Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование гуманистической позиции у студентов педагогического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методика профессионального обучения с целью формирования гуманистической педагогической позиции отличается высокой степенью связи теоретического и практического материала. Научно-педагогические представления и научно-педагогические понятия одного явления — профессиональной позициидолжны рассматриваться одновременно, так, чтобы научный уровень абстракции имел свое практическое выражение. Для этого… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕЗ
  • ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. с
    • 1. 1. Сущнь гуманичой профиональной позиции педагога
    • 1. 2. Характерики педагогичой позиции как профионального феномена
    • 1. 3. Слагаемые становления профессиональной позиции педагога
  • ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
    • 2. 1. Содержание проца формирования гуманичой профиональной позиции педагога
    • 2. 2. Методика организации учебных занятий по формированию гуманичой профиональной позиции педагога
    • 2. 3. Динамика формирования профессиональной позиции уудентов педагогичого колледжа

Формирование гуманистической позиции у студентов педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена кардинальными изменениями, происходящими в мире социальных отношений. Провозглашение человека наивысшей ценностью, практическая реализация гуманистической парадигмы во всех сферах социальной жизни и гуманизация отношения к ребенку составляют одну из ключевых проблем современного мира и нашего общества и воспитания детей в условиях современного социального развития.

Провозглашенная Декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка отразили гуманистический путь, который избрал современный мир, но движение по избранному пути оказывается чрезвычайно сложным. Особые сложности в гуманистических преобразованиях возникают в странах прошлого авторитарного режима жизни. В российском обществе смена социально-политического устройства, распад идеологической системы, с одной стороны, открыли свободу к реализации гуманистического принципа, а с другой — затруднили в условиях духовного вакуума формирование реальных гуманистических отношений между людьми. Усложнена реальная действительность и процессом внедрения рыночных отношений, оказывающих сильное дегуманизирующее влияние на взаимные отношения между людьми и отношения к человеку как таковому.

Освобожденный от принудительного следования доктринам, сегодняшний педагог поставлен в ситуацию выбора стратегии собственной деятельности. Это сопряжено с объективной необходимостью определять для себя цели и смыслы, принимать ответственность за глобальные последствия педагогических деяний.

Гуманистическая профессиональная позиция педагога базируется на философском признании человека наивысшей ценностью бытия, на отношении к каждому человеку как представителю и уникальной единице человечества, творцу социальной жизни. Это отношение, опосредствованное личностью педагога, детерминирует всю его профессиональную деятельность, делая педагогическую позицию фактором гуманистического воспитания.

Развитие темы человека в трудах философов (Сократ, Платон, Аристотель, Монтень, Руссо, а также Кант, Фейербах, Маркс и позже — Ортега-и-Гассет, Бердяев, Бубер, Фролов и др.) позволяет проследить эволюцию гуманистического отношения к человеку в связи с изменением экономико-политических условий и знаний о мире, показывает, что только гуманистический взгляд на человека имеет перспективу в будущем.

Как показал анализ современных исследований по вопросам педагогики и психологии, проблема формирования профессиональной позиции педагога приобрела особую остроту в последнее десятилетие. По всей вероятности, это связано с уже отмеченной выше необходимостью выбора, возникшей после крушения системы, в которой все педагогические решения и действия были регламентированы и предписаны, хотя в советской психолого-педагогической литературе разработаны многие вопросы гуманизации воспитания.

Необходимо отметить вклад, который внесли в разработку вопросов личности выдающиеся отечественные психологи: Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясшцев, C.JI. Рубинштейн. Их труды заложили основания для представления позиции человека как целостного психологического образования, обусловливающего деятельностные проявления личности и базирующегося на возникающих в процессе деятельности психологических связях-отношениях. В формирование психологической теории личности существенный вклад внесли А. Г. Асмолов, JI.C. Выготский, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, К. К. Платонов и др.

Однако, приходится констатировать, что реальность педагогического бытия остается весьма далекой от своих научно-теоретических оснований. Проблема ответственного выбора собственных действий, осознанного принятия целесообразной позиции зачастую даже и не встает перед педагогом. Это происходит, с одной стороны, вследствие дефицита личностного потенциала, а с другой — из-за неразвитости технологического инструментария, могущего способствовать эффективному воплощению позиции.

Впервые в широком плане вопросы формирования позиции проявились в период, когда стала актуальной в идеологическом плане «активная жизненная позиция личности». Разработке этой темы были посвящены исследования многих философов, психологов, педагогов, в том числе JI.M. Архангельского, А.Г. Ас-молова, Б. З. Вульфова, Э. Ш. Камалдиновой, Т. Н. Мальковской, B.C. Рахманина, М. М. Ященко и др.

В исследованиях по педагогике высшей школы были определены общие закономерности процесса формирования личности педагога (О.А. Абдуллина, С. И. Архангельский, Е. П. Белозерцев, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Т.И. Ша-мова, А. И. Щербаков и др.), особенности подготовки педагогов с точки зрения их личностного развития (В.И. Загвязинский, С. Б. Елканов, В.А. Кан-Калик, И. А. Колесникова, Н. Б. Крылова, В. В. Сериков, Е. Н. Шиянов и др.).

В современных исследованиях, посвященных формированию педагогического профессионализма, профессиональная позиция выступает как специфическое личностное образование (Г.С. Абрамова, Е. П. Белозерцев, Е.Ф. Зеер), как характеристика определяющая выбор субъектом своего профессионального пути, осуществление деятельности, поведения, общения (O.JI. Берак, А. В. Мудрик, З.А. Несимова).

В теории педагогического образования профессиональная позиция рассматривается как неотъемлемая составляющая профессиональной компетентности (С.Г. Вершловский, И. А. Колесникова, А.К. Маркова), как составляющая педагогической культуры (Т.Ф. Белоусова, Е. В. Бондаревская, Н.И. Пилюгина), как необходимое условие осуществления педагогической деятельности (Е.С. Заир-Бек, С. В. Кульневич, JI.A. Струценко).

Отдельные аспекты категории «позиция» раскрыты в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, В. И. Войтко, И. С. Кона, В. Н. Маркина, В. И. Сперанского и др.

В психолого-педагогической литературе рассматриваются такие проявления личностной позиции как позиция ненасилия (В.А. Ситаров и В.Г.Маралов) гражданская позиция (О.С. Газман, J1.JI. Хоружая), позиция активного гуманизма (О.А. Журавлева), моральная позиция личности (С.А. Манукова) и ряд других.

В государственном образовательном стандарте среднего и высшего педагогического образования «профессиональная позиция» фигурирует в ряду обязательных профессиональных характеристик педагога.

Категория «профессиональная позиция педагога» достаточно прочно укоренилась в современной психолого-педагогической литературе как неотъемлемый компонент личности педагога, ее интегральная составляющая, отражающая профессиональный аспект жизнедеятельности субъекта.

Особо следует отметить ряд диссертационных работ, появившихся в последние годы, и напрямую связанных с поисками путей гуманизации профессиональной позиции педагога и общей гуманизации профессиональной деятельности педагога (Г.И. Аксенова, М. И. Алексеева, Н. М. Борытко, Т. Г. Галактионова, А. В. Гуторова, JI.B. Занина и др.).

Эти работы посвящены исследованию вопросов формирования профессиональной позиции педагога в контексте современной образовательной ситуации. В них впервые обоснованно доказывается необходимость целенаправленного формирования профессиональной позиции в процессе подготовки педагогов высшего и среднего звена.

Вместе с тем, приходится все еще констатировать противоречие между теоретическим решением проблемы гуманистической позиции педагога и практикой дегуманизирующего воспитания ребенка в современных учебно-воспитательных учреждениях. Педагогу-практику не свойственна гуманистическая профессиональная позиция в непосредственной работе с детьми, несмотря на педагогические декларации о гуманистическом отношении к ребенку.

Еще не преодолен «административно-ролевой» подход, представляющий субъектов педагогического процесса как «учитель-ученик», «педагог-воспитанник», «педагог-ребенок».

Констатируя дегуманизирующее влияние на детей, исходящее от учителя, следует подчеркнуть, что, несмотря на общепризнанность этого факта, все усилия изменить отношение к ребенку пока не дают результата.

Многочисленные беседы при проведении занятий с учителями школ разных регионов показывают, что большинство из них понимают необходимость гуманистических оснований во взаимодействии с воспитанниками и готовы изменить свою позицию, но не могут реализовать гуманистические намерения из-за слабой методической и технологической разработанности вопроса.

В контексте данного исследования особое значение приобретает работа В. Б Ежеленко, который подчеркивает: «В конечном счете объект педагогикиЧеловек: человек — ребенок, человек — юноша, человек — взрослый» [69, 12].

Слабое воплощение идеи гуманистического воспитания, отсутствие ее действительной реализации послужило фактологической основой нашего исследования и стало исходным для постановки проблемы исследования и формулирования темы исследования.

Проблема нашего исследования заключается в следующем: каково основное условие преодоления противоречия между декларированием гуманистического характера воспитания и дегуманизирующей практикой профессионального поведения педагога.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Тема исследования: «Формирование гуманистической позиции у студентов педагогического колледжа».

Объект нашего исследования — гуманистическая позиция как социально-психологический и психолого-педагогический феномен профессиональной деятельности педагога.

Предмет исследования — процесс формирования гуманистической профессиональной позищга будущего педагога в условиях педагогического колледжа.

Задачи исследования: установить область определения профессиональной позиции и выявить сущностную характеристику гуманистической профессиональной позиции педагогасоздать рабочую модель профессиональной подготовки будущего педагога к овладению гуманистической профессиональной позициейразработать методику формирования профессиональной позиции педагога в системе педагогического образования педагогического колледжапровести опытно-экспериментальную проверку разработанной методикиразработать практические рекомендации в адрес системы образования студентов педагогического колледжа.

Гипотеза. Гуманистическое воспитание обретает свое практическое воплощение лишь при условии формирования у педагога гуманистической профессиональной позиции. Основанием гуманистической позиции педагога является ключевое отношение к ребенку в его основной социальной роли Человека. Становление этого отношения может быть обеспечено, если: в содержание и методику преподавания учебных дисциплин психолого-педагогического цикла будут введены представления о гуманистической сущности профессиональной позиции педагога с рассмотрением ее конкретных аспектов применительно к изучаемому курсуметодика формирования профессиональной позиции будет иметь интенсивный характер за счет вычленения из всего спектра отношений, формирующих позицию, ключевого ценностного отношения — принятия ребенка как уникальной духовной сущности и выстраивания на этом основании собственной деятельности студентовпрофессиональная подготовка педагогов будет включать в себя развитие личностного, когнитивного, апперцептивного, конструктивно-аналитического и коммуникативного компонентовв системе психолого-педагогической подготовки будет выделено дополнительное синтезирующее звено — спецкурс, обеспечивающий переход накопленных психолого-педагогических знаний в личностные качества будущего педагога.

Общую методологию исследования составляют философские положения: о Человеке как наивысшей ценности современной культуры, о деятельности как человеческом способе существования, о взаимодействии людей как способе социальной жизни, о человеке как субъекте отношений, о деятельной сущности развития личности, о единстве формы и содержания.

Теоретической основой исследования являются психологическая теория личности (А.Г. Асмолов, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.) — теория установки Д. Н. Узнадзетеория отношений (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясшцев, С.Л. Рубинштейн) — теория восприятия человека человеком (А.А. Бодалев, А. У. Хараш и др.), теория формирования личности педагога (О.А. Абдуллина, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.).

Для решения задач и проверки гипотезы в исследовании использовались следующие методы: теоретического уровня — анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование, теоретический анализ и синтез, интерпретацияэмпирического уровня — опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы), экспертная оценка, психолого-педагогические наблюдения, анализ художественного материала, опытно-экспериментальная работа, в рамках которой размещались проективные диагностики, анализ экспериментального материала, графические методы обработки материалов.

Опытно — экспериментальной базой исследования выступили Московский педагогический колледж № 15 (кафедра педагогики и психологии), школы г. Москвы, институты повышения квалификации педагогических кадров гг. Москвы, Тюмени, Петрозаводска Челябинска. В эксперименте участвовали педагоги городов Москвы (56 человек), Петрозаводска (135 человек), Тюмени (152 человека), Челябинска (114 человек), студенты педагогического колледжа № 15 г. Москвы (первый курс — 78 человек, выпускные курсы — 107 человек).

Всего в эксперименте приняло участие 457 педагогов и 185 студентов. Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1997;1998), подготовительный — анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, программ профессиональной подготовки, постановка проблемы, цели, задач, гипотезы, осмысление методологии и методов исследования.

Второй этап (1998;2001), теоретико-экспериментальный — разработка содержания и определение методики формирования гуманистической профессиональной позиции педагога в условиях ограниченности времени и педагогических ресурсов, построение теоретической модели, ее апробация в экспериментальных условиях, поиск и проверка технологий и методик профессионального обучения будущих и работающих учителей.

Третий этап (2001;2002), обобщающий — анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение и корректировка основных теоретических положений, оформление материалов диссертационного исследования.

Научная новизна работы: расширено теоретическое представление о содержании гуманистической профессиональной позиции педагога как социально-психологического и психолого-педагогического феномена, формирующегося на основании ключевого отношения к ребенку в его социальной роли Человекавведены в научно-педагогический аппарат категории «профессиональная позиция педагога», «гуманистическая и педанистическая профессиональная позиция», «позиционное пространство», «стратегическая позиция», «тактическая позиция», «профессиональное поведение», «позиционное педагогическое решение" — теоретически обоснованы структура, содержание и сущностные характеристики гуманистической профессиональной позиции педагогаразработана теоретическая модель профессиональной подготовки будущего педагога в условиях колледжа по выстраиванию гуманистической педагогической позициимодифицирована методика процесса формирования профессиональной позиции студента педагогического колледжа как будущего педагогавыделены специфические условия формирования гуманистической позиции у студентов педагогического колледжа.

Практическая значимость исследования: разработаны содержание и методика учебных занятий по формированию гуманистической профессиональной позиции педагога в условиях педагогического колледжасозданы практические рекомендации по формированию профессиональной позиции педагога в системе воспитательного процесса.

Достоверность и надежность полученных научных результатов обеспечены четкостью методологических позиций, использованием совокупности методов исследования, соответствующих природе изучаемого явления, его логике, экспериментальной проверкой теоретических положений и воспроизводимостью результатов.

Апробация работы, внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались и получили одобрение на заседании кафедры педагогики и психологии начального и дошкольного образования педагогического колледжа № 15 г. Москвы, на научно-методических конференциях гг. Москва (2001;2002 г. г.), Тюмень (2001 г.), Челябинск (1999 г.). Материалы диссертации нашли отражение в статьях и коллективных сборниках (7 публикаций). Основные идеи исследования внедрялись в систему профессиональной подготовки будущих специалистов Московских педагогических колледжей №№ 15, 9, 7 (2001 г.) и систему профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов образовательных учреждений г. Москвы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ВЫВОДЫ.

Итак, проблема гуманизации воспитания коренным образом зависит от решения ключевого вопроса — формирования профессиональной позиции педагога гуманистического характера.

Гуманистическая сущность профессиональной позиции педагога становится ее естественным атрибутом с того момента, когда ребенок перестает быть объектом функционального отношения «педагог — воспитанник», а предстает во всем своем многообразии и уникальности Человека, как уникального наивысшего творения природы, обладающего автономным индивидуальным миром, проходящего в своем развитии путь от биологического индивида до высокодуховной индивидуальности и обретающего в процессе социализации и вхождения в культуру неповторимый комплекс качеств личности, отражающий множество психологических связей-отношений, соединяющих его с другими людьми и с Миром.

Гуманистическая профессиональная позиция педагога — это такое расположение педагога по отношению к ребенку в поле их физического и духовного взаимодействия, когда ребенок для педагога выступает в своей основной роли Человека, вне зависимости от возраста, уровня развития, характера, успешности деятельности, способностей, статуса в группе половой и социальной принадлежности.

Содержанием профессиональной позиции педагога являются отношения как система психологических связей, характеризующих восприятие и осмысление им целей и задач профессиональной деятельности и своего места в ней. Гуманистическая профессиональная позиция педагога выделяет в качестве генерального, ведущего отношение «ЧеловекЧеловек».

Феномен гуманистической профессиональной позиции педагога связывает воедино личностное существование носителя профессии с целями, условиями и главным объектом его профессиональной деятельности — ребенком. Он соединяет в системной логике ведущую идею Человека как высшей ценности с практическими методами воспитательного взаимодействия педагога и ребенка, позволяя сделать отношение «Человек-Человек» детерминантой их взаимного сосуществования.

Выделение двух основных уровней позиции — стратегической и тактической — дает возможность дифференцировать структуру позиционных отношений, вычленить в них те, которые связаны с глобальными целями деятельности, и те, которые обусловлены обстоятельствами текущей ситуации взаимодействия. Такое разделение имеет важное методическое значение, так как обозначает два основных направления, по которым происходит процесс формирования профессиональной позиции педагога — развитие мотивационной сферы его личности, обеспечивающей стратегию профессиональной деятельности, и развитие операциональной сферы личности, отвечающей за исполнительную часть деятельности, тактику взаимодействия.

Становление профессиональной позиции студентов педагогического колледжа должно осуществляться в контексте целостного педагогического процесса. Для этого необходимо максимально использовать предметы этико-гуманитарного и психолого-педагогического циклов, создавать атмосферу гуманистического отношения в самом учебном заведении.

Формирование гуманистической профессиональной позиции педагога у студентов предполагает, философскую, этическую, психологическую, педагогическую профессиональную подготовку, которая содержательно и структурно предстает как взаимосвязь и взаимозависимость личностного, когнитивного, апперцептивного, коммуникативного и конструктивно-аналитического компонентов. Личностный блок является базисным, определяющим успешность и полноту становления позиции, ее гуманистический потенциал.

Эффективность процесса формирования гуманистической профессиональной позиции педагога может быть обеспечена только в том случае, если будет подкреплена освоением технологических умений выражать это отношение в тактическом взаимодействии педагога с воспитанником. Тактическая позиция вариативна и динамична, она непрерывно соотносится с обстоятельствами взаимодействия и корректируется при их изменении. Для начинающего педагога важно не поддаваться влиянию ситуативных установок, не сбиваться на штампы и стереотипы, заимствованные у школьных учителей, а уметь подчинять все свои действия ведущему отношению стратегической позиции.

Овладение умениями, входящими в состав выделенных компонентов имеет три уровня сформированности: интуитивно-обыденный, учебно-профессиональный и собственно-профессиональный.

Формирующее движение от уровня к уровню обеспечивается фазовым расположением учебного материала. Фаза осмысления, базируется на отрицании студентами прошлого негативного опыта взаимодействия в школе педагога с детьми и обращает их к новым, гуманистическим принципам взаимодействия. В фазе ориентирования у студентов формируются этико-философские, психологические и этико-педагогические основания гуманистической профессиональной позиции. Фаза стажера предполагает самостоятельное воплощение собственной профессиональной позиции в автономно и самостоятельно организованной работе с детьми.

Необходимо учитывать социально-психологические трудности процесса формирования. Главноеэто реализация целостности отношения как психологического феномена, когда за каждым действием должно стоять подлинное проживание его внутренних мотивов и нельзя ограничиться «изображением» отношения к ребенку. Серьезным препятствием являются штампы и стереотипы, заложенные старой школой. Трудности вызывает вопрос формы выражения (вербальной и невербальной) профессиональной позиции, своевременная корректировка ее модификации.

Методика профессионального обучения с целью формирования гуманистической педагогической позиции отличается высокой степенью связи теоретического и практического материала. Научно-педагогические представления и научно-педагогические понятия одного явления — профессиональной позициидолжны рассматриваться одновременно, так, чтобы научный уровень абстракции имел свое практическое выражение. Для этого необходимо использовать следующие методики: ролевая игра, метод актуализации воспоминаний, метод анализа иллюстрирующих ситуаций, методика незаконченного предложения, метод моделирования, педагогический тренинг в форме упражнений, игр, решения проблемных педагогических ситуаций.

Формирование гуманистической профессиональной позиции у студентов педагогического колледжа возможно двумя путями. Первый, наиболее эффективный, — в рамках традиционного подхода, с вовлечением широкого круга учебных дисциплин и педагоговтребует радикальной реорганизации всего учебного процесса, значительных затрат сил, средств и времени. Второй — применение интенсивной методики, позволяющей получить желаемые изменения за счет выделения главных факторов воздействия — реализуется нами в учебном спецкурсе «Профессиональная позиция педагога».

Плодотворность предложенного решения подкреплена полученными экспериментальными данными: от 80−85% проявлений функционально-административной и педанистической позиции и 15−20% гуманистической — к 50−55% - гуманистической позиции и 45% - низкого уровня Результативность снижается из-за силы влияния педагогических традиций и шаблонов, а также при общем дегуманизирующем влиянии социальной обстановки в обществе.

Исследование выявило существенные противоречия, требующие своего разрешения: между традиционной научно-педагогической подготовкой преподавателя колледжа и необходимостью формирования новой профессиональной позиции у студентамежду традиционным образованием школьного учителя и гуманистическим образом учителя новой педагогикимежду дегуманизирую-щей социальной средой студента и задачей формирования у студента гуманистического отношения к людям.

Исследование выводит педагогическую мысль на рубежи новых проблем, таких, как проблема дальнейшего становления гуманистической профессиональной позиции выпускника колледжа в самостоятельной профессиональной деятельностипроблема переориентации профессиональной позиции педагогов-практиковпроблема этической подготовки педагоговувеличение процентного содержания в образовательной программе педагогической технологии как учебной дисциплины.

С позиций проведенного исследования в адрес педагогических средних и высших учебных заведений выдвигаются рекомендации:

Рассматривать формирование гуманистической профессиональной позиции педагога как важный компонент профессиональной подготовки и самосовершенствования студентов. Исходить надо из того, что профессиональная позиция педагога — продукт педагогического мышления, следствие осознания природы воспитательного процесса и одновременно показатель уровня готовности к работе с детьми;

Направить главные усилия на изменение отношения к ребенку как объекту воспитания, перенося акцент на отношение к нему в его общей роли Человека как к наивысшей ценности;

Включить вопрос профессиональной позиции педагога в модель подготовки будущего специалиста в педагогических колледжах и вузах, а на курсах повышения квалификации учителей — в программу занятий;

Провести анализ учебных программ для включения в них вопроса теории и методики формирования профессиональной педагогической позиции;

Разработать и использовать в учебном процессе специальный курс «Формирование профессиональной позиции педагога».

В адрес детских воспитательных учреждений:

В качестве основополагающего вопроса поставить вопрос о реальной позиции педагогов, занимаемой в процессе воспитания школьника;

Провести исследование, позволяющее получить фактологический материал о характеристиках наличествующих профессиональных позиций членов педагогического коллектива;

Ввести в учебный процесс и в практику работы педагогического коллектива (в рамках спецкурса или самостоятельно) тренинговые занятия по выработке умений занимать и корректировать тактическую позицию в условиях конкретного взаимодействия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М., 1990. — 141 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991 — 299 с,
  3. Адырхаева Б. К. Подготовка будущего учителя к гуманизации отношений с учащимися в период практики. Дисс. канд.пед.наук. Тула, 1993. — 211 с.
  4. Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки. Дисс. д-рапед.наук. М., 1998. — 374 с.
  5. М.И. Педагогические условия становления личностно-ориентированной позиции будущего учителя начальных классов. Дисс.канд. пед.наук. Владимир, 1998. — 207 с.
  6. Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980, — 96 с.
  7. Ш. А. Педагогическая симфония: Часть 3. Екатеринбург, 1993.-216с.
  8. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. 1995. 496с.
  9. .Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. В 2-х томах. Т.1, М., 1980, — 230 с.
  10. Ю.Аникина О. Ф. Подготовка студентов педагогических вузов к установлению гуманных отношений с учащимися. Дисс. канд .пед. наук. М., 1993. — 227с.
  11. П.Ануфриева Р. А. Активная жизненная позиция личности характерная черта социалистического образа жизни. — Киев, 1982. — С.255−267.
  12. Аристотель. Политика. // Соч. в 4-х т. Т 4. М, 1984. — 830 с.
  13. Л.М. Формирование активной жизненной позиции, сознательного отношения к труду на благо общества основа нравственного воспитания молодого поколения // Сов. педагогика 1977. — № 1. — С 94−105.
  14. С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М., 1980. — 368 с.
  15. Асмолов А. Г, Ягодин Г. А, Образование как расширение возможностей развития (от диалектики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии. 1992, №№ 1,2. — С.3−13.
  16. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа-М., 1990.-367 с.
  17. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения. Вопросы психологии. 1984. № 1 — С.51−58.
  18. Балет: энциклопедия. Под ред. Ю. Н. Григоровича. М., 1981.- С. 406.
  19. А.В. Проблемы педагогической культуры. М., 1980, вып.1- С.11−12.
  20. Е.Ф. Профессиональная позиция педагога в системе воспитательного процесса. Методические рекомендации. Тюмень, 2001. — 17 с.
  21. С. С. Человек в его истории. JI, 1976. — 295 с.
  22. Е. П Подготовка учителя в условиях перестройки. М, 1989.- 205 с.
  23. Е.П. Актуальные проблемы совершенствования подготовки студентов педвузов к воспитательной работ // Совершенствование подготовки студентов педвузов к воспитательной работе. М, 1980. — С.11−17.
  24. Т.Ф. Педагогическая практика как фактор формирования основ педагогической культуры студента педвуза. Дисс. канд. пед. наук. -Ростов-н-Д., 1989. 229 с.
  25. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М. Воронеж, 1996. — 319 с.
  26. Д.А. Учитель: от любви до ненависти.(Техника профессионального поведения). Книга для учителя. М., 1994. — 144 с.
  27. В. И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. М., 2000. — 224 с.
  28. Н.А. О назначении человека. М., 1993. — 383с.
  29. Н.А. Самосознание: Опыт философской автобиографии. -М., 1991. -318с.
  30. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. -544 с.
  31. В.М. Гуманистическая концепция профессиональной педагогической подготовки учителя в ФРГ (70−90 г. г.) Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997.- 18 с.
  32. П.П. Избранные психологические произведения. М., 1961. -695с.
  33. А.А. Восприятие и понимание человека с человеком. М., 1982.- 199 с.
  34. А.А. Личность и общение. М., 1995. — 328 с.
  35. А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. — 1994.-№ 1,-С. 122−127.
  36. А.А. Проецирование и взаимодействие в общении // Педагогика. -1994. № 1, — С. 11−14.
  37. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968 -464 с
  38. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-н-Д., 1999. — 558 с.
  39. Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования. Автореф. дис. д-ра пед. наук. Волгоград. 2001. — 46 с.
  40. .С. Аномалии личности. М., 1988. -304 с.
  41. А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1993. — № 6. — С. 3−11.
  42. А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. — 109с.
  43. М. Проблема человека //Я и Ты. М., 1993. — 175 с.
  44. Буганов Н. Ф Отношение учителя и ученика в теоретическом наследии советских педагогов // Советская педагогика, 1987. № 7. — С. 103−107.
  45. Л.П. Кризис образования и проблемы философии образования / Философия, культура и образование (материалы круглого стола) // Вопросы философии. № 3. 1999. — С. 12−19.
  46. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса. Педагогика, № 4,1998, — С. 12−18.
  47. Введение в педагогическую культуру. Учебное пособие под ред. член-корр. РАО, проф. Бондаревской Е. В. Ростов-н-Д., 1995, — 172 с.
  48. А. Записки педагога. М., 1909. = С. 22.
  49. С.Г. Учитель: крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности. СПб., 1994. — 133 с.
  50. В.И. Социальные и психологические аспекты формирования активной жизненной позиции личности. Киев, 1978, — 27 с.
  51. Н.И. Руководитель детского объединения: подходы к исследованию позиции / Социальная роль и позиции конференции. Кострома, 1993, -45 с.
  52. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М., 1998. — 208 с.
  53. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1995, — 112 с.
  54. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова М, 1996. — 536 с.
  55. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. М., 1989. — С.221−238.
  56. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2. -М, 1995.-С. 16−45.
  57. Т.Г. Становление педагогической позиции студентов в условиях педагогического колледжа. Дисс. канд. пед. наук. ¦= СПб, 1997. -212 с.
  58. Галузяк В. М, Сметанский Н. И. Проблема личностной референтности педагога // Педагогика. 1998 № 3. — С. 18−24.
  59. К.А., Соч. в 2-х томах. Т. 1, М., 1973, — 647 с.
  60. А.Ю. Формирование отношений педагогов и учащихся в советской школе. М., 1977. — 151 с.
  61. Горшкова В. В Педагогика отношений. Учебное пособие. Комсомольск-на -Амуре, 1995. — 105 с.
  62. В.В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии. -Комсомольск-на-Амуре, 1997. 124с.
  63. В.В. Педагогика становления субъекта личности. Л., 1990. — 25с.
  64. А.И. Становление профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе послевузовской подготовки. Дис. канд. пед. наук. -М&bdquo- 1998.- 189 с.
  65. А.В. Формирование профессиональной позиции педагога у студентов педагогического вуза. Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. — 159 с.
  66. У. Психология. М., 1991. — 368с.
  67. ДилигенскийГ.Г. Социально-политическая психология. М., 1994, — 304 с.
  68. В.Б. Новая педагогика. Теория и методика педагогического процесса: Учебное пособие. СПб., 1999. — 246 с.
  69. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989, — 189 с.
  70. М.Г. Становление субъекта профессиональной педагогической деятельности в педагогическом колледже. Дис. канд. пед. наук. СПб., 1998. — 196 с.
  71. . А. Закон возвышения интереса к человеку в истории философии. // Проблема человека в истории науки и философии. Межвуз. сб. науч. трудов. Л., 1990. — С. 29−39.
  72. П.М. Сочинения: В 3-х т. Т.1: Технология актерского искусства. М., 1992. — 288 с.
  73. П.М. Сочинения: В 3-х т. Т.2: Режиссура как практическая психология. М., 1994. — 211 с.
  74. Ефимов В. Т, Косолапов С. М. Формирование активной жизненной позиции -цель нравственного воспитания. = М, 1977. -= С. 31−36.
  75. О.А. Обучение иностранному языку как средство гуманизации личности специалиста в техническом вузе. Дис. канд. пед. наук. Ростов-н-Д., 1992. — 241 с. 77.3агвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987, — 159 с.
  76. Е.И. Психологические основы формирования профессионально-педагогических умений и навыков будущего учителя // Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущего учителя. Тула, 1989. — С.22−30.
  77. М.С. Философская теория ценности. СПб, 1997. — 205 с.
  78. Е.И. Технологии проектирования личностных достижений. Методические материалы. СПб., 1994. — 17 с.
  79. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. — 190с.
  80. И. Соч. в 6-ти т. Т.4. 4.1 М., 1964. = 544 с.
  81. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М, 1992, 704 с.
  82. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М, 1993. — 80с.
  83. М.Н. Формирование педагогической компетентности преподавателя образовательных учреждений. Автореф. дис. канд. пед. наук М., 2000.- 17 с.
  84. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. -М., 1994.-344 с.
  85. И.А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы // Педагогика, 1992. № 5−6, — С.71−78.
  86. И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб, 1999. — 242 с.
  87. Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М., 1988 — 416 с.
  88. Коменский.Я. А. Антология гуманной педагогики. Издательский дом Шалвы Амонашвили. М., 1996. — 223 с.
  89. Кон И. С. Социология личности. М., 1967, — 383 с.
  90. Л.В. Воспитание нравственной психологической готовности студентов к педагогической деятельности. Советская педагогика. — 1984. — № 5, С. 75−79.
  91. Н.И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996. — С.129.
  92. Я. Избранные педагогические сочинения. М, 1979, — 474 с.
  93. Я. Как любить ребенка. Книга о воспитании. М., 1990 — 493 с.
  94. А.А., Кроник Е. А., Психология человеческих отношений. Дубна* 1998.-224 с.
  95. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск, 1999.- 290 е.
  96. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. СПб., 1999, — 109 с.
  97. Н.В., Гинецинский В. И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя. // Советская педагогика. 1982, -№ 3. С.63−66.
  98. С.В. Педагогика личности. Стратегия и тактика личностного воспитания. Ростов-н-Д., 1995. — 164 с.
  99. В.А. Невербальное поведение. Ростов-н-Д., 1986. — 115 с.
  100. А.Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995, — 271с.
  101. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — 584 с.
  102. А.Н., Деятельность, сознание, личность.//Избранные психологические произведения. В двух томах. Том II. М., 1983. — 318 с.
  103. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1988, — 400 с.
  104. Ломов Б.Ф.. Методические и теоретические проблемы психологии. -, М., 1984. 444с.
  105. .Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. Т.2. С.24−25.
  106. А.С. Соч. В 7 т. Т.7. М., 1960. — 583 с.
  107. Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников. Дис. д-ра пед. наук. М., 1974. — 511с.
  108. Т.Н. Формирование социальной активности подрастающих поколений: проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы формирования социальной активности учащихся. М., 1988. — С. 6−17.
  109. Манукова С. А Формирование идейно-нравственной готовности выпускников педвуза к профессионально-педагогической деятельности. Дис. канд. пед. наук. Ростов-н-Д., 1988. — 189 с.
  110. В.Н. Жизненная позиция личности. Идеологический и социально-психологические аспекты. -М., 1989. 171с.
  111. А.К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. 1987, № 5. — С.41.
  112. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  113. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.2, М., 1955−1981. — 652 с.
  114. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42. М., 1955−1981. — 535 с.
  115. В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса. М, 1995. — 136 с.
  116. Методическая работа в дошкольном учреждении: перспективы, направления. Формы. Методические рекомендации / Сост. В. П. Дуброва, Е.ПМилашевич. Часть 2. — Витебск, 1992. — 62 е.
  117. Митина JLM. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. — 216 с.
  118. А.И. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие. -Новосибирск. 1991. 148с.
  119. А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. — 365 с.
  120. В.Н. Психология отношений. М —Воронеж, 1995. — 356 с.
  121. И.А. Трудный успех. Без «трудных» работать можно: из опыта работы. М., 1981, — 79 с.
  122. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш.пед.учеб.заведений. В 2 кн. Кн.2. Психология образования. М., 1994. — 484 с.
  123. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7500 фразеологических выражений. М., 1993. — 960 с.
  124. А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. -М., 1991. 142 с.
  125. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. — С. 229 230.
  126. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. -351 с.
  127. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998. — 640 с.
  128. . М., 1998. — 224с
  129. М.А. Проблема человека в философии. СПб, 1994. — 25 с.
  130. В.А. Феномен субъектности в психологии личности. Дис. доктора псих. наук. М., 1992. — С.70 — 72.
  131. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-н-Д., 1993, — 88 с.
  132. Пга А. Язык жестов. Перевод с английского. Воронеж, 1992. — 218 с.
  133. Н.И. Становление творческой индивидуальности учителя в условиях обучения в вузе. Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1994, — 18с.
  134. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 132 с.
  135. B.C., Поликарпова В. А. Феномен человека вчера и завтра. — Ростов-н-Д. 1996. — 159 с.
  136. А.С. Установка и деятельность // Вопросы психологии. 1972. № 1. С. 27−39.
  137. Программа курса «Психология человека». Московский комитет образования. М., 1996.
  138. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. М., 1985.
  139. Н.Ф. Актуальные проблемы развития педагогической науки. Герценовские чтения. СПб., 1995. — 65 с.
  140. Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: технология и творчество. Л., 1989, — 84 с.
  141. B.C. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы. Воронеж. 1991. — 159 с.
  142. Ф.Ф. Свободное воспитание, М, 1993, — Вып. 4, — 64с.
  143. З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М., 1985.-207 с.
  144. Рубинштейн С. Л Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1976.-С.253−381.
  145. С. Л. Основы общей психологии. / В двух томах /Том II. М., 1989, -- 323 с.
  146. .Ж. Педагогические соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1981. — 653 с.
  147. И.И. Основы педагогики общения. Минск, 1998. — 319 с.
  148. Сартр Ж П. Экзистенциализм и гуманизм. // Сумерки богов // Состав, и общ. ред. А. А. Яковлева. — М., 1989.
  149. Г. К. Современные образовательные технологии, М. 1998. -256 с.
  150. Ситаров В. А, Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. М., 1997.-336с.
  151. В. А. Изучение профессиональной активности личности будущего учителя. «Л., 1990. 45 с.
  152. В.А. Ненасильственное взаимодействие педагога с учащимися (некоторые теоретические и практические аспекты). М., 1998. — 32 с.
  153. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976, — 160 с.
  154. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие. М., 1993. — 178с.
  155. В.А. Формирование у студентов индивидуального стиля педагогической деятельности // Совершенствование подготовки учителя в педвузе. -М., 1988. С.57−96.
  156. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. -М., 1997,-512 с.
  157. В.А., Матросов В. П. Новой школе — нового учителя // Педагогическое образование. Вып. 1, — М., 1990. — С.8−14.
  158. В.А., Шиянов Е. Н. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Материалы международной научно-практической конференции «Педагогическое образование для XXI века». М., 1994, — С.47−49.
  159. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995, — 384 с.
  160. Словарь русского языка в четырех томах. Под. ред. А. П. Евгеньевой. Т. З, -М., 1994.-С.239.
  161. В.Ю. Человек и политика в философии Платона. // Проблема человека в истории науки и философии. Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1990. С.55−59.
  162. Советский энциклопедический словарь. Под ред. A.M. Прохорова. М., 1984.- С. 102.
  163. Спирин Л. Ф, Степинский М. А, Фрумкин М. Л. Основы педагогического анализа. Ярославль, 1985. — 86с.
  164. Спирин Л. Ф, Формирование общепедагогических умений учителя, Авто-реф. дис. д-ра пед. наук. М, 1981. — 30 с.
  165. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М., 1997. — 34с.
  166. Сулимов Е Ф. Теория и практика коммунистического воспитания. М., 1984. — 223 с.
  167. В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-томах, т.1, М., 1979, -560с.
  168. В. А. К проблеме отношений педагога с воспитанниками // Вопросы нравственного воспитания. Вып. 4. — Красноярск, 1973. — С. 73.
  169. Д.Н. Психологические исследования. М., Наука, 1966. — 451с.
  170. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1943, — 568 с.
  171. Л. Сущность христианства. // Избр. филос. произв. в 2-х т. Т. 2. -М&bdquo- 1955.-943 с.
  172. С.Н. Формирование готовности к личностно-ориентированному взаимодействию в процессе подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже. Дис. канд. пед. наук. Тюмень, 1997. — 281 с.
  173. Э. Искусство любви. Минск, 1990. — 79 с.
  174. А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение. В кн.: Психология межличностного познания. М., 1981, — С.25−41.
  175. Хрестоматия по социальной психологии. М., 1994. «= 222 с.
  176. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999. — 608 с.
  177. Т. де. Феномен человека. М., 1987. -136с.
  178. С. Т. Педагогические сочинения: В 4-х т. Т.З. М., 1964. — 492 с.
  179. Л.Л. Практическая педагогическая этика. М., 1997. — 356 с.
  180. Е.Н. Гуманизация образования и профессиональная подготовка учителя. Ставрополь, 1991. — 180 с.
  181. Щербаков.А. И. Профессиограмма учителя советской школы // Проблемы профессиональной подготовки студентов Вузов и университетов. М., 1976. -С.53−58.
  182. Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М., 2001.- 224 с.
  183. Н.Е. Новое воспитание. М., 2000. — 128 с.
  184. Н.Е. Педагогическая технология. М., 2002. — 230 с.
  185. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998.- 250 с.
  186. Е.Г. Педагогическая этика и профессиональное сознание педагога. // Человек, № 4, 1998. — С. 23−27.
Заполнить форму текущей работой