Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Нравственное воспитание младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В истории исследования данного вопроса говорится о том, что это проблема. Педагогика уделяет ей значительное внимание. Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённого отношения к окружающему, определённой позиции — сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств. Чувство — особая форма отношений человека к явлениям действительности… Читать ещё >

Введение. Нравственное воспитание младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По данным социологических исследований в последние годы значительно падает нравственный потенциал личности. Это уже заметно в общении младших школьников. Поэтому перед школой стоит задача выйти на проблему исследования уровня нравственного воспитания младших школьников.

Нравственное воспитание учащихся — одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.

В истории исследования данного вопроса говорится о том, что это проблема. Педагогика уделяет ей значительное внимание. Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённого отношения к окружающему, определённой позиции — сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств. Чувство — особая форма отношений человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. А. Г. Ковалёва в «Психологии личности» писал: «чувства человека представляет собой самые глубокие интимные образования личности, характеризующие её отношения к различным сторонам действительности, её жизненную позицию». (3, С.3). Будучи эмоциональным отношением человеком к многообразным явлением и сторонам действительности, чувство выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его внутренний мир. «Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя», — говорил К. Д. Ушинский. (3, С.3). Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. «Под нравственными чувствами надо понимать такие эмоциональные отношения к поведению других людей и своему собственному, которые отражают общественную мораль, сложившиеся нравственные традиции, реальные отношения людей друг к другу…» — писал А. Г. Ковалёв. (3, С.3).

Дети очень рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и очень чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. Это отмечено в трудах К. Д. Ушинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, в работах Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Януш Корчак писал: «Светлый ребячий демократизм не знает иерархии. Прежде времени печалит ребёнка пот батрака и голодный ровесник, злая доля Савраски и зарезанной курицы. Близки ему собака и птица, ровня — бабочка и цветок, в камушке и ракушке он видит брата.» (3, С.4). В словах «светлый ребячий демократизм не знает иерархии» можно усмотреть одно из тончайших проявлений детской души — стремление к равенству, справедливости, добру. Особенно большое внимание вопросу воспитания уделял В. А. Сухомлинский — «…Детский мир — это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве…». (3, С.4). Сухомлинский считал, что это очень важно именно с малых лет воспитывать чувства ребёнка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Большая роль в нравственном воспитании школьников принадлежащих внеклассной работе.

Объект: Подготовка и проведение внеклассных занятий.

Предмет: Нравственное воспитание младших школьников.

Гипотеза: В процессе подготовки и проведения внеклассных занятий происходит активное нравственное воспитание младших школьников.

Задачи:

  • 1. Обосновать актуальность темы моей курсовой работы.
  • 2. Раскрыть содержание и задачи нравственного воспитания школьников.
  • 3. Показать пути и средства нравственного воспитания, которые имеют свою специфику при организации внеклассной работы по нравственному просвещению младших школьников.
  • 4. Доказать, что во время подготовки и проведения внеклассных занятий происходит нравственное воспитание младших школьников.
  • 5. Смоделировать программу нравственного воспитания младших школьников.
  • 6. Раскрыть содержание программы по нравственному воспитанию.
  • 7. Дать рекомендации по организации нравственного воспитания младших школьников.

Проанализировав ряд источников, я пришла к выводу, что данная тема имеет много освещённых сторон разными авторами, но также имеются некоторые недоработанные вопросы. Отсюда следует, что тема курсовой работы «Нравственное воспитание школьников в процессе подготовки и проведения внеклассных занятий» в настоящее время особенно актуальна.

Я думаю, что проведение исследования помогут в практической деятельности, как студентам на практике, так и молодым учителям, классным руководителям, педагогам — организаторам в работе с детьми.

Тема моей курсовой работы: «Нравственное воспитание школьников в процессе подготовки и проведения внеклассных занятий». Раскрывая её, целесообразно дать такие понятия как: нравственное воспитание, мораль, нравственность, самовоспитание, воспитание, этика, нравственные чувства, нравственная привычка.

Нравственное воспитание — это целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования ценных качеств личности соответствующих требованиям морали.

В содержание нравственного воспитания входят такие понятия как:

Мораль — это форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность принципов, норм и правил, регулирующих поведение человека в обществе.

Нравственность — это совокупность нравственных привычек, навыков, связанных с соблюдением норм и правил.

Самовоспитание — это целенаправленное влияние человека на самого себя с целью улучшения качеств личности.

Воспитание — это целенаправленный управляемый процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, с целью формирования личности нужной и полезной обществу.

Этика — это наука о морали и поведении.

Нравственные чувства — это эмоциональное отношение к обществу, к людям, к самому себе.

Нравственная привычка — это способность и умение произвести не только без особого на то контроля, но и в силу выработанной потребности в данном действии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой