Специфика дидактического материала в работе по развитию речи в 6-7 классах осетинской национальной школы
Диссертация
В процессе обучения формирование речевой компетенции школьника происходило на образцах правильной и красивой речи. При работе с текстами ученикам предоставлялась возможность испробовать силы в собственных речевых действиях (вопросы, ответы, рассуждения по поводу текстов). Особую роль здесь играет содержание текстов. В плане проводимого экспериментального обучения мы наблюдали большой интерес… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретические основы развития русской речи учащихся при изучении текста в осетинской школе
- 1. 1. Текст как языковая единица
- 1. 2. Семантическая характеристика текста
- 1. 3. Единицы текста
- 1. 3. 1. Сложное синтаксическое целое
- 1. 3. 2. Предложение как единица текста 59 1.4. Сопоставительный анализ текстовых единиц в русском и осетинском языках
- 2. 1. Вопрос об изучении текста в учебно-методической литературе для ь национальной школы
- 2. 2. Роль национально-регионального компонента в курсе русского языка в 6−7 классах осетинской школы
- 2. 3. Диагностирование сформированное&trade- коммуникативных навыков у учащихся 6−7 классов осетинской школы
- 2. 4. Мотивация развития письменной русской речи учащихся национальных школ
- 3. 1. Принципы и методы обучения речевой деятельности
- 3. 2. Отбор и организация учебного материала
- 3. 3. Использование текста как основы работы по развитию речи учащихся-осетин
- 3. 4. Результаты экспериментального обучения
Список литературы
- Алекешова Л.Б. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в национальных группах вуза. Автореферат дисс. На соискание уч. степени кандидата пед. наук. М. — 1996. — 21 с.
- Алликметс К.П., Метса A.A. Поговорим. Поспорим.: Учебное пособие для углубленного изучения русского языка в старших классах нац. шк. Л.: Просвещение, Лен. отд-ние. — 1987. — 320 с.
- Альмухаметов Р.В. Развитие связной речи учащихся башкирской школы / Сб. кафедры русского языка Стерлитамакского госпединститута. Под ред. Альмухаметова Р. В. Уфа. — 1984.
- Антонова Е.С. Тайна текста // Русский язык в школе. — 2000. № 5. — С. 311.- № 6.- С. 3−8.
- Арутюнов А.Р., Чеботарев П. Г., Музруков Н. Б. Игровые задания на уроках русского языка: Книга для преподавателя. М.: Русский язык. — 1984. — 216 с.
- Арутюнов А.Р., Чеботарев П. Г., Музруков Н.Б, Игровые задания на уроках русского языка: Книга для учащихся. Учебное пособие. М.: Русский язык. -1985.-288 с.
- Бабайлова А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та // Под ред. А. А. Леонтьева. — 1987.- 151 с.
- Бекоева М.Т. Реализация национально-регионального компонента в общеобразовательных школах РСО-Алания // Лингвистические этюды. Вып. 8.: Сб. научн. трудов / Под ред. проф. З. Х. Тедтоевой. Владикавказ. — 2003. — 303 с.
- Белогурова М.Б. Понятие текста как речевой единицы // Лингвистические этюды. Вып. 7.: Сб. научн. трудов / Под ред. проф. З. Х. Тедтоевой. -Владикавказ. 2001. — 300 с.
- Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы. М.: Просвещение. — 1988. — 254 с.
- Благова Н.Г., Коренева Л. А., Родченко О. Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для образовательной школы) //РЯШ.- 1993.-№ 4.- С. 16−19.
- Боброва C.B. Я и мой язык // Русская словесность. — 2003. № 7. — С. 38−42. П. Богданова Г. А. К урокам по теме «Имя прилагательное» (V класс) // Русская словесность. — 2002. — № 5. — С. 45−49.
- Бойцова А.Ф. Лингвистические основы методики преподавания русского и родного языка в национальной школе. Л.: Просвещение. 1975. — 238 с.
- Болотнова U.C. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск: Изд. Томского унта. — 1992.-309 с.
- Бондаренко И.П. Реализация обучающего потенциала языковой среды при включенном обучении (лексический аспект). РЯЗР. — 1989. — № 1.- С.81−87.
- Бондаренко С.М., Граник Г. Г. Использование пушкинских текстов в обучении русскому языку // Русская словесность. 2003. — № 5. — С.53−56.
- Бондаренко С.М. Изложение с продолжением // Русский язык в школе. -2003.- № 6. -С. 31−35.
- Брагина A.A. Лексика языка и культура страны: Изучение лексики в лингвострановедческом аспекте. Изд. 2-е. М.: Рус. Яз. — 1986. — 176 с.
- Бурвикова Н.Д. Типология текстов для аудиторной и внеаудиторной работы. М.- 1988.- 116 с.
- Бутакова JI.O. Взгляд на качества письменной речи сквозь призму отношений «автор текст» // Русский язык в школе. — 2001.- № 1. — С. 23−31.
- Бухбиндер В.Л. О некоторых теоретических и прикладных аспектах лингвистики текста.- В сб.: Лингвистика текста и обучение иностранным языкам Под ред. В. А. Бухбиндера V- Киев: Вища школа. 1978.
- Бухбиндер В.А., Розанов Е. Д. О целостности и структуре текста // Вопросы языкознания. 1977. — № 6. — С. 73- 86.
- Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. 1996. — № 1. — С. 44.
- Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках // Русская словесность. 2003, № 1. — С. 35.
- Быстрова Е.А. Русский язык в школах многонациональной России. Русский язык в школе. 2004. — № 2. — С. 44−48.
- Васильев Л.М. О категориях и понятиях лингвистики текста // Проблемы культуры, языка, воспитания. Архангельск, 1994. — С. 4−10.
- Введенская Л.А., Червинский П. П. Теория и практика русской речи / Новые темы в программе для школы и вуза. Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс». -1997.-480 с.
- Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение. — 1983. — 128 с.
- Верещагин Е.М. Порождение речи: латентный процесс. М. — 1968. — 190 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного: Сб. науч.-метод. статей / Институт русского языка им. А. С. Пушкина. М.: Русский язык. — 1979. — 216 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. -М.: Русский язык. 1980. — 320 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного: Сб. науч.-метод. статей / Институт русского языка им. А. С. Пушкина, 4-е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык. — 1979. — 216 с.
- Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике. Избранные труды. -М.: Наука.- 1975.-559 с.
- Витт Н.В. Характеристика учебного текста и задания к нему.- М.: Высшая школа. 1976. -213 с.
- Вишневский Е.И. Аппарат упражнений в свете разных подходов к обучению иностранному языку. // ИЯШ. 1983. — № 6. — С. 28−33.
- Воробьев В.В. Лингвокультурология. М. — 1997.-380 с.
- Воробьев В.В. О статусе лингвокультурологии // Материалы IX конгресса МАПРЯЛ. Доклады и сообщения российских ученых. Братислава / Под ред. Ю. Е. Прохорова. М. — 1999. — С. 96−117.
- Вохмина Л.Л. -. Хочешь говорить говори: 300 упражнений по обучению устной речи. - М.: Рус. яз. - 1993. - 197 с.
- Вятютнев М.Н. Традиции и инновации в методике преподавания русского языка как иностранного//Русский язык за рубежом. 1985. — № 5. С. 27−30
- Вятютнев М.Н. Проблема отбора учебного материала // Сб. статей под ред. М. Н. Вятютнева. М.: Изд-во МГУ. — 1971. — 140 с.
- Гак В.Г. О семантической организации текста / Лингвистика текста. Материалы научной конференции, ч. 1.-М.: МГПИИЯ. 1974.-С.61−66.
- Гальперин И.Р. О понятии «текст» // в сб.: Лингвистика текста. Материалы научной конференции, чЛ. М. — 1974. — С.67−73.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М. -1981.- 139 с.
- Гвазава В.И. Народная мудрость как источник нравственного воспитания // Русский язык в школе. — 2003. № 3. — С. 38−42.
- Генцелъ Я. Билингвальная модель порождения высказывания и вопросы оптимизации преподавания русского языка как иностранного // Русский язык за рубежом. 1992. — № 2. — С. 19−24.
- Гурицкая И. Л. Отбор страноведческого и лингвострановедческого материала в целях включения его в учебные тексты с учетом места обучения. В сб. Лингвострановедение и текст. — М.: Рус. яз. — 1988. —С.128−155.
- Дейкина А.Д., Новожилова Ф. А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. 2-е изд. — М.: Флинта. — Наука. — 2000. — 144 с.
- Дешериев Ю.Д. Взаимоотношение развития национальных языков и национальных культур. М. — 1980. — 198 с.
- Диалог: лингвистические и методические аспекты: Сб. науч. Тр. // Под ред. З. Н. Афинской. М.: Изд-во МГУ. — 1992. — 77 с.
- Дзуцев Э.С. Обучение связной русской речи учащихся 4−6 классов осетинской школы. Ордожникидзе. — 1984. — 99 с.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. — М.: Педагогика. 1982. — 176 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР. — 1958. — 243 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М. — 1992. — С.9.
- Зарубина Н.Д. Текст: лингвистические и методические аспекты. — М.:
- Русский язык. 1981. — 113 с.
- Земская Е.Л. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения.-2-е изд.-М.: Русский язык. 1987.-240 с.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. -М. 1985.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному язык. М.: Русский язык. -1989.-219 с. 69.3олотова Г. А. Роль ремы в структурной организации и типологии текста // Синтаксис текста. М. — 1979.- 297 с.
- Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: Учебное пособие. 2-е изд. — М.: Флинта, Наука. — 2000. — 200 с.
- Ивлева З.Н. История и культура на уроках русского языка и развития речи на примере Санкт-Петербурга. СПб. — 1998. — 250 с.
- Изаренков Д.И. Аппарат упражнений в системном описании // РЯЗР. 1994. -т.-С. 64−71.
- Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов. // РЯЗР. 1990. — № 3.
- Ильенко С.Г. Синтаксические единицы в тексте. Л. — 1989. — 61 с.
- Ильин М. С. Основы теории упражнений по иностранному языку. — М. 1975.- 151 с.
- Ииполитова H.A. Работа с текстом при изучении синтаксиса // Русский язык в школе. 1991.-№ 3. -С. 16−18.
- Исламшин P.A. Национально-региональный компонент обогащает содержание школьных курсов // Народное образование. — 1999. № 6. — С.53−56.
- Исламова JI.A. Связные тексты и их роль в развитии речи учащихся в условиях двуязычия // Русский язык в башкирской школе. Уфа. — 1983. — № 2.- С. 24−25.
- Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. М.: Флинта, Наука. — 1998. — 496 с.
- Каменская O.JI. Текст и коммуникация: Учебное пособие для ин-тов фак-тов иностр. яз. М.: Высш. шк, 1990. -152 с.
- Капинос В.И., Сергеева H.H., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 кл.: Кн. для учителя. М.: Просвещение. — 1991. — 342 с.
- Каримова A.C. Использование мотивационных возможностей текстов на уроках русского языка в начальной школе / на материале VI-VII классов/: Дисс.. канд. пед. наук. Ташкент. — 1990. — 26 с.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М. — 1975. — 398 с.
- Корчагина Л.М. Развитие речи и культура общения // Русский язык в школе. 2002, № 1.-С. 33−37.
- Костомаров В.Г. О лингвистических и методических основах программ по РКИ.-М. 1973.- 142 с.
- Костомаров В.Г., Верещагин Е. М. В поисках новых путей развития лингвострановедения: Концепция речеповеденческой тактики. — М.: Гос. Ин-т рус. яз. 1999.-84 с.
- Костомаров В.Г., Прохоров Ю. Е., Чернявская Т. Н. и др. Язык и культура. Новое в теории и практике лингвострановедения: Докл. На VIII конгр. МАПРЯЛ, ФРГ, Регенсбург. М.: ИРЯП. — 1994. — 48 с.
- Красновский Л.З. Развитие речи учащихся на основе театральных впечатлений // Русская словесность. — 2003. № 1. — С. 48−53.
- Кудрявцева О.Л. Межкультурная коммуникация в практике преподавания русского языка финским учащимся. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб. -2000. — 20 с.
- Кулибина Н.В. Методика лингвострановедческой работы над художественным текстом. М. — 1987. — 115 с.
- Кулибина H.B. Читать и думать (Художественный текст на уроках русского языка) // Русский язык за рубежом. 1999. — Кч 4. — С. 66−72.
- Кучиева J1.A. Методика изучения связного текста в старших классах национальной школы.- Владикавказ: ИР. 1993. — 128 с.
- Ладыженская Т.А., Баранов М. Т. Особенности языка ученических изложений. М.: Просвещение, 1965. — 167 с.
- Ладыженская Т.А., Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка. 5 класс: Книга для учителя. М.: Флинта, наука, 1999. — 328 с.
- Леонтьев A.A. Признаки связности и цельности текста. Сб. Лингвистика текста. М. — 1974. — чЛ. — 372 с.
- Леонтьев A.A. Основы теории речевой деятельности. М. — 1974. — 290с.
- Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М. 1969.- 364 с.
- Леонтьева H.H. Устранение некоторых видов избыточной информации в естественном языке // Машинный перевод и прикладная лингвистика. Вып. 10. -М.- 1961. С.96−103.
- Ларионова Л.Г. Упражнения с комплексными заданиями (VI класс) // Русская словесность. 2003. — № 5. — С. 51−57.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М. — 1976.248 с.
- Липецкая Л.М. Изучение понятия о тексте как основной единице связной речи на занятиях практикума // Рекомендации к проведению занятий по МПРЯ / Отв. ред. Ладыженская Т.А.- М.: МГПИ. 1984. — 278 с.
- Лилеева Л.Г. Научно-методические основы комплексного лингвокультуроведческого спецкурса для зарубежных филологов-русистов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. — 1998. — 20 с.
- Лосева Л.М. Как строится текст. М. — 1980.-271 с.
- Лосева Л.М. О синтаксическом и семантическом аспектах целостности текста. / Лингвистика текста, МНК ч. 1. М. — 1974. — С. 176−184.
- Лосева Л.М. Синтаксическая структура целых текстов. Одесса. — 1971. — 143 с.
- Лунева Л.П. Краеведение как источник обновления современной методики русского языка // Русская словесность. 2002. — № 6. — С. 43−45
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ. — 1979.-320с.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение. — 1988. — 240 с.
- Львова С.И. Уроки словесности. 5−9 классы.- 2-е изд. М.: Дрофа. — 1997. -416с.
- Львова С.И. Язык в речевом общении: Факультативный курс: (8−9 кл.): Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. -128 с.
- Львова С.И. Развитие языкового чутья и опора на него в обучении родному языку // Русская словесность. 2003. — № 1. — С. 41−46.
- Маслов Б.А. Проблема связности между предложениями в связном тексте. //Лингвистика текста, МНК. М. — 1974. — С. 187−190.
- Мастерство устной речи. Пособие для учителя // Под ред. В. В. Голубкова. Изд 2-е. М.: Просвещение. — 1967. — 200 с.
- Махновская Н.И. Обучение аргументированию в XI классе (из опыта работы) // Русская словесность. 2003 — № 3, 4. — С. 63−67, С. 49−53.
- Мачулина М.А. Краеведческий компонент на уроках словесности // Русская словесность. 2004. — № 2. — С. 51 -55.
- Метса А.А., Алликметс К. П. Коммуникативно ориентированные учебники вчера, сегодня, завтра // Русский язык за рубежом. 1998. № 4.
- Методика развития речи на уроках развития речи: Пособие для учителей / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Куиалова и др. / Под ред. ТА.Ладыженской. М.: Просвещение. — 1980. — 239 с.
- Методика преподавания русского языка как иностранного. / Митрофанова О. Д., Костомаров В. Г. и др. М.: Русский язык. — 1990. — 284 с.
- Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. / Под редакцией Т. А Ладыженской / М.: Просвещение. — 1991. С. 79.
- Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ииполитова, Т. А. Ладыженская, М. РЛьвов- Под ред. М. Т. Баранова. М.: Издательский центр «Академия». -2000.-368 с.
- Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ). Шакирова Л. З., Сабаткоев Р. Б. Пособие для учителя. — СПб: Филиал изд-ва «Просвещение" — Казань: „Магариф“. — 2003.-376 с.
- Методические указания к факультативному курсу „Теория и практика сочинений различных жанров“ (УШ-1Х кл.): Пособие для учителя. /Сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. М.: Просвещение. — 1990. — 126 с.
- Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебное пособие для студентов и учителей словесников. М.: Флинта: Наука. — 1999. — 256 с.
- Митрофанова О. Д. Лингвистические уроки и прогнозы конца XX века // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ. Доклады и сообщения российских ученых. -М.- 1999.-464 с.
- Митрофанова О. Д., Костомаров В. Г. Методика преподавания РКИ. М.: Рус. яз. — 1990.-268 с.
- Москальская О. И. Текст как лингвистическое понятие. Лингвистика текста. Сб. ст. М. — 1979. — 172с.
- Москальская О.И. Текст два понимания и два подхода. В сб.: Русский язык: Функционирование грамматических категорий текст и контекст. — М. -1999.-264 с.
- Москальская О.И. Грамматика текста. М.: Высшая школа. — 1981. -183 с.
- Москальская О.И. Текст как лингвистическое понятие // ИЯШ. 1987. -Л» 3. — С. 25−29.
- Мурзин Л.Н. О лингвокультурологии, ее содержании и методах. Сб.: Русская разговорная речь как явление городской культуры. — Екатеринбург. -1996.-С. 1−7.
- Нечаева O.A. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Докт. дис. — М. 1975.
- Никитина Е.И. Русская речь. М.: Просвещение. — 1982. — 397 с.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебн. пособию «Русская речь. 5−7 классы»: 6 кл. М.: Дрофа. — 1999. — 126 с.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебн. пособию «Русская речь. 5−7 классы»: 7 кл. М.: Дрофа. — 1999. — 96 с.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебн. пособию «Русская речь. 5−7 классы»: 5 кл. М.: Дрофа. — 2000. — 144 с.
- Никитина Е.И. Уроки русского яхзыка: 4 класс. /Из опыта работы/: Книга для учителя. М.: Просвещение. — 1985. — 240 с.
- Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. М.: Наука. 1983. — 215с.
- Новиков А.И., Чистякова Г. Д. Содержание текста и его основные единицы // В сб.: Фонетика и психология речи. Иваново. — 1981. — 346 с.
- Ониненко Н.К., Никитина E.H. Языковые единицы и контекст // Русская словесность. 2004. — Л!" 3. — С. 55−62.
- Откупщикова М.И. Замещение предикатов посредством местоименных слов особого типа. // Лингвистические проблемы. Вып. III. JI. — 1976. -С.116−131.
- Откупщикова М.И. О некоторых проблемах лингвистики текста //Лингвистика текста. Грозный. — 1979. -120 с.
- Откупщикова М.И. Семантическая классификация местоимений (разряд кванторных). // Лингвистические проблемы. Вып.IV. С. 56−72.
- Оценка знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку: (Сборник статей из опыта работы). Пособие для учителя / Сост. В. И. Капинос, Т. А. Костяева. М.: Просвещение. — 1986. — 144 с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение. — 1989. — 276 с.
- Пассов Е.И. Коомуникативное иноязычное образование. Концепция индивидуальности в диалоге культур. — Липецк: Изд-во Липецкого гос. ун-та. — 1999.- 159 с.
- Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // Русский язык в школе. М. — 2000. -№ 4. — С. 3
- Пахнова Т.М. Развивающая среда как средство приобщения к культуре // Русский язык в школе. 2003. — К" 4, 5. — С. 8−17, С. 3−9.
- Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской: сост. А. А. Князьков. М.: Флинта, Наука. — 1998.-312 с.
- Першина Л.Р. Текст как основа обучения связной речи // Обучение речевому общению на русском языке в нац. шк. и вузах Башкирии: Тезисы докл. -Уфа. 1989.-С. 45−46.
- Пленкин H.A. Игра «Кубики» как пособие при изучении текста. // РЯШ. -1989. -№ 4.-С. 11−14.
- Пономарева Л.Д. Речетворчество учащихся: синергетический подход // Русский язык в школе. 2002. — № 6. — С. 3
- Прохоров IO.E. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М. — 1998.- 225 с.
- Пурцеладзе В.П. Текст как манифест речевой деятельности // Текст и его роль в обучении говорению. Тбилиси — 1987. — С. 53−57.
- Реферовская Е.А. Лингвистическое исследование структуры текста. Л.: Наука. — 1983.-276 с.
- Речь. Речь. Речь: Книга для учителя /Под ред. Т. Л. Ладыженской. -М.: Педагогика. 1990.- 336 с.
- Розенталь Д., Голуб И., Кахтев Н. Русский язык для школьников пятых-девятых классов. Путешествие в страну слов. М.: Изд. дом «Дрофа». — 1995. -400 с.
- Рябова Т.В. Механизмы порождения речи по данным афазиологии // Вопросы порождения речи и обучения языку. М. — 1967.- 318 с.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. 3-е изд. — М. — 1985. — 543 с.
- Русская разговорная речь. / Под ред. Е. А. Земской. 1978. — 485 с.
- Рыбникова М.А. Мотивация развития речи школьников / Сб. науч. работ.- Майкоп. 2004. 309 с.
- Сабаткоев Р.Б. Методика развития связной русской речи в осетинской школе. Орджоникидзе. — 1979. — 135 с.
- Северный Кавказ. Образование: история и современность. Коллективная монография. Пятигорский государственный лингвистический университет. -Пятигорск. 2001. — 355 с.
- Синицын В.А. Путь к слову . М. — 1997. — 217 с.
- Система обучения сочинениям на уроках русского языка Пособие для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. 3-еизд., испр. М.: Просвещение, 1978. -286 с.
- Система обучения сочинениям на уроках русского языка: Пособие для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. 3-еизд., испр. М.: Просвещение. — 1978. -323 с.
- Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. — М.: Русский язык. 1981.-287 с
- Словарь иностранных слов. М.: Русский язык. — 1996. — 606 с.
- Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. М.: Высшая школа. -1973.
- Срезневский H.H. Мысли об истории русского языка. -М. 1959.
- Степанова JI.C. Работа над наименованием автора в сочинениях учащихся // Русский язык в школе. 2002. — № 3. — С. 3- 7.
- Сукунов Х.Х., Величук Л. П. О разработке типовой модели национальной школы (для школ Северного Кавказа). М. — 1996. — 39 с.
- Сукунов Х.Х. и др. К проблеме национально-регионального компонента в содержании образования. М. — 1998. — 106 с.
- Таутиева И.Х. К вопросу о соотношении федерального и национально-регионального компонента в содержании образования // Лингвистические этюды. Вып. 8.: Сб. научи, трудов / Под ред. проф. З. Х. Тедтоевой. -Владикавказ. 2003. — С. 32−42.
- Текст как объект комплексного анализа в вузе: Межвузовский сборник научных трудов. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена. — 1984. — 159 с.
- Текучев A.B. Преподавание русского языка в диалектных условиях. М. — 1974.- 176 с.
- Текучев A.B. Методика русского языка в средней школе: Учебник для студ. пед. ин-тов по спец. № 2101 «Русский язык и лит.». Изд. 3-е, перераб. М.: Просвещение. — 1980. — 414 с.
- Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический, лингвокультурологический аспекты. М.: Школа. Языки русской культуры. -1996.-288 с.
- Теремова P.M. Текст в обучении иностранных стажеров устной речи // Герценовские чтения. Проблемы обучения неродным языкам. Материалы международной конференции. СПб.: Образование. — 1994. — С. 87−88.
- Теремова P.M. Лингвокультурологический аспект в национально ориентированном курсе русского языка. Белосток: Linguodidactica. — 1998. -С. 201−204.
- Тураева З.Я. Лингвистика текста / Текст: структура и семантика/ Учебное пособие для студентов пединститута по специальности № 2103 «Иностранный язык».- М.: Просвещение. 1986. — 127 с.
- Углубленное изучение русского языка в национальной школе / Под ред. З. П. Даунене. Л.: Просвещение, Ленингр. отд. — 1989. — 237 с.
- Ушинский К.Д. Родное слово. Избр. пед. соч., т.2. — М. — 1949. — 735 с.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М. — 1984.
- Федорова Л.Л. К понятию коммуникативной компетенции. Дис.. канд. фил. наук. — М. — 1980. — 201 с.
- Фигуровский И.А. Синтаксическая целостность текста и ученические письменные работы. М.: Учпедгиз. — 1961. — 171 с.
- Фигуровский И.А. Основные направления в исследованиях синтаксиса целого текста. Лингвистика текста. М.: МГПИИЯ. — 1974.-С. 108−115.
- Филлипов К.А. Лингвистика текста и проблемы анализа устной речи: Уч. пособ. Л.: Изд-во ЛГУ. — 1989. — 96 с.
- Харченкова Л.И. Диалог культур в обучении русскому языку как иностранному. СПб.: «Сударыня». — 1994. — 142 с.
- Хасанншна Л.З. Лингводидактические основы использования художественных текстов на уроках русского языка в старших классах национальной школы. Дисс. канд. пед. наук. М. — 1990.
- Человек Текст — Культура: Коллективная монография / Под ред. И. А. Купиной, Т. В. Мавеевой. — Екатеринбург, 1995. 235 с.
- Черджиев A.B., Белогуров А. Ю. От века к веку. Страницы образования в Северной Осетии. М.: Изд. «Арт-Бизнес-Центр». — 2001. — 335 с.
- Чернова А.Н. Изложения в V-XI классах на спортивные темы // Русская словесность. — 2004, A’ii 2. С. 59−63.
- Чернявская Т.Н. Приемы создания и использования текстовых материалов учебника русского языка для иностранцев в лингвострановедческих целях. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. — 1983. — 23с.
- Чистякова Г. Д. Исследование понимания текста как функции его смысловой структуры. Автореф. дис. канд. психол. наук. — М. — 1975. -21с.
- Чистякова Г. Д. Формирование предметного кода как основа понимания текста // Вопросы психологии. 1981. — № 4. — С. 50−59.
- Шанский Н.М. Русское языкознание и лингводидактика: Сб. ст. М. — 1985.
- Шакирова Л.З., Саяхова Л.Т, Закирьянов К. З. и др. Методика преподавания русского языка в национальной школе: Учебное пособие для учащихся нац. групп пед. училищ. / Под ред. Л. З. Шакировой. Л.: Просвещение, Лен. отделение.- 1990. — 416 с.
- Шаповалова. И.А. Теоретические основы обучения учащихся национальной школы лингвистическому анализу текста: Дис.. доктора пед. наук. М., 1994
- Шатилов С.Ф. Новые направления в методике преподавания иностранных языков в школе и вузе: Межвуз. сб. науч. трудов. — Изд. 2-е. М.: Просвещение. — 1985. — С.38−47.
- Шипицина Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1997. — 256 с.
- Шульгина Н.П. Текст на уроках итогового повторения // Русский язык в школе. 2002. — № 2. — С. 19−23.
- Шульгина Н.П. Личностно ориентированное обучение на уроках внеклассного чтения по русскому языку // Русская словесность. — 2002. № 2. -С. 49−55.
- Шульгина Н.П. Работа с текстом как средство формирования личности ученика // Русская словесность. 2003. — № 3. — С. 29−36.
- Шульгина Н.П., Кухтенков П. М. Региональный компонент на уроках родного языка // Русская словесность. 2003. — № 6. — С. 39−43.
- Шхапацева М.Х. Развитие связной русской речи учащихся. — Майкоп. -1995.- 133 с.
- Шхапацева М.Х., Намитокова Р. Ю. Дидактический материал по русскому языку. Майкоп. — 1998. — 125 с.
- Юлдашева Л.В. Методологические и методические аспекты проблемы языка как культурно-исторической среды // Русский язык в школе. — 1990. -№ 4.-С. 41−47.
- Юровских O.A. Краеведение на уроках русского языка в классах компенсирующего обучения // Русский язык в школе. 2000. — № 5. — С. 36−40.
- Якубина Л.В. Анализ пространственных отношений текста // Русская словесность. 2002. — № 1.-С. 41−43.
- Ярыгина Е.С. Рассуждение как вид речевой тактики // Русская словесность. 2003. — № 3. — С. 38−43.