Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методические основы использования учебных исследований при обучении геометрии в основной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако до сих пор проблема приобщения учащихся к исследовательской деятельности не получила целостного освещения в научной литературе по методике преподавания математики. Видя главную цель вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность в формировании у них исследовательских умений и развитии творческих способностей, большинство авторов разрабатывают соответствующую методику организации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы использования учебных исследований в обучении геометрии
    • 1. Понятие учебного исследования в психолого-педагогической и методической литературе по математике,
    • 2. Дидактические функции учебных исследований по геометрии
    • 3. Структура учебных исследований по геометрии и их основные виды
  • выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. Методические аспекты учебных исследований по курсу геометрии основной школы
    • 1. Развитие опытно-интуитивной базы учебных исследований по геометрии
    • 2. Формирование процессуальной основы учебных исследований
    • 3. Организация учебных исследований учащихся при усвоении геометрических понятий и теорем
    • 4. Постановка педагогического эксперимента и его результаты
  • Выводы по главе 2

Методические основы использования учебных исследований при обучении геометрии в основной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Гуманизация школьного образования означает повышенное внимание к ребенку, создание максимально благоприятных условий для формирования его личности. Важное место в решении данной задачи отводится развивающему обучению, при котором на передний план выдвигаются проблемы развития познавательных процессов и способностей учащихся.

Проблема соотношения обучения и интеллектуального развития учащихся имеет давнюю историю. Однако и до настоящего времени исследования в этой области не находят должного отражения в практике работы школы и, в частности, при обучении математике. Решение же проблемы полноценного развития учащихся в процессе обучения математике важно как для формирования творческих качеств личности, так и для профессионального самоопределения школьников. Овладение научными основами математики, изучаемыми в школе, успешное решение математических задач предполагают достижение учеником определенного уровня развития мышления. Развитие является не только конечной целью, но и условием успешного усвоения математики. Как обучение знаниям и умениям — необходимая предпосылка интеллектуального развития, так последнее — условие более высокого уровня усвоения знаний и умений. Эти понятия взаимозависимые, отмечает И. Я. Лернер (81, с.74). В связи с этим возникает проблема выявления средств, которые позволяют осуществлять обучение математике с позиций диалектического единства образовательной и развивающей функций.

Исследования психологов убедительно свидетельствуют о том, что все познавательные процессы эффективно развиваются при такой организации обучения, когда школьники включаются в активную поисковую деятельность. По их мнению, поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышления. Особое значение в этой связи приобретает исследовательская деятельность учащихся, непосредственно связанная с усвоением математических знаний. В процессе систематической целенаправленной работы по выявлению взаимосвязей математических объектов, их характеристических свойств, исследованию структурыи сферы применимости знаний развиваются все интеллектуальI ные качества учеников, их стремление к творческой деятельности. Такая работа помогает учителю научить детей самостоятельно выделять главное в изучаемом материале, анализировать отобранную информацию, обобщать и систематизировать ее, открывать, а затем использовать алгоритмы решения математических задач, овладевать определенной системой эвристик, раскрывать прикладные аспекты отдельных ветвей математики, находить наиболее рациональные приемы решения теоретических и практических задач, критически осмысливать полученные результаты и применять их в дальнейшем. Эти задачи в полной мере можно решить при такой организации учебного процесса, которая предполагает систематическое вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность по ходу усвоения знаний.

Основы исследовательского метода в обученной были заложены классиками педагогической науки: ЯЛ. Коменским, Ж. Ж. Руссо, Г. Песталлоц-ци, К. Д. Ушинским и др. Их идеи нашли свое развитие в работах отечественных педагогов и методистов Б. В. Всесвятского, Ш. И. Ганелина,.

А.В.Кудрявцева, И. Я. Лернера, В. Ф. Натали, Н. И. Новикова, Б. Е. Райкова, А. П. Пинкевича, М. Н. Скаткина, В. ЮУльянинского и др.

Исключительно важную роль отводят исследовательской деятельности как эффективному средству активизации учебного познания при обучении математике и современные педагоги-математики А. Д. Александров, А. К. Артемов, Л. И. Груденов, В. А. Гусев, В. А. Далингер, М. И. Зайкин, Т. А. Иванова, В. И. Крупич, Г. И. Саранцев, А. А. Столяр, А .Я. Цукарь и др. Проблемам организации исследовательской деятельности на математическом материале посвящено немало диссертационных работ: Б. А. Викол, Н. Д. Волковой, М. З. Каплан, Л. З. Карелина, Е. В. Ларькиной, Л. Э. Орловой, Г. В. Токмазова, В. В. Успенского и др. В них найдено и охарактеризовано много различных способов изучения и анализа задачной ситуации исследовательского характера.

Однако до сих пор проблема приобщения учащихся к исследовательской деятельности не получила целостного освещения в научной литературе по методике преподавания математики. Видя главную цель вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность в формировании у них исследовательских умений и развитии творческих способностей, большинство авторов разрабатывают соответствующую методику организации исследовательской деятельности школьников, не учитывая должным образом дидактические функции учебных исследований. Работы названных авторов носят к тому же разрозненный несистемный характер, представляя частные разработки и рекомендации по отдельным вопросам или темам школьного курса математики. Причем большинство авторов связывают исследовательскую деятельность либо с решением специальных исследовательских задач, либо с дополнительной работой над задачей (Э.Г. Готман, С. Г, Губа, М. З. Карелин, Д. В. Клименченко, В .В. Успенский, Г. Н. Щеглов, А. Я. Цукарь и др.) Как правило, такая работа занимает много учебного времени и напрямую не связана с усвоением изучаемого материала, а потому в практике обучения математике она проводится эпизодически, бессистемно, и, следовательно, польза от нее невелика. Более целесообразным было бы достижение тех же целей не посредством специально организованных мероприятий, а в процессе выполнения учащимися учебно-познавательной деятельности, непосредственно связанной с усвоением математических знаний. А для этого необходимо рассмотрение учебного исследования как многоаспектного дидактического явления. Такая постановка вопроса требует раскрытия всего потенциала учебных исследований, для чего необходимо, прежде всего, дать теоретическое описание этого феномена и разработать методические рекомендации по его использованию в практике обучения.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблеме организации учебных исследований при обучении геометрии, позволяет констатировать, что в настоящее время:

— отсутствует единый подход к трактовке самого понятия учебного исследованиякаждый из авторов поясняет сущность этого понятия на частных примерах, раскрывающих лишь отдельные его аспекты;

— не разработаны теоретические основы учебных исследованийне выявлены их основные функции, виды, структура и т. п.;

— не раскрыты методические аспекты использования учебных исследований в процессе изучения геометрии.

Результаты проведенного нами анкетирования учителей математики средних школ показывают, что большинство педагогов считают необходимым систематическое вовлечение учащихся в учебные исследования на уроках геометрии, но испытывают трудности из-за отсутствия соответствующего методического обеспечения.

Таким образом, противоречие между потребностью школьной практики в научно-обоснованной методике использования учебных исследований и ее фактическим состоянием определяет актуальность проблемы исследования, которая состоит в поиске путей систематического использования учебных исследований в процессе усвоения знаний при обучении геометрии в основной школе.

Цель исследования состоит в разработке теоретических и методических основ использования учебных исследований в процессе обучения геометрии.

Объектом исследования является процесс обучения геометрии в основной школе, а его предметом — учебные исследования и их дидактические возможности в обучещш геометрии.

Гипотеза исследования: если выделить основные виды учебных исследований с учетом специфики предметного содержания школьной геометрии и познавательной деятельности учащихся, определить их функции, структуру, место в процессе усвоения знаний и разработать соответствующую методику проведения занятий, то это позволит повысить эффективность процесса обучения геометрии.

Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы потребовалось решить следующие основные задачи:

1) уточнить сущность понятия учебного исследования и выявить дидактические функции учебных исследований в обучении геометрии;

2) выделить основную структуру учебных исследований, их виды и место в процессе усвоения геометрических знаний;

3) разработать методическое обеспечение выделенных видов учебных исследований;

4) экспериментально проверить разработанное методическое обеспечение.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы педагогического исследования:

— изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме;

— анализ программ, учебников, учебных пособий по геометрии для общеобразовательных школ;

— интервьюирование и анкетирование учителей математики;

— констатирующий, поисковый, обучающий эксперименты;

— статистическая обработка и анализ проведенного эксперимента.

Исследование проводилось поэтапно. На первом этапе осуществлялся анализ научной и методической литературы по проблеме организации учебных исследований с целью выявления и уточнения теоретических основ их использования в обучении геометрии, а также изучалось состояние исследуемой проблемы в школьной практике, проводился констатирующий эксперимент. На втором этапе разрабатывались методические основы использования учебных исследований в процессе обучения геометрии в основной школе. На третьем этапе проводился обучающий эксперимент с целью проверки эффективности разработанной методики.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что проблема систематического использования учебных исследований в практике обучения геометрии в основной школе впервые решена с позиций диалектического единства их развивающих и ди дактических функций. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении трактовки понятия учебного исследования, в выявлении дидактических функций, основной структуры и видов учебных исследований в обучении геометрии.

Практическая ценность диссертационного исследования состоит в том, что разработанное в диссертации методическое обеспечение учебных исследований по курсу геометрии основной школы может быть непосредственно использовано в школьной практике обучения.

Методологической основой исследования явились основные положения теории познания, теории развития личности, концепция развивающего обучения, работы по проблеме диалектического единства теории и практики, труды выдающихся отечественных и зарубежных психологов и педагогов-математиков.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается опорой на теоретические разработки в области психологии, педагогики, теории и методики обучения математике, совокупностью разнообразных методов исследования, а также проведенным экспериментом.

Апробация результатов проводилась в виде докладов и выступлений на заседаниях научно-методического семинара кафедры теории и методики обучения математике и физике Арзамасского государственного пединститута (1998г.), кафедры математики Мордовского государственного пединститута (1998г.), на Всероссийских научных конференциях в Орехово-Зуеве (1995г.), Арзамасе (1995г., 1996 г.), Саранске (1997г., 1998 г.). По теме исследования имеется б публикаций.

Экспериментальная проверка разработанного методического обеспечения учебных исследований по курсу геометрии основной школы осуществлялось в ряде школ г. г. Арзамаса, Н. Новгорода и Кирова.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Учебное исследование это вид познавательной деятельности, который основан на выполнении учебных заданий, предполагающих самостоятельное выявление учащимися новых для них знаний, способов деятельности и направленных на достижение целей обучения.

2. Систематическому применению учебных исследований при обучении геометрии в основной школе должно предшествовать формирование интуитивно-опытной базы и процессуальной основы исследований на материале пропедевтического курса геометрии.

3. Повышению эффективности учебных исследований по курсу геометрии способствуетрациональное сочетание всех их основных видов: интуитивно-опытных, опытно-индуктивных, индуктивных и дедуктивных с применением соответствующих учебно-исследовательских карт.

На защиту выносится также методическое обеспечение учебных исследований по курсу геометрии основной школы, включающее упражнения на развитие интуитивно-опытной базы и учебно-исследовательские карты для формирования процессуальной основы учебных исследований.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Библиография составляет 151 наименование.

В процессе теоретического и экспериментального исследования в со ответствии с его целью и задачами получены следующие основные выводы и результаты:

1. Использование в процессе обучения геометрии учебных исследова ний оказывает существенное влияние как на формирование знании учапщх ся, так и на развитие личности школьников.2. На основе анализа психолого-педагогической литературы обобщено представление о сущности учебных исследований и их роли в процессе обу чения геометрии. Под учебным исследованием мы понимаем такой вид по знавательной деятельности, который основан на выполнении учебньпс зада ний, предполагающЕж самостоятельное выявление учащимися новых для них знаний и способов деятельности, направленных на достижение целей обучения. В связи с этим были уточнены дидактические функции учебных исследований. К наиболее значимым из них мы относим- 1) функцию от крытия новых (неизвестных учащимся) знаний (установление существенных свойств понятия, выделение математических закономерностей, отыскание доказательств математических утверлсдений и т. п.) — 2) функцию углубления изучаемых знаний (получение определений, эквивалентных исходному, обобщение изученных теорем, нахождение различных доказательств изу ченных теорем и т. д.) — 3) функцию систематизации изученных знаний (установление отношений между понятиями, выявление взаимосвязей меж дутеоремами, структурирование изученного материала и т. п.).3. Основными этапами любого вида учебных исследований являются: постановка проблемы — выдвижение гипотез — доказательство или опровер жение гипотез, которые могут быть детализированы: мотивация учебной.

деятельностипостановка проблемы исследованияанализ имеющейся ин формации по рассматриваемому вопросуэкспериментирование (проведе ние измерений, испытаний, проб и т. д.) с целью получения фактического материаласистематизация и анализ полученного фактического материалавыдвижение гипотезподтверждение или опровержение полученных гипо тездоказательство гипотез.4. Изучение основных этапов исследования позволило выявить сле дующую типологию учебных исследований: интуитивно-опытные, опытно индуктивные, индуктивные и дедуктивные. Выявленные виды представляют интерес не только с точки зрения получения типологии учебных исследова ний, каждый из видов способствует формированию определенных умений в проведении различных исследований. Так, выполнение интуитивно опытных и опытно-индуктивных исследований связано с развитием опытно интуитивной базы, основу которой составляет умение изменять заданную геометрическую ситуацию для получения таких соотношений, которые по зволили бы решить поставленную задачу, и умение замечать (видеть, пред видеть) геометрическую сущность результата изменений в исходной ситуа ции. Индуктивные учебные исследования способствуют формированию процессуальной основы исследований. Дедуктивные учебные исследования охватывают весь комплекс умений, необходимых для проведения различных исследований.5. При изучении понятий и теорем целесообразно проводить учебные исследования на этапах: выявления существенных свойств понятий, уста новления связей данного понятия с другимиознакомления с фактом, отра женном в теореме, доказательства теоремы (в том числе и разными спосо бами), обобщения теоремы, составления обратной теоремы и проверки ее истинности, установления связей данной теоремы с другими. б. Методическое обеспечение учебных исследований по основам гео метрии, разработанные в диссертации, включает: упражнения на развитие интуитивно-опь1ТНОЙ базы исследований, учебно-исследовательские карты для формирования процессуальной основы и применения исследований к изучению понятий И теорем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.С. Научно-методические основы профессиональной подготовки будущего учителя математики сельской малокомплектной школы: Автореф. дис… Д0КГ-. Пед. наук. М., 1994. — 34 с.
  2. Т.В., Аргунов Б. И. Основные понятия и методы школьного курса геометрии: книга для учителя. -М.: Просвещение, 1988. -128 с.
  3. А.Д. О геометрии // Математика в школе. — 1980. — № 3. — 0.56−62.
  4. .И. Эвристическое программирование учебно- исследовательской деятельности: Метод. Пособие. — М.: Высш. Школа, 1981.-240 с.
  5. А.К. Развивающее обучение математике в начальных классах. — Самара: Из-во Сам. ГПУ, 1995. -118 с. ,
  6. А.К. Приемы организапди развивающего обучения // Начальная школа. -1995. — № 3. — 35−39.
  7. А.К. Учебные задачи в обучении математике // Начальная пжо- ла.-1994.-№ 9.-С.75−77.
  8. Н.И. Формирование умений учащихся в исследовании стереометрических задач и их решений: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Киев, 1979. — 17 с.
  9. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе, -М.: Просвещение, 1985. — 208с.
  10. Ф.Я. Воспитание у школьников интереса к исследовательской работе // Советская педагогика. -1965. — № 7. — 23−25.
  11. Т. И. Исследовательский метод обучения в теории и практике общеобразовательной школы РСФСР (1917 — 1931). Дисс. … канд. пед наук. М., 1974. -186 с.
  12. Н.А., Сманцер А. П. Воспитание у школьников интереса к учению. Мш1ск: Нар. асвета" 1987. — 75 с.
  13. Бескин Н.М.*Методика геометрии: учебник для пед. институтов. Учпедгиз, 1947. — 276 с.
  14. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. — М.: АПН РСФСР, 1959. — 348 с.
  15. М.И. Приобщение учапщхся к исследовательской работе в обучении (на материале преподавания гуманитарных дисциплин). Автореф. дис… канд. пед. наук. М., 1975. -17 с.
  16. Большая советская.энциклопедия. Т. 10,1972.- 592 с.
  17. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию : Кн. для учителя. М.: Просвещение 1985. — 144с.
  18. Дж. Психология познания / Пер. с англ. яз., предисловие и общ. ред. А. Р. Лурия.-М.: Прогресс. 1977.- 412с.
  19. Буловап?шй М. П. Разнообразить виды задач // Математика в школе. — 1988.-№ 5.-С.37−39.
  20. Вагин В. В, Повторение, обобщение и систематизация знаний по математике // Начальная пшола. -1976. — ША,
  21. .А. Формирование элементов исследовательской деятельности при углубленном изучении математике. Дисс. … канд. пед. наук. — М., 1977.-183 с. — 1 3 6 —
  22. Д.В. Роль гипотезы в обучении // Советская педагогика. -1967. -№б.-С.31−35. .
  23. И.П. Разработка исследовательского метода проверки знаний // Советская педагогика. — 1981. — № 4. — 98−103.
  24. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. — М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
  25. Н.Д. Исследовательская деятельность учащдхся при изучении геометрии как средство развития их творческого мышления. Автореф. дис… канд. пед. наук. — Киев, 1972. -18 с.
  26. Вьп-одский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — 290 с.
  27. В.В. Роль учебных заданий в развитии творческого мышления младших школьников // Начальная школа. -1991. — № 6. — 2−5.
  28. Гальперин П, Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мьшшения // Вопросы психологии. -1972. — № 2. — 80−84.
  29. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. — М.: МГУ, 1985.-208 с.
  30. Э.Г., Холодная Н. А. Психологический аспект исследования задач на уроках математики //Роль и место задач в формировании системы основных знаний. Сб. научн. работ / Ншс школ М.П. РСФСР.- М., 1976. 22−34.
  31. Геометрия: Учебн. для 7−9 кл. общеобразоват. учреждений / Л.С. Атана- сян, В. Ф. Бутузов, СБ. Кадомцев и др.- 5-е изд.-М.:Просвещение, 1995. -135 с.
  32. Э. Г. Вариации задачи о квадрате и вписанном в него треугольнике // Математика в школе. -1991. — Kal. — 26−27. -137 —
  33. Т.П. Творческие задания по геометрии для У11 класса // Математика в школе. -1990. — № 3. — 17−19.
  34. Я.И. Изучение определений, аксиом, теорем: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981. — 95 с.
  35. Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 224 с.
  36. Г. Развитие у учапщхся интереса к noHCiQr и исследованию математических закономерностей // Математика в школе. — 1972. — № 3. -С.19−21.
  37. В.А. Как помочь ученику полюбить математику? Ч.1.- М.: Авангард, 1994. -168 с."
  38. В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. -1995. — Ш. — С. 29−39.
  39. В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986.-415 с.
  40. Н.Г. О путях связи обучения истории с жизнью // История в школе / Под ред. А. Т. Кинкулькина и др.
  41. В.А. Методические рекомендащш к проведению обобщающего повторения //Математика в пжоле. -1983, — № 1. — 10−12.
  42. В.А. Обучение учащихся доказательству теорем: Учебн. пос- Омск: ОГПИ-НГЦИ, 1990. -127 с.
  43. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. — М., 1957.
  44. Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1975. — 303 с,
  45. А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1956.
  46. Г. В, О составлении циклов взаимосвязанных задач // Матема- - 1 3 8 -тика в школе.-1983.- № 6.- 34−36.
  47. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математшсе: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990. -128 с.
  48. М.И. Об одном приеме обобщения и систематизации математических знаний // Методические рекомендации к практическим занятиям по МПМ в восьмилетней школе. — М.: МГПИ, 1984. — 7−14.
  49. М.И. Способ структурЕфования учебного материала по математике // Совершенствование содержания математического образования в ппсоле и вузе: Меж. вуз. Сб. тр. Саранск, 1988. 29−35.
  50. Н.И. Урок математики: Подготовка и проведение: Кн. для учителя. — М.: Просвещение: АО «Учебн. лит.», 1995. -178 с.
  51. ИванковаН. Исследовательский метод в обучении. Ростов, 1969.
  52. Т.А. Методология научного поиска — основа развивающего обучения // Математика в школе. -1995. — № 5. — 25−28.
  53. Из опыта преподавания математики в средней школе: Пособие для учителей / Сост.: А. В. Соколова, В. В, Пикан, В. А. Оганесян.- М.: Просвещение, 1979. -192 с.
  54. Икрамов Дж, Математическая ьдшьтура школьника: Методические аспекты хфоблемы развития мышления и язьпса школьников при обученшг математики. — Тапжент, 1981. — 278 с.
  55. Исследовательский метод в обучении. — Ростов-на-Дону, 1969.
  56. Кабанова Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности — 1 3 9 -и умственное развитие учащихся. — М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  57. Г. Б. Элементы исследования в учебном процессе // Среднее специальное образование. -1964. — № 4.
  58. Т.М. Динамические задачи как средство совершенствования процесса обучения геометрии в средней школе. Дис. … кан. пед. наук.-Саранск, 1995. -170 с.
  59. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. — М.: ЗнаЕше, 1979. — 48 с.
  60. Т.А. Применение исследовательского подхода // Советская педагогика. -1987. — № 12. — 32−36.
  61. .С. и др. Методы обучения математике: Некоторые вопросы теории и практики / Б. С. Катшан, Н. К. Рузин, А. А. Столяр / Под ред. А. А. Столяра, — Мн.: Нар. асвета, 1981. -191 с.
  62. М.З. Учебное исследование как метод обучения математике в средней школе. Дис… кан. пед. наук. — Минск, 1985. -173 с.
  63. П.А. Элементы наглядной геометрии в школе. Пос. для учителей. — М.: Просвещение, 1955. — 206 с.
  64. Л.З. Задачи на исследование в школьном курсе геометрии. Дис. … канд. пед. наук. — Киев, 1968.
  65. Д.В. Воспитывать исследовательские навыки // Математика в школе. -1972. — № 3. — 26−27.
  66. Д.В. Задачи, воспитывающие исследовательские умения у младших школьников // Начальная школа. -1983. — № 7. — 51−53.
  67. Ю.М. Задачи в обучении математике: Математические задачи как средство обучения и развития учахцихся. 4.1. — М.: Просвещение, 1977. -109 с.
  68. КоменскийЯ.А. Великая дидактика. — Избр. пед. соч. — М, 1955, — 1 4 0 —
  69. КовдакоБ Н. И. Логический словарь-справочник. — Изд-во «Наука», 1975. -717 с.
  70. Коротяев Б, И. Учение — процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989. — 159 с,
  71. B.C. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии. М.: Просвещение, 1992. — 320 с.
  72. В.А. Психология математических способностей. — М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
  73. Т.В. Система проблемного обучения: Проблемное и программированное обучение / Под ред. Т. В. Кудрявцева и А.М. Матюшки-на.-М.:1973.
  74. Купшир И. А, Воспитание творческой активности на уроках повторения геометрии // Математика в школе. -1991. — № 1. — 12−16.
  75. И. А. Об исследовании неопределенности в геометрических задачах // Математика в школе. -1988. -№ 1. — 69−71.
  76. Е.В. Методика формирования элементов исследовательской деятельности учащихся основной школы на уроках геометрии. Автореф. дис… кан. пед. наук. — М., 1996. -17 с.
  77. И.Я. К вопросу об исследовательском методе в обучении // Советская педагогика. -1963. — № 10. — 53−57.
  78. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.-185 с.
  79. И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // Советская педагогика. 1965. № 3. 41−43.
  80. Логика научного исследования / Под ред. В. П. Кошшна и М. В. Поповича. -М.: Наука, 1965.-360 с.
  81. А.М. Проблемные ситуации в мьшшении и обучении. — М.: — 1 4 1 -Педагогика, 1985.'- 208 с.
  82. Н.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  83. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учебн. пос. для студ. физ.-мат. Фак. Пед. инс-тов/ В. А. Огнесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В. Я. Саннинский: — 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1980. — 368 с.
  84. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: Учебн. пособие для физ.-мат. фак. пед. ин-тов / Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, Е. Л. Мокрушин и др. — М.: Просвещение, 197.7. — 462 с.
  85. А.И. Различные способы доказательств в курсе геометрии восьмилетней школы. — М.: Просвещение, 1965. -109 с.
  86. Г. К. Исследовательские работы в школьном курсе алгебры. // Математика в школе. -1990. — Xal. — 43−46.
  87. В.В., Рупасов К. А. Определения математических понятий в курсе средней школы: Пособие для учителей. — М., 1963.
  88. З.И. Основные этапы формирования геометрических по- . нятий // Совершенствование преподавания математики в средней школе: Сб.н.тр.-Свердловск. 1980. 105−118.
  89. Обучение математике в средней школе. — Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1985 -108 с.
  90. Общая психология / Под ред. Проф. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1970.-316 с.
  91. В. Основы проблемного обучения. — М.: Просвещение, 1968. -208 с.
  92. А.А. Спасибо за урок, дети!: О развитии творческих способностей учалщхся: Кй. для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, — 1 4 2 -1988. -128 с.
  93. А. А. Уроки одной задачи // Математика в школе. — 1981. — № 6. -С.22−23.
  94. Л.Э. Исследование геометрических ситуаций как метод реализации деятельностного подхода в обучении геометрии. Дисс. … канд. пед. наук. М. -1993. -178 с.
  95. Л. Э. Маленькие исследования на геометрическом материале // Математика в школе. -1990. — № 6. — 29−31.
  96. Л. Э., Столяр) А. А. Геометрические ситуации и связанные с ними задачи // Математика в школе. -1987. — № 5. — 33−34.
  97. Основы технологии развиваюш-его обучения математике: Учебное пособие / Т. П. Григорьева, Т. А. Иванова, Л. И. Кузнецова, Е. Н. Пере-вопщкова, Н. Новгород: НГПУ, 1997. -134 с.
  98. Педагогическая энциклопедия. Т.2 — М.: Советская энциклопедия, 1965.
  99. В.Л. Формирование исследовательских умений учапщхся при изучении функций в курсе алгебры восьмилетней школы. Автореф. дис… канд. пед. наук. — Ленинград, 1987. -17 с.
  100. К. Активизация работы ученика // Математика в школе. — 1980. — № 6. — 14−16.
  101. Е.С. Организация познавательной деятельности учащихся старших классов средней школы в условиях углубленного изучения математики: Учебное пособие. — Саратов 1991. — 79 с.
  102. Е.С. Элементы исследовательской работы учащихся на факультативных занятиях по математике // Методические знания как основа развивающего обучения математике: Межвуз. сб. н. тр.-Н.Новгород: Из-во НГПУ, 1995. — 156 с.
  103. Е.С. Исследовательские задачи в системе углубленного изуче- - 1 4 3 -ния математики: Методические рекомендации к спецкурсу. — Саратов: СГГШим. К. А. Федина, 1993. — 23 с.
  104. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. -М, 1980.-240 с .
  105. А.П. Основы методики естествознания,— М.: Изд-во «Работник просвещения», 1926.
  106. Повьппение эффективности обучения математике в посоле: Кн. для учителя: Из опыта работы./ Сост. Г. Д. Глейзер — М.: Просвещение, 1989. -240 с. ПО. Погорелов А. В. Геометрия: Учебн. для 7−11 кл. сред. щк. -4е изд.-М.: Просвещение, 1993. — 383 с.
  107. Поиск закономерностей / Сост. А. Г. Эпельман.-М.: АЛТА, 1995. — 72 с.
  108. Д. Математическое от1фытие. — М.: Наука, 1976. — 448 с.
  109. М. В. О педагогических основах обучения математике. — М.: ' Учпедгиз, 1963.-67 с,
  110. Психолого-педагогичеокие основы обучения математике в средней школе. -Ч.1.М.: «Прометей», 1992. -112 с.
  111. М.Б. Формирование исследовательских умений и навыков учащихся неполной средней школы при изучении курса геометрии. Ав-тореф, дис. ." канд. пед. наук, — Моск.гос.пед.ин-т им. В. И. Ленина. -М., 1988. — 18 с.
  112. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюш- - 1 4 4 -кина — М.: Педагогика, 1991. — 1б0.с.
  113. . Е., Ульянинский В'. Ю., Ягодовский К. П. Исследовательский метод в педагогической работе. — Л.: Госиздат, 1924. — 68 с.
  114. Е.И. Развитие способностей исследователя. — М.: Наука, 1969. — 230 с.
  115. Н.М. Методика преподавания математики в средней школе: Учебное пособие. Мн.: Выш. шк., 1990. — 267 с.
  116. Н. М. Поисковые задания по геометрии // Математика в школе. -1990. — № 5. — 22−23.
  117. Л. О мыпшении и путях его исследования. — М., 1959. — 148 с.
  118. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1957. — 228 с.
  119. В.Н., Бш у^рин Г.А. Геометрия: Учебник для 7−9 кл. общеобра- зоват. Учреждений / Под ред. А. Я. Цукаря. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994. — 383 с.
  120. .Ж. Эмйль / Пер. Первова, 1896.
  121. Г. И. Из опьгга обучения геометрии в У1 — УШ классах // Из опыта преподавания математики в средней школе: Пособие для учителей / Сост.: А. В. Соколова, В. В. Пикан, В. А. Оганесян. — М.: Просвещение, 1979.-192 с.
  122. Г. И. Упражнения в обучении математике. — М.: Просвещение, 1995. — 240с.
  123. А.Д. и др. Активизация мыслительной деятельности при обучении математике: Обучение обобщению и конкретизации. — М., 1978.
  124. М.Н., Лернер И. Я. Ознакомление учащихся с методами науки как средство связи обучения с жизнью // Советская педагогика. -1963. -145 --№ 10.-С.28−30.
  125. Словарь русского язьша: В 4-х т. /АН ССР, йа-т русяз. Под ред. А. П. Евгеньевой. — 3-е изд. стереотип. — М.: Русский язьпс, 1985−1988. Т.1.А-Й. 1985.696 с.
  126. Современные проблемы методики преподавания математики: Сб.ст.: Учебн. пособие для мат. И физ. Мат. Спец. Пед. институтов / Сост. Н. С. Антонов, В. А. Гусев. — М: Просвещение, 1985. — 304 с.
  127. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младпшх ппсольников: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. -175 с.
  128. Н.А. Методическая система работы учителя математики по формированию научного мировозрения учашдхся: Дис… докт. пед. наук в форме научного доклада. — М., 1991.- 44 с.
  129. Г. В. Формирование исследовательских умений учащихся в процессе решения задач по алгебре в старших классах средней школы: Дис… канд. пед. наук. — М., 1992. -169 с.
  130. Трудности исследовательского обучения // Советская педагогика. -1989. -№ 5.-С.11−15.
  131. В.В. Школьные исследовательские задачи и их место в учебном процессе. Дис… канд. пед. наук. — М., 1967. -186 с.
  132. СВ. Методика формирования геометрических понятий в восьмилетней школе с использованием элементов системного подхода. Дис… докт. пед. наук. -М., 1981. — 257 с.
  133. Т.И. Обучение учащихся составлению геометрических задач как средство развития их творческих способностей // Развитие учапщх-.ся в процессе обучения математике: Межвуз. сб.н.тр, — Н. Новгород: НГПИим. М. Горького, 1992. -139 с.
  134. Ушинский КД, Сочинения. Изд-во АПН РСФСР, Т.2. — 500с. — 1 4 6 —
  135. Л.М. Учитесь учиться математике: Кн. для учащихся. — М.: Проосвещение, 1985. -112 с.
  136. А. Стереометрические задачи на исследование и методика их решения в средней школе. Дис. … канд. пед. наук. — Душанбе, 1982. -189 с.
  137. Л.А. Совершенствование методики объяснения геометрических понятий и теорем (6−8 классы): Дис.. канд. пед. наук.-Киев, 1985. -172 с.
  138. П. Метод, проверенный жизнью // Народное образование. 1969. № 11. 52−55.
  139. А. Я. Дополнительная работа над задачей // Математика в школе. -1982. — Ш.-С.42−44.
  140. А. Я. Построение обобщений теорем // Математика в школе. — 1984.-№ 5.С.57−58.
  141. А.Я. Элементы исследовательской деятельности учапщхся при обучении математики // Начальная школа. -1991. — № 1. — 35−37.
  142. Т.П. Активизация учения школьников. М.: Педагогика. 1982. — 208 с.
  143. И.Ф., Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия. Учебное пособие для 5−6 классов. — М.: МиЕОС, КПЦ «Марта», 1992. — 208 с.
  144. Г. Н. Развитие навьпсов исследовательской работы в математической игре // Математика в школе. -1967. — № 2. — 60−61.
  145. П.М. Преподавание математики в школе.(Из опыта обучения методом укрупненныхупразкнений).-М.: Просвещение, 1978. — 304 с.
  146. Якиманская И. С: Развивающее обучение.-М.: Педагогика, 1979. — 144с. — 1 4 7 —
Заполнить форму текущей работой