Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специфика социально-педагогической деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Назначение (содержательная задача) социально-педагогической деятельности — оказание компетентной социальнопедагогической помощи населению, повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей и молодежи. То есть в центре внимания социального педагога находится процесс социализации ребенка, его успешной интеграции в общество, формирование нормальных социальных отношений… Читать ещё >

Специфика социально-педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объектом внимания социального педагога является ребенок, его развитие и социальное становление. В центре внимания социального педагога — социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений.

С точки зрения сферы деятельности социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях (школах, приютах, детских больницах, центрах реабилитации и др.). Функционально деятельность социального педагога близка к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Разграничение и специфика этих двух сфер профессиональной деятельности, заключается в том, что в отличие от социального педагога, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут являться люди, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения, независимо от возраста [69].

Под социально-педагогической деятельностью понимают деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты. При этом под социальным воспитанием понимается забота общества о своем прогрессе в лице младших поколений; условия, создаваемые обществом, государственными и частными структурами для физического, психического и социального развития человека. Социально-педагогическая защита представляет собой систему условий и средств, обеспечивающих физическую, психическую и нравственно-психологическую безопасность отдельного субъекту (воспитанника), отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил [83, с. 5—6].

По мнению Ю. В. и Т. А. Васильковых, социально-педагогическая деятельность есть по сути социальная работа, включающая педагогическую деятельность, которая направлена на оказание помощи ребенку в самоорганизации, на установление нормальных отношений в семье, школе, обществе. Социальная работа при этом рассматривается как вид деятельности, содержанием которой выступает восстановление разрушенных взаимодействий человека (или группы людей) с социумом.

Специфика деятельности социального педагога, как и любой профессиональной деятельности, проявляется в ее концептуальных и процессуальных составляющих.

Любая деятельность имеет свою структуру, которая включает в себя цель, содержание, объект, субъект, функции и используемые средства.

Назначение (содержательная задача) социально-педагогической деятельности — оказание компетентной социальнопедагогической помощи населению, повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей и молодежи. То есть в центре внимания социального педагога находится процесс социализации ребенка, его успешной интеграции в общество, формирование нормальных социальных отношений. По сути социально-педагогическая деятельность направлена на изменение тех обстоятельств жизни ребенка, которые характеризуются отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в чем-либо.

Таким образом, целью социально-педагогической деятельности является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может сам осознать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему [69].

Объект социально-педагогической деятельности имеет некую двойственной и рассматривается неоднозначно. С позиции М. А. Галагузовой, в качестве объекта социально-педагогической деятельности выступает ребенок, нуждающийся в помощи в осуществлении процесса социализации (дети с различного рода отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита социального воспитания, и дети, имеющие нарушения развития).

С позиции В. А. Сластенина, помимо предыдущей трактовки, в качестве объекта социально-педагогической деятельности также могут рассматриваться элементы общественной культуры, которыми владеет социальный педагог и которые он использует для формирования личности.

Таким образом, в широком смысле объектом социальнопедагогической деятельности выступают связи, взаимодействия, способы и средства регуляции процессов социализации, социального воспитания, поведения социальных групп и личностей в обществе, в узком смысле — ситуации риска, проблемы нарушения социализации тех, кто нуждается в помощи.

Сложность современной социально-педагогической определяется, с одной стороны, неоднозначностью ее объекта, с другой, — отсутствием методологических и теоретических позиций, определяющих процессуальную сторону данного вида деятельности.

В определении субъекта социально-педагогической деятельности можно выделить три уровня (группы): первоочередные (ведущие) субъекты, сопутствующие и косвенные.

К группе ведущих субъектов относятся социальные педагоги, социальные работники, специализирующиеся на работе с детьми, молодежью, семьей и пр., социально-педагогические центры, центры социальной защиты и др.

Сопутствующие субъекты представлены учреждениями, организациями и специалистами органов здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты, УВД и др.

К субъектамоказывающим косвенное (или опосредованное) влияние на реализацию другими учреждениями, организациями и специалистами задач социального воспитания и социально-педагогической защиты, относятся учреждения и организации финансово-экономической сферы, пищевой и легкой промышленности, топливно-энергетического комплекса и др.

Как видим, основным ведущим субъектом социально-педагогической деятельности выступает социальный педагог; он определяет цель, методы, формы, средства, технологии для достижения прогнозируемого результата. Названные параметры деятельности социального педагога должны согласовываться с такими же параметрами объекта социально-педагогической деятельности.

Социальный педагог может осуществлять свою деятельность в учреждениях различного типа, иметь разные специализации, что определяется ведущими направлениями деятельности, учетом особенностей места работы и контингента обслуживаемых. К наиболее распространенным из них относятся организаторы социально значимой работы с детьми и молодежью, организаторы культурного досуга и оздоровительной деятельности, семейного досуга, школьный социальный педагог (социальный педагог других учреждения образования), социальный педагог учреждений здравоохранения, социальной защиты (в том числе социальный педагог детского дома, социальный педагог-валеолог (дефектолог) и пр.), учреждений, относящихся к системе органов УВД.

В своей деятельности социальный педагог реализует несколько функций, среди которых в зависимости от специализаций М. А. Галагузова и М. В. Шакурова выделяют: образовательно-воспитательную, диагностическую, организаторскую, прогностическую и экспертную, посредническую, коррекционно-реабилитационную, организационно-коммуникативную, охранно-защитную, предупредительно-профилактическую, социально-компенсаторную, эвристическую, содержательное наполнение которых определяется социальной проблемой ребенка [69, с. 25; 83, с. 14—5].

В качестве социальной проблемы рассматривается социальное противоречие, осознаваемое человеком или группой как значимое для него или группы несоответствие между целью и результатом, возникающее из-за отсутствия или недостатка средств достижения цели, что приводит к неудовлетворению социальных потребностей.

В качестве средств социально-педагогической деятельности рассматриваются все то, с помощью чего социальный педагог достигает поставленной цели, а именно: методы, приемы, технологии, действия, предметы и пр.

Как известно, методы — это способы осуществления деятельности. Применительно к социально-педагогической деятельности методы понимаются как способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивности социального опыта, содействуют социализации или реабилитации ребенка. В настоящее время социальные педагоги в практической деятельности используют методы, применяемые в педагогике, психологии и социальной работе.

Наиболее широко и в тесной взаимосвязи в социальнопедагогической деятельности используются такие методы как убеждение (важную роль играет требование как часть метода), упражнение, рассказ, лекция (беседа, диспут), поощрение, наказание и др.

В социально-педагогической деятельности также используются различные приемы и средства, которые взаимосвязаны с методами социально-педагогической деятельности. Приемы социально-педагогической деятельности рассматриваются как часть метода социально-педагогической деятельности, его конкретизации в зависимости от ситуации или решаемой проблемы и носит частный характер. Средства социально-педагогической деятельности рассматриваются как совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые социальный педагог использует для достижения цели и которые сами по себе не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-либо конкретной цели [69, с. 148—149].

Вопросы и задания для повторения и обсуждения

  • 1. В чем состоит специфика и каково назначение социально-педагогической деятельности?
  • 2. Охарактеризуйте основные компоненты структуры социальнопедагогической деятельности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой