Анализ учебных программ по литературному чтению для начальных школ в контексте проблематики нравственного воспитания
Средствами реализации поставленных задач авторы называют определение тематики чтения, отбор и расположение текстов в учебных книгах. Среди основных принципов отбора и расположения материала Р.Н. и Е. В. Бунеевы называют монографический, позволяющий детям всесторонне ознакомиться с творчеством писателей и поэтов, изучая их произведения. Авторы программы связывали чтение с жизнью, стремились… Читать ещё >
Анализ учебных программ по литературному чтению для начальных школ в контексте проблематики нравственного воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время разработано много новых программ литературного образования младших школьников, направленных на развитие личности ребенка, формирование коммуникативных умений, позволяющих организовать творческую деятельность в детском коллективе.
Наиболее интересными в плане возможностей нравственного развития школьников, на наш взгляд, выступают следующие:
- — программа «Чтение и литература» О. В. Джежелей;
- — курс «Литература как предмет эстетического цикла» Г. Н. Кудиной и З. Н. Новлянской;
- — программа по чтению для 1−4 классов общеобразовательной школы Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой.
Программа «Чтение и литература» О. В. Джежелей (1−4 классы). В программе «Чтение и литература» О. В. Джежелей введено понятие «литературное образование» применительно к младшему школьному возрасту. «Литературное образование младших школьников — составная часть общего начального образования повышенного типа, где наличествует познание самой литературы как формы общественного самосознания и как искусства слова и системы литературоведческих представлений и критериев, так и освоение культуры слова с выходом на многоаспектную опосредованную и непосредственную коммуникацию при формировании эстетического и художественного вкуса» [8].
Цель обучения представляет собой «формирование навыков чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой, знакомство с детской литературой и на этой основе создание предпосылок к общему и литературному развитию, возможной культуре коммуникации, реализации творческих способностей [9].
Изучение данной программы позволяет учащимся начальной школы органично перейти к изучению литературы в среднем звене. Она разрешена в системе классической начальной школы и дает возможность учителю общеобразовательных массовых школ использовать ее для организации учебного процесса, сделав его подлинно творческим.
Автором определена следующая структура программы курса:
- * круг чтения;
- * техника чтения;
- * система элементов теории литературы;
- * практические приемы для овладения содержанием произведений;
- * речевая творческая деятельность в процессе чтения.
Учебный материал расположен по концентрическому принципу, что дает возможность выделять приоритетные разделы, группы младших школьников в соответствии с возрастными особенностями, а также уровнем развития читательских умений и навыков.
Методы обучения, применяемые при изучении курса:
- * эмоционально-понятийный;
- * объяснительное чтение;
- * литературное чтение;
- * воспитательное чтение;
- * чтение-рассматривание;
- * творческое чтение.
Для организации обучения автором определена система уроков различных типов:
- * уроки, где отрабатываются умение и навыки, владение которыми создает основу для освоения литературных произведений;
- * уроки внеклассного чтения, позволяющие совершенствовать умение осознанно читать детские книги;
- * уроки, позволяющие организовать творческую деятельность, раскрыть возможности каждого ребенка в этом направлении;
- * уроки интегрального типа, совмещение цели и задачи обучения в различных вариантах.
Организация уроков различных типов, их сочетание определяется уровнем читательской подготовки учащихся и, в первую очередь, развитием у них навыка чтения.
Для каждого урока потребуется материал из подготовленного О. В. Джежелей учебно-методического комплекта «Человек и личность», включающего:
- * учебник-задачник;
- * учебник-хрестоматию;
- * блоки книг для уроков чтения;
- * книги-сборники для организации творческой деятельности;
- * пособия, обеспечивающие свободу выбора книг и продуктивное чтение;
- * наглядные пособия;
- * аудиовизуальные средства и пособия для учителя.
Применение пособий из данного учебно-методического комплекта позволяет также вовлечь родителей в активную читательскую деятельность, делает процесс чтения занятием, объединяющим детей и взрослых, выступающих в роли чутких и внимательных собеседников.
На основе знакомства с многообразными нравственными нормами, представленными в литературных произведениях, дети учатся оценивать персонажей. Организуя разнообразную деятельность с использованием книги, являясь «посредником» между автором и ребенком — читателем, учитель развивает познавательную сферу ребенка, раскрывает перед ним эстетические, коммуникативные, информационные, прикладные возможности книги.
Учебно-методическое обеспечение программы см. в приложении 1.
Курс «Литература как предмет эстетического цикла» .
Г. Н.Кудиной и З. Н. Новлянской (1−3 классы).
Цель курса «Литература как предмет эстетического цикла», разработанного Г. Н. Кудиной и З. Н. Новлянской — воспитание эстетически развитого читателя. Теоретической основой программы является концепция М. М. Бахтина о совместном творчестве писателя и читателя, создании ими художественного образа произведения на основе особого (заочного) диалога.
Предметом освоения данного курса литературы является отношение «автор — художественный текст — читатель», а методом выступает практическая литературная деятельность в позициях «автора» и «читателя» .
Авторы курса выдвигают ряд задач, решение которых необходимо обеспечить в начальной школе, чтобы воспитать развитого читателя. Среди них названы:
- * открыть ученикам существование позиций;
- * предоставить возможность практически действовать в них;
- * оснастить детей средствами и способами работы в каждой позиции. [10] с.59
Решение этих задач достигается благодаря включению учащихся в разнообразную учебную практическую деятельность.
А) Работа в позиции «читатель» .
Среди видов читательской деятельности авторы выделяют непосредственно-эмоциональное вслушивание, направленное на развитие мотивационной сферы. На уроке дети погружаются в эмоционально-эстетическую атмосферу, которая создается путем сочетания различных видов искусств (живописи, музыки и др.). «Цель каждого такого урока — вызвать у детей созерцательное настроение, глубокое сопереживание, создать у них ощущение радостного волнения от общения с художественным текстом» [10] с. 59.
Среди средств, позволяющих вывести учеников на уровень умения воссоздавать самостоятельно «картину мира», созданную автором, выдвигается акцентное вычитывание, когда для решения читательских задач из текста извлекаются определенные отрывки, а затем анализируются. «При работе с лирическим стихотворением главным является вычитывание развития образа-переживания лирического героя. При работе с этическими и драматическими текстами главная задача — различение точки зрения автора, рассказчика (в эпосе) и героев». [10] с. 60.
Этот вид работы является основным при изучении всего курса литературы. Но приобретает разные формы в зависимости от имеющегося уровня литературного развития детей: коллективная, классная, индивидуальная письменная (создание сочинений — отзывов), коллективное обсуждение сочинений.
В ходе обсуждений дети учатся корректировать мнения других, тактично высказывать свои оценки, становиться «соавторами», в результате понимание текста становится более глубоким, уточняются его «личностные» интерпретации.
- Б) Работа в позиции «автор»
- * работа в позиции «автор-художник»
Авторы отмечают важность личного писательского опыта ребенка, обеспечивающего развитие юного читателя. На различных этапах читательской подготовки наблюдение за реальностью проводится по-разному: в начале в форме коллективного этюда, когда класс решает общую творческую задачу, а учитель выступает организатором и соавтором; затем проводятся индивидуальные письменные работы, а после — обсуждение классных или домашних сочинений учащихся.
* работа в позиции «автор-публицист» .
Деятельность детей в этой позиции позволяет развивать очень важное качество — умение выражать собственную позицию, личную заинтересованность и пристрастность.
Главное отличие от традиционной методики написания сочинений в том, что «перед детьми никогда не ставятся формально-языковые задачи, а содержательные никогда не носят отвлеченного обобщенно-безличного характера» [10] с. 61.
В) Работа в позиции «теоретик»
Умение видеть происходящее с точки зрения различных персонажей, автора помогает младшим школьникам лучше понять и оценить поведение окружающих и свои собственные действия, учет чуткости, тактичности в отношениях с людьми. Полученные детьми знания закрепляются в схемах, позволяющих детям быстрее и глубже усвоить учебный материал. В настоящее время авторами данной программы разработан учебно-методический комплект для реализации в практической деятельности школ.
Учебно-методическое обеспечение программы:
- 1. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 1 кл. Сост. Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. — ОПЦ Интор, 1997.
- 2. Тетрадь по литературному чтению для 1 кл. — Интор, 1997.
- 3. Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. методическое пособие для учителя к учебной хрестоматии «Литературное чтение». — Интор, 1997.
- 4. Диагностика читательской деятельности школьников. Кудина Г. Н. и др. — Интор, 1996. [16]
Программа по чтению для 1−4 классов общеобразовательной школы Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой.
Авторы программы по чтению для 1−4 классов общеобразовательной школы Р.Н. и Е. В. Бунеевых ставят цель уроков в том, «чтобы научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее изучению в средней школы, заложить основы формирования грамотного читателя, так и приемами понимания прочитанного».
Для достижения этой цели выдвигается ряд задач, решение которых обеспечит не только формирование читательской самостоятельности, но и будет способствовать развитию личности в целом, и, прежде всего, ее нравственных качеств.
Средствами реализации поставленных задач авторы называют определение тематики чтения, отбор и расположение текстов в учебных книгах. Среди основных принципов отбора и расположения материала Р.Н. и Е. В. Бунеевы называют монографический, позволяющий детям всесторонне ознакомиться с творчеством писателей и поэтов, изучая их произведения. Авторы программы связывали чтение с жизнью, стремились сделать чтение детей с их вкусами, потребностями мотивированным. Посредством «сквозных» персонажей и построения уроков в форме эвристической беседы.
Первоклассники учатся с мальчиком Петей Зайцевым, в которого превратился заяц Пус, чтобы пойти в школу. Ребята познают окружающий мир вместе с героем, учатся рассказывать, общаться, быть вежливыми, тактичными, уважать чужое мнение.
Во втором классе уроки чтения становятся путешествием в сказку, проводятся в форме игры, герои книги — второклассник Саша и домовой Афанасий — большой любитель чтения, лучший помощник, рассказчик, советчик для ребят.
Третьеклассники читают книгу вместе с новыми героями — девочкой Настей и ее папой. Теплая атмосфера семьи, отношения детей и родителей помогают учителю реализовать задачу введения учеников в мир разнообразных по темам и жанрам произведений литературы, в т. ч. и «взрослой», прочно вошедшей в круг детского чтения.
В четвертом классе вниманию учеников предлагается путешествие в историю детской литературы, совершенное профессором Н. А. Рождественским и близнецами-школьниками Игорем и Ольгой. Учащиеся становятся свидетелями и участниками диалога героев, учатся сравнивать, анализировать.
Программа состоит из 6 разделов, отражающих основные направления работы:
техника чтения;
формирование приемов понимания прочитанного;
развитие устной и письменной речи;
практическое знакомство с теоретико-литературными понятиями;
эстетическое переживание прочитанного, элементы литературоведческого анализа текста.
Организовать работу с детской книгой авторы предлагают по действующей программе «Внеклассное чтение», подготовленной Н. Н. Светловской и Н. А. Пряльниковой. Программа по чтению Р.Н. и Е. В. Бунеевых разработана для средних общеобразовательных учреждений, обеспечена книгами для чтения из серии «свободный ум» и методическими рекомендациями для учителя.
Практическая творческая направленность, интересный учебный материал, структура уроков — дискуссий дают возможность учителю, работающему по данной программе, привлечь младших школьников к чтению, воспитать внимательных, думающих над книгой юных читателей.
Учебно-методическое обеспечение программы (Приложение 2).