Речевое общение как основа формирования профессиональной культуры будущего специалиста: В сфере профессиональной коммуникации
Диссертация
На современном этапе, когда наблюдается взаимопроникновение культур различных стран и народов, мировое образование должно развиваться в контексте диалога культур, основной целью которого является не просто подготовка высокопрофессионального специалиста в той или иной области, но и «человека культуры», способного и готового к общению и сотрудничеству с людьми разных национальностей, рас… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Научные основы формирования профессиональной культуры специалиста сферы профессиональной коммуникации в вузе. ^
- 1. 1. Теоретический анализ проблемы формирования профессиональной культуры специалиста как основы профессиональной подготовки в вузе
- 1. 2. Сущностная характеристика и специфика процесса формирования профессиональной культуры специалиста сферы профессиональной коммуникации в системе вузовской подготовки
- 1. 3. Речевое общение как культурно-языковое пространство и основа формирования профессиональной культуры специалиста сферы профессиональной коммуникации в вузе
- 1. 4. Современные требования к организации речевого общения специалиста сферы профессиональной коммуникации в вузе
- ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное обоснование эффективности формирования профессиональной культуры специалиста сферы профессиональной коммуникации в вузе
- 2. 1. Структурно-функциональная модель формирования профес-* сиональной культуры специалиста сферы профессиональной коммуникации средствами речевого общения
- 2. 2. Критериальная характеристика и методика исследования эффективности процесса формирования профессиональной культуры специалиста сферы профессиональной коммуникации
- 2. 3. Педагогические условия и основные направления формирования профессиональной культуры специалиста сферы профессиональной коммуникации в процессе речевого общения
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни /К. А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991.-299 с.
- Агаков В. Г. Об опыте и перспективах международного сотрудничества Чувашского госуниверситета в области образования и науки /В. Г. Агаков, А. Н. Андреев //Интегральная педагогика (спец. выпуск). — 2000. С. 33−37.
- Аксенова Г. И. Студент как субъект образовательного процесса /Г. И. Аксенова. Рязань: РИНФО, 1998. — 160 с.
- Активизация познавательной деятельности: сборник научных трудов под ред. Н. Д. Никандрова. Ленинград: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1997.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике /Ш. А. Амона-швили. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 496 с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания /Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 2000.-351 с.
- Андреев В. И. Деловая риторика: практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемики и ораторского мастерства /В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993. — 250 с.
- Андрущенко Т. Ю. Психология профессионального общения: методическое пособие /Т. Ю. Андрущенко, В. В. Кисляков. Волгоград: ВГПИ, 1990. — 30 с.
- Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе /Н. П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1984. 204 с.
- Антология исследований культуры. Т.1: Интерпретации культуры /отв. ред. и сост. JI. А. Мостова. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 727с.
- Анцыферова JI. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни /Л. И. Анцыферова //Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. — М., 1991. С. 27−42.
- Арнольдов А. И. Человек и мир культуры: введение в культурологию /А. И. Арнольдов.-М.:МГИК, 1992.-237 с.
- Артемов В. А. Психология обучения иностранному языку /В. А. Артемов. М.: Просвещение, 1969. — 279 с.
- Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров /А. Г. Асмолов. М. — Воронеж, 1996. — 768 с.
- Асмолов А. Г. Психология личности /А. Г. Асмолов. — М.: МГУ, 1990. — 367 с.
- Астафурова Т. Н. Прагматика делового общения /Т. Н. Астафурова // Вестник Волгоградского государственного ун-та. Сер. 2, Филология. 1996. — Вып. 1.-С. 52−58.
- Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов /О. С. Ахманова. — М.: Советская энциклопедия, 1966. 606 с.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект /Ю. К. Бабанский- АПН СССР. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
- Бабосов Е. М. Нравственная культура личности /Е. М. Бабосов. — Минск: Наука и техника, 1985. 184 с.
- Баева O.A. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособ. /О. А. Баева. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Новое знание, 2002. — 367 с.
- Базовая культура личности: теория и методология проблемы /под ред. О. С. Газмана. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — 150 с.
- Барсун Р. Ю. Основы обучения иностранному языку в условиях двуязычия /Р. Ю. Барсун. М.: Высшая школа, 1970. — 176 с.
- Беляев Б. В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка /Б. В. Беляев. М.: Просвещение, 1964. — 136 с.
- Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам: пособие для преподавателей и студентов. — 2-е изд. М.: Просвещение, 1965. 227 с.
- Беспалько В. П. Проблема образовательных стандартов в США и России /В. П. Беспалько //Педагогика. 1995. — № 1. — С. 89−94.
- Бетгер В. В. Диагностика коммуникативных способностей в целях профориентации: дис.. канд. психолог, наук /В. В. Бетгер. Ярославль, 1990. — 148 с.
- Библер В. С. Диалог культур и школа XXI века /В. С. Библер //Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово, 1993. — С. 123−136.
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: учеб. пособ. /Б. М. Бим-Бад. -М.: УРАО, 1998.-575 с.
- Блауберг И. В. Системный подход и системный анализ /И. В. Блауберг, Э. М. Мирский, В. И. Садовский //Системные исследования: методологические проблемы. Ежегодник. — М.: Наука, 1982. — С. 41.
- Богданова Л. В. К вопросу о культуре профессионального общения /Л. В. Богданова //Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. Т. 3. М., 1998. — С. 66 — 69.
- Бодалев А. А. Личность и общение: избранные психологические труды /А. А. Бодалев. М.: МПА, 1995. — 328 с.
- Болдырев А. Творческие основы культуры или еще раз об ученом незнании /А. Болдырев //Вестник высшей школы. 1990. — № 3. — С.17−21.
- Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания /Е. В. Бондаревская //Педагогика. — 1995. № 4. — С. 29−36.
- Боровикова С. А. Профессиональное самоопределение /С. А. Боровикова //Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991. — С. 6−22.
- Бородулина В. К. Основы преподавания иностранных языков в вузе /В. К. Бородулина, Н. М. Минина. М.: Высшая школа, 1968.-117с.
- Бороздина Г. В. Психология делового общения /Г. В. Бороздина. М.: ИНФРА-М, 2002.-295 с.
- Браим И. Культура делового общения: учебник /И. Браим. — Минск: ИП «Экоперспектива», 2000. 174 с.
- Братченко С. JI. Развитие личности в общении и межличностный диалог /С. JI. Братченко, В. А. Якунин //Формирование педагогических умений и профессионально значимых качеств личности у студентов: сборник статей. — Ижевск, 1988. С. 40−48.
- Буева Л. П. Культура и образование. Проблема взаимодействия. Культура, культурология и образование (материалы круглого стола) /Л. П. Буева //Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 12−18.
- Буева Л. П. Человек: деятельность и общение /Л. П. Буева. М.: Мысль, 1978.-63 с.
- Варданян Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): автореферат дис.. д-ра пед. наук /Ю. В. Варданян. М., 1999. — 38 с.
- Веселов П. В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки /П.В. Веселов. 4-е изд., перераб. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 1993.-78 с.
- Ветошина Т. А. К вопросу о сущности самореализации личности /Т. А. Ветошина //Культура и всестороннее развитие социальной личности. — Свердловск, 1980.-С. 31−40.
- Винокур Г. О. Из бесед о культуре речи /Г. О. Винокур //Русская речь. — 1967.-№ 3.-С. 36−41.
- Винокуров В. А. Развитие технологии и высшая школа /В. А. Винокуров //Вестник высшей школы. 1986. — № 5. — С. 18.
- Витлин Ж. А. Навыки и умение в психологии и методике обучения языкам /Ж. А. Витлин //Иностранные языки в школе. 1999. — № 1. — С. 21−26.
- Вишнякова С. Ю. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика /С. Ю. Вишнякова. М.: Новь, 1999. — 357 с.
- Возрастная психология: учеб. пособие для педагогических вузов /под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. — 288 с.
- Возрождение культуры России: истоки и современность: по материалам Всероссийского научного семинара, Санкт-Петербург, 15−16 декабря 1992. Вып.1. СПб.: Знание, 1993. — 108 с.
- Воловик А. В. Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам (из опыта зарубежной методики): автореферат дис.. канд. пед. наук /А. В. Воловик. М., 1988. — 23 с.
- Вопросы методики преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах университетов. — М., 1971. 209 с.
- Воробьева Т. А. Профессиональная пригодность как центральная проблема профессиональной подготовки специалиста /Т. А. Воробьева //Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах /под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1970. — С. 3−17.
- Воронина Г. И Методика обучения чтению аутентичных текстов молодежных средств массовой информации учащихся среднего образования с углубленным изучением иностранного языка: автореферат дис.. канд. пед. наук /Г. И. Воронина. М., 1994. — 16 с.
- Временный государственный образовательный стандарт по иностранному языку //Иностранные языки в школе. 1993. — № 5. — С. 4−12- 1994. — № 2. — С. 4−15.
- Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Начальное образование (Проект, 2-я редакция) / ВНИК «Российский образовательный стандарт" — Институт общеобразовательной школы РАО. М.: МО РФ- ИОШ РАО, 1993. — 35с.
- Выготский JI. С. Мышление и речь/JI. С. Выготский. В пер. — М.: Лабиринт, 1999.-351с.
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам.: по-соб. для учителя /Н. Д. Гальскова. 2-е изд., перераб. — М.: АРКТИ, 2003. — 199 с.
- Галъскова Н. Д. К проблеме содержания обучения иностранным языкам на современном этапе развития школы /Н. Д. Гальскова, Э. И. Соловцова //Иностранные языки в школе. — 1991. — № 3. С. 31−35.
- Умственные действия как основа формирования мысли и образа /Гальперин П. Я. и др. //Вопросы психологии. 1957. — № 6. — С. 41−43- 1963. -№ 5. -С. 43−47.
- Гез Н. И. Текст лекций по курсу «Методика обучения иностранным языкам в высшей школе» (раздел «Аудирование») /Н. И. Гез. М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1979. — 66 с.
- Гизатулина Н. В. Воспитание способности к овладению иностранным языком у студентов педагогического вуза как аспект профессиональной подготовки /Н. В. Гизатулина. Ростов-на-Дону: РГПИ. — 273 с.
- Головин Б. Н. Основы культуры речи: учеб. пособие /Б. Н. Головин. — М.: Высшая школа, 1980. 335 с.
- Горячева М. А. Некоторые теоретические проблемы психологии профессионального общения /М. А. Горячева //Инновации в образовании. — 2003. — № 3. С. 102−113.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. — М.: Госкомитет РФ по высшему образованию, 1995. — 383 с.
- Гребнев Л., Кружалин В. Модернизация структуры и содержания инженерного образования /Л. Гребнев, В. Кружалин //Высшее образование в России. -2003.-№ 4.-С. 46.
- Грехнев В. С. Культура педагогического общения: книга для учителя /В. С. Грехнев. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
- Гузеев В. В. Оценка, рейтинг, тест /В. В. Гузеев //Школьные технологии. — 1988. -№ 3. С. 16−19.
- Гуманизация образования на базе диалога культур (новые технологии обучения): межвузовский сборник науч. тр. Самара, 1997. — 242 с.
- Гурвич П. Б. Основы обучения устной речи: курс лекций /П. Б. Гурвич. — Владимир, 1972.
- Гусинский Э. Н. Образование личности: пособ. для преподавателей /Э. Н. Гусинский. М. Интерпракс, 1994. — 136 с.
- Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников: автореферат дис.. канд. пед. наук /И. Ю. Гутник. СПб., 1996. — 27 с.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения /В. В. Давыдов. — М.: Ин-тор, 1996.-542 с.
- Давыдова М. А. Деятельностиая методика обучения иностранным языкам /М. А. Давыдова. М.: Высшая школа, 1990. — 176 с.
- Деркач А. А. Акмеология: Пути достижения вершин профессионализма /А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. М., 1993. — 23 с.
- Дидактические принципы //Педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1964. -С. 112.
- Днепров Э. Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра» /Э. Д. Днепров. М.: РАО Федеральный ин-т планирования образования МО РФ, 1996.-719 с.
- Донина О. И. Личностно-ориентированные педагогические технологии как средство реализации адаптивного образования /О. И. Донина //Образовательные технологии в педагогике высшей и средней школы. Ульяновск, 2001.-С. 42−46.
- Донина О. И. Подготовка к труду и выбору профессии важнейшая задача образовательных учреждений /О. И. Донина //К.Д. Ушинский и современная школа: материалы научно-практической конференции. — Курск, 1996. — С. 149 157.
- Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации /Т. М. Дридзе. М., 1984.
- Дридзе Т. М. Язык и социальная психология: учеб. пособ. /Т. М. Дридзе- под ред. проф. А. А. Леонтьева. М.: Высшая школа, 1980. — 224 с.
- Дружнлов С. А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования /С. А. Дружилов //Сибирь. Философия. Образование. Альманах СО РАО, ИПК. Выпуск 5. — Новокузнецк, 2001. —С. 46−56.
- Зинченко В. П. Духовное возрождение /В П. Зинченко // Человек. 1990. — № 2. — С. 45−47.
- Дьячков М. В. Социальная роль языков в многоэтнических обществах: пособ. для университетов и педагогических институтов /М. В. Дьячков. — М.: ИЯНР и ИНПО, 1993. 115 с.
- Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя /С. Б. Елканов. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
- Елухина Н. В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции /Н. В. Елухина //Иностранные языки в школе. -2002. -№ 3. С. 12−15.
- Есарева 3. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы /3. Ф. Есарева. Л., 1974. — 112 с.
- Ефимов Ю. И. Человеческий фактор и культура /Ю. И. Ефимов, И. А. Громов. Л.: Наука, 1989. — 192 с.
- Жуганов А. В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализация /А. В. Жуганов. Л.: Наука, 1991. — 141с.
- Загвязинский В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука /В. И. Загвязинский //Инновационные процессы в образовании. — Тюмень, 1990.-С. 3−9.
- Загвязинский В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования /В. И. Загвязинский. М., 1995. — 154 с.
- Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение /В. И. Загвязинский. — М.: Знание, 1987.-80 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (постановление Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992) //Российская газета. — 1992,31 июля.
- Зачесова И. А. Отражение в речи особенностей взаимодействия партнеров по общению /И. А. Зачесова, Н. Д. Павлова //Вопросы психологии. 1990. — № 1.-С. 162−166.
- Зеер Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование /Э. Ф. Зеер //Педагогика. 2002. — № 3. — С. 16−24.
- Зильберман Д. Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность /Д. Б. Зильберман //Вопросы философии. — 1996. № 4. — С. 72 105.
- Зимняя И. А. Психологические особенности начального овладения иностранным языком /И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев //Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе. М., 1976. — С. 31−39.
- Зинченко В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии /В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. -М.: Тривола, 1994. 304 с.
- Зинченко В. П. Образование, мышление, культура /В. П. Зинченко //Новое педагогическое мышление /под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1989. -С. 90−102.
- Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание /П. И. Зинченко. М.: АПГ РСФСР, 1962. — 562 с.
- Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс /Н. С. Злобин. М.: Наука, 1980.-301с.
- Зюзин Д. И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема /Д. И. Зюзин. М.: Наука, 1978. — 165 с.
- Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности /Е. М. Иванова. — М., 1987. — 207 с.
- Ивашова А. Н. Методика исследования коммуникативных установок личности /А. Н. Ивашова, Е. В. Заика //Вопросы психологии. 1991. — № 5. — С. 162−166.
- Иконникова С. Н. Диалог о культуре /С. Н. Иконникова. Л.: Лениздат, 1987.-204с.
- Ильин Е. Н. Искусство общения /Е. Н. Ильин. — Минск: Народная Асвета, 1987.- 110 с.
- Ильин М. С. Основы теорий упражнений по иностранному языку /М. С. Ильин. М.: Педагогика, 1975. — 151 с.
- Иностранной язык как учебный предмет на современном этапе развития общества //Иностранные языки в школе. 1987. — № 4. — С. 3−7.
- Интеллектуальная культура специалиста. Новосибирск: Наука, 1988. — 270 с.
- Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: учеб. пособие для вузов /И. Ф. Исаев. М.: Академия, 2002. -207с.
- Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы /И. Ф. Исаев. — Белгород: Изд-во БГПУ, 1993. 218 с.
- Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя как условие модернизации педагогического образования /И. Ф. Исаев // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 5. — С. 16−21.
- Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /И. Ф. Исаев. — М.: Изательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
- Ительсон JI. Б. Общая характеристика деятельности личности /Л. В. Ительсон //Общая психология. Гл. 6. М., 1977.
- Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений /М. С. Каган.-М., 1988.-319 с.
- Камараса Д. Иностранный язык в высшей школе, предмет, работа, институт, и средства повышения культуры /Д. Камараса //Современная высшая школа. 1988. — № 2. — С. 125−130.
- Кан-Калик В. А. Педагогика как культура /В. А. Кан-Калик // Магистр. — 1991.-№ 6.-С. 1−9.
- Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество /В. А. Кан-Калик, Н. Д. Ни-кандров. М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
- Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия /В. А. Канке. М.: Логос, 2000. — 320 с.
- Каптерев А. И. Информационный анализ профессионального пространства /А. И. Каптерев М.: МГУК, 1992. 141 с.
- Каптерев П. Ф. О самообразовании и самовоспитании /П. Ф. Каптерев // Образование. 1987. — № 1. — С. 23−27.
- Качаев Н. Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности /Н. Н. Качаев. М., 1988.
- Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам /Г. А. Китайгородская, В. А. Бухбиндер. Киев, 1988. — 256 с.
- Климов Е. А. Психология профессионала: Избранные психологические труды /Е. А. Климов- Моск. психолого-соц. ин-т. — В пер. — М.: ИПП- Воронеж: МОДЭК, 1996.-400с.
- Ковалев Г. А. Об активном обучении педагогическому общению: Активные методы обучения /Г. А. Ковалев. М., 1983. — 87с.
- Коган Л. Н. Проблемы исследования целостности культуры /Л. Н. Коган //Общие проблемы культуры и культурного строительства: Экспресс информация. Вып. 12. М., 1982. — 16 с.
- Коган Л. Н. Теория культуры /Л. Н. Коган. Екатеринбург, 1993. — 159 с.
- Колесникова И. А. История мировой педагогической культуры как область научного познания и учебная дисциплина /И. А. Колесникова //Современные проблемы истории образования и педагогической науки.Т. 1. /под ред. 3. И. Равкина. М., 1994.
- Колшанский Г. В. Проблема владения и овладения языком в лингвистическом аспекте /Г. В. Колшанский //Иностранные языки в школе. 1975. — Вып. 10.-С. 19.
- Комарова А. И. Язык для специальных целей: Содержание понятия /А. И. Комарова //Вестник МГУ. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1998. — № 7. — С. 23−27.
- Коменский Я. А. О культуре природных дарований /Я. А. Коменский //Избранные педагогические сочинения. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. — С. 8.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. //Вестник образования России. 2002 — № 6. — С. 12−24.
- Костомаров В. Г. Некоторые теоретические принципы культуры речи /В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев //Вопросы языкознания. 1966. — № 5. — С. 3−16.
- Кравченко А. И. Культурология: хрестоматия для высшей школы /А. И. Кравченко. М.: Академ, проект, 2000. — 638с.
- Краевский В. В. Методология педагогического исследования /В. В. Кра-евский. Самара, 1994. — 156 с.
