Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Моделирование системы патриотического воспитания курсантов высших военно-учебных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы данный подход был в основном реализован. в) в связи с тем, что в ходе формирующего эксперимента и по его окончанию сравнительному анализу подвергалась эффективность инвариантов моделей системы воспитания патриотизма, появилась необходимость разработки достаточно эффективных методик ее измерения. В качестве основного способа оценки качественных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВВУЗов
    • 1. 1. Сущность моделирования системы па триотического воспитания курсантов ВВУЗов
    • 1. 2. Анализ состояния теории и практики проблемы исследования вВВУЗах
    • 1. 3. Модель системы патриотического воспитания курсантов ВВУЗов
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВВУЗов
    • 2. 1. Организация и методика опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы
    • 2. 3. Перспективы развития системы воспитания в ВВУЗах

Моделирование системы патриотического воспитания курсантов высших военно-учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное российское общество переживает сложный период поиска эффективных путей выхода из системного кризиса. Существует опасность того, что сложившаяся в стране ситуация приведет к масштабной социальной катастрофе, в том числе к полной потере боеспособности Российской армии из-за депатриотизации офицеров. В условиях, когда армия уже более десяти лет участвует в систематических боевых действиях на своей территории это чревато глубокими политическими и социальными потрясениями.

Воспитание будущего офицера-патриота, защитника интересов своего Отечества приобретает в таких условиях особую значимость. Слабая научная разработка проблем патриотического воспитания офицеров в российской педагогической науке вообще и вопросов проблем моделирования эффективных систем такого воспитания в особенности, указывают на актуальность проведения исследований по данной теме.

Сегодня их необходимость усиливается рядом следующих обстоятельств как:

— усиление мировой нестабильности на фоне силовых действий стран Запада в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, вызвавших глубокий ци-вилизационно-религиозный конфликт. Российская армия при этом находится в состоянии глубокого кризиса, вызванного поражением в афганской и первой чеченской кампаниях и затянувшегося реформирования, сопровождающегося опасным снижением боеспособности.

— события в Чечне, Афганистане, где проводится контртеррористическая операция странами антиталибской коалиции и оккупация Ирака, подтвердили, что в современной войне значимость патриотизма офицеров не уменьшилась, а напротив, возросла. В связи с этим проблемы повышения эффективности их патриотического воспитания становятся приоритетными, а их моделирование социально значимым.

Какая система патриотического воспитания военных кадров, и при каких социально-педагогических условиях способна дать сегодня наибольший эффект? Каковы логика моделирования и развития таких систем и возможности обеспечения их эффективного функционирования? На эти вопросы пока нет научно обоснованного ответа.

Патриотизм — профессиональное качество офицерских кадров. Он входит в структуру личностных качеств офицера, закрепленных законом, поэтому развитие патриотизма предполагает особую систему мер, не сводимую только к воспитательным мероприятиям, включающую специальные модели систем, социальные и педагогические механизмы, технологии, ценности, теоретические основания и материальные ресурсы. Существующая система воспитания патриотизма неэффективна. Она не обеспечивает в полной мере патриотическое воспитание курсантов как будущих офицеров.

Какие педагогические механизмы и социально-педагогические условия позволяют моделировать оптимальные системы воспитания патриотизма в сложившихся обстоятельствах?

Таков главный круг вопросов исследования.

Подготовка офицеров сегодня осуществляется главным образом в военных институтах и училищах. Поэтому диссертант акцентирует внимание на изучении состояния системы, механизма и технологий воспитания патриотизма в системе высшего военного образования и возможностях моделирования их эффективных аналогов.

Проблема моделирования системы воспитания патриотизма курсантов в ВВУЗах МО РФ носит комплексный характер, поэтому научная основа данной работы имеет полипарадигмальный характер, учитывает концепции различных наук, изучающих человека и общество при определяющей роли теории и методики профессионального образования.

Состояние научной разработанности проблемы. Основные исследования в сфере изучения патриотизма офицерских кадров приходятся на досоветский период. Они представляют собой в основном позиции по данному поводу известных русских военачальников, публикации методического и практического характера по вопросу воспитания в войсках. Эти исследования не ставили целью научное изучение сущности феномена патриотизма (он считался естественным качеством русского воинства) и разработку педагогической системы воспитания этого качества (А.И. Деникин, М.И. Драго-миров, П. А. Краснов, М. И. Кутузов, Петр I, М. Д. Скобелев, A.B. Суворов). Тем не менее, постановка государственными и военными деятелями прошлого данного вопроса, изучение исторической практики досоветского периода по воспитанию патриотизма офицера представляют для полного понимания закономерностей трансформации системы воспитания патриотизма несомненный интерес. Разработке данной проблемы особое внимание уделяли видные деятели российской культуры и науки, педагоги досоветского периода. Их размышления о патриотическом воспитании молодежи восходили к историческому опыту России. Данная проблема поставлена в трудах В. М. Бехтерева, И. А. Ильина, Д. И. Менделеева, A.A. Мусина-Пушкина, A.C. Пушкина, П. И. Новгородцева, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского. Сформулированные ими идеи нашли отражение при разработке диссертантом содержания патриотизма как профессионального качества курсантов и модели системы патриотического воспитания.

Начало советского периода российской истории характерно полным «сломом» системы воспитания патриотизма военных кадров. В новых условиях она была заменена системой интернационального, классового воспитания, которая действовала до 1940 года. Неудачи войск в советско-финской войне, нарастание угрозы войны с фашизмом привели к ее демонтажу. В конце 1940 года Политуправление Красной Армии ставит задачи по воспитанию военнослужащих в духе патриотизма. Тяжелые уроки первого года войны привели к тому, что советская власть была вынуждена обратиться к исторической памяти и чувству патриотизма народа. Выбор оказался верным — советская армия войну закончила в Берлине. 40−50-е годы стали временем, когда делалась попытка научно осмыслить феномен патриотизма, разработать теорию его формирования и методику воспитания. В 60−80-е годы интерес к теме патриотизма был искусственно снижен, а патриотическое воспитание слито со своим антиподом — интернациональным.

В 90-х годах, на волне деидеологизации, тенденция принижения роли патриотизма в жизни общества и его институтов продолжилась. Отсутствие ценностных компонентов патриотического воспитания на государственном уровне резко снизило его эффективность. В Вооруженных Силах депатрио-тизация военных кадров стала главной причиной их поражения в первой чеченской кампании, положившего конец сложившейся в 1991 году космополитической системе воспитания.

С приходом к руководству страной В. В. Путина были декларированы патриотические идеалы и ценности. Интерес к изучению данной темы значительно возрос. К разработке различных аспектов патриотизма присоединился широкий круг исследователей. В России принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001;2005 годы». В предложенной автором постановке научная проблема моделирования эффективных систем патриотического воспитания курсантов рассматривается впервые.

Постановка проблемы о системности деятельности по воспитанию патриотизма и структур, в рамках которых протекает процесс такого воспитания, вызвала необходимость изучения широкого круга источников по данному вопросу. К ним относятся труды В. Г. Афанасьева, Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, Н. И. Загузова, В. А. Караковского, А. Д. Копытова, А.Я. Най-на, М. М. Поташника, Н. Л. Селивановой, В. И. Слободчикова, А. И. Субетто,.

Т.И. Шамовой, И. К. Шалаева. Разработанные ими теоретико-методологические основания социальных и педагогических систем, обобщенный передовой педагогический опыт, методика педагогических экспериментов, результаты педагогических изобретений и инноваций стали теоретической основой моделирования современной системы воспитания патриотизма курсантов. Оно осуществлялось в соответствии с философскими и педагогическими теориями, разработанными С. И. Архангельским, Ю.А. Гасте-вым, А. Н. Леонтьевым, В. А. Штоффом, В. А. Вениковым, Э. В. Каракозовой, Н. Г. Салминой, A.B. Барабанщиковым, В. А. Хрипко, А. Г. Шабановым, Э. В. Андреевой, A.B. Брушлинским и др.

Анализу проблем эффективности патриотического воспитания способствовало изучение трудов в области воспитания патриотизма офицеров и курсантов досоветскими, советскими и современными исследователями. К первым относятся труды русских военных педагогов H.H. Головина, М. И. Драгомирова, H.H. Игнатьева М. Д. Скобелева, П. А. Режепо и другихко вторым — исследования K.M. Амбарова, A.B. Барабанщикова, Д. В. Волкогонова, В. М. Пузика, В. В. Серебрянникова, Г. В. Средина, С. И. Сьединак третьимматериалы исследований C.B. Алешина, А. Д. Лопуха, С. С. Бурды, В.Е. Коса-чева, С. Д. Мигачева, В. А. Песоцкого, H.A. Печеня, П. М. Повесимо, A.B. Са-лихова, С. С. Соловьева, А. Б. Стрельченко, Б. А. Федулова, А. Г. Шабанова и других социологов и педагогов.

Рассмотренные выше позиции как вектор воспитания патриотизма курсантов Российской армии гносеологически детерминированы различными парадигмами системы воспитания в нашей стране и за рубежом, объективно представляя собой значительный научный опыт. Однако реально существует противоречие между необходимостью повышения эффективности системы воспитания патриотизма курсантов в высших военно-учебных заведениях и недостаточной ее научной и практической разработанностью.

Проблема исследования заключается в обосновании процесса и определения способов моделирования эффективной системы воспитания патриотизма курсантов ВВУЗов.

Решение данной проблемы составляет цель исследования: моделирование содержания современной системы воспитания патриотизма курсантов в ВВУЗах МО РФтехнологии и условий его реализации в учебно-воспитательном процессе.

Объект исследования: система воспитания патриотизма курсантов ВВУЗов.

Предмет исследования: процесс моделирования эффективной системы воспитания патриотизма курсантов.

Гипотеза исследования заключается в том, что моделирование систем воспитания патриотизма курсантов будет эффективным, а его содержание и логика соответствовать контексту современной социальной модернизации России и решаемым российской армией задачам, если:

— сформулированы адекватные современным социокультурным условиям теоретико-методологические основы исследования, определяющие логику моделирования педагогических систем;

— моделирование основных компонентов системы воспитания патриотизма курсантов реализовано с учетом основных современных факторов воспитания;

— система учитывает целостную (системную) био-психо-социальную сущность человека и воздействует на все ее компоненты;

— процесс и технология моделирования системы воспитания патриотизма соответствуют специфике ВВУЗа и логике учебно-воспитательного процесса;

— социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность разработки модели системы воспитания патриотизма курсантов, peaлизуются в процессе ее деятельности;

— минимизированы влиянияпрограммированных воздействий среды на эффективность системы воспитания патриотизма.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой сформулированы основные задачи исследования:

1. Проанализировать сущностные характеристики системы воспитания патриотизма курсантов в ВВУЗах МО РФ и логику ее моделирования с учетом факторов окружающей среды.

2. Смоделировать эффективную систему воспитания патриотизма курсантов ВВУЗов, соответствующую современному социокультурному контексту.

3. Определить степень эффективности компонентов системы воспитания патриотизма курсантов и воспитательных технологий на основе научно-обоснованных методик и критериев. Уточнить в вышеизложенном контексте пути их совершенствования.

4. Разработать научно-обоснованные рекомендации по организации системы воспитания курсантов ВВУЗов МО РФ.

Теоретико-методологические основы исследования. В методологическом отношении исследование основано на диалектическом осмыслении явлений духовной жизни обществатеории целостного педагогического процессасистемно-структурно-функциональном анализе педагогических системфакторном анализе компонентов педагогических систем и проблемно-деятельностном подходе к процессу воспитания.

Теоретическую базу исследования составили не противоречащие друг другу идеи философских, педагогических, социологических и психологических учений: а) общей теории систем (Р. Акофф, В. Г. Афанасьев, Д. М. Гвишиани, Э. Г. Винограй, H.H. Иорданский, Г. Николис, И. Пригожин, А. И. Субетто,.

А.И. Уемов, Ю. А. Урманцев и др.) — б) российских социальных философов и педагогов, в том числе дореволюционных о содержании патриотизма как качества личности (H.A. Бердяев, Н. Я. Данилевский, И. А. Ильин, В. О. Ключевский, Д. И. Менделеев, П. И. Новгородцев, К. Д. Ушинский, а также советского и постсоветского периода — В. Н. Гончаров, А. Д. Лопуха, В. А. Сластенин, А. И. Субетто, В.А. Сухо-млинский, В. Н. Турченко, В.Н. Филиппов) — в) теории целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев, А. И. Мищенко, А. Н. Орлов, М. И. Скаткин, В. А. Сластенин, и др.) — г) теорий моделирования социальных систем (Ю.А. Гастев, Н. М. Амосов, С. И. Архангельский, А. Н. Леонтьев, А. Г. Шабанов, А. П. Дмитриев, Э. В. Каракозова, Ю. О. Овакимян, Л. М. Фридман, В. А. Штофф и др.) — д) теории мотивации деятельности (А.Н. Леонтьев, А. К. Маркова, B.C. Мерлин, А. Я. Найн, В. Франкл, Т. И. Шамова, И. К. Шалаев и др.) — е) положений российской военной науки о факторах боеспособности войск и места в их системе патриотизма военных кадров (H.H. Головин, М. И. Драгомиров, Г. К. Жуков, H.H. Корф, П. А. Режепо, В. В. Серебрянников, М. Д. Скобелев и другие специалисты в области военной теории, обучения и воспитания военных кадров);

Методы и источники исследования обусловлены целью, предметом, задачами и логикой исследования: выполнен содержательный анализ философской, педагогической, социологической и естественнонаучной литературы, на основании которого определены методология исследования, объект исследования изучен методом системного анализа. Методами исключенного и включенного наблюдения, экспертных оценок, изучения документов, регламентирующих патриотическое воспитание курсантов и практики указанной деятельности, проведения социологических опросов проанализирован опыт работы системы патриотического воспитания обучаемых ВВУЗов МО РФ советского и современного периодов. Широко использован метод вторичного анализа материалов ранее проведенных исследований в данной области. Обобщены результаты применения передовых методик воспитания патриотизма.

Проведен педагогический эксперимент в ряде частей и военно-учебных заведений российской армии. В ходе него применялись как количественные (панельные, экспертные опросы, наблюдение и т. д.), так и качественные (индивидуальное глубинное интервью, фокус-группы и др.) методы исследования.

При анализе достигнутых результатов опытно-экспериментальной работы использовались социологические, статистические, психолого-педагогические методы, а при оценке эффективности системы воспитания патриотизма метод оценки педагогических систем разработанный И. К. Шалаевым.

Опытно-экспериментальная база: Омское высшее общевойсковое командное училище (ОВОКУ), 67 отдельная бригада специального назначения (67 обр СпН), Новосибирский военный институт внутренних войск (НВИ ВВ МВД РФ), Новосибирское командное речное училище (НКРУ), Новосибирское высшее военное командное училище (НВВКУ МО РФ). Основной опытно-экспериментальной базой были Новосибирское ВВКУ и 67 обр СпН.

Исследование проходило в несколько этапов.

