Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Использование информационно-образовательных ресурсов вуза в формировании профессиональной подготовки специалиста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработка, внедрение и использование в системе образования комплекса по информационно-коммуникационным технологиям является стратегической задачей, решение которой с учетом специфики учебных заведений позволит обеспечить интеграцию информационных ресурсов для всех уровней образования и будет способствовать продвижению российского образования на международном рынке. Решение этой задачи… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты формирования информационнообразовательных ресурсов вуза
    • 1. 1. Проблемы проектирования формы и способов организации информационно-образовательных ресурсов
      • 1. 1. 1. Выбор инфраструктуры
      • 1. 1. 2. Определение технологической базы
      • 1. 1. 3. Роль персонала в формировании информационно-образовательных ресурсов
    • 1. 2. Реализация информационно-образовательных ресурсов
      • 1. 2. 1. Разработка Интернет-сайта учебного заведения
      • 1. 2. 2. Интеграция информационной системы с Интернет
    • 1. 3. Использование информационно-образовательных ресурсов в дистанционном образовании
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Формирование содержания профессиональной подготовки специалиста с использованием информационно-образовательных ресурсов вуза
    • 2. 1. Развитие информационной культуры педагога-преподавателя
    • 2. 2. Информационные технологии в образовании
      • 2. 2. 1. Различные аспекты информатизации образования
      • 2. 2. 2. Направления использования информационных технологий
      • 2. 2. 3. Образовательные ресурсы Интернет
      • 2. 2. 4. Представление информации и структура электронных учебников
      • 2. 2. 5. Построение тестов на основе требований
      • 2. 2. 6. Проектирование и разработка учебно-методических комплексов
    • 2. 3. Формирование информационной культуры специалиста в обучении на разных специальностях
      • 2. 3. 1. Новые информационные технологии при подготовке специалистов математического профиля
      • 2. 3. 2. Педагогические аспекты использования информационных технологий
      • 2. 3. 3. Роль информационных технологий в формировании профессиональной подготовки инженеров
      • 2. 3. 4. Использование учебно-методических комплексов в подготовке специалистов экономического профиля
    • 2. 4. Региональные возможности использования информационно-образовательных ресурсов вуза
    • 2. 5. Итоги педагогического эксперимента
  • Выводы по главе 2
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Использование информационно-образовательных ресурсов вуза в формировании профессиональной подготовки специалиста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Информатизация образовательной системы в современном обществе должна базироваться на полнофункциональном формировании информационного пространства и широком использовании информационных технологий [152].

Наиболее важными признаками, характеризующими требования к современному человеку, являются: разум и интеллект, стремление к творчеству и свободе, владение современными технологиями созидания [171]. Доминирующей задачей всех звеньев и структур системы образования является ориентация на формирование и развитие этих параметров, что является залогом продуктивной деятельности и развития.

Информатизация высшей школы — всеобъемлющий, целостный процесс развития образовательной среды в рамках единого информационного пространства. Развитие информационного пространства требует повышения профессиональной подготовленности всех участников образовательного процесса. Основным фактором и необходимым условием успешного применения вычислительной техники в практике преподавателя является достижение максимально возможного уровня компьютерной грамотности. Высокий уровень предполагает не только умение использовать компьютер и информационные технологии, но и значительные изменения сознания и структуры профессиональной культуры преподавателя.

Под воздействием информационных технологий процесс профессиональной подготовки претерпевает серьезные изменения, его составные компоненты вступают друг с другом в четкие смысловые связи и отношения, совершенствование одних ведет за собой изменение других. Основы применения информационных ресурсов в обучении представлены в трудах ученых: В. П. Беспалько [8- 9], Б. И. Зобова [19- 48- 49], A.A. Кузнецова [75- 76], Я. А. Ваграменко [10- 14- 15- 16- 17- 19- 20], Б. С. Гершунского [26],.

A.П. Ершова [43], Л. П. Куракова [53- 80- 82- 81], Е. И. Машбица [91],.

B.М. Монахова [100- 101- 102], С. П. Плеханова [117], В. Е. Шукшунова [50- 104;

113- 163- 164- 165] и др., в которых анализируются психолого-педагогические и методологические проблемы информатизации образовательной среды.

На интегрирующий характер применения информационных технологий в обучении указывают И. И. Баврин [7], С. А. Бешенков [10], Г. Д. Глейзер [27- 28], М. И. Зайкин [46], Г. Л. Луканкин [44- 47- 86- 87- 88- 85- 90], А. И. Нижников [106], И. В. Роберт [125- 126- 127- 129], М. Н. Скаткин [138- 139] и др., отмечая их специфические свойства, важнейшими из которых являются индивидуализация учебного процесса и усиление деятельностного подхода при использовании новых познавательных сред.

Отдельные аспекты использования информационных технологий в обучении рассматриваются в диссертационных исследованиях Ю. В. Бусова, Д. А. Грамакова [34- 35], Ю. Н. Егоровой, Н. Д. Коваленко, И. Н. Кутового, Л. В. Мизиновой, А. Н. Павлова, О. И. Соколовой, Е. Г. Ториной [145- 146- 147- 148] и др. Методам и средствам построения образовательных порталов посвящены монография В. И. Солдаткина [134- 142], работы А. И. Башмакова, А. Д. Иванникова [51- 110], Б. М. Позднеева [118] и др.

В настоящее время ведутся масштабные разработки компонентов единого образовательного информационного пространства, выполняемые в рамках федеральных целевых программ «Развитие единой образовательной информационной среды (2001;2005 гг.)» [152], «Электронная Россия», проектов Национального фонда подготовки кадров, а также научных программ Министерства образования и науки РФ. Все они сопровождаются обеспечением правовой и нормативно-технической базы (стандарты министерства образования и науки, регламенты, рекомендации), гармонизированным с требованиями национальных (ГОСТ Р) и международных (ИСО, МЭК) стандартов и обеспечивающей создание информационной продукции конкурентоспособного качества [118].

Диссертант регулярно принимает участие в Интернет-семинарах «Интернет-порталы: содержание и технологии» [51], на которых обсуждается проект стандарта Министерства образования и науки РФ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные порталы. Информационные образовательные ресурсы. Рубрикация и спецификация метаописания». Применение настоящего стандарта должно обеспечить, в первую очередь, упорядочение процессов рубрикации и подготовки метаописаний информационно-образовательных ресурсов на этапе их разработки. Упорядочение рубрикации должно обеспечивать также более строгое структурирование содержания (контента) образовательных порталов, и, следовательно, способствовать более эффективному их применению.

Разработка, внедрение и использование в системе образования комплекса по информационно-коммуникационным технологиям является стратегической задачей, решение которой с учетом специфики учебных заведений позволит обеспечить интеграцию информационных ресурсов для всех уровней образования и будет способствовать продвижению российского образования на международном рынке. Решение этой задачи обуславливает актуальность выбранной темы диссертационной работы.

Проблема исследования состоит в поиске оптимальной формы информационно-образовательных ресурсов высшего учебного заведения, реализующих требования профессиональной направленности их применения при подготовке специалистов различного профиля.

Объектом исследования является организация профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях, включая использование учебно-методического обеспечения естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Предмет исследования — проектирование информационных ресурсов образовательного учреждения как основной базы при формировании профессиональной подготовки специалиста.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке методического обеспечения, выборе оптимальных технологий для построения информационного банка образовательных ресурсов.

Гипотеза исследования: информационно-образовательные ресурсы окажут ключевое воздействие на формирование профессионального уровня подготовки специалиста, если будут соблюдены следующие условия:

• при построении информационно-образовательных ресурсов вуза используются открытые информационные технологии;

• организация информационной системы вуза позволит реализовать учебно-методическое обеспечение различных учебных дисциплин на высоком технологическом и содержательном уровне;

• при применении информационно-образовательных ресурсов в учебном процессе будут соблюдены принципы усиления прикладной направленности, обеспечения единства содержания и учебно-познавательной деятельности студентов, повышения согласованности специальных дисциплин и их межпредметных связей;

• спроектированное ядро учебно-методического обеспечения содержит единую точку входа для различных форм учебного процесса, которая может использоваться в локальном и глобальном контексте.

Для достижения поставленной цели и проверки достоверности выдвинутой гипотезы потребовалось решить следующие основные задачи:

1) провести анализ содержания и способов реализации информационно-образовательных ресурсов вуза, а также возможностей их интеграции с мировым информационным пространством;

2) рассмотреть различные аспекты применения информационных технологий в образовании при обучении на различных специальностях математического, педагогического, инженерного и экономического профиля;

3) создать учебно-методические комплексы для ряда общепрофессиональных, естественнонаучных и специальных дисциплин, в том числе для специальности «Математика»;

4) исследовать степень влияния разработанных информационных ресурсов на повышение уровня профессиональной подготовки специалистов, оценить их результативность в ходе экспериментальной проверки.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют основные положения дидактики, системный подход, концепция учебной деятельности, теории формирования мотивации и проблемного обучения.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и математической литературы по проблеме исследования, а также государственных образовательных стандартов, примерных учебных программ, учебных пособий и дидактических материалов;

• анализ учебных планов, состава учебно-методического обеспечения дисциплин естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных циклов;

• анализ содержания информационных ресурсов высшей школы, Министерства образования и науки РФ;

• наблюдение и обобщение опыта практической работы преподавателей высших учебных заведений г. Чебоксары;

• обсуждение результатов исследования в печати, на теоретических и научно-практических конференциях и семинарах;

• педагогический эксперимент и обработка его результатов.

Диссертационное исследование проводилось с 1998 по 2004 годы.

Основные этапы исследования:

1. Определение состояния рассматриваемой проблемы в практике работы вузов. Изучение теоретических основ, педагогической и учебнометодической литературы. Определение цели и задач исследования (1998;1999 гг.).

2. Научное обоснование проблемы. Поиск путей решения и средств реализации. Выработка методики формирования информационно-образовательных ресурсов вуза (2000;2002 гг.).

3. Проведение педагогического эксперимента и его анализ. Обобщение и систематизация результатов исследования (1998;2004 гг.).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в научном обосновании использования информационно-образовательных ресурсов вуза в процессе формирования профессиональной подготовки специалистав разработке методики построения образовательных ресурсов и учебно-методических комплексов на базе современных информационных технологийв определении влияния информатизации на общую информационную культуру студентов и преподавателей.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

• раскрыто содержание информационно-образовательных ресурсов для педагогических, математических, экономических и инженерных специальностей, состоящее из учебно-методических материалов, необходимых на всех стадиях учебного процесса;

• научно обоснованы педагогические условия применения новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов, активно использующие дидактические методы;

• разработана система учебно-методического обеспечения общепрофессиональных, естественнонаучных и специальных дисциплин, включающая комплексы с единой точкой входа.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что разработанный подход может быть использован для формирования учебно-методических комплексов различных дисциплин, а также улучшения качества образовательных услуг и повышения уровня информационной культуры студентов и преподавателей.

Методологической основой исследования явились:

• общедидактическая теория обучения (С.И. Архангельский [2- 3- 4], Ю.К. Бабанский[5- 6], В. В. Краевский [39- 73- 74], И .Я. Лернер [83]);

• теория педагогических систем и технологий в обучении математическим и специальным дисциплинам (В.П. Беспалько [8- 9], JI.C. Выготский [23], Н. В. Кузьмина [77], Г. Л. Луканкин [87], Н. И. Мерлина [93], А. Г. Мордкович [103], А. И. Нижников [106], Г. И. Саранцев [135], Л. М. Фридман [153- 154]);

• исследования по методике обучения информатике и применению информационных технологий (Я.А. Ваграменко [15- 20], А. П. Ершов [43], A.A. Кузнецов [75- 76], Е. И. Машбиц [91], В. М. Монахов [102], И. В. Роберт [127], В. Е. Шукшунов [104]);

Достоверность и обоснованность результатов работы обеспечены опорой на фундаментальные исследования педагогов, математиков и методистовиспользованием системного подхода, теоретических и экспериментальных методов, адекватных цели, задачам и логике исследованиякорректным применением статистических методов обработки эмпирических данных, положительным результатом и апробацией разработанных материалов.

Апробация и внедрение результатов исследования проводилась в форме докладов и обсуждений на международных и всероссийских научно-практических конференциях «Проблемы информатизации образования: региональный аспект» (Чебоксары, 2004 г.), «Математика в высшем образовании» (Чебоксары, 2004 г.), «Информационные технологии в электротехнике и энергетике» (Чебоксары, 2004 г.), «Проблемы повышения качества образования в условиях модернизации общества» (Чебоксары, 2004 г.), симпозиуме «Информатизация сельской школы» (Анапа, 2004 г.), публикаций статей в журналах, сборниках тезисов. Диссертант неоднократно выступал на научных и учебно-методических семинарах, в том числе на межвузовском научно-методическом семинаре по преподаванию математики в высшей и средней школе, выпустил несколько практических пособий и конспектов лекций, а также опубликовал книгу по современной технологии программирования Java (Санкт-Петербург, 2001 г.). Материалы и результаты исследования одобрены и внедрены на кафедрах вычислительной техники, методики преподавания математики Чувашского государственного университета, а таюке на кафедре информационных систем в экономике Чебоксарского кооперативного института.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Способы и форма организации информационно-образовательных ресурсов высшего учебного заведения играют фундаментальную роль для различных составляющих учебного процесса в вузе.

2. Принципы построения учебно-методического обеспечения должны базироваться на базе современных информационных технологий, реализующих интерактивность, прикладную направленность обучения и интеграцию с другими информационными ресурсами.

3. Организация на выбранной технологической платформе учебно-методических комплексов дисциплин естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных циклов обеспечит высокий уровень профессиональной подготовки специалистов различного профиля.

4. Использование информационно-образовательных ресурсов в учебном процессе способствует повышению качества знаний и общего уровня информационной культуры будущих специалистов.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы, ее объем составляет 184 страницы машинописного текста. Библиография насчитывает 186 наименований.

Выводы по главе 2.

1. Рассмотрено применение информационных технологий в образовании, различные аспекты, формы и методы. Отдельное внимание уделено подготовке педагогических кадров, особенно преподавателей математики.

2. Разработана методика формирования учебно-методических комплексов, которая применена на практике для создания методического обеспечения нескольких дисциплин.

3. Рассмотрено влияние информационно-образовательных ресурсов на формирование информационной культуры и профессионального уровня знаний в процессе преподавания на различных специальностях: физико-математических, технических, экономических.

4. Для курса «Новые информационные технологии» для специальности «Математика» разработаны рабочая программа и учебное пособие, которые внедрены в учебный процесс и получили сразу высокую отдачу в виде результатов студенческих работ.

5. Экспериментальное внедрение учебно-методических комплексов в единую систему образовательных ресурсов вуза оказало значительное влияние на учебный процесс по различным специальностям. Следует отметить, что общий объем всех разработанных комплексов — более 250 Гб. На подбор материалов, их систематизацию, выборку, форматирование, комментарии, апробацию ушло несколько лет.

6. Опыт использования показывает, что предлагаемый подход обеспечивает формирование высокого уровня профессиональной подготовки специалиста, как в рамках конкретной дисциплины, так и на протяжении всего обучения в вузе. При этом достигается согласованное повышение уровня знаний в области технических, инженерных, экономических и математических дисциплин, а также углубление знаний, приобретенных по другим дисциплинам.

Заключение

.

В результате проведенного исследования создана единая система информационно-образовательных ресурсов высшего учебного заведения, определены основные принципы формирования информационной инфраструктуры вуза, ее интеграции со всемирной сетью Интернет. Успешно функционирует разработанный по созданной методике луеЬ-узел Чебоксарского кооперативного института. '.

На основе теоретических и практических работ разработана схема систематизации учебно-методических материалов в виде комплекса на базе современных технологий Интернет. Созданные для нескольких дисциплин естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов учебно-методические комплексы апробированы в учебном процессе преподавания на различных специальностях физико-математического, технического и экономического профиля.

Проведенный педагогический эксперимент показал высокую степень влияния всего комплекса информационно-образовательных ресурсов на формирование профессиональной подготовки специалиста.

Исследование подтвердило, что для получения и отработки глубоких профессиональных знаний, устойчивых навыков работы в сфере информационных технологий, мотивации к дальнейшему обучению необходима мощная учебно-методическая база, которая позволит влиять на процесс обучения, коррелируя учебные планы с требованиями производства. Таким образом, грамотное решение поставленных в исследовании задач требует слаженной работы всего педагогического коллектива, повышения его общего уровня информационной культуры для выпуска квалифицированных, востребованных современным обществом преподавателей и специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.И. Некоторые проблемы организации выборочных обследований в высшей школе: В помощь слушателям фак. новых методов и средств обучения при политехи, музее / С. И. Архангельский, В. И. Михеев.-М.: Знание, 1984.- 84 с.
  2. С.И. Обученность главная переменная шкалы отметок, градации контингента и функции оценивания учителя / С. И. Архангельский, В. П. Мизинцев, A.B. Кочергин.- М.: Знание, 1985.- 102 с.
  3. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский.- М.: Высш. школа, 1980.- 368 с.
  4. Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. Ю. К. Бабанский.-М.: Педагогика, 1989.- 560 е.- (Труды чл. и чл.-корр. АПН СССР).
  5. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский, — М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
  6. И.И. Высшая математика: Учебник для естественнонаучных специальностей педагогических вузов / И. И. Баврин.- 2-е изд.- М.: Академия- Высшая школа, 2001, — 616 е.- (Серия: Высшее образование).
  7. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур, — М.: Высш. шк., 1989.- 144 с.
  8. В.П. Слагаемые педагогических технологий / В. П. Беспалько.- М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
  9. Ю.Бешенков С. А. О программе факультативного курса «Основы компьютерного подхода к решению задач (34 часа)» / С. А. Бешенков, Э. Кузнецов // Информатика и образование.- 1987.- № 6.- С. 43−45.
  10. A.B. Математическое моделирование процессов принятия решений: Учеб. пособие / A.B. Буров, М.В. Воронов- Воен.-мор. акад. им. Гречко А.А.-Л.:ВМА, 1990.- 52 с.
  11. Я.А. Взаимосогласованные аспекты современного обучения информатике и математике / Я. А. Ваграменко // Современные проблемы преподавания математики и информатики: Материалы науч.-метод. междунар. конф.- Тула, 2004.- Ч. 2.- С. 5−8.
  12. Я.А. Информационный ресурс для современного обучения информатике и математике / Я. А. Ваграменко // Современные проблемы преподавания математики и информатики: Материалы науч.-метод. междунар. конф.- Тула, 2004.- С. 12−15.
  13. Я.А. Концепция использования новых информационных технологий в организационно-методическом обеспечении учебного заведения / Я. А. Ваграменко, И. В. Роберт, В. Л. Львовский.- М., 1992.- 36 с.
  14. Я.А. Основы информатики и вычислительной техники с применением к лингвистике: Учеб. пособие / Я. А. Ваграменко, Н. Ш. Блаунштейн, Л. С. Сержан.- М.: МОПИ, 1989.- 72 с.
  15. Я.А. Особенности информатизации сельской школы / Я. А. Ваграменко // Информатизация сельской школы (Инфоселын-2004): Труды II Всерос. науч.-метод. симпозиума.- Анапа- М.: Книголюб, 2004.-С. 21−26.
  16. Я.А. Телекоммуникационные сети информационного обеспечения сельских школ / Я. А. Ваграменко, Б. И. Зобов // Педагогическая информатика.- 2002.- № 1.- С. 23−25.
  17. М.В. Информационная инфраструктура управления вузом / М. В. Воронов, В .А. Личман, Е. Г. Суздалов.- СПб., 1999.- 42 с.
  18. Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский- Под. ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1991.- 479 с.
  19. П.Я. Психология как объективная наука: Избранные психологические труды / П.Я. Гальперин- Под. ред. А.И. Подольского- Академия педагогических и социальных наук- Московский психолого-социальный институт М.- Воронеж, 1998.- 480 с.
  20. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Гершунский Б.С.- М.: Педагогика, 1977.- 136 с.
  21. Г. Д. О математическом образовании учителей-гуманитариев / Г. Д. Глейзер // Информатика. Образование. Экология и здоровье человека: Сб. науч. трудов V междунар. конф. Астрахань, 2001.- С. 36−48.
  22. Г. Д. О целях и содержании курса «Математика и информатика» в высшем гуманитарном образовании / Г. Д. Глейзер, И. В. Роберт // Информатика. Образование. Экология и здоровье человека: Сб. науч. трудов V междунар. конф.- Астрахань, 2001.- С. 58−64.
  23. В.В. Использование сетевых технологий в процессе обучения студентов факультета математики и информатики педагогического вуза /
  24. B.В. Гордеев // Современные проблемы преподавания математики и информатики: Материалы междунар. науч.-метод. конф.- Тула, 2004.- Ч. 1.1. C. 148−152.
  25. ГОСТ 7.83−2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.- М.: Изд-во стандартов, 2002.
  26. ГОСТ Р ИСО 9001:2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.- М.: Изд-во стандартов, 2001.
  27. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12 207:2000. Информационная технология. Процессы жизненного цикла программного обеспечения.- М.: Изд-во стандартов, 2000.