- Краевский В. В. Методология научного исследования /В. В. Краевский. -СПб., 2001.-148 с.
- Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста /Н. Б. Крылова. — М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
- Кудрин Б. И. Философско-технические основания третьей научной картины мира /Б. И. Кудрин //Техническая реальность в XXI веке: материалы IV конференции по философии техники и технетике. М.: Центр системных исследований, 1999.-С. 136−139.
- Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя /Н. В. Кузьмина. -JL: Знание, 1985. 32 с.
- Кузьмина Н. В. Профессионализм педагогической деятельности /Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. СПб., 1993. — 54 с.
- Куликова JI. Н. Воспитай себя /Л. Н. Куликова. М.: Просвещение, 1991. — 143 с.
- Культура и формирование личности учащейся молодежи: материалы Все-союз. межвуз. научно-практ. конференции. Нижний Новгород, 1991. — 236 с.
- Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых /Ю. Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1985. — 196 с.
- Кэмпбелл Д. Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: пер с анг. /Д. Т. Кэмпбелл- сост. и общ. ред. М. И. Бобневой. СПб., 1996.-391 с.
- Лапидус Б. А. К теории упражнений по иностранным языкам /Б. А. Лапи-дус //Иностранные языки в школе. 1975. — № 10. — С. 21−25.
- Лапидус Б. А. Обучение второму иностранному языку как специальности: учеб. пособ. /Б. А. Лапидус. М.: Высшая школа, 1980. — 175 с.
- Лапидус Б. А. Обучение иностранному языку (поиск новых путей) /Б. А. Лапидус, П. Б. Гуревич //Иностранные языки в школе. 1988. — № 2. — С. 7−40.
- Леви В. Искуство быть собой /В. Леви. М.: Знание, 1991. — 253 с.
- Левина М. М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. М.: ИПК и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1996. — 232 с.
- Левко А. И. Социально-культурная сущность образования: дис. канд. пед. наук /А. И. Левко. Минск, 1992. — 207 с.
- Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы /В. С. Леднев. — 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991. — 223 с.
- Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности /А. А. Леонтьев. — М., 1974.- 241 с.
- Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания /А. А. Леонтьев. М., 1969. — 114 с.
- Леонтьев А. А. Психология общения /А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. -365 с.
- Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность /А. А. Леонтьев. М., 1969.-334 с.
- Леонтьев А. Н. Общение. Сознание. Личность /А. Н. Леонтьев. — М., 1975.-304 с.
- Леонтьев А. Н. Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций /А. Н. Леонтьев. Л.: Гос. учебно-педагогическое изд-во, 1931.- 277 с.
- Лифинцева Н. И. Формирование профессионально-педагогической культуры учителя /Н. И. Лифинцева. М.- Курск: Изд-во Кур. госпедун-та, 2000. — 202 с.
- Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей /Б. Т. Лихачев. Самара, 1997. — 128 с.
- Лихачева Ж. В. Формирование умений делового общения как основы профессионализма у будущих переводчиков: дис.. канд. пед. наук /Ж. В. Лихачева. Казань, 2003. — 194 с.
- Лурия А. Л. Язык и сознание /А. Л. Лурия. М.: МГУ, 1979. — 319 с.
- Макаров Ю. А. Психодиагностика направленности личности в общении: метод, рекомендации /Ю. А. Макаров. Пенза, 1999. — 74 с.
- Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: логиметодологи-ческий анализ / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
- Марквардт К. Г. Развивающая система подготовки специалистов /К. Г. Марквардт. -М.: Знание, 1991 148 с.
- Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя /А. К. Маркова //Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55−63.
- Маркова А. К. Психология профессионализма /А. К. Маркова. — М.: Знание, 1996.-308 с.
- Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка /Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская. Минск: Высшая школа, 1992. — 260 с.
- Матюшкин А. М. Актуальные проблемы психологии высшей школы /А. М. Матюшкин. М., 1977. — 214 с.
- Межуев В. М. О понятии «культура» /В. М. Межуев. М.: Мысль, 1982. — 270 с.
- Методика развития речи на уроках русского языка: пособ. для учителей /Н. Е. Богуславская и др.- под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1980.-240 с.
- Методы системного педагогического исследования. JL, 1980. — 172 с.
- Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения иностранным языкам или лингводидактика /Р. К. Миньяр-Белоручев. //Иностранные языки в школе. — 1996. -№ 1.- С. 16.
- Митин С. Н. Диагностика в процессе управления педагогическими системами /С. Н. Митин //Образовательные технологии в педагогике высшей и средней школы /под ред. Н. Б. Шмелевой и др. — Ульяновск: УлГУ, 2001. С. 89 101.
- Михалевская Г. И. Профессионализм общения: (Учителю о коммуникативных умениях) /Г. И. Михалевская. СПб., 1993. — 56 с.
- Моль А. Социодинамика культуры /А. Моль. — М.: Прогресс, 1973. 406 с.
- Морозова О. П. Педагогический словарь справочник /О. П. Морозова. — Барнаул: БГПУ, 2000. — 270 с.
- Нечаев В. Я. Социология образования /В. Я. Нечаев. М.: МГУ, 1992. — 199 с.
- Никитина H. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности /Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002. — 288 с.
- Николаева С. Ю. Психологическая структура личности и индивидуализации обучения иностранному языку /С. Ю. Николаева И Пути реализации проблемного подхода в обучении иностранному языку: межвуз. сб. науч. тр. — Воронеж, 1986. С. 51−56.
- Новиков А. Н. Профессиональное образование в России: Перспективы развития /А. Н. Новиков. М.: ЭГВЕС, 1997. — 258 с.
- Новое качество высшего образования в современной России //Труд исследовательского центра /под ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто. М., 1995. — С. 5−43.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е. С. Полат. М., 1999. — 216 с.
- Новые ценности образования. М., 1995. — 102 с.
- О становлении человека и личности //Мудрость воспитания: книга для родителей /сост. Б. М. Бим-Бад и др. М.: Педагогика, 1990. — 302 с.
- Оботурова Г. Н. Основные направления в исследовании и комплексного подхода и преемственности в формировании культуры будущего учителя /Г. Н. Оботурова. Вологда, 1989. — 179 с.
- Общая психология: учебник для пед. ин-тов /под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
- Общеевропейские компетенции владения иностранным языком. Проект 2. Совет по культурному сотрудничеству. Комитет по образованию. — Страсбург, 1996.-69 с.
- Общие основы педагогики /под ред. Ф. Ф. Королева, В. Е. Гмурмана. — М., 1967.-328 с.
- Орлов А. Н. Общеобразовательная культура /А. Н. Орлов. М.: Мысль, 1986.- 143 с.
- Орлова А. М. Психология овладения грамматическим понятием «подлежащие» /А. М. Орлова. Известия АПН РСФСР. — 1950. — Вып. 28. — С. 43−52.
- Основы педагогики и психологии высшей школы: учеб. пособ. для слушателей курсов и фак. повышения квалификации преподавателей вузов /под ред. А. В. Петровского. М.: МГУ, 1986. — 302 с.
- Острогорский А. Н. Образование и воспитание/А. Н. Острогорский //Избранные педагогические сочинения. -М., 1990. 302 с.
- Очерки методики обучения устной речи на иностранном языке /под ред. Б. А. Бухбиндера. Киев, 1980. — 233 с.
- Панасюк JI. Ю. Управленческое общение /Л. Ю. Панасюк. М.: Экономика, 1990.- 112 с.
- Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению/Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1991.-223 с.
- Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам /Е. И. Пассов. -М.: Русский язык, 1977. — 216 с.
- Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособ. /под ред. С. И. Са-мыгина. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 543 с.
- Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг /Л. А. Петровская. — М.: Изд-во МГУ, 1989. 108 с.
- Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии /В. Ю. Питюков. М., 1997. -190 с.
- Платонов К. К. О знаниях, навыках и умениях /К. К. Платонов // Советская педагогика. 1963. — № 11. — С. 88−100.
- Платонов К. К. Структура и развитие личности /К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.-255 с.
- Поваренков Ю. П. Критерии профессионализации и формирования структуры профессиональных способностей ЯО. П. Поваренков //Развитие и диагностика способностей /под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М., 1991. —1. С. 34−58.
- Попков В. А. Дидактика высшей школы /В. А. Попков, А. В. Коржуев. — М., 2001.-233 с.
- Поташник М. М. Оптимизация управления школой /М. М. Поташник. — М., 1991.-234 с.
- Практикум по методике преподавания иностранных языков /под общ. ред. К. И. Саломатова и С. Ф. Шатилова. М., 1985. — 149 с.
- Прозоров Г. С. Из чего складывается культура человека /Г. С. Прозоров. — М.: Знание, 1961.-45 с.
- Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология: матер. Всерос. науч.-практич. конф. Белгород, 1996. — 307 с.
- Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала/под ред. В. А. Бодрова.-М., 1991.-231 с.
- Психологические проблемы профессиональной деятельности /под ред. А. Г. Дикой, А. Н. Занковского. М.: Наука, 1991. — 168 с.
- Психология педагогического мышления: история и практика. — М., 1998. — 290 с.
- Психология развивающейся личности /под ред. А. В. Петровского. — М., 1987. -329 с.
- Рахманов И. В. Обучение устной речи на иностранном языке /И. В, Рахманов. М., 1980. — 120 с.
- Решетова 3. А. Психологические основы профессионального обучения /3. А. Решетова. М.: МГУ, 1985. — 207 с.
- Решетова JI. Б. Принципы совершенствования профессионального образования //Образовательные технологии в педагогике высшей и средней школы /под ред. Н. Б. Шмелевой и др. Ульяновск: УлГУ, 2001. — С. 18−20.
- Рогова Г. В. Устная речь как средство обучения /Г. В. Рогова //Иностранные языки в школе. 1976. — № 3. — С. 63.
- Рогова Г. В. Повышение эффективности обучения иностранному языку за счет улучшения психологического климата на уроке /Г. В. Рогова //Иностранные языки в школе. 1977. — № 5. — С. 46−49.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. /К. Роджерс. М.: Прогресс: Универс, 1994. — 480 с.
- Розов Н. С. Культура, ценности и развитие образования /Н. С. Розов. — М., 1992.-201 с.
- Романова Е. С. Психология профессионального становления личности: автореф. дис.. д-ра пед. наук /Е. С. Романова. -М., 1992. — 31 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. — 458 с.
- Рубакин Н. А. Что такое образованный, интеллигентный человек /Н. А. Рубакин //Мудрость воспитания. М., 1990. — С. 14−38.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии /С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 1999. 712 с.
- Рыбасова Ю. Ю. Общекультурная подготовка студентов технических вузов /Ю. Ю. Рыбасова. Казань, 1996. — 236 с.
- Салистра И. Д. Очерки методов обучения иностранным языкам /И. Д. Са-листа.-М., 1966.-188 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации /Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. 255 с.
- Семенов В. С. Культура и развитие человека /В. С. Семенов //Вопросы философии.- 1982.-№ 4.-С. 15−29.
- Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология /В. В. Сериков. Волгоград, 1994. — 121 с.
- Сильвестров В. В. Культура. Деятельность. Общение /В. В. Сильверстов. -М., 1998.- 478 с.
- Скаткин В. Л. Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи /В. Л. Скаткин, Г. А. Рубинштейн //Иностранные языки в школе. -1966.-№ 4.-С. 2−9.
- Скворцов JI. Теоретические основы культуры речи /Л. Скворцов. — М., 1980.- 178 с.
- Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность /Г. Б. Скок. М.: Пед. об-во России, 2000. — 101 с.
- Сластенин В. А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя /В. А. Сластенин, А. И. Мищенко //Советская педагогика. — 1991.-№ 1.-С. 79−84.
- Сластенин В. А. Целостный педагогический процесс /В. А. Сластенин, А. И. Мищенко. М., 1998. — 289 с.
- Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность /В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М., 1998. — 156 с.
- Сластенин В. А. Гуманитарная культура специалиста /В. А. Сластенин //Магистр. 1991.-№ 1.-С. 16−25.
- Сластенин В. А. Профессиональная культура в структуре личности учителя /В. А. Сластенин //Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие. -М.: Прометей, 1993. С. 5−17.
- Современные проблемы профессиональной и деловой культуры: сб. ст. участ. Всерос. науч.-метод. конф. (22 мая 2001) /под ред. Л. В. Торопова. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001.- 128 с.
- Соколов В. В. Культура человеческого общения как элемент профессиональной культуры преподавателя высшей школы /В. В. Соколов. М., 1991. — 91 с.
- Сперанский В. Н. Социальная ответственность личности. Сущность и особенности формирования /В. Н. Сперанский. М., 1987. — 190 с.
- Спирин Л. Ф. Теория и технология решения задач /Л. Ф. Спирин. — М., 1997.-97 с.
- Спиркин А. Г. Сознание и самосознание /А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972.-303 с.
- Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста /Н. Ф. Талызина //Современная высшая школа. 1986. — № 2. — С. 75−84.
- Тимофеев Ю. П. Профессиональное общение и его развитие /Ю. П. Тимофеев. — Астрахань: Изд-во Астрах, пед. ин-та, 1995. 136 с.
- Тощенко Ж. Т. Профессиональная некомпетентность как фактор риска жизнеспособности и устойчивости общества /Ж. Т. Тощенко //Образование и социальное развитие региона. Барнаул, 1995. — № ¾. — С. 3−16.
- Тряпицын А .В. Подготовка студентов педагогических вузов к решению управленческих задач развития школы: автореф. дис.. канд. пед. наук /А. В. Тряпицын. СПб., 2000. — 234 с.
- Туровский М. Б. Культурологическая сущность образования /М. Б. Туровский, С. В. Туровская //Культура традиции — образование. Ежегодник. — М., 1990.-С. 34−46.
- Уайзер Г. М. Развитие устной речи на английском языке /Г. М. Уайзер, А. Д. Климентенко. М., 1972. — 143 с.
- Уман А. И. Технологический подход к обучению: Теоретические основы /А. И. Уман. Орел, 1997. — 119 с.
- Ускова Н. Г. Диалог как педагогическая проблема /Н. Г. Ускова //Специалист. -2000.-№ 9.-С. 26−27.
- Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 8: Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии: Т.1 /Ушинский Константин Дмитриевич — Ин-т теории и истории педагогики. М.- Л.: АПН, 1950. — 476 с.
- Фаенова М. О. Обучение культуре общения на английском языке /М. О. Фаенова.-М.: Высшая школа, 1991.-211 с.
- Федоров И. Разумно использовать мировой опыт /И. Федоров, С. Еркович //Высшее образование России. № 4. — 2003. — С. 43.
- Филиппова В. И. Культура и мировоззрение учителя /В. И. Филиппова // Педагогика. 1992. — № 3−4. — С. 58−63.
- Формирование духовной культуры студенческой молодежи. — Киев, 1991. 199 с.
- Формирование и развитие профессионального сознания студентов: межвузовский сборник научных трудов. Самара, 1991. — 136 с.
- Формирование культурной среды в техническом вузе. М.: НИИВО, 1994.- 152 с.
- Формирование личности студента в процесса профессионально-педагогической подготовки: сборник научных трудов. М.: МГТИИЯ, 1988. — 230 с.
- Формирование профессионально-значимых умений в теории и практике подготовки учителя иностранного языка: межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ, 1987. — 348 с.
- Формирование профессионально-педагогических качеств у студентов педагогических институтов. Саратов, 1985. — 145 с.
- Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иностранной речи (подготовка переводчиков). М., 1989. — 145 с.
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования /А. В. Хуторской //Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
- Хуторской А. В. Современная дидактика /А. В. Хуторской. М., 2001. -625 с.
- Цуканова Е. В. Психологические трудности межличностного общения /Е. В. Цуканова. Киев: Высшая школа, 1995. — 159 с.
- Чекалева Н. В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе /Н. В. Чекалева. Омск, 1998. — 144 с.
- Чиркова Н. В. Основы научного английского языка. Конденсация текста /Н. В. Чиркова /Ульяновск: УлГУ, 1999. 148 с.
- Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека /В. Д. Шадриков. М., 1996. — 279 с.
- Шадриков В. Д. Деятельность и способности /В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994.-317 с.
- Шародо Я. Культурные аспекты изучения языку /Я. Шародо // Курьер ЮНЕСКО. М.: Париж, 1983. -№ 8. — С. 28−29.
- Шейлз Д. Коммуникативность в обучении современным языкам. СКС. Проект № 12 «Изучение и преподавание современных языков для целей общения» /Д. Шейлз. М.: Совет Европы Пресс, 1995. — 349 с.
- Шеховская Н. Л. Формирование профессионально-педагогической культуры преподавателя колледжа: дис. .д-ра пед. наук /Н. Л. Шеховская. — Белгород, 1997.-208 с.
- Шиянов Е. Н. Идеи гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности /Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. Ростов-на-Дону, 1995. — 230 с.
- Шмелева Н. Б. Научно-методические аспекты подготовки личности специалиста как профессионала /Н. Б. Шмелева //Образовательные технологии в педагогике высшей и средней школы /под ред. Н. Б. Шмелевой и др. — Ульяновск: УлГУ, 2001. С. 3−6.
- Шубин Э. П. Основные принципы методики обучения иностранным языкам.-М., 1963.- 110 с.
- Щербина В. И. Из истории отечественной педагогической культуры: учебный материал к курсу «Введение в педагогическую культуру «/В. И. Щербина. Тольятти, 1994. — 133 с.
- Щербина В. И. Опыт использования театральной педагогики в практике обучения учителя педагогическому мастерству /В. И. Щербина //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 1. — Л., 1973. — С. 13−18.
- Щербов А. Д. Педагогические условия развития профессиональной общительности студентов университета: автореф. дис.. канд. пед. наук /А. Д. Щербов. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1996. — 29 с.
- Щуркова H. Е. Педагогическая технология /Н. Е. Щуркова. — М., 1990. — 234 с.
- Эльконин Д. Б. Возрастные возможности усвоения знаний /Д. Б. Элько-нин, В. В. Давыдов. М., 1966. — 345 с.
- Энциклопедия практического самопознания /сост. и авт. коммент. А. И. Красило. -М.: Междунар.пед.академия, 1994. 352 с.
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе /И. С. Якиманская. — М., 1996. 128 с.
- Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности /Е. Л. Яковлева. М., 1997. — 234 с.
- Hadfield I. Advanced Communication games /I. Hadfield. Edinburgh, 1987. -221 p.
- Hansen J. Literacy portfolios: Helping students know themselves /J. Hansen //Educational Leadership. 1992. — № 49. — P. 66−68.
- Hiebert E. A. Portfolios invite reflection from students and staff /Е. A. Hiebert //Educational Leadership. — 1992. -№ 49. — P. 58−61.
- Hornly A. S. The teaching of Structural Words and Sentence Patterns /А. S. Hornly.-L., 1959.-238 p.
- Nierenberg G. I. The Art of Creative Thinking /G. I. Nierenberg. N.Y., 1982. — 220 p.
- Palmer H. E. The Scientific Study and Teaching of Language /Н. E. Palmer. -N.Y., 1982.- 167 p.
- Tier Ch. С. The structure of English /Ch. С. Tier. L., 1952. — 290 p.
- Wittgenstein L. Culture and Value /L.Wittgenstein- ed. G. H. von Wright. -Chicago: University of Chicago Press, 1984. 127 p.237