Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным обра-зом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать жела-ния и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реа-лизовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие эмпатии детей в этот период. Проблема формирования эмпатии у дошкольников — проблема важная… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Понятие эмпатии и эмоций в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
    • 1. 3. Педагогические условия формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 2. 1. Диагностика сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 2. Реализация условий формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 3. Анализ опытно-экспериментальной работы по реализации условий формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
  • СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЕ

Формирование эмпатии у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема формирования эмпатии у дошкольников — проблема важная и актуальная. Особо актуальна она в настоящее время, когда большинство детей воспитывается в дошкольных учреждениях. Однако до сих пор многие стороны проблемы освещены далеко не полностью.

При определении актуальности проблемы мы исходили из конкретного опыта работы специалистов дошкольного образования, анализа литературных источников по рассматриваемой проблеме.

Актуальность исследования обусловлена рядом факторов:

— социальным заказом на формирование эмпатии у ребенка-дошкольника с момента дошкольного детства;

— возможностью формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в играх.

Эмпатия (от греч. empathtia — сопереживание) — постижение эмоциональ-ного состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого челове-ка.

Эмпатия у дошкольников характеризуются их естественным стремлением быть хорошими, готовностью оказать помощь, доброжелательностью, вежливо-стью, сопереживанием. Предпосылками, способствующими формированию достаточно высокого уровня эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, является более осознанное нравственное поведение, активность, развивающаяся способность к подражанию и своеобразному отображению окружающей дейст-вительности в игре.

Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) — это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи, получал не-обходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяет-ся круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих отноше-ний, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное же-лание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Преодолев кризис 3-х лет, ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Ролевая и театрализованная игра, или как их еще называют — творческая игра — появляется в дошкольном возрасте. Игра — это деятельность детей, в ко-торой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определен-ную роль, имеет и соответствующий этой роли образ — доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может су-ществовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмо-ции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все роле-вые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным со-держанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отно-шений.

В дошкольной педагогике подчеркивается, что эмпатия у дошкольников наилучшим образом формируется в основной, характерной для дошкольников деятельности — игре.

Игра, по мнению Эльконина Д. Б., является школой практической морали в смысле освоения детьми человеческих взаимоотношений. Выготский Л. С. на-звал игру «девятым валом детского развития».

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным обра-зом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать жела-ния и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реа-лизовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие эмпатии детей в этот период.

Несмотря на традиционное декларирование важности формирования эм-патии у детей старшего дошкольного возраста эта проблема так и не стала при-оритетной в реальной практике ДОУ.

В процессе исследования проблемы формирования эмпатии у старших дошкольников нами были выявлены противоречия между:

• необходимостью формирования эмпатии у детей старшего дошко-льного возраста и отсутствием специальной работы по ее формированию в ус-ловиях ДОУ;

• декларируемым принципом взаимосвязи теории и практики и от-сутствием механизма его реализации в реальной практике специалистов ДОУ.

Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследова-ния, которая заключается в преодолении противоречий путем поиска условий, обеспечивающих формирование эмпатии у детей старшего дошкольного воз-раста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для сту-дентов высших педагогических учебных заведений [текст] / Под ред. В. А. Сластёнина. — 3-е издание, стер. — М.: Академия, 2004. — 264 с.
  2. , Н.П. Воспитание игрой [текст]. — М.: Просвещение, 1987. — 253 с.
  3. , М. Переживание и образ [текст] // Обруч. — 1998. — № 1. — С.9−11.
  4. , Л.В. Театрализованные игры дошкольника [текст]. — М.: Просвещение, 1991. — 126 с.
  5. , Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке [текст]. — М.: Линка-Пресс, 1997. — 144 с.
  6. , Б.Н. Общие проблемы психологии искусства [текст]. — М.: Знание, 1981. — 44 с.
  7. , Т. М. Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей (культурных символов) в индивидуальном сознании [текст] // Вопро-сы психологии. — 1997. — № 5. — С.44−49.
  8. , С. Театр начинается с тренировки [текст] // Обруч. — 1997. — № 6. — С.30−32.
  9. , В.Я. Творческие игры старших дошкольников [текст]. — М.: Просвещение, 1981. — 204 с.
  10. , Л.С. Психология искусства [текст]. — М.: Просвещение, 1987. — 226 с.
  11. , Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1996. — № 6. — С.59−62.
  12. , Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. [текст] / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982. — 687 с.
  13. , Х. Г. Истина и метод [текст]. — М.: Прогресс, 1988. — 148 с.
  14. , Т.Н. Развитие детей 6−7 лет в театрализованной деятель-ности: пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства — в отрочество» [текст]. — М.: Просвещение, 1999. — 80 с.
  15. Дошкольная педагогика [текст] / Под ред. В. И. Логиновой, П.Г. Са-моруковой. — М.: Просвещение, 1988. — 450 с.
  16. , М. Понять понимание, почувствовать чувство [текст] // Обруч. — 1996. — С.19−21.
  17. , Р.И. Игра и ее педагогическое значение [текст]. — М.: Просвещение, 1975. — 54 с.
  18. , И. А. Педагогическая психология [текст]. — М.: Академия, 2000. — 369 с.
  19. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник [текст] / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 192 с.
  20. , В. Звуки скажут больше, чем слова [текст] // Обруч. — 1997. — № 5. — С.38−40.
  21. , Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь [текст]. — М.: Академия, 2001. — 176 с.
  22. , Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шес-тилетнего возраста [текст]. — М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
  23. Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навы-ков общения у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспита-ние. — 1999. — № 10. — С.42.
  24. , Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника [текст]. — М.: Про-свещение, 1996. — 160 с.
  25. , Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [текст]. — Яро-славль: Академия развития, 1996. — 208 с.
  26. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [текст]. — М.: По-литиздат, 1975. — 462 с.
  27. , М.И. Общение, личность и психика ребенка [текст]. — М.: Институт практической психологии, 1997. — 384 с.
  28. , Н., Мандрышкина Л. Об эмоциональном раскрепощении в процессе художественного творчества [текст] // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 6. — С.78−79.
  29. , Г. Обучение дошкольников «языку чувств» [текст] // До-школьное воспитание. — 1996. — № 2. — С.4−13.
  30. , А.А. Учим общаться детей 6−10 лет. Методическое по-собие [текст]. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 78 с.
  31. Мелик-Пашаев, А. А. Об источнике способности человека к художе-ственному творчеству [текст] // Вопросы психологии. — 1998. — № 1. — С.76−82.
  32. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству [текст]. — М.: Педагогика, 1987. — 185 с.
  33. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская З. Н. Трансформация детской иг-ры в творчество [текст] // Искусство в школе. — 1994. — № 2. — С.20−22.
  34. , Д.В. Воспитателю о детской игре [текст]. — М.: Просвещение, 1982. — 214 с.
  35. , П.И. Технология игры в обучении [текст]. — М.: Про-свещение, 1992. — 234 с.
  36. , Ю. Перспективы реализации идей Л. С. Выгодского о детском художественном творчестве [текст] // Вопросы психологии. — 1997. — № 1. — С.98−106.
  37. , В. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо» [текст] // Дошкольное воспитание. — 1996. — № 9. — С.58.
  38. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [текст] / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. — М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  39. , Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изуче-ния личности: Учебное пособие [текст]. — М.: Флинта, 1998. — 264 с.
  40. , С.Л. Основы общей психологии [текст]. — СПб.: ПИ-ТЕР, 1998. — 720 с.
  41. , В.А. Педагогика [текст]. — М.: Просвещение, 1998. — 456 с.
  42. Современный словарь по психологии [текст] / Сост. Н. И. Болотни-ков. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 670 с.
  43. , Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок [текст] // Обруч. — 1996. — № 4. — С.24−27.
  44. , Л.Ю. Развитие воображения у детей [текст]. — Яро-славль: Академия развития, 1996. — 240 с.
  45. , Г. А. Дошкольная психология [текст]. — М.: Академия, 1997. — 332 с.
  46. , В. Каждый охотник желает знать где сидит фазан [текст] // Целительные силы. — 1996. — № 11. — С.36−37.
  47. , Л. Игра-жизнь-театр [текст] // Обруч. — 1996. — № 4. — С.28−31.
  48. , Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [текст] / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — 2-е изд. — М.: Институт практической психоло-гии, 1997. — 416 с.
  49. , Д.Б. Психология игры [текст]. — 2-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
  50. Эмоциональное развитие дошкольника [текст] / Под ред. Кошеле-вой М. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  51. , Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творче-ского развития [текст] // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С.20−27.
Заполнить форму текущей работой