Первый этап (1996;1999 гг.) поисково-теоретический. В ходе него различными методами получены данные, свидетельствующие о состоянии патриотического воспитания курсантов и эффективности его системы. Это позволило определить проблему исследования. Методом содержательного анализа изучалась отечественная и зарубежная литература по теории патриотического воспитания военнослужащих. Путем анализа теоретических источников и опыта патриотического воспитания курсантов автором обоснован научный аппарат исследования.

Второй этап (1999;2003 гг.) — опытно-экспериментальный. Он связан с участием диссертанта во второй Чеченской кампании. Исследована эффективность системы патриотического воспитания военных кадров в боевой обстановке. Полученные данные позволили уточнить авторское понимание сущности патриотизма как профессионального качества военных кадров. В Новосибирском ВВКУ осуществлена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой была разработана и апробирована модель системы воспитания патриотизма курсантов в условиях ВВУЗа, выявлены социально-педагогические условия ее эффективности.

Третий этап (2004;2005 гг.) — экспериментально-обобщающий, посвящен осмыслению и систематизации полученных результатов, формулировке теоретических и практических выводов, завершению литературной обработки материалов исследования. В это время разработаны и внедрены в практическую деятельность ВВУЗа, научно-методические рекомендации, которые прошли апробацию в Новосибирском ВВКУ и 67 обр СпН.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность патриотизма курсантов (патриотизм является профессиональным качеством военных кадров, носит системно-комплексный характер, включая в себя: социальное чувство (любовь к Отечеству) — патриотическую идеологиюдуховные ценностиморально-нравственные установки и убежденияитог этнической самоидентификации (состояние этнического самосознания) — вектор практического поведения, означающий готовность к патриотическим действиям и являющийся многоуровневым феноменом, измеряемым в эмпирических показателях).

2. Теоретико-методологические основы моделирования систем воспитания патриотизма курсантов ВВУЗов (сущность, логика, этапы) и практические основы (технология реализации).

3. Структурно-функциональная модель системы воспитания патриотизма курсантов, включающая совокупность компонентов, объединенных целью, обеспечивающих патриотическое воспитание.

4. Критерии эффективности системы воспитания патриотизма курсантов, которые имеют количественно-качественное выражение и отражают ее экономическую и социальную эффективность (оптимальный, допустимый, критический, недопустимый уровни).

Научная новизна исследования:

1. Сконструирована модель современной системы патриотического воспитания курсантов ВВУЗов.

2. Выявлены социально-педагогические условия эффективности её моделирования и предложены пути и перспективы развития данной модели.

3. Обобщены реальные тенденции и социальные процессы в сфере воспитания патриотизма офицеров и курсантов современной российской армии.

4. Впервые определена сущность патриотизма курсантов как профессионального качества, раскрыта его структура и специфические условия воспитания.

5. Разработаны структурные компоненты системы воспитания патриотизма курсантов (патриотическая идеология и ценности, организационные структуры, коммуникации, теория, технология воспитания патриотизма, практика воспитательной работы, самовоспитание).

6. Предложены критериальные признаки развитости патриотических качеств курсантов и качественная модель личности выпускника ВВУЗа.

Теоретическая значимость исследования. Полученные результаты в своей совокупности содержат научные основы моделирования современных систем патриотического воспитания курсантов ВВУЗов, развивая теорию воспитания. Сформулированные положения дают возможность разработать новые подходы к моделированию систем воспитания патриотизма в высших военно-учебных заведениях и обеспечить эффективность системы непрерывного патриотического воспитания в Российской армии. Обобщены теоретико-методологические основы моделирования систем воспитания патриотизма, сформулировано понятие «система воспитания патриотизма курсантов», разработаны ее модель и критерии эффективности.

Рассмотрение проблем моделирования системы воспитания патриотизма курсантов с учетом современных социокультурных, экономических и технико-технологических условий и вектора их изменений вносит вклад в развитие теории целостного педагогического процесса. Кроме этого «фокус» теоретического анализа направлен на изучение патриотизма офицерских кадров в условиях боевых действий в Чечне.

Практическая значимость исследования. Модель современной системы воспитания патриотизма военных кадров практически значима как инвариант системы, соответствующий современным социально-педагогическим условиям. Реализованная в масштабах ВВУЗов Вооруженных Сил она позволяет обеспечить повышение уровня патриотизма курсантов в условиях действия структур воспитания современного типа. Основные выводы и рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы: в реформировании воспитательных структур ВС РФ в рамках проходящей военной реформыпри выполнении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001;2005 годы» и «Военно-патриотического воспитания молодежи РФ», государственными, муниципальными органами и органами военного управления в практическом патриотическом воспитаниипри преподавании учебных курсов в системе высшего военного образования курсантамкак основа дальнейших научных исследований в данной области.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных логике и задачам исследования, применением оптимального набора инструментария исследования, эмпирической проверкой полученных выводов. В ходе исследования была обоснована необходимая репрезентативность выборок, проведено сопоставление полученных результатов с прогнозом и массовым педагогическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международных (Новосибирск, 2003, 2004, 2005 гг.), всероссийских (Новосибирск, 2004, 2005 гг.) и военно-научных конференциях НВВКУ МО и НВИ ВВ МВД (1999;2004 гг.), заседаниях командования и ученых советов Новосибирского ВВКУ МО и НВИ ВВ МВД, теоретических и учебно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава. Конкретные предложения диссертанта по моделированию системы и технологий патриотического воспитания курсантов направлялись командованию НВВКУдиссертантом изданы по теме исследования учебное, учебно-методическое пособие и 7 публикаций общим объемом более 9 печатных листов. Система патриотического воспитания курсантов, разработанная автором, внедрена в Новосибирском ВВКУ в 2001 году. Технология воспитания патриотизма военных кадров в боевой обстановке, разработанная диссертантом, успешно апробирована при подготовке личного состава отдельной бригады специального назначения к боевым действиям.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 199 страниц машинописного текста. В работе приведены 1 рисунок, 5 схем, 2 графика и 21 таблица. Список литера.

Выводы по I главе:

1. Моделирование является сегодня одним из важнейших способов исследования действительности и создания аналогов систем, способных успешно решать задачи формирования устойчивых патриотических качеств курсантов и их подготовки к практической профессиональной деятельности.

2. Использование моделей, способных замещать реальные явления и процессы в процессе воспитания курсантов, создавать воспитательные ситуации и предлагать их воспитуемым для решения и закрепления патриотических качеств, позволяет улучшить подготовку курсантов к решению реальных профессиональных задач.

3. Анализ современного состояния проблемы исследования в ВВУЗах МО РФ свидетельствует о том, что:

— теория моделирования педагогических систем и методов воспитания в настоящее время освоена слабо;

— эффективные модели патриотического воспитания в большинстве ВВУЗов сегодня не созданы;

— педагогическим составом ВВУЗов методы моделирования и проблемно-деятельностного воспитания пока не глубоко освоены.

4. Использование в системе высшего военного образования информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий для воспитания патриотизма крайне ограничено и не использует возможности существующих локальных в них компьютерных сетей с указанной целью.

5. Основными путями и средствами, повышающими эффективность разработанной нами модели патриотического воспитания курсантов, установлены:

— формализация концептуальных основ модели решением руководства военного образования;

— улучшение предметного содержания работы по патриотическому воспитанию курсантов;

— совершенствование методической подготовки профессорско-преподавательского и командного состава, разработка предметно-методических комплексов, обеспечивающих воспитательную деятельность и нетрадиционных, эффективных методов патриотического воспитания;

— повышение насыщенности воспитательного пространства ИКТ и телекоммуникациями, повышение компьютерной культуры преподавателей и курсантов.

6. Динамичность и противоречивость процессов образования курсантов в ВВУЗах, сложность и многоаспектность их патриотического воспитания требует создания благоприятных условий для эффективного использования разработанной нами модели воспитания.

7. Внедрение модели системы патриотического воспитания курсантов требует глубокой методической подготовки исполнителей, разработки специально разработанных методик и техник, широкого привлечения экспертов из числа офицеров-воспитателей и опытных преподавателей педагогики и психологии.

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности модели патриотического воспитания.

На основе обобщения исходных теоретических предпосылок диссертантом была смоделирована система патриотического воспитания курсантов. В представленной ниже главе раскрыты методология и методика проведения педагогического эксперимента по выявлению её эффективности. Достигнутые в ходе него результаты нами анализируются и интерпретируются на основе психолого-педагогических, социологических, теоретических и эмпирических методов. В ходе их интерпретации на основе заявленных в программе исследования методов обосновывается эффективность экспериментальной модели, и определяются перспективы её развития в ВВУЗах МО РФ.

В ходе опытно-экспериментальной работы, наряду с анализом данных, полученных на основной исследовательской базе, нами учитываются результаты социально-педагогических исследований по близким темам ранее проведенных А. Д. Лопуха, Б. А. Федуловым, А. Г. Шабановым и другими военными исследователями.

§ 2.1. Организация и методика опытно-экспериментальной работы.

Данное диссертационное исследование проводилось 8 лет, включало три относительно самостоятельных этапа, объединенных общей целью, задачами и логикой его проведения (схема 5).

Схема 5. Последовательность и логика диссертационного исследования.

В ходе решения задач диссертационного исследования нами применялся следующий набор методов (таблица 5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Государство — Вооруженные Силы — патриотическое воспитание. Понятия, взаимосвязанные самым тесным образом. Армия — это институт государственной власти. Но без армии суверенное государство существовать не может. Одним из важных слагаемых морально-политического потенциала общества и высокой боеспособности его Вооруженных Сил является патриотизм.

Российская система воинского воспитания складывалась столетиями. Она связана с именами А. Невского, Петра I, A.B. Суворова, Ф. Ф. Ушакова, М. И. Кутузова, М. Д. Драгомирова, Г. К. Жукова и традиционно имела патриотическую направленность. Основным носителем патриотической идеи всегда был российский офицер. Его патриотическое воспитание являлось прочной основой глубокого осознания национальных интересов России и готовности отстаивать их любой ценой. Этим определяется значимость пат-риотизации курсантов.

Реалии XXI века смещают традиционные представления об обществе и воспитании, а нарастающие глобальные проблемы и современные угрозы особым образом актуализируют проблемы обеспечения безопасности государств в современном однополярном мире. Рассматривая проблемы устойчивого развития, В. Н. Турченко и Г. Ф. Шафранов-Куцев отмечают ряд фундаментальных фактов современного бытия, подтверждающих это[181].

Первый заключается в исчерпании возможностей экспансивно-гомеорезного способа взаимодействия человека с природой, его дальнейшее использование ведет в предвидимой перспективе к самоуничтожению человечества.

Второй состоит в том, что на современном периоде развития обеспечение безопасности человечества становится не менее важным, чем дальнейший прогресс.

Третий факт — мировое сообщество создало материально-технические основы для разрешения этого противоречия (выживать или погибать?) и восхождения на более высокий уровень бытия.

Четвертый факт в том, что мир стал однополюсным, что в геополитическом отношении означает доминирование интересов и тотальный диктат одного военно-политического блока. В социально-экономическом аспекте данное обстоятельство выражает пятый фундаментальный факт — разделение человечества на привилегированное меньшинство (золотой миллиард) и непривилегированное большинство. Весьма сомнительная возможность занятия Россией достойного места в современном мире без сильной армии.

Данные фундаментальные факты составляют новые реалии мирового развития, в системе координат которых предстоит жить России в XXI веке.

Усиление борьбы за ресурсы, использование в этих целях механизмов информационно-психологической войны глобальным центром Западной цивилизации в отношении самостоятельных государств для перевода их в периферийное состояние сегодня уже очевидно. Наиболее откровенно это демонстрируется в геостратегической политике США и их союзников. Агрессивные акции в Панаме, Сомали, Ливии, Афганистане, Ираке, Югославии дополняются использованием давления надгосударственных организаций Западного сообщества на страны, сопротивляющиеся его диктату. Дело доходит до официального оскорбительного отнесения в разряд «стран-изгоев» Северной Кореи, Ирана, Ливии, проводящих независимую политику. Вмешательство зачастую завершается прямой расправой над лидерами суверенных государств. В одной из тюрем США содержится Президент Панамы А. Норьега, предстал перед «международным трибуналом» в Гааге С. Милошевич. В 2000 году был изолирован без суда руководитель палестинской автономии Я. Арафат, захвачен С. Хусейн. Сегодня угрожают Белоруссии, Конгрессом США принят «Акт о состоянии демократии в Белоруссии». Страны Запада сотрудничают с Чеченскими террористами. На Украине с подачи Запада фактически осуществлён государственный переворот.

В столь жесткой модели межгосударственных взаимодействий сохранить суверенитет может только государство, обладающее внутренней устойчивостью и социальной стабильностью, которые можно обеспечить на основе единых ценностных оснований воспитания. По мнению многих педагогов идеи-ценности и должны составлять практическое содержание воспитания, а на самом высоком уровне обобщения — российскую национальную идею. Исходя из этого, целью современной социализации и воспитания является сейчас и на перспективу — патриот России, ориентированный на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур. В этом мы полностью разделяем позицию В. В. Путина.

Сегодня значимость воспитания патриотизма уже мало кем отвергается открыто. Правительством утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001;2005 годы». Но она не выполняется, и традиционные формы патриотического воспитания не достигают сегодня поставленных целей. Система патриотического воспитания курсантов, не отвечая современным реалиям, контрпродуктивна. Восстановить ее эффективность можно только приданием ей открытости, что обеспечит возможность саморегуляции. Исследуя исторические трансформации систем воспитания патриотизма, мы пришли к пониманию их циклического характера. Применяя метод циклов, возможно, не делая полномасштабных педагогических экспериментов, а, основываясь на известном эмпирическом материале, сделать достаточно широкие обобщения, объясняющие закономерности развития социальных систем. Причем в современном обществе существуют готовые модели этих систем, которые возможно использовать как образец при моделировании предлагаемой нами системы. Это обеспечит их преемственность и совместимость.

На данных возможностях во многом основана авторская идея моделирования эффективной системы воспитания патриотизма курсантов. В основе ее моделирования — понимание исторической преемственности с одной стороны, с другой — необходимость обеспечить способность элементов системы давать адекватные ответы на современные вызовы среды.

Именно поэтому в диссертации так глубоко анализируются факторы воспитания и социально-педагогические условия эффективности системы воспитания патриотизма.

Характеризуя состояние патриотизма курсантов необходимо подчеркнуть следующие основные моменты:

— состояние системы ценностных ориентаций в ВВУЗах, иерархия ценностей обучаемых позволяет говорить о кризисе ценностей, когда на первый план выходят ценности, обусловленные потребностями первичного уровня в ущерб ценностям вторичного уровня, обеспечивающим общегосударственные потребности;

— динамика социальных ориентаций курсантов, в которой высшие места в иерархии ценностей занимают ценности меркантильного характера, доказывает — снижение значимости патриотических ценностей ведет к тому, что многие рассматривают обучение в ВВУЗе утилитарно, расценивая его зачастую только как возможность бесплатного получения высшего образования;

— потребности государства в развитии у обучаемых патриотических ценностей общегосударственного уровня требуют практических мер по формированию социального механизма их внедрения — создания институтов и систем, оснащенных необходимыми ресурсами и информационного обеспечения формирования патриотических идеологии и ценностей. Существует необходимость в учебных заведениях по подготовке кадров специалистов-воспитателей и организационном обеспечении их деятельности в области воспитания;

— деятельность военных педагогов должна приобрести творчески преобразующий прикладной характер. Непосредственное участие в форми-рующе-развивающей деятельности, конструировании рациональных социально-педагогических структур и механизмов, разработке технологий и способов организации социальных взаимодействий и внедрении эффективных социально-педагогических технологий должно стать основой их деятельности;

— воспитание патриотизма целесообразно вести на основе патриотической идеологии, оформленной в виде общенациональной идеи, обобщающей национальный интерес, национальный идеал и национальные ценности. Государство обязано декларировать ее конституционно и обеспечить в политико-правовом отношении;

— патриотизм — это базовая государственно-значимая ценность общегосударственного уровня, имеющая ведущее значение во всех развитых странах (США, ФРГ, Франция, Англия, Япония, Китай и др.) и системно-комплексное качество личности.

Оценивая социальные процессы, происходящие в сфере духовной жизни системы высшего военного образования в целом, как негативные, так и позитивные, важно видеть их тесную взаимосвязь с общим ходом реформирования России и ее военной организации.

Только четко определенная система духовно-нравственных ориентиров, стержневым среди которых является патриотизм, позволит возродиться нашему Отечеству и его Армии.

Обобщенные результаты теоретической разработки проблемы диссертационного исследования и опытно-экспериментальной работы по моделированию эффективности системы воспитания патриотизма курсантов свидетельствует о том, что при благоприятных социально-педагогических условиях, иерархия которых была установлена опытным путем, система способна устойчиво обеспечивать патриотизацию курсантов в современных условиях.

Современное осложнение внешнеполитической ситуации в мире, когда усиливается внешнее давление на Россию по всему периметру, на ее границах размещаются крупные группировки ударных сил НАТО, включая территорию бывшего СССР, прогрессирует терроризм, выдвигаются серьезные территориальные претензии, в том числе и Японией, диктуют необходимость усиления военного потенциала государства. Ограниченные экономические возможности не позволяют сегодня стране идти на решение этой задачи затратным военно-техническим путем. Усилия проводимой Правительством военной реформы могут быть напрасными, если не удастся вдохнуть в деморализованный поражениями в афганской и чеченской войнах офицерский корпус патриотизм.

Как решить эту сложную задачу?

Наше видение данного вопроса изложено в диссертации. Исторический опыт свидетельствует, что в условиях угрозы нации даже страны представляющие сегодня оплот демократических устоев в современном мире генерируют в условиях подобных российским у своих граждан патриотизм.

Причем, опыт войн НАТО в Персидском заливе, Югославии, Афганистане, странах Африки, США и Англии в Ираке свидетельствует о том, его основа — этническая, либо общенациональная.

Цель исследования — моделирование современной системы воспитания патриотизма курсантов ВВУЗов, достигнута.

Разработана экспериментальная модель современной системы воспитания курсантов в системе высшего военного образования.

Опытным путем определены условия ее успешного функционирования.

В ходе диссертационного исследования установлено: а) действующая модель системы воспитания патриотизма военных кадров представляет собой модификацию своего аналога советского периода. Он не соответствует современным условиям по характеру основных компонентов, будучи закрытым, не способен к самоорганизации. Состояние патриотизма офицеров и курсантов в 90-е годы XX века свидетельствуют о контрпродуктивности существующей системыб) концептуальный подход диссертанта в разработке современной модели воспитания патриотизма курсантов в общем виде заключался в следующем:

— научный подход к моделированию системы;

— обеспечение способности системы к самоорганизации путем придания большей открытости;

— моделирование компонентов системы сообразно условиям путем придания им современной организационной формы и содержания;

— создание благоприятных социально-педагогических условий для ее функционирования;

— обеспечение природосообразности и культуросообразности воспитательных воздействий;

— действенная мотивация патриотических установок воспитуемых и их готовности к патриотическим действиям.

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы данный подход был в основном реализован. в) в связи с тем, что в ходе формирующего эксперимента и по его окончанию сравнительному анализу подвергалась эффективность инвариантов моделей системы воспитания патриотизма, появилась необходимость разработки достаточно эффективных методик ее измерения. В качестве основного способа оценки качественных по характеру показателей системы был избран способ перевода качественных показателей в количественные методом экспертных оценок, разработано современное содержание и критерии эффективностиг) в период подготовки к формирующему эксперименту были сконструированы теоретическая и материальная модели патриотизма, как профессионального качества офицеров. Наличие данных моделей позволило разработать соответствующую модель системы, в рамках которой осуществляется патриотическое воспитание курсантовд) в ходе проведения опытно-экспериментальной работы установлена низкая эффективность традиционных педагогических технологий воспитания патриотизма, имеющих рутинный характер. Предложены социально-целесообразные направления их инновирования, включая использование имитационных моделейе) в качестве метода управления экспериментальной системой использовалось мотивационно-программно-целевое управление. Элементы данного метода использовались и для оценки реального состояния объекта управленияж) к числу основных социально-педагогических условий эффективности системы воспитания патриотизма относятся: патриотическая идеология и ценности, гуманизация военно-служебных отношенийоптимизация компонентов системы в соответствии с современным состоянием педагогической средыучет этнических и социальных особенностей воспитуемых, минимизация непрограммируемых негативных воздействий среды, наличие значимых мотиваций, надежное управление.

Таким образом, были выполнены основные задачи исследования, подтвердилась его гипотеза.

Реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001;2005 годы» в Вооруженных Силах РФ сегодня затруднена отсутствием адекватного современным условиям педагогического механизма и технологий. На заседании Правительства РФ уже в апреле 2002 г. был констатирован факт — указанная программа не выполняется. Срок её подходит к концу. Готовится принятие очередной такой программы.

Предлагаемая диссертантом система позволяет успешно решить поставленную Правительством задачу. Разработанная модель системы воспитания патриотизма курсантов, безусловно, далека от совершенства. Вместе с тем разработка и апробация модели такой системы создает благоприятные условия для дальнейших исследований в данной области и ее дальнейшего структурного и содержательного совершенствования.

В чем заключается особая актуальность создания современной модели системы воспитания курсантов в российской армии?

Прежде всего, в том, что существующие нормативно-правовые акты (общевоинские Уставы, Приказы МО РФ, Закон о военной обязанности и военной службе) относят патриотизм к профессиональным качествам военных кадров. Курсанты — будущие офицеры.

С учетом того, что в России декларируются цели построения гражданского общества, правового государства, верховенства закона и обеспечение прав человека воспитание патриотизма не может осуществляться в формах соответствующего реалиям прошлого. Определявшее форму прошлой системы содержание с распадом СССР и социализма утрачено. Новая модель должна быть наполнена современным содержанием, а ее форма соответствовать современным реалиям.

Приоритет прав личности учтен в предлагаемой модели.

С учетом сказанного можно сделать следующие выводы:

1. В ходе опытно-экспериментальной работы экспериментальная модель системы воспитания курсантов действующая в реальных условиях военно-учебного заведения подтвердила свою эффективность.

2. Благоприятные социально-педагогические условия для ее успешного функционирования могут быть созданы на уровне Министерства Обороны РФ.

3. Негативное воздействие на эффективность системы патриотического воспитания современных военных кадров оказывают: отсутствие общегосударственных идеологии и ценностейпроведение в российском обществе линии на внедрение чуждых российскому менталитету западных идеологии и ценностей, отсутствие государственного механизма защиты от негативных идеологических и информационно-психологических воздействий.

4. В целом проведенное исследование позволяет сформулировать научные и практические основы моделирования систем воспитания патриотизма в ВВУЗах МОРФ.

Совершенствуя общество, такая богатая населением и ресурсами страна, как Россия не может потерять армию, мир стремительно меняется и мало предсказуем, нарастает военная угроза с Запада и Юга, серьезную внутреннюю опасность представляет усиление сепаратизма, вылившееся на Юге в вооруженный мятеж против центральной власти.

Патриотизм может стать скрепами российского общества, обеспечив его социально-политическое единство и дать россиянам возможность войти в XXI век с уверенностью и историческим оптимизмом, достойно использовав наследие своего Отечества, включая духовно-патриотические традиции.

В целом, проведенное исследование показало актуальность избранной темы.

Предложенные нами методики работы по воспитанию патриотических качеств можно использовать в организации патриотического воспитания курсантов, отработаны технологические схемы развития патриотических качеств военных кадров.

России в ближайшие годы предстоит отстаивать национально-государственные интересы различными способами, включая военные. Сделать это смогут только подготовленные офицеры-патриоты, преданные своему Отечеству.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.А. Моделирование социальных явлений. М.: МГУ, 1978. -44 с.
  2. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности //в кн.: Психология личности в социалистическом обществе.-М.: Наука, 1989.-С. 110−133.
  4. Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев: Наукова Думка, 1965.-304 с.
  5. Н.М. Моделирование сложных систем Киев: Наукова думка, 1968.-88 с.
  6. Н.П. Анализ имитационных педагогических игр //В кн.: Игра в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. -Новосибирск, 1989. С. 11−41.
  7. Н.П. Методические рекомендации к проведению имитационных педагогических игр. Новосибирск, 1986. — 43 с.
  8. П.К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга /Вопросы психологии, 1966. № 3. С. 14−19.
  9. М.Ш., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное обучение. Алма-Ата: Мектен, 1980 — 207 с.
  10. Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание //Социс. 1990. № 7. — С. 42−49.
  11. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
  12. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы. — М.: Высшая школа, 1980. 200 с.
  13. З.М. Метод моделирования в процессе познания социальных явлений: Автореф.дис. .канд.филос.наук. -М., МГУ, 1970. -25 с.
  14. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.-254 с.
  15. A.A. Активные методы обучения. М.: Профиздат, 1986. — 193 с.
  16. A.B. О закономерностях процесса обучения /научно-методический сборник. № 3. М., ВПА, 1971. С. 13−32.
  17. A.B. Основные направления работы кафедры по интенсификации учебного процесса //Опыт работы кафедр по интенсификации учебного процесса и применению активных форм обучения. М.: ВПА, 1984.-С. 15−16.
  18. A.B. Проблемное обучение: итоги подведены, проблемы остаются //Вестник высшей школы. № 11. 1985. С. 23−30.
  19. A.B., Давыдов В. П., Конюхов Н. И., Феденко Н. Ф. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. М.: ВПА, 1981.- 123 с.
  20. A.B., Демин В. Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М.: ВПА, 1967. — 35 с.
  21. A.B., Конюхов Н. И. Теоретические и методические вопросы разработки профессиограмм выпускников академии. М.: ВПА, 1982.-67 с.
  22. A.B., Муцынов С. С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы. М.: ВПА, 1985. — 71 с.
  23. С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981. -143 с.
  24. .П. Оптимизация логико-дидактической структуры учебных предметов в вузе //на материалах курса психологии и педагогики. Дис. канд.пед.наук. М.: ВПА, 1989. — 21 с.
  25. В.Ф., Комар A.B. Конспекты и опорные сигналы. Раздел дидактики. Новосибирск: НВВКУ МВД СССР, 1988. — 103 с.
  26. В.Ф., Комар A.B. Методы активного обучения в системе военно-педагогической подготовки курсантов военно-командных училищ. -Новосибирск: НВВКУ, 1990. 58 с.
  27. Ю.П. Подготовка организаторов образования к анализу управленческой деятельности на основе системы МПЦУ. Барнаул: БГПУД999. — 186 с.
  28. В.П. Конструирование деловых игр. М.: Знамя, 1989.-207 с.
  29. В.П. Программное обучение: Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970 — 300 с.
  30. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 191 с.
  31. H.H. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки //Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: МГУ, 1977. — С. 170−205.
  32. А.Х. Руководство для военных игр. М., 1924. — 403 с.
  33. Большой философский энциклопедический словарь в 2-х т. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 2. — 673 с.
  34. Н.В., Реан A.A. Педагогика: Учебник для ВУЗов. СПб: Питер, 2000. 304 с.
  35. A.A. Моделирование психики. М., 1969. — 141 с.
  36. Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1973. 412 с.
  37. Л.Ф. Компьютерная психодиагностика: проблемы и исследования // Ваша видеотека. Прикладной психологический журнал. 1992. -N 1.-С. 4−13.
  38. Буш Р., Мостеллер Ф. Стохастическая модель обучаемости. М.: Физ-матгиз, 1967. -483 с.
  39. С.К., Керимшеева O.A. Возрождение этносоциальных традиций в процессе воспитания учащихся //Этносоциальные процессы в Сибири /Под ред. Ю. В. Попкова. Новосибирск: изд-во СО РАН, 2000. -Вып.З. -267 с.
  40. В.А. Моделирование в науке и технике //в кн.: Наука и человечество. М.: Знание, 1966. — С. 376−395.
  41. В.А. Принципы моделирования и высшее образование //Вестник высшей школы, 1962. № 11. — С. 15−31.
  42. A.A. Деловая игра как модель профессиональной деятельности. Активные методы обучения и деловые игры. Записи докладов и сообщений. Новосибирск: НГУ, 1981. — С. 21−24.
  43. A.A. Игровые формы контекстного обучения. М.: Знание, 1983.-96 с.
  44. A.A. Психолого-педагогические вопросы проведения деловых игр. М.: 1983. Выпуск 10. — С. 12−19.
  45. A.A. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. -М.: Знание, 1987. 109 с.
  46. А.П. Оптимизация процесса обучения в вузе. Киев: Вища школа, 1979. — 176 с.
  47. В.А. Эффективность сложных систем. Динамические модели. М.: Наука, 1989. — 284 с.
  48. С.Н. Графическое моделирование философского знания и проблем понимания: Дис. Канд.филос.наук. М.: ВПА им. Ленина, 1989.-24 с.
  49. М.Б. Модульный анализ социальных систем: Препринт -46. ПИИ дискретной математики и информатики, 1999. 20 с.
  50. М.Б. Разработка основ модульного проектирования в применении к задачам естествознания и управления: Автореферат диссертации доктора технических наук. Новосибирск, 2000. 27 с.
  51. И. Не быть иностранцами в своем Отечестве //Ориентир. — 1998. № 3.-С. 7−9.
  52. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для ВУЗов. М.: Гар-дирика, 1998.-432 с.
  53. Л.С. Организационно-педагогическая система развития компьютерной культуры педагога. Автореф. дисс. Казань, 1997. — 18 с.
  54. Д.А. Психологическая война (подрывные действия империализма в области общественного сознания). М.: Воениздат, 1983. -288 с.
  55. Д.А. Советский солдат. М.: Воениздат, 1987. 367 с.
  56. В.В. Имитационно-игровые упражнения как средство подготовки студентов и воспитательной работе в школе. Автореферат. канд.пед.наук. МОПИ, 1990. 22 с.
  57. И. Русские знамена //Русь православная. 1997. № 3.
  58. В. Психология народов. М., Эксмо- СПб, 2002. — 863 с.
  59. Р.В. Субъективная модель учебно-познавательной деятельности студентов. В кн.: Прикладная психология в высшей школе. Казань: КГУ, 1979.-С. 179−192.
  60. Г. И. Формирование военно-педагогической направленности у курсантов высших военно-политических училищ. М., ВПА, 1990.215 с.
  61. М.А. Тактические учения и маневры. М.: Воениздат, 1977. -165 с.
  62. Ю.А. Гогоморфизмы и модели. М., Наука, 1975. — 149 с.
  63. Г. Д. Национальные образы мира. М.: Академия, 1998. 430 с.
  64. Ю.В. Игра. Модель. Экономика. М.: Знание, 1989. — 343 с.
  65. С.Р., Сыроежкин И. М. Игровое моделирование экономических процессов. Деловые игры. М.: Экономика, 1976. — 117 с.
  66. И. Отсутствие патриотизма прибежище негодяев / Аргументы и факты, 2004, № 40.
  67. Дж., Стэкли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Педагогика, 1976. — 496 с.
  68. В.М. Введение в кибернетику. Киев: АН УССР, 1964. — 324 с.
  69. В.Н., Филиппов В. Н. Россия, Ленин и современный мир. Барнаул, 1996.-463 с.
  70. В.Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного возрождения России. Барнаул: БГПУ, 1994. 376 с.
  71. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001−2005 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г № 122) //Красная звезда. 2001. — 2 мар.
  72. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. — 423 с.
  73. Давыдов, Варданян. Учебная деятельность и моделирование. Ереван: Луйс, 1981.-220 с.
  74. М.А. К вопросу о методах обучения в советской школе //Советская педагогика. 1956. -№ 10. — С. 87−101.
  75. А.П. Метод моделирования в военной теории и практике. Дис. .канд.философ.наук. -М.: ВПА им. Ленина, 1965. -21 с.
  76. В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. 1994. — N 3. — С. 10—12.
  77. В.А. Теоретические и эмпирические аспекты социологических исследований проблем казачества. Барнаул: АГУ, 1999. 210 с.
  78. B.C. Инновационные технологии: Учебно-методическое пособие /Отв. ред. Ю. М. Резник. М.: Изд-во «Союз», 1996. -154 с.
  79. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 201 с.
  80. М.И., Кандыбович А. А. Психологические проблемы готовности к профессиональной деятельности. Минск: БГУ, 1976. — 175 с.
  81. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии /Пер. с фр. М.: Наука, 1990. 574 с.
  82. Э. Самоубийство: / Социол. этюд /Пер. с франц. А. Н. Ильинского. СПб: Союз, 1998. 494 с.
  83. C.B., Бурков В. Н. и др. Метод деловых игр. М., 1976 — 58 с.
  84. А. В помощь изучающим политологию. Новосибирск: НВОКУ 1994.-Вып. 2.-165 с.
  85. В.М. К теории управленческих имитационных игр. Динамическая и вероятностная оптимизация экономики. Новосибирск, 1978. -С. 131−178.
  86. В.М., Каспаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М.:Наука, 1980. — 272 с.
  87. А.Ж. Дистантная система образования: концепция и опыт её реализации в педвузах и школах. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1995. -20 с.
  88. Г. К. Воспоминания и размышления. М.: АПН, 1987. — 733 с.
  89. В.И. О путях разработки теории активного обучения ввысшей школе. В кн.: Методология и методы исследования проблем педагогики высшей школы. Тюмень, 1980.-С. 5−16.
  90. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» № 5ЭФЗ //Российская газета. 1998.-2 апр.
  91. Закон РФ «О статусе военнослужащих» № 76ФЗ //Российская газета. -1998.-2 июня.
  92. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Наука, 1996.-386 с.
  93. А.И. Евроцентризм и русское национальное самосознание //Социологические исследования. 1996. № 2. — С. 9−14.
  94. Е.В. психологические особенности использования моделей как опора при усвоении знаний высокого уровня абстрактности. Автореферат канд.филос.наук. М., 1980. — 24 с.
  95. Игра в педагогическом процессе. Новосибирск: НГПИ, 1989. — 107 с.
  96. Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987.-231 с.
  97. Информатизация и технологизация социального пространства. Материалы к I Международному симпозиуму по социальным технологиям. -Н.: Новгород: Волго-Вятский кадровый центр, 1994. -234 с.
  98. Информационный сборник по зарубежным странам и армиям. Вып 1(130) /ГУ ГШ ВС РФ /общ. ред. A.A. Костюхина. М.: МОТ, 2001. 73 с.
  99. А.И. Активные методы обучения и их использование в подготовке слушателей академии. М.: ВПА им. Ленина, 1987. — 48 с.
  100. Канн-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -М., 1967.-64 с.
  101. Э.В. Моделирование в общественных науках. М: Высшая школа, 1986.-С. 21−38.
  102. Р.Я. Модель как средство научной организации обучения. Дисс.. канд.пед.наук. -М., ВПА, 1973. -20 с.
  103. К.Н. Разработка методик и создание моделей деятельности специалистов и метод их подготовки. Л.: ЛГУ, 1985. — 186 с.
  104. В.П. Дистанционное обучение в высшей школе: модели и технология // Педагогическая информатика. 1997. — N 2. — С. 56−61.
  105. А.И. Психология управления. М.: Воениздат, 1979. — 321 с.
  106. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 385 с.
  107. Н.В. Профессиональная подготовка слушателя в системе комплексных практических занятий //Проблемы единства теоретической и практической подготовки. М.: ВПА, 1982. — С. 66−76.
  108. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. — 272 с.
  109. А. Деньги для войны / Гудок, 2004, 8 окт.
  110. Концепция создания и развития системы дистанционного образования в России. М., 1995. — 20 с.
  111. В. Как хорошо быть генералом //Советская Сибирь. 1998. -24 мар.
  112. Э.Н. Современные методы в учебном процессе академии. -М.: ВПА им. В. И. Ленина, 1988. 203 с.
  113. Э.Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе. М.: ВПА им. В. И. Ленина, 1980.- 105 с.
  114. Ю.Д. Мир деловой игры. М.: Экономика, 1989. — 175 с.
  115. Краткий политический словарь / Под ред. JI.H. Оникова и Н.В. Шишли-на. М.: Политиздат, 1989. 428 с.
  116. Краткий словарь по научному коммунизму / Под ред. В. Г. Афанасьева. М.: Политиздат, 1989. 509 с.
  117. Краткий словарь по социологии /Под ред. Д. М. Гвишиани и Н. И. Лапина. М.: Политиздат, 1989. 479 с.
  118. Краткий справочник по ОВС НАТО в Европе и Вооруженным Силам Японии. Новосибирск: Краснознаменный Сибирский округ, 1994.- 199 с.
  119. А. Традиции русского офицерства. Новосибирск: изд-во НВОКУ, 1991.-69 с.
  120. А.О. Проблемы развития компьютерных обучающих программ // Высшее образование в России. 1994. — N 3. — С. 12−20.
  121. А., Сергеева Т. Обучающие программы и дидактика // Информатика и образование. 1986. — N 2. — С. 87−90.
  122. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // СОЦИС. -1996. № 5. -С. 3−19.
  123. А.Н. Основы теории моделирования. Пенза, ПТУ, 1 977 205 с.
  124. М. Требования к содержанию и оформлению педагогического сценария // ИНФО. 1989. — N 4. — С. 68−71.
  125. Леви-Стросс Н. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. 536 с.
  126. В.И. О национальной гордости великороссов. Полное собрание сочинений. М.: ИПЛ, 1969. Изд. 5-е. — Т. 26. — С. 106−110.
  127. В.Г. Концептуальная модель дистанционного образования // Триместр. 1996. — N 1. — С. 36−41.
  128. С.Л. Сетевое дистанционное образование в Московском университете экономики, статистики и информации (МЭСИ) // Мир Internet.- 1998. N 7−8. — С. 42-А5.
  129. .Ф. О путях развития психологии //Вопросы психологии, 1978. -№ 5.-С. 31−43.
  130. А.Д. Теоретические основы современной системы воспитания патриотизма военных кадров / Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2001. -252 с.
  131. В.К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности. Дисс.. канд.филос.наук. Минск, МнГУ, 1979. -22 с.
  132. C.B. Историческая этнология. М.: Аспект-Пресс, 1997. 448 с.
  133. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения.- М.: Просвещение, 1988.- 191 с.
  134. К., Энгельс Ф., Ленин В. О войне и армии. М.: Воениздат, 1982. -512с.
  135. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 384 с.
  136. Международный ежегодник по технологии образования и обучения. -Лондон Нью-Йорк, 1978. — 307 с.
  137. Методические рекомендации по проектированию обучающих программ. -Киев, 1986.-24 с.
  138. В.Н. Моделирование и количественные характеристики дидактических объектов. Автореферат канд. дис.наук. М., 1970. — 21 с.
  139. Модели. Алгоритмы. Принятия решений. М.: Наука, 1979. — 250 с.
  140. Моделирование педагогических ситуаций. -М.:Педагогика, 1981. -120 с.
  141. Мультимедиа / Под ред. А. И. Петренко. Киев: Торгово-издательское бюро BHV, 1994.-272 с.
  142. Т.С., Полат Е. С. Средства обучения (Технология создания и использования). М.: УРАО, 1998. — 203 с.
  143. Н. Дубровка и Беслан: кара за равнодушие / Комсомольская правда, 2004, 5 окт.
  144. Некоторые вопросы моделирования алгоритма обучения. Экспресс информация. НИИ ПВШ, 1976. — 105 с.
  145. И.Н. Моделирование и творчество. М.: Знание, 1987. — 276 с.
  146. И. Моделирование сложных систем. М.: Мысль, 1965. — 334 с.
  147. Общевоинские уставы ВС РФ. М.: Воениздат, 1994. 526 с.
  148. Основы вузовской педагогики /под ред. Н. В. Кузьминой. Л.:ЛГУ, 1972.-311 с.
  149. Основы компьютерной грамотности / Е. И. Машбиц, Л. П. Бабенко, JI.B. Верник и др.- Под ред. A.A. Стогния и др. К.: Вища шк. Головное изд-во, 1988.-215 с.
  150. С. На скамью подсудимых за свой счет //Красная звезда. -1998.-28 апр.
  151. Партийно-политическая работа в Вооруженных Силах СССР: Учебное пособие для высших военно-политических училищ / Под ред. А. И. Сорокина. М.: Воениздат, 1989. 408 с.
  152. Партийно-политическая работа в Красной армии. Документы. 19 211 929 / Под ред. М. И. Ясюкова. М.: Воениздат, 1981. — 576 с.
  153. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Ю. Н. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.
  154. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография / Под. ред. Шамовой Т. П., Третьякова П. И. М. — Тюмень, 1994. —227 с.
  155. B.C. Некоторые проблемы ценностных ориентаций военной молодежи // СОЦИС. 1995. № 12. — С. 32−36.
  156. В .Я. Деловые игры. М.: ИПО Профиздат, 1991. — 191 с.
  157. O.A. Русское мужество вот что нам нужно! / Завтра 2004, № 43 с. 7.
  158. Построение экспертных систем / Под ред. Ф. Хейеса-Рота. М.: Мир, 1987.-441 с.
  159. Приказ Министра обороны РФ № 235"0 совершенствовании системы воспитательной работы в ВС РФ". М. -1995. 3 июня.
  160. Применение методов моделирования в дидактике. Хабаровск, 1976. -111 с.
  161. Психология и педагогика высшей военной школы. М.: Военное издательство, 1989. — 366 с.
  162. Ракурс. Сборник / ГУВР ВС РФ /Отв. ред. В. Т. Тимофеев. М.: 12ЦТМО, 1997.-48 с.
  163. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М.: МГУ, 1981.-С. 91−175.
  164. Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: МГУ, 1988. — 287 с.
  165. Сборник задач по моделированию педагогических ситуаций по военной педагогике. Минск, МВВПОУ, 1989. — 67 с.
  166. A.A. Военная игра //Военная мысль. № 10, 1988. С. 17−31.
  167. С.С. Современные информационные технологии. М.: Радио и связь, 1989. — 304 с.
  168. В.П. и др. Развитие компьютерных технологий в дистанционном обучении (в обзоре «НИТ в образовании). М.: НИИВО, 1999. -Вып. 3. — С. 43−62.
  169. А.И. Интервью газете «Известия» //Известия. 1990. 10 янв.
  170. С. Трансформация ценностей военной службы // СОЦИС. -1996. № 9.-С. 15−20.
  171. С.С. Методика измерения социальной напряженности //СОЦИС. 1993. № 12. — С. 68−73.
  172. Н.М., Сонин А. И. Особенности дистанционного обучения в системе высшего образования // Вестник МГТУ. 1998. — N 2. — С. 31−36.
  173. Дж. Насилие по кругу / Советская Россия, 2004, 12 окт.
  174. Социализм — выбор истории: Сб. науч. ст./ Под ред. Москаленко А. Т. Новосибирск: 1998. 276 с.
  175. Социальные технологии. Толковый словарь /Под ред. Л. Я. Дятченко, В. Н. Иванова. Белгород: Луч-Центр социальных технологий, 1995. -309 с.
  176. Справочно-аналитический материал по проблемам стабилизации офицерских кадров. ГУВР ВС РФ. М.: ЦТ МО, 1998. Вып. 3. — 36 с.
  177. Н.Ф. Деятельный подход к учению и программированное обучение. М.: Педагогика, 1984. — 269 с.
  178. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. -134 с.
  179. В.Н. Фундаментальные основы современного социологического знания. Барнаул Новосибирск, Изд — во AzBuka, 2004. — 496 с.
  180. А.И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971.-311с.
  181. .А. Личностно профессиональное развитие курсантов ВВУЗов. Автореферат дисс.докт.пед.наук. Барнаул, 2000. 37 с.
  182. Философский словарь //под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. --583 с.
  183. Л.М. Моделирование в психологии и психология моделирова-ния//Вопросы психологии. 1977. № 2. С. 26−30.
  184. А.Г. Дистанционное обучение в системе непрерывного образования. М.: Изд-во СГА, 2003. — 259 с.
  185. И.К. Программно-целевая психология управления. 3-е изд. Барнаул: изд-во БГПУ, 1998. — 216 с.
  186. А. Закон войны //Завтра. 2000. № 39.
  187. М. Не для парада, для боя //Независимое военное обозрение. -2001. 16−22 февраля.
  188. В.А. Моделирование и философия. M.-JL: Наука, 1966 — 301 с.
  189. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  190. Д.Б., Давыдов В. В. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ // Психологическая наука и образование.- 1996.-N1.-С. 42−45.
  191. Яременко. Допинг для гражданина в униформе //Ориентир. 1996. № 1. -С. 29−30.
  192. Durkheim A. Les formes elementaires de la vie religieuse. London. 1912.- 603 p.185
Заполнить форму текущей работой