Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принцип от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Индукция и дедукция. Курсы «Окружающего мира» могут быть построены на индуктивной или дедуктивной основе. Соотношение дедукции и индукции в школьном естествознании, географии неоднократно было предметом обсуждения в методической литературе. Имевший место в начале XIX в. дедуктивный подход (в географии — от математической географии к рассмотрению частей света, стран; в естествознании… Читать ещё >

Принцип от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Иногда логика изложения, принятая в той или иной науке, может противоречить особенностям восприятия детей окружающего мира. Так, последовательность изложения, принятая в географической науке (от неживой природы к живой), может не соответствовать особенностям детского восприятия окружающего мира, противоречить известному принципу педагогики от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому. Например, дошкольники и младшие школьники из всего природного многообразия в первую очередь встречаются не с горными породами, а с растениями, животными. Именно они ближе им в психологическом плане, именно о них дети уже достаточно много знают из сказок, из опыта общения с домашними животными, комнатными растениями. И было бы логичным изучение природного окружения начинать именно с них. В определенной степени это реализуется в дошкольном образовании — там дети большей частью знакомятся именно с растениями и животными; затем и в первых классах начальной школы, где акцентируется внимание на сезонных изменениях в природе и в первую очередь на сезонных особенностях жизни растений и животных. Такой же подход предпринят при построении курса «Окружающий мир» О. Т. Поглазовой, где сначала изучаются темы «Разнообразие и красота растений, грибов, животных», и лишь потом — «Разнообразие и красота неживой природы».

Порой отступал от логики науки в пользу логики детского познания и А. Я. Герд. Например, в отличие от современного природоведения он предлагал начинать изучение горных пород не в начале, а по ходу изучения более близкого для человека компонента — почвы. В методических рекомендациях по проведению урока по теме «Глина» он пишет: «Нужно узнать, из чего и как построена наша Земля? Мы начнем эту работу с самого верхнего слоя, а потом станем постепенно углубляться внутрь Земли… Верхний слой Земли, на котором растут растения и из которого они извлекают пищу, называется почвою. С почвы мы и начнем». Принцип от близкого к далекому четко прослеживался и в географии Д. Д Семенова.

Индукция и дедукция. Курсы «Окружающего мира» могут быть построены на индуктивной или дедуктивной основе. Соотношение дедукции и индукции в школьном естествознании, географии неоднократно было предметом обсуждения в методической литературе. Имевший место в начале XIX в. дедуктивный подход (в географии — от математической географии к рассмотрению частей света, стран; в естествознании — от систематики к предметам) критиковался. Так, А. Н. Бекетов писал по этому поводу, что «дедуктивное преподавание обогащает школьника знаниями и готовыми выводами, но не вызывает деятельность мысли, заставляя работать только память».

Построение начального природоведения со времен Герда и до последнего времени ориентировано на индуктивный путь: от наблюдений, опытов, практических работ к выводам, определенным теоретическим обобщениям. Предполагается, что начало природоведения (изучение сезонных изменений) должно строиться преимущественно на наблюдениях в природе, работе с дневниками, календарями природы. В то же время при построении отдельных тем прослеживается и дедукция. В частности, началом изучения почв в традиционном естествознании является определение понятия (почва — это верхний рыхлый слой земли, на котором могут расти растения), и затем с помощью опытов изучается ее состав.

Дедуктивный путь усвоения школьниками экологического материала прослеживается, в частности, при формировании идеи о всеобщей взаимосвязанности, единстве предметов и явлений природы. Тезис «В природе все взаимосвязано» усваивается (запоминается) младшими школьниками довольно легко, однако конкретное наполнение этого положения, его осознание проходит длительный путь.

В целом подавляющее большинство курсов «Окружающего мира» строится на индуктивной основе. Исключение составляет, пожалуй, только один курс — «Окружающий мир» в системе Эльконина — Давыдова, авторы которого декларируют дедуктивный путь (метод) подачи информации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой