Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемное обучение химии в средней школе на основе межпредметной интеграции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходными теоретическими основами исследования послужили: 1) современные теории РО и ПО (В.В, Давыдов, JI.B. Занков, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, и др.). 2) психологическая теория дёятельности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.). 3) теория поэтапного формирования умственных действий (Г.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.). 4) теории проектирования педагогических систем и систем предметного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы развития и реализации идеи проблемности в науке и практике обучения химии
    • 1. 1. Основные тенденции развития химического
  • Щ образования и место в них проблемного обучения
    • 1. 2. Становление и уровень реализации идей проблемного обучения в науке и практике обучения химии
    • 1. 3. Методологические основы и подходы к проектированию и реализации инновационных ш систем проблемного обучения
    • 1. 4. Теоретико-методические основы реализации проблемного обучения в современном преподаваф нии химии в средней школе
  • Выводы к первой главе
  • Глава 2. Система проблемного обучения химии на основе межпредметной интеграции (технология проектирования и методика реализации)
    • 2. 1. Инновационные модели проблемного обучения как ориентировочные основы проектирования технологий предметного обучения
    • 2. 2. Теоретическая модель методической системы ^ проблемного обучения химии на основе межпредметной интеграции и принципы ее проектирования
    • 2. 3. Методическая система проблемного обучения химии на основе межпредметной интеграции и условия ее реализации
    • 2. 4. Особенности методики проблемного обучения химии на основе межпредметной интеграции
  • Выводы ко второй главе
  • Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности разработанной методической системы проблемного обучения химии на основе межпредметной интеграции в практике современной школы
    • 3. 1. Организация экспериментального исследования, его основные этапы и направления
  • Методы обработки результатов
    • 3. 2. Содержание проведенного экспериментального исследования и его результаты. Особенности экспериментальных методик
    • 3. 3. Влияние разработанной методической системы проблемного обучения химии на развитие личности школьников
  • Выводы к третьей главе

Проблемное обучение химии в средней школе на основе межпредметной интеграции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В свете современных задач, поставленных перед народным образованием и обусловленных социально-политическими и социально-экономическими изменениями в обществе, а также коренными изменениями в сфере науки, техники и производства, принципиально важное значение приобрела проблема развития личности ученика, повышения его интеллектуального и творческого потенциала.

В связи с этим, в настоящее время одной из ведущих тенденций развития химического образования (и естественнонаучного образования в целом) признана идея его гуманизации. Последняя предполагает не только учет индивидуально-личностной природы обучаемого, его потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для его самоопределения и самореализации как личности. При этом изменяется и сам характер организации обучения: оно строится как совместная поисковая деятельность учителя и ученика, направленная на постижению школьником тайн изучаемой науки в процессе решения им цепи учебных проблем.

Именно поэтому, в психолого-педагогических и методических исследованиях доказано, что идея гуманизации образования наиболее полноценно реализуется в русле Развивающего Обучения (РО) (В.В. Давыдов, Л.В. Зан-ков, Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, З. И. Якиманская и др.), опирающегося на деятельностный подход. Центральным же звеном развивающего обучения и любой из его технологий является обучение через решение системы учебных проблем, то есть—Проблемное Обучение (ПО) (И.Я. Лернер, М. И. Махмутов, A.M. Матюшкин, М. Н. Скаткин и др.). При этом, ПО признано основой формирования творческого стиля мышления школьника, так как процесс решения проблем является движущей силой его развития (А.В. Брушлинский, В. А. Крутецкий, Р. С. Немов, В. Д. Шадриков и др.).

Однако, несмотря на свою значимость и актуальность, ПО до сих пор не заняло должного места в практике школьного обучения химии. Более того, в последние годы происходит неоправданное снижение интереса к ПО, пик которого наблюдался в 60−70-ые годы. Оно практически перестало сегодня быть предметом методических исследований, о чем свидетельствует и отсутствие публикаций по данному вопросу на страницах периодической печати.

Это противоречие вызвано как объективными, так и субъективными причинами. К первым прежде всего следует отнести недостаточную разработанность многих теоретических и практических вопросов РО и методики его реализации в обучении химии. К ним также относится и постоянное сокращение учебного времени, отводимого на изучение химии й другие.

Вместе с тем, современные тенденции развития образования — его интеграция, экологизация, технологизация и другие —в существенной степени меняют подходы к пониманию сущности ПО и методики его реализации.

В этих условиях ПО становится средством и механизмом, позволяющим комплексно решать актуальные проблемы и задачи школьного образования. Поэтому, оно должно носить не только внутрипредметный, но и межпредметный характер и быть направлено на межпредметную интеграцию знаний учащихся, способов их действий и ценностных отношений.

Следует отметить, что отдельные аспекты этого вопроса исследовались как в дидактике, так и в методике обучения химии. Так, в науке разработаны теоретические основы интеграции в обучении и методика реализации в обучении химии интегративного подхода (А.П. Беляева, М. Н. Берулава, Н. Е. Кузнецова, В. Н. Максимова, М. С. Пак, Г. М. Чернобельская и др.).

В качестве одного из средств интеграции знаний и способов действий широко исследованы межпредметные связи (МПС). В науке определены их функции и виды, формы и способы реализации в обучении (В.Н. Груздева, В. П. Гаркунов, Д. П. Ерыгин, В. Н. Максимова, Е. Е. Минченков и др.).

Получили развитие и вопросы межпредметного химического эксперимента (Н.Е. Кузнецова, В. М. Назаренко Э.Р. Эстрин и др.), экологизации обучения химии и решения в нем экологических проблем (А.В. Ефимов, Н. Е. Кузнецова, В. М. Назаренко и: др.), а также вопросы проблемного химического эксперимента (В.П. Гаркунов, Э. Г. Злотников, Ю. В. Сурин и др.).

В то же время, вопросы построения процесса ПО на интегративной основе, а именно на основе межпредметной интеграции, остались не решенными в теории и методике обучения химии, хотя и имеют огромное значение для внедрения в школьную практику идей и закономерностей РО. Этот аспект особенно актуален сегодня в связи с широким внедрением в школьную жизнь различных интегративных курсов естественнонаучного направления в целом и химического направления в частности.

Кроме этого, вопросы гуманизации ПО, технологии его построения в виде различных инновационных моделей и целостных систем предметного обучения, а также вопросы наиболее оптимального сочетания ПО с другими современными технологиями обучения, воспитания и развития личности только начинают исследоваться в дидактике и методике обучения химии.

Этим и определяется выбор темы исследования, а его актуальность, современность и перспективность обусловлена ориентацией на разрешение вышеобозначенных противоречий в практике обучения химии. Актуальность исследования детерминирует постановку его цели и задач, выбор объекта, предмета исследования, выдвижение его гипотезы.

Цель исследования: повышение эффективности обучения химии в средней школе посредством разработки и внедрения в него инновационных моделей и технологий предметного проблемного обучения (ПО). Объект исследования: процесс ПО химии в средней школе. Предмет исследования: методическая система ПО химии на основе межпредметной интеграции и условия ее реализации.

Гипотеза исследования: если изучение химии в средней школе спроектировать и реализовать как целостную методическую систему ПО на основе межпредметной интеграции, то в результате будет обеспечено повышение не только качества знаний учащихся (системности, мобильности и функциональности), но и уровня их интеллектуального и творческого развития.

Для реализации поставленной цели исследования и для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы выявить положительные и отрицательные стороны и противоречия в существующей системе школьного химического образования, определить методологические основы и дидактико-методические подходы проводимого нами исследования.

2. Разработать и научно обосновать методолого-теоретические основы технологического проектирования системы проблемно-интегративного обучения.

3. Спроектировать методическую систему ПО химии на основе межпредметной интеграции и выявить условия ее реализации.

4. Экспериментально подтвердить эффективность и пригодность для современной школы разработанной методической системы и выявить ее развивающее влияние на личность школьника.

Исходными теоретическими основами исследования послужили: 1) современные теории РО и ПО (В.В, Давыдов, JI.B. Занков, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, и др.). 2) психологическая теория дёятельности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.). 3) теория поэтапного формирования умственных действий (Г.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.). 4) теории проектирования педагогических систем и систем предметного обучения (В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, Н. Е. Кузнецова и др.). 5) педагогическая теория межпредметных связей (И.Д. Зверев, В. Н. Максимова, Г. Ф. Федорец и др.). 6) интегра-тивный подход в естественнонаучном образовании (М.Н. Берулава В. Н. Максимова, М. С. Пак и др.) 7) методические теории и положения методики обучения химии в средней школе (Н.Е. Кузнецова, B.C. Полосин, С.Г. Шалова-ленко, Г. М. Чернобельская и др.).

Методологическую основу исследования составили: 1) На общефилософском уровне: теория отражения как гносеалогическая основа ПО, идеи системного, деятельностного и интегративного подходов, а также идеи гуманизации общества и образования. 2) На психолого-педагогическом уровне: личностно-деятельностный, системный и интегративный подходы, теории педагогических систем, педагогических технологий и ПО, а также идеи межпредметной интеграции знаний и укрупнения дидактических единиц в обучении. 3) На частно-методическом уровне: концепция гуманизации РО химии, концепция интенсивного формирования теоретических систем понятий в обучении химии и укрупнения дидактических единиц, концепция и методические основы формирования и развития логического и творческого мышления, а также концепция межпредметной интеграции знаний и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении химии.

Для решения поставленных задач использовалась следующая совокупность методов исследования: 1) Теоретические: а) анализ и синтез философской, психолого-педагогическое и методической литературы по проблеме исследованияб) теоретико-методический анализ состояния проблемы исследованияв) разработка методических основ, моделирование и проектирование методической системы ПО химии на основе межпредметной интеграции и технологии ее реализации. 2) Экспериментальные: наблюдение, анкетирование, психологическое тестирование, педагогический эксперимент. 3) Методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: а) компонентный анализб) методы количественной обработки данныхв) методическая интерпретация результатов.

Исследование проводилось в 1993;1998 годы и включало три этапа.

Первый (теоретический) этап включал: изучение и анализ состояния проблемы исследования в науке и практике обучения химииопределение цели, задач, гипотезы, исходных методолого-теоретических оснований исследованиясоздание теоретической модели проблемно-интегративного обучения химиипроектирование методической системы и технологии ее реализации. Второй (экспериментальный) этап включал: организацию и проведение экспериментального исследования эффективности разработанной методической системы ПО химии на основе межпредметной интеграции и ее пригодность для современной школывыявление условий ее практической реализации и влияния на развитие личности школьника. Третий (корректировочный) этап включал: обобщение и интерпретацию полученных результатов теоретического и экспериментального исследованиявнесение корректив в разработанную систему предметного обучения и технологии ее реализациивнедрение результатов исследования в практику обучения студентов и в опытно-экспериментальную работу школ. Па этом этапе обосновывались теоретические выводы и положения диссертационного исследования, определялись пути развития исследуемой проблемы.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечена: их согласованностью с фундаментальными положениями философии, психологии, дидактики и методики обучения химиимногоуровневой методологией исследованиямногосторонним качественным и количественным анализом большого фактического материала, полученного в ходе исследованиярезультатами констатирующего, поискового и формирующего экспериментов, результатами качественной и количественной обработки данных и их методического анализа.

Научная новизна исследования: 1. Впервые предложена и обоснована концепция проблемно-интегративного обучения химии. 2. Впервые спроектирована и реализована теоретическая модель ПО химии на основе межпредметной интеграции и ее методическая система. Выделены условия их реализации. 3. Исследованы вопросы взаимосвязи и интеграции ПО химии и МПС — как механизма интеграции — для условий целостной системы РО.

Теоретическая значимость исследования: 1) уточнен понятийно-терминологический аппарат исследования. 2) исследованы различные модели ПО химии и их соответствие современным социально-педагогическим требованиям к образованию. 3) разработана методология проектирования технологи-зированных систем предметного ПО. 4) рассмотрена совокупность принципов построения и функционирования инновационных систем ПО химии, включающая в том числе следующие выделенные и обоснованные автором принципы: а) непрерывности ПОб) этапности ПОв) вертикальной и горизонтальной динамики и координации познавательной деятельности учащихсяг) группы принципов отбора межпредметного материала к уроку.

5) спроектированы и, реализованы целесообразные технологии ПО. 6) разработана система дидактико-методического обеспечения проблемно-интегра-тивного обучения химии, важнейшими элементами которой являются: типология, способы создания и решения межпредметных проблемных ситуаций и учебных проблем, система методов и форм организации учебного процесса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты внедрены в работу школ и в содержание профессиональной подготовки студентов Химического факультета РГПУ им. А. И. Герцена. Предложена и апробирована система ориентировочных основ деятельности учителя по построению им проблемно-интегративного обучения химии, организации и управлению в нем познавательной деятельностью школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось через: публикацию статей и тезисов докладовчтение лекций для студентов РГПУ им. А. И. Герцена при изучении ими курса «Современные технологии обучения химии», проведение семинарских занятий по данному курсу, организацию экспериментальной работы студентов и соруководство их дипломными исследованиямипубличные выступления на 43 Герценовских чтениях (г. Санкт-Петербург), 44 Всероссийской научной конференции (г. Орел), III Всероссийской научно-практической конференции (г. Иркутск) — организацию опытно-экспериментальной работы в школах г. Санкт-Петербурга.

На защиту выносятся:

1. Концепция и технология проектирования проблемно-интегративного обучения химии.

2. Модель и методическая система проблемного обучения химии на основе межпредметной интеграции и условия их реализации.

3. Позитивные результаты педагогического эксперимента и выводы исследования.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации составляет 183 страницы, с учетом литературы и приложений — 240 страниц.

6. Результаты исследования подтверждают возможность использования предложенной системы проблемно-интегративного обучения и в практике преподавания другим предметам при соответствующей ее корректировке исходя из особенностей и специфики учебного предмета.

Заключение

.

В настоящем исследовании впервые в методике обучения химии исследованы вопросы взаимосвязи проблемного обучения и межпредметных связей и их объединения в единую методическую систему предметного обучения. Значимость последней для современной школы определяется закономерностями развития общества, а также коренными изменениями, происходящими в настоящее время в науке, технике и производстве.

На основе проведенного всестороннего анализа литературных источников, выявленных противоречий и недостатков в существующей практике обучения химии, а также с учетом инновационных процессов в мировой и отечественной науке нами была выдвинута и научно обоснована концепция про-блемно-интегративного обучения химии. Данная концепция реализуется через соответствующую технологию предметного обучения, центральным звеном которой выступает методическая система проблемного обучения химии на основе межпредметной интеграции.

Ориентировочными основами проектирования предметной технологии стали выделенные и научно обоснованные нами инновационные модели проблемного обучения химии. В соответствии с ними ведущими инновационными идеями технологии проблемно-интегративного обучения стали: 1) преимущественное рассмотрение учебных проблем в химии как интегративных, межпредметных и 2) комплексное использование в проблемном обучении всех видов проблемно-поисковой деятельности учащихся.

В качестве методолого-ориентировочной основы разработки методической системы проблемного обучения химии спроектирована ее теоретическая модель. При построении последней была использована и обоснована система принципов организации и функционирования проблемного обучения, в том числе специально выделенные нами принципы: 1) непрерывности проблемного обучения- 2) этапности проблемного обучения- 3) вертикальной и горизонтальной динамики и координации познавательной деятельности учащихся и 4) группы принципов отбора межпредметного материала к уроку.

В соответствии с теоретической моделью была разработана целостная методическая система, соответствующее ей дидактико-методическое обеспечение учебного процесса, ориентировочные основы деятельности учителя и ученика в условиях проблемно-интегративного обучения. Также были раскрыты особенности методики и выделены условия ее реализации в школьной практике обучения химии.

Положительные результаты проведенного экспериментального исследования эффективности разработанной методической системы подтвердили справедливость выдвинутой нами гипотезы и свидетельствуют о выполнении цели и задач, поставленных автором данного исследования.

Доказано положительное влияние методической системы проблемного обучения химии на основе межпредметной интеграции как на качество знаний учащихся, так и на уровень интеллектуального и творческого развития их личности. Показана также возможность использования разработанной системы обучения в практике обучения других предметов при условии ее соответствующей корректировке.

Автор приносит глубокую благодарность сотрудникам кафедры методики обучения химии РГПУ им. А. И. Герцена, при которой было выполнено исследование, а также учителям — и особенно Е. Е. Барбатовой и Ж.Л. Само-родницкой, принявшим участие в экспериментальной проверке наших методических разработок.

С особой признательностью автор благодарит своего научного руководителя, доктора педагогических наук, профессора, академика Академии Ак-меологических Наук —.

Нинель Евгеньевну Кузнецову.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В., Маркова В. А., Зайцев О. С. Из опыта использования приемов проблемного обучения. // Химия в школе. 1985. № 5. С. 32−33. fl. Авдюнин Н. И. Как развивать мышление учащихся на уроках химии. // Химия в школе. 1958. № 1. С. 12−23. ,
  2. В.Г. Наш опыт развития мышления учащихся в процессе урока. // Химия в школе. 1971. № 1. С. 28−31.
  3. Ф. Теория познания. // Боргаш Ю. Фома Аквинский. М.: Мысль, 1966. С. 91−119.
  4. И.Ю., Орощенко Н. И. роль гуманитарных аспектов химической науки в интенсивном обучении химии. // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. С.-Петербург, 1991. С.17−24.
  5. V7. Алексашина И. Ю. Гуманистические ориентиры в содержании естественнонаучного образования. // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. СПб., 1996. С. 4−13.
  6. И.Ю. Тенденция гуманизации и гуманитаризации в научном и учебном познании в области естествознания. // Гуманитаризация естественнонаучного образования: проблемы и перспективы. СПб, 1996. С. 7−11.
  7. С.В. Экологическое образование: Итоги и перспективы. // Экологические проблемы северо-западного региона и экологическое образование. СПб., 1994. С. 35−39.
  8. С.В. Концептуальные принципы региональной системы непрерывного экологического образования. // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. СПб., 1996. С. 60−70.
  9. К. Учителя и инновации. / Пер. с макед. М.: Просвещение, 1991. С. 35.
  10. В.Г. Учить обобщать. // Химия в школе. 1963. № 6. С. 26−29.
  11. A.JI. Построение методической системы понятий об окислительно-восстановительных реакциях и исследование ее эффективности. Дисс.. к.п.н. Л., 1977. 171 с.
  12. В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. Санкт-Петербург: АОЗТ «Интерес», Изд-во «Дорваль», Изд-во «Эксклюзив», 1995. 135 с.
  13. А.Г. Ценность и цена знания с точки зрения психолога. // Коммунист. 1990. № 16. С. 66−68.
  14. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978. № 2. 48 с. (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология»)
  15. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  16. М.Д. Статистическая обработка данных: Учебное пособие. Таллин: Изд-во Центра информационных и социальных технологий «Ре-галис», 1997. 85 с.
  17. A.M. Об экологическом образовании. // Химия в школе. 1990. № 4. С. 24−25.
  18. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М.: Высшая школа, 1991. 208 с.
  19. М.Н. Интеграция естественнонаучных и профессионально-технических дисциплин. // Советская педагогика, 1987. № 8. 37 с.
  20. М.Н. Гуманизация образования: проблемы развития и перспективы. Бийск: НПЦ БиГПИ, 1995. 31 с.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  22. П.П. Память и мышление. М., Л.: Наука, 1935. 214 с.
  23. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1979.
  24. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. /Под ред. Д. И. Фельдпггейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 212 с.
  25. .П., Кузнецова Н. Е. Роль и место дидактических игр в обучении химии. // Химия в школе. 1983. № 2. С. 35−36.
  26. A.M. Групповая работа при проверке знаний учащихся в малокомплектной сельской школе. // Химия в школе. 1983. № 5. С. 29−32.
  27. А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). М.: Мысль, 1979. 230 с.
  28. Т.Т. Использование пар сменного состава при изучении химии в средней школе. Л.: ЛГИУУ, 1990. 35 с.
  29. П.Ф. Химия и охрана окружающей среды. // Химия в школе. 1985. № 6. С. 5−6.vii. Введение в философию. / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1989. В 2 ч.
  30. П.В., Смирнов А. Д. Методическое наследие В.П. Верховско-го. //Химияв школе. 1963. № 6. С. 9−13.
  31. К34. Вилькеев Д. Применение гипотезы в познавательной деятельности школьников при проблемном обучении. Казань, 1974. 67 с.
  32. М.А., Шапошникова Т. Д. Самоопределение личности как ключевое понятие при построении прогностической модели выпускников общеобразовательной школы. //Нов. исслед. в пед. науках, 1990. № 1 (55).
  33. А.Т. Проблемный подход к изучению курса органической химии в средней школе. Дисс. к.п.н. JI., 1982. 201 с.
  34. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.-Л.: Учпедгиз, 1935. 121 с.
  35. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. 519 с.
  36. JI.С. Мышление и речь. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. С. 153−175.
  37. Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 16−24.
  38. Л.С. О природе эгоцентрической речи. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. С. 176−182.
  39. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 478 с. Вяткин Л. Г. Методика проблемного обучения. Саратов: Изд-во Саратовского Ун-та, 1971. 36 с.
  40. Т.В. Педагогическая психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. 160 с.
  41. П.Я. Формирование умственных действий. / Под ред.
  42. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. С. 78−86.
  43. В.П. Проблемность в обучении химии. // Химия в школе. 1971. № 4. С. 25−30.
  44. В.П. Совершенствование методов обучения химии в средней школе. Л., 1974. 136 с.
  45. В.П., Паравян Н. А. Использование эксперимента при проблемном обучении. // Химия в школе. 1974. № 6. С. 20−23.
  46. В.П., Николаева Е. Б. Межпредметные связи при проблемном изучении химии. // Химия в школе. 1982. № 3. С. 28−30.
  47. В.П., Гусева Ф. Т. Комплексный подход к обучению и воспитанию учащихся средних профтехучилищ при изучении кислородсодержащих соединений в курсе органической химии. Ульяновск, 1984. 94 с.
  48. Ф.Н. К вопросу о применении эвристического метода в преподавании химии.//Химия в школе. 1958. № 6. С. 39−40.
  49. И.Г. Из опыта проблемного построения занятий по химии. // Химия в школе. 1988. № 5 С. 44−45.
  50. М.Я., Соколова Ф. П. О связи обучения химии с физикой. // Химия в школе. 1977. № 1. С. 26−31.
  51. Л. А. Развитие познавательного интереса школьников при выполнении ученического эксперимента по химии. // Методика обучения химии в средней школе. М., 1979. С. 38−42.
  52. И.И. проблемное обучение в профессионально-технических училищах. М.: Высшая школа, 1979. 101 с.
  53. Н.В. Интеграция как методологический и дидактический принцип (на примере школьного естественнонаучного образования). // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. СПб., 1996. С. 70−80.
  54. Н.П. Опыт организации коллективной деятельности учащихся в процессе обучения. // Химия в школе. 1981. № 4. С. 21−23.
  55. Гуманитарные основы гимназического образования в школах Петербурга. / Под ред. О. Е. Лебедева. СПб.: ЦПИ, 1995. 228 с.
  56. Vfeo. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. // Педагогика. 1995. № 1. С. 29−39.
  57. М.А. Ленинская теория познания в процессе обучения. // Советская педагогика. № 1. 41 с.
  58. А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. М.: Знание, 1989. 80 с. (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология»)
  59. Т.К. Принципы развивающего обучения русскому языку. Л.: ЛГГ1И, 1988. 34 с.
  60. И.В., Понурова Г. А. Методика преподавания географии. М., 1996.192 с.
  61. С.В., Князева Р. Н. Комплексные экскурсии на основе взаимосвязи химии с другими предметами. // Химия в школе. 1982. № 2. С j 71−72.
  62. Т.М. Из опыта составления и применения проблемных задач по органической химии. // Химия в школе. 1978. № 1. С. 49−52.
  63. Д.П. Некоторые вопросы взаимосвязи школьных курсов химии и биологии.//Химия в школе. 1977. № 1. С. 26−31.
  64. Д.П., Дьякова М. Б. Возможные пути реализации межпредметных связей в IX классе. // Химия в школе. 1985. № 4. С. 42−43.
  65. Д.П., Грабовый А. К. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием. М.: Высшая школа, 1989. 176.
  66. В.Ф. Межпредметные связи в преподавании химии. // Химия в школе. 1969. № 3. С. 38−43.
  67. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. Санкт-Петербург: Образование, 1995. 234 с.
  68. О.С. Использование химической термодинамики при проблемном обучении. // Химия в школе. 1975. № 6. С. 21−28.
  69. О.С. Дидактическое содержание понятия «гуманизация обучения». // Гуманитаризация естественнонаучного образования: проблемы и перспективы. СПб., 1996. С. 12−13.
  70. А.Ю. Гуманизация и гуманитаризация химии — что это такое? // Химия в школе. 1991. № 2. С. 3−6.
  71. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. 424 с.
  72. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. 424 с.
  73. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996. 432 с.
  74. Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1980. 112 с.
  75. Н.М. Как активизировать обучение в ВУЗе? Горький, 1989. 70 с.
  76. И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977. 64 с. (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология»)
  77. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. 480 с. -
  78. Н.М. Дидактические условия решения межпредметных задач в теоретическом обучении учащихся профтехучилищ. Автореф. дисс.. к.п.н. Л., 1991.20 с.
  79. М.В. Развитие учащихся при обучении химии. М.: Просвещение, 1978.190 с.
  80. М.В., Зазнобина JI.C., Штулифкер В. А. Методика преподавания химии в средних специальных заведениях. М.: Высшая школа, 1981. 191 с.
  81. П.П. Из опыта связи преподавания химии с обществоведением. // Химия в школе. 1963, № 6. С. 30−33. .
  82. Р.Г. Изучение химии в 9 классе. М.: Просвещение, 1979.160 с.
  83. В.Р. Преподаем химию во взаимосвязи с физикой. // Химия в школе. 1979. № 5. С. 30−32.
  84. М39. Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1985. 80 с. (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология»)
  85. А.Г. Из опыта обучения учащихся исследовательским приемам работы. //Химия в школе. 1978. № 1. С. 36−44.
  86. Р.Б. Проблемно-исследовательский подход к изучению химических производств. //Химия в школе. 1972. № 6. С. 42−46.
  87. Р.Б. Из опыта проблемного изучения органической химий, // Химия в школе. 1975. № 1. С. 52−56.
  88. История философии в кратком изложении. / Пер. с чеш. И. И. Богута. М.:1. Мысль, 1991. 590 с.
  89. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. 95 с. (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология»)
  90. Е.И., Тряпицина А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). СПб.: «Петербург — XXI век», совместно с ЗАО «Пресс-Аташе», 1997. 160 с.
  91. V 96. Калмыкова З. И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979. 61 с. (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология»)
  92. Н.М. Проблемные ситуации — один из эффективных путей развития познавательных способностей учащихся в процессе обучения химии. // Химия в школе: Сборник научных трудов. Вып.1. J1, 1976. С. 83−89.
  93. Кару Г.-Р.И. Методические основы развивающего обучения физике в средней школе. Автореф. дисс. д.п.н. Л.: ЛГПИ, 1988. 34 с.
  94. Г. А. Дифференцированное обучение химии как средство развития познавательной деятельности учащихся. Дисс.. к.п.н. Л., 1977. 288 с.
  95. В.Н., Чернобельская Г. М. Элементы проблемного подхода в курсе химии 7−8 класса. // Методика обучения химии в средней и высшей школе. М., 1979. С. 48−51.
  96. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. 222 с.
  97. М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
  98. К.Г. О связи преподавания химии и биологии в школе. // Химия в школе. 1954. № 1. С. 40−44.
  99. К.Г., Мостославский М. С. Техническое творчество как средство воспитания учащихся. // Химия в школе. № 2. С. 46−50.
  100. Т.П. О связи преподавания химии с биологией. // Химия в школе. 1957. № 3. С. 61−67.
  101. Н.А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. Изд. 4. М.: Просвещение, 1974. С. 75−76.
  102. М.Н. О двух вариантах проблемной ситуации. // Химия в школе. 1981. № 4. С. 61.
  103. В.В., Гончаренко А.Н. XXI век в зеркале футурологии. М.: Мысль, 1987. 151 с.
  104. В.И., Печенкин А. А. Формирование мировоззрения учащихся при изучении химии. М.: Просвещение, 1978. 152 с.
  105. В.И. Менделеевские принципы формирования мировоззрения учащихся. //Химияв школе. 1984. № 1. С. 15−17.
  106. В.И. Общая химия. Тенденции развития. М.: Высшая школа, 1989.288 с.
  107. В.И., Рахимбекова X. Абсолютизация истины или интерес к не до конца решенной проблеме. // Химия в школе. 1991. № 5. С. 17−21.
  108. В.И., Рахимбекова X. Дискуссия в развитии науки и диалоговая форма обучения. // Химия в школе. 1991. № 6. С. 23−27.
  109. Н.Е., Андриенко А. Л. Алгоритмические предписания уравнений окислительно-восстановительных реакций как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся. // Химия в школе. Сборник научных трудов. Вып. 1. Л., 1976. С. 73−82.
  110. Н.Е. Значение химической символики в развитии познавательной деятельности учащихся. // Химия в школе. Сборник научных трудов. Вып. 1. Л., 1976. С. 90−99.
  111. Н.Е., Кнмаск Г. А. Дифференцированный подход к обучению химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся. // Химия в школе. Сборник научных трудов. Вып. 1. Л., 1976. С. 123 132.
  112. Н.Е. Пути совершенствования познавательной деятельности учащихся при изучении химии. // Развитие познавательных интересов и способностей в процессе обучения химии. Челябинск, 1979. С. 3−14.
  113. Н.Е. Теоретические основы формирования систем понятий в обучении химии. Дисс.. д.п.н. Л., 1986. 519 с.
  114. Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии. М.: Просвещение, 1989. 144 с.
  115. Н.Е. Показатели и критерии интенсификации развивающего обучения химии. // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. Л., 1990. С. 3−9.
  116. Н.Е. Интенсификация и оптимизация обучения химии как факторы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в средней школе и СПТУ. // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. СПб., 1991. С. 3−10.
  117. Н.Е. Педагогические технологии в предметном обучении: Лекции. Санкт-Петербург: Образование, 1995. 50 с.
  118. Н.Е. Концептуальный подход к организации развивающего обучения химии. // Совершенствование методов обучения химии в средней и высшей школе. С.-Петербург: Образование, 1995. С. 8−9.
  119. Н.А. Использование проблемного подхода при изучении кремния и его соединений. // Химия в школе. 1979. № 1. С. 31−33.
  120. Н.А. Проблемный подход к изучению неорганической химии. Дисс. к.п.н. Л., 1980. 198 с.
  121. Н.В. Очерки психологии труда учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во Лен. Ун-та, 1967. 183 с.
  122. VL32. Кулюткин Ю. Н. Образование в изменяющемся мире. // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. СПб., 1996. С. 13−16.
  123. И.Я., Павлович Л. И., Морозова Г. Н. Проблемные ситуации на уроках при изучении металлов в средних ПТУ. // Химия в школе. 1982. № 5. С. 49−52.
  124. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: «Валгус», 1980. 334 с.
  125. И.Я. Методика развития познавательного интереса учащихся при обучении физике. Л.: ЛГПИ, 1984. 86 с.
  126. Р.Г. О проблемном подходе в обучении химии. // Химия в школе. 1970. № 3. С. 22−26.
  127. Р.Г., Ильина С. Д. Дидактические игры — эффективное средство обучения химии в малокомплектной сельской школе. // Химия в школе. 1983. № 5. С. 32−33.
  128. АН. Развитие памяти. М., 1931. 280 с.
  129. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1972. 304 с.
  130. А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М., Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. С. 4−15.
  131. Y141. Леонтьев АН. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. 573 с. 142. Леонтьев АН. Мышление. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю. Б. Гипперейнтер, В. В. Петухова. М.: Издво Моск. Ун-та, 1981. С. 60−70.
  132. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с.
  133. V144- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.186 с.- v45. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.186 с.
  134. VI 46. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе изучения истории.
  135. М.: Просвещение, 1982. 191 с.
  136. Лики морали: Введение в этику. / Под ред. В. Л. Обухова. С.-Петербург.: ТОО «Ривьера», 1996.190 с.
  137. Vl48. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1984. 143 с.
  138. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение, 1987.160 с.
  139. В.Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. М.: Просвещение, 1987. 192 с.
  140. В.Н. Межпредметные связи в обучении и воспитании учащихся. //Биология в школе. 1989. № 1. С. 36−40.
  141. А.А., Обухов В. Л. Методология химии. М.: Просвещение, 1985. 158 с.
  142. Т.Н. Учитель — ученик. М.: Знание, 1977. 64 с.
  143. Е.И. Применение исследовательского метода на внеклассных занятиях. // Химия в школе. 1978. № 4. С. 62−66.
  144. Y155. Малафеев Р. И. Проблемное обучение физики в средней школе. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  145. И56. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  146. VI57. Матюшкин A.M. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. 160 с.
  147. V158. Махмутов М. И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. 368 с.
  148. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М: Просвещение, 1977. 240 с. ^
  149. А.Э. Ознакомление учащихся с элементами химической энергетики на основе взаимосвязи химии с физикой. // Химия в школе. 1978. № 6. С. 43−46.
  150. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. / Под ред. В. Н. Федоровой. М.: Просвещение, 1980. 208 с.
  151. Н.А. Проблема учения и умственного развития школьников. М.: Педагогика, 1989. 244 с.
  152. Методика преподавания химии. / Под. ред. Н. Е. Кузнецовой. М.: Просвещение, 1984. 415 с.
  153. Е.Е. Экономическое образование учащихся при реализации межпредметных связей химии и географии. // Химия в школе. 1982. № 1. С. 26−30.
  154. Е.Е., Старченко А. К. Межпредметные связи в процессе формирования понятия о химической реакции. // Химия в школе. 1987. № 2. С. 28−31.
  155. V166. Мочалова Н. М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1979. 158 с.
  156. Д.М., Отрощенко О. С., Мухамеджанов С. З., Паканаев Я. И. Из опыта формирования экономических знаний на уроках в IX классе. // Химия в школе. 1979. № 4. С. 38−41.
  157. В.М. Активные методы формирования природоохранных знаний. // Химия в школе. 1986. № 1. С. 38−41.
  158. В.М. Исследовательская деятельность учащихся в процессе экологического образования. // Химия в школе. 1990. № 4. С. 56−62.
  159. Научное и педагогическое наследие Д. И. Менделеева. // Химия в школе. 1984. № 1. С. 3−8.
  160. Е.Б. Совершенствование изучения химии 7−8 классов на основе проблемного подхода. Дисс. к.п.н. JL, 1980. 222 с.
  161. Vl72. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. 208 с.
  162. О.С., Мошеев Д. М., Мухамеджанов С. З., Паканаев Я. И. Из опыта формирования экономических знаний у учащихся VII-VIII классов. // Химия в школе. 1979. № 3. С. 11−14.
  163. Пак М. Методика преподавания химии в ПТУ (интегративный подход в обучении). Л., 1990. 113 с.
  164. Пак М. С. Современная методология химического образования в средней школе. // Актуальные проблемы непрерывного химико-педагогического и химического образования в средней и высшей школе. СПб.: Образование, 1996. С. 5−6.
  165. Пак М. Дидактический эксперимент. СПб., 1997. 23 с.
  166. .Н. Развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся при изучении химии. // Химия в школе. 1983. № 2. С. 55−56.
  167. Педагогическая энциклопедия. Т. I-IV. М.: Советская энциклопедия, 1965−1968. Т.1. С. 114.
  168. Педагогика. /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.
  169. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы: Книга для учителей. СПб., 1993.135 с.
  170. А. Исследовательский подход в обучении химии. // Химия в школе. 1976. № 2. С. 79−82.
  171. Познавательные процессы и способности. / В. Д. Шадриков, Н.П. Аниси-мова, Е. Н. Корнеева и др.- Под ред. В. Д. Шадрйкова. М.: Просвещение, 1990. 142 с.
  172. B.C., Лазыкина Л. Г. О взаимно обратных качественных задачах по химии. // Химия в школе. 1972. № 2. С. 27−31.
  173. B.C. О двух уровнях обобщенности знаний учащихся по химии. // Химия в школе. 1976. № 5. С. 17−22.
  174. В.С. Роль химического эксперимента в развитии познавательных интересов учащихся к химии. // Химия в школе. 1982. № 5. С. 53−56.
  175. И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсебиологии. JI., 1979. 88 с.
  176. И.Н. Система развития экологических понятий в курсе биологии средней школы. Автореф. дисс.. д.п.н. Л., 1981. 40 с.
  177. Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 192 с.
  178. Проблемы истории и методологии научного познания. М.: Наука, 1974. 309с.
  179. Психология и педагогика: Учебное пособие. М.: Изд-во «Центр», 1996. 336 с.
  180. Т.Н. Развитие мышления учащихся при изучении зависимо' сти свойств веществ от строения. // Химия в школе. Сборник научныхработ. Вып. 1. Л., 1976. С. 42−54.
  181. М.И., Тыльдсепп А. А., Сушко В. И. Элементы дидактических игр на уроках химии. // Химия в школе. 1982. № 1. С. 49−53.
  182. Н.И. Д.И. Менделеев о проблемах образования и организации науки.//Химия в школе. 1984. № 1. С. 3−8.
  183. В.И. Методические указания по изучению уровня знаний учащихся по химии. Л.: АПН СССР, 1967. 30 с.
  184. С.Л. Основы психологии. М.: Учпедгиз, 1935. 496 с.
  185. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
  186. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АПН СССР, 1958. 147 с.
  187. С.Л. О природе мышления и его составе. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрей-тер, В .В. Петухова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. С. 71−77.
  188. О.О., Рутковская Л. И. Вопросы для межпредметной викторины. // Химия в школе. 1967. № 2. С. 79−81.
  189. И.Н. Развитие воспроизводящей и творческой деятельности учащихся в процессе их самостоятельной работы с учебником химии. Дисс. к.п.н. Л., 1983. 241 с.
  190. Т.З. О некоторых приемах активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках химии. // Химия в школе. 1958. № 1. С. 23−28.
  191. К.А. Межпрёдметные связи — важный резерв повышения эффективности обучения школьников. // Химия в школе. 1978. № 3. С. 42−46.
  192. К.А. Межпредметные связи курсов химии и природоведения. //Химия в школе. № 1. С. 38−40.
  193. Ю.В., Тамарин В. Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. М.: Знание, 1989. 80 с.
  194. Н.Н. Как мы использовали проблемный подход при изучении алюминия в ПТУ.//Химия в школе. 1977. № 1. С. 35−39.
  195. Совершенствование обучения химии в 7−8 классах средней школы: Книга для учителя. / Под ред. Р. Г. Ивановой. М.: Просвещение, 1985. 192 с.
  196. Ю.И. История химии: Развитие химии с древнейших времен до конца ХЗХ века. М.: Просвещение, 1976. 367 с.
  197. Д.М., Степанов Е. Ю., Федотенко И. Л. Использование межпредметных связей при формировании у учащихся некоторых понятий химической технологии. // Химия в школе. 1979. № 3. С. 64−65.
  198. Р.П. Проблемный подход в процессе обучения химии. // Методика обучения химии в средней и высшей школе. М., 1979. С. 51−57.
  199. Ю.В., Балезина С. С. Проблемный эксперимент при изучении свойств ионов. //Химия в школе. 1985. № 6. С. 54−55.
  200. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975. 343 с.
  201. Н.П. О связи преподавания химии с физикой. // Химия в школе. 1957. № 3. С. 22−25.1/214. Титова И. М. Методические основы развивающего обучения химии. Дисс. д.п.н. СПб., 1994. 485 с.
  202. И.М., Титов С. В. Дидактико-методические условия гуманизации образования. // Актуальные проблемы химического и химико-педагогического образования на довузовском, вузовском и послевузовском этапах. С.-Петербург: Образование, 1995. С. 3−4.
  203. Проблема гуманизации предметного обучения химии и основные подходы к ее решению. // Совершенствование методов обучения химии в средней и высшей школе. С.-Петербург: Образование, 1995. С. 9−10.
  204. И.М. Концепция гуманизации развивающего обучения. // Химия в школе. 1996. № 3. С. 14−22.
  205. И.М. Теоретическая модель и методическая система гуманизации обучения химии. // Актуальные проблемы непрерывного химико-педагогического и химического образования в средней и высшей школе. С.-Петербург, 1996. С. 6−7.
  206. А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у школьников. // Советская педагогика. 1980. № 12. С. 45−48.
  207. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986.174 с.
  208. А.В. Психолого-дидактические основы формирования у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. 174 с.
  209. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. М., 1939.
  210. Философский энциклопедический словарь. /Под ред. Л. Ф. Ильичева. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 366.
  211. Философия и естествознание (к 70-ти летию академика Б.М. Кедрова). М.: Наука, 1974. 277 с.
  212. П.Т. Системный подход в воспитании и обучении школьников. Воронеж: Изд-во Воронежского Ун-та, 1979. 191 с.
  213. К.Н. Некоторые приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии. // Химия в школе. 1963. № 6. С. 42−46.
  214. Р.А. Проблемные ситуации на уроках химии. // Химия в школе. 1979. № 1. С. 38−39.
  215. А.Е. Проблемный подход к изучению теории электролитической диссоциации. // Химия в школе. 1977. № 3. С. 51−59.
  216. Л. А. Роль Л.М. Сморгонского в развитии советской методики преподавания химии. // Химия в школе. 1962. № 5. С. 44−52.
  217. Л.А. Преподавание органической химии в средней школе. М.: Просвещение, 1984. 256 с.
  218. Г. М. Основы методики обучения химии. М.: Просвещение, 1987. 240 с.
  219. И.Н. Связь мысленного и реального эксперимента. // Химия в школе. 1987. № 6. С. 54−56.
  220. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Изд-кая корпорация «Логос», 1996. 320 с.
  221. С. Г. Роль М.В. Ломоносова в создании методики преподавания химии.//Химия в школе. 1952. № 3. С. 3−11.
  222. С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981. 207 с.
  223. B.C. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984. 229 с.
  224. В.Я. Межпредметный связи при решении расчетных задач. // Химия в школе. 1982. № 1. С. 41−43.
  225. Д.А. Изучение строения веществ в курсе химии с опорой на курс физики. // Химия в школе. 1979. № 5. С. 28−30.
  226. Юрков Г .К К вопросу о связи между курсами химии и физики в среднейшколе. 1952. № 3. С. 48−52. V243. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. 144 с.
  227. И.С. Знания и мышление школьника. М.: Знание, 1985. 76 с.
  228. Bruner J.S. Process of aducation reconsidered. // Phi Delta Kappan. 1971. Vol. 53. № 1. P. 18−21.
  229. Dewey J. Progressive education and the science of education. Wasch., 1928.
  230. Egan K. Undestanding the USSR. // The Education Digest. 1989. Voi. 54. № 7. P. 40−42.
  231. Ellington HJ., Addinal E., Percival F. Games and simulations in sciens education. L.: N.Y., 1981. 123 p.
  232. Megarry J. CIRCUITRON: An electric circuit game. // Aspects of simulation and gaming. / Ed. by J. Megarry. L.: Kogan Page, 1977. P. 47−53. -
  233. Paul R.W. Critical thinking and the critical person. // Thinking: Report on research. Hillsdale, 1987. P. 12. j
  234. Taba H. Curriculum development: Theory and practice. N.Y., 1962. 91 p.
Заполнить форму текущей работой