Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-педагогическое сопровождение досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во второй главе — «Реализация условий социально-педагогического сопровождения учащихся начального профессионального образования» -определяются воспитательные и образовательные потенциалы учреждения начального профессионального образования — профессионального лицея № 9 г. Костромы, раскрываются условия воспитательной эффективности социально-педагогического сопровождения, характеризуются… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА I. Досуговая деятельность учащихся начального профессионального образования как комплексная социально-педагогическая проблема
    • 1. Социально-педагогическая характеристика досуговой деятельности учащихся
    • 2. Опыт организации досуговой деятельности в системе начального профессионального образования
    • 3. Модель социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. Реализация условий социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования
    • 1. Воспитательные потенциалы профессионального лицея № г. Костромы
    • 2. Характеристика условий социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования
    • 3. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Социально-педагогическое сопровождение досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена возрастанием значения свободного времени как пространства саморазвития молодежипоявлением в подростково-молодежной среде новых, зачастую неожиданных форм проведения досуга, не всегда воспринимающихся адекватноограничением возможностей детей и молодежи в удовлетворении потребностей общения и самореализации в досуговой деятельности.

Одним из вариантов педагогической помощи молодым людям в этих сложных обстоятельствах следует признать целесообразную организацию их свободного времени, что позволяет решать широкий комплекс воспитательных и реабилитационных задач, направленных на обогащение духовного облика, содействующих самообразованию и развитию молодых людей, помогающих им в поиске выхода из сложных жизненных проблем.

Анализ научных исследований и современной практики свидетельствует, что в настоящее время общий уровень обеспечения досуга вступил в явное противоречие с требованиями жизни и запросами молодого поколения. Все это приводит к существенным изменениям в подходах как к его организации, так и содержанию, и в силу этого ставит педагогическую теорию и практику перед необходимостью поиска оптимальных путей организации и проведения досуга для разных категорий молодежи, переосмысления проблемы досуговой деятельности с точки зрения ее общечеловеческой и социально-педагогической значимости.

В разные годы вопрос о целесообразности использования свободного времени в процессе становления и развития личности рассматривали М. Г. Бушканец, Б. А. Грушин, Г. А. Евтеева, Г. Е. Зборовский, Г. П. Орлов, Г. А. Пруденский, Э. В. Соколов и другие. Важность педагогической организации свободного времени в жизни детей и молодежи в процессе их социализации подчеркивали С. Н. Иконникова, А. В. Мудрик, А. В. Волохов, И. И. Фришман, И. В. Саркисова, В. Я. Суртаев, С. А. Шмаков. Проблема организации досуговой деятельности старшеклассников рассмотрена в диссертационном исследовании О. Р. Голованова, инновационные тенденции в сфере молодежного досуга выявлены в диссертационном исследовании Н. В. Котельниковой. А. Ф. Воловик, В. А. Воловик, И. Е. Романова, Б. А. Титов, Б. А. Трегубов отнесли досуг к той сфере деятельности, которая предоставляет широкие возможности для наиболее полного проявления индивидуальных качеств человека, обеспечивает реализацию способностей, духовно-нравственное развитие личности и вследствие этого имеет особую значимость для молодежи.

Воспитательные возможности в сфере свободного времени детей и молодежи рассматривались исследователями в контексте различных институтов воспитания (семья, школа, учреждения дополнительного образования), при этом следует признать достаточно слабую разработанность вышеобозначенной проблемы применительно к учреждениям начального профессионального образования.

Вопросы развития и совершенствования учреждений начального профессионального образования, воспитания учащихся, организации их свободного времени освещаются в трудах С. Я. Батышева, Е. Д. Варнаковой, JI.A. Воловича, Н. М. Таланчука, М. И. Рожкова, В. А. Фокина и других ведущих ученых в области профессиональной педагогики. В их работах указывается на то, что проблема профессионального становления и личностного роста учащихся требует глубокой разработки в педагогической науке и практике.

Особую роль в настоящий период, на наш взгляд, играет сопровождение досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования. В рамках изучения вопросов социально-педагогического сопровождения мы опирались на научные концепции, разрабатываемые А. Д. Андреевой, М. Р. Битяновой, О. С. Газманом, Т. П. Осиповой, М. И. Рожковым, A.JI. Уманским.

Решение проблемы социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования осложнено рядом противоречий между:

— потребностью общества в необходимости рационально использовать потенциалы социально-ориентированной досуговой деятельности молодежи и недостаточной интеграцией этой деятельности в систему воспитательной работы учреждений образования и молодежной сферы;

— разработанностью теоретических основ досуговой деятельности молодежи, изученностью отдельных аспектов организации свободного времени детей и молодежи и отсутствием комплексных исследований по проблемам обеспечения досуговой деятельностью учащихся начального профессионального образования;

— наличием оригинального опыта социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования и его недостаточным научно-методическим осмыслением.

Указанные противоречия обусловили выбор проблемы нашего исследования: при каких условиях социально-педагогическое сопровождение досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования будет эффективным?

На основании данной проблемы нами сформулирована цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить условия социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования.

Объект исследования: процесс социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования.

Предмет исследования: условия социально-педагогического сопровождения, обеспечивающие воспитательную эффективность досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования.

Гипотеза исследования: социально-педагогическое сопровождение досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования будет эффективным если:

— предоставить учащимся выбор содержания и форм организации досуговой деятельности;

— способствовать переводу досуговой деятельности из повседневности в событийность;

— стимулировать рефлексивную оценку учащимися происходящих событий в досуговой деятельности.

С учетом цели и гипотезы были сформулированы задачи исследования:

1. Определить особенности досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования.

2. Выявить сущность процесса социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования.

3. Разработать модель социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности учащихся, обеспечивающую воспитательную эффективность данного процесса.

4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить условия социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— психолого-педагогические теории личности (Б.Г. Ананьев,.

A.Г. Асмолов, JI.C. Выготский, А. В. Петровский и др.);

— подходы к социальному воспитанию детей и молодежи (В.Г. Бочарова, М. А. Галагузова, И. С. Кон, А. В. Мудрик, М. И. Рожков,.

B.А. Фокин и др.).

В нашем исследовании мы опирались на современные психолого-педагогические концепции о роли профессионализма и современной профессиональной школы в становлении молодежи (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, Н. В. Кузьмина, B.C. Соколов), личностно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, М.И. Рожков), раскрывающий механизмы формирования психических и социальных качеств личности в деятельности.

Кроме того, для исследования значимы:

— идеи организации досуговой деятельности в молодежной среде (А.Ф. Воловик, В. А. Воловик, И. А. Новикова, Г. П. Орлов, Э. В. Соколов, В .Я. Суртаев, Б. А. Титов, Б. А. Трегубов, С. А. Шмаков, И.И. Шульга);

— концепции социальнопедагогического сопровождения (М.Р.Битянова, Е. В. Козырева, М. И. Рожков, A.JI. Уманский).

Исходя из вышеназванных теоретико-методологических позиций, в ходе диссертационного исследования нами использовались теоретические и эмпирические методы исследования: анализ психологической, историко-педагогической и социально-педагогической литературы, анализ документации, анкетирование, интервьюирование, включенное наблюдение, моделирование, контент-анализ, личностные психологические тесты, ретроспективный анализ личного педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа.

Базой опытно-экспериментальной работы являлись профессиональные лицеи № 6 и № 9 г. Костромы. В исследовании приняли участие 4 экспериментальные (137 учащихся) и 4 контрольные группы (139 учащихся), 19 педагогов дополнительного образования, работающих в профессиональных лицеях и училищах.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивались комплексным анализом проблемы при четком определении исходных теоретических положений исследования и методологических позиций автораиспользованием взаимодополняющих методов теоретического познания изучаемого явления и методик сбора фактического материала, адекватных предмету, цели и задачам исследованиянепротиворечивостью полученных данных и воспроизводимостью основных результатов, большим объемом и репрезентативностью рассмотренной выборки, внедрением методики экспериментальной системы социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности в педагогическую практику.

Личное участие автора состояло в разработке и реализации основных концептуальных идей исследования, программы исследования, непосредственном сборе и обработке эмпирического материала, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, презентации ее результатов.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов:

На первом этапе (2004;2005 гг.) был осуществлен выбор и теоретическое осмысление темы, объекта и предмета исследования, сформулированы его цели и задачи, дано методологическое обоснование, выдвинута рабочая гипотеза, определены основные понятия проблемы исследования, критерии социально-педагогического сопровождения и их показатели, разработана модель эффективности процесса социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности, определены и теоретически обоснованы условия эффективности данного процесса, определены задачи и разработана программа формирующего эксперимента.

На втором этапе (2005;2006 гг.) осуществлен формирующий эксперимент и предварительный анализ эффективности сопровождения, корректировалась тематика исследования, уточнялась модель социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности и состав комплекса условий эффективности данного процесса.

На третьем этапе (2006;2007 гг.) проводилось теоретическое обобщение результатов исследования, литературное оформление диссертации и внедрение в практику научно-методических рекомендаций по результатам исследования. Опубликована серия статей по реализации исследовательской программы, проводилась апробация исследований в ходе выступлений на научно-практических конференциях, заседаниях педагогического совета профессионального лицея, продолжалась деятельность по внедрению в практику работы ПЛ № 9 и других учреждений системы НПО Костромской области научно-методических рекомендаций по результатам исследования.

Теоретическая значимость и научная новизна исследования состоят в том, что:

— дана характеристика процесса досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования, выделены его общие и специфические черты;

— рассмотрены подходы к проблеме социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности и обоснована теоретическая модель данного процесса в учреждениях начального профессионального образования;

— определены и апробированы формы и средства рационального использования свободного времени учащихся начального профессионального образования, способы формирования досуговой стратегии учащихся;

— определены критерии и показатели эффективности социально-педагогического сопровождения учащихся начального профессионального образования;

— выявлены условия, обеспечивающие воспитательную эффективность социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, в создании методического обеспечения досуговой деятельности учащихся, в разработке развивающих программ, позволяющих каждому учащемуся реализовывать себя в различных видах досуговой деятельности.

В ходе диссертационного исследования:

— апробированы диагностические методики по изучению творческого потенциала, коммуникативности, развития эмоциональной сферы учащихся в процессе социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности учреждений начального профессионального образования;

— разработана программа социально-педагогического сопровождения учащихся начального образования, обеспечивающая подготовку учащихся к рациональной организации свободного времени, активизации личностного и творческого потенциала в процессе досуговой деятельности, формирования определенной досуговой стратегии;

— полученные выводы и рекомендации могут быть использованы в учреждениях начального профессионального образования, а также системе вузов и институтов повышения квалификации работников образования, при подготовке и переподготовке классных руководителей, мастеров производственного обучения, педагогов дополнительного образования для работы в учреждениях начального профессионального образования.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику деятельности образовательных учреждений осуществлялось: в процессе обсуждения основных теоретических положений и получаемых эмпирических данных на заседаниях кафедры социальной педагогики КГУ им. Н. А. Некрасова, на традиционных ежегодных научно-практических конференциях аспирантов и молодых ученых в ИПП КГУ им. Н. А. Некрасована научно-практической конференции «Подготовка специалистов социального воспитания молодежи: традиции, трансформации, инновации» (секция «Социально-педагогическое сопровождение личности в процессе самоорганизации детей и молодежи» г. Кострома, февраль 2007 г.) Кроме этого, основные положения исследования были изложены в ходе выступлений на совещаниях педагогических работников, на тематических семинарах на базе профессионального лицея № 9, методических семинарах специалистов молодежной среды и педагогов-организаторов, организуемых отделом досуга и творчества учащейся молодежи УНПО (учреждений начального профессионального образования) — подтверждение результатов осуществлялось в рамках участия в программе Всероссийского Форума организаторов отдыха: инновационные подходы к отдыху, оздоровлению и туризму детей и молодежи (г. Анапа, сентябрь 2006 г.) — внедрение результатов исследования осуществлялось в рамках участия в работе круглых столов, научных дискуссий, творческих выступлений во Всероссийской программе учащейся молодежи «Арт-Профи Форум-2006» (г. Анапа, ДОК «Смена», ноябрь 2006 г.) — результаты исследования подтверждены на научных дискуссиях в рамках участия диссертанта в I олимпиаде аспирантов по педагогическим наукам (г. Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 26−28 марта 2007 г.). Выводы диссертационной работы нашли отражение в научно-методических рекомендациях для педагогов общего и дополнительного образования, работающих с учащимися начального профессионального образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социально-педагогическое сопровождение досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования — процесс, предполагающий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, ориентирующих учащихся начального профессионального образования на развитие коммуникативности, творческого потенциала, развитие эмоциональной сферы, обеспечивающих личностный рост учащегося.

2. Условиями эффективности социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования являются:

— предоставление выбора содержания и форм организации досуговой деятельности учащихся;

— обеспечение перевода досуговой деятельности из повседневности в событийностьи.

— стимулирование рефлексивной оценки учащимися событий, происходящих в досуговой деятельности.

3. Социально-педагогическое сопровождение учащихся начального профессионального образования включает следующие этапы: диагностики, самоопределения в досуговой деятельности, подготовки к участию в досуговой деятельности, самореализации в досуговой деятельности, последействиябазируется на принципах персонификации, бинарности, опосредованного влияния, самореализации учащегося в досуговой деятельности, включенности подростка в личностно и социально-значимые отношения.

4. Критериями определения воспитательной эффективности социально-педагогического сопровождения учащихся начального профессионального образования являются: критерий развития коммуникативностикритерий формирования эмоционального благополучиякритерий активизации творческого потенциала.

Структура диссертационного исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цели, задачи исследования, характеризуется его база, методы, формулируется гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту.

В первой главе — «Досуговая деятельность учащихся начального профессионального образования как комплексная социально-педагогическая проблема» — раскрываются различные подходы к объяснению сущности данного явленияпроводится социально-педагогический анализ изучаемой проблемы, отечественного опыта сопровождения досуговой деятельности учащихся, обосновываются исходные позиции автора, конструируется модель воспитательной эффективности социально-педагогического сопровождения учащихся начального профессионального образования.

Во второй главе — «Реализация условий социально-педагогического сопровождения учащихся начального профессионального образования» -определяются воспитательные и образовательные потенциалы учреждения начального профессионального образования — профессионального лицея № 9 г. Костромы, раскрываются условия воспитательной эффективности социально-педагогического сопровождения, характеризуются особенности социально-педагогического сопровождения, замеряются критерии и показатели воспитательной эффективности социально-педагогического сопровождения учащихся начального профессионального образования, приводятся и анализируются результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении сформулированы общие выводы и намечены направления дальнейшей разработки поставленной проблемы.

В приложениях приводятся материалы опытно-экспериментальной работы и научно-методические рекомендации по организации процесса социально-педагогического сопровождения в учреждениях начального профессионального образования.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

1. Опытно-экспериментальной базой исследования является Профессиональный лицей № 9. Учреждение федерального значения, более чем с 40-летним опытом работы, где реализуются программы основного общего, среднего общего, начального профессионального и среднего профессионального обучения.

2. В ПЛ№ 9 ведется подготовка рабочих кадров по следующим специальностям: мастер отделочных строительных работ с получением квалификации штукатурмастер сухого строительствагазо-электросварщикоператор связиэлектромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и приводного вещания, кабельщик-спайщикрадиомеханик.

3. Социально-педагогическое сопровождение досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования будет обладать воспитательной эффективностью учащихся при реализации следующих условий: предоставление выбора содержания и форм организации досуговой деятельности учащихсяобеспечение перевода досуговой деятельности из. повседневности в событийностьстимулирование рефлексивной оценке учащимися происходящих событий в досуговой деятельности и отражение этой оценки в проектировании своего досуга.

4. Методика социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности учащихся представляет собой программу, обеспечивающую эффективность организации свободного времени учащихся и соответствует в своей логике выделенным этапам модели социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности учащихся.

5. Применение методики позволяет определить значимость социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности учащихся, выявить уровень формирования личностного роста учащихся (низкий, средний, высокий) в процессе социально-педагогического сопровождения учащихся НПО.

6. В соответствии с предложенной моделью и реализации условий социально-педагогического сопровождения, нами было выявлено увеличение уровня личностного роста учащихся экспериментальных группах: в четырех экспериментальных группах был зафиксирован переход на более высокий уровень личностного роста учащихся, что позволяет говорить о успешности проведенной опытно-экспериментальной работы. Обработка полученных данных при помощи t-критерия Стьюдента и % критерия показала достоверность и значимость изменений исследуемого признака с вероятностью ошибки менее 0,001 (или 0,1%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования доказывают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

Сегодня, в эпоху социальных перемен, происходит переосмысление взглядов на многие проблемы, в том числе и на проблему организации досуговой деятельности и свободного времени. Досуг занимает часть свободного времени, которая является личной сферой человека, предоставляет возможности для добровольного выбора занятий, исходя из интересов и потребностей личности, готовит учащегося к меняющимся условиям жизни. Свободное время и досуг — не однородные понятия, но их не следует противопоставлять друг другу. Понятие свободного времени — это прежде всего временное пространство, которое не имеет внутренне присущего ему значения. Досуг же прямо связан с поведением и деятельностью. Детский и молодежный досуг имеет своеобразное содержание ввиду особенностей возраста и выступает средством выработки навыков социального взаимодействия, является временем личной свободы учащихся, способом самореализации, самосовершенствования, самореабилитации.

Досуговая деятельность — это осознанная и направленная активность человека, в которой он удовлетворяет потребности в познании собственной личности и окружающего мира, в результате которой он может выразить себя, удовлетворить собственные интересы. Педагогический процесс в сфере досуговой деятельности представляет собой ее целенаправленную организацию, планомерный перевод на более высокий уровень от репродуктивной через преобразующую к творческой. Профессионально-педагогическая деятельность специалиста — организатора досуга направлена на активное содействие гармоничному развитию личности учащегося, формированию его личностного роста.

Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед учреждениями начального профессионального образования, является совершенствование управлением воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества, полное использование возможностей системы профессионально-технического образования для всестороннего развития личности учащегося, эффективная организация досуговой деятельности и свободного времени учащегося.

Сопровождая досуговую деятельность учащихся, педагог решает следующие задачи: способствует включенности учащихся в разнообразные виды деятельности и в первую очередь в творческую деятельностьпомогает учащимся приобрести необходимые для личностного совершенствования и роста знанияосуществляет обучение учащихся умениям и навыкам познавательной деятельностипомогает учащимся планировать организацию своего свободного времени. Конструктивная организация свободного времени учащихся может осуществляться как в рамках учебного заведения, так и в других организациях и учреждениях, взаимодействующих с ним в целях обеспечения личностного роста учащихся.

Социально-педагогическое сопровождение учащихся начального профессионального образования представляет собой процесс целенаправленных последовательных педагогических действий, ориентирующих учащихся начального профессионального образования на развитие коммуникативности, активизацию творческого потенциала, развитие эмоциональной сферы, обеспечивающих личностный рост учащегося.

Нами была разработана модель социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности учащихся начального профессионального образования.

Приоритетной целью социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности является обеспечение личностного роста учащихся, реализация которой строится на основе следующих принципов: бинарности, опосредованного влияния, персонификации учащегося в досуговой деятельности, включенности старшего подростка в личностно и социально-значимые отношения.

Основными этапами социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности являются: этап диагностики, этап самоопределения в досуговой деятельности, этап подготовки к участию, этап самореализации в досуговой деятельности и этап последействия. Для достижения цели используется комплекс организационных форм, разнообразных по содержанию, количеству участников, ориентации на определенную организационную структуру, возможной позиции учащихся.

Критериями эффективности социально-педагогического сопровождения учащихся начального профессионального образования являются: критерий развития коммуникативности, критерий формирования эмоционального благополучия, критерий активизации творческого потенциала.

Опытно-экспериментальной базой исследования является Профессиональный лицей № 9. Учреждение федерального значения, более чем с 40-летним опытом работы, где реализуются программы основного общего, среднего общего, начального профессионального и среднего профессионального обучения.

Методика социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности учащихся представляет собой программу, обеспечивающую эффективность организации свободного времени учащихся и соответствует в своей логике выделенным этапам модели социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности учащихся.

В соответствии с предложенной моделью и реализации условий социально-педагогического сопровождения, нами было выявлено увеличение уровня личностного роста учащихся экспериментальных группах: в четырех экспериментальных группах был зафиксирован переход на более высокий уровень личностного роста учащихся, что позволяет говорить о успешности проведенной опытно-экспериментальной работы.

В то же время за рамками нашего исследования осталось изучение подготовки педагогов к осуществлению социально-педагогического сопровождения учащихся в системе начального профессионального образования. Перспективным видится рассмотрение взаимодействие педагогов начального профессионального образования с учреждениями дополнительного образования и молодежной сферы в решении задач и социального воспитания учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
  2. Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989.- 335 с.
  3. Альперович Ю. И. Часы досуга нашего. М.: Знание, 1968.— 217с.
  4. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996.
  5. И.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. М.: Прсвещение, 1987. — 143 с.
  6. О.С. Методология культуры педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. — 416 с.
  7. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985.
  8. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М., 1982.
  9. JJ.B., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие.— Ярославль, 1997.- 380 с.
  10. Ю.БайбородоваЛ.В., Рожков М. И'. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1998.1. Байкова В. Г., ДучалА.С., Земцов А. А. Свободное время и всестороннее развитие личности.-М. 1969.- 176 с.
  11. Балакирева Е. И Учебно-игровая деятельность как средство формирования и развития креативной личности школьника: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов, 1996. — 21 с.
  12. А.И. Педагогические условия социального закаливания старшеклассников. Автореф. дисс. канд. пед. наук.— Кострома, 1999. 22с.
  13. В.М. Межгрупповые и межколлективные отношения в жизнедеятельности юношеского лагеря//Воспитание старшеклассников во временном комсомольском коллективе: Межвузовский сборник научных трудов. Кострома: КГПИ, 1989. — С.42−50.
  14. А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. СПб.: Изд. Института профтехобразования РАО, 1996. — 90 с.
  15. А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе (Теоретико-методологический аспект) / Под ред. А. П. Беляевой СПб: Ин-т профтехобразования РАО, 1996. -80 с.
  16. B.C. Педагогика.— Екатеринбург: Деловая книга, 1996.344 с.
  17. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М.: Высшая школа, 1991. -208 с.
  18. А.П. Региональная система профессионального образования // Педагогика, 1993. № 4. С. 68−72.
  19. В.П., Татур Ю. Г. Системно- методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие. -М.: Высш. шк., 1989. 144 с.
  20. М.Г. Свободное время школьника как педагогическая проблема. Казань, 1971. — 119 с.
  21. Р.Б. Воспитательная система 20-х годов / Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей).— М.: Педагогическое общество России, 1998.-С. 137−142.
  22. Т.Н. Система воспитательной работы или воспитательная система//Педагогика. 1998. -№ 5.- С. 117−118.
  23. А.Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: Учебник. М.: Флинта, 1998.- 240с.
  24. Воспитание личности. Опыт. Проблемы. Поиски // Сборник материалов в помощь организаторам воспитания учащихся в образовательных учреждениях г. Москвы.— М.: МИПКРОД994. 118 с.
  25. .З. Семь парадоксов воспитания.— М.: Новая школа, 1994. 78 с.
  26. .З. Школьная комсомольская организация в системе воспитания личности старшеклассника. Автореф. дисс. докт. пед. наук.-М., 1989.- 32 с
  27. ВыготскийJJ.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1989.31 .Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. // Новые ценности образования: десять концепций и эссе: М: Инноватор, 1995. С. 58.
  28. ГершунскийБ.С. Педагогические аспекты непрерывного образования // Вестник высшей школы, 1987. № 8. С. 22−29.
  29. ЪЪ.ГликманИ.З. Воспитание и образование: Педагогика-1999 № 2 С.110−115
  30. Зб.Голованов О. Р. Социально-педагогические условия организации досуговой деятельности старшеклассников в сельском социуме. Авореф. дисс. канд. пед. наук.-Кострома, 1999.-3
  31. Городов В. А, Клопов Э. В. Человек после работы М 1972 — 268с.
  32. Государственный стандарт профессионального образования Российской Федерации. Основные положения. -М.: ИПО МО РФ, 1993.
  33. Государственный стандарт профессионального образования Российской Федерации. Перечень профессий начального профессионального образования. М.: НПО МО РФ, 1993.
  34. О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1986.-48 с.
  35. .А. Свободное время. Актуальные проблемы- М 1 967 175с.
  36. В. Толковый словарь живого русского языка T.I, II М.: Русский язык, 19 824Ъ. Демьяненко С. Р. Формирование культуры молодёжи Дисс канд пед. наук-JI. 1989, — 164с.44Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., 1936.
  37. Дополнительное образование в профессиональном училище. Методические рекомендации преподавателям. М.: Изд. АПО, 2002. 36 с. 4 б. Евтеева Г. А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени. Автореф.дисс.докт.пед.наук.-JI., 1980.- 35с.
  38. В.А. Технология разработки блочно-модульных учебных программ. -М.: ИРПО, 1996. 172 с.
  39. Закон Российской Федерации «Об образовании». Российская газета, 31 июля, 1992. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». — Российская газета, 23 января, 1996.
  40. Г. Е. Свободное время: его рациональное использование // Политическое самообразование 1985. — № 2 — С. 21 — 30
  41. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, JJ.B. Благонадежипой. М., 1972.
  42. С.Н. Диалог о культуре.— Л: Лениздат, 1987.—143 с.
  43. М.И., Степанова Т. А. Мониторинговые исследования НПО // Профессиональное образование. 1998. № 7−8. С. 18.
  44. Н. В. Фролова Т.В. Педагогический смысл помощи и поддержки. // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под ред. чл.-кор. РАО О. С. Газмана / Материалы всероссийской конференции. М.: УВЦ «Инноватор», 1996. — С. 32.
  45. В.Т. Внешкольные учреждения и организация досуга детей //Проблемы школьного воспитания. 1996.-№ 1.- С.27−32.
  46. ЬЪ.Кабуш В. Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения.— Минск, 1995.- С. 36.
  47. Н.М. Стандарты профессионального образования зарубежных стран. М.: Изд. ИРО, 1993. — 43 с.
  48. В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса.— М.:Малое предприятие, 1993. — С.78.
  49. В.А., Новикова Л. И., Селиванова H.JJ. Воспитание? Воспитание Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996.- 160 с.
  50. А.Г. Временный коллектив старшеклассников в системе коллективного воспитания // Воспитание старшеклассников во временном комсомольском коллективе: Межвузовский сборник научныхтрудов.- Кострома: КГПИ, 1989.- С. 10−17.
  51. В.В. Самоутверждение подростков в сфере свободного времени (Психолого-педагогический аспект). Дисс. канд. пед. наук.-СПб., 1992.- 164с.
  52. Классный руководитель в воспитательной системе школы.-Нижний Новгород, 1998, — 112 с.
  53. Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.158 с.
  54. JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.- 252 с.
  55. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества.-Пенза, 1994,-344с.б&.Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1989.-255с.
  56. Я. Как любить ребенка. Книга о воспитании, — М.: Политиздат, 1990.- 492 с.
  57. Крылова Н. О летний отдых//Народное образование.- 1999. -№ 5.-С. 18−22.
  58. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ, 1985.
  59. В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. М.: Народное образование. 1994. — 216с.
  60. Культура досуга. Киев: Издательство Киевского государственного университета, 1990.- 237 с.
  61. .В. Формы воспитательной работы с детским объединением: Учебно-методическое пособие. Кострома: КГУ 1999.-37 с.
  62. Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и вузах. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 1990. -159 с.
  63. Ю.А. Преемственность профессионально-технической и высшей школы. Свердловск. Изд-во Урал, ин-та, 1990. — 120 с.
  64. Ю.А. Теоретические основы преемственности профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и технических вузах: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 1990. 30 с.
  65. Г. П., Лихтенштейн А. С. Организация досуга учащихся-М.: Высшая школа, 1969.— 33 с.
  66. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профильного образования. М.: Высш. шк., 1994. — 279 с.
  67. А.Н., Ермоленко В. А., Новикова Т. Т. Основы проектирования примерный (типовой) учебно-программной документации: Методические рекомендации. -М.: ИРПО, 1996 42 с.
  68. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. М.: МГУ, 1971.- 40 с. 89 .Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1975.-432 с.
  69. Летняя страна детства для юных граждан России: Методологические основы организации деятельности летних детских оздоровительно-образовательных учреждений / Под редакцией Г. П. Будановой. М.: НИИ семьи, 1997.- 120 с.
  70. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей.- Самара, 1997.- 85с.
  71. О.В. Педагогическая психология воспитания.- М., 1997.256с.
  72. Т.Ю. Диверсификация профессионального образования. -М., ИТОП РАО. 200. 145 с. 9 б.ЛомовБ.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  73. А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. -М.: Просвещение, 1981.- 208 с.
  74. А.Н. Эмоциональные потенциалы коллективы. -М:Педагогика, 1988.- 128 с.
  75. А.С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1988.301 с.
  76. МалининГ.А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система
  77. С.Т. Шацкого.- М.: Прометей, 1993. 176 с.
  78. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  79. МасловА.В. Социально-психологические проблемы процесса становления молодого специалиста выпускника ПУ. Автореф. дисс. к.п.н.-Ярославль, 1998. — 15 с.
  80. B.C. Подросток в свободное время Л.: Знание, 1988.- 48с.
  81. Т.В., Рожков М. И., Ходырев Е. А., Харунжев А. А., Вахрушева С. Н., Ковалъчук М. А., Ивутина Е. П. Социальное самоопределение учащейся молодежи в условиях современного общества. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2003.-155 с.
  82. А.Б. Человек в свободное время: Мнение социолога.-Минск: Наука и техника, 1989.-51с.
  83. МудрикА.В. Введение в социальную педагогику.- М., Институтпрактической психологии, 1997.-365с.
  84. МудрикА.В. О воспитании старшеклассников. Книга для классных руководителей М.: Просвещение, 1981. — 176с.
  85. МудрикА.В. Общение как фактор воспитания школьников.- М.: Педагогика, 1984.-111с.
  86. МясищевВ.Н. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1975. — 432 с.
  87. А.В. Свободное время и его использование .- JL: Знание, 1964.-220с.
  88. A.M. Базовое профессиональное образование: проблемы интеграции.//Специалист, 1996. № 5, с. 2−5.
  89. A.M. Проблемы демократизации профессионального образования. // Специалист, 1999. № 1. С. 2−9.
  90. A.M. Профессиональное образование России. М., 1997.
  91. Л.И. Школа и среда.-М.:Знание, 1985.-80с.
  92. Т.Т. Отбор содержания обучения квалифицированных рабочих в профессиональных образовательных учреждениях. Методические рекомендации. М.: ИРПО, 1995. — 60 с.
  93. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития: (сб. ст.) / Под ред. М. И. Кондакова. М.: Педагогика, 1986. — 245 с.
  94. Р.В. Справочная книга школьного психолога.— М.: Просвещение, 1993.— 256 с.
  95. С.И. Словарь русского языка. / Под ред. чл.-корр. АПНСССР И. Ю. Шведовой.20-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1988. -750с.
  96. .Л. Профессиональное техническое образование в зарубежных странах. М.: Высшая школа. 1989. — 224 с.
  97. Организационно-экономическое проектирование учебно-профессиональных комплексов и центров непрерывного образования: методические рекомендации / АПН СССР, НИИ профтехобразования. -СПб.: НИИ профтехобразования. 1992. 79 с.
  98. Организация методической работы в учреждениях начального профессионального образования / Под ред. J1.A. Шишковой. Ярославль, 2000.-37 с.
  99. ГЛ. Культура досуга.— М.: Профиздат, 1981.— 80 с.
  100. ГЛ. Свободное время и личность.— Свердловск, 1983.—176с.
  101. ГЛ. Свободное время как социологическая категория. Свердловск, 1973.— 158 с.
  102. ГЛ., Букреев В. И. Активный отдых как фактор развития личности. -М.: Знание, 1981.— 64 с.
  103. Оценка эффективности деятельности профессиональных училищ в условиях рынка / Под ред. Т. А. Степановой. Ярославль: ЯГПУ ИПП, 1997.
  104. ПартисЕ.А. Работа и досуг в образе жизни населения//Образ жизни в условиях перестройки: Динамика, тенденции, противоречия. -М., 1992.- С. 135−143.
  105. В.Д. Изменения в использовании свободного времени городского населения за 20 лет. (1965—1986)//Социологические исследования, 1991.-С.24−27.
  106. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995.— 637 с.
  107. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.
  108. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 221 с.
  109. В.Ю. Основы педагогической технологии.— М., 1997.176с.
  110. В.М. Ваше свободное время.— Киев: Политиздат Украины, 1998.- 205 с.
  111. Ю.П. Психология профессионального становления личности: (Основы психологической концепции профессионализации). Курск, 1991.
  112. Ю.П., Шадриков В. Д. Формирование информационной основы деятельности в процессе профессионального обучения // Психологический журнал, 1990. Т.2. № 2.
  113. В.В. Изменение позиции старшеклассников в условиях жизнедеятельности временного коллектива//Воспитание старшеклассников во временном комсомольском коллективе: Межвузовский сборник научных трудов — Кострома: КГПИД989.С.87—96.
  114. С.Д. О новом воспитании: Очерки коммунарской методики.- М.: Знание, 1990.- 80 с.
  115. С.Д. Психопедагогика в воспитании: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия научной фантастики. М.: Новая школа, 1996.— 60 с.
  116. С.Д. Школа: как поиск в пути: Книга для учителя. Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1989. 175с.
  117. Проблема результата и качества деятельности учреждений дополнительного образования детей: Материалы научно-практической конференции. Ярославль: Ярославский областной центр детей и юношества.- 82 с.
  118. Проблемы результативности педагогической деятельности. Сборник. Санкт-Петербург, изд-во ГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — 56 с.
  119. Профессиональное образование и формирование личности специалиста / Научно-методический сборник. М.: Изд-во ИПР СПО. 2002. -175 с.
  120. Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы: В 2 т. Т. 1 / Сост. А.Е. Пядочкин- науч. ред. И. П. Смирнов. — М.: ИРПО, 1999. — 424 с.
  121. Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы: В 2 т. -Т. 2: Систематизированный сборник нормативных документов (1888−1999) / Сост. Ю.А. Якуба- Науч. Ред. И. П. Смирнов. М.: ИРПО- Изд. Центр «Академия», 1999. — 816 с.
  122. Г. А. Проблемы рабочего и внерабочего времени: Избранные произведения.— М.: Наука, 1972.- 335с.
  123. Г. А. Свободное время трудящихся в социалистическом обществе//Коммунист, 1960.-№ 15.-С.40−45.
  124. Психологические программы развития личности в подростковом и среднем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной.— Екатеринбург: Деловая книга, 1998.- 144 с.
  125. Психология и педагогика.- М.: Новосибирск, 1998. 175с.
  126. Психология подростка. Под ред. А. А. Реана. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.-432 с.
  127. Психология. Словарь / Под общей редакцией А. В. Петровского, Н. Г. Ярошевского. 2-е изд. исправленное и дополненное.- М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
  128. Разработка и апробация новой образовательной программы начального профессионального образования. Общеобразовательная подготовка. М.: ИРПО, 2004. — 183 с.
  129. . Существует ли цивилизация досуга//Новое время, 1966.-№ 39.- С.6−9.
  130. Т.Е. Перспективные методы формирования социальных ориентации подростков в современной школе. Актуальные проблемы инфраструктуры культурно-досуговой сферы. Автореф. дисс. канд. пед. наук.-СПб, 1996.- 18с.
  131. РеймишидтХ. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Медиа, 1994.
  132. В.Н. Средние специальные учебные заведения Ленинграда. Среднее специальное образование, 1991. № 4. С. 27−30.
  133. М.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1994. 63 с.
  134. М.И. Развитие личности и формирование индивидуальности: Сб. матер, открытых междунар. чтений, посвященных К. Д. Ушинскому. Ярославль, 1996. С.47−48.
  135. М.И., Степанова Т. А. Программа социальной адаптации учащихся профессиональных училищ. Ярославль: НМиУЦРПО, 1994.
  136. М. И. Байбородова JI.B. Теория и методика воспитания. М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 384 с.
  137. В.Ф., Клименко 3.Г., Егоров В. И. Модель социально-педагогической адаптации обучающихся в учреждении начального профессионального образования. М., АПО, 2001. — 46 с.
  138. C.JI. Проблемы общей психологии. 2-е изд. доп. и испр. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  139. И.В. Свободное время и духовное развитие молодежи, (на материалах Туркменистана). Автореф. дисс. канд. социол. наук. СПб., 1992.- 16 с.
  140. Сборник учебных планов и программ для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих по профессии «Электрик по ремонту электрооборудования». Ярославль, ИРПО, 2002. — 51 с.
  141. Свободное время школьников.— М.: Просвещение, 1969.— 296 с.
  142. СелевкоГ.К Саморазвивающее обучение. Ярославль: Изд-во ИПК, 1996.-67 с.
  143. Н.А. Культура свободного времени. Автореф. дисс. канд. филос.наук. Свердловск, 1985.— 20 с.
  144. М.П. Педагогические технологии. Учеб. пособие. М.: Изд. Центр Академии проф. образования. 2002. 126 с.
  145. В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1 М.: АПО, 1992.-204 с.
  146. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.
  147. Словарь по управлению для руководителей системы образования / Общий редактор и составитель О. Ю. Бараева.— Нижний Новгород: Нижегородский Гуманитарный центр, 1997.— 170 с.
  148. Словарь русских народных говоров.— Вып. 8, Т. Д—Е, JI.: Наука, 1972.-С. 150−151.
  149. Словарь русского языка / Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1982.1. Т. 2.
  150. В.П., Смирнов И. П. Стандарты профессионального образования: типы, структура, оценка качества (сравнительный анализ зарубежной и российской практики). М., АПО, 2001. — 145 с.
  151. И.П., ТкаченкоЕ.В. Современный учащийся НПО. Всероссийское социологическое исследование. М.: Издательский центр АПО, 2002.-45 с.
  152. Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999.-688 с.
  153. Содержание, организация и методика воспитательной работы с учащимися по месту жительства (методические рекомендации). М., 1981.106 с.
  154. Р.В. Условия участия населения во внешкольной социализации детей по месту жительства. Автореф. дисс. канд. социол. наук. -М., 1995.- 46 с.
  155. Э.В. Досуг как составляющая часть социалистического образа жизни // Молодежь и культура.- JI., 1979.- С. 49.
  156. Э.В. Свободное время и культура досуга.— Л.: Лениздат, 1977.- 207 с.
  157. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / Составитель, автор вступительной статьи и комментария А. Т. Губко.- М.: Педагогика, 1991.-239 с.
  158. Социальное проектирование в сфере культуры. Центры досуга. -М., 1987.- 126.
  159. Социально-психологический портрет инженера: по материалам обследования инженеров Ленинградских проектно-конструкторских организаций / Под редакцией В. А. Ядова.— М.: Мысль, 1977. С. 159.
  160. С.Г. Формирование личности в условиях социализма: Учебное пособие для ВУЗов.— М.: Высшая школа, 1986.— 158 с.
  161. СпиринЛ.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач.— Кострома: КГПУ им. Некрасова, 1994.— 107 с.
  162. Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование).-М.: Российское педагогическое агентство, 1997.- 173 с.
  163. Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика.- Псков: ПО-ИПКРОД998. 263с.
  164. ТА. Организационно—педагогические условия социальной адаптации учащихся профессиональных училищ. Автореф. дисс. канд.пед.наук. Ярославль, 1995.- 23 с.
  165. Стратегия и тактика досугового объединения / Социальная педагогика. Челябинск, 1994.— 152 с.
  166. В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. Дисс.докт.пед.наук. Спб., 1995. — 332 с.
  167. В.А. Воспитание личности в советской школе.— Киев: Рад. Школа, 1965. 213 с.
  168. В.А. Духовный мир школьника. (Подросткового и юношеского возраста).— М.: Учпедгиз, 1961.-223 с.
  169. ТалызинаН.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста//Вестник высшей школы. 1986. № 3.
  170. Теоретические основы непрерывного образования / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев, A. J1. Загарский и др. // Под ред. В. Г. Онушкина. М.: Педагогика, 1987. 207 с.
  171. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. Краевского В. В., ЛернераИ.Я. М.: Педагогика. 1983.
  172. .А. Досуговое объединение как фактор социализации детей, подростков и юношества.Дисс.докт.пед.наук.— Спб., 1994. 326 с.
  173. Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя.— М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  174. Е.В. Методика воспитания.— Спб., 1996. С. 52.
  175. .А. Свободное время молодежи, сущность, типология, управление,—Л.: ЛГУ, 1991.-С. 19.
  176. В.Е. Педагогика клубной работы. М., 1984. — 184 с.
  177. В.Е. Клуб и свободное время. М., 1982. — 160 с.
  178. УмаискийЛ.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1980. 160 с.
  179. Л.В. Особенности маркетинга услуг в сфере свободного времени. Автореф.дисс.канд.социол.наук. М., 1997. — 37 с.
  180. К.М. Подготовка управленческих кадров образования. -М.: Сентябрь, 1997.- 176 с.
  181. Г. А. Нормативное обеспечение стандарта профессионального образования в ФРГ: Методическое пособие. М.: Издательский центр АПО, 2000. — 50 с.
  182. Федотова Л Д. Теоретические основы интегрированного содержания начального профессионального образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1993. — 56 с.
  183. Философская энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия, 1967,1. Т.4.
  184. Формирование у учащихся ПТУ устойчивого интереса к избранной профессии / Под ред. А. А. Вайсбурга. М.: Высш. шк., 1998. -207 с.
  185. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  186. Э. Бегство от свободы: Перевод с английского / Общий редактор и послесловие П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1989. — 272 с.
  187. Э. Психоанализ и этика. -М.: Республика, 1993. -415 с.
  188. А.Х. Теоретические основы и методика педагогического общения в учреждении НПО.- Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. — 159 с.
  189. И.Н. Педагогические условия формирования культуры использования школьниками свободного времени в культурно-досуговой деятельности. Автореф.дисс.канд.пед.наук. Омск, 1997. — 20 с.
  190. ЧепурныхЕ.Е. Организационно-педагогические основы социальной защиты детей в сфере образования: Дисс. .док-pa пед наук.-Ярослвль, 2001.-234с.
  191. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
  192. В.Д. Психология деятельности и способности человека. Изд. 2. М., 1996.
  193. Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-208 с.
  194. С.Т. Живая работа//Педагогические сочинения. Т. 3. -М.: Просвещение, 1964. — С.68.
  195. С.А. Двор — остров детства // Мир образования. -1996. № 6. — С.88−93.
  196. С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.-239 с.
  197. С.А. Уроки детского досуга: В помощь педагогу экпериментатору, классному руководителю. М.: Новая педагогика, 1993.88 с.
  198. С.А. Игра и дети. М.: Знание, 1968, — 64 с.
  199. А. Афоризмы и максимы. JI.: ЛГУ, 1991. — 287 с.
  200. И.И. Целевые установки и аспекты деятельности социально-педагогической службы в образовательных учреждениях нового типа // Проблемы развития образованияв Новосибирской области.-Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998.- 214 с.
  201. Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993.— 414 с.
  202. О.С. Формирование готовности подростков к социальному самоопределению. Дисс.канд.пед.наук. Кострома 2004.-204 с.
  203. Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. -М., 1997.- 77с.
  204. НЕ. Диагностика воспитанности: педагогические методики. М., 1992. — 17 с.
  205. Н.Е. Ценностные отношения//Воспитание школьников.-1999.-№ 3.- С. 17−22.
  206. Н.Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Остова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1994. — С.7.
  207. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 288 с.
  208. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х Т./Под ред. С. А. Батышева.- М., АПО, 1998.- 568 е., ил. Т-1-А-П-1998.
  209. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х Т./Под ред. С .Я. Батышева. М., АПО 1999−440с., ил. Т-2-М-П-1999.
  210. Этимологический словарь русского языка / Под редакцией И. М. Шанского.- Вып.5,т.1,М.: МГУ, 1973.- С. 176.
  211. В.В. Педагогическая технология: Учебное пособие. 4.1. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. 48 с.
  212. В.В. Сколько технологий в педагогике? // Школьные технологии, 1999. № 3. С. 34−41.
  213. В.В., Косоурихина А. В., Менакерман С. И. Педагогические средства реализации стандарта профессионального образования: Методическое пособие / Под ред. В. В. Юдина. Ярославль. ЯГПУ. — 1998. -41 с.
  214. В.В., Яковлев Н. В. Переход коллектива на новую педагогическую деятельность: доклад на научной конференции. М., 1993.
  215. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  216. ЯкубаЮ.А. Современные методы контроля качества производственного обучения. Методические рекомендации. Москва: Изд. отдел НОУ ИСОМ, 2004. — 112 с.
  217. Kaufmannische Qualifizierung. Voraussetzung fur eine erfolgreiche Umstrukturierung der Volkswirtschaften in Mittel- und Osteuropa. Konzepte Projekte Bildungsziele // BW Bildung und Wissen Verlag und Software Gmbh Nurnberg, 1994.
  218. Barwell J. Museums and the National Curriculum // Teaching History. 1990. Oct. N 61. P. 24.
  219. Erikson E.H. Childhood and society. Harmondsworth, 1950. — P. 64
Заполнить форму текущей работой