Инженерно-графическая подготовка студентов в профессионально-ориентированной образовательной среде вуза
Диссертация
Исследованы дидактические характеристики дисциплин инженерно-графического цикла, сформулирована обобщённая цель инженерно-графической подготовки студентов вуза — формирование визуальной культуры, инженерной грамотности и инженерно-графической компетентности. Обосновано, что изучение графических дисциплин невозможно вне связи с будущей специализацией студента. Выделена графическая составляющая… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
- 1. 1. Средовой подход как интегрирующая методологическая основа изучения и проектирования профессионально-ориентированной образовательной среды инженерно-графической подготовки студентов вуза ~
- 1. 2. Теоретические основы инженерно-графической подготовки студентов вуза
- 1. 3. Образовательная среда вуза: теоретический аспект
- 1. 4. Моделирование профессионально-ориентированной образовательной среды инженерно-графической подготовки студентов вуза
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
- 2. 1. Этапы и методы экспериментального исследования
- 2. 2. Диагностика наличного состояния образовательной среды инженерно-графической подготовки студентов
- 2. 3. Практическая реализация модели профессионально-ориентированной образовательной среды инженерно-графической подготовки студентов вуза
- 2. 4. Оценка результатов экспериментального моделирования
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абросимов, В.Н. Конструирование образовательной среды формирования экономической культуры школьников Текст.: автореф. дис— канд. пед. наук / В. Н. Абросимов Красноярск: [б.и], 2000. — 19 с.
- Акимова, И.Н. Методологические основы алгоритмизации обучения графическим дисциплинам: автореф. диссдоктора пед. наук Текст. / И. Н. Акимова. М., [б. и.], 1995. — 36 с.
- Андреева, JI.B. Дидактические основы развивающего обучения в техническом вузе (На примере учебной дисциплины «начертательная геометрия»): автореф. дисс. канд. пед. наук Текст. / JI.B. Андреева. М.: [б. и.], 1998.-25 с.
- Андреева, Л.В. Формирование профессионального самосознания юристов в условиях деятельностной образовательной среды: автореф. дис. канд. психол. наук / Л. В. Андреева Марийский гос. ун-т. Казань: [б. и.], 2000.-20 с.
- Андрюшина, T.B. Игровые учебные ситуации в преподавании инженерной графики: учеб. пособие Текст. / Татьяна Васильевна Андрюшина. Новосибирск: Изд-во СГУПСа (НИИЖТ), 2000. — 78 с.
- Анисимов В. А. Деловые игры в курсе инженерной графики Текст. / В. А. Анисимов. М.: Типография МРФ РСФСР, 1989.-40 с.
- Артюхина, А.И. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза: учебное пособие Текст. / А.И. Артюхина- Волгоград: Волгоградский гос. мед. ун-т, 2006. — 122 с. [wvw.volgmed.ru/biochem/sources/dev2006.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1990. — 256 с.
- Афанасьев, Ю.Н., Строгалов Н. С., Шеховцов С. Г. Об универсальном знании в новой образовательной среде: к концепции универсальной компоненты образования Текст. / Ю. Н. Афанасьев, Н. С. Строгалов, С. Г. Шеховцов. М.: РГТУ, 1999. -55 с.
- Багдасарьян, Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения Текст. / Н.Г. Багдасарь-ян. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998.-260 с.
- Башмаков М.И., Поздняков С. Н., Розник H.A. Информационная среда обучения Текст. / М. И. Башмаков, C.H. Поздняков, H.A. Розник. СПб.: СВЕТ, 1997.-400 с.
- Бережнова, Л.Н. Полиэтническая образовательная среда: монография Текст. / Л. Н. Бережнова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.-203 с.
- Берлянт, A.M. Геоиконика Текст. /А.М. Берлянт.-М.: Астрея, 1996. -208 с.
- Бендиктине, Д.-М. Б. Формирование профессиональных интересов студентов вуза в процессе дифференцированного обучения графическим дисциплинам: автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / Д. -М. Б. Бендиктине. Вильнюс: [б.и.], 1984.-20 с.
- Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный подход Текст. / И. В. Блауберг. М.: Эдиториал УРСС, 1997.-450 с.
- Блаус, А.Я., Дзене, А.Э. Новый подход к формированию пространственных представлений студентов вузов Текст. / А .Я. Блаус, А. Э. Дзене // Психологические особенности обучающихся в техническом вузе. Новосибирск, изд-во НГГТУ, 1973. — с. 162−166.
- Блонский // Антология гуманной педагогики М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвнлли, 2000. — 224с.
- Боденко, Б.Н., Боденко, Л.А. Педагогические условия общекультурного становления школьника в образовательном пространстве / Б. Н. Боденко, JI.A. Боденко. М.: Исследовательский центр проблем качественной подготовки специалистов, 2001. — 93 с.
- Бондаревская, Е.В. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие / Бондаревская Е. В., Бело-усова Т.Ф., Власова Т. И. Под общ. ред. Бондаревской Е. В. .- Рос. акад. образования, юж. отделение, Рост. гос. унт. Ростов н/Д: РГПУ, 1995. — 170 с.
- Ботвинников, А.Д. Процесс формирования графических навыков при изучении черчения Текст. / А. Д. Ботвинников // Повышение эффективности обучения. — М.: Просвещение, 1981. 93 с.
- Боумен, У. Графическое представление информации Текст. / У. Боумен, пер. с англ. М.: Мир, 1971. — 227 с.
- Бродский, Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий (Организационно-технологический аспект): дисканд. пед. наук Текст. / Ю. С. Бродский.-М.: МГЛУ, 1993.—207с.
- Будасов, Б.В. Научно-методические основы содержания учебников и учебных пособий по графическимдисциплинам (на примере строительных специальностей): автореф. дис канд. пед. наук Текст./ Б. В. Будасов.- М.: Учиздат, 1992. -23 с.
- Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности Текст. / Л. П. Буева. М.: Изд-во Московского ун-та, 1962.-268 с.
- Буч, Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование Текст. / Града Буч, пер. с англ., 2-е изд-M.: «Издательство Бином», СПб.: «Невский диалект», 1999.-560 с.
- Введение в экспериментальную педагогику: учебное пособие Текст. / Сост. B.C. Черепанов, О. В. Любимова Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. — 88 с.
- Ведякин, Ф.Ф., Панасенко, О.Ф. Пространственное мышление и графическая культура студентов инженерных специальностей Текст. / Ф. Ф. Ведякин, О. Ф. Панасенко. Промышленный: Изд-во ПромГУПС, 2006. -18 с.
- Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / A.A. Вербицкий. M.: Высшая школа 1991. — 208 с.
- Виноградов, В., Синюк, А. Подготовка специалиста как человека культуры Текст. / В. Виноградов, А. Синкж // Высшее образование в России, 2000. № 2. — С.41−42.
- Володарская, И. А., Арташкина, Т.А. Профессиональные задачи и качество усвоения фундаментальных знаний. Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 1993. — 196 с.
- Вольхин, K.A. Индивидуализация обучения начертательной геометрии студентов технических вузов: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 Текст. / К. А. Вольхин: Новосибирский государственный педагогический университет. -Новосибирск, 2002. -201 с.
- Вузовское обучение- проблемы активизации Текст. / Б. В. Бокуть, С. И. Сокорева, A.A. Шеметков, И.Ф. Харламова- Под. ред. Б. В. Бокутя, И. Ф. Харламова. Минск: Университетское, 1989. — 108 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский. М.: Астрель и др., 2005. — 670 с.
- Гафурова, Н.О. Конструирование среды, развивающей одарённость личности: автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / Н. О. Гафурова Красноярск: [б. и.], 1996.-20 с.
- Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: Теория. Методология. Практика: учебное пособие / Б. С. Гершунский. М.: Флинта: Наука, 2003.-764 с.
- Гешелина, Л.С. Среда пролетарского ребёнка-дошкольника // Из работ 1 -й Опытной станции по народному образованию Наркомпроса / Л. С. Гешелина, под ред. С. Т. Шацкого. М.: Работник просвещения, 1925. — 65 с.
- Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию Текст. / Дж. Гибсон, пер. с англ. Т.М. Сокольской- общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко. M.: Прогресс, 1998. -462 с.
- Глазычев, В.Л. Дух места // Освобождение духа / В.Л. Глазычев- под ред. A.A. Гусейнова, В. И. Толстых. -М.: Политиздат, 1991.-С. 138−167
- Глазычев, В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды Текст. / В. Л. Глазычев. М.: Наука, 1984.-180 с.
- Глушков, В.Ф. Деформации образовательного пространства Текст. / В. Ф. Глушков: Сибирский государственный университет путей сообщения // профессиональная педагогика: Путь в XXI век: опыт, уроки, цели. -Новосибирск, 2000. С.43−45.
- Глушков, В.Ф. Культура в пространственном аспекте Текст./ В. Ф. Глушков: Сибирская государственная академия путей сообщения // Культурное пространство формирования специалиста. Новосибирск, 1993. — С.49−51.
- Годник, С.М., Листенгартен, B.C. Трудности первокурсников: что о них полезно знать педагогам высшей и средней школы Текст. / С. М. Годник, B.C. Листенгартен. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1995. -51 с.
- Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования. Учебное пособие Текст. / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Логос, 2003. — 246 с. — (Учебник XXI века).
- Дзегелёнок, П.И. Управление развитием образовательной среды на основе интеграции сетевых информационных ресурсов: автореф. дис.канд. техн. наук: 05.13.10 Текст. / П. И. Дзегелёнок. М.: [б. и.], 2000.20с.
- Дерябо, С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды Текст. / С.Д. Дерябо- под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова.-М.: [б. и.], 1997.-274с.
- Дмитренко, Т. Профессионально-ориентированные технологии Текст. / Т. Дмитренко // Высшее образование в России.-2003, — № 3.-С. 159−161.
- Ермоленко, В. А. Проектирование содержания непрерывного профессионального образования Текст. / В. А. Ермолаенко. М.: ИТИП РАО, 2005. — 324 с.
- Жилина, Н.Д. Информационные технологии в преподавании блока геометро-графических дисциплин для инженеров строителей: автореф. дисс. канд. пед. наук Текст. / Н. Д. Жилина. Н. Новгород: ННГАСУ, 1999.-28 с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования Текст. / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1982.- 160 с.
- Зайцева, Г. В. Педагогическое проектирование образовательной среды профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / Г. В. Зайцева- [Елец, ун-т им. и. А. Баумана]. Елец: [б. и.], 2003. — 18 с.
- Зарубина, А.И. Формирование сплочённости педагогического коллектива в образовательно-развивающей среде: автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / А.И. Зарубина- [Смол. Гос. пед. ун-т]. Смоленск: [б. и.], 2004.-18 с.
- Захарова, И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дисд-ра пед. наук Текст. / И.Г. Захарова- [Тюмен. гос. ун-т]. Тюмень: [б. и.], 2003. -47 с.
- Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности Текст. / Э. Ф. Зеер. [Рос. гос. проф.-пед. ун-т- Нижнетапш. гос. проф. колледж им. H.A. Демидова]. Екатеринбург, 2002. — 126 с.
- Зимина, О.В. Предметный сегмент образовательной информационной среды и методика его использования в математическом образовании инженеров: автореф. дис. д-ра пед. наук Текст. / О.В. Зимина- [Московский пед. гос. ун-т]. М.: [б. и,], 2004. -36 с.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебное пособие Текст. / И. А. Зимняя. Ростов на Дону.: издательство «Феникс», 1997.-480 с.
- Зимняя, И, А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня, 2003. — № 5. — С. 34−42.
- Зиновкина, М.М. Теоретические основы целенаправленного формирования творческого технического мышления и шгженерных умений студентов Текст. / М. М. Зиновкина М.: Завод-втуз, 1987. — 83 с.
- Иванов, Г. С. О некоторых аспектах изложения способов преобразования комплексного чертежа Текст. / Г. С. Иванов // Сборник научно-методических статен по начертательной геометрии и инженерной графике. М.: Высшая школа, 1983.-Вып. 11. — С. 13−18.
- Иванова, Н.В. Теория и практика построения социального пространства отношений в данном образовательном учреждении: автореф дис. д-ра пед. наук Текст. / Н. В. Иванова [Вятский гос. гуманитарный ун-т]. —1. Киров: б. и., 2004.-36 с.
- Ильина, Т.А. Педагогика: Курс лекций Текст. / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1984. — 495 с.
- Инкина, О.Н. Самообразовательная деятельность студентов вуза как условие повышения качества ихподготовки Текст. / О. Н. Инкина, Л. И. Холина. Новосибирск: Новосибирский гос. аграрный ун-т, 2006. — 157 с.
- Инновационные подходы в образовательной деятельности университета: препринт Текст. / Н.П. Макар-кин, О. Б. Тотмин, K.M. Романов и др. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1999. — 52 с.
- Иорданский, H.H. Организация детской среды Текст. / H.H. Иорданский. М.: Работник просвещения, -1925.
- Исламов, О.Д. Теория и практика формирования творческого отношения будущих учителей к графической деятельности (на материале курсов начертательная геометрия и черчение): монография Текст. / О. Д. Исламов. М.: Прометей, МПГУ, 2001. — 204 с.
- Исследования по общей теории систем: сборник переводов Текст. / Общ. Ред. и вступ. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М&bdquo- 1969. — С. 23−82
- Кадиев, T.T. Гуманизация образовательно-спортивной средьг как условие формирования личности будущего учителя: автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / Т.Т. Кадиев- [Дагестанский гос. пед. ун-т]. Махачкала: [б. и.], 2003.-25 с.
- Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Текст./В.А. Караковский//Теория и практика школьных воспитательных систем. -М.: Новая школа, 1996. 155 с.
- Карасик, A.A. Разработка модели программного обеспечения информационноОобразовательной средыдля организации дистанционного обучения с использованием сети Интернет: авторефканд. техн. наук Текст.
- A.A. Карасик- Урал. гос. техн. ун-т УПИ. — Екатеринбург: [б. и.], 2004. — 22 с.
- Катунова, М.Р. Формирование образовательной средьг клуба учреждения дополнительного образования детей: автореф. дис.канд. пед. наук Текст. / М. Р. Катунова. СПб.: [б. и.], 1998. — 23 с.
- Кириченко, O.E. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе связи как средство профессиональной подготовки студентов, автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / O.E. Кириченко. Орел: ОГУ, 2003. — 18 с.
- Кггчева, И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы двадцатого века: Монография Текст. / И. В. Кичева. Пятигорск: издательство ПГЛУ, 2004. — 404 с.
- Ковалёв Г. А. Психическое развитие ребёнка и жизненная среда Текст. / Г. А. Ковалёв // Вопросы психологии, 1993. -№ 1.-С. 13−23.
- Ковалёв, Г. А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика, автор, диссд-ра психолог, наук Текст. / Г. А. Ковалёв. -М.:[б.и.], 1991.-36с.
- Колесникова, И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии Текст. / И. А. Колесникова. СПб.: СПбГУПМ, 1999. — 242 с.
- Коменский, Л.А. Панпедия (искусство обучения мудрости) Текст. / Пер. с лат.- Отв. Ред. Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. М.: Изд-во У РАО, 2003. — 320 с. — (Новая педагогическая библиотека).
- Концепция структуры и содержания 12 летнего образования по графике
- Кордонская, И.Б. Базисное изучение графических дисциплин: Монография Текст./ И. Б Кордонская. -Самара: Изд-во СГПУ, 2005. 186 с.
- КорчакЯ. Как любить ребёнка Текст. / Я. Корчак//Педагогическое наследие. М., 1990, — 174с.
- Корнажевский, Ю.А. Система. Урок. Анализ Текст. /Ю.А. Корнажевский. Псков: ПОИПКРО, 1996. -440 с.
- Крапивин, З.И. Отечественная история начертательной геометрии и новые подходы к методике её преподавания в вузах: дис. .д-ра пед. наук: 13.00.02: 13.00.01 Текст. / З. И. Крапивин [Витебск, гос. пед. ун-т]. М., 1998.-420 с.
- Краткий анализ тематики диссертацтш по социальным и гуманитарным наукам, рассмотренных ВАК России. Педагогика Текст. // Бюллетень ВАК России, 1996. -Вып. 1. С. 59
- Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной средьг на основе информационных технологий в вузе: автореф. дис.. д-ра пед. наук Текст./К.Г. Кречетников.-М.: [б. и.], 2003. -36 с.
- Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: метод, пособие Текст. / Н. Б. Крылова. -М.: Высш. школа, 1990. -142 с.
- Куган, Б.А., Сериков, Г.Н. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней Текст. / Б. А. Куган, Г. Н. Сериков. М.: ВЛАДОС, 2002. — 632 с.
- Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышлешгя (Процесс и способы решения технических задач) Текст. / Т. В. Кудрявцев. М.: Педагогика, 1975. — 304 с.
- Кузьменко, ЕЛ. Формирование готовности к профессионально-творческой деятельности студентов впроцессе изучения инженерной графики: автореф. дис.канд. пед наук Текст. / ЕЛ. Кузьменко. Воронеж: [б.и., 2006.-25 с.
- Кулик, Е.Ю. Система формирования готовности учителей к конструированию информационной образовательной средьг предметного обучения: авторефканд. пед. наук Текст. / Е.Ю.Кулик- [Саратовский гос. ун-тим Н. Г. Чернышевского. Саратов: б. и.], 2004. — 22 с.
- Лагерь, А.И., Анякина, О.В. Адаптация студентов к учебному процессу при изучении графических дисциплин: Монография Текст. / А. И. Лагерь, О.В. Анякина- [ГАЦМиЗ]. Красноярск: [б. и.], 2002. — 64 с.
- Лагерев, B.B. Актуальные вопросы методики преподавания начертательной геометрии и черчения в техническом вузе/ В. В. Лагерев М.: Русь, 1990. — 48 с.
- Ла1унова, M.B. Графическая культура инженера (основы теории): монография Текст. / М. В. Лагунова. Н. Новгород: Изд-во ВГИПИ, 2001. — 251 с.
- Лагунова, М.В. Современные подходы к формированию графической культуры студентов в технических учебных заведениях: (Практический аспект) / М. В. Лагунова: Волжская гос. инженерно-педагогическая академия. -H. Новгород: Изд-во ВГИПИ, 2001.-260 с.
- Лактионова, Е.Б. Психологические характеристики образовательной среды как показатель эффективности деятельности службы сопровождения: автореф. дисканд. психол. Наук Текст. / Е.Б. Лактионова- [Рос.
- Гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: б. и.], 2002.-23 с.
- Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспектива Текст. / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1991.- 224 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М., 1975. — 345 с.
- Лернер, И .Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знания, 1978.-112 с.
- Лиферов, А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 Текст. / А. П. Лиферов. М.: [б. и.], 1997.-50 с.
- Лихачёв, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей И ПК и ФПК Текст. / Б. Т. Лихачёв. М.: Прометей, Юрайт, 1998. — 464 с.
- Локк Текст. // Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвилли, 2000. -224 с.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии Текст. / Б. Ф. Ломов // Труды д. чл. и чл. корр. АПН ССР. -М.: Педагогика, 1991. -296 с.
- Ломов Б. Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.—272 с.
- Лопухова, Т. Диагноз качества подготовки специалиста Текст. / Т. Лопухова // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С.28−34
- Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании Текст. / Ю. С. Мануйлов: Ун-т. Рос. акад. образования. -2-е изд. перераб. M.: Волго-Вятская академия гос. службы, 2002. — 156 с.
- Маркина, Н.Ю., Колодницкая O.A. непрерывное профессиональное образование: история, теория и практика: Монография Текст. / Н. Ю. Маркина, O.A. Колодницкая. Невинномысск: НГГТИ, 2004. -176 с.
- Маркова, A.K. Психология профессионализма Текст. /А.К. Маркова.-М., 1996.-308 с.
- Маркович, Д.Ж. Социальная экология Текст./Д.Ж. Маркович. M.: Просвещение, 1991.- 173 с.
- Кафедра «Графика»: материалы самоанализа деятельности вуза Текст. / Б. А. Маслов, T.B. Андрюшина и др. Новосибирск: НИИЖТ, 1996. — 12 с.
- Машбиц, Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Междисциплинарные исследования в педагогике / Под ред. B.M. Полонского. М.: институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, 1994.-229 с.
- Менг, Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 /Т.В.Менг.-СПб.: б.и., 1999.-23 с.
- Методика обучения черчению. Учебное пособие д ля студентов и учащихся худ.-граф. спец. учеб. заведений Текст. / В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко, A.A. Альхименок и др.- Под ред. Е. А. Василенко. M.: Просвещение, 1990.- 176 с.
- Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения Текст. / М. Мид. -М.: Наук 1988. -430 с.
- Минин, С. Историко-культурная среда как фактор создания системы духовно-нравственного воспитания в образовательном пространстве Владимирского края / С. Н. Минин. Владимир: Владимир, гос. пед ун-т, 2003. -22 с.
- Митин, B.C., Мануйлов В. Ф. Инженерное образование на пороге XXI века Текст. / B.C. Митин, В. Ф. Мануйлов. M.: Издательский дом Русанова, 1996. — 224 с.
- Михапьцева, Л.Ф. Формирование ценностных ориентации обучающихся в культурно-образовательной среде школы: автореф. дис— канд. пед. наук Текст./Л.Ф. Михальцева. Новокузнецк: [б. и.], 2003.-24 с.
- Моложавый С.С. Программа изучения поведения ребёнка или детского коллектива Текст. / С. С. Моложавый. М., 1924. — 6 с.
- Монастырёв, П. Этапы создания электронных учебниковТекст. / П. Монастырёв, Е. Аленичева // Высшее образование в России.-2001.-№ 5.-С. 103−105
- Моцж, Г. Начертательная геометрия Текст. / Гаспар Монж: пер. с фр. М.: Изд-во АН СССР, 1947. -292 с.
- Нартова, Л.Г. Интегративные принципы построения системы преподавания геометрических дисциплин во ВТУЗе: автореф. диссд-ра пед. наук Текст. / Л. Г. Нартова. М.: Изд-во МАИ, 2001. — 32 с.
- Наша работа/Под ред. М. В, Крупениной и др.-М., 1928.-Вып. 1.-93 с.
- Нилова, В.И. Научно-методические основы формирования конструкторских умений студентов технических вузов средствами инженерной графики: автореф. дисс. Д-ра. пед. наук Текст. / В. И. Нилова. Воронеж, 2001.-36 с.
- Новые ценности образования: тезаурус для учителя и школьных психологов Текст. / Под ред. И. Б. Крылова. М.: ИЛИ РАО, 1995. — 114 с.
- Образование, которое мы можем потерять Текст. / Сборник под общ. ред. ректора МГУ академика В. А. Садовничего. Изд. 2-е, дополненное. Москва: Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова- Институт компьютерных исследований, 2003. — 368 с.
- Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития Текст. / научный редактор C.B. Тарасов: Материалы шестой научно-практической конференции СПб.: Образование-Культура, 2001. -152 с.
- Образовательные порталы России Текст. / Сборник научных трудов Рос. акад. образования. Вып 1 (2004). — М.: Технопечать, 2004. — 148 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М.: Русск. яз., 1990. — 924 с.
- Организация детской среды в школе Текст. // Просвещение на Урале. 1929. — № 9. — С. 39−44
- Панов, В.И. Одарённость, образовательная среда, психотренинг Текст. / В. И. Панов // Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. М., 1997.
- Панормов. Среда и воспитание учащейся детворы: В порядке постановки вопроса Текст. // Просвещение среднего Поволжья. Самара, 1929. — № 3,4. — С. 16−22.
- Педагогика и логика Текст. / Г. Щедровицкий, В. Розин, H. Алексеев, Н. Непомнящая М.: Касталь, 1993.-415 с.
- Педагогика и психология высшей школы Текст. / М. И. Самыгин // Серия «Учебники, учебные пособия». -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.-544 с.
- Педагогика: педагогические теорш!, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений Текст. / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 512 с.
- Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений Текст. / Е. П. Белозерцев, А. Н. Гонеев, А. Г. Пашков и др./ Под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2004.-368 с.
- Педагогика среды и методы её изучения Текст. / Под ред. М. В. Крупениной. М.: Работник просвещения, 1930.-Сб. IV.-240 с.
- Педагогическая энциклопедия Текст. / Науч. ред.: Петрова С. М., Михайлова М. Г. [Министерство образования республики Саха (Якутия)]. Якутск, 2000. — 323 с.
- Песталоцци Текст. // Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвилли, 2000.-224 с.
- Петров, Ю. Н, Червова, A.A., Лагунова, М. В. Теоретические основы формирования графической культуры инженера-педагога Текст. / Ю. Н. Петров. Н. Новгород: Изд-во ВГИПИ, 2001. — 187 с.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка Текст. /ЖЛиаже //Логика и психология. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
- Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование Текст. / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Пистарк, M.M. Как создавались программы ГУСа Текст. / М. М. Пистарк // Народное просвещение. -1927.-№ 10.
- Платонов, К. К. Структуры и развитие личности / К. К. Платонов: Отв. ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. M., 1986. — 254 с.
- Плющ, Н.Г. Содержание и дидактические принципы преподавания начертательной геометрии в современных условиях: автореф. канд. пед. наук Текст. / Н. Г. Плющ. М., 1998. — 20 с.
- Познина, H.A. Особенности развития личности студента в технизированной образовательной среде: автореф.. канд. психол. наук / H.A. Познина- Сев. Кавк. Гос. тех. Ун-т. — Ставрополь: [б. и.], 2004. — 22 с.
- Покровская М.В. Инженерная графика: панорамный взгляд (научно-педагогическое исследование) Текст. / М.В. Покровская- [Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов]. М.: [б. и.], 1999.-138 с.
- Полишук, И.Г. Международное сотрудничество как фактор развития образовательной среды педагогического университета: автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / И. Г. Полишук. СПб: [б. и.], 2000.-20 с.
- Посвянский, А.Д. О курсе «Начертательная геометрия» Текст. / F/L/ Полозов // Сборник научно-методических статей по начертательной геометрии и инженерной графике. М.: Высшая школа, 1983. -Вып. И. — С. 10−13.
- Проектирование образовательной среды в дошкольном учреждении: научно-методическое пособие Текст. СПб.: [б. и.], 2004. — 110 с.
- Профессиональное образование в России: методология и теория Текст. / Г. В. Мухамедзянова и др. — [Казань: ИПППО РАО}. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. — 335 с.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности Текст. / Под ред. Г. С. Никифорова. -СПб: [б.и.], 1991.- 152 с.
- Путилов Г. П. Научные основы проектирования и построения информационно-образовательной среды технического вуза: автореф. дис. д-ра техн. наук Текст. / Г. П. Путилов. М.: [б. и.], 2000. — 38 с.
- Пырин, А.Г. Природная среда (социально-философский анализ) Текст. / А. Г. Пырин. М.: — 2004. — 64с.
- Равкин, З.И. Образование средней школы: проблемы и перспективы развития Текст. / З. И. Равкин // Мат. шестой научно-практической конференции / Науч. ред. Тарасов C.B. СПб: Образование-Культура, 2001. -152 с.
- Развитие образовательного пространства на Европейском Севере России: Монография Текст. / Отв. ред. И. Р. Луговская. Архангельск: Поморский университет, 2004. — 216 с.
- Раудсепп М. Среда как место поведения (Школа экологической психологии Роджера Баркера) Текст. / М. Раудсепп//Человек в социальной и физической среде.-Талин, 1983. С. 143−165
- Радионова, O.P. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. канд. пед. наук Текст./O.P. Радионова.-М.: [б. и.], 2000.-21 с.
- Рубина, Г. И. Дидактические основы применения информационных технологий в графической подготовке студентов педвузов: автореф. дис. д-ра. пед. наук Текст. / Г. И. Рубина. -М.: МПИ, 1995. -34 с.
- Рубинштейн C.JI. Человек и мир Текст. / C. J1. Рубинштейн- Рос. акад. наук, Ин-т психологии. М.: Наука, 1997.-191 с.
- Рубцов, В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы: монография Текст. /В.В. Рубцов, Т.Г. Ивошина- Ин-т образовательной политики «Эврика» и др. М.: МГППУ, 2002.-272 с.
- Рукавишников, В.А. Геометрическое моделирование как методологическая основа подготовки инженеров: Монография Текст. / В. А. Рукавишников. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2003. — 184 с.
- Русаков A.A. Методы математической статистике и анализ данных психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студентов, аспирантов и соискателей Текст./ A.A. русаков, Ю. И. Богатырёва. Тула: Изд-во ТГПУ им. J1.H. Толстого. — 136 с.
- Рюле О. Ребёнок и среда: Коммунистическая школьная программа Текст. / О. Рюле. JL, 1924. — 124 с.
- Савицкая, A.B. Педагогические условия развития графических умений студентов вуза: автореф. дисканд. пед. наук Текст. / A.B. Савицкая. М., 1998. — 16 с.
- Сайгак, Л.В. Преемственность графической подготовки учащихся средних школ и вузов в соответствии с их профориентацией: дисканд. пед. наук Текст. / Л. В. Сайгак. M., 1988. — 152 с.
- Свешникова, Ю.Б. Гуманитарный аспект профессиональной культуры инженера Текст. / Ю. Б. Свешникова. Электронный ресурс [http://philist.narod.ru/articles/sveshnikovahtm]
- Свод нормативных актов ЮНЕСКО: Конвенции и соглашения, рекомендации, декларации Текст. / сост. И. Д. Никулин. М.: Международные отношения, 1991. — 632 с. (Комиссия СССР по делам ЮНЕСКО)
- Семёнов, В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования Текст. / В. Д. Семёнов. -М.: Педагогика. 112 с.
- Сериков, Г. Н. Образование и развитие человека Текст. / Г. Н. Сериков. М.: [б. и.], 2002.-415 с.
- Сериков, С.Г. Охрана здоровья участников образования: теоретический аспект: научно-методическое пособие Текст. / С.Г. Сериков- Под. ред. Сидорова А. И.: Юж-Урал. гос. ун-т. Челябинск, ЮУрГУ, 2001. -178 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / T/D/ Сидоренко,. Спб.: ООО «Речь», 2000. — 350 с.
- Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-НАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие Текст. / В. П. Симонов. 3-е год. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 430 с.
- Скибицкий, Э.Г., Холина Л. И. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения Текст. / Эдуард Григорьевич Скибицкий, Лидия Игнатьевна Холина. Новосибирск: НИПКиПРО, 1999. — 138 с.
- Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для сгуд. высш. пед. учебных заведений Текст./ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. H. Шиянов / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -576 с.
- Сластенин, В.А., Руденко Н. Г. О современных подходах к подготовки педагога Текст. / В. А. Сластенин //Педагогика. -М., 1999.- № 6.-С. 55−62
- Слободчиков, В.И. Психология развития человека, развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев / Под общ. ред. Шур В. Г. М.: Школьная пресса, 2000.-416 с.
- Слободянюк, A.A. Научно-методические основы создания и использования комплекса технологий обучения в профессиональной подготовке студентов технического вуза: автореф. дис. д-ра. пед. наук Текст. / A.A. Слободянюк.-М.:МГПУ, 1995.-38 с.
- Словарь иностранных слов Текст.-М.: Русский язык, 1979.-7-е изд., перераб.-624 с.
- Смирнов, И.П. Теория профессионального образования Текст. / Смирнов И. П. М.: Российская академия образования- НИИРПО, 2006. — 320 с.
- Советский энциклопедический словарь Текст. / Под ред. A.M. Прохоров // Советская энциклопедия. -4-е издание. -М.: Советская энциклопедия, 1988.- 1600 с.
- Современный курс начертательной геометрии: учебник для инженерно-технических вузов Текст. / Л. Г. Нартова, A.M. Тевлин, B.C. Полозов, В.И. Якунин- под ред. Л. Г. Нартовой и A.M. Тевлина. M.: Изд-во МАИ, 2001.-304 с.
- Соколова, И.Ю. Психологические основы технологий подготовки специалистов в техническом вузе: ав-тореф. дисд-ра. психол. наук Текст. / И. Ю. Соколова. СПб, 1997. — 3 5 с.
- Соколова Э. Р. Фундаментапизация содержания дисциплины «инженерная графика» в ссуз машиностроительного профиля: автореф. Дисс. канд. пед. наук Текст./ Эльвира Рустэмовна Соколова / Казань, 2007. -23 с.
- Соснин, Н.В. Дидактические основы графической подготовки Текст. / Н. В. Соснин // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. — Екатеринбург: Изд-во Урал, гос.проф.-пед.ун-та, 2001. -Вып. 1(28). -С.31−35.
- Социально-психологические основы средообразования Текст. // Материалы конференции Локса (ЭССР), 13−21 марта 1985. Таллин: Эст. Отделение общества психологов СССР, Таллиннский пед. ин-т, 1985. — 301с.
- Среда Текст. // Разработка терминологического аппарата дизайна / Под ред. Г. Л. Демосфенова. М.: ВНИИТЭ, 1982.-С. 109−110.
- Средовые условия развития социальных общностей/Отв. ред. МХейдметс. Таллин: Таллиннский пединститут им. Э Вильде, 1989. — 173 с.
- Степакова, В.В. Методическое пособие по черчению. Графические работы Текст. / В.В. Степакова// Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 2001.-93 с.
- Сурин, ЕЛ. Роль пространственного воображения в практике конструкторской работы и в преподавании графических дисциплин в вузах Текст. / ЕЛ. Сурин // Проблема воспитания пространства и пространственных представлений. М.: АПН РСФСР, 1961. — 36 с.
- Суханкина, M.H. Деловые игры в курсе «Инженерная графика» Текст. / M.H. Суханкина // Новые формы и методы обучения студентов'. КГАУ. Красноярск, 1995. -С. 45.
- Сухомлинский В.А. Текст. // Антология гуманной педагогики. М.: Издательский дом Шалвы Амо-нашвилли, 2002. — переиздание. -224 с.
- Сычев, Ю.В. Бытиё человека: проблемы детерминации. Монография Текст. / Ю.В. Сычёв- [Рос. акад. управления, Гуманитарный центр, каф. философии]. -M.: 1992.-200 с.
- Тарасов, C.B. Образовательная среда школы: проблемы и подходы Текст. / C.B. Тарасов // Материалы шестой научно-практической конференции «Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития». -СПб: «Образование-Культура», 2001.-С. 9−19
- Тарасов, C.B. Школьник в современной образовательной среде. Монография Текст. C.B. Тарасов. -СПб.: «Образование-Культура», 2001.- 151 с.
- Татарченкова С.С. Урок как среда взаимодействия как мы это понимаем?. Учебное практико-ориентированное пособие Текст. / С. С. Татарченкова // Педагогический совет. — СПб.: СПбГУПМ, 2003. -48 с.
- Татур, Ю.Г. Системное проектирование высшего образования (концептуальные основы): автореф. дис.. .доктора пед. наук Текст. / Ю. Г. Татур. М., 2000, -38 с.
- Троицкая, Е.И. Организация учебной игры в курсе машиностроительного черчения Текст. / Е. И. Троицкая // Активные методы обучения и их роль в формировании творческого мышления студентов- РИСХМ. Ростов на Дону, 1988.- С.13−14
- Трофимчук, Л.А. Развитие графического общения, российской инженерной графики Текст. / Л.А. Тро-фимчук
- Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения Текст. / Под ред. В.А. Караковско-го, Л. И. Новиковой и др. М.: Педагогическое общество России, 1999.-264 с.
- Флоренская, A.H. Проектирование образовательной среды и актуальные потребности развития ребёнка: брошюра об образовании Текст. / A.H. Флоренская. Электронный ресурс [http://www.proconsul-erg.ru/arina/index.htm]
- Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся. Труды научного семинара Текст./Подред. Н. Ф. Четверухина -М.: Просвещение, 1964.-78 с.
- Фролов, С.А., Покровская, М.В. В поисках начала: Рассказы о начертательной геометрии Текст. / С. А. Фролов, М. В. Покровская. Минск: Высш школа 1985. — 189 с. — (Мир занимательной науки)
- Фролов, С. А. Покровская М.В. Начертательная геометрия что это такое? Текст. / С. А. Фролов, М. В. Покровская. — Минск: Высш. школа, 1986. — 208 с.
- Фролов Ю.В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов Текст. // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. С. 46
- Фромм, Э. Человеческая ситуация Текст. / Эрих Фромм- Под ред. и с пред., [пер. с англ.] Леонтьева Д. А. //Золотой фонд мировой психологии. -М.: Смысл, 1995. -Вып. 1.-239 с.
- Фурман A.B. Повышение эффективности графической подготовки школьников: автореф. дисс. канд. пед. наук Текст. / A.B. Фурман. Киев, 1984.-28 с.
- Хайдегтер, М. Бытиё и время Текст. / М. Хайдеггер- [пер. с немецкого Бибихина В.В.]. Харьков: Фолио, 2003.-510 с.
- Харламов, И.Ф. Педагогика Текст. / И. Ф. Харламов. 5-е изд. -Мн.: Ушверсгтэцкае, 1998. — 560 с.
- Хейдметс, М. Субъект, среда и границы между ними Текст. / Метью Хейдметс // Психология и архитектура: Тез. конференции, Лохусалу (ЭССР), 25−27янв. 1983,-Таллин, 1983,-Т.1.-С. 61−63.
- Ходякова, Н.В. Личностно развивающая образовательная среда: концепция и технология проектирования: Монография Текст. / Н.В. Ходякова- [высш. акад. МВД России]. Волгоград: Изд-во В, А МВД России, 2003.-124 с.
- Холина, Л.И. Соотношение понятий образовательное пространство, образовательная система, образовательная среда Текст. /Л.И. Холина//Труды НГАСУ. Новосибирск: НГАСУ, 1999.-Вып. 3(4)-С. 142−146.
- Хубиев, А.И. Формирование пространственных представлений студентов в процессе обучения начертательной геометрии на художественно-графическом факультете: автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / А. И. Хубиев.-M., 1998.-15 с.
- Чекмарёв, A.A. Начертательная геометрггя и черчение: Учебник для студ. вузов Текст. / A.A. Чекмарёв. -M., 1999.-471 с.
- Человек и среда: психологические проблемы: Тезисы конференции, Лохусалу, 20−22 янв., 1981. -Таллин, 1981.-256 с.
- Человек, среда, общение: сб. научных трудов Текст. / Таллиннский пед. ин-т. Таллин: Изд-во ТПИ, 1980.-135с.
- Человек, среда, пространство: исследование по психологическим проблемам пространственно-предметной среды: сборник научных трудов Текст. / Тартунский ун-т. Тарту: Изд-во Тартуского ун-та, 1979. -162 с.
- Черноушек, М. Психология жизненной среды / М. Черноушек / Перевод с чешского И. И. Попа // Человечество на пороге XXI века М.: Мысль, 1989. — 174, 2. с.
- Чиконина, Г. В. Формирование личностно-ориентированной образовательной среды сельской школы: автореф. дис. канд. пед наук / Г. В. Чиконина- Кузбасс. Гос. пед. акад. Новокузнецк: [б. и.], 2004. — 20 с.
- Чистякова, Л.А., Эскиндаров М. А. Концептуальные основы многоуровневой системы высшего образования в России Текст. / Л. А. Чистякова, М.А. Эскиндаров- ИНИОН РАН. М., 1997. — 240 с.
- Шадриков, В.Д. Деятельность и способности Текст. / В. Д. Шадриков. М., 1994. — 320 с.
- Шадриков, В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности Текст. / В. Д. Шадриков. -М.: Наука, 1982.-185 с.
- Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения Текст. / С. Т. Шацкий. М.: Учпедпгз, 1958.-430с.
- Шаталов, A.A. Разработка базовых операций пространственных преобразований и их использование дляпрофессионального тестирования: автореф. дисканд. техн. наук Текст. / A.A. Шаталов. Н. Новгород, 1999. 48 с.
- Шульгин В.Н. Основные вопросы социального воспитания Текст. / В. Н. Шульгин. М.: Работник просвещения, 1924.- 126 с.
- Щедровицкий Г. П. Путеводитель по методологии: организации, руководитель, управление. Хрестоматия Текст. // Г. П. Щедровицкий. М., 2003. — 348 с.
- Шибутани Т. Социальная психология Текст. / Т. Шибутани. М., 1969.-289 с.
- Энциклопедия профессионального образования: в трёх томах Текст. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998. -т.1 А-Л. -798 с.
- Эсаулов, А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов: научно -методическое пособие Текст. / А. Ф. Эсаулов. -М.: Высш. школа, 1982. -223 с.
- Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность Текст. / Э. Г. Юдин. -М.: Эдиториал УРСС, 1997.-444 с.
- Яковлев, Е.В. Теоретические основы управления качеством образования в высшей школе: Монография Текст. / Е.В. Яковлев- [Челябинский государственный педагогический университет]. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999.-165 с.
- Якиманская, И.С. Восприятие и понимание учащимися чертежа и условия задачи в процессе её решения Текст. // Под ред. Н. А. Менчинской. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. — С. 54−137.
- Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников Текст. / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1980.-240 с.
- Якунин, В.А. Педагогическая психология. Учебное пособие Текст. / В. А. Яку нин [Европ. ин-т экспертов]. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
- Ямбург, Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация) Текст. / Е. А. Ямбург. М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
- Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию Текст. / В.А. Ясвин- [ЦКФЛ РАО]. М.: 1997.-248 с.
- Anglin, G., Towers R., & Moore, К. The effect of dynamic and static visuals on the recall and comprehension of information using computer-based instruction. Journal of Visual Literacy, 17(2), 1997. pp. 25−37.
- Bagui, S. Reasons for increased learning using multimedia. Journal of Educational Multimedia and Hypermedia, 7(1), 1998. pp. 3−18.
- Barker, Rodger G. Ecological psychology: Concepts and methods for studying the environment of human behavior/ Stanford: Stanford univ. press, 1968.-237 p.
- Bishop, J. Developing student’s spatial abilities// Science Teacher, 45(8), 1978. -pp. 20−23.
- Braukmann, J. & Pedras, M. J. A comparison of two methods of teaching visualization skills to college students //Journal of Industrial Teacher Education, 30(2), 1993. pp. 65−80.
- Brown, J.R., Burton, R.P., Cunningham, St., Ohlson M. Varieties of Computer Graphics Courses in Computer Science//Proceeding of SIGCSE 88, SIGCSE Bulletin 20(1), 1988.-313 p.
- Cory, CI., Meador, Sc., Ross W. 3D Computer Animated Walkthroughs for Architecture, Engineering, and Construction Applications / Purdue University: West Lafayette, Indiana, USA http:// graphicon2002.unn.ru/demo/1998/stecun2.pdf.
- Croft F.M., Meyer F.D., Boyer E.T., Miller M. J, Demel J.T. Engineering Graphics. USA: John Willey&Sons, 1989.-618 p.
- Fransecky, R., Debs, J. Visual Literacy a way to lean — a way to teach. — Wash., 1972. -210 p.
- Khoo, G. & Koh T. Using visualization and simulation tools in tertiary science education // Journal of Computers in Mathematics and Science Teaching, 17(1), 1998. -pp. 5−20.
- Mathewson, J. H. Visual-spatial thinking: An aspect of science overlooked by educators // Science & Education, 83(1), 1999. Pp. 33−54.
- Mohler, J. Using Interactive Multimedia Technologies to Improve Student Understanding of Spatially-Dependent Engineering Concepts / Department of Computer Graphics, Purdue University, USA, 2002 http://www.tech.purdue.edu/cg/.
- Najjar, L. Multimedia information and learning // Journal of Educational Multimedia and Hypermedia, 5(2), 1996. pp. 129−150.
- Percival, F., Ellington H. A Handbook of Educational Technology. London, N.Y., 1984. — P12,13,20.
- Tuning Educational Structures in Europe. Line 1. Learning Outcomes. Competences. Methodology. 2001 -2003. Phase 1/ http: // www. relint. deusto. es/ Tuning Project / index.htm.
- Raven, J. Competence in Modem Sosiety: Its Identification, Development and Release. Oxford: Oxford Psychologists Press, 1984. 63 p.
- Raid K., Hopkins D., Holly P. Towards the effective scool: the problem and some solutions. Oxford, 1987. — P.240
- Optimizing excellence in Human resourse development keynotes. IV Asia Pasific Conference on Giftedness. -Jakarta, 1996.-P. 122
- Sinatra, R. Visual Literacy Connections to Tinking? Illinois: Reading and Writing. 1986. — 230 p.
- Zhigang, X. A Nontraditional Computer Graphics Course for Computer Science Students // Computer Graphics 28(3), August 1994. p. 186−188