Формирование культуры умственного труда основывается на глубоком и сознательном освоении норм умственной деятельности, рассматривается как важнейший инструмент познания мира во всем его многообразии. В ходе изучения курса «Культура интеллектуального труда» рассматривается проблематика основных аспектов, которые влияют на процесс самообразование студентов в вузе.
Традиционные технологии обучения имеют репродуктивный, пассивно-познавательный, информационный и, частично, репродуктивно-творческий характер. В учебной деятельности способы и методы добывания знаний важны сами по себе, поскольку их наличие гарантирует будущую приемлемость и эффективность, в отличие от ситуативности и переменчивости требований к объему знаний. Чтобы ориентироваться в сложном, постоянно меняющемся потоке научной, политической и экономической информации, мы должны постоянно пополнять свои знания — таково требование времени. Удовлетворяя ему, многие современные школы отводят специальное время на выработку у учащихся умений и навыков рациональной организации учебного труда.
Согласно известной педагогической аксиоме, воспитатель сам должен быть воспитан. В нашем контексте эта аксиома должна быть прочитана примерно так: преподаватель, перед которым поставлена задача научить вверенных ему учащихся приемам оптимальной организации учебного труда, сам в совершенстве должен владеть ими. Поэтому в педагогических лицеях, вузах, на факультетах университетов с педагогической специализацией речь должна идти о выработке у слушателей умения не просто учиться (в той или иной мере это делалось и раньше), в условиях нового социального заказа это умение должно быть доведено у них до высокой степени совершенства — такой, что здесь уместнее говорить о культуре учебного труда.
Не владея культурой учебного труда сами, такие учителя не могут привить ее своим воспитанникам. Обнаруживается явное противоречие между запросами жизни и возможностями удовлетворения их со стороны молодых преподавателей.