  28. М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Красненская.-М.: Педагогика, 1977.- 136 с.
  29. Д.А. Выбор языка программирования при обучении программированию будущих учителей информатики / Д. А. Грамаков // Информационные технологии в образовании: Тез. докл. междунар. конф.-М.: 2003.- Ч.1.- С. 216.
  30. Д.А. Изучение курса «Теоретические основы информатики» в педагогическом вузе / Д. А. Грамаков // Информационные технологии в образовании: Тез. докл. междунар. конф.- М., 2003.- Ч.1.- С. 215.
  31. С.И. Информационные технологии в подготовке инженеров / С. И. Дворецкий, В. П. Таров, Е. И. Муратова // Высшее образование в России, 2001.-№ 3.- С. 130−135.
  32. С.И. Формирование информационной культуры специалиста / С. И. Дворецкий, A.B. Майстренко, Е. И. Муратова // Информатика и образование, 2001. № 4. — С. 21−31.
  33. Д. Перечислительная комбинаторика / Я. Гульден, Д. Джексон- Перевод с англ. Ю. В. Болотникова, А.Е. Жукова- Под ред. В. Е. Тараканова.-М.: Наука, 1990.- 502 с.
  34. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: Учебное пособие по спецкурсу для пед. институтов / В. В. Краевский и др.- под ред. М. Н. Скаткина.- 2-е изд.- перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1982.319 с.
  35. A.B. Всемирная компьютерная сеть Интернет / A.B. Диков.- Пенза: ПГПУ, 2002.- 32 с.
  36. A.B. Основы компьютерной технологии для учителя математики / A.B. Диков.- Ч. 1,2.- Пенза: ПГПУ, 2003.- 64 с.
  37. Дистанционное профессиональное обучение / Дятлов В. А. и др.- М., 1998.160 с.
  38. А.П. Программирование вторая грамотность / А. П. Ершов.-Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1981.- 18 с.
  39. H.A. Компьютер как средство реализации наглядности в обучении математике / H.A. Есипова, Г. Л. Луканкин, В. Л. Шамшурин // Непрерывное педагогическое образование Ярославль, 1995.- 32 с.
  40. .И. Модернизация российского образования и проблемы информатизации сельской школы / Зобов Б. И. // Материалы науч.-практ. семинара «Информатизация сельской школы».- Ростов на Дону, 2002.-С. 12−15.
  41. .И. Об информатизации сельской школы / Б. И. Зобов // Информатизация сельской школы (Инфоселыи-2004): Труды II Всерос. науч.-метод. симпозиума.- Анапа- М.: Книголюб, 2004, С. 94−103.
  42. Инновационное образование. Парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения / В. Е. Шукшунов и др. // Высшее образование в России.- 1994.-№ 2.- С. 13−28.
  43. Интернет-порталы. Содержание и технологии / Под ред. А. Н. Тихонова и др.- ГНИИ ИТТ «Информика».- М.: Просвещение, 2004.- 499 с.
  44. Информационная компьютерная система института: Практ. пособие / Сост.: A.B.Картузов, Ю.П.Леванов- ЧКИМУПК.- Чебоксары: Салика, 1998.- 31 с.
  45. Информационные ресурсы в высшей школе / Л. П. Кураков и др.-Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998.- 279 с.
  46. A.B. Интеграция информационной системы института с Интернет / A.B. Картузов, Ю. П. Леванов // Сб. научн. ст. проф.-препод. сост. и асп. МУПК по итогам НИР за 1999 г.- М., 2000.- Ч. 9.- С. 60−62.
  47. A.B. Интерактивные графические системы: Конспект лекций / A.B. Картузов.- Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.- 64 с.
  48. A.B. Информационная система вуза / A.B. Картузов, Ю. П. Леванов // Чувашский центр научно-технической информации.- 2001.- 2 с.
  49. A.B. Использование образовательных ресурсов Интернет / A.B. Картузов // Кооперативная самобытность в новом тысячелетии: Тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф.- Чебоксары, 2001.- С. 215.
  50. A.B. Компьютерная графика: Конспект лекций / A.B. Картузов.-Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.- 120 с.
  51. A.B. Новые информационные технологии: Конспект лекций / A.B. Картузов.- Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.- 80 с.
  52. A.B. Организация Интранет кафедры / A.B. Картузов, Ю. П. Леванов // Сб. научн. ст. препод, и асп. ЧКИ МУПК.- Чебоксары, 2000.- Вып. XIV.- С. 173−174.
  53. A.B. Программируем на языке Java: Краткий курс / A.B. Картузов, Д. В. Николенко.- СПб: Наука и техника, 2001.- 192 с.
  54. A.B. Развитие информационных технологий в институте / A.B. Картузов, Ю. П. Леванов // Сб. научн.-метод. ст. препод, и асп.-Чебоксары, 2001.- Вып. XIV.- С. 88−90.
  55. A.B. Разработка портала высшего учебного заведения / A.B. Картузов, С. О. Терентьев // Проблемы повышения качества образования в условиях модернизации общества: Материалы регион, науч.-метод. конф.- Чебоксары, 2004, С. 342−345.
  56. A.B. Роль инновационных учебно-методических средств в профессиональной подготовке инженера / A.B. Картузов // Информационные технологии в электротехнике и энергетике: Мат. V Всерос. науч.-техн. конф.- Чебоксары, 2004.- С. 299−300.
  57. A.B. Сетевая интеграция в дисплейном классе / A.B. Картузов, Ю. П. Леванов // Сб. науч. ст. препод, и асп. ЧКИ МУПК.- Чебоксары, 2000.-Вып. XIV.- С. 174−175.
  58. A.B. Создание электронных публикаций и обучающих систем / A.B. Картузов, Ю. П Леванов // Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления. Тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф,-Чебоксары, 2002.- С. 296−297.
  59. A.B. Учебно-методический комплекс дисциплины «Новые информационные технологии» для специальности «Математика» / A.B. Картузов // Математика в высшем образовании: Тез. докл. 12-ой междунар. конф.- Чебоксары, 2004, — С. 35.
  60. Каталог курсов учебного центра компании «Эврика».- Спб.: Эврика, 2003.156 с.
  61. Компьютерная поддержка оптимизации учебно-методической деятельности вуза / Картузов A.B. и др.- Компьютеры в учебном процессе.- М., 1998.-№ 12.- С. 3−7.
  62. В.А. Самоучитель Linux для пользователя / В. А. Костромин.-Спб: БХВ-Петербург, 2002.- 672 с.
  63. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя/В.В. Краевский.- Самара, 1994.- 120 с.
  64. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ) / В. В. Краевский.- М.: Педагогика, 1977, — 264 с.
  65. A.A. Современный курс информатики: от концепции к содержанию / A.A. Кузнецов, С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина // Информатика и образование.- 2004.- № 2.- С. 5−12.
  66. A.A. Современный курс информатики: от элементов к системе / A.A. Кузнецов, С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина // Информатика и образование.- 2004.- № 1.- С. 5−10.
  67. М.В. Коммутация и маршрутизация IP/IPX-трафика / М. В. Кульгин.- М.: Компьютер пресс, 1998.- 319 с.
  68. М.В. Технологии корпоративных сетей / М. В. Кульгин.- СПб.: Питер, 1999.- 699 с.
  69. Л.П. Информатика: Учебник / Л. П. Кураков, Е. К. Лебедев.- М.: Вуз и школа, 2004.- 636 с.
  70. Л.П. Новые информационные технологии / Л. П. Кураков, Е. К. Лебедев.- Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2000.- 485 с.
  71. Л.П. Новые информационные технологии высшей школы / Л. П. Кураков, Е. К. Лебедев.- Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.- 486 с.
  72. И .Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер.- М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  73. С.Л. Универсальная инструментальная информационно-образовательная среда системы открытого образования Российской Федерации / С. Л. Лобачев, A.A. Поляков.- Москва: ИЦПКПС, 2001.-32 с.
  74. Г. Л. Web-дизайн для будущих учителей математики / Г.Л. Луканкин, A.B. Диков // Современные проблемы преподавания математики и информатики: Материалы междунар. науч.-метод, конф.- Тула, 2004.- Ч. 1.- С. 39−45.
  75. Г. Л. Использование информационных технологий в подготовке учителя математики / Г. Л. Луканкин // Современные проблемы преподавания математики и информатики: Материалы междунар. науч.-метод. конф.- Тула, 2004.- Ч. 1.- С. 27−30.
  76. Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте / Луканкин Г. Л.: Дисс. в форме науч. докл. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук.- Л., 1989.- 54 с.
  77. Г. Л. Подготовка учительских кадров в современных условиях / Г. Л. Луканкин // Образование и общество.- 2002.- № 6.- С. 25−28.
  78. Г. Л. Подготовка учителя математики к использованию Интернета / Г. Л. Луканкин, A.B. Диков // Информатизация сельской школы (Инфосельш-2004): Труды II Всерос. науч.-метод. симпозиума.- Анапа- М.: Книголюб, 2004.- С. 497−503.
  79. Г. Л. Реализация межпредметных связей математики и экономики на экономическом направлении обучения / Г. Л. Луканкин, H.A. Хоркина // Вестник ЦМО МГУ.- 2002.-.- № 4.- С. 23−25.
  80. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц.- М.: Педагогика, 1988.-291 с.
  81. A.B. Задачи по элементарной математике: Учеб. пособие для учащихся спецклассов шк. и гимназий / A.B. Мерлин, Н. И. Мерлина,-Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1996.- 222 с.
  82. Н.И. Об инновационных процессах в преподавании математики / Н. И. Мерлина // Инновационные методы преподавания в высшей школе: Материалы регион, науч.-практ. конф, — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1999.- С. 31−33.
  83. Методы и средства поиска информации в Интернет: Метод, указания к практ. занятиям и самост. работе / Сост. А.В.Картузов- Отв. ред. В.Н. Николаев- ЧКИ МУПК.- Чебоксары: Салика, 2000. 61 с.
  84. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов.- Волгоград: Перемена, 1995.- 152 с.
  85. А.Г. Беседы с учителями математики: Концептуал. методика. Рекомендации, советы, замечания. Обучение через задачи / А. Г. Мордкович.-М.: Школа-пресс, 1995.- 272 с.
  86. Научные основы и современные формы организации образовательного процесса в университетских комплексах и исследовательских университетах / В. Е. Шукшунов и др.- Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2001.- 36 с.
  87. В.Н. Качество подготовки специалистов центральный элемент управления вузом / В. Н. Николаев, Ю. П. Леванов, Е Р. Борисова // Сб. науч. ст. препод, и асп.- Чебоксары, 2002.- Вып.16, ч.1.- С. 228−232.
  88. В.Н. Об основных принципах управления качеством / В. Н. Николаев, Р. В. Иванова // Самобытность потребит, кооп.: опыт и пробл. упр.: Тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф., 29−30 янв.2002 г- ЧКИ МУПК.-Чебоксары, 2002.- С. 314.
  89. Ю.В. Аппаратура локальный сетей: функции, выбор, разработка / Ю. В. Новиков, Д.Г. Карпенко- Под общей редакцией Ю. В. Новикова.-М.: ЭКОМ, 1998.- 288 с.
  90. Образовательные Интернет-ресурсы / Под ред. А. Н. Тихонова и др.-ГНИИ ИТТ «Информика».- М.: Просвещение, 2004.- 287 с.
  91. В.Г. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы (2-е издание) /В.Г. Олифер, H.A. Олифер.- СПб.: Питер, 2003.- 864 с.
  92. В.Г. Сетевые операционные системы : Учеб. пособие для вузов / В. Г. Олифер, H.A. Олифер.- СПб.: Питер, 2001.- 538 с.
  93. Основы создания университетских комплексов / В. Е. Шукшунов и др.-Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002.- 72 с.
  94. В.В. Опыт разработки учебно-методического комплекса «Информатика» для сельской школы /В.В. Персианов // Информатизация сельской школы (Инфоселып-2004): Труды II всерос. науч.-метод. симпозиума.- Анапа.- М.: Книголюб, 2004.- С. 250−253.
  95. С.П. Принципы создания программы изучения компьютерных технологий / С. П. Плеханов, Л. И. Лепе // Компьютеры в учебном процессе.-2003.-№ 3.- С. 43−45.
  96. .М. Перспективы порталостроения в аспекте стандартизации информационно-коммуникационных технологий в образовании / Б. М. Позднеев // Семинар «Интернет-порталы: содержание и технологии». -М., 2004.- С. 21−35.
  97. Попов A.B. Windows Script Host для Windows 2000/ХР / A.B. Попов.-Спб.: БХВ-Петербург, 2003.- 640 с.
  98. A.B. Командные файлы и сценарии Windows Script Host / A.B. Попов.- Спб.: БХВ-Петербург, 2003.- 320 с.
  99. А. Рейтинг образовательных сайтов / Прохоров А. // Компьютер Пресс.- 2000.- № 9.- С. 45−50.
  100. Д.В. Учебно-научно-инновационный комплекс Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» / Д. В. Пузанков, В. М. Кутузов, М. Ю. Шестопалов // Инновации.-2002, — № 5.- С. 35−38.
  101. Работа в Интернет: Практ. пособие / Сост. А. В. Картузов, З.Ф.Смолов- ЧКИ МУПК.- Чебоксары: Салика, 1998. 30 с.
  102. Е.М. Курс по основам компьютерной графики / Е.М. Разинкина// Информатика и образование.- 2003.- № 3.- С. 25−28.
  103. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования / И. В. Роберт.- М.: Школа-Пресс, 1994.- 205 с.
  104. И.В. Создание и использование модели Единого информационного образовательного пространства в условиях реализации распределенного информационного образовательного ресурса в Internet / И. В. Роберт.- М., 2001.- 148 с.
  105. И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах / И. В. Роберт // Информатика и образование.- 2001.- № 5.- С. 15−25.
  106. Д. Алгоритмические основы машинной графики / Д.Роджерс.-М.: Мир, 1989.-512 с.
  107. Д. Математические основы машинной графики / Д. Роджерс, Дж. Адаме.- М.: Мир, 2001.- 604 с.
  108. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация / Отв. ред. В. И. Солдаткин.- М.: МГИУ, 2003, — 508 с.
  109. Г. И. Формирование познавательной самостоятельности студентов педвузов в процессе изучения математических дисциплин и методики преподавания математики / Г. И. Саранцев.- Саранск: МГПИ, 1998.- 157 с.
  110. Ю.А. Сети Интернет: Архитектура и протоколы / Ю. А. Семенов.- М.: Блик плюс, 1998.- 422 с.
  111. Система регистрации данных абитуриентов / A.B. Картузов и др. // Проблемы информатизации образования: региональный аспект: Материалы Всерос. науч.-практ. конф.- Чебоксары, 2004.- С. 109−113.
  112. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин.- М.: Педагогика, 1986.- 152 с.
  113. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения / М. Н. Скаткин.- М.: Педагогика, 1971, — 193 с.
  114. .Я. Информационные технологии: Учебник для вузов / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. М.: Высш. шк., 2003. — 263 с.
  115. М.В. Все об Intranet и Internet / М. В. Сокольский.-М.: Элиот, 1998.- 254 с.
  116. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / C.B. Агапонов и др.- СПб.: БХВ Петербург, 2003, — 254 с.
  117. В. Беспроводные линии связи и сети / Столлингс В.-М.: Вильяме, 2003.- 640 с.
  118. Е.Г. Компьютерные информационные технологии основа инновационных процессов в образовании / Е. Г. Торина // Технология, предпринимательство, экономика: Межвуз. сб. статей.- Тула, 1998.-С. 208−214.
  119. Е.Г. Организационно-педагогические основы проектирования информационного пространства в педвузе: Автореф. дис. канд. пед. наук / Е. Г. Торина. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1999. — 18 с.
  120. Е.Г. Формирование информационного пространства ТГПУ им. Л. Н. Толстого / Е. Г. Торина // Сборник науч. работ ППС, асп. и студ. ТГПУ им. Л. Н. Толстого.- Тула, 1999, — С. 304−307.
  121. Э. Третья волна / Э. Тоффлер.- М: ACT, 2002.- 776 с.
  122. Э. Шок будущего / Э. Тоффлер.- М: ACT, 2001.- 560 с.
  123. Управление качеством образования в высшем учебном заведении: Монография / В. Н. Николаев и др.- ЧКИ МУПК.- Чебоксары: Руссика, 2003.- 128 с.
  124. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной среды 2001−2005 гг.»: утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.2001 г. № 630 (с изменениями от 23.10.2002) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, — № 36.- Ст. 3578.
  125. Л.М. Проблемная организация учебного процесса: Метод, разраб. / Л. М. Фридман, В. И. Маху.- М.: АПН СССР- НИИ общ. и пед. психологии, 1990.- 60 с.
  126. Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей / Л.М. Фридман- Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т.- М.: Ин-т практ. психологии, 1997.- 286 с.
  127. A.B. Локальные сети персональных компьютеров. Использование протоколов IPX, SPX, NETBIOS / A.B. Фролов, Г. В. Фролов.- М.: Диалог-МИФИ, 1993.- 242 с.
  128. Дж. Анализ и диагностика компьютерных сетей / Дж. Хогдал.-М.: Лори, 2000.- 353 с.
  129. М. Сервлеты и JavaServer Pages: Библиотека программиста / М. Холл.- СПб.: Питер, 2001.- 496 с.
  130. Л.Ф. Анализатор локальных сетей NetWare / Л. Ф. Чаппелл, Д. Е. Хенкс.- М.: Лори, 1995.- 315 с.
  131. Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. / Ю. А. Шафрин.-М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.- 320 с.
  132. Е.В. Компьютерная графика. Динамика, реалистические изображения / Е. В. Шикин, A.B. Боресков.- М.: Диалог-Мифи, 1995.- 288 с.
  133. Е.В. Компьютерная графика. Полигональные модели / Е. В. Шикин, A.B. Боресков.- М.: Диалог-Мифи, 2000.- 464 с.
  134. Е.В. Кривые и поверхности на экране компьютера / Е. В. Шикин,
  135. A.И. Плис.- М.: Диалог-Мифи, 1996.- 250 с.
  136. В.Е. Инновационное образование: идеи, принципы, модели /
  137. B.Ф. Взятышев, Л. И. Романкова, — М.: Междунар. Акад. наук высш. шк. (МАНВШ), 1996.- 65 с.
  138. В.Е. Концепция университетских образовательных округов и университетских комплексов / В. Е. Шукшунов, — М., 2001, — 29 с.
  139. Э. Изречения / Э. Эминеску- Сост. М. Букур, XXV.- Кишинев: Литера- Молд. о-во друзей кн., 1989.- 119 с.
  140. П.М. Обучение математике методом укрупнения дидактических единиц / П. М. Эрдниев.- Элиста: Калм. кн. изд-во, 1979.- 258 с.
  141. П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения: 2 ч./ П. М. Эрдниев.- М.: Просвещение, 1992.- 356 с.
  142. Albert Wiltsche Cl- and C2-continuous spline-interpolation of a regular triangular net of points // Computers & Graphics, Volume 27. Issue 6. December 2003.-P. 917−930.
  143. Archana Sangole and George K. Knopf Visualization of randomly ordered numeric data sets using spherical self-organizing feature maps // Computers & Graphics. Volume 27. Issue 6. December 2003.- P. 963−976.
  144. Barbara K. Kaye and Thomas J. Johnson A Web for all reasons: uses and gratifications of Internet components for political information // Telematics and Informatics. Volume 21. Issue 3. August 2004.- P. 197−223.
  145. Brett M. Harnett, Charles R. Doarn, Xiaoming Zhao and Ronald C. Merrell Redundant wireless communication technologies for real-time surveillance // Telematics and Informatics. Volume 21. Issue 4. November 2004.- P. 375−386.
  146. CCITT (ITU) Recommendations X.500-X.521. Data Communication Networks: Directory / CCITT Blue Book, Fascicle VIII.8. USA.: CCITT, 1988.
  147. Clara Centeno Adoption of Internet services in the Acceding and Candidate Countries, lessons from the Internet banking case // Telematics and Informatics. Volume 21. Issue 4. November 2004.- P. 293−315.
  148. Daniel Johnson, John Gardner and Janet Wiles Experience as a moderator of the media equation: the impact of flattery and praise // International Journal of Human-Computer Studies. Volume 61. Issue 3. September 2004.- P. 237−258.
  149. Hung-Pin Shih Extended technology acceptance model of Internet utilization behavior // Information & Management. Volume 41. Issue 6. July 2004.- P. 719−729.
  150. IEEE 1484.12.1−2002. Learning Object Metadata standard. New York: IEEE, 2002.
  151. ISO/IEC 11 179−1. Specification and standartization of data elements. Part 1: Framework .
  152. John A. Scigliano The Internet and Higher Education special issue on the history of online learning // The Internet and Higher Education. Volume 3. Issues 1−2.1st Quarter-2nd Quarter 2000. P. 1−5.
  153. Juan-Diego Zapata-Rivera and Jim Greer Inspectable Bayesian student modelling servers in multi-agent tutoring systems // International Journal of Human-Computer Studies. Volume 61. Issue 4. October 2004.- P. 535−563.
  154. Jyh-Shen Chiou The antecedents of consumers' loyalty toward Internet Service Providers // Information & Management. Volume 41. Issue 6. July 2004.-P. 685−695.
  155. M. Avgoulea, C. Bouras, M. Paraskevas and G. Stathakopoulos Policies for content filtering in educational networks: the case of Greece // Telematics and informatics. Volume 20. Issue 1. February 2003.- P. 71−95.
  156. Stephen Musgrave The community portal challenge—is there a technology barrier for local authorities? // Telematics and Informatics. Volume 21. Issue 3. August 2004.-P. 261−272.
  157. Wolfgang Christian Java programming and Internet technologies for undergraduate education // Computer Physics Communications. Volume 127. Issue 1. 1 May 2000.- P. 16−22.
Заполнить форму текущей работой