Разработка комплексов средств обучения профессии
Весьма актуально внедрение в учебный процесс компьютерных мультимедийных программ. Эти программы могут дополнять устную речь преподавателя, помогать учащимся ориентироваться в книге, самостоятельно изучать целые разделы учебной программы. Мультимедийные программы имеют большие возможности для иллюстрирования информации. Система мультимедиа позволяет воспроизводить учебный текст, графический… Читать ещё >
Разработка комплексов средств обучения профессии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наиболее эффективная форма осуществления взаимосвязи всех элементов методического обеспечения — создание комплекса средств обучения профессии (группе профессий), состоящего из учебного комплекса (для учащихся) и учебно-методического комплекса (для преподавателей).
Основное содержание обучения, структуру его реализации дает учебник, а конкретизацию и дифференциацию содержания обучения дают другие средства обучения, которые вместе с учебником составляют комплекс. Например, комплекс средств обучения газовиков широкого профиля, разработанный автором настоящего пособия, включает:
- — государственный образовательный стандарт;
- — профессионально-квалификационную характеристику;
- — программы специального предмета и практического обучения;
- — учебники «Основы газового хозяйства», «Устройство и эксплуатация газового хозяйства»;
- — справочник работника газового хозяйства;
- — методику практического обучения;
- — учебные пособия и методические рекомендации для преподавателей и мастеров;
- — учебно-наглядные пособия (комплект плакатов);
- — учебные кинофильмы и диафильмы, мультимедийные программы и др.
Практическое применение перечисленных средств обучения в учебных заведениях и в газовых хозяйствах страны показывает, что элементы комплекса значительно дополняют, расширяют и углубляют материал учебника, при этом значительно возрастают систематизирующая, интегрирующая функции учебника.
В настоящее время разработка и применение комплекса средств обучения различным профессиям и специальностям получает распространение во многих учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
Эти новые явления, вызванные тенденцией к системности, необходимо учитывать при разработке учебно-методических комплексов для профессионального обучения безработных.
Учебник является усредненным вариантом содержания обучения, а в условиях профессионального обучения газовиков, которые часто имеют различный уровень общего и профессионального образования, необходимо решать проблему индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Оптимальная реализация дидактических функций учебника применительно к возможностям индивидуализации обучения лежит на пути наиболее полного использования органической связи учебника с системой средств обучения.
В табл. 8 приведены разработанные автором учебный и учебнометодический комплексы для профессионального обучения газовиков широкого профиля.
Таблица 8
Учебный и учебно-методический комплексы для профессионального обучения газовиков широкого профиля (слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования; слесарь по эксплуатации и ремонту подземных газопроводов) Учебный комплекс (для учащихся). Автор К. Г. Кязимов.
Государственный образовательный стандарт. Сборник учебных планов и программ по специальному предмету и производственному (практическому) обучению | Учебники, учебные пособия | Методика теоретического и практического (производственного) обучения | Методические пособия |
Основы газового хозяйства: учебник. Изд. 3-е. М.: Высшая школа, 2000. Газоснабжение: устройство и эксплуатация газового хозяйства: учебник / в соавторстве., 2018. Устройство и эксплуатация подземных газопроводов: учеб, пособие. М.: Академия, 2007. | Производственное обучение газовиков широкого профиля. М.: Высшая школа, 1987. Практическое обучение газовиков широкого профиля / в соавторстве. М.: Новь, 1998. | Эксплуатация и ремонт оборудования систем газораспределения: практ. пособие /в соавторстве. Изд. 2-е. М.: ЭНАС, 2006. Рынок труда и занятость населения: учебник. М.: Перспектива, 2017. Социальное партнерство: учебник. М.: МИК, 2011. |
Справочники, справочные пособия. | Наглядные пособия. | Дидактический материал. | Учебные кинофильмы, диафильмы, мультимедийные программы. |
Справочник молодого газовика. М.: Высшая школа, 2000. Справочник работника газового хозяйства. Изд. 3-е. М.: Высшая школа, 2006. | Газовые приборы, оборудование и арматура: учеб, плакаты. Изд. 4-е. М.: Высшая школа, 1987 (23 плаката). Безопасность труда в газовом хозяйстве: учеб, плакаты. М.: Высшая школа, 1988 (18 плакатов). | Формирование и развитие инновационной среды вуза. М.: Академия труда и социальных отношений, 2012. | Газоснабжение: учеб, кинофильм в 3-х ч. Л.: Леннаучфильм, 2001. Газовые приборы: учеб, диафильм. 2002. Учебные видеофильмы по газовому хозяйству. Тула: Видеостудия «Профессионал», 1997 (12 фильмов). Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования; оператор газовой котельной: обучающие мультимедийные программы. Самара: Генезис знаний, 2003. |
Учебно-методический комплекс (для преподавателей и мастеров производственного обучения).
Государственный образовательный стандарт. Сборник учебных планов и программ по специальному предмету и производственному (практическому) обучению. | Учебники, учебные пособия. | Методика теоретического и практического (производственного) обучения. | Методические пособия. |
Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования. Профессия: слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования (ОСТ 9 ПО 02. 231−99). М., 2015. Сборник учебных планов и программ для подготовки квалифицированных рабочих в профессиональных училищах. Профессия: слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования. М.: Институт развития профессионального образования, 2012. | Основы газового хозяйства: учебник. Изд. 3-е. М.: Высшая школа, 2000. Устройство и эксплуатация газового хозяйства: учебник. Изд. 6-е., 2018 Устройство и эксплуатация подземных газопроводов: учеб, пособие. М: Академия, 2007. | Производственное обучение газовиков широкого профиля. М.: Высшая школа, 1987. Совершенствование подготовки квалифицированных рабочих широкого профиля в средних ПТУ: метод, рекомендации. М.: ВНМЦ, 2001. Профессиональное обучение безработных и незанятого населения. М.: РУЦ, 1995. Практическое обучение газовиков широкого профиля. М.: Новь, 2011. | Модульный подход к профессиональному обучению безработных граждан. М.: ВНПЦ, 2001. Профессиональное обучение и содействие занятости безработных. М.: Проект МОТ, 1998. Безработица и пути повышения качества рабочей силы на рынке труда. М.: Академия профессионального образования, 2012. Теория и практика обучения и содействия занятости населения. Минтруда России, 2002. Взаимодействие учреждений профессионального образования с субъектами рынка труда. М.: Академия труда и социальных отношений, 2017. |
Справочники, справочные пособия. | Наглядные пособия. | Дидактический материал. | Учебные кинофильмы, диафильмы, мультимедийные программы. |
Дидактические основы разработки учебника для профучилищ. М.: ВНМЦ, 1998. Кризис системы обучения на производстве (газовое хозяйство). М.: Издательский центр АПО, 2014 Взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг. М.: Минтруда России, 2002. | Методические рекомендации по оснащению кабинета спецтехнологии для подготовки слесарей по эксплуатации и ремонту газового оборудования. М.: ВНМЦ, 1997. Газовые приборы, оборудование и арматура: учеб, плакаты. Изд. 4-е. М.: Высшая школа, 1986 (23 плаката). Безопасность труда в газовом хозяйстве: учеб, плакаты. М.: Высшая школа, 1988 (18 плакатов). | Подготовка рабочих для газового хозяйства. М.: Высшая школа, 1976. Совершенствование подготовки квалифицированных рабочих широкого профиля по эксплуатации и ремонту газового оборудования. М.: РУМК Госпрофобра РСФСР, 1989. Компетентностный подход к подготовке квалифицированных кадров. М, АТиСО, 2013. | Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования; оператор газовой котельной: обучающие мультимедийные программы. Самара: Генезис знаний, 2002. |
Учебному комплексу, создаваемому для учащихся, соответствует комплекс учебно-методических материалов, включающий в себя помимо учебного комплекса взаимосвязанный комплекс пособий для преподавателей и мастеров производственного обучения.
Помимо нормативных документов (образовательного стандарта, учебников, программ и др.) комплекс средств обучения может включать учебные пособия, справочники, методические рекомендации, а также дидактические средства, изготовленные преподавателями и мастерами производственного обучения.
Курс обучения профессии (группе профессий) представляет собой совокупность материальных средств обучения, которая осуществляется в виде:
- — методических предписаний, относящихся к приемам и организационным формам обучения каждой профессии;
- — учебников, учебно-наглядных пособий, методических рекомендаций, технических средств обучения.
Учебник как один из элементов курса обучения является в то же время важнейшим средством обучения, он связан со всеми другими средствами и оказывает большое влияние на их содержание и структуру. Важнейшим для практики создания учебно-методического комплекса является вопрос о содержании профессионального образования, его основных элементов. Содержание профессионального образования (для технических профессий), отражая структуру социального опыта, может быть представлено из следующих элементов:
- — система технических знаний;
- — сведения о способах деятельности, на базе которых формируются общетрудовые, общепрофессиональные и специальные знания, навыки, умения и компетенции;
- — знания об опыте творческой производственной деятельности;
- — знания о социальном опыте;
- — знания о ключевых компетенциях.
Эти элементы содержания обучения составляют основу учебных программ и в ходе разработки учебников и взаимосвязанных с ними средств обучения материализуются в них с учетом особенностей каждой профессии.
Учебник должен осуществлять организующую и направляющую роль, а другие средства обучения — расширять и углублять материал учебника. Определенные функции учебника все более распределяются между другими элементами курса: учебными пособиями, справочниками, плакатами, фильмами и др.
Известно, что системное объединение элементов вызывает в совокупности (комплекса) новые свойства и закономерности, которые отсутствуют у отдельных элементов. При этом, чтобы объяснить отдельные элементы, надо исходить из целого. Поэтому в качестве модели системы обучения надо рассматривать не отдельные элементы, а комплекс средств обучения в целом, особенно три важнейших документа: программу, учебник, методику преподавания. Внедрение комплекса средств обучения в учебный процесс обуславливает его успешное функционирование.
Содержание учебника определяется программой. Но программа — это всего лишь перечень вопросов, которые надо раскрыть в процессе преподавания. Программа не раскрывает в полной мере содержания учебного материала, не определяет его объем и глубину, не включает систему учебных заданий для организации деятельности учащихся по формированию навыков и умений. Только учебник раскрывает содержание программы в конкретном виде и одновременно развивает и совершенствует ее, оказывает на программу обратное воздействие. Поэтому необходимо взаимное совершенствование программ и учебников.
Весьма актуально внедрение в учебный процесс компьютерных мультимедийных программ. Эти программы могут дополнять устную речь преподавателя, помогать учащимся ориентироваться в книге, самостоятельно изучать целые разделы учебной программы. Мультимедийные программы имеют большие возможности для иллюстрирования информации. Система мультимедиа позволяет воспроизводить учебный текст, графический материал, схемы, чертежи, фотографии, мультипликации, видеофильмы и обеспечивать аудиосопровождение. Использование цветных изображений, видеофрагментов, звукового ряда и т. д. могут значительно повысить эффективность восприятия и усвоения учебного материала.
С помощью мультимедийных программ можно расширять дидактические функции учебника, использовать образную наглядность путем проекции реальных предметов (узлов, деталей машин, механизмов, показа скрытых процессов и т. д.).
В качестве учебно-наглядных пособий можно использовать также типовое оборудование, приборы и действующие макеты. При этом важна акцентировка существенных признаков изображаемого оборудования, качество изображения, особенно когда необходимо показать устройство мелких узлов, их пропорции, особенности и назначение.
Вместе с тем для повышения эффективности учебной деятельности, комплексного использования учебника с другими средствами обучения необходимо в процессе разработки комплекса обеспечить научно обоснованную взаимосвязь материала учебника и других средств обучения.
Разработка учебно-методического комплекса проходит в несколько этапов:
- — разработка профессиональных и образовательных стандартов, профессионально-квалификационных характеристик;
- — группировка родственных профессий (специальностей) и разработка учебных планов и программ;
- — разработка учебника;
- — разработка методик теоретического и практического обучения;
- — разработка справочных и учебных пособий;
- — разработка учебно-наглядных и аудиовизуальных пособий (плакатов, учебных фильмов, мультимедийных обучающих программ и др.);
- — опытно-экспериментальная проверка разработанной учебнометодической и учебно-программной документации;
- — внесение соответствующих корректив в учебные программы;
- — внесение корректив в учебник;
- — внесение дополнений и изменений в учебно-методический комплекс.