Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Функции тьютора в работе с обучающимися в системе ДО

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интересно, с методической точки зрения, то, что при решении каждой типовой задачи тьютор реализует определенный набор инвариантных функций. То есть, стоит тьютору научиться этим инвариантным функциям, как он приобретает способность выполнять сразу многие действия. Например: Задание Найдите минимальный состав инвариантных функций тьютора по отношению к обучающимся в ДО. Иными словами, составьте… Читать ещё >

Функции тьютора в работе с обучающимися в системе ДО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

У хорошего тьютора в работе с обучающимися возникают вполне определенные задачи, которые можно представить в виде некоей естественной последовательности (рис. 2.11).

Последовательность основных типов задач тьюторов по отношению к обучающимся.

Рис. 2.11. Последовательность основных типов задач тьюторов по отношению к обучающимся

Рассмотрим действия тьютора в ходе решения этих типовых (стандартных) задач в отношении обучающихся в ДО (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Характеристика типовых задач тьютора в отношении обучающихся в ДО.

Типовые задачи.

Действия тьютора.

Знакомство (вхождение в деятельность).

Определение целей и задач совместной деятельности. Оказание психологической поддержки, снятие барьеров. Диагностика начального и текущего состояния обучающихся. Разработка стратегии работы группы на презентации. Построение обобщенного «портрета» группы, определение сильных и слабых сторон.

Определение собственной роли и позиции в группе. Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение.

«Размораживание» (проблематизация).

Определение учебного потенциала группы.

Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом.

Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе. Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся.

Включение обучающихся в активную работу.

Создание мотивации.

Выделение индивидуальных проблем обучающихся. Поддержка мотивации.

Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися. Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося. Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы.

Продолжение табл. 2.5

Типовые задачи

Действия тьютора

Вовлечение всех обучающихся в работу группы. Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся.

Работа с проблемами, предложенными группой.

Организация изучения концепций курса.

Объяснение сложных вопросов, концепций.

Системное представление концепций курса.

Выделение главных идей в теме, курсе.

Организация работы обучающихся с кейс-стади. Объяснение концепций курса.

Демонстрация связи курса с реальной практикой обучающихся.

Обучение умению работать с ситуацией, видеть и формулировать проблему.

Представление более полного и более широкого, чем в материалах курса, взгляда на изучаемую область. Подготовка и чтение мини-лекций.

Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся.

Работа с проблемами, предложенными группой. Оформление опыта обучающихся.

Обзор материалов всего курса Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся идей, адекватных изучаемым материалам.

Оценка адекватности применения концепций.

Организация групповой и индивидуальной работы.

Организация групповой работы.

Обучение контингента навыкам рефлексии.

Обучение практическому применению концепций. Организация межгруппового взаимодействия.

Выбор адекватных методов обучения.

Организация дискуссии.

Обучение навыкам самостоятельной работы.

Вовлечение всех обучающихся в работу группы.

Обучение навыкам эффективного общения.

Выбор и использование разнообразных групповых упражнений.

Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися.

Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся.

Обучение обучающихся способам рационального мышления.

Организация обратной связи и рефлексии.

Определение сильных и слабых сторон в деятельности обучающихся.

Выделение индивидуальных проблем обучающегося; диагностика начального и текущего состояния обучающихся. Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.

Организация обратной связи.

Окончание табл. 2.5

Типовые задачи

Действия тьютора

Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы.

Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию.

Проведение рефлексии собственной деятельности. Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития.

Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах. Предоставление обучающимся советов по организации личной работы.

Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся.

Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон.

Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок.

Как разнообразен перечень действий тьютора! По силам ли такое обыкновенному человеку, даже разносторонне образованному? Однако более внимательный взгляд на эти действия позволяет выделить в них нечто общее, что можно назвать функциями тьютора в отношении обучающихся. Таким образом, функции тьютора в отношении обучающихся представляют собой общую и необходимую часть всех возможных способов удовлетворения потребностей обучающихся в ходе обучения в ДО.

Интересно, с методической точки зрения, то, что при решении каждой типовой задачи тьютор реализует определенный набор инвариантных функций. То есть, стоит тьютору научиться этим инвариантным функциям, как он приобретает способность выполнять сразу многие действия. Например:

  • • определение сильных и слабых сторон каждого обучающегося;
  • • выделение в письменных текстах и устных сообщениях обучающихся идей, адекватных изучаемым материалам;
  • • диагностика начального и текущего состояния обучающихся и др.

Все эти действия можно назвать одним словом — диагностика.

Задание Найдите минимальный состав инвариантных функций тьютора по отношению к обучающимся в ДО. Иными словами, составьте перечень основных функций тьютора в отношении обучающихся.

Основными функциями тьютора в отношении обучающихся в ДО можно считать следующие:

  • • диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;
  • • осуществление целеполагания;
  • • мотивация и вовлечение обучающихся;
  • • управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;
  • • коррекция деятельности обучающихся;
  • • контроль выполнения заданий;
  • • рефлексия деятельности (своей и обучающихся).

Если попытаться сопоставить эти функции с типовыми задачами тьютора по отношению к обучающимся, то получится следующее (табл. 2.6):

Таблица 2.6

Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся в ДО.

Типовые задачи.

Функции.

Знакомство.

Диагностика; целеполагание.

«Размораживание» (проблематизация).

Мотивация.

Организация изучения концепций курса.

Организация деятельности.

Организация групповой и индивидуальной работы.

Коррекция.

Организация обратной связи.

Контроль.

Итоговое задание Сравните перечень действий тьютора в отношении обучающихся, который получился при анализе объективных трудностей обучающихся в ДО (табл. 2.5), с перечнем ожиданий обучающихся от тьютора, который вы составили в начальном задании раздела 2.2. Попытайтесь объяснить несовпадение ожиданий обучающихся от тьютора (на начальном этапе) и требований системы ДО к действиям тьютора.

Комментарий

Мы надеемся, вы понимаете, что первый перечень обусловлен требованиями ДО к организации деятельности обучающихся, а второй — обычными представлениями неофита?

Подобное несовпадение — одна из трудностей, с которой вы столкнетесь в начале пути. Будьте готовы к этому. Мы еще вернемся к обсуждению этой проблемы. Здесь мы хотели лишь еще раз выделить ключевую задачу тьютора: создание условий для адекватного самоопределения (как собственного, так и обучающихся) в пространстве учебной деятельности. Только при этом условии может состояться встреча двух партнеров-субъектов — обучающегося и его помощника тьютора.

Рассмотрим деятельность тьютора сквозь призму его отношений с компонентами среды ДО (рис. 2.12).

Среда ДО в виде образовательного учреждения влияет на тьютора не только через обучающихся, но и непосредственным образом. И часто довольно ощутимо.

Новый ракурс рассмотрения деятельности тьютора.

Рис. 2.12. Новый ракурс рассмотрения деятельности тьютора

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой