Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инновационная деятельность в региональной системе повышения квалификации работников образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате реализации функциональной модели инновационной деятельности обеспечивается целостный характер развития региональной системы повышения квалификации работников образования, позволяющий своевременно определять и удовлетворять образовательные потребности педагогических кадров региона в соответствии с целями и задачами инновационной деятельности, учетом социально-экономических… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно — педагогические основы инновационной деятельности в региональной системе повышения квалификации работников образования
    • 1. 1. Историко-педагогические особенности становления и развития региональной системы повышения квалификации работников образования
    • 1. 2. Теоретические основы инновационной деятельности в повышении квалификации работников образования
    • 1. 3. Социально — педагогические условия введения инноваций в систему повышения квалификации
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по организации инновационной деятельности в региональной системе повышения квалификации работников образования
    • 2. 1. Технология разработки и описание функциональной модели инновационной деятельности в региональной системе повышения квалификации работников образования
    • 2. 2. Результаты экспериментальной работы по внедрению модели инновационной деятельности и перспективы развития региональной системы повышения квалификации
  • Выводы по главе 2

Инновационная деятельность в региональной системе повышения квалификации работников образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы наблюдается быстрый рост потребности в повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, за последние пять лет контингент обучаемых по программам повышения квалификации вырос с 898,4 тысяч человек до 1432,9 тысяч человек, или на 59,5%- к 2008 году ежегодно программами повышения квалификации и переподготовки будет охвачено не менее 10−12% занятого населения России с последующим повышением этой доли до 29−25%.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка учителей и воспитателей общеобразовательных школ и дошкольных учреждений, а также их управленческих кадров проводятся в образовательных учреждениях дополнительного педагогического образования. Эта система насчитывает 96 образовательных учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, в числе которых Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиПРО) Министерства образования и науки Российской Федерации, 95 институтов осуществляют свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации.

Анализ деятельности образовательных учреждений дополнительного педагогического образования показывает, что в АПКиПРО и региональных институтах повышения квалификации работников образования ежегодно обучаются свыше 300 тыс. работников общеобразовательных школ и дошкольных учреждений, из них около 20 тыс. руководителей. Кроме того, повышение квалификации работников образования осуществляют факультеты и филиалы, организованные при педагогических вузах и университетах.

В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года одной из приоритетных определена задача повышения профессионализма работников образования, а также разработка и экспериментальная апробация моделей реформирования системы повышения квалификации педагогических кадров — ее организации, структуры, содержания, принципов взаимосвязи с образовательной политикой и инновационными процессами в образовании [92].

Федеральная система повышения квалификации и переподготовки работников образования — вполне сложившаяся отрасль профессиональной образовательной деятельности, обладающая богатым содержанием, своими особыми формами и методами работы. Исследования различных аспектов повышения квалификации педагогических кадров ведутся довольно давно. Теоретические основы проблемы совершенствования педагогического мастерства основательно рассматриваются в трудах Ю. К. Бабанского, Т. Г. Браже, В. И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, В. В. Краевского, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандрова, В. А. Сластенина, Т. И. Шамовой, Н. М. Чегодаева и др.

Процесс профессионального становления и развития учителя в системе повышения квалификации и в контексте образования взрослых раскрывается в работах С. Г. Вершловского, В. Г. Воронцовой, Ю. К. Кулюткина, H.JI. Лесохиной, Э. М. Никитина, А. П. Ситник, Г. С. Сухобской и др.

Отмечая в целом положительную динамику развития федеральной и региональных систем повышения квалификации работников образования, следует признать наличие серьезных противоречий, обусловленных как внешними факторами, так и внутренними особенностями современного этапа их развития: между возрастающими требованиями школы, общества и государства к личности и уровню профессионализма педагога и содержанием современного педагогического образованиямежду существующей системой повышения квалификации работников образования и возрастающими требованиями к ее совершенствованию на основе инновациймежду инновациями в повышении квалификации работников образования и недостаточной разработанностью андрагогических подходов к моделированию инновационного учебного процесса.

Актуальность исследования обусловлена также необходимостью систематизации имеющегося в регионе позитивного опыта организации инновационной деятельности в повышении квалификации работников образования.

Исходя из вышесказанного, в дальнейшей углубленной разработке нуждаются закономерности и процессы становления и развития инновационной деятельности в повышении квалификации работников образования в зависимости от интересов личности, общества, государства и фактических региональных образовательных потребностей, характера и особенностей педагогического и управленческого опыта.

С учетом указанных противоречий были сформулированы тема и проблема нашего исследования. Тема: «Инновационная деятельность в региональной системе повышения квалификации работников образования" — проблема исследования: каковы структура, содержание и технологии эффективной инновационной деятельности в региональной системе повышения квалификации работников образования?

Цель исследования: определить структуру, содержание и технологии инновационной деятельности в региональной системе повышения квалификации работников образования.

Объект исследования: процесс развития региональной системы повышения квалификации работников образования.

Предмет исследования: инновационная деятельность в системе повышения квалификации работников образования на региональном уровне.

Гипотеза исследования: влияние инновационной деятельности на развитие региональной системы повышения квалификации работников образования будет более эффективным, если: на основе анализа инновационной деятельности определены структура, оптимальное содержание, формы, средства, методы и технологии повышения квалификации работников образования с учетом категорий слушателей, уровня их потребностей и профессиональной компетентностивыявлены и обоснованы социально-педагогические условия, способствующие повышению эффективности инновационной деятельности и развитию региональной системы повышения квалификации работников образованияразработана функциональная модель инновационной деятельности и механизм ее внедрения в процесс повышения квалификациисоздан механизм комплексной рефлексии в системе повышения квалификации работников образования, направленной на повышение эффективности инновационной деятельности.

Учитывая цель, объект, предмет и гипотезу, были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать особенности становления и развития системы повышения квалификации в регионе, пути совершенствования содержания, форм, средств, методов и образовательных технологий инновационной деятельности в повышении квалификации работников образования.

2. Изучить актуальное состояние инновационной деятельности в педагогической теории и практике.

3. Определить социально-педагогические условия повышения эффективности инновационной деятельности и развития региональной системы повышения квалификации.

4. Разработать функциональную модель инновационной деятельности и механизм ее внедрения в процесс повышения квалификации работников образования.

5. Провести опытно-экспериментальную проверку разработанной модели и выработать методические рекомендации по ее внедрению в систему повышения квалификации работников образования. психолого-педагогической литературы, законодательных актов в сфере образования, материалов Рязанского государственного архиваизучение и обобщение регионального опыта организации инновационной деятельности в системе повышения квалификации работников образованиясопоставительный анализ документации, регламентирующей повышение квалификации педагогов в образовательных системахсоциологические исследованиядлительное наблюдениеанкетированиебеседыпедагогическая экспертизапедагогическое моделирование и конструирование структуры, проектирование содержания и технологий инновационной деятельности в региональной системе повышения квалификациипедагогический экспериментметоды математической статистики.

Опытно-экспериментальная база исследования: Рязанский областной институт развития образования и муниципальные системы образования Клепиковского района и города Касимов. В исследовании ежегодно было задействовано около 2000 работников образования.

Основные этапы исследования:

I этап — 1986 — 1997 гг. На данном этапе изучалась и анализировалась философская и психолого-педагогическая литература по проблеме. Выявлялись историко-педагогические особенности состояния и развития региональной системы повышения квалификации работников образования на разных этапах общественного развития. Изучался опыт деятельности РИРО, осмысливался личный опыт работы в качестве заместителя директора Рязанского областного института усовершенствования учителей, а затем проректора по учебно-методической работе и ректора Рязанского областного института развития образования. Завершением первого этапа являются выявление и определение проблемы, темы и разработка проспекта исследования.

II этап — 1997 — 2004 гг. — проводилась экспериментальная работа по изучению и совершенствованию структуры, содержания и технологий инновационной деятельности в повышении квалификации работников образования региона. Выявлялось наличие и состояние, разрабатывалась функциональная модель инновационной деятельности и механизм ее внедрения. Проводилась систематизация приоритетных инноваций и внедрение разработанного комплекса социально-педагогических условий в образовательный процесс региональной системы повышения квалификации работников образования.

III этап — 2004 — 2005 гг. — осуществлялось теоретическое и прикладное осмысление результатов педагогического эксперимента по проектированию, конструированию и внедрению системы инновационной деятельности в повышение квалификации работников образования региона. Составлялись методические рекомендации по внедрению инноваций в региональную систему повышения квалификации. Обобщались материалы и результаты исследования, проводилось литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования cocToffr в том, что: конкретизированы относительно системы повышения квалификации понятия «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «региональная система повышения квалификации" — разработана научная концепция и функциональная модель инновационной деятельности, направленная на совершенствование структуры, содержания и технологий повышения квалификации работников образования на региональном уровнеопределен комплекс социально-педагогических условий повышения эффективности инновационной деятельности в системе повышения квалификации работников образования и пути их внедрения: прогнозирование многообразных образовательных потребностей личности и регионапроектирование и моделирование адекватного им содержания, форм, методов и средств повышения квалификации, соответствующих им педагогических технологийобеспечение подготовки и повышения квалификации научных, профессорско-преподавательских и методических кадров института, способных реализовывать инновационные подходы в повышении квалификации работников образованияпреодоление ведомственной ограниченности региональной системы повышения квалификации, кооперирование ее с другими отраслями социальной сферы, расширение партнерства и международного сотрудничестваразработаны методические рекомендации повышения эффективности инновационной деятельности в региональной системе повышения квалификации работников образования.

Теоретическая значимость исследования: на основе анализа, синтеза и обобщения изложены основополагающие идеи инновационной деятельностиобоснованы структура, содержание и технологии инновационной деятельности в региональной системе повышения квалификации работников образования на основе принципов демократизации, гуманизации, личностно ориентированного и интегративного подходов, дифференциации и индивидуализации образовательного процессаконкретизированы и описаны внутренние и внешние партнерские связи в региональной системе повышения квалификациивыявлены и описаны перспективы развития инновационной деятельности и потенциальные преимущества института развития образования в системе повышения квалификации.

Практическая значимость исследования заключается в создании Программы развития областного института развития образования, внедрении функциональной модели инновационной деятельности, дополнительных профессиональных образовательных программ длительного и краткосрочного повышения квалификации и профессиональной переподготовки различных категорий работников образования региона. На их основе разработаны программы развития муниципальных систем образования и образовательных учреждений региона, обеспечивающие единое образовательное пространство в системе повышения квалификации с использованием сетевой организации и маркетинга. Сформулированные автором положения и выводы находят применение в деятельности учреждений дополнительного педагогического образования, муниципальных методических служб.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается опорой на методологию системных педагогических исследований, адекватностью теоретических и эмпирических методов задачам исследования, широкой опытно-экспериментальной базой, апробацией и внедрением полученных результатов в практику деятельности региональной системы повышения квалификации работников образования.

На защиту выносятся следующие положения: понятие и сущность инновационной деятельности в региональной системе повышения квалификации работников образования как особый вид деятельности, ориентированной на будущее, в которой ее субъекты посредством проектирования и моделирования, организации, координации, интеграции, увеличения внутренних и внешних связей региональной системы повышения квалификации работников образования, расширения социально-образовательных функций обеспечивают направленность инновационных процессов на изменение устаревших компонентов репродуктивных видов деятельности к качественно новому продуктивному состоянию, необходимому для удовлетворения образовательных запросов личности, общества и государствафункциональная модель инновационной деятельности в региональной системе повышения квалификации работников образования, включающая аналитико-прогностический, содержательно-деятельностный и рефлексивный модулисоциально-педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности инновационной деятельности в региональной системе повышения квалификации: соответствие профессорско-преподавательского, методического и научного состава института как научно-методического центра региональной системы повышения квалификации требованиям, предъявляемым к педагогическим кадрам инновационных образовательных учрежденийинновационное содержание и технологии реализации дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации, ориентированных на социальный заказ, потребности работников образования регионаинтеграция учебной и учебно-методической, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работы в региональной системе повышения квалификацииувеличение ассоциативных, координационных, кооперационных связей внутри самой системы и с внешней средойпривлечение финансовых, кадровых, материально-технических, информационных потенциалов других социальных и производственных структур регионаметодические рекомендации по внедрению инновационной деятельности в региональную систему повышения квалификации работников образования, включающие инновационную структуру, содержание, формы, методы, технологии и социально-педагогические условия повышения квалификации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством: публикаций материалов исследования, выпуска ежегодных информационно-аналитических материалов по деятельности региональной системы повышения квалификации работников образованиявыступлений на конференциях: межрегиональной научно-практической конференции «Система непрерывного образования и ее роль в развитии личности» (Рязань, 1998 г.) — Российских научно-методических конференциях: «Гуманистические аспекты подготовки и переподготовки учителя XXI века» (Рязань, 2000 г.), «Современные технологии подготовки и переподготовки специалиста-профессионала в условиях непрерывного образования» (Рязань, 2002 г.) — региональной научно-практической.

Методологическая и теоретическая база исследования.

Методологическими ориентирами в исследовании были избраны: гуманистический, системный, деятельностный, личностно ориентированный подходы, а также современные концептуальные идеи, разработанные отечественными и зарубежными учеными: основы развития регионального образования (В.Н. Аверкин, Н. И. Булаев, Р. А. Исламшин, А. П. Лиферов, В. В. Маскин, Т. С. Панина, И. П. Попов, A.M. Толченкин и др.) — функционирование систем повышения квалификации работников образования (О.С. Анисимов, В. Г. Воронцова, Э. М. Никитин, Т. С. Панина, Н. М. Чегодаев, И. Д. Чечель, P.M. Шерайзина, и др.) — основы непрерывного педагогического образования (Л.А. Байкова, В. А. Беляева, С. Г. Вершловский, А. В. Даринский, И. А. Колесникова, В. В. Краевский, В. Ю. Кричевский, Ю. Н. Кулюткин, Э. М. Никитин, А. А. Романов, В. А. Сластенин, А. П. Ситник, Г. С. Сухобская и др.) — теории педагогической инноватики и технологии инновационной деятельности (К. Ангеловски, Л. К. Гребенкина, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, А. А. Найн, B.C. Подымова, С. Д. Поляков, М. М. Поташник, А. И. Пригожин, Э. Роджерс, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин, И. Стенгерс, Т. И. Шамова, Г. Хакен, Н. Р. Юсуфбекова и др) — теории о человеке как субъекте деятельности, личности, общественной индивидуальности, личностно ориентированном подходе в образовании (Н.А. Бердяев, Е. В. Бондаревская, Л. С. Выготский, С. В. Кульневич, А. Н. Леонтьев и др.) — проблемы прогнозирования, моделирования и проектирования образовательных систем (О.С. Анисимов, В. П. Беспалько, И. В. Бестужев — Лада, Б. С. Гершунский и др).

Методы исследования: использовался комплекс методов педагогического исследования: теоретический анализ философской и конференции «Здоровьесберегающие образовательные технологии в преподавании естественно-математических дисциплин» (Рязань, 2003 г.) — Межрегиональной научно-практической конференции «Дополнительное профессиональное педагогическое образование: тенденции, проблемы, перспективы» (Тамбов, 2004 г.) — Российской научно-методической конференции «Инновационные подходы к организации краеведческой работы в образовательных учреждениях и социуме» (Рязань, 2005 г.) — XII Педчтениях «Методическое обеспечение качества учебно-воспитательного процесса» (Рязань, 2005 г.) — проведения на базе института развития образования Совета ректоров ИПК России и Белоруссии (1999 г.), Всероссийского совещания организаторов конкурса «Учитель года» (2000 г.), зонального совещания организаторов широкомасштабного эксперимента «Структура и содержание общего образования» (2002 г.), совещания ректоров учреждений дополнительного педагогического образования Центрального федерального округа (2003 г.), Всероссийского семинара «Воспитание в начальной школе» (2003 г.).

Полученные в ходе исследования материалы обсуждались на заседании кафедры педагогических технологий Рязанского государственного педагогического университета им. С. А. Есенина.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в период работы в качестве ректора Рязанского областного института развития образования с 2000 г. по настоящее время.

Основные положения диссертации отражены в 17 публикациях автора, общий объем которых составляет 21,5 п.л. (авторских — 12,5 п.л.).

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы (226 наименований), приложений. В тексте диссертации имеются 7 рисунков, 8 таблиц, 18 диаграмм.

Выводы по главе 2.

1. На этапе констатирующего эксперимента была разработана функциональная модель инновационной деятельности в региональной системе повышения квалификации работников образования, включающая следующие модули: аналитико-прогностический, содержательно-деятельностный и рефлексивный.

Аналитико-прогностический модуль предусматривал выявление инноваций, согласующихся с тенденциями развития образования региона и социально-педагогическими условиями их реализации и определение приоритетов инновационной деятельности региональной системы повышения квалификации. Данный модуль представляет систему действий по регулированию потоков информации, необходимых для осмысления и переоценки сложившегося опыта работы, выявления проблемных полей, поиска новых идей, нового понимания ценностей образования, прогнозирования направлений инновационной деятельности в системе повышения квалификации, наиболее полно удовлетворяющих образовательным потребностям личности, развивающих современное педагогическое мышление учителей и других работников образования, обеспечивающих их профессиональную и гражданскую адаптацию в постоянно меняющихся социально-экономических условиях.

Целью содержательно-деятельностного модуля функциональной модели является корректировка содержания существующих и разработка новых дополнительных профессиональных образовательных программ, форм и методов их реализации, проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, научно-методическое обеспечение учебного процесса и реализация дополнительных профессиональных образовательных программ в образовательном процессе. Эффективность внедрения этого модуля определяется взаимосвязью учебной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и научно-методической работы структурных подразделений института развития образования как научно-методического центра региональной системы повышения квалификации.

Главная функция рефлексивного модуля — установка на актуализацию рефлексивной деятельности, развитие личностной рефлексии всех участников образовательного процесса на диагностической основе.

Рефлексивный модуль представлен в виде потоков аналитической информации, полученной в ходе мониторинга материалов входного, текущего и итогового контроля на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образованиярезультатов социологического исследованиясведений о комплектовании групп слушателейанализа заявок на повышение квалификации работников образованияотчетов о выполнении образовательных программ преподавателями кафедранализа и оценки качества курсовых работ слушателейэкспертизы уровня профессионализма и качества методических материалов участников муниципальных и областных этапов конкурса «Учитель года" — экспертизы уровня профессионализма и продуктивности практической деятельности работников образования в ходе аттестации на высшую квалификационную категорию.

2. На этапе констатирующего эксперимента на основе функциональной модели был проведен анализ и оценка организации и содержания инновационной деятельности, профессионального уровня преподавательского состава региональной системы повышения квалификации, уровня их профессионализма, педагогического мастерства, конкурентоспособности в оказании образовательных услуг нового качества и направленности повышения квалификации работников института.

3. В основу реализации функциональной модели были положены разработанные нами критерии и показатели инновационной деятельности в региональной системе повышения квалификации работников образования. Основными критериями являются адаптивность, актуальность, реализуемость, технологичность, перспективность. Соответственно каждому критерию разработаны показатели, определяющие основные цели, направления, содержание и технологии развития инновационной деятельности в региональной системе повышения квалификации.

4. В ходе формирующего эксперимента было установлено, что инновационная деятельность региональной системы повышения квалификации более эффективна, если выявлено многообразие образовательных запросов и потребностей личности, общества, государствана основе инновационных подходов определены содержание, организационные формы, средства, методы и технологии повышения квалификации работников образованияреализован личностно ориентированный подход в повышении квалификации на основе предоставления работникам образования права выбора содержания образовательных программ, сроков обучения.

В результате реализации функциональной модели инновационной деятельности обеспечивается целостный характер развития региональной системы повышения квалификации работников образования, позволяющий своевременно определять и удовлетворять образовательные потребности педагогических кадров региона в соответствии с целями и задачами инновационной деятельности, учетом социально-экономических, демографических, культурно-исторических условий региона и такой организации инновационной деятельности, при которой гарантируется получение заранее запланированного результата за счет проектирования путей, средств и способов ее достижениянеобходимо обеспечивать согласование инновационной деятельности всех субъектов системы повышения квалификации, использовать для инновационной деятельности различные типы связей с внешней средой. Эффективность инновационной деятельности в системе повышения квалификации подтверждается наличием инновационных процессов в региональной системе образования, расширением количества экспериментальных площадок, ростом профессионализма работников образования.

Заключение

.

Представленное в настоящей работе исследование раскрывает определенный круг теоретических и практических вопросов, связанных с выявлением эффективности инновационной деятельности в региональной системе повышения квалификации работников образования.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нем обоснованы и исследованы структура, содержание и технологии инновационной деятельности региональной системы повышения квалификации.

Теоретически обоснована и экспериментально проверена разработанная функциональная модель инновационной деятельности в региональной системе повышения квалификации, обеспечивающая эффективное развитие региональной системы образования, реализацию главных принципов образовательной политики (децентрализация, регионализация, гуманизация, демократизация и др., создающая условия для удовлетворения социального заказа, профессиональных и образовательных потребностей работников образования региона, гуманизации их профессиональной деятельности, стимулирования профессионально-личностного роста, приращения профессиональной компетентности в соответствии с требованиями обновления педагогической деятельности, развития способности к решению инновационных задач.

На основе анализа литературных источников и проведенного эксперимента определен комплекс социально-педагогических условий внедрения инноваций в региональную систему повышения квалификации, заключающихся в прогнозировании социального заказа и многообразных образовательных потребностей педагогов, проектировании адекватного им инновационного содержания и технологий реализации вариативных дополнительных профессиональных образовательных программ, высоком качестве инновационной деятельности преподавательского, методического и научного состава института, преодолении ведомственной ограниченности региональной системы повышения квалификации, интеграции ее с другими образовательными системами.

Установлено, что выбор направлений инновационной деятельности региональной системы повышения квалификации работников образования, инновационный характер содержания, форм, методов и средств проектируемых в регионе дополнительных профессиональных образовательных программ и технологий их реализации зависят от характера ценностных ориентаций в обществе, ресурсных возможностей системы, уровня и состояния ее внутренних и внешних связей, уровня профессиональной компетентности работников региональной системы повышения квалификации работников образования.

В диссертации рассмотрено содержание инновационной деятельности в региональной системе повышения квалификации работников образования, которое включает в себя учет нормативно-правовых документов всех уровней (местного, муниципального, регионального, федерального) — социокультурных интересов личности, муниципального, регионального, федерального образования и международного сообществакадровых, учебно-методических, научно-методических, информационных, материально-технических, финансово-хозяйственных потенциалов региональной системы повышения квалификации работников образованиявнешних и внутренних условий ее деятельностиопыта и традиций ее предшествующего развитияразвития региональной системы повышения квалификации как части региональной системы образования. При этом доказано, что игнорирование хотя бы одной из перечисленных функций заметно снижает эффективность инновационной деятельности региональной системы повышения квалификации.

Внедрение функциональной модели инновационной деятельности в региональной системе повышения квалификации работников образования позволило усилить эффективность следующих инновационных функций:

— маркетинговых, связанных с систематическим изучением реальных потребностей органов управления и субъектов региональной системы образования в научно-методическом, консалтинговом и образовательном обеспечении их функционирующей и инновационной деятельности;

— информационно-аналитических, связанных с систематическим сбором, анализом и распространением информации по основным направлениям развития региональной системы образования с целью выявления наиболее значимых типичных затруднений и проблем в функционирующей и аналитической работе органов управления и субъектов образовательной системы и предложением известных эффективных путей их решения;

— экспертных, связанных с систематическим проведением оценки проектных и программных документов, разрабатываемых органами управления образованием, образовательными учреждениями, а также результатами инновационной деятельности субъектов региональной системы образования;

— консалтингового сопровождения, связанного с реализацией постоянной систематически организованной поддержки субъектам региональной системы образования и органам управления образованием в процессе разработки ими инновационных проектов и программ, внедрения в широкую практику нового содержания образования, технологий педагогической, методической и управленческой деятельности;

— исследовательских, связанных с комплексным изучением реальных ситуаций, складывающихся в процессе реализации приоритетных направлений развития региональной системы образования, их прогнозированием, концептуальным осмыслением и проработкой принципиально возможных путей решения возникающих затруднений и проблем;

— проектно-разработческих, связанных с предложением органам управления образованием конкретных вариантов проектов и программ организации инновационной практики в регионе по приоритетным направлениям развития систем образованиятехнологических, связанных с системно организованной разработкой и распространением обобщенных и конкретных методик и современных технологий организации педагогической, методической и управленческой деятельности, обеспечивающих успешное функционирование и развитие региональной системы образования.

Устойчивость функциональных компонентов региональной системы повышения квалификации определяется их связью со. структурными компонентами и между собой. Отсутствие связей у каких-либо компонентов с другими ведет к их изоляции и, в конечном итоге, к вытеснению из системы, что просматривается в процессе функционирования инновационной деятельности.

В инновационной деятельности был- ¦. выделен ряд основных функций, отражающих совокупность связей компонентов системы и требующих согласования инновационной деятельности всех ее субъектов: стратегический анализ социального заказа, состояния и тенденций изменения значимой внешней среды региональной системы повышения квалификации работников образованиясистемный анализ и оценка достижений региональной системы повышения квалификации, имеющегося опыта работы, конкурентных преимуществ, проблемных полейорганизация поиска инноваций за пределами региональной системы повышения квалификациипроектирование направлений инновационной деятельности в региональной системе повышения квалификацииразработка концепций реализации инноваций в системе повышения квалификациимоделирование опережающих дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образованияпроведение научно-исследовательских работ по направлениям инновационной деятельности, апробация результатов НИР в ходе экспериментальных работ и внедрение инновацийустановление и использование внутренних и внешних связей в интересах развития инновационных процессов в региональной системе повышения квалификации (в том числе международного сотрудничества) — моральное и материальное стимулирование профессорско-преподавательского, методического и научного состава институтаорганизация ресурсного обеспечения инновационных процессовустановка на актуализацию рефлексивной деятельности, развитие личностной рефлексии всех участников образовательного процесса на диагностической основе.

Реализация основных функций позволила выявить проблемные поля, определить приоритеты и направления инновационной деятельности в региональной системе повышения квалификации и условия их реализации, осуществить практическое моделирование проектов содержания дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации и технологий их реализации, принятие и поддержку ценностей нового мышления и инновационного опыта, распространение новых культурных сред образования в подразделениях института, создание новых неформальных сообществ преподавателей, научных работников и методистов, ориентированных на совместное развитие определенного направления инновационной деятельности, создание системы мониторинга и прогнозирования развития исследуемого инновационного направления деятельности региональной системы повышения квалификации.

Эффективность инновационной деятельности системы повышения квалификации на региональном уровне в значительной мере определяется качеством инновационной деятельности региональной системы образования.

При этом результат развития региональной системы повышения квалификации выражается в достижении системой более высокого уровня работы — в более полном, качественном, оперативном и опережающем удовлетворении образовательных потребностей работников образования регионав приращении инновационного потенциала системы — ее способности прогнозировать, проектировать и использовать социальные технологии, адекватные целям и задачам развития региона, его традициям и динамике современного состоянияв использовании потенциала других социальных (культура, наука, здравоохранение и др.) сфер региона, федерации и международного сообщества для развития региональной системы повышения квалификации.

В ходе исследования определялись перспективы развития региональной системы повышения квалификации на основе Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

В разработанной программе развития Рязанского областного института развития образования на 2004;2010 годы обозначены главные направления развития и повышения эффективности инновационной деятельности региональной системы повышения квалификации работников образования, требующие дополнительного исследования.

На наш взгляд, требуют самостоятельного изучения вопросы конкретизации содержания и технологий повышения квалификации, осуществляемой в рамках разнообразных моделей инновационной деятельности регионов России, взаимодействия учреждений дополнительного педагогического образования разных уровней на этапе инициирования и поддержки процессов развития региональных систем образования.

Условные обозначения:

— МО РФ — Министерство образования Российской Федерации;

— МОиН РФ — Министерство образования и науки Российской Федерации;

АПКиПРО — Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования;

— РАО — Российская академия образования;

— РИРО — Рязанский областной институт развития образования;

— МО — методические объединения;

— ШЛО — школы передового опыта;

— ШМО — школы молодого учителя;

— ТГ — творческие группы;

— ПГ — проектные группы;

— ОШ — опорные по методической работе школы муниципальных образований;

— ОУ — образовательные учреждения;

— ДОУ — дошкольные образовательные учреждения;

— УДОД — учреждения дополнительного образования детей;

— УНПО — учреждения начального профессионального образования;

— УСПО — учреждения среднего профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 93 с.
  2. Р.А. Инновации в образовательном процессе и стресс // Инновации в образовании. 2001. — № 1. — С. 95−99.
  3. B.C. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. 2002. — № 1-С. 41−43.
  4. В.Н., Зайченко О. М. Новгородская область территория инноваций в системе общего и профессионального образования // Педагогическое образование и наука. — 2004.- № 4. — С. 36−41.
  5. Ю.В. Методологические и концептуальные основы технологического обеспечения инновационной деятельности в образовании: Монография. Рязань: РИРО, 2004. — 198 с.
  6. К. Учителя и инновации // Пер. с макед. В. П. Диденко. М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
  7. Н.М. Слагаемые инновационного потенциала // Директор школы. 1997.-№ 3.-С. 67−70.
  8. Н.М. Современные представления об изобретательской и инновационной деятельности // Школьные технологии. 1998. — № 5. — С. 49−75.
  9. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. -416 с.
  10. В.И. Общественные науки и социальный прогресс: Ан. Обзор. Госком СССР по науке и технике, ВНТИ центр. М., 1987. — 92 с.
  11. В.В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика. 1998. — № 1. -С. 18−23.
  12. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  13. А., Караваев А. Потенциал интенсивного, инновационного развития // Учитель. 1999. — № 6. — С. 29−35.
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 382 с.
  15. Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 558 с.
  16. Л.А. Гуманизация педагогической системы образовательного учреждения: теория и опыт: Монография. Рязань: РГПУ, 2000. — 248 с.
  17. С.А. Управление процессом включения педагогического коллектива в инновационную деятельность: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: АПК и ПРО, 2003. — 22 с.
  18. В.А. Духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в контексте светской и православной культуры: Монография. -Рязань: РИРО. 1998. — 135 с.
  19. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика. — 1994. -256 с.
  20. М.Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 256 с.
  21. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977.-107 с.
  22. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. М.: Педагогика, 1988. — 256 с.
  23. Бестужев-Лада И. В. Идеальные представления о системе народного образования //Педагогика. 1998. — № 6. — С. 15−22.
  24. Бестужев-Лада И. В. Нужна ли школе реформа? Опрос экспертов: формирование прогнозных моделей // Народное образование. 2003. -№ 2. — С. 40−49.
  25. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособ. для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. — Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  26. В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. 2004. — № 1. — С. 3−12.
  27. Н.И. Ведущие тенденции развития дополнительного образования взрослых: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 214 с.
  28. Н. В основе работы педагогические инновации // Учитель. -1998. — № 5. — С. 7−10.
  29. Бут В. В режиме инновационного региона // Народное образование. -1997.-№ 2.-С. 27−31.
  30. К.Н. Инновационность в обучении будущего специалиста // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 2. — С. 35−36.
  31. С.Г. Профессиональное становление учителя // Веч. сред, шк., 1992. № 2−3. — С. 6−10.
  32. С.Г. Учитель о себе и профессии. Л.: Знание, 1988. -31 с.
  33. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя / Под ред. Т. Г. Браже. СПб., РАО ИОВ, 1992. — 85 с.
  34. Вопросы повышения квалификации педагогических кадров: Сб. статей / Сост. А. П. Ситник. М., 1975. — 200 с.
  35. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы последипломного образования педагога. Псков, 1997. — 144 с.
  36. Н.М. Педагогические исследования в Великобритании // Педагогика. 2004. — № 1. — С.89−99.
  37. Л.А. Социально-педагогическая деятельность ИПКРО как фактор развития образования в регионе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ИОВ РАО, 2000. — 22 с.
  38. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  39. В.Б. Педагог для учителя // Народное образование. 2002. — № 9.- С. 93−98.
  40. В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: новые подходы // Педагогика. 2003. — № 2. — С. 74−80.
  41. Д.М., Лапин Н. И. Краткий словарь по социологии. М., 1989.- С. 678.
  42. Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1972. — 536 с.
  43. A.M., Логинов И. П. Инновационный подход в построении обучения (концептуально-технологический аспект): Учеб. пособ. М.: АПКиПР. О, 2001. — 64 с.
  44. .С. Россия: образование и будущее (Кризис образования в России на пороге XXI века) / МО РФ, Челяб. фил. ИПО. Челябинск, 1993.-240 с.
  45. .С. Философия образования XXI века. М.: Издательство «Совершенство», 1998. — 608 с.
  46. М.В. Авторские школы как важнейший тип инноваций в образовании //Образование. -2001. -№ 6. С. 51−58.
  47. Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: Монография / РГПУ. -Рязань, 2000.-204 с.
  48. Л.К., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М.:Центр «Педагогический поиск», 2000. — 160 с.
  49. В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. 1997. — № 1. — С. 3−10.
  50. В., Лизинский В. Инновационная модель контроля деятельности школы // Народное образование. 1998. — № 7. — С. 50−57.
  51. А.В. Кого и как включать в систему образования взрослых // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 61−64.
  52. А.Н. Инновационная педагогика и системный анализ // Школьные технологии. 1999. -№ 1−2. — С. 42−45.
  53. А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность //Педагогика. 2003. — № 4. — С.21−26.
  54. В.И. Координация инновационной деятельности в областном образовательном пространстве // Методист. 2002. — № 4. — С. 4−10.
  55. М.Е., Гостьев А. Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности. Челябинск, 1996. — с. 71.
  56. Л.Н. Взаимосвязь повышения квалификации и методической службы // Методист. 2004. — № 6. — С. 14−18.
  57. В.К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001. -496 с.
  58. Ю.Л., Еремкина О. В., Еремкин А. Ю. Психодиагностика в учебно-воспитательной работе школы. Рязань: Изд. «Поверенный», 2000.- 160 с.
  59. В.И., Амонашвили Ш. А., Закирова А. Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания // Педагогика. 2002.- № 9. С. 3−10.
  60. В.И. Инновационные процессы в образовании. Педагогическая наука. Тюмень. — 1990. — 97 с.
  61. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. — 208 с.
  62. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.: Академия, 2001. — 192 с.
  63. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб., — 1995. -99 с.
  64. В.Н. Практическая дидактика. М.: Народное образование, 1999.- 358 с.
  65. И.Н. Заказ на повышение квалификации дают работники образования // Народное образование. 2003. — № 6. — С. 38−47.
  66. Закон Российской Федерации «Об образовании». 4-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2001.-53 с.
  67. Н.С. Организационно-педагогические основы развития образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: АПК и ПРО, 2000. -23 с.
  68. Л.Ф. Инновационные условия развития профессиональной компетентности учителя // Инновации в образовании. 2003. — № 4. -С. 69−80.
  69. Информационная карта состояния и тенденций развития системы регионального образования. Рязань, 1995. — 79 с.
  70. Информационная карта состояния и тенденций развития системы регионального образования. Рязань, 1996. -178 с.
  71. Информационная карта «Состояние и тенденции развития системы регионального образования». Рязань, 1998. -126 с.
  72. Информационная карта «Состояние и тенденции развития системы регионального образования». Рязань, 1999. — 92 с.
  73. Информационная карта «Состояние и тенденции развития системы регионального образования». Рязань, 2000. — 77 с.
  74. Р.А. Научные основы функционирования модели непрерывного образования учителей в национально-региональных условиях Татарстана. М., 1995. — 227 с.
  75. История одной губернии: очерки истории Рязанского края 1778 2000 гг. / Под ред. П. В. Акулыиина. — Рязань: ГУ — издательство -Пресса, 2000.-480 с.
  76. М.С. Гуманитаризация образования как общекультурная проблема // Magister. 1998. — № 4. — С.97 — 99.
  77. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество. М., 1990. — 149 с.
  78. А.К. Организация инновационных процессов в повышении квалификации педагогов: Автореф. дис. .канд. пед. наук: (На примере внедрения компьют.техн.) / Моск. пед. ун. 1993. — 20 с.
  79. А.К. Модульная технология представления информации в дидактическом процессе образования взрослых // Инновации в российском образовании: Послевузовское и дополнительное профессиональное образование. М.: Изд-во МГУП, 2000. — С. 42 -45.
  80. В. Только один способ управления эффективен // Народное образование. 1997. — № 1. — С. 4−11.
  81. Л.П. Личностно-профессиональное саморазвитие: миф или реальность? Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. — 260 с.
  82. М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Советская педагогика 1984. — № 4. — С. 117−122.
  83. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  84. Л.М. Инновационная деятельность: становление, развитие, критерии эффективности // Директор школы. 2001. — № 10. — С. 72−79.
  85. Е.Н., Курдюмов С. П. Жизнь неживого с точки зрения синергетики: Сб. «Синергетика»: Т. 3. М.: МГУ, 2000. — С. 39−61.
  86. О. Я знаю, что я знаю. Все о профессиональной компетентности учителя // Учитель года: лучшее от лучших. 2004. -№ 3. — С.73−77.
  87. И.А. Основы технологической культуры педагога: научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования. Спб.: Изд. Дрофа, 2003. — 285 с.
  88. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: 1955. -651 с.
  89. Е., Чернявская А. Создаем инновационное пространство // Народное образование. 1996. — № 7. — С. 30−37.
  90. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. — 24 с.
  91. А.И. Педагогическое исследование: Учеб. пособ. для аспирантов, студентов-дипломников и учителей. Рязань: РГПИ, 1975. -178 с.
  92. А.И. Культура педагогического исследования. Минск: Ред. журн. «Адукация i выхаванне», 1996. — 312 с.
  93. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
  94. В.В. Повышение квалификации педагогических кадров // Педагогика. 1992, № 7−8. — С. 55−58.
  95. О.Г., Буянова Т. А. Организация инновационной деятельности образовательного учреждения // Завуч. 2002. — № 7. -С. 89−100.
  96. В.Ю. Петербургская методическая служба // Методист.-2002. № 2. — С. 5−8.
  97. Н.В. Очерки психологии труда учителя. J1.: Изд-во ЛГУ, 1987.- 183 с.
  98. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
  99. С.П., Князева Е. Н. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С. 62−79.
  100. А.И. Усовершенствование учителей Рязанского края (со второй половины XIX в. до 1917 и в 1917—1930 гг.). -Рязань: РИРО, 2001.-30 с.
  101. B.C., Мартиросян Б. П. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы. // Педагогика, 2003. № 3. — С. 17−25.
  102. B.C., Мартиросян Б. П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия. // Педагогика, 2004. № 4. — С. 11−21.
  103. B.C. Понятия педагогической и инновационной систем школы. // Сельская школа, 2003. № 1. — С. 4−9.
  104. B.C. Управление нововведениями путь к развитию школы. // Сельская школа, 2004. — № 1. — С. 16−20.
  105. Н.И., Пригожин А. И., Сазонов Б. В., Толстой B.C. Нововведения в организациях // Структура инновационного процесса. М., 1981. — 119 с.
  106. Н.И., Сазонов Б. В. Человеческий фактор в нововведениях //Психологический журнал, 1985. № 4.-С.64.
  107. М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования. Минск, 1998. — 344 с.
  108. М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  109. К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов, 1990.- 168 с.
  110. Ш. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1997.-304 с.
  111. Л.Н. Образование взрослых в общецивилизованном контексте. -СПб., 1995.- 237с.
  112. В.М. Работа администрации школы с учителем. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. — 160 с.
  113. А.П. Глобальное образование путь к интеграции мирового образовательного пространства. — М.: Педагогический поиск, 1997. -189 с.
  114. А. Рекомендации по разработке и совершенствованию образовательных программ по направлениям инновационной деятельности. //Школьное планирование, 2003. № 3. —С 4−49.
  115. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1992. — 224 с.
  116. А. Региональная модель повышения педагогического мастерства. // Народное образование. 2000. — № 9. — С. 81−83.
  117. В.Я. Инновационное обучение: Стратегия и практика. М., 1994. -97 с.
  118. А.В. Мониторинг в образовании. СПб.: Изд. — «Образование-Культура», 1998. — 344 с.
  119. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -192 с.
  120. А.Е., Монахова Л. Ю. Опережающее обучение как фактор модернизации образования взрослых в современных условиях. //Педагогическое образование и наука, 2004. № 4. -С. 58−63.
  121. В.В. Социально-педагогические условия управления развитием системы образования малого города: Дис.. канд. пед. наук М., 1996. — 168 с.
  122. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  123. Е.А. Система педагогической диагностики: ключевые понятия и принципы // Педдиагностика. 2002. — № 1. — С. 44−66.
  124. Е.П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 88−93.
  125. А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования // Педагогика. 1994. -№ 3. — С. 25−28.
  126. А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 10−15.
  127. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М.: 2000.- 16 с.
  128. Непрерывное педагогическое образование: Вып. 3 / Ред. В.И. Данильчук- Рос.гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена- Учеб.-метод. об-ние пед. учеб. заведений РФ по общ.проб. образования. Волгоград: Перемена, 1994. -74 с.
  129. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. — М.: МИРОС, 1997.-144 с.
  130. Э.М. Федеральная система дополнительного педагогического образования: Методические рекомендации. М., 1999. — 51 с.
  131. Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы развития федеральной системы дополнительного педагогического образования. М., 1999. — 314 с.
  132. A.M. Как работать над диссертацией. М., 1996. — 76 с.
  133. A.M. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. — 320 с.
  134. A.M. Почему реформы образования неэффективны? // Народное образование. 2003. — № 8. — С. 15−24.
  135. Нововведения как фактор развития: Сб. тр. / Отв. ред. Б. В. Сазонов. -М., 1987.-96 с.
  136. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пос. для студентов пед. вузов и системы повыш.квалиф. пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  137. И.А. Организационно-педагогические основы индивидуализированной системы повышения профессиональной квалификации учителя: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М.: АПКиПРО, 2002.-37 с.
  138. С.И. Словарь русского языка. М., 1978. — 381 с.
  139. А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании //Педагогика. 1996.-№ 3.-С. 9−15.
  140. Т.С. Развитие творчества учителя в системе повышения квалификации. Кемерово, 1999. — 250 с.
  141. Т.С., Матвиенко В. А., Пруель Н. А. Теория и практика современного образования в условиях системы повышения квалификации. Новокузнецк, 2000. — 93 с.
  142. Т.П. Технология повышения квалификации учителей в процессе инновационной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Тольятти: ТПИ, 1998. 16 с.
  143. Педагогический поиск / Сост.И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987. -544 с.
  144. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособ. / Под ред. JT.K. Гребенкиной, JI.A. Байковой. Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. -232 с.
  145. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
  146. А.А. Повышение и развитие профессионализма педагога-методиста в системе муниципального образования: Дис.. канд. пед. наук -Рязань, 2001.-174 с.
  147. И. Методический продукт школы: от замысла к исполнению. Образовательный и маркетинговый аспекты внутришкольной методической работы // Народное образование. 2003. -№ 10. — С.105−117.
  148. JI.C. Введение в инновационную педагогику. Курск, 1994. -147 с.
  149. С.Д. Педагогическая инноватика//Педагогические инновации в ОУ района. Ульяновск, 1998. — 61 с.
  150. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. -М.: Педагогика, 1983. 129 с.
  151. В.А., Коржуев А. В. Рефлексивные стратегии познавательной деятельности в высшем профессиональном образовании. М.: Изд. ИУО РАО, 2004. — 200 с.
  152. И.П. Очерки истории культуры Рязанского края (XV XX вв.). -Рязань: Рязанское отделение Российского фонда культуры, 1994. — 238 с.
  153. М.М. В поисках оптимального варианта. М.: Педагогика, 1988.-193 с.
  154. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М.: Новая школа, 1996. — 320 с.
  155. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия // Социальные проблемы инноватики. М., 1989. — С. 39−48.
  156. И. Природа, наука и новая рациональность // Философия и жизнь, 1991, № 7.- С. 36.
  157. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. — 230 с.
  158. Проблемы профессиональной компетентности кадров образования: содержание и технологии аттестации / Под ред. А. И. Жука. Минск, 1996.-242 с.
  159. Ч61. Программа модернизации педагогического образования. М.: 2003. — 31 с.
  160. Программа развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2002−2005 годы // Официальные документы в образовании. 2003. — № 4. — С. 66−95.
  161. Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001−2010 годы // Вестник образования. 2001. -№ 19.-С.
  162. Г. Н. Инновационная деятельность в развивающейся школе // Демократическая школа. 2003. — № 2. — С. 16−31.
  163. Проекты концепций и программ реформирования и развития системы повышения квалификации работников образования РФ: Материалы ВТК. -М., 1993.-71 с.
  164. Н. Проектирование инновационной деятельности образовательного учреждения // PR технологии, 2003, № 3. — С. 20−22.
  165. Э. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. с англ. М. Злотник. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 322 с.
  166. Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 496 с.
  167. А.А. Опытно-экспериментальная педагогика первой трети XX века. М.: Школа, 1997. — 304 с.
  168. Г. А. Развитие профессиональной рефлексии учителя как основа повышения его педагогического мастерства: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: ИПКиПРНО Московской области, 2002. 18 с.
  169. В.Г., Мещерякова Л. В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). -М.: Педагогический вестник, 1998. 116 с.
  170. ПЗ.Рындак В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя: Монография. М.: Педагогический вестник, 1997. -244 с.
  171. Рязанская энциклопедия (справочные материалы): Том 5. Рязань, 1992.- 148 с.
  172. Н.Э. Сравнительный анализ повышения квалификации учителей в России и развитых зарубежных странах: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: АПК и ПРО, 2002. — 20 с.
  173. Ю.А. Функционально-ориентированная модель повышения квалификации многопрофильных педагогов. Воронеж, 2000. — 108 с.
  174. A.M. Тенденции в развитии инновационного поиска в современной школе // Известия Российской академии образования. 1999. -№ 3. — С. 68−74.
  175. Сборник нормативно-правовых и методических материалов в сфере дополнительного профессионального образования. М., 2000. — 565 с.
  176. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  177. Н.К. Непрерывное педагогическое образование: Концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории): Монография / Спб. Волгоград: Перемена, 1997. — 166 с.
  178. В.В. Личностно ориентированное образование: от теории к системе работы учителя // Известия РАО. 1999. — № 3. — С. 33−40.
  179. А.С., Новикова Т. Г. Эксперимент в образовании. М.: АПК и ПРО, 2002. — 94 с.
  180. В.П. Педагогический менеджмент. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 430 с.
  181. Система профессионального образования в Российской Федерации. Доклад. / Под общ. ред. О. Н. Олейниковой. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2001. — 89 с.
  182. А.П. Развитие профессиональной культуры учителя в межкурсовой период последипломного образования. М., 1996. — 55 с.
  183. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.- 96 с.
  184. В.А. Учитель в инновационных образовательных процессах // Известия Российской академии образования. 2000. — № 3. — С. 73−79.
  185. В.А., Артамонова Е. И. Аксиологический аспект содержания современного педагогического образования // Педагогическое образование и наука. 2002. — № 3.-С. 4−13.
  186. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. -М.: Школьная пресса, 2002. 512 с.
  187. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. -М.: Издательство Магистр, 1997. 224 с.
  188. В.И. Проблемы становления и развития инновационного образования // Инновации в образовании. 2003. — № 2. — С. 4−28.
  189. .М., Пономарев H.J1. Закономерности образовательной инноватики // Инновации в образовании. 2003. — № 4. — С. 4−20.
  190. Социологический энциклопедический словарь. На рус., англ., фр. и чеш. яз. / Ред.-координатор Осипов Г. В. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. -488 с.
  191. Советский энциклопедический словарь / Гл.ред. А. М. Прохоров: 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1985. — 1600 с.
  192. Е.А. Модель формирования заказа на образовательное сопровождение в инновационных формах повышения квалификации //Методист. 2003. — № 3.-С. 20−22.
  193. А. «Психологическая судьба» инноваций // Директор школы. -1999.-№ 6.-С. 3−7.
  194. Г., Кустабаева Е. Инновации: подлинное и мнимое // Директор школы. 1996. — № 2. — С. 63−67.
  195. Творческая направленность деятельности педагогов: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л.: НИИ ООВ, 1978. -100 с.
  196. A.M., Чекурин Л. В. История родного края. М.: Московский рабочий, Рязан. отд-ние, 1987. — 111с.
  197. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 2001. — 320 с.
  198. М.С. Прогностическая роль передового педагогического опыта//Советская педагогика. 1985. — № 7. — С. 6−9.
  199. Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  200. В.А., Приступа Г. Н. Как проводить педагогический эксперимент: Учеб. пособ. Рязань: Изд-во РГПУ, 1993. — 140 с.
  201. Л.И. Профессиональные затруднения руководителей муниципальных органов управления образованием // Народное образование.-2003. № 8.-С. 47−53.
  202. В.М. Актуальные проблемы и направления инновационной деятельности в российском образовании // Инновации в образовании.2001.-№ 1.-С. 5−16.
  203. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.-840 с.
  204. В.Н. Инновационная культура преподавателя вуза: теоретическая модель социологического исследования // Инновации в образовании.-2001.-№ 1.~С. 38−54.
  205. Н.А. Теоретическая модель последипломного образования (этнорегиональные особенности) // Педагогическое образование и наука.2002. № 3.-С. 46−54.
  206. Н.А. Новое педагогическое сознание // Народное образование.-2003. № 9.-С. 76−79.
  207. Н.М. Теоретические и организационно-педагогические основы инновационных процессов в системе последипломного образованияпедагогических кадров: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Инст. Образования взрослых РАО. 1997. — 47 с.
  208. Е.Е. Правовое обеспечение инновационной деятельности в сфере российского образования // Инновации в образовании. 2002. -№ 1. -С. 4−10.
  209. Ю.К. Методика добровольной сертификации учебных программ для дополнительного профессионального образования // Школьные технологии. 2003. — № 6. — С. 90−93.
  210. И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. -М.: Сентябрь, 1998. 144 с.
  211. Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. — 256 с.
  212. О.Г. и др. Инновации в практике обучения // Педагогика -1993. № 2.-С. 41−42.
  213. П.В. Совершенствовать систему повышения квалификации учителей // Советская педагогика. 1985. — № 6. — С. 68−73.
  214. Т.И. Переподготовка руководителей образовательных учреждений // Педагогика. 2003. — № 6. — С. 47−53.
  215. Ю.В. Применение идей синергетики в управлении учреждениями системы непрерывного образования // Школа. 1999. -№ 3. — С. 17−20.
  216. P.M. История становления и развития РЦРО как образовательного учреждения дополнительного профессионального образования // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. Информационный бюллетень, 1995. — № 5. — С. 3−6.
  217. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. -М.: Педагогическое общество России, 1999. -354 с.
  218. Шиян J1.K. Управление педагогическими системами. Рязань, 1998. -181с.
  219. Н.Р. Проблемы и перспективы развития теории инновационных процессов // Единое образовательное пространство стран СНГ и ближнего зарубежья (проблемы обобщения образовательно-педагогических инноваций). М., 1994. — С. 31−34.
  220. Н.Р. Педагогическая инноватика как новое направление фундаментальных исследований. Прага, 1989. — 261 с.
  221. Н.Р. Педагогическая инноватика как теория инновационных процессов в системе образования. Научный и передовой опыт в области педагогики и народного образования: Вып. 3. М., 1990. -147 с.
  222. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. М., 1991.-380 с.
  223. Е.В. Квалиметрический подход в педагогическом исследовании: новое видение // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 49−54.
Заполнить форму текущей работой