Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы и приемы игры на элементарных детских музыкальных инструментах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный анализ теоретических подходов к проблемам развития музыкальных и исполнительских способностей показывает несомненную пользу специальной подготовки учащихся, Сущность коллективного музицирования есть результат проявления в деятельности учащегося музыкально-творческих знаний, умений и навыков в приобретении личностных качеств. Поэтому процесс инструментальной деятельности есть… Читать ещё >

Методы и приемы игры на элементарных детских музыкальных инструментах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основной формой музыкальной деятельности в школе являет-ся музыкальный урок. Он объединяет все виды музыкальной деятель-ности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Игре на детских инструментах уделяется особое внимание, так как именно музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности школьника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодоление излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершен-ствуются творческие музыкальные способности. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных инструментов, вызывает у детей интерес к таким занятиям, рас-ширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой актив-ности.

Основу детского оркестра составляют музыкальные инструменты, рассчитанные на начинающих исполнителей: ложки, треугольники, трещотки, кастаньеты пандейра, маракасы, ЭМИ, аккордеон, баян. Состав оркестра нередко дополняет фортепиано или аккордеон, на котором играет сам руководитель. Игра на детских музыкальных инструментах один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся в общеобразо-вательных школах. Ее назначение на уроках способствовать развитию музыкальных способностей ребенка, обогащению художественной деятельности. Включение в урок игры на музыкальных инструментах связано с решением следующих педагогических задач:

  • — стимулировать исполнительскую деятельность детей на занятиях, во внеклассной работе и в свободное время на праздниках в семье.
  • — способствовать формированию у них художественного вкуса и музыкального кругозора.
  • — воспитать интерес к игре в оркестре, различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания.
  • — развивать музыкальные способности: ладовое чувство, чувство ритма, музыкальной формы, тембровый, гармонический, мелодический слух.
  • — способствовать формированию представлений о выразительнойсущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной вырази-тельности.

Главная особенность музыкального материала его универсаль-ность. Кроме того, музыкальный материал должен быть доступным для совместного исполнения учеников и учителя и предназначен для формирования творческих действий учащихся. Игра на детских инструментах особенно полезна для музыкального творческого развития ребят со слабым уровнем координации слуха и голоса, кроме того, для всех это хорошая подготовка к освоению более сложных инструментов.

В работе с учащимися начальной школы могут быть использованы, естественно лишь самые простые инструменты. Это музыкаль-ные инструменты ударной группы как чисто ритмические, не обладаю-щие определенной высотой тона: треугольники, тарелки, бубны, маракасы, барабан. Целесообразно с первых занятий одновременно использовать инструменты обоих типов: ритмические и звуковысотные. по возможности, чисто интонировать. Ладовые и ритмические представления учащихся развиваются при выполнении разнообразных заданий в работе над песней: ритмического сопровождения, вступления, выбор соответствующих инструментов, звучание которых, наиболее подходит для передачи своеобразия произведения.

Большое значение имеет детское музицирование как деятельность, активизирующая и углубляющая восприятие музыки. Так, при исполнении простейших музыкальных произведений, учащихся получают и закрепляют пред-ставления о средствах музыкальной выразительности, их использование в соответствии с художественным образом конкретного произведения. Обучая игре на инструментах, уже с первых занятий можно давать учащимся художественно-поисковые задания и активно формировать у них музыкально-творческое мышление. Примитивность детских сочинений не должна насторожить, так как качество их зависит от музыкального опыта школьников и со временем становится более высоким.

Для учителя важно то, что в процессе инструментальной деятельности у учащихся активно формируются музыкальные, творческие способности. Чувство ритма особенно трудно поддаётся развитию. Ритмические возможности детей недостаточно активизируются, если музыкальное воспитание включает только пение и слушание. Формирование чувства ритма требует активного освоения музыкаль-но-ритмических соотношений. Игра на простейших музыкальных инстру-ментах особенно эффективна на начальных этапах музыкального воспитания, так как способствует формированию музыкально-слухо-вых представлений, раскрытию эмоциональной сущности ритма.

Оркестры детских музыкальных инструментов могут быть по составу однородными и смешанными.

Однородные -ансамбли или оркестры: ложкарей, и т. д., состоят из одного вида инструментов.

Смешанные — это ансамбли или оркестры, состоящие из разных видов инструментов.

При совместном музицировании сравнительно большого числа участников нужно решить вопрос об их размещении. Поскольку отсут-ствуют устоявшиеся традиции, здесь могут иметь место разные вари-анты. Во всех случаях, однако, надо придерживаться определённых правил: однородные инструменты располагаются рядом, по группам.

Впереди других и ближе к центру должны находятся инстру-менты с небольшой силой звука, за ними более массивные, плот-ные по звучанию, а позади всех ударно-шумовые.

Все оркестранты должны сидеть или стоять так, чтобы не мешать друг другу.

Руководитель оркестра должен сам досконально знать все инструменты и методику обучения на этих инструментах. Мне хочется затронуть основные методические приёмы при обучении игре на инструментах детского оркестра. Как я уже упоминал выше, что шумовые — «ритмические» ударные инструменты наиболее доступны для освоения детьми, и не требуют особых умений. Поэтому перечислим основные приёмы игры на этих инструментах. Это удары, встряхивания, покачивания. Руководитель оркестра сам должен показать, как играть на том или другом инструменте. Объясняя, в какой руке держится инс-трумент, какой рукой производится удар. Например, бубен, пандейра, маракас, держится в правой руке, а удары производят левой.

Существует 3 группы инструментов: ударные, мелодические, шумовые.

Ударные инструменты

Делятся на шумовые «ритмические» — без определённой высоты звучания, «мелодические» — с определённой высотой звучания.

Шумовые «ритмические»

Ударные инструменты весьма многочисленны и наиболее доступны для освоения детьми. Для занятий на них не требуется особых умений.

Приёмы игры: просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары. В детском оркестре могут быть использованы все традиционные ударно-шумовые инструменты.

Треугольник, барабан, бубен, тарелки, пандейра, коробочка, маракасы, ложки, трещотки, и.т.д.

Детский барабан — небольшой ударный инструмент, издающий звуки неопределённой высоты. При игре на маленьких детских барабанах их обычно подвешива-ют на ремешок или шнурок и надевают на шею так, чтобы верхняя мембрана приходилась несколько ниже пояса исполнителя. В таком виде их можно использовать при ходьбе и в играх. Играют на бара-бане деревянными палочками или специальными металлическими щёточ-ками. Держат палочки указательным и большими пальцами обеих рук, остальные пальцы согнуты без напряжения. Основные приёмы игры на барабане — отдельные короткие удары — акценты, и последовательности ударов, подчёркивающие различные ритмические рисунки, дробь.

При игре на шумовых инструментах в основном задействована кисть руки, при этом необходимо, чтобы запястье было свободным, свободное кистевое движение будет необходимо детям, при обучении игре, практически на всех инструментах. Нужно следить, чтобы дети излишне не напрягали руку и не производили движение всей рукой от локтя или даже от плеча. Напряжение или широкие замахи утомляют быстро не только руку, но и самого ребёнка. Руку с инструментом держать надо не высоко, а на уровне или немного ниже пояса. На занятиях играют обычно сидя, а во время выступления — стоя.

Бубен — ударный инструмент неопределённой высоты звука, деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей, в отверстиях обруча парами свободно прикреплены тонкие металлические пластин-ки в виде маленьких тарелочек, внутри обруча иногда подвешены маленькие колокольчики или бубенчики.

Приёмы игры: удары ладонью, встряхивание. Партию бубна пишут на нитке нотами, указывающими лишь длительность и ритм.

На бубне играют обычно стоя. Основные приёмы: встряхивание, бубен держат горизонтально обеими руками на уровне пояса, направляя движения от себя или, нужно тихое звучание коло-кольчиков, покачивая, будто сеют муку через сито.

Удары правой рукой по мембране бубен держат вертикально, левой рукой за обод, или продев несколько пальцев в специальное отверстие, сделанное на ободе.

Удары пальцами обеих рук при исполнении быстрых ритмических рисунков в песнях и танцах народов Востока.

Инструмент при этом держат двумя руками вертикально. Большое зна-чение при этом имеет место удара и его сила, влияющая на тембр и силу звука.

Тарелки — представляют собой выпуклые в середине металличе-ские диски, сделанные из особого сплава. Применяются как одинарные, так и парные тарелки.

Одинарные тарелки — применяются в детском ансамбле или оркес-тре, и устанавливаются на специальные подставки на уровне груди исполнителя. Играют на такой тарелке металлической или деревянной палочкой с твёрдой или мягкой головкой. Основной приём игры спо-койный лёгкий удар. Сильные удары по одинарной тарелке или удары одной из парных ручных тарелок по другой применяется обычно в кульминационных моментах произведения. Гасят звук рукой, взявшись за край тарелки, или положив на неё ладошку. Более глухие удары получаются, если брать палочку с мягкой головкой.

Треугольник — ударный инструмент в виде изогнутого треуголь-ником, свободно висящего стального прута, по которому ударяют металлической палочкой. Треугольник издаёт звук блестящего и в то же время нежного тембра, неопределённой высоты. Приёмы игры: удары и тремоло. Партия пишется на нитке нотами, указывающие лишь длительность и ритм. Треугольник укрепляют на леске или шнурке и держат левой рукой либо подвешивают на уровне груди на специальной подставке, сделанной в форме буквы «Г» и имеющее основание. Для детей этот способ удобнее, внимание легче сосредоточить только на исполне-нии. У начинающего исполнителя подвешенный треугольник после удара по нему палочкой начинает вращаться вокруг своей оси. Это происхо-дит потому, что удар производится не по центру основания, а ближе к одному из углов или же по одной из сторон, и не сверху вниз, а от себя.

Маракасы — древнейший ударно-шумовой инструмент тип погремушки — небольшой пустой сосуд из высушенной тыквы или из сплетён-ных ивовых прутьев, наполненный камешками или другими мелкими твёрдыми предметами. При встряхивании издаёт характерный шум.

Тарелки — ударный инструмент в виде 2-х металлических дис-ков, ударяемых один о другой. Звук тарелок резкий, звенящий, без определённой высоты.

Пандейра румба представляет собой 4 пары мелких металлических тарелочек, вмонтированных в деревянную рукоятку. Звучание напоминает эффект встряхивания бубна.

Трещётка — представляет собой набор деревянных плас-тин, укреплённых на шнурке. Держа в руках шнурки, инструмент покачивают, либо взявшие за крайние пластины имитируют хлопки в ладоши. Пластины при этом ударяются друг о друга. Издавна известна как русский национальный инструмент.

Коробочка — представляет собой полый деревянный брусок прямоугольной или круглой формы с прорезью-резонатором на боко-вой стороне. Играют на ней молоточками или деревянными палочками. Ударяя ими по верхней плоскости коробочки.

Ложки — своеобразный русский инструмент держат их за ручки и ударяют друг о друга тыльными сторонами.

Мелодические инструменты: металлофон, ксилофон, колокольчик

Металлофон — представляет собой набор металлических пластинок, свободно укреплённых на раме. Существует 2 вида — диатонические однородные с диапазоном до 2 октав, и хроматические, где пластинки расположены в 2 ряда: нижний ряд соответствует белым клавишам фортепиано верхний ряд — чёрным. Диапазон от ДО1-ЛЯ2 октавы. Светлые прозрачные звуки металлофона напоминают звучание коло-кольчиков. Ноты пишутся в скрипичном ключе на обычном нотном стане.

Постановка рук и приемы игры на металлофоне, ксилофоне и колокольчике идентичны, поэтому осваивать их можно одновременно. Инструменты ставят на специальные подставки или столы, соответствующие росту ребенка. Играют на них сидя или стоя двумя молоточками. Кисти рук с молоточками, как и сам инструмент, находятся немного ниже уровня пояса исполнителя. Ручки молоточков кладутся на средние фаланги указательных пальцев обеих рук и придерживаются большими пальцами. Конец ручки должен свободно «ходить» в ладони. Такое положение обеспечивает при ударе о пластинку свободных отскок молоточка, при котором возникает яркий, звонкий звук. Если же молоточки зажимать в руках, звук получается глухой, невыразитель-ный и руки быстро устают.

Ксилофон — представляет собой набор деревянных пластинок, расположенных в один или два ряда и свободно укреплённых на раме.

Колокольчик — бывают 2 видов: диатонические и хроматические. По звучанию они подразделяются на сопрановый диапазон от До2-Ля3 и альтовый от ДО1-ЛЯ2. По виду колокольчики напоминают металло-фоны, однако звучание первых отличается не только протяжностью, но и особой нежностью и прозрачностью.

Все пластины этих инструментов съемные. Это очень удобно при работе с детьми, особенно начинающим.

На подставке можно оставить только те пластины, которые соответствуют нотной записи, а все остальные убрать.

Партии этих инструментов записываются на обычном нотном стане, в скрипичном ключе.

Выводы по первой главе

Проведенное теоретико-методическое исследование показало, что воспитание детей в коллективно-инструментальном музицировании дает возможность становления продуктивного музыкально-исполнительского кругозора, внимания, воображения, что особенно активизирует потенциал социального и творческого роста. Именно через выражение в исполнительстве целостного художественного образа музыкального произведения — проявляются индивидуальные особенности каждого школьника. И в то же время становится очевидным, что музыкальные способности обладают собственной спецификой, связанной с особенностями музыки как вида искусства.

Проведенный анализ теоретических подходов к проблемам развития музыкальных и исполнительских способностей показывает несомненную пользу специальной подготовки учащихся, Сущность коллективного музицирования есть результат проявления в деятельности учащегося музыкально-творческих знаний, умений и навыков в приобретении личностных качеств. Поэтому процесс инструментальной деятельности есть культурное достижение единства эмоционального и сознательного развития личности, его личностный прогресс психических возможностей, активность в познании жизненного содержания музыки ее выразительных средств, внемузыкальных ассоциаций, и наконец, духовный мир, что помогает «заразить» ученика музыкой, вызвать у него сопереживание чуду музыкального искусства и, в конечном счете, выработать эмоционально-ценностный подход к нему.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой