Проблемное обучение химии в средней школе на основе межпредметной интеграции
Диссертация
Исходными теоретическими основами исследования послужили: 1) современные теории РО и ПО (В.В, Давыдов, JI.B. Занков, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, и др.). 2) психологическая теория дёятельности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.). 3) теория поэтапного формирования умственных действий (Г.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.). 4) теории проектирования педагогических систем и систем предметного… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы развития и реализации идеи проблемности в науке и практике обучения химии
- 1. 1. Основные тенденции развития химического
- Щ образования и место в них проблемного обучения
- 1. 2. Становление и уровень реализации идей проблемного обучения в науке и практике обучения химии
- 1. 3. Методологические основы и подходы к проектированию и реализации инновационных ш систем проблемного обучения
- 1. 4. Теоретико-методические основы реализации проблемного обучения в современном преподаваф нии химии в средней школе
- Выводы к первой главе
- Глава 2. Система проблемного обучения химии на основе межпредметной интеграции (технология проектирования и методика реализации)
- 2. 1. Инновационные модели проблемного обучения как ориентировочные основы проектирования технологий предметного обучения
- 2. 2. Теоретическая модель методической системы ^ проблемного обучения химии на основе межпредметной интеграции и принципы ее проектирования
- 2. 3. Методическая система проблемного обучения химии на основе межпредметной интеграции и условия ее реализации
- 2. 4. Особенности методики проблемного обучения химии на основе межпредметной интеграции
- Выводы ко второй главе
- Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности разработанной методической системы проблемного обучения химии на основе межпредметной интеграции в практике современной школы
- 3. 1. Организация экспериментального исследования, его основные этапы и направления
- Методы обработки результатов
- 3. 2. Содержание проведенного экспериментального исследования и его результаты. Особенности экспериментальных методик
- 3. 3. Влияние разработанной методической системы проблемного обучения химии на развитие личности школьников
- Выводы к третьей главе
Список литературы
- Абрамова И.В., Маркова В. А., Зайцев О. С. Из опыта использования приемов проблемного обучения. // Химия в школе. 1985. № 5. С. 32−33. fl. Авдюнин Н. И. Как развивать мышление учащихся на уроках химии. // Химия в школе. 1958. № 1. С. 12−23. ,
- Агеев В.Г. Наш опыт развития мышления учащихся в процессе урока. // Химия в школе. 1971. № 1. С. 28−31.
- Аквинский Ф. Теория познания. // Боргаш Ю. Фома Аквинский. М.: Мысль, 1966. С. 91−119.
- Алексашина И.Ю., Орощенко Н. И. роль гуманитарных аспектов химической науки в интенсивном обучении химии. // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. С.-Петербург, 1991. С.17−24.
- V7. Алексашина И. Ю. Гуманистические ориентиры в содержании естественнонаучного образования. // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. СПб., 1996. С. 4−13.
- Алексашина И.Ю. Тенденция гуманизации и гуманитаризации в научном и учебном познании в области естествознания. // Гуманитаризация естественнонаучного образования: проблемы и перспективы. СПб, 1996. С. 7−11.
- Алексеев С.В. Экологическое образование: Итоги и перспективы. // Экологические проблемы северо-западного региона и экологическое образование. СПб., 1994. С. 35−39.
- Алексеев С.В. Концептуальные принципы региональной системы непрерывного экологического образования. // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. СПб., 1996. С. 60−70.
- Ангеловски К. Учителя и инновации. / Пер. с макед. М.: Просвещение, 1991. С. 35.
- Андросова В.Г. Учить обобщать. // Химия в школе. 1963. № 6. С. 26−29.
- Андриенко A.JI. Построение методической системы понятий об окислительно-восстановительных реакциях и исследование ее эффективности. Дисс.. к.п.н. Л., 1977. 171 с.
- Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. Санкт-Петербург: АОЗТ «Интерес», Изд-во «Дорваль», Изд-во «Эксклюзив», 1995. 135 с.
- Асмолов А.Г. Ценность и цена знания с точки зрения психолога. // Коммунист. 1990. № 16. С. 66−68.
- Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978. № 2. 48 с. (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология»)
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
- Бачурина М.Д. Статистическая обработка данных: Учебное пособие. Таллин: Изд-во Центра информационных и социальных технологий «Ре-галис», 1997. 85 с.
- Беккер A.M. Об экологическом образовании. // Химия в школе. 1990. № 4. С. 24−25.
- Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М.: Высшая школа, 1991. 208 с.
- Берулава М.Н. Интеграция естественнонаучных и профессионально-технических дисциплин. // Советская педагогика, 1987. № 8. 37 с.
- Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы развития и перспективы. Бийск: НПЦ БиГПИ, 1995. 31 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Блонский П.П. Память и мышление. М., Л.: Наука, 1935. 214 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1979.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. /Под ред. Д. И. Фельдпггейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 212 с.
- Болотинская Б.П., Кузнецова Н. Е. Роль и место дидактических игр в обучении химии. // Химия в школе. 1983. № 2. С. 35−36.
- Бородихина A.M. Групповая работа при проверке знаний учащихся в малокомплектной сельской школе. // Химия в школе. 1983. № 5. С. 29−32.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). М.: Мысль, 1979. 230 с.
- Буровцева Т.Т. Использование пар сменного состава при изучении химии в средней школе. Л.: ЛГИУУ, 1990. 35 с.
- Буцкус П.Ф. Химия и охрана окружающей среды. // Химия в школе. 1985. № 6. С. 5−6.vii. Введение в философию. / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1989. В 2 ч.
- Верещагин П.В., Смирнов А. Д. Методическое наследие В.П. Верховско-го. //Химияв школе. 1963. № 6. С. 9−13.
- К34. Вилькеев Д. Применение гипотезы в познавательной деятельности школьников при проблемном обучении. Казань, 1974. 67 с.
- Вислогузова М.А., Шапошникова Т. Д. Самоопределение личности как ключевое понятие при построении прогностической модели выпускников общеобразовательной школы. //Нов. исслед. в пед. науках, 1990. № 1 (55).
- Волкова А.Т. Проблемный подход к изучению курса органической химии в средней школе. Дисс. к.п.н. JI., 1982. 201 с.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.-Л.: Учпедгиз, 1935. 121 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. 519 с.
- Выготский JI.С. Мышление и речь. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. С. 153−175.
- Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 16−24.
- Выготский Л.С. О природе эгоцентрической речи. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. С. 176−182.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 478 с. Вяткин Л. Г. Методика проблемного обучения. Саратов: Изд-во Саратовского Ун-та, 1971. 36 с.
- Габай Т.В. Педагогическая психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. 160 с.
- Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. / Под ред.
- Ю.Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. С. 78−86.
- Гаркунов В.П. Проблемность в обучении химии. // Химия в школе. 1971. № 4. С. 25−30.
- Гаркунов В.П. Совершенствование методов обучения химии в средней школе. Л., 1974. 136 с.
- Гаркунов В.П., Паравян Н. А. Использование эксперимента при проблемном обучении. // Химия в школе. 1974. № 6. С. 20−23.
- Гаркунов В.П., Николаева Е. Б. Межпредметные связи при проблемном изучении химии. // Химия в школе. 1982. № 3. С. 28−30.
- Гаркунов В.П., Гусева Ф. Т. Комплексный подход к обучению и воспитанию учащихся средних профтехучилищ при изучении кислородсодержащих соединений в курсе органической химии. Ульяновск, 1984. 94 с.
- Гаханов Ф.Н. К вопросу о применении эвристического метода в преподавании химии.//Химия в школе. 1958. № 6. С. 39−40.
- Геращенко И.Г. Из опыта проблемного построения занятий по химии. // Химия в школе. 1988. № 5 С. 44−45.
- Голобородько М.Я., Соколова Ф. П. О связи обучения химии с физикой. // Химия в школе. 1977. № 1. С. 26−31.
- Головачева Л. А. Развитие познавательного интереса школьников при выполнении ученического эксперимента по химии. // Методика обучения химии в средней школе. М., 1979. С. 38−42.
- Гольдин И.И. проблемное обучение в профессионально-технических училищах. М.: Высшая школа, 1979. 101 с.
- Груздева Н.В. Интеграция как методологический и дидактический принцип (на примере школьного естественнонаучного образования). // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. СПб., 1996. С. 70−80.
- Гузик Н.П. Опыт организации коллективной деятельности учащихся в процессе обучения. // Химия в школе. 1981. № 4. С. 21−23.
- Гуманитарные основы гимназического образования в школах Петербурга. / Под ред. О. Е. Лебедева. СПб.: ЦПИ, 1995. 228 с.
- Vfeo. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. // Педагогика. 1995. № 1. С. 29−39.
- Данилов М.А. Ленинская теория познания в процессе обучения. // Советская педагогика. № 1. 41 с.
- Джуринский А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. М.: Знание, 1989. 80 с. (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология»)
- Донская Т.К. Принципы развивающего обучения русскому языку. Л.: ЛГГ1И, 1988. 34 с.
- Душина И.В., Понурова Г. А. Методика преподавания географии. М., 1996.192 с.
- Дьякович С.В., Князева Р. Н. Комплексные экскурсии на основе взаимосвязи химии с другими предметами. // Химия в школе. 1982. № 2. С j 71−72.
- Енякова Т.М. Из опыта составления и применения проблемных задач по органической химии. // Химия в школе. 1978. № 1. С. 49−52.
- Ерыгин Д.П. Некоторые вопросы взаимосвязи школьных курсов химии и биологии.//Химия в школе. 1977. № 1. С. 26−31.
- Ерыгин Д.П., Дьякова М. Б. Возможные пути реализации межпредметных связей в IX классе. // Химия в школе. 1985. № 4. С. 42−43.
- Ерыгин Д.П., Грабовый А. К. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием. М.: Высшая школа, 1989. 176.
- Забара В.Ф. Межпредметные связи в преподавании химии. // Химия в школе. 1969. № 3. С. 38−43.
- Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. Санкт-Петербург: Образование, 1995. 234 с.
- Зайцев О.С. Использование химической термодинамики при проблемном обучении. // Химия в школе. 1975. № 6. С. 21−28.
- Зайцев О.С. Дидактическое содержание понятия «гуманизация обучения». // Гуманитаризация естественнонаучного образования: проблемы и перспективы. СПб., 1996. С. 12−13.
- Закгейм А.Ю. Гуманизация и гуманитаризация химии — что это такое? // Химия в школе. 1991. № 2. С. 3−6.
- Занков JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. 424 с.
- Занков JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. 424 с.
- Занков JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996. 432 с.
- Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1980. 112 с.
- Зверева Н.М. Как активизировать обучение в ВУЗе? Горький, 1989. 70 с.
- Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977. 64 с. (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология»)
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. 480 с. -
- Золотова Н.М. Дидактические условия решения межпредметных задач в теоретическом обучении учащихся профтехучилищ. Автореф. дисс.. к.п.н. Л., 1991.20 с.
- Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении химии. М.: Просвещение, 1978.190 с.
- Зуева М.В., Зазнобина JI.C., Штулифкер В. А. Методика преподавания химии в средних специальных заведениях. М.: Высшая школа, 1981. 191 с.
- Иванов П.П. Из опыта связи преподавания химии с обществоведением. // Химия в школе. 1963, № 6. С. 30−33. .
- Иванова Р.Г. Изучение химии в 9 классе. М.: Просвещение, 1979.160 с.
- Ильченко В.Р. Преподаем химию во взаимосвязи с физикой. // Химия в школе. 1979. № 5. С. 30−32.
- М39. Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1985. 80 с. (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология»)
- Иодко А.Г. Из опыта обучения учащихся исследовательским приемам работы. //Химия в школе. 1978. № 1. С. 36−44.
- Иоффе Р.Б. Проблемно-исследовательский подход к изучению химических производств. //Химия в школе. 1972. № 6. С. 42−46.
- Иоффе Р.Б. Из опыта проблемного изучения органической химий, // Химия в школе. 1975. № 1. С. 52−56.
- История философии в кратком изложении. / Пер. с чеш. И. И. Богута. М.:1. Мысль, 1991. 590 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. 95 с. (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология»)
- Казакова Е.И., Тряпицина А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). СПб.: «Петербург — XXI век», совместно с ЗАО «Пресс-Аташе», 1997. 160 с.
- V 96. Калмыкова З. И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979. 61 с. (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология»)
- Каменецкая Н.М. Проблемные ситуации — один из эффективных путей развития познавательных способностей учащихся в процессе обучения химии. // Химия в школе: Сборник научных трудов. Вып.1. J1, 1976. С. 83−89.
- Кару Г.-Р.И. Методические основы развивающего обучения физике в средней школе. Автореф. дисс. д.п.н. Л.: ЛГПИ, 1988. 34 с.
- Кимаск Г. А. Дифференцированное обучение химии как средство развития познавательной деятельности учащихся. Дисс.. к.п.н. Л., 1977. 288 с.
- Кириллова В.Н., Чернобельская Г. М. Элементы проблемного подхода в курсе химии 7−8 класса. // Методика обучения химии в средней и высшей школе. М., 1979. С. 48−51.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. 222 с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
- Колосова К.Г. О связи преподавания химии и биологии в школе. // Химия в школе. 1954. № 1. С. 40−44.
- Колосова К.Г., Мостославский М. С. Техническое творчество как средство воспитания учащихся. // Химия в школе. № 2. С. 46−50.
- Комова Т.П. О связи преподавания химии с биологией. // Химия в школе. 1957. № 3. С. 61−67.
- Константинов Н.А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. Изд. 4. М.: Просвещение, 1974. С. 75−76.
- Конюхов М.Н. О двух вариантах проблемной ситуации. // Химия в школе. 1981. № 4. С. 61.
- Косолапов В.В., Гончаренко А.Н. XXI век в зеркале футурологии. М.: Мысль, 1987. 151 с.
- Кузнецов В.И., Печенкин А. А. Формирование мировоззрения учащихся при изучении химии. М.: Просвещение, 1978. 152 с.
- Кузнецов В.И. Менделеевские принципы формирования мировоззрения учащихся. //Химияв школе. 1984. № 1. С. 15−17.
- Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденции развития. М.: Высшая школа, 1989.288 с.
- Кузнецов В.И., Рахимбекова X. Абсолютизация истины или интерес к не до конца решенной проблеме. // Химия в школе. 1991. № 5. С. 17−21.
- Кузнецов В.И., Рахимбекова X. Дискуссия в развитии науки и диалоговая форма обучения. // Химия в школе. 1991. № 6. С. 23−27.
- Кузнецова Н.Е., Андриенко А. Л. Алгоритмические предписания уравнений окислительно-восстановительных реакций как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся. // Химия в школе. Сборник научных трудов. Вып. 1. Л., 1976. С. 73−82.
- Кузнецова Н.Е. Значение химической символики в развитии познавательной деятельности учащихся. // Химия в школе. Сборник научных трудов. Вып. 1. Л., 1976. С. 90−99.
- Кузнецова Н.Е., Кнмаск Г. А. Дифференцированный подход к обучению химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся. // Химия в школе. Сборник научных трудов. Вып. 1. Л., 1976. С. 123 132.
- Кузнецова Н.Е. Пути совершенствования познавательной деятельности учащихся при изучении химии. // Развитие познавательных интересов и способностей в процессе обучения химии. Челябинск, 1979. С. 3−14.
- Кузнецова Н.Е. Теоретические основы формирования систем понятий в обучении химии. Дисс.. д.п.н. Л., 1986. 519 с.
- Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии. М.: Просвещение, 1989. 144 с.
- Кузнецова Н.Е. Показатели и критерии интенсификации развивающего обучения химии. // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. Л., 1990. С. 3−9.
- Кузнецова Н.Е. Интенсификация и оптимизация обучения химии как факторы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в средней школе и СПТУ. // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. СПб., 1991. С. 3−10.
- Кузнецова Н.Е. Педагогические технологии в предметном обучении: Лекции. Санкт-Петербург: Образование, 1995. 50 с.
- Кузнецова Н.Е. Концептуальный подход к организации развивающего обучения химии. // Совершенствование методов обучения химии в средней и высшей школе. С.-Петербург: Образование, 1995. С. 8−9.
- Кузнецова Н.А. Использование проблемного подхода при изучении кремния и его соединений. // Химия в школе. 1979. № 1. С. 31−33.
- Кузнецова Н.А. Проблемный подход к изучению неорганической химии. Дисс. к.п.н. Л., 1980. 198 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во Лен. Ун-та, 1967. 183 с.
- VL32. Кулюткин Ю. Н. Образование в изменяющемся мире. // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. СПб., 1996. С. 13−16.
- Курамшин И.Я., Павлович Л. И., Морозова Г. Н. Проблемные ситуации на уроках при изучении металлов в средних ПТУ. // Химия в школе. 1982. № 5. С. 49−52.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: «Валгус», 1980. 334 с.
- Ланина И.Я. Методика развития познавательного интереса учащихся при обучении физике. Л.: ЛГПИ, 1984. 86 с.
- Лапина Р.Г. О проблемном подходе в обучении химии. // Химия в школе. 1970. № 3. С. 22−26.
- Лапина Р.Г., Ильина С. Д. Дидактические игры — эффективное средство обучения химии в малокомплектной сельской школе. // Химия в школе. 1983. № 5. С. 32−33.
- Леонтьев АН. Развитие памяти. М., 1931. 280 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1972. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М., Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. С. 4−15.
- Y141. Леонтьев АН. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. 573 с. 142. Леонтьев АН. Мышление. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю. Б. Гипперейнтер, В. В. Петухова. М.: Издво Моск. Ун-та, 1981. С. 60−70.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с.
- V144- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.186 с.- v45. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.186 с.
- VI 46. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе изучения истории.
- М.: Просвещение, 1982. 191 с.
- Лики морали: Введение в этику. / Под ред. В. Л. Обухова. С.-Петербург.: ТОО «Ривьера», 1996.190 с.
- Vl48. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1984. 143 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение, 1987.160 с.
- Максимова В.Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. М.: Просвещение, 1987. 192 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в обучении и воспитании учащихся. //Биология в школе. 1989. № 1. С. 36−40.
- Макареня А.А., Обухов В. Л. Методология химии. М.: Просвещение, 1985. 158 с.
- Мальковская Т.Н. Учитель — ученик. М.: Знание, 1977. 64 с.
- Малолеткова Е.И. Применение исследовательского метода на внеклассных занятиях. // Химия в школе. 1978. № 4. С. 62−66.
- Y155. Малафеев Р. И. Проблемное обучение физики в средней школе. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- И56. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208 с.
- VI57. Матюшкин A.M. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. 160 с.
- V158. Махмутов М. И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. 368 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М: Просвещение, 1977. 240 с. ^
- Мациевский А.Э. Ознакомление учащихся с элементами химической энергетики на основе взаимосвязи химии с физикой. // Химия в школе. 1978. № 6. С. 43−46.
- Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. / Под ред. В. Н. Федоровой. М.: Просвещение, 1980. 208 с.
- Менчинская Н.А. Проблема учения и умственного развития школьников. М.: Педагогика, 1989. 244 с.
- Методика преподавания химии. / Под. ред. Н. Е. Кузнецовой. М.: Просвещение, 1984. 415 с.
- Минченков Е.Е. Экономическое образование учащихся при реализации межпредметных связей химии и географии. // Химия в школе. 1982. № 1. С. 26−30.
- Минченков Е.Е., Старченко А. К. Межпредметные связи в процессе формирования понятия о химической реакции. // Химия в школе. 1987. № 2. С. 28−31.
- V166. Мочалова Н. М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1979. 158 с.
- Мошеев Д.М., Отрощенко О. С., Мухамеджанов С. З., Паканаев Я. И. Из опыта формирования экономических знаний на уроках в IX классе. // Химия в школе. 1979. № 4. С. 38−41.
- Назаренко В.М. Активные методы формирования природоохранных знаний. // Химия в школе. 1986. № 1. С. 38−41.
- Назаренко В.М. Исследовательская деятельность учащихся в процессе экологического образования. // Химия в школе. 1990. № 4. С. 56−62.
- Научное и педагогическое наследие Д. И. Менделеева. // Химия в школе. 1984. № 1. С. 3−8.
- Николаева Е.Б. Совершенствование изучения химии 7−8 классов на основе проблемного подхода. Дисс. к.п.н. JL, 1980. 222 с.
- Vl72. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. 208 с.
- Отрощенко О.С., Мошеев Д. М., Мухамеджанов С. З., Паканаев Я. И. Из опыта формирования экономических знаний у учащихся VII-VIII классов. // Химия в школе. 1979. № 3. С. 11−14.
- Пак М. Методика преподавания химии в ПТУ (интегративный подход в обучении). Л., 1990. 113 с.
- Пак М. С. Современная методология химического образования в средней школе. // Актуальные проблемы непрерывного химико-педагогического и химического образования в средней и высшей школе. СПб.: Образование, 1996. С. 5−6.
- Пак М. Дидактический эксперимент. СПб., 1997. 23 с.
- Пасечник Б.Н. Развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся при изучении химии. // Химия в школе. 1983. № 2. С. 55−56.
- Педагогическая энциклопедия. Т. I-IV. М.: Советская энциклопедия, 1965−1968. Т.1. С. 114.
- Педагогика. /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.
- Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы: Книга для учителей. СПб., 1993.135 с.
- Пенев А. Исследовательский подход в обучении химии. // Химия в школе. 1976. № 2. С. 79−82.
- Познавательные процессы и способности. / В. Д. Шадриков, Н.П. Аниси-мова, Е. Н. Корнеева и др.- Под ред. В. Д. Шадрйкова. М.: Просвещение, 1990. 142 с.
- Полосин B.C., Лазыкина Л. Г. О взаимно обратных качественных задачах по химии. // Химия в школе. 1972. № 2. С. 27−31.
- Полосин B.C. О двух уровнях обобщенности знаний учащихся по химии. // Химия в школе. 1976. № 5. С. 17−22.
- Полосин В.С. Роль химического эксперимента в развитии познавательных интересов учащихся к химии. // Химия в школе. 1982. № 5. С. 53−56.
- Пономарева И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсебиологии. JI., 1979. 88 с.
- Пономарева И.Н. Система развития экологических понятий в курсе биологии средней школы. Автореф. дисс.. д.п.н. Л., 1981. 40 с.
- Понурова Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 192 с.
- Проблемы истории и методологии научного познания. М.: Наука, 1974. 309с.
- Психология и педагогика: Учебное пособие. М.: Изд-во «Центр», 1996. 336 с.
- Раннимова Т.Н. Развитие мышления учащихся при изучении зависимо' сти свойств веществ от строения. // Химия в школе. Сборник научныхработ. Вып. 1. Л., 1976. С. 42−54.
- Ранникмяэ М.И., Тыльдсепп А. А., Сушко В. И. Элементы дидактических игр на уроках химии. // Химия в школе. 1982. № 1. С. 49−53.
- Родный Н.И. Д.И. Менделеев о проблемах образования и организации науки.//Химия в школе. 1984. № 1. С. 3−8.
- Ростовцева В.И. Методические указания по изучению уровня знаний учащихся по химии. Л.: АПН СССР, 1967. 30 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М.: Учпедгиз, 1935. 496 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АПН СССР, 1958. 147 с.
- Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрей-тер, В .В. Петухова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. С. 71−77.
- Рутковский О.О., Рутковская Л. И. Вопросы для межпредметной викторины. // Химия в школе. 1967. № 2. С. 79−81.
- Рыбкина И.Н. Развитие воспроизводящей и творческой деятельности учащихся в процессе их самостоятельной работы с учебником химии. Дисс. к.п.н. Л., 1983. 241 с.
- Савич Т.З. О некоторых приемах активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках химии. // Химия в школе. 1958. № 1. С. 23−28.
- Сарманова К.А. Межпрёдметные связи — важный резерв повышения эффективности обучения школьников. // Химия в школе. 1978. № 3. С. 42−46.
- Сарманова К.А. Межпредметные связи курсов химии и природоведения. //Химия в школе. № 1. С. 38−40.
- Сенько Ю.В., Тамарин В. Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. М.: Знание, 1989. 80 с.
- Синика Н.Н. Как мы использовали проблемный подход при изучении алюминия в ПТУ.//Химия в школе. 1977. № 1. С. 35−39.
- Совершенствование обучения химии в 7−8 классах средней школы: Книга для учителя. / Под ред. Р. Г. Ивановой. М.: Просвещение, 1985. 192 с.
- Соловьев Ю.И. История химии: Развитие химии с древнейших времен до конца ХЗХ века. М.: Просвещение, 1976. 367 с.
- Соломон Д.М., Степанов Е. Ю., Федотенко И. Л. Использование межпредметных связей при формировании у учащихся некоторых понятий химической технологии. // Химия в школе. 1979. № 3. С. 64−65.
- Суровцева Р.П. Проблемный подход в процессе обучения химии. // Методика обучения химии в средней и высшей школе. М., 1979. С. 51−57.
- Сурин Ю.В., Балезина С. С. Проблемный эксперимент при изучении свойств ионов. //Химия в школе. 1985. № 6. С. 54−55.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975. 343 с.
- Твердовский Н.П. О связи преподавания химии с физикой. // Химия в школе. 1957. № 3. С. 22−25.1/214. Титова И. М. Методические основы развивающего обучения химии. Дисс. д.п.н. СПб., 1994. 485 с.
- Титова И.М., Титов С. В. Дидактико-методические условия гуманизации образования. // Актуальные проблемы химического и химико-педагогического образования на довузовском, вузовском и послевузовском этапах. С.-Петербург: Образование, 1995. С. 3−4.
- Проблема гуманизации предметного обучения химии и основные подходы к ее решению. // Совершенствование методов обучения химии в средней и высшей школе. С.-Петербург: Образование, 1995. С. 9−10.
- Титова И.М. Концепция гуманизации развивающего обучения. // Химия в школе. 1996. № 3. С. 14−22.
- Титова И.М. Теоретическая модель и методическая система гуманизации обучения химии. // Актуальные проблемы непрерывного химико-педагогического и химического образования в средней и высшей школе. С.-Петербург, 1996. С. 6−7.
- Усова А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у школьников. // Советская педагогика. 1980. № 12. С. 45−48.
- Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986.174 с.
- Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. 174 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. М., 1939.
- Философский энциклопедический словарь. /Под ред. Л. Ф. Ильичева. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 366.
- Философия и естествознание (к 70-ти летию академика Б.М. Кедрова). М.: Наука, 1974. 277 с.
- Фролов П.Т. Системный подход в воспитании и обучении школьников. Воронеж: Изд-во Воронежского Ун-та, 1979. 191 с.
- Фурсова К.Н. Некоторые приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии. // Химия в школе. 1963. № 6. С. 42−46.
- Хазигалиев Р.А. Проблемные ситуации на уроках химии. // Химия в школе. 1979. № 1. С. 38−39.
- Хрупало А.Е. Проблемный подход к изучению теории электролитической диссоциации. // Химия в школе. 1977. № 3. С. 51−59.
- Цветков Л. А. Роль Л.М. Сморгонского в развитии советской методики преподавания химии. // Химия в школе. 1962. № 5. С. 44−52.
- Цветков Л.А. Преподавание органической химии в средней школе. М.: Просвещение, 1984. 256 с.
- Чернобельская Г. М. Основы методики обучения химии. М.: Просвещение, 1987. 240 с.
- Чертков И.Н. Связь мысленного и реального эксперимента. // Химия в школе. 1987. № 6. С. 54−56.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Изд-кая корпорация «Логос», 1996. 320 с.
- Шаповаленко С. Г. Роль М.В. Ломоносова в создании методики преподавания химии.//Химия в школе. 1952. № 3. С. 3−11.
- Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981. 207 с.
- Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984. 229 с.
- Шевцов В.Я. Межпредметный связи при решении расчетных задач. // Химия в школе. 1982. № 1. С. 41−43.
- Эппггейн Д.А. Изучение строения веществ в курсе химии с опорой на курс физики. // Химия в школе. 1979. № 5. С. 28−30.
- Юрков Г .К К вопросу о связи между курсами химии и физики в среднейшколе. 1952. № 3. С. 48−52. V243. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. 144 с.
- Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. М.: Знание, 1985. 76 с.
- Bruner J.S. Process of aducation reconsidered. // Phi Delta Kappan. 1971. Vol. 53. № 1. P. 18−21.
- Dewey J. Progressive education and the science of education. Wasch., 1928.
- Egan K. Undestanding the USSR. // The Education Digest. 1989. Voi. 54. № 7. P. 40−42.
- Ellington HJ., Addinal E., Percival F. Games and simulations in sciens education. L.: N.Y., 1981. 123 p.
- Megarry J. CIRCUITRON: An electric circuit game. // Aspects of simulation and gaming. / Ed. by J. Megarry. L.: Kogan Page, 1977. P. 47−53. -
- Paul R.W. Critical thinking and the critical person. // Thinking: Report on research. Hillsdale, 1987. P. 12. j
- Taba H. Curriculum development: Theory and practice. N.Y., 1962. 91 p.