Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих в русской армии конца XIX — начала XX в

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первую очередь был исследован феномен духовно-нравственного воспитания. Для этого потребовалось определиться с понятиями «духовность» и «нравственность». Духовность в представленной работе рассматривается в контексте православной педагогической культуры и понимается как высшее, абсолютное состояние, которое проявляется в стремлении личности к идеалу, к высшим ценностям, связи с Богом, что… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы духовно-нравственного воспитания
    • 1. 1. Феномен духовно-нравственного воспитания как философско -педагогическая проблема
    • 1. 2. Особенности духовно-нравственного воспитания русского воина
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Духовно-нравственное воспитание воинов в русской армии на основе традиций конца XIX — начала XX в
    • 2. 1. Специфика духовно-нравственного воспитания русского воина конца XIX — начала XX в. в контексте православной культуры
    • 2. 2. Характеристика традиций духовно-нравственного воспитания русского воина конца XIX — начала XX в
  • Выводы по второй главе

Традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих в русской армии конца XIX — начала XX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Реформирование и модернизация российской армии, усиление ее боеготовности и боеспособности в современных условиях требует качественной перестройки работы с личным составом. Укрепление морально-нравственных основ воспитательной работы, повышение роли патриотической и духовной мотивации воинской службы выступает ведущей задачей подготовки современного военнослужащего, для которого такие категории, как воинский долг, честь, отвага, любовь к Родине, достоинство, самопожертвование, выдержка, ответственность, исполнительность, надежность становятся ключевыми внутренними эталонами службы. Сегодня очевидно, что ведущей линией строительства боеспособных подразделений выступает соединение профессионализма и духовно-нравственной культуры военнослужащих. В поиске путей и способов такого соединения современная российская армия обращается к лучшим традициям религиозного и светского воспитания, восстанавливает утраченные связи между деятельностью армии и церковью.

Во все времена педагогическая наука и практика стремилась построить такой опыт и воспитательный процесс, в котором человек смог бы достичь вершин нравственного роста и духовного самосознания. Именно в этом видели свою миссию выдающиеся умы цивилизации, педагоги, мыслители разных эпох и народов. Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Ф. Аквинский, Ф. Петрарка, А. Данте, Леонардо да Винчи, Э. Роттердамский, Т. Мор, Я. А. Коменский, И. Кант, Г. Гегель, JI.H. Толстой, А. Швейцер, Э. Гуссерль, С. Кьеркегор и др. стремились вывести человека на путь Истины, Красоты, Совести, Любви, Добра и Правды.

Большое значение духовно-нравственному состоянию российского общества придавали отечественные мыслители. В трудах H.A. Бердяева, B.C. Библера, С. Н. Булгакова, Л. Н. Гумилева, Ф. М. Достоевского, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, М. С. Кагана, Д. С. Лихачева, А. Ф. Лосева, Н. О. Лосского, В. В. Розанова, B.C. Соловьева, Л. Н. Толстого,.

E.H. Трубецкого, C.H. Трубецкого, П. А. Флоренского, C.JI. Франка,.

A.C. Хомякова и др. показаны этические горизонты развития личности и народа в согласии с нравственным законом и духовным миром. Научно-педагогические основы духовно-нравственного воспитания были заложены в работах П. П. Блонского, В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля, JI.C. Выготского,.

B.В. Зеньковского, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, А. Н. Острогорского, Н. И. Пирогова, М. М. Рубинштейна, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др.

Пониманию духовной составляющей нравственного воспитания служат творения таких выдающихся православных мыслителей, таких как: свт. Тихон Задонский, свт. Феофан Затворник, свт. Иоанн Златоуст, св. прав. Иоанн Кронштадтский и др., а также труды многих православных учёных (В.В. Зеньковский, С. С. Куломзина, Б. А. Ничипоров, П. А. Флоренский и др.).

Развитие традиций духовно-нравственного воспитания становится особенно важной педагогической задачей в эпоху девальвации моральных норм и нравственных ценностей. Массовое общество и культура потребления нивелируют сознание уникальности и ценности личности, разрушают этические нормы общежития. Особо опасны действия этих деструкций в армейской среде, которая всегда должна быть способна эффективно выполнять свой воинский долг перед лицом опасности.

Проблемам педагогической аксиологии и ценностных ориентаций личности в последнее время были посвящены работы Е. И. Артамоновой, Е. В. Бондаревской, Н. Д. Никандрова, В. А. Сластенина и др. Различные аспекты воспитания детей и молодежи в традициях религиозной духовно-нравственной культуры с опорой на отечественное и культурное наследие разработаны в трудах отечественных педагогов: С. Ю. Дивногорцевой,.

C.И. Маслова, В. М. Меньшикова, И. В. Метлика, Т. В. Скляровой, Е. В. Шестуна, O.JI. Янушкявичене и др. Теоретические основы и практические аспекты формирования духовно-нравственной культуры российского воина рассмотрены в работах H.H. Голозяковой, Е. В. Дубограя,.

Е.Е. Дьяченко, О. И. Ераносова, С. Н. Ермоченко, М. Н. Кокоева, Е. В. Кучерова, С. И. Музякова, A.M. Панченко, H.A. Печень, В. А. Сидорчука, А. К. Тажиева, A.A. Тихомирова, О. В. Шевченко, М. С. Фомина, И. Ф. Хохлова, A.A. Яблонских, Т. Ю. Языниной, М. Н. Яковлева и др.

Феномен традиции и ее формирующая и культурообразующая роль находятся в центре развития педагогической теории и практики. Известно, что успех и жизнеспособность любой педагогической системы (равно как и социальной формации в целом) состоит в том, в какой мере ей удается сформировать устойчивый и непрерывный опыт передачи нравственных ценностей и образцов поведения, отвечающих менталитету, запросам общества и личности. Кристаллизацией такого опыта в традицию занимается педагогическая наука. Для военной педагогики этот опыт имеет первостепенное значение, поскольку он служит делу поддержания боевого духа и боеспособности военнослужащих и целых подразделений (А.Г. Базанов, A.B. Барабанщиков, В. И. Вдовюк, В. Н. Герасимов, А. Д. Глоточкин, В. П. Давыдов, В. Г. Демин, Г. Д. Луков, В. Я. Слепов, Н. Ф. Феденко, В. И. Хальзов и др.). Со времен Куликовской битвы и Бородинского сражения сила русской армии заключалась в ее нравственном превосходстве над противником, в моральной стойкости русского воинства (М.И. Драгомиров, JI.H. Толстой и др.).

Между тем, обращение к теории и практике воспитательной работы в современных Вооруженных Силах свидетельствует о том, что до сих пор не выявлены в комплексе традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих русской армии. Необходимость их исследования связана с поиском адекватных средств и способов формирования духовно-нравственной культуры современного российского воина, соответствующих национальным традициям и менталитету. Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующими противоречиями между:

— нарастающим уровнем напряженности, сложности, интенсивности служебно-боевых задач в современных Вооруженных Силах и снижением нравственной устойчивости военнослужащих и призывников;

— курсом на восстановление воспитательных институтов в современной российской армии и наличием духовно-идеологического вакуума в обществе, доминированием меркантильно-потребительских ценностей;

— необходимостью повышения морально-боевой подготовки военнослужащих и слабым использованием традиций духовно-нравственного воспитания защитника Отечества, сложившихся в русской армии;

— необходимостью возобновления, поддержания преемственности воспитательной работы в армии и недостаточной востребованностью исторического наследия по воспитанию русского воина в дореволюционной России;

— высоким духовно-нравственным потенциалом воспитательных традиций в русской армии и невысокой степенью его отражения в научно-педагогических исследованиях.

Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих, сформировавшихся в конце XIX — начале XX в. в русской армии?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: духовно-нравственное воспитание воинов в русской армии.

Предмет исследования: традиции духовно-нравственного воспитания в русской армии конца XIX — начала XX в.

Задачи исследования:

1. Выявить сущностные характеристики феномена «духовно-нравственное воспитание».

2. Определить особенности духовно-нравственного воспитания русского воина.

3. Выявить специфику духовно-нравственного воспитания русского воина конца XIX — начала XX в. в контексте православной культуры.

4. Охарактеризовать традиции духовно-нравственного воспитания русского воина конца XIX — начала XX в.

Хронологические рамки исследования: в исследовании раскрывается духовно-нравственное воспитание воинов в русской армии. Выделенный в диссертации период — конец XIX — начало XX в. характеризуется особой содержательностью и богатым накопленным опытом духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Верхняя граница рассматриваемого периода связана с изменением идеологии в сознании граждан России, отказом от традиционных религиозных ценностей и закреплением материалистических воззрений, что явилось причиной изменения духовно-нравственного воспитания воинов.

В исследовании дается краткая характеристика духовно-нравственного воспитания военнослужащих в княжеском (древнерусском), царском (московском) и императорском этапах.

1) Княжеский (древнерусский) (X — первая половина XVI в.) — этап формирования и развития древнерусского государства и княжеского войска, состоящего из дружинников.

2) Царский (вторая половина XVI — начало XVIII в.) — этап образования и укрепления русского централизованного государства, сохранения русского этноса, зарождения постоянной армии и укрепления государственных границ. «Москва — третий Рим» становится основной идеей этого этапа.

3) Императорский (первая половина XVIII — начало XX в.) — этап укрепления могущества Российской империи, расширения и упрочения ее границ. Данный этап характеризуется созданием армии и флота, утверждением офицерского корпуса, открытием учебно-военных заведений, музеев, библиотек, а также активным участием военного духовенства в духовно-нравственном воспитании военнослужащих русской армии.

В источниковедческую базу исследования входят труды по истории России, сочинения отечественных философов и богословов, опубликованные монографии, диссертации, авторефераты, сборники статей, материалы научных конференций по проблеме духовно-нравственного воспитания личности, научные труды по вопросам военной педагогики и психологии, а также уставы, своды законов Российской империи, инструкции и архивные документы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: культурологический подход, раскрывающий связь человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством (Н.Я. Данилевский, В. Г. Кинелев, Г. Б. Корнетов, Д. С. Лихачев, В. Б. Миронов, В. А. Мясников,.

B.А. Ситаров, А. Д. Тойнби и др.) — религиозно-антропологический подход, позволивший рассматривать традиции духовно-нравственного воспитания в России на фундаменте православного богословия и исходить из соответствующего ему антропологического учения (H.A. Бердяев,.

C.Н. Булгаков, Н. Я. Данилевский, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, И. В. Киреевский, К. Н. Леонтьев, B.C. Соловьев, E.H. Трубецкой, П. А. Флоренский, Г. В. Флоровский, A.C. Хомяков и др.) — идеи об аксиологической обусловленности духовно-нравственной культуры личности (Е.П. Белозерцев, В. А. Беляева, М. В. Богуславский, Е. В. Бондаревская, В. Н. Додонов, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, В. А. Сластенин и др.) — идеи о структурно-логическом построении историко-педагогического материала, об отборе педагогических явлений и фактов, о периодизации историко-педагогического процесса, об адекватном использовании историко-педагогического аппарата (Б.М. Бим-Бад, С. Ф. Егоров, М. А. Лукацкий, И. В. Чувашев и др.). Особое значение придавалось применению в единстве принципов достоверности и объективности научных фактов, изучения историко-педагогических явлений в их историческом развитии и взаимосвязи, связи истории с современностью, теории с практикойидеи о духовно-нравственном становлении и развитии личности военнослужащего (H.H. Голозяковой, Е. В. Дубограя, Е. Е. Дьяченко, О. И. Ераносова, С. Н. Ермоченко, М. Н. Кокоева, Е. В. Кучерова, С. И. Музякова, A.M. Панченко, H.A. Печень, В. А. Сидорчука, А. К. Тажиева, A.A. Тихомирова, О. В. Шевченко, М. С. Фомина, И. Ф. Хохлова, A.A. Яблонских, Т. Ю. Языниной и др.) — идеи педагогически целесообразной организации взаимоотношений педагогов и воспитанников, в том числе духовно-нравственного воспитания личности в контексте православной педагогической культуры (С.Ю. Дивногорцевой, И. Ф. Исаева,.

A.И. Мищенко, JI.B. Романюк, Т. В. Скляровой, В. А. Ситарова,.

B.А. Сластенина, E.H. Шиянова и др.).

Методы исследования: сравнительно-исторический, сопоставительный анализ философской, педагогической, богословской, социологической и психологической литературы по проблемам духовно-нравственного воспитания личности, ретроспективный и структурно-частотный анализы источников, изучение и обобщение историко-педагогического опыта, систематизация, категориальный синтез, проблемно-генетический анализ историко-педагогического процесса.

Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна:

— определено содержание феномена «духовно-нравственное воспитание», существенными характеристиками которого являются стремление человека к идеалуориентация на высшие ценностихарактер взаимоотношений между людьми;

— в контексте историко-педагогической ретроспективы выделены и описаны этапы духовно-нравственного воспитания русских воинов и их особенности, отражающие религиозность русского народа, национальный менталитет и воинских дух (за Веру, Царя и Отечество), детерминирующие традиции духовно-нравственного воспитания русских воинов конца XIXначала XX в.;

— уточнено педагогическое значение понятия традиции как многоуровневой категории, отражающей воспитательно-образовательные формы и способы передачи цивилизационного опыта и представляющей гуманитарную миссию и социокультурное назначение педагогики как науки о воспитании личности и социальных групп;

— впервые проведена классификация традиций духовно-нравственного воспитания в русской армии на рубеже Х1Х-ХХ вв., состав которой сложился из четырех основных групп традиций: 1) религиозно-православные традиции- 2) народно-патриотические традиции- 3) уставно-отношенческие традиции- 4) ратно-боевые традиции.

Теоретическая значимость исследования:

— аппелируя к современным трактовкам понятия «духовно-нравственное воспитание», раскрыты сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания русских воинов, позволяющие выявить и раскрыть традиции духовно-нравственного воспитания русских воинов конца XIXначала XX в.;

— представлены аксиологические основания, детерминирующие традиции духовно-нравственного воспитания русских воинов конца XIXначала XX в. (религиозность русского народа, национальный менталитет, воинский дух);

— на историческом материале показана ведущая роль православной веры в формировании традиций духовно-нравственного воспитания в русской армии на рубеже Х1Х-ХХ вв., выступающей духовным источником и стержнем нравственного самосознания русского воинства, задающей универсальную ценностную матрицу и шкалу общих идеалов воинской службы и быта.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты расширяют научные представления о духовнои нравственном воспитании военнослужащих, которые могут быть положены в основу разработки новых подходов в развитии российского военного образования, а также в воспитательном процессе военных кадров в условиях реформирования современной армии.

Выявленный и обобщенный в работе опыт духовно-нравственного воспитания в русской армии может существенно обогатить и расширить практику военно-политической подготовки командного и воспитательного состава для Вооруженных Сил РФ. Материалы работы могут войти в учебные пособия гуманитарных курсов подготовки в военных училищах и университетах.

Этапы исследования: объективно существующая теоретико-методологическая основа исследования и проблема, определяющая цель и задачи работы, обусловили ход исследования, проводившегося в несколько этапов с 2007 г. по 2013 г.

На первом этапе (2007 — 2008 гг.) — осуществлялся сбор материалов, изучались педагогическая, психологическая, философская и историческая литература с целью определения теоретико-методологической базы и определения круга исторических источников, анализировался опыт духовно-нравственного воспитания русского воина. На данном этапе были сформированы цель и задачи работы, определен ее понятийно-категориальный аппарат и круг исторических источников.

На втором этапе (2009 — 2010 гг.) — проводились анализ и систематизация накопленного материала, соотнесение их с целью и задачами исследованияизучались и анализировались документы по выбранной темепроисходила апробация исследования на различных конференциях.

На третьем этапе (2010 — 2013 гг.) — происходило обобщение результатов исследования, уточнение методологии и структуры, конкретизация выводов, литературное оформление диссертации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Понятие «традиция» имеет многоуровневую репрезентацию в научном знании. На биологическом уровне оно отражает механизм сигнальной наследственности, на психологическом — передачу образцов мировоззрения и поведения, в культурологическом смысле представляет форму стереотипизации социально значимого опыта, в философском планепередачу всего комплекса обладающих какой-либо ценностью норм поведения, форм сознания и институтов человеческого общения. Для педагогики термин «традиция» как передача социокультурного опыта играет роль целевой категории, поскольку, выстраивая свой научно-методический аппарат, педагогика нацелена, в конечном счете, на формирование определенных традиций в обществе.

2. Духовно-нравственное воспитание представляет собой педагогический феномен, интегрирующий содержание понятий «духовность» и «нравственность», существенными характеристиками которого являются стремление человека к идеалу, ориентация на высшие ценности и характер взаимоотношения между людьми. Проведенный структурно-частотный анализ выявленных характеристик показал, что доминирующим признаком характеристики «стремление человека к идеалу» является стремление к Богу, поскольку Его слово, запечатленное в Евангелии, показывает идеал человеческой жизнидоминирующим признаком характеристики «ориентация на высшие ценности» является любовь и преданность Отечеству, поскольку нравственность определяет общественно-позитивное поведение человекадоминирующим признаком характеристики «характер взаимоотношений между людьми» является товарищеские взаимоотношения и помощь, поскольку нравственность соединяет людей для достижения гражданских целей.

3. Традиции духовно-нравственного воспитания являются высшими ориентирами для педагогической науки и отражают область приложения главных усилий для педагогической практики. Обеспечивая связь времен, преемственность поколений, единство общества и социокультурную идентичность, эти традиции служат надежным источником и средством самовоспроизводства общества, этноса, культуры, создают питательную почву духовного роста и самоопределения личности. В этой связи, формирование, поддержание и развитие данных традиций составляет важнейшую историческую задачу, гуманитарную миссию и социокультурное предназначение педагогики как науки о воспитании личности и социальных групп.

4. Традиции духовно-нравственного воспитания русских воинов конца XIX — начала XX в. зародились в X — первой половине XVI в. (княжеский этап создания дружинных и стрелецких войск), развивались во второй половине XVI — начале XVIII в. (царский этап создания русской армии) и окончательно оформились в первой половине XVIII — начале XX в. (императорский этап развития русской армии). Эти традиции обязаны своим происхождением укоренению в российском обществе православной веры и, в частности, большой работой в армии и на флоте Русской Православной Церкви. Духовно-нравственное воспитание русского воина конца XIXначала XX в. осуществлялось полковыми и корабельными священниками. Важная роль в воспитании русских воинов отводилась также военно-учебным заведениям, музеям и библиотекам.

5. На рубеже Х1Х-ХХ вв. в российской армии сложился целый комплекс традиций духовно-нравственного воспитания, охватывающий важнейшие сферы армейской жизни (религиозную, служебную, боевую, бытовую) и структурирующий сознание и поведение военнослужащих как защитников Веры, Царя и Отечества. По источнику происхождения и содержанию условно выделяются четыре основные группы традиций:

— религиозно-православные традиции отражают отношения с Богом и призваны наполнять души военнослужащих истинной верой и высшими идеалами бытия (посещение богослужений, крещение, освящение, участие в исповеди и причастии, личная и коллективная молитва воиновучастие в крестных ходах и в паломничестве по святым местамвозведение религиозных сооружений);

— народно-патриотические традиции направлены на воспитание любви к Родине и своему народу (традиция проведения парадов и полковых смотров, народных праздников и обычаев, создание и посещение воинами музеев, библиотек и т. д.);

— уставно-отношенческие традиции призваны обеспечивать кодекс чести и морально-этические нормы в межличностных отношениях военнослужащих, атмосферу войскового товарищества в повседневной воинской жизни и быту (уважение к старшим и забота о подчиненных, терпимость, традиция проведения офицерских собраний и т. д.);

— ратно-боевые традиции направлены на воспитание высоких морально-боевых качеств, необходимых в боевых условиях (взаимопомощь в бою и учебе, передача передового опыта, защита знамени и командира в бою и др.).

Апробация результатов исследования: основные положения диссертационного исследования были отражены в публикациях, выступлениях на международных, всероссийских, межрегиональных, межвузовских научно-практических конференциях: «Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета» (Москва, 2007, 2008) — «Сельская школа в контексте интегральных процессов в образовании» (Арзамас, 2008) — «Актуальные проблемы науки в контексте православных традиций» (Армавир, 2008) — «Международные Покровские образовательные чтения» (Рязань, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012), а также выступлениях на аспирантских методологических семинарах AHO ВПО «Московский гуманитарный университет». V.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

В дореволюционной армии Российского государства реализовывалось духовно-нравственное воспитание воинов, которое было уникально по организованности, масштабности и исполнению. Оно позволяло формировать не только профессиональных, надежных и самоотверженных воинов, но и достойных личностей своего Отечества. Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания военнослужащих в русской армии показал, что оно являлось приоритетным направлением воспитательной работы с военнослужащими на всех этапах развития российского общества и государства.

Религиозное воздействие на сознание воинов в русской армии было огромно, что объяснялось, прежде всего, влиянием на них православной веры. Эта вера способствовала формированию у воинов таких духовно-нравственных качеств, как любовь, честность, верность, мужество, жертвенность, и т. д.

Вера в Господа и верность Отечеству рождали у русских воинов особую стойкость и выносливость. Вера помогала стойко переносить тяготы военной службы, воины смело шли на подвиги, жертвуя собой. В русской армии огромное значение придавалось молитве, воины молились утром и вечером, перед едой и после, осеняя при этом себя крестом.

Православная Церковь внесла огромный вклад в опыт формирования у воинов русской армии чувства патриотизма, верности военному делу.

В период конца XIX — начала XX в. Армия и Церковь взаимодействовали между собой, как единый отлаженный механизм, в котором военное духовенство занималось духовно-нравственным воспитанием военнослужащих с целью формирования в воинских частях особой атмосферы, позволяющей ощутить святость выполнения ими своего воинского долга. Духовно-нравственное воспитание военнослужащих возлагалось в основном на священнослужителей, командиров и воспитателей. В Российской империи особое место в подготовке офицерских кадров занимали кадетские корпуса, достигшие выдающихся результатов в воспитании кадров для военных и юнкерских училищ, осуществлявших непосредственную подготовку офицеров для Российской армии.

В конце XIX — начале XX в. выпускались такие журналы, как «Педагогический сборник», «Вестник военного и морского духовенства"и и др., которые имели важную роль в развитии отечественной педагогической мысли, в духовно-нравственном воспитании офицеров и солдат, пропаганде традиций русских воинов.

Важное воспитательное значение оказывало на воинов проведение военных парадов воинских частей в Петербурге, на которых присутствовали члены царской семьи и высшие военные начальники. На парад части выходили со знаменами и оркестром. Подготовка к смотрам и военным парадам способствовала воспитанию патриотизма, верности воинскому долгу, войсковой дружбе и товариществу, уважению к форме одежды, исполнительности и дисциплине.

Также большое значение в духовно-нравственном воспитании воинов имели музеи и библиотеки. Искусство, литература, музыка оказывали положительное влияние на сердца воинов, у них формировались эстетическое отношение к окружающему миру.

Уникальность периода конца XIX — начала XX в. состоит в том, что за многие годы существования армии был наработан огромный опыт воспитания военнослужащих. Теория духовно-нравственного воспитания была проверена на практике в военно-учебных заведениях и войсках, со временем развивалась и в конечном итоге стала совершенной. Любовь к Богу, к ближнему, почитание Царя, уважение к старшим и верность своему Отечеству в конце XIX — начале XX в. были присущи воинам русской армии. Духовно-нравственное воспитание воинов в русской армии осуществлялось на идеологической основе «За Веру, Царя и Отечество», где важное место занимали традиции.

Традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих русской армии окончательно оформились к концу XIX — началу XX века. В этот период духовно-нравственное воспитание военнослужащих российской армии представляло собой многоплановую, систематическую и целенаправленную деятельность, главную роль в которой принадлежала Русской Православной Церкви. Целью духовно-нравственного воспитания военнослужащих было как формирование у них высокого патриотического сознания в духе служения «Вере, Царю и Отечеству», готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины, так и развитие христианских добродетелей и высоких нравственных качеств. Религиозное воздействие на сознание воинов в русской армии было огромно, что объяснялось, прежде всего, влиянием на них православной веры. Эта вера способствовала формированию у воинов таких духовно-нравственных качеств, как любовь, честность, верность, мужество, жертвенность, и т. д.

В период конца XIX — начала XX века закрепились в своем функционировании складывающиеся ранее в процессе исторического развития русского общества и армии признаки духовности: «стремление к идеалу», «ориентация на высшие ценности», «характер взаимоотношений между людьми», «связь с Богом», «любовь к ближнему и к своему Отечеству», «связь с Церковью», «уважение к старшим», «почитание царя», «верность отечественному оружию», «верность боевому знамени и защита его в бою». В то же время нельзя не отметить начавшийся процесс их размывания и исчезновения из практики духовно-нравственного воспитания военнослужащих, связанный с революционно-демократического характера переменами в жизни страны и общества.

Тем не менее, анализ содержания духовно-нравственного воспитания военнослужащих в русской армии конца XIX — начала XX века показал, что оно было многопланово и включало в себя сакральный, знаниевый и нравственно-ориентированный компоненты. Сакральный компонент был доминирующим, связанным с превалированием в жизни российского общества православной религии и ее особенностями. Данный компонент духовно-нравственного воспитания реализовывался путем предоставления военнослужащему возможности приобретать личный опыт христианской жизни через участие в богослужениях, церковных таинствах, крестных ходах, молебнах, молитвенной практике и практике воздержания и т. п. Знаниевый компонент включал в себя религиозное просвещение военнослужащего через изучение Закона Божиего, проведения пастырских бесед и наставлений. I.

Нравственно-ориентированный компонент предполагал включение личности военнослужащего в социально-милосердную деятельность.

Духовно-нравственное воспитание военнослужащих осуществлялось в соответствии с принципами организации православно-ориентированной педагогической деятельности: христоцентричности как уподобления Иисусу Христу в деле духовного возрастаниявоцерковления как вхождения человека в литургическую жизнь Церквиличного примера и согласованности педагогических действийпослушания, которое важно как с точки зрения христианского вероучения, так и с точки зрения сохранения воинской дисциплины и порядкараскрытия православия как радостной полноты жизни во Христекультуросообразности, что означало максимальное использование в воспитании военнослужащих традиций русской православной культуры.

К концу XIX — началу XX века исторически сложились традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих в русской армии и на флоте. Они представляли собой и способ бытия, и воспроизводства элементов социального и культурного наследия. Традиции передавали обычаи, обряды, порядки, правила и нормы поведения военнослужащих, их отношения к культурным и религиозным ценностям.

Анализируя историческую, социологическую, богословскую и психолого-педагогическую литературу, касающуюся проблемы традиций воинов русской армии, связанных с духовно-нравственным воспитанием военнослужащих, выявлено, что многие авторы выделяют традиции: 1) в основе которых лежит идея преданности Родине- 2) отражающие взаимоотношения с Богом и 3) характеризующие взаимоотношения с товарищами.

В исследовании традиции, связанные с духовно-нравственным воспитанием военнослужащих, выделены в следующие группы: религиозно-православные, народно-патриотические, уставно-отношенческие и ратно-боевые.

Религиозно-православные традиции связаны с непосредственным воздействием православной веры и Русской Православной Церкви на духовно-нравственное развитие военнослужащих. Задачей сохранения и традиций данной группы было формирование высших духовных ценностей личности военнослужащих. Сферой их реализации была богослужебная деятельность и связанная с ней просветительская работа пастырей.

Народно-патриотические традиции возникли в ходе исторического развития российского государства и параллельно с формированием его этнических традиций. Задачей обращения к традициям данной группы было воспитание любви к Родине, а сферой реализации — досуговая деятельность в армии и на флоте и связанная с ней образовательная работа.

Уставно-отношенческие традиции формировались параллельно с развитием законодательной базы российской армии и флота, а также нормативно-уставных институтов. Задачей традиций данного рода стало культивирование и поддержание духа товарищества в среде военнослужащих. Они реализовывались в сфере бытовых и межличностных отношений.

Ратно-боевые традиции формировались в ходе проведения боевых действий русской армии и флота. Задачей их сохранения и использования в практике духовно-нравственного воспитания было формирование морально-боевых качеств военнослужащих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основным результатом исследования стала классификация традиций духовно-нравственного воспитания военнослужащих в русской армии, сложившихся к концу XIX — началу XX века.

В первую очередь был исследован феномен духовно-нравственного воспитания. Для этого потребовалось определиться с понятиями «духовность» и «нравственность». Духовность в представленной работе рассматривается в контексте православной педагогической культуры и понимается как высшее, абсолютное состояние, которое проявляется в стремлении личности к идеалу, к высшим ценностям, связи с Богом, что способствует развитию и совершенству человеческих качеств, пониманию смысла жизни и устойчивой жизненной позиции. Нравственность в сочетании с духовностью составляет основу нравственной личности, у которой сформированы нравственные чувства, убеждения, нравственное сознание, поведение и нравственная культура. Нравственность, как духовное состояние человека, основываясь на ценностях, принципах, нормах и правилах поведения, ориентирует его поступать с другими людьми с чистым сердцем согласно совести, с любовью, добротой и уважением личного достоинства.

В работе отмечено, что духовность и нравственность неразрывно связаны между собой. Духовность личности связана с системой нравственных ценностей, набором нравственных качеств. Смысл задает духовность, правила и способы действия — нравственность. Духовность характеризует «вертикальные» устремления человека, а нравственность -«горизонтальные», то есть отношения с людьми и обществом.

В контексте выше изложенного понимания духовности и нравственности дано следующее понимание духовно-нравственного воспитания личности: это организованный и целенаправленный педагогический процесс, который, основываясь на стремлении личности к высшим ценностям и идеалу, способствует развитию и совершенствованию у нее духовных и нравственных качеств, вырабатыванию правильного понимания смысла жизни, умению сохранять свое личное достоинство, с любовью и уважением относиться к другим.

Особенности духовно-нравственного воспитания в русской армии были исследованы в контексте историко-педагогического анализа данного феномена и соотнесены с тремя этапами его становления: княжеским (Xпервая половина XVI в.) — царским (вторая половина XVI — начало XVIII в.) и императорским (XVIII — начало XX в.). Хронологические рамки данного исследования охватывали период, начиная с X века (Крещение Руси) и заканчивая началом XX века, что оправдано поставленной целью — выявить качественную специфику исследуемого феномена.

В результате проведенного историко-педагогического исследования было выявлено, что на княжеском этапе основной военной силой на Руси была княжеская военная дружина. В данный период в процессе духовно-нравственного воспитания воинов возникли такие основные признаки духовности, как «стремление к идеалу», «ориентация на высшие ценности», «характер взаимоотношений между людьми», «связь с Богом», «любовь к ближнему и к своему Отечеству», «связь с Церковью», «уважение к старшим». На царском этапе образовывалось русское централизованное государство, зарождалась армия и укреплялись государственные границы. Наряду с выше обозначенными, стали появляться и утверждаться новые существенные признаки духовно-нравственного воспитания военнослужащих: «почитание царя», «верность отечественному оружию», «верность боевому знамени и защита его в бою». На императорском этапе происходило укрепление могущества Российской империи, расширялись и упрочнялись ее границы. Данный этап характеризовался созданием армии и флота, утверждением офицерского корпуса, открытием учебно-военных заведений, музеев, библиотек, активным участием военного духовенства в духовно-нравственном воспитании военнослужащих русской армии и ее законодательным оформлением. На императорском этапе получают дальнейшее развитие и закрепление указанные выше особенности и признаки духовно-нравственного воспитания военнослужащих русской армии. Таким образом, духовно-нравственное воспитание личного состава армии дореволюционной России осуществлялось в контексте православной культуры с обязательным участием в данном процессе священнослужителей Православной церкви.

К концу XIX — началу XX века был наработан огромный опыт духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Существенный вклад в духовно-нравственное воспитание воинов внесла Русская Православная Церковь. Духовно-нравственное воспитание приобретает к этому периоду систематический характер, который означал, что сложились определенные традиции как высшие ориентиры для педагогической науки и практики. Они обеспечивали единство армии и ее социокультурную идентичность, служили источником и средством духовно-нравственного развития воинов.

В исследовании показано, что ведущая роль в формировании традиций духовно-нравственного воспитания в русской армии принадлежит православной вере. Именно Православие на протяжении нескольких веков выступало неиссякаемым духовным ресурсом и стержнем нравственного самосознания русского воинства, задавало общие высшие идеалы воинской службы и быта. Религиозный характер воспитания в армии непосредственно способствовал формированию высоких духовных и нравственных качеств воинов. Большое внимание уделялось поддержанию у воинов высокой воинской дисциплины, исполнительности, сознательного отношения к своему долгу, веры и любви к Богу, Царю и Отечеству.

Традиции духовно-нравственного воспитания воинов в русской армии — это исторически сформировавшиеся, сохраняющиеся и передающиеся из поколения в поколение ценности, идеи, предания и т. д. на основе православной веры, патриотизма, бескорыстного и преданного служения Отечеству.

В результате в исследовании представлена следующая классификация традиций духовно-нравственного воспитания военнослужащих: религиозно-православные, народно-патриотические, уставно-отношенческие и ратно-боевые.

Религиозно-православные традиции отражают отношения с Богом и призваны наполнять души военнослужащих истинной верой и высшими идеалами бытия (посещение богослуженийкрещениеосвящениеучастие в исповеди и причастиипроведение молебнов и панихидличная и коллективная молитва воиновсоблюдение постовучастие в крестных ходахучастие в паломничестве по святым местамвозведение религиозных сооруженийорганизация воскресных чтенийучастие в религиозных церемониях при победах, в праздники, при закладке храмов, кораблей, спуске их на водурелигиозная терпимость).

Народно-патриотические традиции направлены на воспитание любви к Родине и к своему народу (проведение парадов и полковых смотров, проведение народных праздников и обычаевслужение Отечествупатриотизмтрадиция Победыединоборства (показные бои) — создание и посещение воинами музеев и библиотексохранение полковых реликвий и исторических предметовотдание почестей местам сражений и захоронений воиновлюбовь к своему делусемейные династиинаписание полковой истории).

Уставно-отношенческие традиции призваны обеспечивать кодекс чести и морально-этические нормы в межличностных отношениях военнослужащих, атмосферу войскового товарищества в повседневной воинской жизни и быту (уважение к старшим и забота о подчиненных, воспитание сознательной воинской дисциплины, исполнительности и терпимостидобросовестное отношение к изучению военного деланаграждение орденами, медалями, ценными подаркамисоблюдение требований воинского этикетасоблюдение правил военной формы одеждыподдержание правил воинского приветствияблагородное отношение к женщинампроведение офицерских собраний).

Ратно-боевые традиции направлены на воспитание высоких морально-боевых качеств, необходимых в боевых условиях (взаимопомощь в бою и учебепередача передового опытавоинская честьвоинский долгпрофессионализмверность отечественному оружиюверность военной присягезащита знамени и командира в боювоинская доблестьхрабрость и героизм в боюумение переносить тяготы и лишения воинской службы).

Традиции духовно-нравственного воспитания русского воина конца XIX — начала XX в. дихотомически выстраивались на основе выявленных признаков понятий «духовность» и «нравственность»: «стремление человека к идеалу» отражается в традициях, касающихся религиозно-православных традициях- «ориентация на высшие ценности» влияет на народно-патриотические традиции- «характер взаимоотношений между людьми» положен в основу уставно-отношенческих и ратно-боевых традиций.

Выполненное исследование отвечает интересам сегодняшнего дня, на повестке которого продолжает оставаться актуальной задача духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Многолетний опыт духовно-нравственного воспитания воинов русской армии помогает на практике извлекать из прошлых традиций все самое лучшее, что может применяться и в современных условиях. Традиции духовно-нравственного воспитания русских воинов конца XIX — начала XX в. являются ценными ориентирами для жизнедеятельности современной российской армии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российский государственный военно-исторический архив
  2. РГВИА. Ф. 1. Он. 1. Т. 1. Д. 332. Л. 17.
  3. РГВИА. Ф. 29. Оп. 1/153, Д. 136. Лл. 3−5.
  4. РГВИА. Ф. 354. Оп. 1. Д. 15. Лл. 5−99.
  5. РГВИА. Ф. 868. Оп. 1. Д. 820. Л. 47−48.
  6. РГВИА. Ф. 868. Оп. 1. Д. 820. Л. 67.
  7. РГВИА. Ф. 868. Оп. 1. Д. 820. Л. 68.
  8. РГВИА. Ф. 868. Оп. 1. Д. 820. Л. 69.
  9. РГВИА. Ф. 4160. Оп. 1. Д. 3. Л. 132.
  10. РГВИА. Ф. 4160. Оп. 1. Д. 3. Лл. 133−134. Российский государственный архив
  11. РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 1433. Л. 13.
  12. РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 2055. Лл. 44−45.
  13. РГИА. Ф. 806. Оп.4. Д. 5566. Лл. 2−3. Центральный исторический архив Москвы
  14. ЦИАМ. Ф. 63. Оп. 3. Д. 820. Л. 19.
  15. ЦИАМ. Ф. 1639. Оп. 1. Д. 38. Л. 49.
  16. ЦИАМ. Ф. 1639. Оп. 1. Д. 236. Л. 12.
  17. ЦИАМ. Ф. 1639. Оп. 1. Д. 236. Л. 20.
  18. ЦИАМ. Ф. 1639. Оп. 1. Д. 236. Л. 21−22.
  19. ЦИАМ. Ф. 1639. Оп. 1. Д. 256. Л. 20.
  20. ЦИАМ. Ф. 1639. Оп. 1. Д. 256. Л. 23. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  21. Первое полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Т. 5. -СПб., 1830.-С. 318−320.
  22. Полное собрание законов Российской империи. Собр.1-е. СПб., 1830. Т.6. № 3485. — С. 42−48.
  23. Положение «Об управлении церквами и духовенством военного и морского духовенства» // Вестник военного духовенства. 1890. № 14. С. 425.
  24. Устав дисциплинарный. Книга XXIII. 1869. Изд. 4-е с дополнениями и изменениями по 15 октября 1915 г. с добавлениями текстов разных статей. Киев: Книжный магазин Н. Я. Оглоблина, 1916.
  25. Устав Воинский о должности генералов фельдмаршалов и всего генералитета и прочих чинов. — М.: Сенатская Типография у Селиванского, 1808.
  26. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб. науч. тр. и материалов по итогам научной конф. 27−30 сентя 2004 г.: в 2 ч. Волгоград: Перемена, Ч. 1. — 2005. — 405 с.
  27. , М. Участие офицеров в религиозно-нравственном воспитании солдат / М. Алабовский. Харьков, 1911.- 23 с.
  28. , В.Г. Влияние христианского учения на развитие гуманистической педагогической традиции ХУИ-ХХ веков: автореф. дис.докт. пед. наук /В.Г. Александрова. М, 2003. — 46 с.
  29. , А. П. Русская традиция / А. П. Андреев, А. И. Селиванов. М.: Алгоритм, 2004. — 317 с.
  30. , А.Н. Празднование 175-й годовщины Первым кадетским корпусом / А. Антонов. СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1907. — 18 с.
  31. , А.Г. Психология личности: принципы общепсихол. анализа: учеб. для вузов / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  32. О.И. Российская кадетская перекличка / О. И. Барковец. М.: Спутник Пресс, 2010 — 193 с.
  33. , T.B. Новое положение об управлении церквами и духовенством Военного и Морского ведомств // Соч. Т. В. Барсова. СПб.: тип. А. Катанского и К°, 1893. — [2], 76 с.
  34. , Т.В. Об управлении русским военным духовенством // Т. Барсов. СПб.: тип. Ф. Елеонского и К°, 1879. — VI, 168 с.
  35. , А.И. Путь через века: Фрагменты истории войска российского в очерках, живописи, рис., свидетельствах участников событий и очевидцев / Алла Бегунова. М.: Мол. гвардия, 1988. — 302 с.
  36. , В.Г. Педагогика и религиозная традиция / В. Г. Безрогов // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии РАО. Вып.1. М., 2001. — С. 105−124.
  37. , JI.H. История отечественной педагогики / Л. Н. Беленчук. М.: ПСТГУ, 2005.- 182 с.
  38. , В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: дис. докт. пед. наук/В.А. Беляева. М., 1999. — 339 с.
  39. , Т.А. Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении старшеклассников и учителей: монография / Т. А. Берсенева. СПб.: СПбАППО, 2004. — 172 с.
  40. , М.С. Духовно-нравственное становление студентов в образовательном процессе ВУЗА: дис. канд. пед. наук. СПб, 2001.- 144 с.
  41. Боголюбов Моисей, иеросхим. Сим победиши! Православие. Армия. Держава. М.: Глагол, 2002. — 111 с.
  42. , И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания: дис.. канд. философ, наук / И. М. Бочарова. Воронеж, 1998. — 145 с.
  43. , И. Мысли священнослужителя по поводу предстоящего празднования 50-летнего юбилея обороны Севастополя // Вестник военного духовенства, 1903.- № 24. С. 751−756.
  44. , В. Офицеры в рясах. М.: Госиздат, 1930.
  45. Вестник военного духовенства. 1907. — № 2.
  46. Военная энциклопедия // Под редакцией Величко К. И. СПб., 1912. Т.6.-1013 с.
  47. Военная энциклопедия в 18-ти т. // Под редакцией Новицкого В. Ф. -М.: Типография Товарищества И. Д. Сытина, 1911.
  48. , Г. Извлечение из распоряжений Духовного Начальства для руководства при ведении церковной отчетности и денежной в частности. СПб.: тип. «Арт. журнал», 1904. — 113 с.
  49. , H.H. Традиции кубанского казачества в военно-патриотическом воспитании защитников Отечества середины XIX -начала XX века: дис. канд. пед. наук / H.H. Голезякова. Анапа, 2006.- 163 с.
  50. , А.Б. Вера и верность. Очерки из истории отношений Русской Православной Церкви и Российской армии / А. Б. Григорьев. -М.: Кучково поле, 2005. 469 с.
  51. , А.Н. Научные и методические проблемы истории педагогики и сравнительной педагогики / А. Н. Джуринский. -М.: Прометей, 2005. 193с.
  52. , Т. О значении поста для православных воинов // Вестник военного духовенства. 1892. — № 4. — С. 102.
  53. , С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С. Ю. Дивногорцева. -М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2008. 240 с.
  54. , С.Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: автореф. дис. докт. пед. наук / С. Ю. Дивногорцева. М, 2011.- 39 с.
  55. , А.П. Руководство по истории русской церкви / Сост. А. П. Доброклонский. Вып. 1. М.: тип. Л. Ф. Снегирева, 1889.-2., IV, 306 с.
  56. , В.В., Дроздов, П.А. Воспитание военнослужащих на боевых и воинских традициях // Военная мысль. 2008. № 7. — С. 44−49.
  57. , Е.Е. Социально-культурная деятельность в воинской части на основе православных традиций: дис. канд. пед. наук / Е. Е. Дьяченко. Тамбов, 2004. — 246 с.
  58. , H.A. На службе трех императоров. М.: Журн. «Наше наследие»: Гос. фирма «Полиграфресурсы», 1996. 573 с.
  59. , С.Н. Российская воинская культура: опыт интерпретации: дис. канд. культурологи / С. Н. Ермоченко. Саратов, 2009 — 150 с.
  60. , С.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры»: автореф. дис. канд. пед. наук / С. А. Ефименкова. Курск, 2004. — 22 с.
  61. , Ю.Л. Петербургские парады. Праздники и церемонии с участием войск в XVIII начале XX века. — Санкт — Петербург: Белл, 2003.-20 с.
  62. , В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. / В. В. Зеньковский. М. Школа-Пресс, 1996.- 272 с. 72.3олотарев, О. В. Стратеги духа армии. Армия и Церковь в русской истории, 988−2005 гг. / О. В. Золотарев. Челябинск: Социум, 2006.
  63. В.В. Понимание экзистенциального выбора: жизнь в страданиях или эвтаназия // Вопросы психологии 1998. — № 3. — С. 5−9.
  64. , В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации: автореф. дис. докт. пед. наук / В. В. Игнатов. Челябинск, 2000. — 49 с.
  65. , Ф.В. Встреча новобранцев в роте: наставление нижним чинам командира роты // Вестник военного духовенства. -1898.- № 3.-С. 85.
  66. Известия, объяснения // Вестник военного духовенства. 1891. — № 20. -С. 640−650.
  67. И.А. Путь духовного обновления: собрание сочинений в 10 т. Т. 1. -М., 1993.-324 с.
  68. Ириней Орды, еписк. О религиозном воспитании в семье // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия Педагогика. Психология. 2007. — № 3. — С. 68−76.
  69. , М. С. О духовном // Вопросы философии. 1985.- № 9. -С.39−43.
  70. , И.А. Обучение и воспитание в российской армии (XVII-XIX вв.): Сб. лекций / И.А. Калашников- Воен.-инж. акад. им. В. В. Куйбышева. М.: ВИА, 1993. — 76 с.
  71. , Н. Историческая записка о военных пастырях, участвовавших со своими воинскими частями в Крымскую войну при обороне Севастополя и удостоенных особых знаков отличия // Вестник военного духовенства, 1904. № 14−18. — С. 439−568.
  72. А.И. История подготовки офицерских кадров в России / А. И. Каменев. М.: ВПА, 1990. — 238 с.
  73. , Н.С. Сознание субъект познания внутреннего мира человека // Философия, вера, духовность*, истоки, позиция и тенденции развития: монография под редакцией О. И. Кирикова. — Книга 18. -Воронеж: ВГПУ, 2009. — С. 22−29.
  74. , М.Н. Эволюция духовных традиций российского воина: культурфилософский аспект: дис.. канд. филос. наук / М. Н. Кокоев. -Ставрополь, 2009 164 с.
  75. , В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. / В. Н. Колесников. М.: ИПРАН, 1996. — 224 с.
  76. Кологривов Иоанн, иером. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации // Составитель O.A. Платонов. М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2000. — С. 237.
  77. , А.П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства: дис. канд. пед. наук / А. П. Колпакова. Якутск, 2004. — 160 с.
  78. , И.Г. Формирование ценностей образования у студентов-первокурсников в процессе адаптации к обучению в вузе: дис. канд. пед. наук. / И. Г. Корепанова. Киров, 2002. — 169 с.
  79. , Д.Н. Классические педагогические системы Ж.Ж. Руссо и И. Ф. Гербарта в аспекте православной педагогики: автореф. дис. канд. пед. наук / Д. Н. Кравченко. Краснодар, 2004. — 24 с.
  80. , Ф. Беседа с новобранцем // Вестник военного духовенства. -1900. № 2. — С. 38.
  81. , Е.В. Противоречия духовного мира офицера современной российской армии: дис. канд. филос. наук / Е. В. Кучеров. М., 2008.-156 с.
  82. , H.A. Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности: автореф. дис. д-ра пед. наук. / H.A. Лазарев. Сочи, 2001.-33 с.
  83. , Ф.М., прот. Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (1800−1900 гг.) // Сост. свящ. Лейб-гвардии кон. полка Федор Ласкеев. СПб.: Т-во худож. печати, 1900. — 2., 151 с.
  84. , Д.И. История педагогики и образования: учебник для студентов высших учебных заведений / Д. И. Латышина. М.: Гардарики, 2008. — 527 с.
  85. , В.П. Лекции по истории философии. Ч. 1. / В. П. Лега. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1999. — 162 с.
  86. , П. Памятная книжка о правах и обязанностях армейского духовенства.-Гельсингфорс, 1870.
  87. , С.Н. Военные библиотеки в России (XIX начало XX века) / С. Н. Лютов, A.M. Панченко. — Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2007. — 303 с.
  88. , JI.B. Словарь по социальной педагогике: учебное пособие для студ. высш. учеб заведений / Л. В. Мардахаев. М.: Академия, 2002. — 368 с.
  89. , В.Е. Традиции офицерского корпуса русской армии / В. Е. Морихин. М.: Кучково поле: Военная кн., 2010. — 622 с.
  90. Мороз Алексей, свящ. Образ русской школы / свящ. А. Мороз. -СПб.: Сатис, 2002. 160 с.
  91. Мороз Алексей, свящ. Россия перед выбором. Духовность истинная и ложная/ свящ. А. Мороз СПб: Сатис, 1998.- 183 с.
  92. Морской устав. СПб: Типография Морского Министерства, 1885.-478 с.
  93. , П. Беседа о важном значении воинского знамени в полку // Вестник военного духовенства. 1890. № 12. — С. 358.
  94. , В.М. Культурно-досуговая работа в армии и на флоте России и ее роль в воспитании военнослужащих: 1855−1914 гг.: дис.. канд. ист. наук / В. М. Москвина. М., 2008 — 268 с.
  95. , A.B. Общение в процессе воспитания: учеб. для студентов вузов / A.B. Мудрик. — М.: Пед. о-во России, 2001. 319 с.
  96. , Н. Исторический очерк управления духовенством Военного ведомства в России // Соч. Николая Невзорова. СПб.: тип. Ф. Г. Елеонского и А. И. Поповицкого, 1875. — [2], VI, 101 с.
  97. , Н.Д. Духовность залог свободы человека / Н. Д. Никандров // Школа духовности. — 1998.- № 2. — С. 40−44.
  98. Р. Наставление унтер-офицерам и готовящимся к этому званию в учебном отряде. Киев: Типография Окружного Штаба, 1910.-24 с.
  99. , В.Ф. Военная энциклопедия. М.: Типография Товарищества И. Д. Сытина, 1911. — Т.4.
  100. , Е.В. Духовно-нравственное образование младших школьников на основе этнокультурных традиций народов Бурятии: дис. канд. пед. наук /Е.В. Номогаева. Улан-Удэ, 2003. — 167 с.
  101. , Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность / Ю. Г. Носков. М, 2000. — 186 с.
  102. О долге и чести воинской в российской армии: собрание материалов и статей // Составил Ю. А. Галушко, A.A. Колесников // Под редакцией В. Н. Лобова. М.: Воениздат, 1990. — 364 с.
  103. , М. Слово военного священника. // Военный вестник. 1907. № 1.-С. 13.
  104. Освящение полкового образа в 184 пехотном полку // Вестник военного духовенства. 1902. — № 7. — С. 210−213.
  105. Основные понятия о нравственности, праве и общежитии. Курс законоведения для кадетских корпусов. СПб: тип. М. Стасюлевича, 1889.- 144 с.
  106. , A.M. История войсковых офицерских библиотек в русской армии: XIX начало XX века: автореф. дис.. канд. ист. наук / A.M. Панченко. — Новосибирск, 2005. — 21 с.
  107. , Н.Е. Современная практика православного благочестия. Книга 1. СПб.: Сатис, 1997. — 319 с.
  108. , Т.Н. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: дис.. докт. пед. наук / Т. И. Петракова. М., 1999. — 440 с.
  109. , H.A. Воспитание воинов российской армии отечественной историей, вторая половина XIX века февраль 1917 г.: Опыт, проблемы, уроки: дис.. докт. ист. наук / H.A. Печень. — М., 2000. -429 с.
  110. Полный учебник для пехотных учебных команд / Сост. А. Яценко. Изд. 2-е СПб., 1896.
  111. , М. Пособие к курсу богословия, читаемому в Отдельных гардемаринских классах. Пг., 1915.
  112. , C.B. Иллюстрированный военно-исторический словарь: всеобщая энциклопедия военного дела / C.B. Потрашков,
  113. A.C. Потрашков. М.: Эксмо, 2007. — 735 с.
  114. Празднование 175-й годовщины Первым кадетским корпусом.-СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1907.
  115. Практический справочник по православию / свящ. Георгий Селин и др.- под общ. ред. протоиер. Алексия Уминского. М.: Русское энцикл. товарищество: OJIMA Медиа Групп, 2008. — 1022 с.
  116. , Е.С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в условиях профильного лагеря: монография / Е. С. Птушкина, Н. П. Сенченков. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009.- 182 с.
  117. , В.М. Духовно-нравственное становление личности будущего учителя: теория и практика: автореф. дис. докт. пед. наук. /
  118. B.М. Пустовалов. Оренбург, 2002. — 45 с.
  119. , В.Ф. Материалы о жизни и революционной деятельности: В 2-х томах. Иркутск, 1980. — Т. 1.
  120. , С. О Суворове: Чтение для народа / Соч. С. Рождественского. 3-е изд. — СПб.: Постоян. комис. нар. чтений, 1885.-49 с.
  121. , JI.B. Гуманистическая традиция как феномен отечественного педагогического наследия второй половины XIX века: дис. докт. пед. наук / JI.B. Романюк. Киров, 2002. — 370 с.
  122. JI.B. Гуманистические традиции отечественной педагогики второй половины XIX начала XX вв. Монография. — М.: Национальный институт бизнеса, 2008. — 204 с.
  123. , А.Е. Христолюбивое воинство: Православная традиция рус. армии / Сост. А. Е. Савинкин и др. М.: Воен. ун-т, 1997.-494 с.
  124. Святая Русь: Энциклопедический словарь русской цивилизации / Сост. O.A. Платонов. М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2000- 1037 с.
  125. A.A. Добросельской- Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина. Рязань, 2012. — С. 93−95.
  126. , В.А. Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской Армии: дис.. канд. пед. наук / В. А. Сидорчук. Рязань, 2008. — 235 с.
  127. , В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов /
  128. B.А. Ситаров, В.Г. Маралов- Под ред. В. А. Сластенина. -М.:Academia, 2000. 211 с.
  129. , П. Краткий сборник правил и форм церковно-служебного письмоводства военных священно-церковно-служителей. -Вильна, тип. Штаба Вилен. воен. окр., 1901.-91 с.
  130. Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: дис. канд. пед. наук. М., 1995. 192 с.
  131. , В.А. К.Д. Ушинский: онтологические основания православной педагогики. М. — Ярославль, 2004. — 10 с.
  132. , В.И. Реальность субъективного духа // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. — С. 304−395.
  133. , А. прот. История флотского духовенства. Пг.: тип. «Сельский вестник». 4.1. 1914. — 76 с.
  134. А., прот. Назначение священнослужителей во флот в царствование Петра I // Вестник военного и морского духовенства, 1914.-№ 21.
  135. , И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии: монография / И. А. Соловцова. Волгоград: Перемена, 2006. — 247 с.
  136. B.C. Оправдание добра / B.C. Соловьев. М.: Республика, 1996. — 478 с.
  137. , М.Ф. Пастырские наставления кадетам 11-го Корпуса / Законоучитель свящ. М. Ф. Союзов. СПб.: 2-й Кадет, корпус, 1896.- 16 с.
  138. Столетие военного министерства. 1802−1902. Т. III, Ч. 1. -СПб, 1907.
  139. , B.C. Нравственное воспитание подростков в православно-ориентированной детской общественной организации: автореф. дис. канд. пед. наук / B.C. Стрелов. М., 2006.- 48 с.
  140. , JI.B. Искание высот. Христианская жизнь / JI.B. Сурова. -М.: Христианская жизнь, 2004. 160 с.
  141. , А.К. Морально-психологическая подготовка военнослужащих Русской Армии в первой половине XIX века: историческое исследование: дис.. канд. ист. наук / А. К. Тажиев. М., 2008. — 203 с.
  142. , A.B. Офицерские собрания в России. Конец XVIII -начало XXI века: автореф. дис.. докт. ист. наук / A.B. Тихомиров. -СПб., 2010.-40 с.
  143. , В.Ю. Духовный и нравственный потенциал молодежи как основа жизни и безопасности России // Духовно-нравственноездоровье детей и молодежи Московской области: опыт, проблемы и перспективы. М., 2004. — С. 18−25.
  144. , П. Устройство в войсках чтений с туманными картинками // Вестник военного духовенства. 1893. — № 18. — С. 571.
  145. Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла. -М.: Московский Сретенский Монастырь, 1996. 973 с.
  146. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев и др. 2-е изд.- М.: Сов. энцикл., 1989. — 814 с.
  147. , М.С. Система духовно-нравственного воспитания военнослужащих российской армии, проходящих службу по призыву: дис. канд. пед. наук /М.С. Фомин. СПб., 2010. — 223 с.
  148. , Ш. Ш. Проблемы духовности и образовательный процесс // Вестник Челябинского университета. Сер. 5. Педагогика. Психология. Челябинск, 1996. № 1. — С. 46−51.
  149. , И.В. Исторические традиции гренадерских и пехотных полков русской армии: опыт изучения и сохранения: 1874−1918 гг.: дис.. канд. ист. наук. Великий Новгород, 2006. — 258 с.
  150. Церковь лейб-гвардии Семеновского полка в честь ведения в храм пресвятой Богородицы // Вестник военного духовенства. 1891. -№ 24. — С. 750.
  151. , С.Ю. Русская Православная Церковь и религиозно-нравственное воспитание личного состава армии и флота, 1800−1917 гг.: дис. докт. ист. наук. СПб., 1999. — 497 с.
  152. , Н.П. Проблема развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли (XVII-XX вв.): автореф. дис. канд. пед. наук / Н. П. Шабалкина. Чебоксары, 2003. 22 с.
  153. , В.Д. Духовность как реализация личного смысла бытия // Школа духовности. 2000. — № 2. — С. 9−15.
  154. Шаталов, A.A. JI.H. Толстой о воспитании человека // A.A. Шаталов. М.: Моск. психол.-социал. ин-т. — Воронеж: МОДЭК, 1999.-217 с.
  155. , О.В. Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях: Социально-философский анализ: дис. канд. филос. наук. М., 2004. 163 с.
  156. , Е.А. Государственно-политическое воспитание армии. Российский военный сборник «Душа армии». Вып. 13 / Сост. И. В. Домнин. -М., 1997.
  157. , О.Б. Нравственное становление детей в православном семейном воспитании: дис. канд. пед. наук / О. Б. Шелыгина. Киров, 2004.- 191 с.
  158. Шестун Евгений, прот. Православная педагогика / Е. Шестун. -М.: Православная педагогика, 2001.- 559 с.
  159. , H.JI. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли (вторая половина XIXпервая половина XX вв.): автореф. дис. докт. пед. наук. Белгород, 2006. — 42 с.
  160. , Ю.Н. Цели и ценности нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском Университете: дис. канд. пед. наук / Ю. Н. Штретер. Казань, 2004.- 244 с.
  161. , Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота / протопресвитер Георгий Шавельский. -Изд. 3-е. М.: Изд-во Крутицкого подворья: О-во любителей церковной истории, 2010.-701 с.
  162. , Г. Освящение знамен, Высочайше пожалованных 33, 34, 35 и 36-му Восточно-Сибирским стрелковым полкам // Вестник военного духовенства. 1904. — № 11. — С. 660.
  163. , Г. И. Руководственные указания духовенству действующей армии. М., 1916.
  164. , И.Г. Воспитание современного солдата и матроса. -СПб.: Экон. типо-лит., 1908.- 311 с.
  165. , A.A. Служение отечеству как духовная традиция российского воина: социально-философский анализ: дис.. канд. филос. наук. Монино, 2006. — 219 с. 186.
  166. , Т.Ю. Православные традиции офицерского состава Российской армии: культурологический анализ: дис. канд. культурологии / Т. Ю. Язынина. Краснодар, 2010. — 194 с.
  167. , П.П. Влияние веры на воинское дело в нашей и иностранной армиях. М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1900.-24 с.
  168. , О. Л. Духовное воспитание: история и современность: дис. докт. пед. наук / О. Л. Янушкявичене. М., 2009. — 429 с.
  169. Яфимович. Мысли о современном воспитании и обучении людей и кавалериста в частности. С-Петербург: Типография Главного Управления Уделов, 1908. 39 с.
Заполнить форму текущей работой