней среды.
Лапта обладает возможностями разностороннего воздействия на игроков. Подросток, занимающийся лаптой, должен быть сильным метателем, быстрым спринтером, выносливым стайером, прыгучим атлетом, ловким и координированным акробатом. В процессе игры в лапту воспитываются быстрота, выносливость, ловкость, координация — качества, необходимые для всестороннего развития человека.
Заметим, что лапта органично вписывается в легкоатлетический цикл уроков физической культуры. Ведь недаром ее называют «игровой легкой атлетикой»! Перебежки в лапте аналогичны переменно-интервальному методу тренировки в беге на средние дистанции. Играя в лапту, юноши и девушки выполняют значительно больший объем работы, чем при обычном беге. Причем перебежки выполняются подростками в соответствии со своими индивидуальными физическими возможностями — но скорости и расстоянию. Кроме того, надо полагать, что лапта содействует развитию анаэробных возможностей человека, от которых зависят качества, необходимые для его выживания в экстремальных ситуациях. Упражнения, используемые при обучении лапте, позволяют выполнять большее количество бросков, ловли и подбора мяча после отскока от площадки, что содействует воспитанию тонкого координационного «чувства мяча». При этом в игровых условиях метание приобретает более значительную эмоциональную окраску в сравнении с обычным программным метанием, что содействует освоению значительных физических нагрузок. Лапта — «горючая смесь» легкой атлетики и спортивных игр, «заправленная соусом» азарта, интереса, интриги.
Проявление активного интереса к этой народной игре, рост ее популярности в среде школьников, учащихся и студентов, диктуют необходимость включения данного материала в программы, но физической культуре средних и высших учебных заведений и утверждения представительства народной лапты в Спартакиадах учащейся молодежи и Универсиадах студенчества. Многими учителями физической культуры рекомендуется использовать эту игру на уроках в сельской школе.