Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

2.2 Организация экспериментального исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ребенку предлагалось в течение нескольких минут внимательно рассмотреть картинку, а затем составить по ней рассказ по данному вопросному плану: «Посмотри внимательно, что тут происходит» и т. п. При анализе составленного ребенком рассказа обращалось внимание на полноту и точность отражения в нем причинно-следственной связи, использование языковых средств, словесной характеристики. При отсутствии… Читать ещё >

2.2 Организация экспериментального исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для реализации поставленных задач, нами использовались диагностические методики Е. А. Стребелевой, Н. Г. Комратовой, В. П. Глухова, позволяющие наиболее точно изучить особенности развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. В целях комплексного исследования связной речи детей использовались следующие задания, которые включали: составление рассказа по картинке; пересказ текста (знакомой сказки); составление описательного рассказа по игрушке. Все методики были проведены последовательно, в разные дни и в утренние часы [13, 39, 52].

Результаты обследования экспериментальной и контрольной группы представлены в приложении 3 (таблица 4 и 5).

Первое задание использовалось для определения возможностей детей в составлении связного сюжетного рассказа на основе наглядной сюжетной картинки «Дождик» Е. А. Стребелевой, данная картинка представлена в приложении 2.

Ребенку предлагалось в течение нескольких минут внимательно рассмотреть картинку, а затем составить по ней рассказ по данному вопросному плану: «Посмотри внимательно, что тут происходит» и т. п. При анализе составленного ребенком рассказа обращалось внимание на полноту и точность отражения в нем причинно-следственной связи, использование языковых средств, словесной характеристики. При отсутствии фразового ответа предлагались уточняющие вопросы, указывающие на изображенное действие: «Кого ты видишь на картинке? Что делает девочка? Что делают мальчики? С кем играла (играл) девочка (мальчик)? Куда бегут дети? Почему побежали дети?». При затруднениях, помимо наводящих вопросов, использовалось жестовое указание на картинку или отдельную деталь. Критерии анализа оценок представлены в приложении 1, таблица 1.

Количественные результаты наглядно демонстрирует рисунок 1.

Качественная оценка позволила сделать вывод о том, что составление связного самостоятельного рассказа оказалось доступным не для всех испытуемых. В экспериментальной группе у семи детей (46,7%) (из них в трех случаях преимущественное повторение одних и тех же лексических средств), а в контрольной группе у трех детей (20%) рассказы сводились к простому названию действий персонажей и их действиям. Тем самым у них возникли трудности в полной, точной, передаче наглядного сюжета, отставало смысловое обобщение сюжетной ситуации.

Два ребенка (13,3%) из экспериментальной группы с общим недоразвитием речи, несмотря на оказываемую помощь, совсем не захотели и не смогли выполнить задание (в контрольной группе таких детей не нашлось).

К среднему уровню знаний можно отнести шесть детей (40%) из экспериментальной и девять детей (60%) из контрольной групп, они поняли смысловую сторону сюжета, но объяснить его в связном рассказе не смогли; требовалось помощь: вспомогательные вопросы, указания на конкретную деталь.

Стоит отметить, что три ребенка (20%) с нормально речевым развитием (из контрольной группы) самостоятельно, связно и логично составили рассказ, отражая в нем смысловое обобщение сюжетной ситуации, в экспериментальной группе детей с высоким уровнем не было выявлено.

Анализ экспериментального материала показал, что в группе детей с нормальным речевым развитием при составлении связного самостоятельного рассказа не было выявлено никаких затруднений. Дети с интересом рассматривали картинку, давали краткую характеристику, пытались проанализировать не только действие, а всю ситуацию в целом. Задание было выполнено самостоятельно, лишь в некоторых случаях оказывалась помощь в виде вопросов. Для данного возраста объем рассказа достаточный, чтобы понять содержание картинки. Речь связна и последовательна, в ней используются простые распространенные предложения.

При выполнении этого же задания дети с общим недоразвитием речи третьего уровня интерес проявляли только к картинке, а не к заданию. Их речь была монотонна, эмоционально не выразительна. Отмечались пропуски слов, чаще всего глаголов, предлогов и др. В течение выполнения задания детям оказывалась помощь в виде вопросов.

В речи дети использовали простые предложения. Содержание картинки не раскрывалось. Отмечалось большое наличие пауз, что свидетельствовало о вязкости мышления.

Вторая методика имело целью выявить возможности детей с речевым недоразвитием в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки «Репка».

Текст произведения прочитывался дважды, во второй раз с демонстрацией настольного театра. При анализе составленных пересказов особое внимание мы обращали на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа. Критерии анализа оценок представлены в приложении 1, таблица 2.

Количественные результаты наглядно демонстрирует рисунок 2.

Сравнительная диаграмма обследования по пересказу знакомой сказки экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе.

Рис. 2 Сравнительная диаграмма обследования по пересказу знакомой сказки экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе.

Качественный анализ полученных результатов позволил выявить, что из пятнадцати детей экспериментальной группы четыре ребенка (26, 7%) с трудом выполнили задание, даже при договаривании отдельных слов экспериментатором, они не соблюдали последовательности и логичности, причем двум детям требовалось повторное чтение текста. Из контрольной группы с трудом выполнил задание только один ребенок (7%), а остальные дети составили пересказ сказки с той или иной помощью экспериментатора. Исследование выявило низкий уровень фразовой речи, используемой детьми (объём, структура фраз, бедность языковых средств).

В пересказах детей с общим недоразвитием речи (экспериментальной группы) у восьми детей (53,3%) наблюдались нарушения связности изложения: неоднократные повторы фраз или их частей, искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями; в контрольной группе уровень ниже среднего составляет у пяти детей (33%).

К среднему уровню экспериментальной группы можно отнести трех детей (20%), они договаривали фразы, начатую за экспериментатором соблюдая логичность и последовательность, средний уровень контрольной группы составляет семь детей (47%).

Было установлено, что затруднения у детей чаще всего возникали в начале пересказа, при воспроизведении последовательности новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой предложно-падежную конструкцию. Они допускали многочисленные пропуски глагольных слов, паузы, сопровождающие выбор необходимого слова, что свидетельствует о существенных затруднениях в использовании глагольной лексики. Указанные трудности отражаются на связности речевого высказывания, нарушение которой сопровождает нарушение цельности. Большинство предложений являлись неполными, некомплектными, коммуникативно-слабыми.

Стоит отметить, что два ребенка (13%) из контрольной группы самостоятельно, связно, логично и последовательно передали содержание текста, в экспериментальной группе детей с высоким уровнем не было выявлено.

При пересказе знакомого текста («Репка») дети с общим недоразвитием речи допускали ошибки в согласовании и управлении. Последовательность рассказа была относительно соблюдена, данное задание дети с нормальным речевым развитием выполнили без затруднений. Их речь эмоционально выразительна, правильна, события в рассказе следовали в правильной очередности.

Пример пересказа знакомой сказки представлен в приложении 4.

Третья методика — составление описательного рассказа — имело своей целью выявление самостоятельного составления небольшого описательного рассказа об игрушки с опорой на вопросы. Ребенку было предложено в течение несколько минут внимательно рассмотреть игрушку, а затем составить о ней рассказ по данному вопросному плану. При составлении описательного рассказа давались конкретные указания детям: «Расскажи об этом зайке: как его зовут, какой он по величине; назови основные части тела; из чего он сделан, во что одет, что у него на голове» и т. п. недоразвитие речь сказка.

При анализе выполнения задания обращалось внимание на особенности фразовой речи, используемой детьми при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры. Учитывалась степень сформированности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, несущих ту или иную информацию по данной теме. Критерии анализа оценок представлены в приложении 1, таблица 3.

Количественные результаты наглядно демонстрирует рисунок 3.

Сравнительная диаграмма обследования по составлению описательного рассказа экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе.

Рис. 3 Сравнительная диаграмма обследования по составлению описательного рассказа экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе.

Как видно из приведенных данных составление описательного рассказа оказался доступным не для всех испытуемых. Несмотря на оказываемую помощь у пяти детей (33%) из экспериментальной группы, а из контрольной — два ребенка (13%) отмечено крайняя бедность содержания, у них резко нарушена связность повествования, что приводит к затруднению восприятия рассказа. Этих детей следует отнести к низкому уровню знаний.

Шесть детей (40%) из экспериментальной группы просто перечисляли предметы и действия; в большей части фрагментов нарушена связность высказывания, встречаются аграмматизмы, в контрольной группе выявлено два ребенка (13%).

Составленные рассказы детей экспериментальной (четыре ребенка (27%)) и контрольной групп (семь детей (47%)) представили связные, достаточно информативные высказывания. Следует отметить отдельные морфолого-синтаксические нарушения: ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм. Пример описательного рассказа о игрушке представлен в приложении 4.

В контрольной группе выявлены четыре ребенка (27%), у которых рассказ представлял собой связное развернутое высказывание. Рассказы детей контрольной группы, были яркие и оригинальные по содержанию, дети рассказывали про свою любимую игрушку очень эмоционально и красочно. Этих детей следует отнести к высокому уровню знаний.

Следует отметить, что составление описательного рассказа по игрушке для детей с нормальным речевым развитием вызвало большой интерес, все дети задание выполнили. У детей с общим недоразвитие речи данное задание интереса не вызвало и это задание оказались для них недоступным.

Для рассказов, составляемых детьми, в большинстве случаев характерны нарушения связности повествования. Связность повествования нарушена из-за пропусков моментов действия, отсутствия связи между частями рассказа, смысловой и синтаксической связи между смежными предложениями и др.

Таким образом, можно подвести итог анализа выполнения заданий:

  • — большинство детей с общим недоразвитием речи не выходят за рамки среднего уровня сформированности навыков связного речевого высказывания;
  • — большому количеству испытуемых требовалась помощь экспериментатора;
  • — отмечались серьезные затруднения в структурной организации рассказа;
  • — для высказываний детей было характерно наличие аграмматизмов, повторяемость одних и тех же лексических средств;
  • — отмечалось нарушение логики и композиционного построения.

При анализе и оценке рассказов детей с недоразвитием речи было выявлено, что для рассказов таких детей характерны бедность и однообразие используемых средств фразовой речи, что ограничивает возможности детей в составлении информативно полноценного сообщения. Чаще всего отмечаются ошибки при построении предложений (неправильное оформление связи и пропуски слов, ошибки в употреблении глагольных форм, дублирование элементов фразы и др.); выявляются серьезные недостатки в синтаксической организации высказываний — нарушение синтаксической связи между фразами, прежде всего из-за несоответствия видовременных форм глаголов в следующих друг за другом предложениях, пропуски глаголов-предикатов и др. Часто возникают лексические затруднения, ошибки, связанные со слабостью лексических дифференцировок.

В ходе наблюдений за детьми отмечаются особенности восприятия, внимания, памяти, воображения, отдельных сторон мыслительной деятельности (способность к сравнению, обобщению, классификации), показатели работоспособности. Выявляются характерологические особенности личности (общительность, инициативность, замкнутость, отношение к учебным занятиям и др.), особенности поведения и т. д.

По данным исследований для детей с общим недоразвитием речи характерны неустойчивость внимания, трудности в запоминании вербального (текстового) материала, недостаточная сформированность операций сравнения, обобщения, классификации. У значительной части детей с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения в эмоционально-волевой сфере (вялость, инертность, эмоциональная возбудимость), снижение речевой активности и другое.

Из результатов диагностик представленных на диаграммах, можно увидеть, что дети с общим недоразвитием речи по всем показателям испытывают затруднения и им требуется целенаправленная коррекционная работа по формированию связной речи.

Таким образом, экспериментальные данные позволили увидеть наиболее характерные негативные и в то же время позитивные особенности формирования связной речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой