Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-педагогические идеи И. Песталоцци

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В чем суть социальной педагогики Песталоцци? Цель воспитания он видел в развитии природных способностей человека, их совершенствовании. Как и Руссо, обращается к природосообразности, но не рассматривает природу ребенка романтически, а считает необходимым помогать этой природе в самореализации. Песталоцци отвергал методы воспитания, при которых дети отрывались от общения с природой, на длительный… Читать ещё >

Социально-педагогические идеи И. Песталоцци (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

И. Песталоцци (1746−1827), педагог. Швейцария.

В педагогику пришел как демократ-реформатор. Дважды, в 1774 г. и 1799 г., создавал преимущественно на свои средства приюты для детей-сирот и беспризорных в Нейгофе и Станце. Принимал детей больных, в лохмотьях, забитых и дерзких. Жизнь в приютах организовывал по принципу семьи, выхаживал детей отеческой заботой и терпением. Они отвечали взаимностью, но он был вынужден расстаться ними: не было средств на содержание приютов (первый просуществовал 6 лет, второй 5 месяцев). Попытки Песталоцци соединить обучение с производительным трудом и продержаться за счет того, что дети заработают сами, не удались. В трудном материальном положении оказался и i им, бедствовала его семья.

Песталоцци 18 лет занимался литературной работой. Наибольший успех ему приносит педагогический роман «Лингард и Гертруда». Имя Песталоцци становится известным, он получает место учителя, результаты его работы впечатляют. В полгода он выучивал детей писать, читать, считать; обыкновенный учитель делал это за три года. Ему не верили, проверяли, наконец, одна из комиссий подвела итог: «Его система пригодна для всех времен и народов. Она проста и последовательна, как природа».

Песталоцци поручают создать образцовое учебное заведение, что он и делает с 1805 г. в Бургдофе, а затем в Ивердоне. Здесь он совершенствует свои методы упрощенного обучения, работает над методикой, с помощью которой каждая мать могла бы обучать своих детей, издает для этого новые книги. Песталоцци знаменит, увлечен трудом, превращает учебное заведение в институт. И вдруг останавливается, так как видит, что имеет дело не с обездоленными детьми, как в прежних приютах, а преимущественно с сыновьями преуспевающих дельцов. В 1825 г. оставляет институт. Обдумывает возможность переезда в Россию, но вскоре умирает. На его надгробии есть и та* пи строка: «Все для других, ничего для себя».

В чем суть социальной педагогики Песталоцци? Цель воспитания он видел в развитии природных способностей человека, их совершенствовании. Как и Руссо, обращается к природосообразности, но не рассматривает природу ребенка романтически, а считает необходимым помогать этой природе в самореализации. Песталоцци отвергал методы воспитания, при которых дети отрывались от общения с природой, на длительный срок ввергались в мерший для них мир букв и чужих слов, в обстановку, когда ребенок останавливается в своем развитии. Воспитание начинается с первого дня жизни, и здесь исключительно велика роль матери. Педагогам следует научить методам и средствам воспитания. Все силы ребенка должны развиваться естественным путем, не подвергаясь влиянию чуждой среды. И всегда следует помнить, что естественное развитие происходит постепенно, Таким же путем обязано следовать воспитание.

Важное место в педагогике Песталоцци занимает его теория элементарного образования, ориентированная, по сути, на всестороннее воспитание, включающее умственное, нравственное, физическое, эстетическое.

В семье, утверждал Песталоцци, заложены истоки нравственного воспитания. Все дается с естественной любви ребенка к своей матери, затем любовь переносится на других членов семьи, окружающих людей, и, наконец, на все человечество. Нравственное поведение закрепляется в действиях, поэтому школе следует избавиться от изощренной словесной морали и стать большой семье, в которой учитель должен уподобиться любящему родителю. Поступкам учащихся лучше всего противостоит метод естественных воздействий: живого ученика лишний раз сделать дежурным, ленивого — заставить .аз принести дрова и т. д.

Песталоцци исключительно много сделал для развития народной (начальной) школы. Обогатил содержание обучения в ней, введя занятия по географии, естествознанию, элементарной геометрии, рисованию. Добивался, чтобы задачей воспитания в народной школе стало развитие духовных сил и способностей ребенка в соответствии с природной сообразностью. Подготовил много учителей, приобщил их к теории элементарного образования, вооружил своими методиками. В результате уровень народных школ Швейцарии значительно поднялся, ее опыт изучали и перенимали в других странах. Плодотворная деятельность Песталоцци в области семейного и трудового воспитания, изучения личности ребенка, создание приютов содействовала появлению новых направлении в педагогике. Ярка и личность самого Песталоцци, столь отвержено отдававшего себя, свой профессиональный талант детям, школе, народу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой